Научная статья на тему 'Исследование факторов виктимного поведения подростков и технология оказания помощи детям, потрадавшим от жестокого обращения'

Исследование факторов виктимного поведения подростков и технология оказания помощи детям, потрадавшим от жестокого обращения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1419
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ ЖЕРТВЫ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / VICTIM'S BEHAVIOR / FACTORS OF A VICTIM'S BEHAVIOR / CRUEL TREATMENT / PSYCHOLOGICAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьяненко Т. И.

В статье представлены результаты научно-теоретического анализа показателей, выступающих в роли личностных предпосылок виктимного поведения подростков; выявлены факторы, влияющие на формирование виктимного поведения личности. Установлено, что имеется потребность в психологическом сопровождении подростков, оказавшихся жертвами насилия; предложены основные направления работы психологов по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьяненко Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTIGATION OF THE FACTORS OF VICTIM'S BEHAVIOR AMONG TEENAGERS AND METHODS OF HELPING CHILDREN WHO SUFFERED CRUELTY

The paper presents the results of scientific and theoretical analysis of features that are treated as individual preconditions of victim's behavior of youth. The factors influencing victim's conduct have been singled out. The work also states that there is necessity in a psychological supervision of teenagers, who have suffered cruelty. The author offers general directions of the work of a psychologist who is to assist children, experienced a cruel treatment.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов виктимного поведения подростков и технология оказания помощи детям, потрадавшим от жестокого обращения»

вовом статусе коренных малочисленных народов Республики Алтай, принятие которого послужит основой и для развития нормативно-правовой базы местных органов самоуправления, на территории которых проживают данные этнические общности.

Таким образом, проведенный анализ нормативно-правовых документов показывает, что действующее законодатель-

ство РФ создало хорошую базу для развития правового статуса коренных малочисленных народов, но многие его положения остались декларативными. Они требуют дальнейшего совершенствования и принятия новых нормативных актов для создания механизма реализации законов на уровне субъектов РФ, в том числе и в Республике Алтай.

Библиографический список

1. Мюллерсон, Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991.

2. Кряжков, В. А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. - М. - 1994. - № 6.

3. Кряжков, В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. - М. - 1996. - № 1.

4. Киселёв, Е.А. Правовое положение коренных малочисленных народов Приамурья: автореф. дисс.... канд. юр. наук. - М., 2001.

5. Кряжков, В.А. О значимости ст. 69 Конституции РФ «Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России» // Государство и право. - М. - 1994. - № 6.

6. Волкова, Г.М., Касутина, М.Н. Конвенция 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах // Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Дальнего Востока Российской Федерации в области экологии и традиционного природопользования: сборник нормативно-правовых актов / сост. Г.М Волкова, М.Н. Касутина. - Хабаровск: Изд-во Хабаров, 2002.

Статья поступила в редакцию 23.10.09

УДК 14.31.07

Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail:ksp@gasu.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

В статье представлены результаты научно-теоретического анализа показателей, выступающих в роли личностных предпосылок виктимного поведения подростков; выявлены факторы, влияющие на формирование виктимного поведения личности. Установлено, что имеется потребность в психологическом сопровождении подростков, оказавшихся жертвами насилия; предложены основные направления работы психологов по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение.

Ключевые слова: виктимное поведение, факторы виктимного поведения, поведение жертвы, жестокое обращение, психологическое сопровождение.

В последние годы проблема насилия подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с выявлением социальных, политических, культурных, психологических и биологических факторов, способствующих возникновению насилия и передачи его из поколения в поколение. В связи с этим, становиться необходимым, исследовать виктим-ное поведение жертвы. Глубокое изучение предпосылок вик-тимности возможно при условии интеграции теоретической и практической психологии с науками криминального цикла. Несмотря на то, что данное явление в достаточной степени описано в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов исследования данного явления в плоскость общей и возрастной психологии.

Разрозненность данных, отсутствие четкого понятийного аппарата, не разработанность диагностического комплекса для изучения личности виктимных подростков не позволяет составить представление о психологических факторах и условиях виктимной деформации личности подростков.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью раннего выявления групп риска для профилактической работы и предотвращения возможности стать жертвой.

Теоретический анализ учения о жертве показывает, что существуют различия в определении научного статуса викти-мологии, нет единого направления исследований в виктимо-логии. Проблеме насилия посвящены исследования отечественных психологов Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания (Л.С. Алексеева, А.Д. Кошелева, Е.Т. Соколова, Б.Ю. Шапиро), которые являются основанием теоретических положений рассматриваемой проблемы. В аспекте проблемы насилия в международном профессиональном сообществе используются следующие классификации видов насилия, основанных на характере насильственных действий, и в соответствии с которыми разрабатываются и внедряются специализированные исследовательские, профилактические и коррекционные программы.

Физическое насилие - причинение физического вреда,

под которым понимается нарушение анатомо-физиологиче-ской целостности человека посредством применения физической силы. Выделяют такие формы, как побои, удары, шлепки, нанесение телесного повреждения, запреты, угрозы, ограничение прав и свободы человека.

Экономическое насилие - лишение права голоса при расходовании денег, присвоение сбережений без согласия других членов семьи и пр.

Медицинское насилие - умышленный отказ больному необходимого лекарства, намеренная передозировка, приводящая к зависимости и пр.

Сексуальное насилие - вид домогательства, который выражается в принуждении к сексу, в навязывании совершения сексуальных действий.

Психологическое (эмоциональное) насилие выражается в форме угроз, высмеивания, изоляции от членов семьи, друзей, причинение душевных страданий, в развитии чувств бессилия, страха.

Семейное насилие - агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых причиняется вред, травма, унижение, не удовлетворяются базовые потребности.

Особенно тяжелые последствия имеет насилие в детстве и юношестве. Дети, подростки, юноши переживают чувство стыда, боли, бессилия. У них наблюдается расстройства эмоциональной сферы, выражающееся в повышенной тревожности, подавленном настроении, в депрессиях.

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми психологи относят: алкоголизм, признаки асоциальной личностной дезорганизации и криминальность; незрелость родителей, отсутствие социально-психологической помощи, низкая самооценка у родителей; личностные проблемы, жесткие моральные нормы, одиночество и плохое здоровье матери.

Большое число семей с конфликтными отношениями, а также асоциальных дезорганизованных семей являются областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, отсутствие необходимых условий для удовлетворения жиз-

ненно необходимых потребностей детей в защите и уходе. Цель психологической помощи жертвам насилия, детям, оказавшимся в кризисных ситуациях заключается в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении.

В исследовании жестокого обращения с детьми в Республике Алтай основным предметом изучения являются дети, пережившие насилие и жестокое обращение. Основные задачи, поставленные перед участниками проекта сформировать базу данных и систематизировать факты жестокого обращения с детьми, отобрать диагностический инструментарий, провести психопрофилактику и психокоррекцию, создать кризисный и консультационный центры, разъяснить законодательную базу по вопросам половой неприкосновенности несовершеннолетних. В проекте концептуальные и методологические установки ориентированы на комплексный подход к данной проблеме, интегрирующий достижения различных областей знаний.

В результате научно-теоретического анализа психологической литературы был выделен необходимый круг переменных, выступающий в роли личностных предпосылок виктим-ного поведения. В личностном портрете жертвы насилия психологи выделяют такие психологические свойства как фатализм, робость, скромность, отсутствие чувства безопасности, выраженную податливость внушению [1]. Туляков В.А. обращает внимание на нежелание изменить собственное положение без вмешательства извне, низкую самооценку, повышенную готовность к обучению виктимному поведению, растерянность в стрессовых условиях, несформированность морально-этических установок [2].

Научно-теоретический анализ психологических исследований по данной проблеме позволил выделить психологические компоненты виктимной личности подростков.

Таблица 1

Психологические компоненты виктимной личности

Аспекты виктим-ного поведения Характеристика Авторы

Социально-роле- вой Описывает виктимность с точки зрения соотношения личностных и ролевых качеств потенциальной жертвы Мухина В.С., [3] Руденский Е.В.[4]

Интеллектуально- волевой Включает в себя характеристики сознательной, целесообразной, целеобуслов-леной виктимности - комплексы неполноценности, комплекс мнимой жертвы и т.д. Еникеев М.И [5]., Фрейд А. [6]

Аксиологический Несформированность ценностных ориентаций Асмолов А.Г. [7] Клейберг Ю.А.[8]

Деятельностно- практический Описывает типовые формы поведенческой активности виктимных подростков, форму, природу и закономерности отношений между ними

Эмоционально- установочный Содержит психологические факторы, сообразующиеся с виктимностью подростка (бездумный риск, страсть к приключениям, повышенная критичность к родителям.) Реан А.А.[9], Туляков В. А. [2]

ый ны ксн е о К и из с О о о к у льт ту рн ных )акторов викти-

мизации подростков, показал, что формирование у младшего поколения массовых фрустраций, апатии, неуверенности, агрессии, вандализма, алкоголизма, наркомании повышает уровень криминализации общества.

По данным официальной статистики МВД Республики Алтай за период 2002-2009 гг. было совершено 2200 «родственных» преступлений, связанных с насилием против личности, 970 жертв - дети. Около 2000 детей ежегодно избиваются родителями. Каждый девятый ребенок гибнет, 200 подростков покончили жизнь самоубийством, более 500 подростков ушли из дома.

На формирование виктимной личности с деформированным личностным профилем влияют особенности социально-психологического воздействия (влияние социокультурного и социально-экономического статуса, виктимизации общества, особенности бытового окружения, воздействие средств массовой информации, гендерные особенности). Далее выделяется семейный фактор наличие агрессивной или игнорирующей модели воспитания, психопатологии одного из членов семьи, нарушение эмоционального климата в семье, наличие модели жертвенного поведения родителей, физическое насилие, алкоголизация, супружеские конфликты. Третий фактор - социально-педагогический (отсутствие индивидуального подхода к учащемуся, виктимная деформация педагога, оскорбительное отношение со стороны педагога и одноклассников, психологическое и физическое насилие, неприятие сверстниками). Все это нашло отражение в работах отечественных и зарубежных ученых [1; 4; 10].

Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации личности подростка остается семья, анализируется возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия между детьми, родителями, учителями, сверстниками и формированием психологического профиля виктимной, личности подростка. Каждый из указанных выше факторов может сделать личность подростка уязвимым, а его поведение виктимным.

Дальнейшей целью исследования в рамках данного проекта явилось выявление факторов возникновения виктимного поведения подростков. Для исследования личности подростков и особенностей взаимодействия в семье, в школе были использованы: 1) тест Люшера для исследования особенностей эмоционального развития подростков; 2) тест Кеттелла (подростковый вариант) для исследования личностных характеристик подростков; 3) тест «символические задания» Г.Г. Носкова с целью диагностики детско-родительских отношений; 4) методика склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой.

На этапе экспериментального исследования подросткам из сельской местности и города были предложены анкеты, в которых выявилась разница показателей по вопросам анкеты. На вопрос «встречались ли вы с насилием в своей жизни?» 3% сельских подростков и 4,9% городских подростков ответили, что постоянно встречаются с насилием; 11,2% и 21,5% встречаются с насилием «довольно часто»; 23,1% и 31,2 %«ино-гда»; 25,3% и 25,4 % «очень редко»; 38,4% и 21,3 % «никогда».

Полученные данные, показывают, что чаще всего к насильственным методам взаимоотношений подростки не относят эмоциональное давление, оскорбление, унижение сверстника, изоляцию и проявление ревности, т.е. психологические нормы насилия. Разница показателей ответов городских и сельских респондентов может быть обосновано особенностями влияния социальной среды, окружающей подростка, т.к. особенности взаимоотношений между людьми в большом городе оказывают значительное виктимное влияние на подростков.

Анализ ответов на вопросы анкеты «Если кто-то доводит меня до того, что я вскипаю, за дальнейшее я не отвечаю»

- 12,01% мальчиков и 9,2%девочек находятся чаще всего в аффективном состоянии; 17,2% мальчиков и 9,8% девочек чаще всего не отвечают за свои поступки в случае злости; всегда отвечают за свои действия 17,2% от общего числа мальчиков и 23,4% от числа девочек.

Анализ ответов на вопрос анкеты, показал, что 29,8% мальчиков и 27% девочек полностью возлагают ответственность на партнёра; 23,9% мальчиков и 21,4%девочек считают,

что «чаще всего» партнер виноват сам, если его избили; только 11,2% мальчиков и 15,81% девочек полностью реабилитируют жертву, даже если поведение жертвы злит партнера.

Таким образом, девочки чаще, чем мальчики считают, что человек должен отвечать за собственное поведение, независимо от того, насколько вызывающе ведет себя партнер. Мальчики же чаще девочек полагают, что жертва виновата сама и негативное поведение жертвы полностью или частично снимает ответственность с агрессора.

Для выявления закономерностей и взаимосвязи ответов подростков и их родителей была установлена взаимосвязь между агрессивным поведением родителей склонностью к агрессивному поведению ребенка.

1. Дети, чьи родители демонстрируют большой процент принятия виктимных социальных отношений, имеют высокий показатель виктимности и высокие показатели относительно принятия насилия как нормы жизни.

2. Дети, чьи родители не относят к семейному насилию эмоционально психологическое и изоляционное воздействие, а значит, находятся в достаточно агрессивной семейной среде, отличаются более высокими показателями агрессивного реагирования на жизненные события.

В рамках научного проекта разработана на базе психологического центра поддержке населения г. Горно-Алтайска превентивная программа «Жизнь без насилия.

В соответствии со стратегическими направлениями программы по предотвращению насилия над детьми были разработаны тренинговые и информационно - методические занятия для детей и их родителей, состоящие из нескольких блоков. Это блок работы с детьми 1-3-го класса «Ребята, давайте жить дружно!», блок для детей 5-7го класса «Как справиться со своей злостью» и блок для девочек-подростков 10-11 класса «Как не стать жертвой насилия». Каждый блок состоит из нескольких обязательных компонентов:

• Подготовка и выпуск информационных буклетов для детей и их родителей

• подготовка психологов для работы с детьми и их родителями по направлениям программы

• подготовка педагогов, обучение методам общения без насилия

• информационно- методические семинары для родителей

• тренинговые сессии для участников

Данная программа дает возможность получения информации о проблеме насилия, приобретения навыков ненасильственного поведения, которые дети, возможно, будут применять в общении друг с другом и привносить их во взрослую жизнь.

Цель программы: способствовать профилактике насилия в отношениях между сверстниками, развивать навыки ненасильственного (безопасного) поведения, дать ребенку представление о личностных ценностях.

Библиографический список

Задачи:

1) работа со средствами массовой информации, направленная на формирование в социуме непринятия насилия вообще и насилия, совершаемого в отношении детей, в частности;

2) работа с детьми по нескольким стратегическим направлениям: проведение комплекса коррекционно-психологического воздействия направленных на изменения психологических особенностей личности подростка в зависимости от типа вик-тимного поведения. Для подростков пассивного типа виктимизации это формирование положительной Я - концепции, повышение самооценки, улучшение отношения к себе, вера в свои возможности, изменение системы ценностей, формирование адекватной оценки ситуации, восприятие проблемных ситуаций и возможностей их разрешения. Для подростков агрессивного типа - это отработка способов избегания агрессии, обучение правилам конструктивного спора, работа с чувством вины, получение навыкав адекватного реагирования в ситуации конфликта, нормализация самооценки и детско-родительских отношений. Для подростков некритичного типа

- повышение самооценки, критичности, чувства ответственности, обучение социальным способам завоевания авторитета, вера в свои возможности, изменение системы ценностей, формирование адекватной оценки ситуации, восприятие проблемных ситуаций и возможностей их разрешения.

3) проведение информационных занятий по обеспечению детей навыками и знаниями, необходимыми для их личной безопасности и благополучия, информирование ребенка о том, где он может получить помощь, если она понадобится; комплексные обучающие семинары - тренинги направленные на овладение способами ненасильственного и невиктимного поведения.

4) практическая помощь детям, уже подвергшихся насилию;

5) работа с родителями, направленная на формирование навыков неагрессивного поведения в семье и на готовность помочь детям;

6) обучение, просвещение и подготовка специалистов, работающих с детьми, по проблеме насилия и его профилактике (педагогов, воспитателей детских садов, медицинских работников, представителей социальной защиты, участковых).

Достоинство данной программы состоит в том, что в ней выделены все структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени. Кроме того, программа включает в себя как собственно психологическую, так и социальную коррекцию, захватывая не только непосредственно выделенную группу подростков, но и их микросоциальное окружение, что значительно повышает результаты психолого-педаго-гического воздействия. Важным является то, что все выделенные компоненты могут быть изменены, исходя из условий реализации программы и особенностей целевой группы.

1. Христенко, Е.Г. Психология поведения жертвы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Туляков, В. А. Генезис отклоняющегося поведения и классификация жертв преступлений. - Одесса, 2000.

3. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: Воронеж, 1999.

4. Руденский, Е.В. Виктимологическая экспертиза качества образования: психологические и социально-педагогические аспекты. - Новосибирск, 2000.

5. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996.

6. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. - М., 1999.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М., 1990.

8. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2001.

9. Реан, А.А. Агрессия и агрессивное поведение личности // Психологический журнал. - 1996. - № 5.

10 Андронникова, О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: материалы III Межрегиональной научно-практической конференции. В 2 ч. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. - Ч.2.

Статья поступила в редакцию 23.10.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.