Научная статья на тему 'Социально-профессиональная компетентность личности в контексте современного информационно-коммуникативного пространства'

Социально-профессиональная компетентность личности в контексте современного информационно-коммуникативного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / компетенция / информационно-коммуникативное пространство / виды компетентности / личность / Социальное взаимодействие / ценностно-смысловая ориентация / Competence / types of competences / Personality / information and communications space / Social relations / axiological and semantic orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конюхова Татьяна Васильевна, Арляпова Елена Викторовна

Рассматривается сущность компетенции и компетентности, социально-философские и практические подходы к изучению природы данных феноменов. Анализируются современные информационно-коммуникативные условия, влияющие на изменение компетентностей и компетенций, которые способствуют самоопределению и социально-профессиональной адаптации личности. Показано, что поле компетентностей очень широко, а в контексте информационного общества особое значение имеют социальная и профессиональные компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конюхова Татьяна Васильевна, Арляпова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the substance of competency and competence, social-philosophic and practical approaches to investigation of phenomenon natural data. The authors analyze modern information and communication conditions affecting the change of competence and competency which provide person self determination and social and professional adaptation. It was shown that the field of competencies is very wide and social and professional competencies are of special value in the context of information society.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональная компетентность личности в контексте современного информационно-коммуникативного пространства»

УДК 101.1:316.772.4:159.923

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Т.В. Конюхова, Е.В. Арляпова

Томский политехнический университет E-mail: konykhova@sibmail.com; eva@tpu.ru

Рассматривается сущность компетенции и компетентности, социально-философские и практические подходы к изучению природы данных феноменов. Анализируются современные информационно-коммуникативные условия, влияющие на изменение компетентностей и компетенций, которые способствуют самоопределению и социально-профессиональной адаптации личности. Показано, что поле компетентностей очень широко, а в контексте информационного общества особое значение имеют социальная и профессиональные компетентности.

Ключевые слова:

Компетентность, компетенция, информационно-коммуникативное пространство, виды компетентности, личность, социальное взаимодействие, ценностно-смысловая ориентация.

Key words:

Competence, types of competences, personality, information and communications space, social relations, axiological and semantic orientation.

Динамично изменяющийся современный мир, обусловленный трансформацией информационнокоммуникационного пространства в глобальном масштабе, определяет складывание общества иного порядка, где формируется новый тип технологии, изменяется природа труда, ценностные установки, отношение к успеху и успешности, пониманию богатства и благополучия. «Но главное, новые технологии требуют другого человека с новыми чертами характера, т. е. нового социального характера, как сказали бы М. Вебер или Э. Фромм, или нового менталитета, как сказали бы культурологи и философы нового поколения - Б.С. Гершунский, Ж. ле Гофф, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич и др.» [1. С. 107]. Все это в совокупности определяет изменение компетентностей и компетенций, которые способствуют самоопределению и социально-профессиональной адаптации личности, нахождению своего места в профессиональной деятельности, социализации, инкультурациии и т. д.

Трудность, связанная с трактовкой сущности компетенции и компетентности обусловлена тем, что одни исследователи используют эти понятия как взаимозаменяющие, другие же считаю, что они принципиально не сводимы друг к другу. Основателем теории компетентности по праву считается Д.К. МакКлелланд, который в 1973 г первым представил труд, открывший путь к ее исследованию [2].

В.В. Нестеров и А.С. Белкин рассматривают компетенцию как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - совокупность того, чем он владеет [3]. Иными словами, компетенция характеризует внутренний потенциал личности, а компетентность - реализацию этого потенциала. Некоторые исследователи отмечают, что понятия «компетенция» и «компетентность» категории, которые применимы буквально ко всем сферам человеческой деятельности, диалектически связаны друг с другом и обладают собственной спецификой [4]. Разграничение данных понятий

встречается уА.И. Ионовой, которая считает, что компетентность представляет собой сумму двух слагаемых: компетенции и личных и деловых качеств человека [5]. Исследование И.А. Зимней подчеркивает, что «все компетентности социальны в широком смысле слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они проявляются в этом социуме» [6. С. 11].

Если мы будем исходить из того, что компетенции являются первичными, то, следовательно, существующие в научной литературе подходы к изучению природы компетентности можно разделить на две группы: социально-философские и практические.

Социально-философские подходы изучают компетенции в структуре личности через приобретение опыта жизнедеятельности, в соотношении с нравственно-этическим нормами, степенью включенности в социокультурное пространство и др. Д.Б. Пилипишин считает, что философская компетенция определяет зону ближайшего развития субъекта, а ее наличие позволяет человеку иметь стратегическую картину мира и своего места в нем, собственные ориентиры, осознанное отношение к жизни, самостоятельный выбор целей и ценностей, быть ответственным за свои поступки [7. С. 53-63].

Практические подходы, к числу которых можно отнести механический, бихевиористский, деятельностный и иные, оптимально использовать при оценке и измерении компетенций, фиксирующих только «действие».

А.С. Роботова, В.А. Родионова и И.Г. Шапошникова полагают, что компетентность следует рассматривать в контексте профессиональной деятельности, где она характеризует личные возможности человека и его квалификацию, позволяющие ему принимать решения, благодаря имеющимся знаниям и навыкам [8].

Существуют различные виды компетентностей: общекультурная, межкультурно-коммуникатив-ная, социально-психологическая, информационная, специальная, личностная, индивидуальная компетентности [9. С. 161-164]. Широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет её измерение. Так, А.В. Хуторской приводит содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция [10. С. 9-10].

В отечественной психологии сформулированы положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда, то есть человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду. С этих позиций были разграничены три основные группы компетентностей, относящиеся «к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; к взаимодействию человека с другими людьми; к деятельности человека, проявляющиеся во всех её типах и формах» [11].

К первой группе относятся компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интеграции, гражданственности и самосовершенствования. Ко второй группе - компетенции социального взаимодействия, компетенции в общении. И к третьей - компетенции познавательной деятельности, компетенции информационных технологий.

Стоит отметить, что происходящие информационно-коммуникационные изменения в условиях современного постиндустриального, глобализационного, сетевого, информационного общества несут с собой значительные трансформации во всех сферах жизнедеятельности общества. Человек, с одной стороны, становится частью информационных потоков, содержание которых он не только постигает, перерабатывает, но и изменяет их посредством воздействия на информацию. С другой стороны, сама информация воздействует на своего потребителя, изменяя тем самым его самосознание, личностную идентичность и формирует новую индивидуальность. Новая культура накладывает свой отпечаток на нее, делает ее мозаичной, незавершенной, нелинейной. Следовательно, мы являемся свидетелями становления нового типа личности, её компетентностей и компетенций.

Как было рассмотрено, поле компетентностей очень широко, на наш взгляд, в контексте современного информационно-коммуникативного пространства необходимо выделить особо значимую группу ключевых компетентностей, которые определяют благополучие человека, а именно социальную и профессиональную компетентности.

Если система социальных связей традиционного общества была направлена на воспроизводство существующих социальных устоев. Сословная принадлежность передавалась по наследству и, как

правило, не могла быть изменена по желанию человека, то на современном этапе проявляется самостоятельное определение индивидом социального статуса посредством личных усилий и с минимизированной привязкой к жизненным условиям и социальной среде. Именно чрезмерная интенсификация информационных потоков и значительный рост коммуникационных каналов являются первоисточником данных процессов. Информационно-коммуникационное пространство изменяет человека, его мировосприятие и понимание своего места в мире. Во многом благодаря ориентированности на свою собственную индивидуальность современный человек получает возможность усваивать все возрастающий объем информации. В результате появляется информированный и наделенный личной ответственностью индивидуальный человек, с определенными социальными и профессиональными компетентностями. И как отмечают специалисты «если раньше ведущее место занимала профессиональная компетентность, то теперь наряду с ней, такое же, если не большее значение имеют методическая и социальная ком-петентность...чем выше положение руководителя, тем меньше значение профессиональной компетентности по сравнению с методической и социальной» [12].

Социальная компетентность по У. Пфингстен и Р. Хинтч предполагает владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий» [13], а Е.Л. Яковлева рассматривает ее как «способность эффективно взаимодействовать с другими людьми» [14]. Поэтому неудивительно, что человек, взаимодействуя с другими в информационно-коммуникационном пространстве, развивается и приобретает новые социально-личностные качества. Тем самым он реализует свою потребность в социальных компетенциях. Наличие социальной компетентности свидетельствует о социальной активности субъекта, желании жить в обществе, взаимодействовать, быть мотивированным на формирование поведенческих установок и ценностных ориентаций. Приобретенные социальные навыки, которые очень важны в современном мире, позволяют человеку стать востребованным, социально активным в выборе личностных стратегий и тактик достижения социально и личностно значимых целей. Более того, социальная компетентность характеризует меру личной зрелости субъекта и связана с его социальным окружением.

Показателем уровня социальной компетентности субъекта является социальная адаптация. Оценка социальной компетентности отражает соответствие человека требованиям социума и конкретной ситуации. И.А. Зимняя выделяет социальные компетентности, которые в большей мере указывают на особенности взаимодействия человека

с многообразием социально-личностных проявлений в виде компетентности здоровьесбережения, гражданственности, информационно-технологическую, общения и компетентность социального взаимодействия [6. С. 12, 13].

Социальные компетенции в своей структуре содержат социально-организационные компетенции в виде способности субъекта определять свои жизненные позиции, направлять свою активность на приобретение знаний и способов их осуществления, выбирать рациональные способы поведения в различных ситуациях, уметь регулировать свое эмоционально-психологическое состояние, оценивать реальную ситуацию и др.

С социальными компетенциями и компетентностью, по мнению ТИ. Исаевой, неразрывно связаны профессиональные (предметные/методические), понимаемые как совокупность знаний, умений, методов обучения, способов трансляции профессионально-корпоративного опыта [15. С. 55-60]. Профессиональная компетентность предполагает, в первую очередь, владение профессиональной деятельностью на достаточном уровне, а также перспективное видение своего профессионального роста. Эта компетентность находит свое выражение в умении планировать производственные процессы, способности работать с материально-технической базой, владении навыками совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, приемами профессионального общения, наличие ответственности за результаты своего труда. Поэтому не удивительно, что все чаще понимание профессиональной компетентности связывается с доскональным «знанием своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [16. С. 216]. Другими словами, содержание профессиональной компетентности той или иной специальности определяется уровнем соответствия профессиональных знаний и умений, нормативным требованиям, степенью профессиональной подготовленности в определенной сфере деятельности.

Среди ключевых профессиональных компетенций специалисты выделяют такие как:

• эффективное целеполагание, которое оказывает помощь при выборе важных ценностных ориентаций, характеризует степень мотивационных побуждений сотрудника, влияющих на его отношение к профессиональной деятельности и к жизни в целом;

• коммуникативная компетентность. В контексте информационного общества анализ повседневной деятельности выявил, что 70.90 % рабочего времени сотрудники проводят во взаимодействии с другими людьми как внутри организации, так и за ее пределами. Таким образом, профессиональная деятельность осуществляется

посредством коммуникаций. В связи с этим стоит обратить внимание на проблемы повышения эффективности коммуникации, которые связаны с обеспечением полноты коммуникаций, их системности и управляемости, а также с непосредственной способностью к деловому общению как таковому, от знания коммуникативных технологий и умения их применять в нужном контексте;

• эффективная организация собственного времени и времени сотрудников компании, т. е. персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Умение планировать свое время таким образом, чтобы успевать решать наиболее важные, приоритетные для компании задачи, умение систематизировать и структурировать работу, мотивировать себя на выполнение сложных, объемных задач;

• способность к управленческому ортобиозу. Ортобиоз (гр. orthos - прямой, правильный + bios - жизнь) - здоровый, разумный образ жизни. В контексте информационного общества отмечается рост профессиональных нагрузок, увеличение числа решаемых задач, постоянная переработка и переутомление, стрессы и другие перегрузки. Это способствовало появлению термина - «дауншифтинг» (downshifting) - переход с высокооплачиваемой работы, но связанной с постоянными стрессами и выгоранием, на низкооплачиваемую работу, но спокойную, не требующую колоссального напряжения сил. По сути, это выбор между доходом и стрессом и душевным комфортом за меньшее вознаграждение;

• инновационность, в плане поиска технологий поиска новых, необычных решений. Например, это широко известные в кругу технических специалистов, но малоизвестные в управленческих кругах технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), а также ТРТЛ (теории развития творческой личности [17. С. 216]. Данные компетенции способствуют самоопределению и социальной адаптации личности, нахождению своего места в профессиональной деятельности, ориентации в современном информационно-коммуникативном пространстве.

Судить о наличии или отсутствии той или иной компетентности представляется возможным по конкретным результатам деятельности личности и по ее характеру. Степень компетентности определяется уровнем и качеством выполняемой работы или деятельностью человека в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; оценка или измерение полученного итогового результата является, на наш взгляд, единственный возможным и научно обоснованным способом судить о компетентности, независимо от контекста, в котором осуществляется деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комплексная подготовка педагога-исследователя / под общ. ред. В.А. Дмитриенко. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. - 290 с.

2. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for Intelligence // American Psychologist. - 1973. - № 28 (1). - P. 1-14.

3. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность / Отв. за вып. В.Ю. Банных. - Екатеринбург: Учебная книга,

2003. - 186 с.

4. Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений: Дис. ... канд. культурологии. - М., 2007. - 154 с.

5. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления. -М.: Флинта, МПСИ, 2005. - 176 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании.

2004. URL: http://metod.dvpion.ru/asp/article/download.asp? id=3 (дата обращения: 25.02.2011).

7. Пилипишин Д.В. Высшее образование: кого лучше формировать в вузах - профессионала или эффективного человека? // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2009. - № 5. - С. 53-63.

8. Роботова А.С., Родионова В.А., Шапошникова И.Г. Профессия - учитель / под ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2007.

- 224 с.

9. Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Компетенция как междисциплинарная категория постнеклассической науки // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 317. -№ 6. - С. 161-164.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 25.02.2011).

В условиях реформы системы отечественного высшего образования обеспечение его выхода на мировой рынок экспорта образования представляется наиболее важным. Система высшего образования России меняется. В свете последних политических решений, таких как переход на двухуровневую систему обучения, выделение государством новой когорты вузов, на конкурсной основе полу-

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Эйдос. 2006. ИЯк http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 25.02.2011).

12. Сорока А.В. Модели профессиональной компетентности профессиональных руководителей // Экономика Крыма. - 2006. -№ 16. - С. 16-20.

13. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. 1995. ИЯк http://www.voppsy.ru/journals_all/is-sues/1995/955/955061.htm(дата обращения: 25.02.2011).

14. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. ИКЬ: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/974/974020.htm (дата обращения 25.02.2011).

15. Исаева ТЕ. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. - 2006.

- № 9. - С. 55-60.

16. Подосинников С.А. Структурные характеристики конкурентоспособной личности // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - 2006. - № 8 (21). -С. 214-217.

17. Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя // Современная конкуренция. 2010. ИЯк http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml (дата обращения: 25.02.2011).

Поступила 25.02.2011 г.

чивших право стать национально-исследовательскими университетами, разработка и принятие третьего поколения Федеральных образовательных стандартов, требуют от российской высшей школы не механистической адаптации, а разработки и внедрения инновационных механизмов построения «университета нового поколения», исходя из «ключевой посылки последовательного превра-

УДК 378.1:316.334.2

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С.В. Дементьева

Томский политехнический университет Е-mail: demen-svetlana@yandex.ru

Вскрыты законодательные барьеры, препятствующие выходу российского образования на международный образовательный рынок. В контексте формально-юридического подхода представлен сравнительный анализ действующего образовательного законодательства и проекта закона «Об образовании». Установлено, что существующая система правового регулирования учебной миграции малоэффективна, не отвечает целям инновационного развития высшего образования и его экспорта.

Ключевые слова:

Учебная миграция, экспорт образования, социологическое исследование, нормотворчество, права иностранных граждан, право на образование.

Key words:

Study migrations, interviews, public opinion poll, the foreign citizens' rights, educational rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.