Научная статья на тему 'Сущностная характеристика профессионально-информационной компетентности студентов'

Сущностная характеристика профессионально-информационной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотякова Л. Р.

В статье раскрывается структура профессионально-информационной компетентности студентов, как необходимой составляющей конкурентоспособности будущих педагогов. Автор дает определение профессионально-информационной компетентности студента и подробно рассматривает сущностную характеристику введенного понятия. По мнению автора учебно-информационная деятельность, обеспечивающая овладение профессионально-информационными компетенциями, включает в себя определенные компоненты. Также в статье сформулированы педагогические условия развития профессионально-информационной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the structure of professional information competence of students as a required component of the competitiveness of future teachers. The author gives the definition of the student's professional information competence and reviews in details the essential characteristics of the mentioned concept. In the author's opinion the educational information activities, providing the acquirement of professional information competencies includes the certain components. Besides in the article the pedagogical conditions of the development of professional information competence of students are described.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика профессионально-информационной компетентности студентов»

Л. Р. Вотякова

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: компетентностный подход, профессионально-информационная компетентность.

В статье раскрывается структура профессионально-информационной компетентности студентов, как необходимой составляющей конкурентоспособности будущих педагогов. Автор дает определение профессионально-информационной компетентности студента и подробно рассматривает сущностную характеристику введенного понятия. По мнению автора учебно-информационная деятельность, обеспечивающая овладение профессионально-информационными компетенциями, включает в себя определенные компоненты. Также в статье сформулированы педагогические условия развития профессионально-информационной компетентности студентов.

Keywords: competence approach, professional information competence.

The article reveals the structure of professional information competence of students as a required component of the competitiveness offuture teachers. The author gives the definition of the student's professional information competence and reviews in details the essential characteristics of the mentioned concept. In the author's opinion the educational information activities, providing the acquirement of professional information competencies includes the certain components. Besides in the article the pedagogical conditions of the development of professional information competence of students are described.

В условиях глобальной информатизации общества конкурентоспособность будущих педагогов значительной степени определяется уровнем их профессионально-информационной компетентно-

сти. Поэтому педагогическая культура современного педагога в числе многих других компонентов в настоящее время должна включать и такой важный массив профессиональных знаний, умений, личностных качеств (т.е. компетенций), которые в совокупности могут быть названы профессиональноинформационной компетентностью.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не просто обладает определенным уровнем знаний, навыков и умений, но способен выйти за рамки предмета своей профессии, устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование.

В результате исследования и обобщения идей, содержащихся в научной литературе, в качестве рабочего нами было принято следующее определение:

Профессионально-информационную компетентность студента - будущего педагогацелесо-образно рассматривать как ключевой компонент современной профессионально-педагогической компетентности,системное личностно-

профессиональное качество, интегрирующее их ценностно-мотивационный,информационный, интеллектуальный, исследовательский, коммуникативный потенциал, обеспечивающее в будущей профессиональной деятельности творческое использование информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий как для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса, так и личностнопрофессионального саморазвития.

Нам представляется, что данное определение наиболее полно отражает сущность будущего педа-

гога, обладающего профессионально-

информационной компетентностью.

В данном определении профессиональноинформационная компетентность выступает интегративной профессионально-личностной характеристикой студента, которая требует многоаспектного подхода к ее изучению. Как система она включает в себя мотивы, цели, ценностные ориентации, требует совокупности знаний, умений, форм и способов их использования в информационно-

коммуникационном пространстве и передачи этих умений студенту.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что при изучении проблемы развития профессиональноинформационной компетентности на теоретикометодологическом уровне мы должны придерживаться интеграции следующих подходов: личностно-деятельностного, компетентностного и информационного. Современные подходы к развитию профессионально-информационной компетентности

отвечают современному взгляду на образование, которые включают в себя процессы обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития. Это подтверждается в работах П.Н. Осипова [1], Т. А. Старшиновой [2,3], Э.Ф. Гисма-туллиной [4].

Теоретический анализ показал, что существуют разные подходы к структурной интерпретации понятия компетентности. Например,

Г.В.Матушевская [5] на основе анализа и обобщения французских педагогических исследований выделяет педагогические компетенции, которые включают компетенции, связанные с жизнью класса; отношением к учащимся, к их особенностям; преподаваемыми дисциплинами; требуемые по отношению к обществу; свойственные личности учителя.

И.А.Зимняя[6]в составе компетентности выделяет три основные группы компетенций: компетенции,

относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; к взаимодействию человека с другими людьми; к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. Р.С.Силкин[7] в структуре профессионально-

педагогической компетентности педагога выделяет четыре компонента: мотивационно-ценностный,

когнитивный, коммуникативный и рефлексивный. Таким образом, исследователи понятие «компетентность» рассматривают через набор компетенций.

Учитывая результаты имеющихся исследований, профессионально-информационную компетентность студентов - будущих педагогов рассматриваем как совокупность компетенций, проявляющихся в умениях, способностях и ценностных ориентациях. Понятие «компетенция» создает возможности для отражения единства теоретической и практической готовности студента - будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности. Таким образом, профессионально-

информационная компетентность как многомерное и целостное понятие в своей структуре включает три группы компетенций.

Рассмотрим их подробно.

Первая группа - базовые (информационнотехнологические) компетенции, которые необходимы для специалистов любой сферы:

• способности к ценностно-смысловому личностно-профессиональному самоопределению и перспективному развитию в условиях развивающегося информационного общества;

• владения системой научных знаний об информации, информационных процессах, системах и технологиях современного общества;

• владения методами поиска, систематизации, переработки, хранения информации, а также способами обмена информацией;

• умения работать с различными видами и источниками информации;

• умения планировать, организовывать собственную информационную деятельность;

• владения разнообразными способами структурирования имеющейся информации (текст, диаграммы, графики, презентации), в том числе с помощью информационных и коммуникационных технологий;

• умение использовать различные формы коммуникации в on-line (чат, Skype, Mail.ru Агент и др.); off-line (электронная почта, форумы, блоги и др.) режимах.

Вторая группа - профессионально-значимые (педагогические) компетенции, которые выделяются в профессиональной деятельности педагога:

• умения поиска и систематизации профессионально-значимой педагогической информации на электронных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;

• умения использовать мультимедийные средства обучения в информационнокоммуникационной деятельности обучающихся;

• умение создавать информационные ресурсы образовательного назначения для применения в

учебно-познавательной деятельности обучающихся;

• умения использовать современные информационные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии для вариативного моделирования образовательного процесса в различных типах учебных заведений;

• умения осуществлять эвристический и исследовательский подходы в работе с профессионально-значимой информацией;

• умение применять различные источники информации при осуществлении различных форм обучения (очная, заочная и дистанционная) для непрерывного повышения профессиональноинформационной компетентности.

Третья группа - прогностические компетенции, которые ориентируют студентов - будущих педагогов на саморазвитие:

• способности выявлять, преодолевать барьеры самореализации и саморазвития в информационном образовательном пространстве;

• готовности к анализу и прогнозу используемых информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий для инновационного моделирования и проектирования образовательного процесса;

• готовности к самоактуализации, саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональнопедагогической деятельности в целом и профессионально-информационной деятельности, в частности.

Таким образом, процесс развития профессионально-информационной компетентности - многомерный и динамичный. В процессе исследования было установлено, что учебно-информационная деятельность, обеспечивающая овладение профессионально-информационными компетенциями, включает в себя следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, коммуникативный и рефлексивно-коррекционный. Ценностно-мотивационный компонент предполагает, что учебно-информационная студентов - будущих педагогов должна быть направлена на ценностное осмысление информации, информационных и коммуникационных технологий в современном информационно-образовательном пространстве. Когнитивно-деятельностный, коммуникативный компоненты учебно-информационной деятельности студентов осуществляются в процессе аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности при работе с информацией на основе интеграции логических (анализ, сравнение, абстрагирование, выдвижение гипотезы, индукция, дедукция) и эвристических (мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод организованных стратегий, деловые игры, метод проектов) методов, а также с учетом принципов системности, проблемности, вариативности, диалогичности. Рефлексивно-коррекционный компонент деятельности позволяет нам выявить барьеры развития профессионально-

информационной компетентности студентов - будущих педагогов и смоделировать учебный процесс для их преодоления, а также корректировать учебнопознавательную деятельность студентов в целом.

Таким образом, системное, целостное пред-

ставление об профессионально-информационной компетентности, выделение ее сущностных черт и функций, обоснование уровней ее развития является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий развития профессиональноинформационной компетентности. Это позволит более целенаправленно и эффективно организовать профессионально-педагогическую подготовку студентов и значительно ускорит процесс овладения современными образовательными и информационными технологиями в высшей школе.

В ходе теоретического и практического анализа нами выявлены и определены педагогические условия развития профессионально-

информационной компетентности студентов - будущих педагогов:

• целенаправленное создание педагогических ситуаций, обеспечивающих ценностное самоопределение студентов в современном информационнообразовательном пространстве с учетом перехода от непосредственного к косвенному управлению педагогом этим процессом;

• проектирование педагогических ситуаций, заданий для лекционных, семинарских занятий, педагогической практики, обеспечивающих поэтапное овладение студентами базовыми, профессиональнозначимыми, прогностическими компетенциями;

• проектирование и организация учебнопознавательной деятельности студентов с информационными ресурсами и последующей презентацией ее результатов на основе интеграции логических (анализ, сравнение, абстрагирование, выдвижение гипотезы, индукция, дедукция) и эвристических (мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод организованных стратегий, деловые игры, метод проектов) методов;

• моделирование и реализация учебноинформационной деятельности студентов с учетом принципов системности, проблемности, вариативности, диалогичности.

Совокупность педагогических условий обеспечивает получение заранее прогнозируемых результатов, соответствующих намеченной цели и определяемых содержанием, методами и компонентами учебно-информационной деятельности, обеспечивающих развитие профессиональноинформационных компетенций.

Таким образом, условия модернизации и реформирования российского образования приводят к формированию новой образовательной парадигмы,

что требует от педагогов не только готовности решать задачи подготовки самостоятельных, конкурентоспособных учащихся, но и способных использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией в будущей профессиональной деятельности и быть мобильными в условиях информатизации общества. Современный педагог должен самостоятельно ставить и решать учебно-познавательные задачи информационного поиска, разработкии использования информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий как для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса, так и личностно-

профессионального саморазвития.

Литература

1. Осипов, П.Н. Особенности структуры профессионального самосознания студентов с разным уровнем развития эффективной самостоятельности / П.Н. Осипов, Г.С. Прыгин //Вестник Каз. технол. ун-та. - 2012. - № 16. -С. 300-304.

2. Старшинова, Т.А.Психолого-педагогические механизмы формированияпрофессиональной компетентности в русле педагогической интеграции / Т.А. Старшинова // Вестник Каз.технол.ун-та. - 2012. - № 3. - С. 210-212.

3. Старшинова, Т.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода / Т.А. Старшинова,Э.И. Хайруллина // Вестник Каз. технол. ун-та. - 2012. - № 17. - С. 334-339.

4. Гисматуллина, Э.Ф. Формирование информационнокоммуникативной компетентности как условие эффективности профессиональной деятельности специалиста по автоматизации / Э.Ф. Гисматуллина // Вестник Каз.технол.ун-та. - 2012. - № 16. - С. 294-297.

5. Матушевская, Г.В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов - будущих учителей в вузах Франции :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Матушевская Галина Васильевна. - Казань : КГУ, 2000. - 24 с.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с.

7. Силкин, Р.С. Профессионально-педагогическая ком-

петентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования : статья / Р.С. Силкин // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования : материалы международной научно-практической конференции, 2008

(Шр://^'^^. sipk.ru/conference /р(И_2008/8Пкт.р(1Г).

© Л. Р. Вотякова - к.п.н., доц. каф. информационных систем и технологий НХТИ (филиал) КНИТУ, davletovalr@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.