Научная статья на тему 'Социально-политическая консолидация казахстанского общества:'

Социально-политическая консолидация казахстанского общества: Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
461
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДАЦИЯ / КАЗАХСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / КАЗАХСТАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАНСКИЙ НАРОД / CONSOLIDATION / KAZAKHSTAN SOCIETY / SOCIO-POLITICAL CONSOLIDATION / KAZAKHSTAN PATRIOTISM / NATIONAL POLICY / MULTINATIONAL PEOPLE OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сейсен Найля Бакытбеккызы

В статье выявляются основные факторы консолидации многонационального казахстанского общества на пути перехода Казахстана к устойчивому развитию. Процесс консолидации казахстанского общества рассматривается с учетом экономико-географических, социально-политических особенностей, этнической и конфессиональной структуры общества. Поэтому проблема социально-политической консолидации многонационального казахстанского общества представляет собой сложный и многогранный феномен, который требует пристального внимания и глубокого изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политическая консолидация казахстанского общества:»

3. Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. Алматы: «Гылым», 1995. - С.144.

4. Наурызбаев Ж., Примин В. Путь к межнациональной гармонии \\ Мысль.-1994. №12.

5. Бадаева А. Г. Межэтнические и межрелигиозные отношения в Казахстане: социологический подход. [Электронный ресурс]: URL: http://kazgazeta.kz/

6. Зейнуллина Ж. Р. Межконфессиональный диалог как один из важнейших для поддержания мира и согласия между народами и нациями \\ Проблемы современной науки и образования .2016.№1(43).

The social and political consolidation of the Kazakhstan society:

problem statement Seisen N.

Социально-политическая консолидация казахстанского общества:

постановка проблем Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы /Seisen Nailya - кандидат политических наук, доцент, кафедра политологии и социально-философских дисциплин, Казахский национальный педогогический университ им. Абая, г. Алматы Республика Казахстан

Аннотация: в статье выявляются основные факторы консолидации многонационального казахстанского общества на пути перехода Казахстана к устойчивому развитию. Процесс консолидации казахстанского общества рассматривается с учетом экономико-географических, социально-политических особенностей, этнической и конфессиональной структуры общества. Поэтому проблема социально-политической консолидации многонационального казахстанского общества представляет собой сложный и многогранный феномен, который требует пристального внимания и глубокого изучения.

Abstract: the article identifies the main factors of consolidations of the multinational society of Kazakhstan on the way of Kazakhstan's transition to sustainable development. Consolidation process of Kazakhstan society are considered taking into account the economic-geography, socio-political peculiarities, ethnic and confessional structure of society. Therefore, the problem of socio-political consolidation of Kazakhstan's multinational society is a complex and multifaceted phenomenon that requires close attention and thorough study.

Ключевые слова: консолидация, казахстанское общество, социально-политическая консолидация, казахстанский патриотизм, национальная политика, многонациональный казахстанский народ.

Keywords: consolidation, Kazakhstan society, socio-political consolidation, Kazakhstan patriotism, national policy, multinational people of Kazakhstan.

УДК 32:316 (574)

Процесс развития казахстанского общества и человечества на современном этапе неразрывно связан с интеграцией и консолидацией. Без учета этой связи не может решаться ни одна политическая, национальная, межэтническая проблема.

Пример Украины показал, что внутренние противоречия в государстве способны перевести вопросы территориальной целостности, общественной, национальной безопасности и суверенитета в приоритеты повестки дня. Поэтому вопрос интеграции и дальнейшей консолидации многонационального и многоконфессионального

общества является первостепенным для любого государства, находящегося в состоянии политического транзита.

В комплексе проблем развития многонационального, многоконфессионального общества, характеризующегося сложностью и противоречивостью проблемы социально-политической консолидации народов, социальных групп занимают исключительно важное место. В условиях перехода постсоветского общества к рыночным отношениям и радикальных перемен, происходящих в Казахстане и СНГ, в мире в целом, необходимость глубокого политологического осмысления этих проблем усилилась и является велением времени. Сегодня казахстанский и мировой опыт показывает, что консолидация многонационального, многоконфессионального общества, выражающаяся в национальной, конфессиональной политике, имеет конкретно-историческое и социально-политическое содержание.

В связи с этим следует сказать, что социально-политическая консолидация многонационального, многоконфессионального общества всегда волнует народов мира. Как известно более 90% представителей разных народов мира входят в состав многонациональных государств. Народы мира объединены в 225 государств. Следует отметить, что население государства, так и планеты в целом ежегодно увеличивается, по прогнозам ученых, к концу XXI века население земного шара достигнет 12,5 млрд. человек, а в Казахстане 50 млн. человек [1].

Следует подчеркнуть, что социально-политическая консолидация многонационального и многоконфессионального Казахстана весьма динамична и изменчива во времени. В социально-политической консолидации общества практически отражено качественное состояние общественного сознания, детерминированное объективным процессом взаимообогащения народов, необходимостью объединения усилий многонационального, многоконфессионального населения в борьбе за утверждение, развитие и совершенствование демократического справедливого общества.

В процессе консолидации казахстанского многонационального, многоконфессионального общества возникли и наполнились содержанием новые понятие - «казахстанец», «казахстанский патриотизм», «русский язык-язык межнационального общения народов Казахстана», «казахстанская наука», «общеказахстанская гордость» «казахстанская армия», «казахстанский закон», «казахстанское право» и многое другие, которые обогащаются новыми чертами [2].

Современный этап процесса интернационализации национальной жизни казахстанского общества характеризуется развивающейся гражданской и этнополитической общностью народов, ростом их сотрудничества и взаимопомощи, осознанием ими единства.

Согласие в казахстанском обществе, его консолидация способствуют развитию республики в достаточно предсказуемом русле и процессе. В 2006 году была принята Концепция перехода к устойчивому развитию Республики Казахстан на 2007-2024 годы, которая содержала в основном экологические и экономические положения, где также отмечалась необходимость консолидации государства и общества. Развитие казахстанского общества в этой Концепции рассматривалось в рамках реализации сбалансированных внутренней и внешней политики, выполнения государством своих социальных обязательств в областях здравоохранения, образования, культуры, демографического развития и т.д.

В Посланиях Президента Н.А.Назарбаева, программе «Н^рлы жол», пяти институциональных реформах и других программно-политических документах четко показано пути устойчивого развития консолидации казахстанского общества. Результаты досрочных выборов Президента Республики Казахстан, прошедшие 26 апреля 2015 года, показали, что народ поддерживает политический курс Лидера нации. Н.А.Назарбаев ещё в 1993 году в книге «Идейная консолидация общества -как условие прогресса Казахстана» указывал, что важными составляющими

консолидации общества в Казахстане являются межнациональное согласие, укрепление внутринационального единства, воспитание казахстанского патриотизма, утверждение в обществе высокой языковой культуры, создание атмосферы стабильности и гражданского диалога, внедрение идеологии модернизации [3].

На наш взгляд, опыт изучения проблемы социально-политической консолидации казахстанского общества позволяет сказать, что решение вопросов по консолидации казахстанского общества требует, с одной стороны, более глубокого научного обоснования, которое предполагает точный и скрупулезный учет полиэтнической, поликонфессиональной, то есть многогранной специфики конкретных регионов и страны в целом, а с другой стороны, повышения ответственности тех, кто принимает политические решения, чтобы последние базировались на научном, политологическом анализе, а не на личных предпочтениях, симпатиях и антипатиях и т. д.

В настоящее время формирование ^геополитической общности казахстанцев нельзя сдерживать или искусственно форсировать. При этом отчетливое знание перспектив развития этнополитической общности народов Казахстана особенно важно для обновления, модернизации общества. Поэтому можно предвидеть, что построение демократического общества в Казахстане создаст условия для дальнейшего развития тенденций единения многонационального, многконфессионального народа как гражданской и этнополитической общности.

На наш взгляд, одним из способов решения проблем социально-политической консолидации казахстанского общества является необходимость сильной президентской власти в транзитный, модернизационный период развития многонационального, многоконфессионального государства Республики Казахстан. При этом возникает вопрос, как были в Казахстане реализованы принципы Конституции и конституционная реформа на практике, и что имеем в результате. Если действительно хотим развиваться в направлении правового, социального, справедливого государства, то необходимо осуществить определенную коррекцию в системе социально-политической консолидации казахстанского общества. В связи с этим, прежде всего, следует расширить контрольные и властные функции всех народов Казахстана, который по Основному Закону является единственным источником власти. Поэтому любое предложение, исходящее из среды многонационального, многоконфессионального народа, должно быть принято к сведению действующей властью и обсуждено в соответствии с законом страны.

Все это свидетельствует о том, что проблема социально-политической консолидации казахстанского общества представляет собой сложный, многоаспектный и многогранный феномен, требует пристального внимания и изучения политической науке.

В заключении можно привести слова ведущего мирового политика Маргарет Тэтчер: «Казахстан процветает благодаря своему многообразию, он стал сильнее благодаря богатству своих разнообразных традиции и вероисповедании. Вы служите примером для многих» [4].

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы, во-первых, многонациональной интеллигенции, элите необходимо знать жизнь многонационального, многоконфессионального казахстанского общества, быть активным проводником в жизнь научной национальной политики и укрепления социально-политической консолидации населения Республики Казахстан. Решение этой проблемы требует дальнейшего поиска новых подходов в развитии социально -политической консолидации казахстанского общества; во-вторых, необходимо исследовать культуру общения каждого народа казахстанского общества и Евразии, изучать политический менталитет многонационального, многоконфессионального казахстанского народа как самостоятельную проблему; в-третьих, настала

необходимость в создании модели консолидации народов, как Казахстана, так и Евразии, придавая первостепенное значение преодолению национальной ограниченности эгоизма, мангуртизма, трайболизма и экстремизма, защищая подлинные национальные, общеказахстанские и общечеловеческие ценности и культуру межнационального общения.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что от научного познания национальной политики и от нашего правильного понимания роли социально-политической консолидации казахстанского общества зависят и перспективы развития республики. Поэтому необходим компетентный и новый подход к исключительно важным и недостаточно изученным вопросам социально -политической консолидации казахстанского общества, которые являются актуальнейшей проблемой для республики в нынешних условиях.

Литература

1. Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. Алматы: <^ылым», 1995. - С.144

2. Абсаттаров Р. Б. О политической консолидации народов Казахстана \\ Простор.-2003.-№6.

3. Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества, как условие прогресса Казахстана - Алматы: ФПИ Казахстан XXI в.,1993.-31с.

4. Зейнуллина Ж. Р. Межконфессиональный диалог как один из важнейших для поддержания мира и согласия между народами и нациями \\ Проблемы современной науки и образования. 2016.№1(43).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.