Научная статья на тему 'Толерантность в Казахстане: политологический аспект'

Толерантность в Казахстане: политологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3242
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ТЕРПИМОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНФЕССИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЯ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / TOLERANCE / INTER-ETHNIC DIALOGUE / ETHNIC CULTURE / CONFESSION / INTERETHNIC CONSENSUS / NATIONALITY / STATE / MULTIETHNIC SOCIETY / MULTIRELIGIOUS SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сейсен Найля Бакытбеккызы

В статье рассматриваются проблемы толерантности в Казахстане. Несмотря на многочисленные исследование проблемы толерантности, остается по-прежнему недостаточно изученной в социально-политологической науке. Вместестемуделеновниманиедискуссионнымвопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность в Казахстане: политологический аспект»

материал это наше видение проблемы, которое, в свою очередь, предполагает наличие широкой дискуссии. Но в одном мы уверены твердо - проблема казахстанского патриотизма как ведущего фактора консолидации общества сегодня для республики является актуальнейшей, ибо казахстанский патриотизм есть один из краеугольных внутренних устоев, на которых определяется сила, крепость и жизненность государства, один из могущественных оплотов, охраняющих его благосостояние и целостность.

Подводя итоги, в заключение можно сказать, что, извлекая уроки из прошлого, мы должны поднять всю работу по совершенствованию воспитания казахстанцев в духе уважения принципов демократии, законности, ответственности, чувства взаимного уважения и казахстанского патриотизма, что ныне обретает жизненно важное значение.

Литература

1. Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. - Алматы: <^ылым», 1995. - С. 144.

2. Баймурзаева В. X Общеказахстанские ценности в условиях политической социализации // Поиск. Серия гуманитарных наук. - Алматы, 2006. - № 4. - С. 31.

3. Сейсен Н. Б. К вопросу о патриотическом воспитании казахстанцев // Проблемы современной науки и образования. 2016 г. № 3 (45).

4. Конституция Республики Казахстан. - Алмата: Елорда, 2008. - 56 с.

Толерантность в Казахстане: политологический аспект

Сейсен Н. Б.

Сейсен Найля Бакытбеккызы / Seisen Nailya Bakytbekkyzy - кандидат политических наук,

доцент,

кафедра политологии и социально философских дисциплин,

Казахский национальный педогогический университет им. Абая, г .Алматы, Республитка Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы толерантности в Казахстане. Несмотря на многочисленные исследование проблемы толерантности, остается по-прежнему недостаточно изученной в социально-политологической науке. Вместе с тем уделено внимание дискуссионным вопросам.

Abstract: the article discusses the problem of tolerance in Kazakhstan. Despite the numerous researches of tolerance problems, it still has remained insufficiently studied in social and political sciences. However, it takes notice of debatable questions.

Ключевые слова: толерантность, межэтническое общение, терпимость,

межэтническая культура, конфессия, межнациональное согласия, национальность, государства, многонациональное общество, многоконфессиональное общество. Keywords: tolerance, inter-ethnic dialogue, tolerance, ethnic culture, confession, interethnic consensus, nationality, state, multiethnic society, multireligious society.

УДК 323.1 (574)

Прежде всего, следует сказать, что сегодня в Казахстане сохраняется высокий уровень этнической толерантности, в контексте межнационального и межконфессионального согласия, где преобладают позитивные и дружелюбные этнические стереотипы. Такие социально-политические ценности, как толерантность, уважение других взглядов, идей и мыслей, признание их политических ценностей и

224

интересов, важные ценности при формировании культуры межэтнического и межконфессионального общения. Краткая философская энциклопедия трактует толерантность следующим образом: «Толерантность (от лат. toleramia - терпение) -терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [1]. В «Большом энциклопедическом словаре» под общей редакцией A. M. Прохорова трактует «толерантность» как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [2].

На наш взгляд, толерантность, и её основными принципами во всех ее проявлениях всегда выступает непринужденность, терпимость, и невмешательство. При этом, в Казахстане толерантность - категория, которая должна быть двухсторонней, взаимной, диалог, в рамках которого происходит оценка готовности каждой из сторон пойти навстречу, пониманию друг другу. Следовательно, толерантность способна усиливаться, укрепляться в зависимости от тех установок, которые существуют в казахстанском обществе. Если у этнической группы Казахстана сформированы такие чувства, как самоценность и чувство собственного достоинства тем выше уровень терпимости казахстанцев к другим группам. Иногда бывает, как показывает практика, что «процесс может быть обратным, где выше самооценка, тем ниже толерантность» [3].

Настоящее время все государства мира озабочены решением вопросов единства страны. Республика Казахстан сегодня находится на перекрестке цивилизации. Например, на севере - Россия, на востоке - Китай, на юге - за центрально-азиатскими республиками - Иран и Афганистан, на западе - Каспийское море - Кавказ, черное море и путь к Европе. В этом особенности истоков исторической, культурной и генетической толерантности казахстанцев, их стремление к общению, согласию, взаимопониманию, готовности дружественно, тепло принять у себя любого представителя разных народов. Поэтому и для Казахстана проблема толерантности является актуальным жизненно важным вопросом в поиске собственной модели национальной, конфессиональной политики, сохранения и развития исторического наследия, укрепления толерантности и дружественных отношений между этносами, этническими и социокультурными группами.

Актуальность исследование политологического анализа развития толерантности в Республике Казахстан обусловлена рядом следующих причин: Во-первых,

необходимостью определения политологического понятие категории «толерантность» как одного из основных подлинных демократических принципов, способного обеспечить и развивать долговременный мир и гарантировать политическую стабильность и безопасность в условиях культурного разнообразия в Казахстане. Казахстанские эксперты не исключают опасности возникновения в Республике Казахстан религиозных (29,4%), политических (27,1%), межэтнических (24%), правовых (10,2%) напряженности и конфликтов и их деструктивного влияния на политический процесс [4]. Во-вторых, недостаточным вниманием со стороны казахстанских политологов к категориальному осмыслению толерантности, её месту и роли в современном политическом процессе Республики Казахстан, что препятствует построению научно обоснованных моделей развития казахстанского общества. В-третьих, необходимостью выявления места толерантных отношений в политической, религиозной и этнической сферах в Казахстане.

Связи с этим от толерантного отношения народов страны друг к другу, зависит добрососедство, мир и дружба народов, населяющих Казахстан. Сегодня в Казахстане проживает 140 наций, народностей, национальных и этнических групп. Доминирующими национальностями в республике являются казахи и русские. Они составляют 87,1 % в этнической структуре Казахстана: доля казахов — 66,1 %,

225

русских — 21,05 %. Следующими многочисленными этносами являются узбеки, доля которых в общей численности населения составляет 3,07 %, украинцы — 1,7, уйгуры — 1,44, татары — 1,17, немцы — 1,04, другие этносы — 4,48 % [5].В результате сложилась в Казахстане уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители многочисленных национальностей и конфессий. Сегодня в республике действует 3088 религиозное объединение и 17 конфессий.

Надо заметить, что значительная часть славянского населения оказалась в Казахстане в годы массового переселения крестьян с европейской части России. Следует сказать, что между казахами и крестьянами-переселенцами складывались мирные, дружные и добрососедские отношения, получившие в истории Казахстана название «тамырства». При этом длительное совместное проживание различных национальностей сформировало в казахстанском обществе устойчивые традиции толерантности.

Мы полагаем, что толерантность становится для Казахстана реальностью в результате признания как истинных нравственных социально-политических принципов всех народов республики. На этой основе складывается уважение и принятие национальных особенностей, различий в социально-политических воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций и религии. При этом толерантность в Казахстане это следствие высокой духовной, политической и нравственной культуры народов республики.

Как известно, казахстанцы отличаются друг от друга по этнической принадлежности, языку, религии, культуре, традиции и обычаи. В Казахстане обеспечено защита свободы вероисповедания и удовлетворение религиозных нужд всех граждан республики, независимо от языка и религии [6].

Формирование и развитие толерантности в Казахстане в целом происходит по специфическому и собственному сценарию. В суверенном Казахстане как демократическом государстве имеются все социально-политические предпосылки для развития толерантности, но, несмотря на это есть и нерешенные проблемы.

В национальной политике Казахстана, на наш взгляд, необходимо, наряду с поиском решений по предотвращению, преодолению кризисов, выработать общие научные принципы обеспечения межнационального и межконфессионального согласия на принципе толерантности - уважении прав, свобод и индивидуальности других людей. Во-первых, необходимо признать, что этнические,

этноконфессиональные проблемы имеют собственное социально-политическое содержание и должны решаться методами национальной политики и на основе равенство народов. Приоритеты в этом вопросе нуждаются в гарантиях их практического осуществления. Во-вторых, следует признать несовершенство некоторых правовых норм и законов. Чтобы решать возникающие в связи с этим проблемы, надо последовательно проводить курс на политику децентрализации, расширять компетенцию местных органов самоуправления и местной власти. В-третьих, подлинно демократический и плюралистический подход предполагает, что в Казахстанском обществе могут существовать различные интересы, позиции которые сплачивают те или иные национальные и этнические группы. Проблема противоречия возникает именно тогда, когда интересы, позиции одной социальноэтнической общности соприкасаются с мнимыми или реальными интересами, позициями других общностей порождая нетерпимость - интолерантность. При этом нельзя возлагать ответственность за обострение только на одну сторону, не принимая во внимание доводы другой стороны. Но ещё более неправомерно, как это часто бывает, всю вину за нарушение общественного, политического спокойствия возлагать на организаторов выступлений, возбуждать против них общественно-политическое мнение, уводя от истинных причин, породивших противоречия, загоняя проблемы вглубь. При этом надо выработать принципы согласия и толерантности, основанные

226

на уважении прав и достоинств национальных, этнических групп. Спокойный, дружественный и доверительный диалог, который при любой исходной могли быть различны, противоречивы, но даже самые острые конфликтные вопросы могут быть решены при доброй воле и взаимоуважение обеих сторон.

В заключение следует сказать, что для поддержания межнационального и межконфессионального согласия казахстанцев необходимо выделить ряд приоритетов и задач способствующие развитию толерантности. Во-первых, необходимо разработать механизмы и политические технологии, способные сглаживать национальное, конфессиональные напряжение в Казахстане, вызванное переходом к рыночным отношениям. Во-вторых, разработать научно обоснованную стратегию и тактику по реализации приоритетов, обуславливающих социально-политическую стабильность межнационального и межконфессионального согласия.

Следовательно, все это свидетельствует о том, что проблема толерантности представляет собой сложный многоаспектный, многогранный феномен, который требует пристального внимания и изучения политологов, социологов и философов. Поэтому мы уверены, что развитие демократических процессов в Республике Казахстан и модернизация казахстанского общества в современных условиях зависят от формирования и развития в общественном сознании культуры толерантности, которая призвана развивать, сохранять гражданский мир, гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, способствовать укреплению социально-политической стабильности.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 446.

2. Большой энциклопедический словарь: [А - Я]/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. - С. 1408.

3. Романова Н. В. Этнополитические процессы в современном Казахстане // Казахстанский путь политического реформирования: сборник материалов «круглого стола», 12 декабря 2007 г. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008.-С. 53-60

4. Насимова Г. О. Проблемы предотвращения деструктивных политических конфликтов в РК // Саясат-РОЫСY. - 2008. - № 4. - С. 78-82.

5. [Электронный ресурс]: Население Казахстана. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Зейнулина Ж. Р. Межконфессиональный диалог как один из важнейших для поддержания мира и согласия между народами и нациями // [Электронный ресурс]: Проблемы современной науки и образования. 2016 г. №1 (43). URL: http//www/ipil/ru/

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.