Научная статья на тему 'Социально - педагогические основы внедрения в деятельность начальных классов государственного стандарта начального образования'

Социально - педагогические основы внедрения в деятельность начальных классов государственного стандарта начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ / ШКОЛО / СЕМЬЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / ВОСПИТАНИЕ / STANDARD / MODERNIZATION / CULTURE / PATRIOTISM / SCHOOL / FAMILY / SYSTEM OFTHE EDUCATION / ORGANIZATION / AUTHORITIES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабуров Хайрулло Мирзоевич

В статье подробно и обстоятельно проанализированы основополагающие зодочи современной таджикской школы в деле обучения и воспитания подростоющего поколения. По мнению овторо статьи, в нынешних условиях перед таджикской школой стоят актуальные зодочи, решение которых нацелено но воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина республики. Но основе онолизо научных трудов, о также обобщения основных требований стандарт начального оброзовония Республики Таджикистан выявлены основные требования в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения. Автор статьи логично и правомерно отмечает, что стандарт кок общественный договор, его разработка, принятие и исполнение объединяют таджикское общество вокруг основных зодоч государственно общественного воспитания подрастающего поколения. Автором также научно обосновоно роль школы и учителей начальных классов в деле реализации основных требований стандарт начального оброзовонния и воспитания генофонда нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social - pedagogical bases ofthe introduction in activity ofthe initial classes ofthe state standard of initial ducation

The article analyzed the problems ofthe modern tajik school in deal education and education growing generations. In opinion ofthe author ofthe article in now adays there is and actual problems before Tajik schools, the solving of which is targeted on educating responsibility, initiative and competent person ofthe republic. On the base ofthe analysis ofthe scientific works, as well as generalizing main requirement standard of the initial forming ofthe Republic Tajikistan main requirement in process education and education growing generations are determined. The author logisticaly notes that standard as public agreement, its development, acceptance and performance unites the tajik society around the primary tasks state a public education growing generations. The author also is scientifically motivated role ofthe school and teachers ofthe initial classes in deal of the realization main requirement standard initial formed and education генофонда nations.

Текст научной работы на тему «Социально - педагогические основы внедрения в деятельность начальных классов государственного стандарта начального образования»

УДК 373 Х.М.САБУРОВ

ББК 74.21

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная таджикская школа нацелена на воспитание свободной, творческой, саморазвивающейся личности, которая определяет общественный прогресс и процветание. При этом нельзя забывать, что человек становится личностью только в обществе. Следовательно, воспитание не должно быть абстрактным, личностно-ориентированным вне времени, культуры и общества. В этом отношении современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традициям.

В условиях модернизации государства и общества огромное социальное и политическое значение имеет солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного сознания, наполненность личной жизни социальными ценностями. Но эта устремленность не может основываться на разрыве с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Таджикистан, но и нести ответственность за него перед историей, современниками и потомками. Модернизация Республики Таджикистан - не самоцель, а способ изменить жизнь в нашей стране к лучшему, сделать ее нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее. Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные национальные ценности, присущие народу Таджикистана. Поэтому выбор национального воспитательного идеала (цели) имеет приоритет над другими групповыми интересами и целями.

При этом цель современной системы образования - воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина Республики Таджикистан, должна стать одной из приоритетных задач общества и государства.

В связи с этим в новых государственных стандартах начального общего образования Республики Таджикистан процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности, которые составляют инструментальную основу компетентностей учащегося, но и как процесс воспитания и развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. Это позволяет определить основные результаты воспитания, выражающиеся в терминах ключевых воспитательных задач, содержание которых отражает основные направления развития личности в процессе образования:

1. Личностная культура:

- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»

- сформированность ценностных ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие, мужественность и др.;

- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, быть критичным и требовательным к себе и своим поступкам;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результаты, а также целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, оптимизм, способность противостоять трудностям и умение преодолевать их;

- осознание ценности жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, угрожающим жизни, физическому и нравственному здоровью личности.

2. Социальная культура:

- сформированность идентичности гражданина Таджикистана на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;

- вера в Таджикистан, чувство личной ответственности за его судьбу перед будущими поколениями;

- готовность противостоять глобальным вызовам современности;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- свободолюбие как способность к самоопределению в жизни и развитие моральной ответственности перед семьей, народом, родиной и будущими поколениями;

- вера в других людей, доверие к общественным и государственным институтам;

- забота о преуспевании и целостности таджикского народа, поддержание мира и согласия.

3. Семейная культура:

- сформированность отношения к семье как к основе таджикского общества;

- приобщение к ценностям и традициям семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

- продолжение рода и бережное отношение к человеческой жизни.

Духовно-нравственное развитие личности в системе общего образования осуществляется в педагогическом процессе осознанного принятия школьником ценностей:

- семейной жизни;

- культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей мусульманской религии;

- таджикской нации;

- мирового сообщества.

Таким образом, происходит постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье и продолжается в школе, где происходит воспитание гражданина Таджикистана открытого миру, толерантного к другим культурам.

Следовательно, национальный воспитательный идеал - воспитание гражданина Таджикистана -является главной педагогической задачей, задает смысл и характер национального воспитания в общеобразовательной школе, а его содержание определяют базовые ценности, сгруппированные по источникам человечности.

Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации, содержание которых определяется в соответствии со следующими источниками человечности:

1) патриотизм; 5) семья;

2) социальная солидарность; 6) труд и творчество;

3) гражданственность; 7) природа и искусство;

4) мусульманская религия; 8) человечество.

Каждая программа воспитания и социализации имеет комплексный и интегрированный характер, разделяясь на подпрограммы на основе соответствующей системы ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, воспитательная программа «Гражданственность» интегрирует в себе подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Подобным образом выстраиваются и другие воспитательные программы.

Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется, в первую очередь, вокруг базовых национальных ценностей, которые интегрированы в содержание образования и пронизывают весь уклад школьной жизни, всю деятельность ребенка как человека, личности, гражданина. При этом система национальных ценностей создает смысловую основу для духовно-нравственного развития личности, а целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы состоит из множества воспитательных программ и подпрограмм, каждая из которых осуществляется в следующих направлениях:

1. Урочная деятельность.

2. Внеуро чнаядеятельность.

3. Внешкольная деятельность.

4. Семейное воспитание.

Воспитание в школах Таджикистана должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин Таджикистана», «таджик», «таджикский народ», «Таджикистан» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу угла современной гуманитарной, образовательной политики. Таджикский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать

гражданскую идентичность и социальную солидарность народа, в том числе средствами образования.

Характер организации современного воспитания определен Законом «Об образовании» и Концепцией национального воспитания Республики Таджикистан, согласно которым духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является важнейшей задачей современного воспитания и государственным заказом для общеобразовательной школы.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностной ориентации личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных и нравственных норм.

Таким образом, обеспечение духовно-нравственного развития личности - ключевая задача современной государственной политики в социальной сфере, в том числе и в образовании. Само по себе духовно-нравственное развитие личности - сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Поэтому сферу педагогической ответственности можно обозначить следующими положениями:

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина Таджикистана;

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества и общественными организациями.

Следовательно, управление образованием в Республике Таджикистан основано на принципах государственно-общественного управления, а основным инструментом его реализации является государственный образовательный стандарт общего образования, который является своеобразным общественным договором.

Стандарт как общественный договор, его разработка, принятие и исполнение объединяет таджикское общество вокруг основных задач государственно-общественного воспитания подрастающего поколения. Все нормативно-правовые документы, регламентирующие содержание, технологии, формы и методы воспитания в общеобразовательной школе, должны проходить общественную экспертизу, широко обсуждаться в научном сообществе и общественных организациях. Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться только общеобразовательной школой, в этом процессе должны активно участвовать семья и общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта и социальной работы. Поэтому необходимо учитывать их интересы и позиции в отношении целей, ценностей и подходов к воспитанию подрастающего поколения, что возможно реализовать в рамках государственного образовательного стандарта. Стандарт открывает перед всеми социальными субъектами широкие возможности участия в управлении образованием и является эффективным механизмом консолидации общества.

Приоритетом государственной образовательной политики является сохранение единства образовательного пространства Республики Таджикистан. Оно поддерживается стандартом с помощью единых требований к результатам образования и через систему общенациональных духовных ценностей, которые определяются в фундаментальном ядре содержания образования. Система общенациональных ценностей лежит в основе концепции национального воспитания и позволяет укрепить единство образовательного пространства страны. При этом школа наряду с другими субъектами социализации создает необходимые условия для личностного развития обучающегося, его интеллектуального, нравственного, гражданского и духовного роста.

Управление воспитанием в начальной школе, по сравнению с последующими ступенями общего образования, решается проще, потому что классный руководитель является основным организатором школьной жизни учащихся начальных классов. Классный руководитель:

- готовит и проводит внеклассные и внешкольные воспитательные мероприятия;

- обеспечивает участие в добровольных детских организациях;

- координирует программы семейного и школьного воспитания;

- содействует решению индивидуальных проблем личностного развития детей.

В последние годы государством много сделано для того, чтобы образование имело общественную направленность. Но все-таки в создании системы государственно-общественного управления образованием остается много нерешенных вопросов. Например, вопросы преемственности и общественного управления тесно связаны друг с другом: единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей, общественности и заинтересованных организаций и предприятий.

Смысл государственно-общественного управления образованием состоит в объединении интересов государства и общественности в решении проблем образования подрастающего поколения с учетом социальных и культурных особенностей и традиций.

Управление системой образования - это, в первую очередь, правовое регулирование деятельности образовательных учреждений и управление образовательным процессом на государственном уровне.

Правовую основу управления системой образования в Республике Таджикистан составляют Конституция Республики Таджикистан, Закон «Об образовании», Положение о Министерстве образования и науки (?) - Как называется положение? там есть слово «науки»? Республики Таджикистан и другие нормативно-правовые акты, принимаемые на всех уровнях государственной власти.

Роль государства в регулировании системы образования заключается в выполнении трех основных функций:

- орган власти для всей системы образования в целом;

- учредитель или владелец различных уровней и составных частей системы образования;

- ответственность за целостность образовательной системы.

Государство, исполняя каждую из этих функций, опирается на развитую нормативно-правовую базу в области образования.

Система образования в «идеале» должна обеспечивать:

- личности - условия самореализации, посредством получения образования;

- обществу - возможность формирования программ образования, соответствующих определенному уровню образованности, с фиксацией этого уровня и условий его достижения;

- государству - возможность подготовки специалистов соответствующей квалификации в количестве, необходимом для исполнения возложенных на него обществом обязанностей.

Соответственно, государство обеспечивает условия функционирования системы образования, в которых она в состоянии выполнить возложенные на нее функции, в том числе:

- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы и организационно-экономических механизмов функционирования системы образования;

- контроль за деятельностью учебных заведений;

- контроль за расходованием бюджетных средств в системе образования;

- контроль качества подготовки выпускников по специальностям, финансируемым государством.

Для того чтобы система образования достигла, поставленные перед ней цели, осуществляя необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, ею необходимо эффективно управлять.

В качестве примера подробнее остановимся на управлении общеобразовательной школой.

Школа - это сложный механизм, построенный для достижения образовательных целей со свойственной стабильной работой в заданном режиме: стабильные учебные планы, программы, технологии обучения, структура организации учебно-воспитательного процесса, ориентация на цели образования, продиктованные современным социальным заказом. Работая в таком режиме при благоприятных условиях, школа может достичь максимально возможных в имеющихся условиях результатов, рационально расходуя время, силы и средства.

Ниже рассмотрим управленческую структуру, которая предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий:

1. Планирование - моделирование будущей совместной деятельности, состав и структура будущих действий;

2. Организация - распределение функциональных обязанностей, прав и ответственности, взаимодействия по вертикали и по горизонтали;

3. Руководство - оказание влияния на отдельных лиц и на группы, побуждение их работать на достижение целей;

4. Контроль - процесс обеспечения достижения поставленных целей.

Современная образовательная ситуация предусматривает разработку новой структуры и технологии управления и, следовательно, изменения подходов в организации и содержании деятельности образовательных учреждений.

К настоящему времени в образовательных учреждениях сложилась следующая структура управления:

- уровень директора школы;

- уровень заместителя директора;

- уровень руководителей МО;

- уровень педагогических работников.

Для эффективного управления школой на каждом из уровней по горизонтали развернута своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали. В организационной структуре представлены как профессиональные руководители (заместители директора, руководители методических объединений), так и различные общественные субъекты (председатель профкома, председатель совета школы), что является необходимоситью.

Деятельность директора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями в соответствии с современными требованиями, что позволило регламентировать деятельность членов управленческого звена с учетом выполнения основных управленческих функций и конкретно определить содержание деятельности каждого члена аппарата управления.

Деятельность структурных подразделений регламентирована соответствующими положениями («Положением о педагогическом совете», «Положением о методическом объединении»).

Таким образом, система внутришкольного управления предусматривает иерархические взаимосвязи уровней управления, определение зон, в которых функционируют органы управления каждого уровня и связи между ними. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает координацию деятельности всех звеньев образовательного учреждения.

Информационное обеспечение управления образовательным учреждением и его документооборот являются необходимым условием управления современной школой. Для этого необходимо определенным образом собирать и обрабатывать сведения, характеризующие состояние ее образовательной системы.

Система информационного обеспечения управления школой выполняет следующие основные функции:

- удовлетворяет субъекты педагогического процесса в сведениях, необходимых в их деятельности и взаимодействия;

- информирует о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, профессиональной квалификации учителей и образованности учащихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- передаёт субъектам педагогического процесса сведения и документы, адресованные им;

- систематически выявляет образовательные потребности учащихся и уровни их интеллектуального развития, а также эмоционально-психическое и физическое здоровье;

- информирует педагогов об участии родителей в процессе воспитания и обучения своих детей и тех затруднениях, которые они испытывают при этом.

Как показала современная практика управления, подобное определение состава функций управления позволяет добиться единообразных подходов субъектов управления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. При этом в школе имеется возможность изменять информационное обеспечение и документооборот в зависимости от индивидуальных потребностей субъектов образования.

Документооборот в школе включает комплекс следующих документов:

- организационные документы;

- распорядительные документы;

- информационно-справочные документы;

- учебно-педагогическая документация.

Каждый из перечисленных комплексов состоит из соответствующих документов, регламентирующих структуру, задачи и функции школы; организацию ее работы; права и обязанности, ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельность учреждения и т.д.

Одним из важнейших направлений совершенствования управления школой является модернизация организационной структуры управления, предусматривающая перераспределение управленческих функций между всеми субъектами образования. Делегирование прав и полномочий с верхних уровней управления школой на нижние позволяет продуктивно осуществлять педагогический процесс, что повышает эффективность управления на любом уровне.

Например, в организационной структуре управления школой педагогическому совету делегированы следующие полномочия:

- утверждение учебного плана школы и образовательной программы;

- утверждение программ учебных дисциплин и вариативных курсов учебного плана;

- утверждение годового графика учебного процесса;

- утверждение структуры управления, положений о структурных подразделениях, штатного расписания, функциональных обязанностей;

- утверждение содержания и организационных форм дополнительного образования учащихся;

- утверждение планов работы школы на учебный год и др.

Руководителям функциональных служб делегированы полномочия в организации педагогического процесса в школе, в осуществлении внутришкольного контроля и анализа выполнения учебных программ и программ дополнительного образования учащихся. Кроме того, они определяют индивидуальные цели работы, планируют участие педагогов в работе творческих групп, методических объединений, в общем руководстве подразделением.

Таким образом, управление общеобразовательной школой - это особая деятельность, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля организована совместная деятельность субъектов педагогического процесса, которая направлена на достижение образовательных целей и целей развития учреждения.

Вопросы и проблемы системы образования затрагивают практически всех членов общества: обучающихся, их родителей, бабушек и дедушек, работников системы образования и др. Значит, сфера образования является местом, где пересекаются интересы почти всех субъектов общественных отношений, а это требует от неё согласования интересов и их практической реализации. При этом не будем забывать, что главной причиной, обусловившей различные изменения в образовании, является неудовлетворенность спектром реализуемых образовательных услуг и качеством получаемого образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Белкин, А.С. Концептуальные модели образования/А.С.Белкин. - М.: Феникс, 2000.-168с.

2. Беспалько, В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия/ В.П. Беспалько. //Педагогика.-1993.- № 5. - С.16-25.

3. Государственная программа развития образования Республики Таджикистан на 2010-2015 годы. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 апреля 2009 года, № 254.

4. Журавлева, Д.И. Мотивация и проблемы в обучении/ Д.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 2003.- 219 с.

5. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». - Душанбе, 1994. - 72 с.

6. Концепция национального воспитания Республики Таджикистан. - Душанбе, 2007.-25с.

7. Национальная концепция образования Республики Таджикистан.-Душанбе:Матбуот, 2003.-23 с.

8. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года.

9. Стандарты начального обучения. - Душанбе, 2010.- 50с.

10.Шарифзода, Ф., Учитель - творец добра и справедливости/ Ф. Шарифзода, И.Х. Каримова. Душанбе: Ирфон, 2010.- 238с.

11.Эмомали, Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации/ Э. Рахмон.- Душанбе, 2002.

REFERENCES:

1. Belkin, A.S. Conceptual models of education/A.S.Belkin. - M.: Phenix, 2000.-168 p.

2. Bespaliko, V.P. The Standardization of the formation: the main ideas and notions/ V.P. Bespalko //Pedagogy.- 1993, № 5. - Р.16-25

3. The State program of the education development of the Republic of Tajikistan on 2010- 2015. The Resolution Government Republics Tajikistan from April 29 2009, 254p.

4. ZHuravleva,D.I.The Motivation and problems in education/D.I.ZHuravleva.-M.:Enlightenment, 2003.- 219 р.

5. The law of Republic of Tajikistan "About education - Dushanbe, 1994, - 72 p.

6. Concept of the national upbringing in the Republic of Tajikistan. - Dushanbe, 2007.-25p.

7. The National concept of education of the Republic of Tajikistan.-Dushanbe:Matbuot2003.-23 p.

8. The National strategy of the development of education of the Republic Tajikistan till 2020.

9. Standards of elementary education. - Dushanbe, 2010.-50p.

10.Sharifzoda, F., Teacher -a creator good and fairness/ F.Sharifzoda, I.H., Karimova. - Dushanbe: Irfon, 2010.- 238 p.

ll.Emomali, Rahmon. Independence of Tajikistan and rebirth of nations/E.Rahmon.-Dushanbe,2002.

Социально - педагогические основы внедрения в деятельность начальных классов государственного стандарта начального образования

Ключевые слова: стандарт, модернизация, культура, патриотизм, школа, семья, система образования, организация, полномочия, воспитание.

В статье подробно и обстоятельно проанализированы основополагающие задачи современной таджикской школы в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. По мнению автора статьи, в нынешних условиях перед таджикской школой стоят актуальные задачи, решение которых нацелено на воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина республики.

На основе анализа научных трудов, а также обобщения основных требований стандарта начального образования Республики Таджикистан выявлены основные требования в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

Автор статьи логично и правомерно отмечает, что стандарт как общественный договор, его разработка, принятие и исполнение объединяют таджикское общество вокруг основных задач государственно - общественного воспитания подрастающего поколения.

Автором также научно обоснована роль школы и учителей начальных классов в деле реализации основных требований стандарта начального образованния и воспитания генофонда нации.

Social - pedagogical bases of the introduction in activity of the initial classes of the state standard of initial education. Keywords: standard, modernization, culture, patriotism, school, family, system of the education, organization, authorities, education.

The article analyzed the problems of the modern tajik school in deal education and education growing generations. In opinion of the author of the article in now adays there is and actual problems before Tajik schools, the solving of which is targeted on educating responsibility, initiative and competent person of the republic.

On the base of the analysis of the scientific works, as well as generalizing main requirement standard of the initial forming of the Republic Tajikistan main requirement in process education and education growing generations are determined.

The аuthor logisticaly notes that standard as public agreement, its development, acceptance and performance unites the tajik society around the primary tasks state - a public education growing generations.

The аuthor also is scientifically motivated role of the school and teachers of the initial classes in deal of the realization main requirement standard initial formed and education генофонда nations.

Сведения об авторе:

Сабуров Хайрулло Мирзоевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд) E-mail: saburov.67@mail.ru

Information about author:

Saburov Hayrullo Mirzoevich, a doctor of the pedagogical sciences, professor of the pedagogical department and psychologies to professional activity. Khujand State University after academician B. Gafurov (Republic of Tajikistan,Khujand) E-mail: saburov. 67@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.