Научная статья на тему 'Социальная обусловленность разработки национальной концепции воспитания в современном Таджикистане'

Социальная обусловленность разработки национальной концепции воспитания в современном Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / NATIONAL CONCEPT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / PUBLIC POLICY OF EDUCATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / YOUNGER GENERATION / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / NATIONAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулов Курбонали Муртазоевич

Проблема разработки и принятия Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан актуализировалась в связи с обретением республикой суверенитета и независимости. Таджикистан, став равноправным членом мирового сообщества, направил свои усилия на вхождение в единое информационно-образовательное пространство. При этом от сферы образования требуется воспитание личности, имеющей национальное самосознание, обладающей научным мировоззрением, творческим мышлением и способной реализовать свой созидательный потенциал. Формирование личности, готовой к жизнедеятельности в современном глобальном мире является важнейшей задачей системы образования, но при этом не менее важным является не потерять национальную идентичность. Таким образом, воспитание подрастающего поколения в Республике Таджикистан должно быть связано с национальными традициями таджикского народа и общечеловеческими ценностями. В современных условиях целесообразным является поиск моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции таджикского образования и воспитания, сформированные как в прошлом, так и в современный период. При этом современная система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, должна способствовать духовному и нравственному становлению подрастающего поколения и обеспечить преодоление духовного кризиса в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONDITIONALITY OF THE NATIONAL EDUCATION CONCEPT’S DEVELOPMENT IN MODERN TAJIKISTAN

The problem of development and adoption of the National education concept in the Tajikistan Republic was actualized in connection with finding by the republic of sovereignty and independence. Tajikistan, having become the equal member of the world community, directed the efforts to entry into uniform information and education space. At the same time from education required to educate person with national consciousness, scientific outlook, and creative thinking with able to realize the creative potential. Formation of the person who is ready to activity in the modern global world is the most important problem of an education system, but at the same time is not less important not to lose national identity. Thus, education of younger generation in the Tajikistan Republic has to be connected with national traditions of the Tajik people and universal values. In modern conditions search education models which will allow to keep the spiritual, moral, cultural and historical traditions of the Tajik education and education created both in the past and during the modern period is expedient. At the same time the modern education system focused on entry into world educational space has to promote spiritual and moral formation of younger generation and provide overcoming spiritual crisis in society.

Текст научной работы на тему «Социальная обусловленность разработки национальной концепции воспитания в современном Таджикистане»

УДК 378

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ

© 2017

Гулов Курбонали Муртазоевич, преподаватель кафедры педагогики и психологии

методики начального обучения Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава (734055, Таджикистан, Курган-Тюбе, ул. Борбад 48/5, e-mail: faridun61@mail.ru)

Аннотация. Проблема разработки и принятия Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан актуализировалась в связи с обретением республикой суверенитета и независимости. Таджикистан, став равноправным членом мирового сообщества, направил свои усилия на вхождение в единое информационно-образовательное пространство. При этом от сферы образования требуется воспитание личности, имеющей национальное самосознание, обладающей научным мировоззрением, творческим мышлением и способной реализовать свой созидательный потенциал. Формирование личности, готовой к жизнедеятельности в современном глобальном мире является важнейшей задачей системы образования, но при этом не менее важным является не потерять национальную идентичность. Таким образом, воспитание подрастающего поколения в Республике Таджикистан должно быть связано с национальными традициями таджикского народа и общечеловеческими ценностями. В современных условиях целесообразным является поиск моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции таджикского образования и воспитания, сформированные как в прошлом, так и в современный период. При этом современная система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, должна способствовать духовному и нравственному становлению подрастающего поколения и обеспечить преодоление духовного кризиса в обществе.

Ключевые слова: воспитание, национальная концепция, государственная политика образования, система образования, образовательные учреждения, подрастающее поколение, содержание образования, национальный менталитет.

SOCIAL CONDITIONALITY OF THE NATIONAL EDUCATION CONCEPT'S DEVELOPMENT IN MODERN TAJIKISTAN

© 2017

Gulov Kurbonali Murtazoyevich, teacher of department of pedagogics and psychology of a technique of elementary training Kurgan-Tyubinsky state university of Nosira Husrava (734055, Tajikistan, Qurghonteppa, Borbad St. 48/5, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. The problem of development and adoption of the National education concept in the Tajikistan Republic was actualized in connection with finding by the republic of sovereignty and independence. Tajikistan, having become the equal member of the world community, directed the efforts to entry into uniform information and education space. At the same time from education required to educate person with national consciousness, scientific outlook, and creative thinking with able to realize the creative potential. Formation of the person who is ready to activity in the modern global world is the most important problem of an education system, but at the same time is not less important not to lose national identity. Thus, education of younger generation in the Tajikistan Republic has to be connected with national traditions of the Tajik people and universal values. In modern conditions search education models which will allow to keep the spiritual, moral, cultural and historical traditions of the Tajik education and education created both in the past and during the modern period is expedient. At the same time the modern education system focused on entry into world educational space has to promote spiritual and moral formation of younger generation and provide overcoming spiritual crisis in society.

Keywords: education, national concept, public policy of education, education system, educational institutions, younger generation, content of education, national mentality.

Воспитание и образование, являясь частью глобальных проблем XXI века, считаются одними из приоритетных направлений развития политической, экономической и социальной системы общества. Республика Таджикистан, как член мирового сообщества, для создания единого информационно-образовательного пространства приняла ряд важных государственных документов, требующих усовершенствования и модернизации системы образования в русле изменений, происходящих в мире. В соответствии с этим необходимо создать такую систему образования, которая будет способствовать воспитанию личности, обладающей научным мировоззрением, творческим мышлением и способной реализовать свой созидательный потенциал.

За последние десятилетия реформирование и модернизация сферы образования позволило пересмотреть цели и задачи образования и воспитания, но результаты этих реформ не отвечает требованиям личности, государства и общества. Так, например, с сожалением приходится констатировать, что знания, умения и навыки обучающихся (как школьников, так и студентов) во многом не отвечают требованиям государственных стандартов образования. Кроме того, в Таджикистане большое число детей школьного возраста не охвачено учебой, а большое число молодежи не имеет среднего основного образования. К недостаткам системы образования также можно отнести и то, что в большинстве общеобразова-

тельных учреждений не хватает учителей, а в вузах мало преподавателей, имеющих ученые звания. При этом научные исследования в вузах либо выполняются на низком уровне, либо же не осуществляются вовсе. Все это требует незамедлительного пересмотра статуса, целей, задач и системы образования республики.

Глубокий нравственный кризис, охвативший практически все страны мирового сообщества, снизил моральный дух человека, создал основу для распространения ненависти, способствовал кровопролитию, терроризму, разрушениям и т.д. Хотя мировое сообщество вопреки этим негативным явлениям, прежде всего, борется за гуманизацию общества с тем, чтобы этот процесс, возникнув в качестве индикатора, содействовал формированию личности, способной найти своё место в жизни. При этом на наш взгляд именно гуманизация и гуманитаризация образования способна урегулировать большинство конфликтов, возникающих на почве религиозной и расовой дискриминации, и может обеспечить безопасность жизнедеятельности человека, общества и природы. Республика Таджикистан, как суверенное государство и член международного сообщества, мобилизует свой интеллектуальный потенциал на решение этих жизненно важных задач. И первым шагом на этом пути является разработка и реализация Национальной концепции воспитания, основанной на принятии и признании национальных и общечеловеческих ценностей. При

этом не только система образования, но и все политические, экономические и социальные структуры государства несут ответственность за её выполнение.

Республика Таджикистан является самостоятельной в выборе государственной политики и идеологии в сфере образования и определяет их на основе Конституции Республики Таджикистан [1], Закона Республики Таджикистан «Об образовании» [2] и других нормативно-правовых актов.

Система образования Республики Таджикистан обеспечивает конституционные права всех граждан на получение дошкольного образования и воспитания доступного для всех (основное, обязательное общее образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное, послевузовское образование на основе конкурса, дополнительное и специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья) независимо от национальности, расы, вероисповедания, пола и языка. При этом реализуется научная, светская и гуманистическая направленность образования и воспитания во всех учебных заведениях (государственных, негосударственных, за исключением медресе) и не допускается религиозных и сектантских дискуссий и споров политических партий.

Образование в Республике Таджикистан взаимосвязано с традициями таджикского народа и других народов, проживающих в Республике Таджикистан, с общечеловеческими ценностями, а система образования входит в единое информационно-образовательное пространство мирового сообщества, что обеспечено принятием в республике принципов Болонской декларации. Руководство республики, в первую очередь, проявляет всестороннюю заботу о защите жизни и здоровья подрастающего поколения; способствует демократизации управления образованием; гарантирует обеспечение непрерывности образования. В республике созданы все условия для преодоления гендерных проблем, прежде всего для получения образования девушками и женщинами (так, например, в вузах страны приняты президентские квоты для поступления девушек). Также государство проявляет заботу и защищает учителей с социальной и экономической точки зрения, предоставляет им льготы, предусмотренные для них законодательством. Несмотря на финансовые трудности, государство осуществляет финансирование сферы образования за счет бюджета и создает условия для поддержки сферы образования; в рамках государственных стандартов гарантирует получение бесплатного основного общего образования во всех государственных учебных заведениях. Одновременно с этим государство привлекает отечественный и иностранный капитал для развития сферы образования, уделяя при этом особое внимание воспитанию одаренных детей, подростков и молодёжи, покровительствует сиротам, беспризорникам, инвалидам и интеллектуально отсталым детям и подросткам. Государство в лице Министерства образования и науки Республики Таджикистан способствует укреплению законности в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных); утверждает нормативно-правовые акты о получении образования; осуществляет контроль качества образования во всех учебных заведениях независимо от их форм; обеспечивает развитие высших учебных заведений. Кроме того, государство обеспечивает координацию деятельности министерств и ведомств, органов государственной и местной власти, юридических и физических лиц для развития и процветания сферы образования. Оно принимает меры для повышения ответственности органов государственной и местной власти, а также родителей (или лиц, заменяющих их) за нарушение конституционного права детей на получение основного общего образования; мобилизует средства массовой информации для пропаганды и реализации основных целей и задач воспитания и образования.

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный поиск моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции таджикского образования и воспитания, сформированные как в прошлом, так и в современный период. Так, например, в общеобразовательных учреждениях, в которых обучение проводится на негосударственном языке, дети изучают таджикский язык и литературу, историю таджикского народа и географию Таджикистана. На сохранение духовно-нравственных компонентов в воспитании подрастающего поколения ориентируют Закон Республики Таджикистан «Об образовании» [2]. Принятые Закон Республики Таджикистан «О защите прав ребенка» [3] и Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» [4] усиливают ответственность родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, а также обеспечивают защиту прав и интересов детей.

Принятие Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан [5], в которой особое место отведено нравственному воспитанию, считается одним из важнейших аспектов формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Также в целях совершенствования системы воспитания в Республике Таджикистан, поддержки сферы образования принята Государственная программа воспитания подрастающего поколения в Республике Таджикистан на 2013-2017 годы [6].

Современные общеобразовательные учреждения, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствуют их духовному и нравственному становлению, вносят определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (детская преступность, наркомания, де-виантное поведение, суицидальные наклонности, беспризорность, оккультизм и т.д.), и воспитывают такую личность, для которой нормы, правила и требования общественной морали являются его собственными взглядами и убеждениями, глубоко осмысленными и привычными формами поведения, приобретёнными в силу внутреннего влечения к добру и созиданию.

Гуманизация и демократизация социально-политической жизни в Таджикистане, как стратегические направления в сфере образования, предполагают изменение отношения государства и общества к личности, то есть личность признается в качестве высшей жизненной ценности. Так, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» [2] гуманистический характер образования и свободное развитие личности утверждаются в качестве основы государственной политики и идеологии образования и воспитания. Еще в Государственной программе воспитания подрастающего поколения в Республике Таджикистан на 2013-2017 гг. отмечалось, что «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». В ней отмечается, что современному обществу нужны высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, социально активны [6].

В Республике Таджикистан, в соответствии с Национальной концепцией образования, намечен курс на интеграцию в мировое образовательное пространство с учетом опыта, традиций и потенциала страны. В этих целях Таджикистан присоединился к странам, подписавшим Болонскую декларацию, и активно реформирует как систему высшего профессионального образования, так и систему общего образования.

В процессе реформирования образования особо востребованы идеи зарубежной и отечественной гуманистической педагогики, в основе которых - знание и по-

нимание природы человека, его места в окружающем мире. Данные положения в ходе исторического развития философии и науки, воспитательно-образовательной практики оформились в методологические основания, главный из которых - принцип природосообразности воспитания. Конструктивный диалог с прошлым позволяет увидеть историческую глубину многих сегодняшних проблем и, тем самым, по-другому оценить перспективы их решения.

Национальная концепция воспитания определяет нынешнюю и перспективную политику государства в сфере воспитания широких масс населения, в особенности подрастающего поколения. Она упорядочивает суть, цель, задачи и содержание национального воспитания на новом историческом этапе, определяет его роль и значение в формировании личности всесторонне развитого человека.

Основатель мира и согласия, Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон считает одной из важнейших задач государства и общества - воспитание детей, подростков и молодежи в духе традиционных и мировых ценностей, им поставлен вопрос о демографических проблемах и упорядочении семьи как основной предпосылки здорового общества [7].

Национальная концепция воспитания разработана на основе ценных традиций таджикской нации, других народностей и национальностей Таджикистана. Она позволяет всему населению Таджикистана независимо от местности, национальности и расы выбрать и осуществлять различные пути воспитания для формирования всесторонне развитой личности.

Национальная концепция воспитания обязывает и призывает все министерства и ведомства, «творческие объединения, в том числе Союз писателей, Союз композиторов, Союз журналистов, Союз художников, Союз архитекторов, Союз театральных деятелей, другие творческие союзы, средства массовой информации, издательства и типографии, политические партии и общественные объединения, в том числе профсоюзные комитеты, неправительственные организации, государственные и частные учреждения, предприятия сервиса, Советы ветеранов войны и труда, театры, Государственную филармонию, консерваторию, ансамблей «Шашмаком» и «Фалак», библиотеки и музеи, предприятия здравоохранения и отдыха, парки культуры и отдыха, Союз молодёжи, учебные и воспитательные заведения и всего общества активно участвовать в воспитании граждан республики и приложить все усилия в осуществлении программ и государственных мероприятий по данному вопросу, имеющему огромное социально-нравственное значение» [3].

Национальная концепция воспитания, являясь важным государственным документом, определяет перспективу государственной политики в сфере образования и регулирует тенденции развития этой системы, имеющей важное стратегическое значение в условиях новых общественных отношений. Составные части содержания настоящего документа определяют место, цели и задачи воспитания в новой исторической эпохе. В Национальной концепции воспитания предусматриваются вопросы исторического самосознания, освоения традиционных и общечеловеческих норм, на этой основе воспитание высокой культуры преемственности сущности и национальных традиций, нравственных и культурных ценностей, демократического управления, быть основным исследователем в достижении завоеваний науки, техники, культуры и т.п.

Национальная концепция воспитания, в соответствии с качественными изменениями содержания образования, с целью его развития создает условия для инновационной правовой базы, на основе которой пересматриваются законы и другие нормативно-правовые акты в области образования и других сфер, связанных с образованием. 44

Национальная концепция воспитания требует разработки, утверждения и осуществления различных государственных программ развития сферы воспитания и образования, с участием всех министерств, комитетов, общественных, международных организаций и граждан республик.

В нынешней обстановке необходимость разработки и принятия Национальной концепции воспитания обусловлена следующими факторами:

1. Республика Таджикистан как самостоятельное независимое государство, находится на начальном этапе формирования демократического правового, светского и единого государства. Его дальнейшее развитие связано с воспитанием личности, обладающей высоким уровнем нравственности, богатым внутренним миром, развитой физически и духовно, с высоким чувством патриотизма и национального самосознания, соблюдающей законы, права и свободы, трудолюбивой и чувствующей красоту, рациональной, рассудительной и толерантной, ответственной и активной, созидательной и творческой. Воспитание таких граждан является задачей государства, общества и семьи.

2. После принятия Конституции Республики Таджикистан был принят ряд важных документов, таких как Закон «Об образовании» [2], Концепция национальной школы [], Национальная концепция образования в Республике Таджикистан [8], Стратегия государственной молодежной политики в Республике Таджикистан [9], Государственная программа правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан [10] и другие нормативно-правовые акты. В этих документах высказаны здравые и ценные мысли об обучении и воспитании. Но наука педагогика обосновывает приоритетную роль воспитания по сравнению с обучением в силу его целей, задач и содержания. К сожалению, до сих пор нет такого документа, который мог бы определить перспективу национального воспитания, его цели, задачи и содержание в тесной связи с политикой независимого государства, национальными и общечеловеческими ценностями. Данная Национальная концепция воспитания является первым опытом в данном направлении и предусматривает большинство аспектов воспитания граждан республики [5].

Идеологическую основу воспитания в нашем государстве составляет новое политическое и культурное мышление, суть которого заключается в укреплении государственной независимости, национальном единстве и самосознании, в чувстве любви к родине и патриотизме, в обеспечении государственной и национальной безопасности, защите государственной целостности и общенациональных интересов. Суть этой идеологии отражена в Конституции Республики Таджикистан [1], Законе Республики Таджикистан «Об образовании» [2], Национальной концепции образования в Республики Таджикистан [8], Стратегия государственной молодежной политики в Республике Таджикистан до 2020 года [9], Государственной программе правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан на 20092019 годы [10] и других нормативно-правовых актах.

Государство в своей политике и идеологии национального воспитания граждан, в первую очередь руководствуется формированием его правового пространства, то есть принимает нормативно-правовые акты и применяет их на практике. Организует образовательно-воспитательные государственные учреждения с целью воспитания граждан и создает условия для того, чтобы:

- никто не препятствовал инакомыслию, свободе слова и совести, участию граждан в политической жизни в рамках закона;

- посредством научно-популярной, художественной литературы и средств массовой информации доводить до граждан информацию, обладающую национальным воспитательным потенциалом.

Правительство Республики Таджикистан принимает АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

все необходимые меры, чтобы все граждане республики жили и созидали на основе соблюдения Конституции. Оно требует неукоснительного и примерного поведения от чиновников и руководителей государственных учреждений. Так, принятие Закона Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» [4] направлено на повышение сознательности и чувства ответственности родителей и старшего поколения за воспитание подрастающего поколения. Поддерживая в воспитании народа лучшие национальные обычаи и традиции, научные, светские и гуманистические идеалы прошлого налаживает изучение и исследование ценных научных, литературных, исторических и религиозных произведений таджикско-персидских просветителей, а также рекомендаций и произведений Главы государства.

Обеспечивая всестороннее воспитание детей, в том числе детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, подростков и молодежи в семье, детских садах, школах и детских домах, способствует повышению уровня культуры подрастающего поколения. При этом особое внимание уделяется вопросам ведения здорового образа жизни, проблемам упорядочения семьи и брака и воспитания полноценных граждан страны. С этой целью государство обеспечивает социальную и материальную защищённость учителей и воспитателей, обслуживающего персонала, занятых воспитанием детей и подростков в различных лечебных и воспитательных учреждениях. Кроме того, глава государства развивает и поддерживает воспитательно-оздоровительные учреждения, а также летние лагеря и дома отдыха, поддерживает талантливых подростков и молодёжь в материальном и моральном плане.

Повышает и координирует роль, ответственность и деятельность министерств образования, культуры, здравоохранения Республики Таджикистан, местных органов государственной власти, Комитета телевидения и радио при Правительстве Республики Таджикистан, творческие союзы в воспитании подрастающего поколения. Развивает в республике различные виды национального спорта, поддерживает инициативы спонсоров и меценатов в деле создания условий для воспитательной деятельности.

Несмотря на то, что воспитание считается всеобщей задачей, в его осуществлении основная ответственность лежит на Министерстве образования и науки Республики Таджикистан, которое в данном направлении выполняет следующие мероприятия:

- пересматривает учебные программы, учебники, усиливая их воспитательный аспект, обеспечивая гуманизацию содержания обучения;

- акцентирует внимание на воспитание национального характера и менталитета;

- разрабатывает общие и единые требования к воспитанию детей, подростков и молодёжи в учебных заведениях, в семье и общественных местах;

- разрабатывает систему воспитательной работы, посредством которой родители вовлекаются в процесс воспитания, как постоянные партнеры школы и учителей;

- организует периодические встречи знаменитых людей, руководителей учреждений и министерств с подростками и молодежью;

- повышает требования к разработке воспитательной тематики в программах курсов и семинаров по повышению квалификации учителей, классных руководителей;

- стимулирует исследования и анализ таких вопросов, как национальное мышление, самосознание, единство и национальная гордость, в курсовых и дипломных работах [5];

Министерство образования и науки Республики Таджикистан совместно с другими министерствами и ведомствами Республики Таджикистан, творческими объединениями, местными органами государственной власти, организациями и учреждениями, юридическими

и физическими лицами осуществляет следующие меры:

- для осуществления требований Национальной концепции воспитания составляют соответствующие планы мероприятий и обеспечивают их реализацию;

- обеспечивают функционирование информационной системы сферы воспитания;

- устанавливают педагогические связи с мировыми учебно-воспитательными центрами;

- при составлении воспитательных программ уделяют большое внимание тем вопросам воспитания, которые не затрагивают национальное достоинство других народов;

- расширяют издание научно-популярных материалов о языке, литературе, истории, а так же материальном и духовном богатстве таджикского народа;

- составляют рекомендации для работников правоохранительных работников, здравоохранения, торговли и т.д., повседневная работа которых связана с взаимоотношениями и общением с людьми, и обеспечивают неукоснительное выполнение этих рекомендаций;

- создают условия для воспитания в солдатах и офицерах высоких моральных качеств;

- создают условия для воспитания заключенных в местах лишения свободы с целью возврата их к нормальному образу жизни;

- содействуют более широкому и активному участию широких масс населения в важных государственных и международных мероприятиях, таких как: диалог культур, десятилетие чистой воды для жизни, национальные и государственные праздники, выставки, недели культуры и литературы, встречи, организация и проведение спортивных мероприятий и др.;

- планируют строительство зданий, дворцов и площадей в национальном стиле;

- обращают особое внимание на национальное и историческое переименование проспектов улиц, сёл, городов, районов и возрождают красивые национальные и мифологические по форме и содержанию имена;

- налаживают издание цикла книг «Жизнь замечательных представителей нации», оформленные в национальном стиле;

- развивают производство национальной продукции, такой как: минеральные воды, национальная выпечка и сладости, музыкальные инструменты, ювелирные изделия, гончарные изделия, национальная вышивка, ковры и атлас, чайники и пиалы, препараты из отечественных лекарственных растений и другое;

- активизируют работу спортивного Олимпийского комитета, национальной команды футбола, борьбы, национальных игр, хоккея на траве и т.п.;

- проводят конкурсы для обновления национальной символики [5].

Таким образом, можно констатировать, что воспитание это сложное явление, которое включает в себя социальные, культурные, психологические и педагогические аспекты, оно, по сути, упорядочивает жизнедеятельность человека и непосредственно влияет на развитие общества. Воспитание представляет собой целенаправленную деятельность социальных институтов, обеспечивающих развитие творческого и созидательного потенциала каждой личности, её активизации и реализации в жизнедеятельности общества.

Следовательно, воспитание служит интересам общества, государства и личности как высшей ценности. При этом руководство Республики Таджикистан, определяя политику и идеологию в сфере воспитания, однозначно задает цели и задачи воспитания, принимая соответствующую им Национальную концепцию воспитания в Республике Таджикистан, центральным звеном которой является нравственное воспитание подрастающего поколения. Национальное воспитание обеспечивает формирование таких личностных качеств, как высокая культура, национальное самосознание, гуманизм, свободомыслие, гражданская и социальная позиция,

инициативность и т.п. Личность, воспитанная в рамках Национальной концепции воспитания, организует свою жизнедеятельность с позиций национальных интересов, опираясь на общечеловеческие ценности, критически оценивает жизнь общества и вносит свой посильный вклад в развитие культуры.

Таким образом, национальное воспитание направлено на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей высоконравственными человеческими качествами. И в этом деле принятие Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан является первым и важнейшим шагом на пути воспитания нового человека - созидателя и человека культуры, внутренний стержень которого основан на национальных и общечеловеческих ценностях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. 84 с.

2. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе: Шарки озод, 2004. 91 с.

3. Закон Республики Таджикистан «О защите прав ребенка». Душанбе, 2015.

4. Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». Душанбе, 2011 (Указ Президента от 2 августа 2011 года. № 762).

5. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 2006. 11 с. (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2006 г. № 94).

6. Государственная программа воспитания подрастающего поколения в Республике Таджикистан на 20132017 г. Душанбе, 2012. (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 августа 2012 года №382).

7. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе, 2016. http://www. president.tj/ru/node/13747 (16.05.2017).

8. Национальная концепция образования в Республике Таджикистан. - Душанбе: Матбуот, 2003. -23 с.

9. Стратегия государственной молодежной политики в Республике Таджикистан до 2020 г. Душанбе, 2011. (Постановление Правительства Республики Таджикистан от «4» октября 2011 года, №480).

10. Государственная программа правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан на 20092019 гг. Душанбе, 2009. (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 апреля 2009 года №253).

Статья поступила в редакцию 21.04.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.