Научная статья на тему 'Социально-культурное проектирование досуга молодежи в Республике Саха (Якутия)'

Социально-культурное проектирование досуга молодежи в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
579
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДОСУГ МОЛОДЕЖИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЗЕМЛЯ ОЛОНХО / SOCIOCULTURAL DESIGNING / YOUTH LEISURE / INNOVATION PROJECT / THE LAND OF OLONKHO

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коврова Ольга Даниловна

В статье рассматривается социально-культурное проектирование досуга молодежи в рамках Национального инновационного проекта «Земля Олонхо» Республики Саха (Якутия). Представлен анализ социологического исследования об определении роли социально-культурного проектирования досуга молодежи в рамках Национального инновационного проекта «Земля Олонхо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DESIGNING OF YOUTH LEISURE WITHIN NATIONAL INNOVATION PROJECT «THE LAND OF OLONKHO» IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The paper deals with sociocultural designing of youth leisure within National innovation project «The Land of Olonkho» in the Republic of Sakha (Yakutia). Sociological analysis of the role of sociocultural designing of youth leisure is presented.

Текст научной работы на тему «Социально-культурное проектирование досуга молодежи в Республике Саха (Якутия)»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 398.22:37.018.7(=512.157)

Социально-культурное проектирование досуга молодежи в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматривается социально-культурное проектирование досуга молодежи в рамках Национального инновационного проекта «Земля Олонхо» Республики Саха (Якутия). Представлен анализ социологического исследования об определении роли социально-культурного проектирования досуга молодежи в рамках Национального инновационного проекта «Земля Олонхо».

Ключевые слова: социокультурное проектирование; досуг молодежи; инновационный проект; Земля Олонхо.

О.Д. Коврова

В связи с реформированием нашего общества особую актуальность приобретают вопросы социального проектирования. Реализация приоритетных национальных проектов является важной задачей в социальной политике Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в ходе решения которой приобретается ценный опыт использования проектного подхода в государственном управлении.

В Республике Саха (Якутия) разрабатывается Национальный инновационный проект «Земля Олонхо» как высокотехнологичный кластер креативной индустрии для эффективного использования и сохранения культурных ресурсов и творчества. Ключевыми институтами кластера станут объекты культуры «Международный центр Олонхо», «Эпосы Евразии», парково-рекреационные зоны, детские аттракционы, объекты СВФУ им. М.К. Аммосова «Дом студента», «Арктический инновационный центр», объекты ФГОУ ЯГСХА, ГАУ «Технопарк «Якутия» Республики Саха (Якутия).

В рамках разработки проекта «Земля Олонхо» в марте 2013 года по заказу Министерства культуры РС (Я) проведено социологическое исследование в виде холл-теста совместно с фокус-группами «Взгляд творческой молодежи на перспективы развития культурно-досуговых условий в Национальном инновационном проекте «Земля Олонхо»». Объектом исследования выступили студенты ФГБОУ ВПО

© Коврова О.Д., 2013

«Арктический государственный институт искусств и культуры» в возрасте от 18 до 23 лет факультета информационных, библиотечных технологий и менеджмента культуры, факультета фольклора и этнокультуры народов Арктики, факультета исполнительских искусств, факультета изобразительных искусств. Размер выборочной совокупности составил 94 человека из молодежной среды по специальностям «менеджер социально-культурной деятельности», «прикладная информатика», «библиотечно-информацион-ная деятельность», «народная художественная культура», «графика», «живопись», «дизайн». Всего в институте по состоянию на 1 апреля 2013 года обучаются 645 студентов очной формы обучения и 687 студентов заочной формы обучения, то есть 1332 студента на четырех факультетах.

Цель исследования — определение роли социокультурного проектирования досуга молодежи в рамках Национального инновационного проекта «Земля Олонхо» Республики Саха (Якутия).

Для достижения цели научной работы нами были поставлены следующие задачи:

— изучение и сравнение содержания свободного времени творческой молодежи;

— выявление мнений творческой молодежи о работе культурно-досу-говых учреждений г. Якутска в сфере организации досуга;

— изучение потребностей и запросов творческой молодежи в отношении проекта «Земля Олонхо»;

— выработка новых путей эффективной заполняемости бюджета свободного времени творческой молодежи в условиях Национального инновационного проекта «Земля Олонхо».

Социологическое исследование было проведено в виде холл-теста совместно с фокус-группами. Холл-тест — это анкетирование или интервью в специально предназначенном для этих целей помещении, в ходе которого респонденту предлагается протестировать и оценить свойства объекта исследования. Респонденту сначала предоставляется информация об объекте тестирования, а затем ему задают устные вопросы об объекте или просят заполнить анкету. Вопросы могут быть как закрытыми (с выбором варианта ответов), так и открытыми (с предложением описать свои впечатления от тестируемого объекта). Холл-тест проводится совместно с фокус-группами, это позволяет глубже исследовать и проанализировать проблему, обозначенную в ходе проведения холл-теста.

Фокус-групповое исследование является самым распространенным качественным методом сбора информации. Термин «фокус-группа» является сокращением от понятия «фокусированное интервью», предложенного Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендалл в 1946 году. В дальнейшем представители различных социологических школ по-разному трактовали особенности этого метода. Однако устойчивыми остаются некоторые подходы и принципы, которым следуют те, кто его использует. По мнению Т. Грин-

баума, автора популярного на Западе учебника по фокус-группам, исследования этого типа включают четыре общих элемента:

1) вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте;

2) взаимодействие участников. Если во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками искажает чистоту ответов, то на заседаниях фокус-групп субъекты поощряются к взаимодействию друг с другом;

3) весь ход обсуждения осуществляется профессионалом-модератором. Он направляет течение групповой дискуссии в соответствии с целями, поставленными на предварительной стадии;

4) при проведении фокус-групп используется сценарий. Если в количественном исследовании при сборе информации применяется законченный, формализованный, структурированный инструментарий, то путево -дитель обычно имеет форму относительно незавершенного руководства. Его основное назначение — фокусирование проблемы, настраивание на определенную тему. Одновременно он должен давать возможность участникам высказываться спонтанно, обеспечивать групповую динамику [4].

Еще одной особенностью является то, что по своему назначению этот тип исследований отличается от других групповых методов, например, от дельфийского метода, «мозгового штурма». Последние формируются из экспертов и ориентированы на выработку рекомендаций и согласованных решений. Фокус-группы предназначены для другого: выявления спектра мнений по изучаемой проблеме, поиска объяснения поведения людей в тех или иных сферах [4].

Всего было опрошено 94 из 645 студентов очной формы обучения, что составляет 14%, из них — 31 юноша, 69 девушек.

Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей и поступков является досуг. «Досуг» в переводе с латинского языка означает «быть свободным», с французского — «быть разрешенным», с греческого — «серьезная деятельность без давления необходимости», а в Энциклопедическом словаре А.М. Прохорова «досуг» означает часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат [2].

Становление человека как личности происходит в процессе собственной деятельности, и досуговая часть жизни, в ходе которой формируются привычки, устойчивые формы поведения, интересы, занимает в этом процессе одно из ведущих мест. В ответе на вопрос «Где Вы проводите свой досуг?»: большинство респондентов указывают: «Дома» — 24%, также «в торгово-развлекательных центрах» — 23, «В кинотеатре» — 18, «На улице» — 14, «В библиотеке» — 2, «В спортзале» — 10, «В ночных клубах» — 5 и «Другое» — 3%. Таким образом, анализ содержания свободного времени свидетельствует о том, что молодежь не находит места для удовлетворения и самореализации своего творческого потенциала.

На вопрос «Как часто Вы посещаете мероприятия, которые проводят учреждения культуры для молодежи?» большинство респондентов ответило «Раз в месяц» — 40%, «Раз в полгода» — 14 и «Раз в неделю» — 34%. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что молодежь не всегда привлекают формы досуга, которые могут ей предложить культурно-досуговые учреждения. На вопрос «Как Вы считаете, может ли принять молодежь активное участие в организации своего досуга?» 88% студентов посчитало, что молодежь может принять активное участие в организации своего досуга (см. рис. 1).

Как Вы считаете, может ли принять молодежь активное участие в организации своего досуга?

ответить

В процессе самоорганизации роль досуга должна состоять в развитии творческого потенциала студенческой молодежи, организации и самоорганизации свободного времени, обеспечении (расширении) поля самореализации и самоутверждения, освоения социальных норм и ценностей современного общества. Приоритетная задача этой сферы жизнедеятельности — развитие инициативы и творчества, способствующих становлению молодежи в качестве активного субъекта социальной деятельности. Значительное влияние на формирование личности молодого человека, его самоорганизацию и самореализацию оказывает пространство досуга.

В г. Якутске проживает 262,601 тыс. человек, и на них приходится всего один кинотеатр и три кинозала на 200 мест, а культурно-досуговых центров для проведения свободного времени молодежи и вовсе нет. [3] Из этого и следуют ожидаемые результаты ответов на вопрос «Достаточно ли в городе мест для удовлетворения Ваших досуговых потребностей?»: 73% респондентов выбрали ответ «нет» (см. рис. 2).

Достаточно ли в городе мест для удовлетворения Ваших досуговых потребностей?

На вопрос «Каким образом Вы хотели бы принять участие в организации досуга молодежи в проекте «Земля Олонхо»?» большинство респондентов ответили: «Организовать неформальный любительский молодежный клуб в соответствии со своими интересами, запросами» — 23%, «Заниматься вопросами организации или участвовать в молодежных шоу-программах» — 17, «Хочу заниматься вопросами внедрения совершенных высоких технологий в сфере организации досуга молодежи» — 13, «Хочу заниматься предпринимательством в сфере организации досуга населения» — 12, «Заниматься вопросами организации игровых развлекательных программ» — 7%.

Национальный инновационный проект «Земля Олонхо» предоставляет им такую возможность: здесь будет создано огромное количество вакантных мест для молодежи, каждый выпускник или студент сможет реализовать свои творческие способности. Для этого и были привлечены такие перспективные молодые организации, как ГАУ «Технопарк «Якутия», который был создан распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) № 998-РП от 28.12.2011. Основной целью инновационного Технопарка Республики Саха (Якутия) является коммерциализация инновационных проектов и трансфер новых технологий [7] (см. рис. 3).

Каким образом Вы хотели бы принять участие в организации досуга молодежи в проекте «Земля Олонхо»?

В связи с этим был сформулирован вопрос «Какие положительные стороны Вы видите в этом проекте?», и 19% респондентов выбрали ответ «Творческая самореализация», т.е. будущие творческие работники хотели бы, чтобы были созданы условия для творческой самореализации в Национальном инновационном проекте «Земля Олонхо».

Творчество является атрибутом, высшей формой активности человеческой деятельности, ее «необходимым, существенным, неотъемлемым свойством». Оно предопределило эволюцию человека и человеческого об-

щества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства, содержит элемент нового, предполагает оригинальную и плодотворную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают область действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность ее способностей, но и богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека. Также «Возможность провести свой досуг» выбрали 16% респондентов, но наибольшее количество респондентов (26%) указали на «Сохранение национальной культуры», а 11% — на «Возможность поближе познакомиться с эпосом «Олонхо» и другими эпосами народов России» (см. рис. 4).

Какие положительные стороны Вы видите в этом проекте?

Возможность Трудоустройство

поближе (8%)

познакомиться с эпосом Олонхо и другими эпосами народов России (11%)

Удобное месторасположение (4%)

Также респондентам был задан вопрос «В каких направлениях проекта Вы бы себя реализовали?». 25% респондентов выбрали «В направлении «Эпосы Евразии», вторую позицию в ранжированном списке направлений занимает ответ «В аттракционе «Три мира» — его выбрали 20% опрошенных. Основным для данного анкетирования являлся вопрос, который позволял студентам открыто ответить и предложить свои идеи, касающиеся проекта. Многие предложили создать ресторан или кафе якутской кухни, также были предложения о создании школы, где бы преподавали историю и языки народов Якутии. Одним из самых интересных был ответ студента о создании «Оркестра Олонхо», конкурсов исполнителей Олонхо и запевал кругового танца «Осуохай». В целом респонденты проявили заинтересованность и отзывчивость, но, к сожалению, большинство из них недостаточно информировано о проекте. Для решения этой проблемы необходимо

организовывать различные научно-практические конференции, творческие встречи, дебаты, привлекать средства массовой информации, проводить конкурсы на лучшую идею реализации проекта. Население должно быть соучастником создания, ведь от реализации проекта зависит не только наше будущее, но и будущее наших детей, внуков и всей республики.

Резюмируя результаты проведенного социологического исследования с фокус-группами «Взгляд творческой молодежи на перспективы развития культурно-досуговых условий в национальном инновационном проекте «Земля Олонхо», необходимо отметить:

— высокую степень репрезентативности полученных результатов;

— значительную активность респондентов и заинтересованность в обсуждении и оценке плана реализации Национального инновационного проекта «Земля Олонхо»;

— простоту применения предложенной методики проведения мониторинга и низкую затратность, что подтверждает возможность использования методики для мониторинга результативности по различным направлениям.

Очевидно, что досуг обладает особыми качествами, ценными для гармоничного развития творческой личности. Процесс самоорганизации досуга студенческой молодежи должен формировать и удовлетворять интересы и увлечения, способствовать самореализации, удовлетворению потребностей и интересов.

Социокультурный проект является прогрессивным воспитательным средством, применение которого позволяет решать задачи опережающей подготовки выпускников в реализации своего потенциала в профессиональной деятельности: обучать механизмам поиска знаний, их использованию при решении реальных проблем, развивать навыки сотрудничества в процессе деятельности, способствовать процессу культурного самоопределения молодежи.

Литература

1. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. СПб., 1997. 262 с.

2. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. 1434 с.

3. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). Якутск, 2010. 700 с.

4. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования : учебное пособие для высш. учеб. заведений / Тавокин Е.П. М.: Издательский центр «Инфра-М», 2011. 236 с.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понимание социальной реальности : учебное пособие для высш. учеб. заведений / В.А. Ядов. М. : Издательский центр «Омега», 2012. 567 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.