О. Д. Коврова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ И УЛУСАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Рассматривается социально-культурное проектирование досуга в сельских поселениях и улусах Республики Саха (Якутия). Представлен анализ социологического исследования об определении отношения сельских жителей к социально-культурному проектированию в Якутии.
Ключевые слова: село, культура, социально-культурное проектирование, досуг.
O. Kovrova
Socio-cultural Designing in Rural Areas of the Republic of Sakha (Yakutia)
The paper deals with socio-cultural designing of leisure in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia). Sociological analysis of the attitude of rural residents to socio-cultural designs in Yakutia.
Keywords: village, culture, socio-cultural designing, leisure.
В сельской местности современной Якутии проживает 35,8% населения, что является высоким показателем как для Российской Федерации в целом (26,7%), так и в сравнении с другими северными регионами: в Магаданской области сельские жители составляют 7,7%, в Ханты-Мансийском автономном округе — 9,1% [7].
В Республике Саха (Якутия) 2013 год объявлен Годом села. В этом русле в декабре 2012 г. по заказу Автономного учреждения «Агентство реализации креативных технологий и инноваций культуры Арктики» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) был проведен социологический опрос по анкете «Культура села» среди муниципальных образований Мегино-Кангаласского улуса: «Хоробутского наслега», «Нерюктяинского наслега», «Харанского наслега», «Майин-ского наслега», «Хаптагайского наслега», «Жанхадинского наслега»; муниципальных образований Чурапчинского улуса: «Болу-гурского наслега», «Диринского наслега», «Ожулунского наслега», «Чурапчинского наслега».
Методологическим основанием данного исследования являются исследования Т. Н. Духиной, предлагающей изучать личность сельского труженика через призму симбиоза экономики, демографии и культуры, а также экологии, которая является характерной особенностью сельского хозяйства, труда в нем, условий и всего образа жизни жителя села [2].
Всего в социологическом исследовании приняли участие 473 респондента. Из них 190 опрошенных являются жителями Чурапчинского улуса, 283 опрошенных — из Мегино-Кангаласского улуса. Исследование проведено среди жителей сел, имеющих численность населения более 1000 человек по данным переписи 2010 г., также были организованы интервью с экспертами, фокус-группы с активистами культурной деятельности, изучены статистические данные, материалы СМИ.
Проведенное нами социологическое исследование выявило новые тенденции социально-культурного проектирования в сельских поселениях и улусах Республики Саха (Якутия).
Цель исследования: определение отношения сельских жителей к социально-культурному проектированию в Якутии.
Более половины опрошенных (62% от общего числа респондентов) — и в Чурап-чинском (55,3%), и в Мегино-Кангаласском (58,7%) районах — считают, что в их населенных пунктах есть все условия для занятий различными видами творчества.
На вопрос: «Какими видами творчества Вы занимаетесь?», ответы респондентов распределились следующим образом: изобразительное искусство (рисование, резьба по дереву, дизайн-арт); музыкальное творчество (пение, гитара, хор, вокал, ансамбль, рэп, игра на балалайке); декоративно-прикладное творчество (шитье, рукоделие, вязание, вышивка, бисероплетение, плетение из конского волоса); спорт (бокс, северное многоборье, легкая атлетика, футбол, фитнес, национальные виды спорта, волейбол, шашки, шахматы); театрально-хореографическое искусство (национальные и современные танцы, драматический кружок, мини-театр «Быара суох»); фольклор (олонхо, народные песни, скороговорки, хомус).
Кроме того, сельские жители отметили, что увлекаются фотографией, художественным чтением, сочинением стихов и рассказов, а также участвуют в самодеятельных спектаклях, концертах. При этом некоторые респонденты указали в своих ответах конкретные творческие объединения и ансамбли, например, «Дьылбаахчы ыччата», «Алгыс», «Сайа», «Играй, гармонь», «Далбар» и др.
Культуротворческая деятельность (в особенности фольклор, устное народное творчество) и сфера духовного общения (традиции, обычаи, национальные праздники) на сегодняшний день являются теми сферами, в которых сохранились родные языки, традиционное использование которых обусловлено самой функциональной спецификой.
Был задан следующий вопрос: «Как Вы считаете, что должен уметь современный специалист учреждения культуры?».
В характеристике специалиста культуры преобладают социально-коммуникативные качества — в сфере профессий системы «человек — человек» очень важным качеством является умение работать с людьми: налаживать контакт, отношения с людьми, учитывать индивидуальные особенности каждого, знать традиции и особенности менталитета населения улуса, так как каждый улус, населенный пункт имеет свои особенности. На эти особенности влияет среда, общественные отношения, которые проявляются в ходе общественной деятельности людей, и в связи с этим в ответах респондентов указывается наличие такой характеристики, как «коммуникабельность». Респонденты в своих ответах, как правило, указывают на личностные качества специалиста. К традиционной модели специалиста культуры добавились и новые качества, вызванные современными запросами населения, — это владение новыми технологиями, знание нескольких языков, управленческие качества и юридическая грамотность.
Результаты ответов на вопрос: «Как Вы полагаете, считаются ли специалисты клуба с мнением населения?». 49,2% ответивших на данный вопрос полагают, что специалисты считаются с мнением населения, «не всегда» — указывают 189 человек, что составляет 44,5%, и 6,4% респондентов считают, что специалисты не считаются с мнением населения.
Таким образом, большинство респондентов удовлетворены тем, что специалисты находят общий язык, всеми средствами общения связываются с населением, при планировании учитывают его мнение, план работы клубов создается с учетом интересов жителей села, проводятся семинары, на которых обсуждают планы на год. 44,5% респондентов указали на то, что специалисты не всегда учитывают мнение населения. Когда были заданы вопросы уточняющего характера, выявилось, что большинство респондентов из данной категории, по боль-
шому счету, не интересуются мероприятиями, проводимыми клубами, не знают, какие проходят мероприятия и особого внимания им не уделяют. Наблюдается некоторая пассивность личностного характера, ссылки на недостаток свободного времени для посещения культурных мероприятий.
Следующий вопрос: «Сколько примерно денег в год тратит Ваша семья на услуги сельского клуба?» нацелен на выявление особенностей перехода сельского населения на рыночные отношения в сфере культуры. 42,2% ответивших тратят от 1000-3000 руб. в год, 28,7% — расходуют до 500 руб. в год. Исходя из этого, можно заключить, что мероприятия в сельском клубе не столь обременительны для сельского жителя.
Ценностное содержание активной культурной позиции сельских жителей обнаруживается в ответах на вопрос: «В каком направлении может развиваться сельская культура?»
Большинство респондентов указывает на то, что сельская культура может развиваться, опираясь, во-первых, на инициативы и творческую активность жителей, при этом подчеркивается личностная значимость каждого из них, во-вторых, — на национальную культуру (224 респондента), в третьих, — на обеспечение квалифицированными специалистами (196 респондентов). Последний фактор является необходимым условием в организации работы в сельской местности. Только грамотный специалист с высшим образованием, знающий свое дело, может более эффективно планировать и реализовать культурную деятельность. На четвертом месте — государственная поддержка специалистов учреждений культуры (186 респондентов). Данный аспект уже воплощается в рамках Указа Президента РС (Я) от 27 сентября 2012 г. №1644 «О ком -плексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)»[6]. Далее, на пятом месте, приоритет отдается досугу молодёжи и мужчин (176 респондентов). На шестом месте — принятие закона РС (Я) «О культуре»
(114 респондентов). На седьмом месте — создание многофункциональных культурных комплексов (110 респондентов). На восьмом месте — создание многофункционального культурного учреждения (85 респондентов), на девятом месте — привлечение государственно-частного партнерства (71 респондентов) и на десятом месте — реализация гарантированных культурных прав граждан и культурных прав граждан и народов (63 респондента).
Как известно, наиболее остро стоит вопрос о привлечении к содержательной культурной жизни молодежи и мужчин. Нами были собраны предложения по повышению культурной активности среди них.
По итогам ответов составлен список наиболее повторяющихся и значимых предложений по повышению культурной активности молодежи: пропаганда и просветительская работа среди сельской молодежи; создание новых рабочих мест для привлечения высококвалифицированных молодых кадров, создание оптимальных условий для работы и досуга молодежи; назначение лидера с высшим образованием, разработка новых проектов по организации деятельности молодежи поселения; стимулирование и мотивация наиболее активных представителей; сотрудничество с ровесниками из других районов; контроль над продажей алкоголя.
По данным опроса, в селах остро стоит проблема массовой безработицы молодых, а также отсутствия молодежных объединений и самоуправления. Отсутствие интереса у молодого поколения к проблемам и планам развития села влечет за собой увеличение количества неграмотных, асоциальных граждан. Решение данного вопроса возможно в создании и во введении в работу муниципальных образований программ по поддержке и развитию молодого населения (муниципальные программы по развитию молодого бизнеса, программы поддержки молодых общественников, финансируемые проекты по сохранению национального
творчества и традиционных промыслов Якутии под руководством молодых активистов и т. д.). Также было бы эффективным создание подразделений по работе с сельской молодежью, введение отдельных планов и методик работы, учета и отчета о проделанной работе.
Предложения по повышению мужской культурной активности сгруппированы следующим образом: активизация деятельности «Советов отцов» (конкурсы отцов и сыновей, семинары, мероприятия и т. д.); создание или усиление работы ансамблей и хоров мужчин, ведущих активный образ жизни; оснащение мест посещения мужчин бильярдными и теннисными столами и т. д.; поддержка идей и проектов.
Из этого следует, что активность мужчин достаточно разнообразна. Это зависит от особенностей культурных традиций поселения и, напрямую, — от деятельности и охвата работы культурно-досугового учреждения. В основном, население уделяет внимание объединениям отцов «А5а субэ-тэ», их работе и руководству. Существующую проблему следует решать, учитывая интересы и психофизиологические особенности: издревле мужчина склонен быть сильным, добывающим, побеждающим, мудрым.
Следует дать возможность проявить инициативу, создать условия для полноценного досуга и общения мужского населения независимо от возраста, особенно максимально привлекая молодежь: организовать объединения любителей охоты, спорта, прикладного искусства, зодчества и т.д. При этом необходимо выделить помещение, приобрести оборудование и станки, привлечь мастеров, набирать группы обучающихся (школьников) и желающих. Процесс работы может быть продуктивным и значимым для села.
Резюмируя результаты проведенного социологического исследования по определению отношения сельских жителей к соци-
ально-культурному проектированию в Якутии, необходимо отметить:
• среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров — недостаточное финансирование отрасли;
• ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устареванием применяемых технологий и форм работы, с ухудшением материально-технического оснащения (так, аудио- и видеоаппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях хуже имеющейся у граждан в личном пользовании);
• в системе культурно-досуговых учреждений наблюдаются тенденции «старения» и снижения квалификации кадров, роста несоответствия их профессиональных знаний и умений вызовам сегодняшнего дня, острая нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовывать бизнес-планы учреждений, находить общий язык с властными структурами, грантодате-лями, меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами;
• усиление развития регионального компонента в культуре, содействие внедрению программно-целевых механизмов на региональном и местном уровнях управления сферой культуры;
• преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, в создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь, обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек и архивов.
Оптимальный вариант модернизации культуры села — сознание его самоценности и образа жизни, признание множественности вариантов его культурного развития.
Приёмы разработки коммуникативных заданий для профессионально ориентированного обучения...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гашилова Л. Б., Набок А. А. Этнорегиональное образование на Севере: пути развития модернизации // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М.: Совет Федерации РФ, 2012. С. 191-201.
2. Духина Т. Н. Социокультурная адаптация сельских тружеников в современных условиях: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Майкоп, 2010. 46 с.
3. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. 1434 с.
4. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). Я., 2010. 700 с.
5. Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Инфра-М», 2011. 236 с.
6. Указ Президента РС (Я) от 27 сентября 2012 г. № 1644 «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)» // Режим доступа:Шр// sakha.gov.ru/node/117775
7. Численность городского и сельского населения РФ. Всероссийская перепись населения Российской Федерации. Официальный сайт Всероссийской переписи населения // Режим доступа: www/perepis-2010.ru
8. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понимание социальной реальности: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / В. А. Ядов. М.: Издательский центр «Омега», 2012. 567 с.
REFERENCES
1. Gashilova L. B., NabokA. A. Etnoregional'noe obrazovanie na Severe: puti razvitija modernizatsii // Sov-remennoe sostojanie i puti razvitija korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka. M.: Sovet Federatsii RF, 2012. S. 191-201.
2. Duhina T. N. Sotsiokul'turnaja adaptatsija sel'skih truzhenikov v sovremennyh uslovijah: Avtoref. dss. ... d-ra sots. nauk. Majkop, 2010. 46 s.
3. Prohorov A. M. Bol'shoj entsiklopedicheskij slovar'. M.: Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaja Rossijskaja entsiklopedija», 1998. 1434 s.
4. Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Saha (Jakutija). Ja., 2010. 700 s.
5. Tavokin E. P. Osnovy metodiki sotsiologicheskogo issledovanija: Uchebnoe posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij tsentr «Infra-M», 2011. 236 s.
6. Ukaz Prezidenta RS (Ja) ot 27 sentjabrja 2012 g. № 1644 «O kompleksnyh merah po razvitiju sela v Re-spublike Saha (Jakutija)» // Rezhim dostupa:http// sakha.gov.ru/node/117775
7. Chislennost' gorodskogo i sel'skogo naselenija RF. Vserossijskaja perepis' naselenija Rossijskoj Federacii. Ofitsial'nyj sajt Vserossijskoj perepisi naselenija // Rezhim dostupa: www/perepis-2010.ru
8. Jadov V. A. Strategija sotsiologicheskogo issledovanija. Opisanie, objjasnenija, ponimanie sotsial'noj real'nosti: Uchebnoe posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij tsentr «Omega», 2012. 567 s.
Н. Ю. Федорова
ПРИЁМЫ РАЗРАБОТКИ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена созданию профессионально ориентированных учебных материалов. Основной методической проблемой, обсуждаемой в статье, является вопрос о разработке заданий, максимально приближенных к контексту профессиональной деятельности в плане совершаемых субъектом интеллектуальных и речевых действий, а также в плане логики совместной деятельности и общения в процессе решения постав-