Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России'

Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2257
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России»

Раздел I. Социально-культурная деятельность на современном этапе модернизации российского общества

М. А. Ариарский

Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России

Человечество вступило во второе десятилетие XXI века, начиная осознавать принципиально новые проблемы, которые поставила перед миром современная экономическая, геополитическая, экологическая, демографическая ситуация и, главным образом, утверждающая себя креативно-информационная эпоха.

Культура современного общества в значительной мере отражает психологический надлом, вызванный последствиями распада СССР, экономическими потрясениями 1990-х годов и, в первую очередь, ущербными ценностями, пропагандируемыми средствами массовой информации. Главным образом это касается телевидения, которое, будучи системообразующим фактором общественного сознания, играет ведущую роль в формировании духовно-нравственной среды, но вносит в нее не базовые гуманистические ценности России, а дух потребительства, раздражения, утраты общественных идеалов. Наполняя свои программы насилием, катастрофами и пошлостью низкопробных шоу, оно убивает духовность, создает депрессивный фон, порождает негативно-извращенное представление о стране.

В Великобритании и Франции специальные органы контролируют соблюдение СМИ этических норм, и это воспринимается как естественная забота о нравственной атмосфере и имидже государства. Вероятно, и в России должен быть социальный институт, который, реализуя принципы национальной культурной политики во всех сферах духовной жизни, будет способствовать приведению содержания телевидения в соответствие с интересами государства и общества. И таковым, несомненно, должно быть Министерство культуры РФ.

Развитие культуры, разумеется, не ограничено рамками электронных носителей. Нельзя не признать, что негативные явления социальной жизни - от алкоголизма и наркомании до общественной пассивности и необузданной агрессивности - результат того, что десятки миллионов жителей страны не постигли основы культуры, не читают, не испытывают потребности общения с искусством, не усвоили такие национальнокультурные традиции как коллективное пение, музицирование, декоративно-прикладное и техническое творчество. А это свидетельствует, что Министерство культуры призвано не ограничиваться административным

8

управлением подведомственными учреждениями, а принять на себя широкие функции разносторонней и активной пропаганды духовных ценностей народов России, сбережения и передачи национально-культурного достояния Отечества.

История знает немало примеров, когда социально-пропагандистские технологии вполне эффективно использовались тоталитарными режимами далеко не с гуманными целями. Геббельсовская машина промывания мозгов смогла более чем на десятилетие парализовать нравственные традиции великой нации Канта и Гете, а идеологическому аппарату КПСС удалось убедить подавляющее большинство советского народа в реальности и осуществимости коммунистических мифов. Нужно ли ставить под сомнение объективную возможность интерактивными средствами просвещения донести до каждого человека непреходящие гуманистические ценности российской культуры, раскрыть их созидательный потенциал, показать, насколько следование им поможет коренным образом усовершенствовать качество жизни людей. Решение этой задачи - дело всего общества и государства, но ведущую роль в ее осуществлении, несомненно, должно играть Министерство культуры. Однако для этого необходима соответствующая материальная база.

В годы советской власти была достигнута ситуация полного охвата территории страны культурно-просветительными учреждениями. Даже в отдаленные хутора ради нескольких семей постоянно приезжали передвижные клубы и библиотеки. В 1990-е годы эта система была разрушена, десятки тысяч сельских учреждений культуры были закрыты. В 2000-е годы муниципальные учреждения культуры перешли под управление местных органов власти, но, не имея соответствующего финансирования, они не смогли предотвратить новый обвал. В результате ряд районов полностью лишились элементарных баз общественного просвещения и досуга. Свыше 80% населения сел и малых городов потеряли возможность приобщения к искусству. Утеряны региональная идентичность и чувство гордости за «малую родину», усилилась миграция молодежи. Во многих районах Северного Кавказа единственным местом, где можно собрать селян, остались мечети. При всем уважении к Исламу, вряд ли это нормально для светского государства.

В 1970-е годы в Российской Федерации в коллективное самодеятельное творчество было вовлечено почти 20 млн. человек. Ныне это число сократилось почти в 10 раз. В этот же период в стране утвердил себя эстетический всеобуч детей, и каждый ребенок мог бесплатно осваивать основы художественного творчества. В результате механического перенесения рыночных отношений на сферу духовной жизни принципы всеобуча потерпели фиаско. Сегодня государству действительно нелегко выделять существенные ассигнования на художественное воспитание подрастающих поколений, но гораздо дороже окажется лечение от нар-

комании и иных социальных болезней, которые порождаются досуговой неприкаянностью детей и подростков и их обид от того, что родители не в состоянии оплачивать их рациональное времяпрепровождение.

В России остро стоит вопрос сбережения своего культурного наследия. К сожалению, многие видят в этом лишь необходимость охраны природной среды и шедевров архитектуры. Между тем, национальнокультурное достояние Отечества - это в еще большей мере высокая духовность и нравственность, гражданская ответственность за культуру производства, за судьбы страны, за достойное образование и воспитание детей и молодежи, за подлинную гуманность человеческих отношений. Важной чертой российского менталитета всегда было торжество добродетельности и благотворительности, понимание того, что успешный бизнес неотделим от материальных вложений в культуру, воспитания, помощи нуждающимся.

Двадцать лет здоровые силы общества ставят вопрос о необходимости возрождения благотворительности, но реальных шагов в этом направлении так и не последовало. А в это время «новые русские» на своих корпоративах оплачивают раскрученной певичке гонорар, стократно превосходящий месячный оклад оперного певца или вузовского профессора. Этой суммы хватило бы на годичное содержание детской музыкальной школы, но для того, чтобы современные бизнесмены усвоили традиции Третьяковых, Мамонтовых и Морозовых, направляя часть своих средств на решение социально значимых проблем, необходимо и стимулирующее законодательство, и формируемое культурой общественное сознание. Великолепным примером активной пропаганды наследия российских благотворителей служит фильм Л.Парфенова, посвященный 100-летию музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, но пока это - лишь единичный факт, за которым, верится, скажут свое слово и литература, и театральная сцена, и, что особенно важно, телевидение.

Реализация задач культурной политики находится в прямой зависимости от наличия специалистов, способных донести до широких масс ценности духовной жизни. В 70-х годах XIX века министр народного просвещения России А.В. Головнин обратился к Александру II с письмом, в котором обратил внимание на то, что в стране есть учебные заведения, готовящие специалистов конкретных искусств, но нет таких, которые давали бы специальность организатора культуры широкого профиля. Идея министра, воспитанного на традициях Царскосельского лицея, реализовалась лишь в 1918 году, когда в Петрограде был создан институт, готовящий организаторов культурно-просветительной работы, информационно-библиотечного дела и руководителей художественной самодеятельности.

За годы своего существования вузы культуры сумели разработать и реализовать научные принципы постижения культуры. Появилась педа-

гогическая культурология как область науки и социальной практики, интегрирующая в себе основы педагогики и культурологии и раскрывающая механизм духовного просвещения и вовлечения индивида в мир культуры и социально-культурного творчества. Десятки тысяч выпускников этих вузов научились учитывать специфику арт-педагогики. Они не переносят механически методы обучения на технологию инкультура-ции, ибо достижения науки достаточно понять, а ценности культуры необходимо не только понять, но и психологически принять.

В любом регионе страны с глубокой благодарностью оценивают вклад организаторов социально-культурной деятельности в духовную жизнь населения. Особенно ценна их работа в российской глубинке, где нет театров, музеев, и они принимают на себя и нравственноэстетическое просвещение, и развитие любительского творчества, и обеспечение рационального досуга. Однако в последние годы при острейшем дефиците организаторов досуга на селе и в малых городах в вузах культуры наметилось сужение базовых специальностей за счет дублирования престижных профессий, подготовку которых ведут классические университеты. Никто не ставит под сомнение значимость политологов, социологов или лингвистов, но должно ли Министерство культуры в ущерб своим уникальным стержневым специальностям финансировать то, что не составляет его прерогативы? Тем более, что сложившаяся ныне ситуация поставила перед организаторами социально-культурной деятельности исторически значимую национальную задачу, связанную с формированием креативной личности и гражданского общества. Жизнь убедительно показала, что модернизация нашего общества невозможна без преодоления общественной пассивности, без повседневного проявления творческой активности населения во всех сферах и на всех уровнях социальной жизни.

В отличие от США, где активность каждого человека с момента основания страны стала доминантой его существования, в России сегодня не могут не сказываться последствия крепостного права, когда за крестьянина все решал его помещик; или последствия советского образа жизни, при котором поведение любого гражданина предопределяла партия. В современных условиях сама жизнь диктует необходимость формирования у всех без исключения слоев населения умений и навыков успешного функционирования в креативно-информационной цивилизации, а это достигается не директивами и приказами, а последовательным и целенаправленным воспитательным воздействием, в процессе которого личность сохраняла бы полную свободу выбора содержания и форм развития своих творческих качеств. Наиболее адекватной решению этих задач выступает социально-культурная деятельность, основу которой составляет формально нерегламентированная, сверхнормативная самодеятельность и инициатива людей. Стимулируя развитие творческих потенций лично-

сти в условиях досуга, в коллективе художественной самодеятельности и, главным образом, в органах общественного самоуправления, она формирует креативные качества, которые люди могут реализовать и в сфере производства, и в политической жизни, и в самоорганизации повседневного быта. А это значит, что эта базовая специальность, обеспечивающая стимулирование креативных качеств человека и развитие гражданского общества, ныне оказалась на острие механизмов формирования гражданина, способного проявлять инициативу, социальную активность и эффективно включиться в процесс модернизации российского общества. Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в этих условиях, несомненно, должна стать прерогативной задачей профессионального образования в сфере культуры.

Первостепенной задачей культуры в современных условиях представляется ее предназначение быть фундаментом развития общества и государства на этапе коренной модернизации страны. Именно культура может и должна принять на себя функции создания благоприятного нравственно-психологического климата, стимулирующего развитие креативности людей и их гражданской ответственности за судьбы Отечества; именно она призвана обеспечить формирование духовных ценностей, которые порождали бы атмосферу общественного подъема, способствовали единению народов России в решении вставших перед ними исторических задач.

Культуре принадлежит особая роль в реализации стратегии государственной национальной политики, в гармонизации межнациональных отношений, в признании всеми гражданами страны своей российской идентичности. Средствами художественной пропаганды культура призвана донести до сознания каждого, что Россия - это национальное государство, интегрирующее населяющие ее народы в многоэтническую нацию, основой которой является единая среда обитания, единая экономика и единые исторические, социальные и духовные традиции. Концепция государственной национальной политики должна найти самое широкое отражение в литературе, в экспозициях музеев, на театральной сцене, в кино и, в первую очередь, в информационно-просветительных программах федерального и регионального телевидения. Раскрытию вклада каждого народа в становление и развитие российского государства может служить возрождение системы декад национального искусства, использование репертуара разных народов в широком самодеятельном творчестве, демонстрация достижений национальных культур в учебном процессе общеобразовательных, художественных школ и профессиональных учебных заведениях. Однако решающую роль в формировании единых ценностей культуры должны играть повсеместно функционирующие культурно-просветительные учреждения, где люди, вне зависимости от национальной или конфессиональной принадлежности, познают друг

друга и постигают технологии коллективного творчества в любительских объединениях, на вечерах, массовых праздниках и в совместном досуговом общении. На педагогическом обеспечении эффективности этой деятельности должна строиться система подготовки специалистов социально-культурной сферы.

Определяя условия эффективного включения страны в информационную цивилизацию и усиления ее роли как одной из ведущих держав мирового сообщества, нельзя не видеть особой значимости преодоления ошибок системы воспитания и необходимости сконцентрировать внимание общества на развитии социальной активности всех групп населения, на формирование креативности нации, на стимулировании творческих потенций каждого россиянина. Решение этой задачи потребует политической воли законодательной и исполнительной власти, целенаправленных действий институтов гражданского общества, коренного обновления методологии и методики воспитательного воздействия семьи, школы, трудового коллектива, окружающей человека культурной среды. особое место в этом процессе должен занять диалог культур, позволяющий использовать конструктивный опыт народов мира.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация диктует необходимость коренной модернизации страны, примеры которой дали Петр Первый и советская власть. Однако при учете исторической значимости гигантского прорыва, который обеспечили эти модернизации, в XXI веке Россия не может и не должна оплачивать прогресс разорением, унижением и уничтожением миллионов соотечественников, как это было в Петровское и Сталинское время. Пример постиндустриального развития западных цивилизаций убедительно показал, что информационное общество способно обеспечить такой уровень технологического развития, который делает возможным всеобщий доступ к элементарным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена; улучшает качество жизни, дает человеку дополнительную степень свободы. Опираясь на опыт стран с высокоэффективной экономикой, Россия в течение ближайших десятилетий может и должна стать государством, благополучие которого обеспечивается не только и не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами. При этом нельзя не учитывать, что инновационная экономика возникает не сразу. Она -часть мировой культуры, основанной на гуманистических ценностях, и ее формирование представляет длительный и сложный процесс утверждения нравственно-эстетических начал во всех сферах жизнедеятельности -от культуры постижения основ человеческого поведения до культуры познания, культуры труда, культуры общественных отношений, культуры быта и досуга.

Жизнь убедительно доказала, что креативно-информационная эпоха может обеспечить широчайшие возможности удовлетворения материаль-

ных и духовных потребностей людей. Однако цивилизационный процесс приобретает гуманистическую направленность лишь в условиях опоры на культуру. А.И. Солженицын очень точно заметил, что цивилизация питает тело, а культура - душу, и только в их единстве реален подлинный прогресс. Не детерминированная культурой цивилизация несет в себе истощение природной среды, нарушение экологического баланса, угрозу ядерных катастроф и иные катаклизмы.

Противоречия цивилизации начала XXI века проявляются в том, что, успешно решая одни проблемы, она негативно сказывается на других. Человечество достигло потрясающих возможностей информатизации и коммуникации, но, не задействовав при этом созидающий потенциал культуры, оно пока не обрело способности достаточно эффективно использовать их в гуманистических целях. Глобализация многократно расширила параметры технической кооперации и торгового обмена, но завалила мир далеко не лучшими образцами квазиискусства, нанесла колоссальный ущерб фольклору, прикладному творчеству, другим компонентам традиционной культуры. Появление телевидения, которое постоянно смотрит 95% населения, и бурный рост информационного влияния Интернета позволили каждому стать свидетелем того, что происходит на планете. Однако век телевидения, Интернета и мобильной связи увел огромную массу людей от книги, от возможностей, читая или обмениваясь письмами, глубоко осмысливать прочитанное или написанное. преодолению сложившихся противоречий и обеспечению конструктивного развития цивилизации может помочь использование заложенного в национальной культуре генетического кода, который способен придать ей гуманистическую направленность, передать систему фундаментальных ценностей, народных традиций, нравственных норм, эстетических принципов, конструктивно осмыслить исторический опыт.

Решение сложнейших социальных, научно-технических, экономических, политических, экологических и иных задач, вставших перед Россией на современном этапе, актуализировало не только общие проблемы культуры как явления духовной жизни, но и человека как ее носителя. Строитель креативно-информационной формации, основу которой составляет производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, эффективная экономика, перспективнодолгосрочное планирование, демократия самообеспечения и самозанятость, обязан следовать нормам права, может руководствоваться религиозной нравственностью, однако главным регулятором его поведения, деятельности, жизненной позиции должна выступать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, социально-культурной активности, толерантности, следовании высоким принципам морали и гражданского долга.

Чтобы успешно решать задачи модернизации, сегодня как никогда ранее, необходимы менеджеры, которые способны обеспечить эффективность управления на всех стадиях и во всех областях экономической жизни, и в еще большей мере - бесспорно принятые духовные лидеры, которые способны возглавить культурные процессы, используя для этого мировой опыт стимулирования духовной активности населения.

Счастье России в том, что в XVIII веке ее путь освещал гений М.В. Ломоносова, что на грани ХК и ХХ веков у нее был Л.Н. Толстой, что в страшные годы гражданской войны и белые, и красные, и зеленые пасовали перед нравственным авторитетом В.Г. Короленко, защищавшим жертвы братоубийственной бойни, а в период сталинского террора И.П. Павлов и П. Л. Капица находили в себе силы противостоять диктатору.

В годы перестройки и на первом этапе строительства новой российской государственности нас объединяли такие духовные титаны, как А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев, А.И. Солженицын, М.Л. Ростропович; потеряв их, мы осиротели, потому что на ответственейшем этапе преодоления оптимальных путей дальнейшего развития страна оказалась без признанных в мире подвижников культуры, которые способны вести за собой, открывая новые, порой парадоксальные, но единственно верные пути прогресса.

В современной России немало ярких ученых и деятелей культуры, но эпоха «фабрики звезд», когда любая смазливая посредственность после нескольких выступлений по центральному телевидению может считать себя звездой, существенно девальвировало это понятие. К сожалению, ныне практически нет бесспорно признанных лидеров, которые олицетворяют общество, на которых оно может равняться и за которым может следовать. Хочется верить, что история движется вперед, и она породит и успешных менеджеров, и первопроходцев в сфере культуры. однако сегодня их дефицит очевиден, и это, несомненно, затрудняет покорение новых рубежей социально-экономического, научно-технического и духовного прогресса.

С болью приходится констатировать, что в России ныне сложилось глубокое противоречие между огромным созидающим потенциалом культуры и недопустимо низким уровнем ее реализации. И это, в первую очередь, представляется последствием ее недооценки со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.