УДК 374
М. А. Ариарский
Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени
Статья раскрывает новую социально-культурную ситуацию, которая порождена сложившейся креативно-информационной эпохой, и определяет пути и средства приведения социально-культурной деятельности в соответствие с требованиями этой цивилизации.
Ключевые слова: культура, креативно-информационная цивилизация, социально-культурная деятельность, культурно-образовательная среда
Mark A. Ariarsky
Theory of socio-cultural activity responds to the challenges of time
The article describes a new social-cultural situation which is given complicated creative-informative epoch and determines the means for leading the social-cultural activity to requirement of this civilization.
Keywords: culture, creative-informative epoch, civilization, social-cultural activity, culture-educational sphere
Конец XX - начало XXI в. стали решающим этапом в научном обосновании общественного движения людей к постижению культуры и социально-культурному творчеству, которое определено как социально-культурная деятельность. И практики социально-культурной сферы, и представители разных научных школ единодушно признали, что социально-культурная деятельность - это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, совершенствуется человек и окружающий его мир1.
Достоинство этого определения проявилось в том, что оно обрело достаточно четкое методологическое обоснование:
Во-первых, были сформулированы закономерности социально-культурной деятельности, которые основаны на:
- ее гуманистической направленности;
- креативно-инициативных началах;
- удовлетворении и последовательном обогащении духовных интересов и потребностей участников этой деятельности.
Во-вторых, в социально-культурной деятельности увидели ее сверхнормативный характер; т. е. деятельность, выходящую за пределы физиологических, социальных, профессиональных, семейно-бытовых и иных непреложных функций.
В-третьих, убедительно показано, что как общественное движение, основанное на постижении культуры, социально-культурная деятельность строится на методологии усвоения культурных ценностей, которая в отличие от социализации исходит не от требований социума,
а от учета особенностей личности, ее наклонностей, способностей, дарований, интересов и потребностей. Процесс социализации опирается на единые требования и единое содержание для всех, кто обретает определенное гражданство; инкультурация идет от обратного, от каждого конкретного человека: сколько людей столько и вариантов инкультурации.
В-четвертых, подтверждено, что важнейшая особенность социально-культурной деятельности проявляется в том, что ее целевой установкой выступает не сам процесс создания, освоения, сохранения и распространения культуры, а новая, духовно обогащенная личность, новые нравственно-эстетические качества, формируемые при этом у ее участников.
В-пятых, подчеркивается, что сверхзадача любой формы и любого содержания социально-культурной деятельности выражается в том, чтобы преобразовать ее участников из объектов культурно-просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества.
Сложившееся понимание социальнокультурной деятельности нашло отражение в практике, принято в системе подготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы, положено в основу инноваций в этом направлении науки. Однако жизнь не стоит на месте и требует учета происходящих в ней изменений.
Формирование теории социально-культурной деятельности происходило еще в индустриальном обществе, однако ныне утвердила себя креативно-информационная цивилизация, которая принесла с собой новые принципы социальной деятельности, породила глобализацию экономической, научно-технической и духовной
жизни человечества, создала принципиально новую ситуацию в культуре и воспитании, вызвала к жизни человека, обладающего ныне личностными качествами, существенно отличающимися от того, что было типично в XX столетии.
Принятые на эмоциональном подъеме, но не учитывавшие объективные реальности либеральные реформы 90-х гг., преобразовавшие свободы во вседозволенность и детерминировавшие принципы «ты никому ничем не обязан, а государство и общество должны только тебе», дополненные становлением прелестей потребительского общества, привели к существенному попранию гражданских обязанностей и нравственных норм; подменило высокие духовные цели и идеалы сведением человеческого счастья к материальному благополучию и развлечениям; породили ситуацию, когда любые жизненные трудности или профессиональная некомпетентность вызывают чуждые российскому менталитету чувства озлобленности и агрессии, стремление объяснить свои неудачи происками окружающих тебя врагов.
У десятков миллионов представителей старшего поколения сохраняется глубокая психологическая травма от распада СССР, потери чувства жителя сверхдержавы и отсутствия зримых перспектив возвращения величия страны. Они, как правило, забыли всестороннее идеологическое давление и пустые полки магазинов, но хорошо помнят, что в Большой театр они ходили за 2 рубля, во МХАТ, БДТ и на спектакли Аркадия Райкина за 1 р. 20 коп., а духовные идеалы предопределяли не Маша Распутина и Борис Моисеев, а Юрий Гагарин, Мстислав Келдыш, Борис Пастернак, Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Михаил Ботвинник, Галина Уланова. Они, тем более, помнят о бесплатном образовании и здравоохранении, о том, как их дети за счет государства осваивали искусства, а в каждом, даже самом малом поселке, был клуб, где постоянно проводились общедоступные массовые мероприятия.
Сложные проблемы породила ситуация с подрастающим поколением. Окружающее их информационное пространство, компьютеры, Интернет открывают для них широчайшие возможности познания, но они не владеют методикой их конструктивного использования. Воспринимая лишь отдельные фрагменты лишенной логики разнообразной информации, они формируют обрывочное, лоскутное, клиповое сознание, огромный процент в котором составляет информационный мусор, а в ряде случаев и явная дезинформация. Часами просиживающие в Интернете подростки формируют в себе поверхностное, распыленное мышление,
теряют способность эффективно высидеть урок и тем более прослушать полноценную лекцию. За исключением обязательной учебной литературы они, как правило, не читают классику, не посещают музеев, не стремятся в театр, а тем более, в филармонию. Не постигая наследие Тургенева, Лескова или Паустовского они не могут в полной мере освоить великий русский язык, овладеть подлинной культурой речи. Увлеченные компьютерными играми, они все реже общаются между собой и менее активно, чем их сверстники из прошлого столетия участвуют в клубах по интересам и коллективах художественной самодеятельности. Ушла в историю замечательная традиция российской интеллигенции, которая средствами семейных театров и семейного музицирования вовлекала детей и молодежь в высокое искусство.
Принципиальные качественные изменения происходят во взаимоотношениях отцов и детей. Многие века система воспитания строилась по вектору; «родители-дети» и «учитель-ученик», где за первыми сохранялось безусловное право утверждать абсолютную истину. Интернет сломал эту систему: сегодня подростки и молодежь опережают родителей и педагогов во владении компьютером. Первичный источник информации перешел в Интернет, а отцы потеряли себя как ведущий источник оценки явлений, протекающих в окружающей действительности. Вооруженное компьютерной информацией, отражающей процессы глобализации, подрастающее поколение свободнее выходит в мир, более раскованно чувствует себя в социальной среде, участвует во многих общественных явлениях и процессах, к которым их ровесники из прошлого века никакого отношения не имели. Формула воспитания приобрела новое значение: «дети, подростки, молодежь и их среда обитания». Семья и школа постепенно отдают свои привилегии окружающей среде, и в этой ситуации существенно расширяются функции социально-культурной деятельности, основным полем функционирования которой всегда выступает культурная среда.
Объективно сложившаяся ситуация ориентирует на настоятельную необходимость искать и находить новые пути и средства приведения социально-культурной деятельности в соответствие с новой социально-культурной ситуацией и новыми требованиями к содержанию и формам вовлечения разных групп населения в мир культуры и социального творчества.
В первую очередь, следует более четко разобраться в современном понимании среды обитания человека как объективно сложившейся совокупности материальных, социальных,
нравственных, эстетических, информационных и иных факторов и условий, в которых функционирует индивид.
Окружающая среда - емкое и разноплановое понятие. В ней могут присутствовать библиотеки, театры, музеи, дворцы культуры и иные центры духовной жизни. Ее могут составлять высокообразованные родственники, талантливые учителя, умные и доброжелательные друзья, разнообразные средства информации, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Но в ней могут оказаться обворовывающие государство родители, друзья из уголовного мира, заполненная бомжами пивная или приют картежников. Нельзя не учитывать, что в среде обитания есть социальные институты, функционально ориентированные на нравственноэстетическое воспитание, а есть сфера услуг - от магазина до автобуса, - где работающие в них специалисты весьма далеки от этого.
Жизнь убедительно свидетельствует, что естественно сложившаяся среда, несомненно, сказывается на тех, кто в ней вырастает. Мальчик, повседневно идущий в школу в Санкт-Петербурге через Невский проспект, памятник Екатерине II, Александринский театр и улицу зодчего Росси, и тот, кто в новом микрорайоне совершает аналогичный маршрут мимо цементного завода и мусорных свалок, как правило, вырастут разными людьми.
Стоящая ныне перед государством и обществом важнейшая педагогическая задача заключается в том, чтобы внести в объективно сложившуюся среду обитания созидательные начала, активизировать в ней конструктивные компоненты и свести к минимуму негативные, т. е. преобразовать ее в культурно-образовательную среду.
Разносторонний анализ достижений отечественной педагогики и культурологии в реализации нравственно-эстетического потенциала окружающей человека действительности дает основание заключить, что культурно-образовательная среда - это система социальных институтов, явлений и процессов природы, социальной жизни и иных ключевых факторов, которые способны предопределять обогащение духовного мира личности и активно использоваться для успешного осуществления образования, воспитания и развития подрастающих поколений, для обеспечения непрерывного духовного роста всех групп населения.
Как открытое общественное пространство среда обитания наиболее адекватна природе социально-культурной деятельности, которая не ограничена рамками определенного социального института. Она может функционировать на
базе клубного учреждения, учебного заведения, трудового коллектива, а может не менее активно проявлять себя и в открытой среде, примером чему служат социально-культурные движения историко-патриотической и экологической направленности; волонтеры; общественные объединения, отстаивающие обеспечение культуры производства, торговли, быта, благоустройства и чистоту мест проживания. Эта инициативнотворческая деятельность способна существенно обогатить среду обитания, внести в нее духовные начала, привлечь ее жителей к решению насущных социальных задач, активизировать их гражданскую позицию. Функционирование социально-культурной деятельности в открытой среде диктует необходимость по-новому взглянуть на сущность и природу этого явления духовной жизни, увидеть в ней новые функции и грани. Аналогичная задача возникает и в связи с новыми требованиями к духовной жизни, которые возникают в условиях утверждения креативно-информационной цивилизации; глобализации экономики, информационных процессов и научно-технического прогресса; реализации программы модернизации России.
Объективно сложившийся факт возникновения общества, основу которого в первую очередь составляют компьютерная техника и информационные технологии, поставил задачу подготовить население к способности эффективно их использовать. Дети и молодежь приобретают компьютерные знания в учебных заведениях, равно как, подобно усвоению родной речи, постигают эту грамотность естественным путем. С самодеятельным населением, и тем более с пенсионерами, дело гораздо сложнее: они менее восприимчивы к новизне, им нужно переучиваться, но ради этого их нельзя возвращать в стабильные учебные заведения, постигать компьютерную грамотность им можно лишь в свободной среде, с правом выбора форм обучения, а это возможно лишь средствами социально-культурной деятельности. В 20-е гг. прошлого столетия культурно-просветительная работа обеспечила преодоление неграмотности и малограмотности 82 миллионов жителей Советского Союза. Сегодня перед социальнокультурной деятельностью, по сути, стоит такая же задача, и это открывает новые направления этого общественного движения.
Существенно более сложную задачу ставит перед социально-культурной деятельностью концепция модернизации экономики, общественных отношений и духовной жизни России.
Нельзя отметить, что в течение ряда лет страна, владеющая 30 % мировых запасов природных богатств, с достаточно высоким уровнем
образования населения не может реализовать свои программы модернизации, так как на всех уровнях и во всех сферах управления упирается в слабость менеджмента, в неразвитость креативных качеств специалистов. И здесь в значительной мере складывается генетическая наследственность.
История нового времени свидетельствует, что превращение Соединенных Штатов Америки в ведущую супердержаву мира главным образом стало результатом сложившихся традиций активности ее первооткрывателей, без проявления коих они не могли бы выжить на новых землях и выдержать соревнование в борьбе за золото, нефть, иные средства существования. Более чем за двести лет инициатива и соревновательность стали нормой бытия при всеобъемлющей конкуренции, которая весьма далека от принципов гуманизма, но объективно играет существенную роль в утверждении культа успешности и осознания каждым американцем реальности своей силы. Активность воспринимается в стране как неотъемлемое качество личности и условие его социального благополучия, права занять в обществе достойное место. Креативность жителей США ныне усиливается господствующей концепцией исключительности американской нации; идеей мессианства, несущего миру эталоны демократии; жизненным укладом, создающим каждому условия самореализации, самоутверждения и завоевывания признания. Все это детерминировало бесспорные достижения страны в эффективности менеджмента и применении высоких технологий, однако ведущим при этом стало формирование менталитета нации, адекватного требованиям креативно-информационной цивилизации XXI в.
Принципиально иная ситуация сложилась в современной России, унаследовавшей последствия трех веков крепостного права, когда за крестьян все решал помещик, и результаты воспитания в Советском Союзе, основанного на низведении людей до роли винтика, включенного в единую систему, управляемую сверху государственной машиной. Каждый человек был ориентирован на то, что его активность правомерна лишь в границах претворения в жизнь решений партии и правительства. Обладая социальной защищенностью на уровне минимального прожиточного уровня, советский гражданин был максимально отдален от естественного права планировать и организовывать свою жизнь. И это объективно привело к социальной пассивности в значительной мере, закрепившейся на генном уровне.
Гражданские, нравственные и иные личностные качества не передаются биологическим
путем, не формируются указами Президента, Законами Государственной Думы или иными директивными документами. Они утверждают себя в течение всей жизни человека через культуру и воспитание, посредством последовательного погружения в мир непреходящих духовных ценностей, в мир творческого созидания и демократии. Формирование креативной личности нельзя ограничивать естественно сложившимся влиянием окружающей среды. Этот процесс может быть эффективным лишь в условиях активного включения индивида в решение личностно и социально значимых задач, стать итогом осознания каждым своей практической способности творить и достигать реальных конструктивных результатов. Особое место в этом процессе призвана занять социально-культурная деятельность, сущность и природа которой, как никакое иное явление духовной жизни, адекватна целям и задачам креативности.
Особенность любого современного процветающего общества проявляется в инициативности и активности составляющих его граждан; на этих же основах функционирует и социальнокультурная деятельность, ибо там, где нет инициативы и активности не может быть и этого направления духовной жизни. Креативное общество опирается на свободу выбора людьми сути и направленности своей активности, что также соответствует принципам социальнокультурной деятельности, так как вне этой свободы невозможно и объединение людей ради выходящего за пределы непреложных функций создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры.
Социально-культурная деятельность, в отличие от выполнения служебных функций, от коммерческого предприятия, позволяет любому своему участнику максимально показать себя, самоутвердиться. В профессиональном ансамбле - один солист, на которого ходит публика; остальные - подыгрывают ему, обеспечивая общий успех. В любительском коллективе, как минимум в одном исполнении, может проявить себя каждый, ибо в ином случае теряются стимулы, основанные на том, что самодеятельное объединение главной своей задачей ставит создание условий того, чтобы любой, пришедший в него, мог проявить и утвердить себя.
В игре с раннего детства социально-культурная деятельность воспитует у детей потребность в лидерстве и стремление стать победителем; формирует умения и навыки проявления себя в песне, танце, изобразительном искусстве. В школе в рамках коллективов самодеятельного творчества они овладевают основами художественной культуры и учатся демонстрировать
свои успехи перед товарищами, родителями, посетителями ученических концертов. На средние и старшие классы приходятся кружки любознательных, выпуск стенных и радиогазет, подготовка телепередач, организация школьного музея, гуманитарная помощь пожилым и иные формы социально-культурной деятельности, в процессе которой утверждаются творческие начала личности, формируются креативные качества. Еще более широкое пространство для развития инициативы и социально-культурной активности раскрывают высшие учебные заведения, трудовые коллективы, культурно-просветительные учреждения, общественные движения. Даже людям, чей возраст превышает 80-летний рубеж, социально-культурная деятельность помогает вернуть активную социальную позицию, вовлекая последних в пропаганду национально-культурных традиций или индивидуальную помощь в воспитании детей.
Для общества принципиально важно, что креативные качества, формирующиеся у личности в процессе социально-культурной деятельности в коллективах самодеятельного творчества, в клубных объединениях по интересам, в массовых и групповых формах просвещения, в любой области дополнительного образования, с успехом могут найти применение и в общественно-политической жизни, и в трудовых коллективах, и в органах общественного самоуправления, т. е. везде, где все сильнее и сильнее проявляет себя человеческий фактор. Если даже ограничить оценку роли и места социально-культурной деятельности на современном этапе общественного развития лишь одной функцией формирования креативной личности информационной эпохи, этого было бы более чем достаточно, чтобы доказать, что она ныне играет исключительную роль в модернизации Отечества.
Многие годы в центре социально-культурной деятельности находилась организация рационального досуга, самодеятельного творчества, празднично-обрядовая культура и другие компоненты разумного препровождения свободного времени, т. е. культурно-досуговая деятельность. За этот период в этой сфере сформировались научные школы (Ю. А. Стрельцова,
A. Д. Жаркова, В. В. Кирсанова, А. А. Сукало,
B. Д. Пономарева), наработаны эффективные методики, подготовлены тысячи специалистов. Нет сомнений, что это направление социально-культурной деятельности и ныне сохраняет свою актуальность и требует дальнейшего развития. Однако креативно-информационная эпоха диктует необходимость значительно расширить функции, содержание и формы социально-культур-
ной деятельности не только за счет указанных выше компьютерного всеобуча или формирования креативных качеств людей, но и посредством системы дополнительного образования; волонтерства; движений за культуру деловых и неформальных отношений; объединений историко-культурной, эстетической, экологической, поисково-творческой направленности; клубов по интересам; краеведческих кружков; организации просветительного туризма, социальной рекламы и т. д., и т. п. Нельзя, наконец, забывать о культурно-просветительной деятельности музеев, библиотек, театрально-зрелищных учреждений, учебных заведений, трудовых коллективов. Все это свидетельствует о широчайшем поле приложения социально-культурной деятельности, в рамках которого чрезвычайно важно на каждом историческом этапе определять наиболее существенное и актуальное. Не менее важно, чтобы студент бакалавриата, и тем более магистратуры, своевременно мог специализироваться на избранном им направлении будущей профессиональной деятельности и не утонуть в широте открывающихся перед ним возможностями.
Дальнейшее развитие теории социальнокультурной деятельности детерминирует непреложную необходимость более корректно и научно обоснованно отнестись к ее исходным понятиям.
К примеру, нельзя утверждать, что у государства есть социально-культурная функция. У него всегда была и остается культурно-просветительная функция; оно призвано обеспечить правовые, экономические и организационные условия этой деятельности, способствовать подготовке ее специалистов, финансировать исследования этой сферы духовной жизни. Но социально-культурная деятельность - это, безусловно, институт гражданского общества, который функционирует в соответствии с принципами общественной организации креативного творчества людей.
Во многих учебных пособиях теория социально-культурной деятельности представляется как одно из направлений педагогики. В принципе, это правильно, но явно недостаточно. Теория социально-культурной деятельности вбирает в себя данные широкого пласта гуманитарного знания - от истории и философии до искусствознания и фольклористики. Однако, в первую очередь, она опирается на синергетический эффект трех направлений науки и социальной практики: философскую антропологию, культурологию и педагогику. Философская антропология вооружает теорию социально-культурной деятельности восприятием человека как высшей ценности
цивилизации; культурология - раскрывает механизм функционирования культуры и ее постижения; педагогика предопределяет методику успешного взаимодействия людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения духовных ценностей.
Органичная интеграция этих областей научного знания позволила обогатить методологию и методику социально-культурной деятельности педагогической культурологией как областью науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности. Опираясь на закономерности постижения культуры, педагогическая культурология не дублирует методику овладения научными знаниями, которые следует лишь понять, а исходит из необходимости в процессе инкуль-
турации обеспечить не только понимание культуры, но и эмоциональное принятие его ценностей.
Перед специалистами социально-культурной сферы стоят сложные социально значимые задачи, решение которых возможно лишь в условиях взаимообогащающего сотрудничества ученых, работающих в вузах и научных учреждениях. Для этого мало просто вести научные исследования, не менее важно научиться слушать и понимать коллег, уметь радоваться их успехам, любить не себя в науке, а науку в себе, и хочется верить, что это, несомненно, будет способствовать дальнейшему обогащению теории и практики социально-культурной деятельности.
Примечания
1 См.: Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи. СПб.: Концерт. 2013. 248 с.; Фельдштейн Д. И. Проблемы пси-холого-педагогических наук в XXI в. // Педагогика. 2013. № 1. С. 3-17; Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестн. МГУКИ. 2012. № 6. С. 130-134.