Научная статья на тему 'Социально-коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих медицинских работников'

Социально-коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCES / PROFESSIONAL WORK / FUTURE MEDICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутузова О. Б.

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих медицинских работников. Проведен анализ сущности понятия «социально-коммуникативная компетентность», на основе которого определены ее структура и условия формирования в образовательном процессе медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутузова О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE MEDICAL PERSONNEL

The article is devoted to theoretical aspects for developing social and communicative competences with the future medical workers. The analysis is given to the essence of the concept «social and communicative competences» which is the basis for defining the structure and conditions of the educational process in the medical college.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих медицинских работников»

УДК 377.5:61

О.Б. Кутузова

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих медицинских работников. Проведен анализ сущности понятия «социальнокоммуникативная компетентность», на основе которого определены ее структура и условия формирования в образовательном процессе медицинского колледжа.

Социально-коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, будущие медицинские работники

O.B. Kutuzova

SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE MEDICAL PERSONNEL

The article is devoted to theoretical aspects for developing social and communicative competences with the future medical workers. The analysis is given to the essence of the concept «social and communicative competences» which is the basis for defining the structure and conditions of the educational process in the medical college.

Social and communicative competences, professional work, future medical workers

Современная социокультурная ситуация в России определила новые направления развития нашего общества, что объективно требует от системы образования подготовки специалистов, способных к продуктивной деятельности в соответствии с социальными приоритетами и профессиональной функциональностью, обладающих профессиональной компетентностью в решении сложных задач в условиях современной социальной действительности.

Среди ключевых проблем педагогики, исследующих пути совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, особое место занимают вопросы повышения эффективности подготовки медицинских кадров, формирования у них социально-коммуникативной компетентности и готовности к продуктивной организации социально-коммуникативной деятельности в рамках сферы профессионального труда. Социально-коммуникативная компетентность является необходимым компонентом общекультурного и профессионального развития личности будущего медицинского работника, поскольку позволяет обеспечить личностно-профессиональное становление будущего специалиста и оптимизирует сам процесс профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает наличие у них особых полномочий, связанных с ответственностью за принимаемые решения. Ответственный и сложный труд в медицинской сфере предъявляет к специалистам повышенные требования. Основной значимой социально-психологической характеристикой каждого медицинского работника является его профессионализм, который определяется: высокой продуктивностью или эффективностью деятельности; высоким уровнем квалификации и профессиональной компетентности; оптимальной интенсивностью и напряженностью; высокой точностью и надежностью; высокой организованностью; низкой опосредованностью как зависимостью от внешних факторов; владением современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач; стабильностью высоких показателей качества; возможностью развития субъекта труда как специалиста; направленностью на достижение положительных социально значимых целей [2].

Данное содержание профессионализма деятельности является одновременно его показателями и критериями. Мы опирались на критерии профессионализма, обоснованные А.К. Марковой, а именно нормативные, объективные, субъективные, результативные, процессуальные, индивидуальновариативные, прогностические критерии, критерии креативности и критерии социальной активности и конкурентноспособности [5].

Профессионалом, согласно определению А.К. Марковой, считается специалист, достигший высокого уровня квалификации, сознательно изменяющий и развивающий себя в труде, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение [5].

А.А. Бодалев высокий уровень профессионализма связывает с ярким развитием способностей, знаниями в конкретной области деятельности и нестандартным владением умениями и навыками, которые необходимы для ее успешного выполнения [1].

По мнению Е.А. Климова, идея профессионализма не должна сводиться только к представлению о высоком уровне умелости профессионала, обладающего высшим уровнем знаний, умений и результативностью человека в данной области деятельности. Профессионала необходимо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции («отдачу»), но и необходимые и, как правило, сложные и многообразные внутренние, в частности психические функции. Частные, отдельные представления человека об окружающем мире и о себе, в частности, возникают в контексте целостного образа, сформировавшегося к данному моменту у данного человека [3].

Профессионализм является своеобразной качественной характеристикой личности, но настоящий профессионал не ограничен рамками специфически профессионального мастерства, что выразительно подтверждает модель профессионализма Е.А. Климова, отражающая тесную взаимосвязь внутренней сущности человека с его основной социально значимой характеристикой - профессиона-

лизмом. Профессионал - это не только характеристика показателей профессиональной деятельности, не узкие рамки профессии, но и образ мира, мировосприятие, мироощущение, иными словами, «внутренняя характеристика» личности [3].

Профессионализм деятельности характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства. В ходе освоения профессиональной деятельности по мере перехода на более высокие уровни профессионализма наступает этап стабильного использования накопленных в профессиональном опыте способов и средств выполнения задач на уровне высоких образцов, что становится основой развития профессионального мастерства, для достижения которого необходимо обладать определенным личностным потенциалом. Это - общие и специальные способности, базовые знания, мотивация достижений, направленность на саморазвитие, адекватная самооценка и профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность в большинстве случаев определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные профессиональные функции [2, 5].

По мнению Ю.Г. Кузнецова, профессиональная компетентность представляет собой свойство личности, позволяющее последней эффективно взаимодействовать с профессиональной средой благодаря наличию необходимого фонда переживаний, знаний, отношений (атрибутов сознания); выступает ведущим регулятором профессионального развития личности; предполагает глубокое понимание профессиональной среды и своего места в ней [4].

Отличительными особенностями профессиональной компетентности специалиста по целям, задачам и результатам труда являются следующие: 1) обусловленность целей и задач профессиональной деятельности социальным заказом общества; 2) сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность труда; 3) соответствие индивидуальных качеств и действий специалистов выдвигаемым целям, задачам и функциям.

Различают следующие виды профессиональной компетентности:

— специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

— социально-коммуникативная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

— личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

— индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд;

— профессионально-правовая компетентность (знание законодательства, нормативных актов, приказных требований, инструкций и всей правовой атрибутики и умение их применять в практике профессиональной деятельности) [2].

Следует оговориться, что в дальнейшем анализе мы будем вести речь относительно социально-коммуникативной компетентности как одной из основополагающих, связующей и определяющей профессиональное развитие медицинского работника. Социально-коммуникативная компетентность характеризуется следующими отличительными чертами: способность к сотрудничеству в коллективной деятельности; умение эффективно работать в коллективе; психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам; способность установления горизонтальных и вертикальных контактов; искреннее уважение к труду других; способность понимания, восприятия других, толерантность; способность разрешать конфликты; способность организовать работу.

Социально-коммуникативная компетентность государственного служащего характеризуется: наличием у него системы знаний, отражающих содержательную сущность интеллектуальных, мировоззренческих и социально-коммуникативных ценностей; способностью прогнозировать и конструировать процесс профессиональной деятельности с учетом ее специфики и в поле взаимодействия с коллегами и пациентами.

Основными компонентами его социально-коммуникативной компетентности выступают: социально-когнитивный, коммуникативный, организационно-операциональный, рефлексивный.

Социально-когнитивный компонент предполагает понимание сущности и социальной значимости профессии, проявление устойчивого интереса к ней; представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности, умение видеть свой профессиональный предмет через их призму; представление о духовном мире человека и его роли в современном социуме; знания и умения использования средств коммуникации для привития духовнонравственных, общечеловеческих ценностей в окружающем социально-профессиональном пространстве.

Коммуникативный компонент в своей основе ориентирован на ценностную значимость коммуникативной составляющей профессиональной деятельности и необходимость саморазвития социально-коммуникативной компетентности для успешной профессиональной деятельности. Характеризуется готовностью специалиста к позитивному взаимодействию с коллегами и пациентами; готовностью строить коммуникативные отношения на основе знания проблем и особенностей социальнопрофессиональной среды; готовностью к практической деятельности по решению профессиональных задач на основе владения профессиональной лексикой; умением анализировать и проектировать коммуникативную деятельность с учетом социально-профессиональной среды и конкретной личности; умение обращаться к закономерностям использования теоретических знаний в области коммуникации как средству развития личности и оптимизации деятельности.

Организационно-операциональный компонент характеризуется наличием у специалиста следующих умений: целеполагания с учетом специфики профессиональной деятельности и спектра решаемых коммуникативных задач; прогнозирования и конструирования социально-коммуникативной деятельности; использования психолого-педагогических технологий в процессе взаимодействия с коллегами и пациентами; контроля, коррекции результатов деятельности в соответствии с поставленными целями.

Рефлексивный компонент характеризуется устойчивой мотивацией самопознания, саморазвития и самосовершенствования в социально-коммуникативной деятельности; готовностью к проявлению ответственности за выполняемую работу, способностью самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной (социально-коммуникативной) деятельности.

Рассмотрев сущность, содержание социально-коммуникативной компетентности будущих медицинских работников и выявив ее структуру, мы полагаем, что, в первую очередь, работа по ее формированию должна обеспечиваться рядом условий и проводиться в образовательно-развивающем пространстве учебного заведения медицинского профиля в процессе профессиональной подготовки будущих медицинских работников. К таким условиям мы относим: наличие в медицинском колледже сбалансированной воспитательной системы; ориентация образовательного процесса в медицинском колледже на субъектность личности обучаемого, способной к самоактуализации; использование различных приемов коммуникативной подготовки студентов, формирующих систему знаний о профессиональной коммуникации, профессионально-коммуникативной культуре, обеспечивающих владение социально-коммуникативной техникой.

В этой связи требуется четкое определение концептуальных позиций по формированию социально-коммуникативной компетентности и организации коммуникативной подготовки студентов медицинского колледжа: методологических - определение подходов к моделированию образовательного процесса с учетом требований, предъявляемых к профессиональной функциональности медицинских работников и с учетом необходимости формирования социально-коммуникативной компетентности, логично дополняющих традиционную схему профессиональной подготовки студентов; подходов к структурированию содержания коммуникативной подготовки студентов; организационных -определение возможностей интегрирования вопросов, связанных с социально-коммуникативной составляющей в единый спецкурс и включение его в учебный план подготовки специалистов; методических - обеспечение учебно-методического сопровождения спецкурса, разработка и реализация соответствующих учебно-методических комплексов.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что формирование социальнокоммуникативной компетентности специалиста, выступая одной из приоритетных задач, определяющих успешность профессиональной подготовки будущих специалистов медицинского профиля, требует адекватной работы, направленной на поиск теоретических и прикладных путей и средств организации коммуникативной подготовки в образовательной среде медицинского колледжа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. М.: Флинта-Наука, 1998. 168 с.

2. Деркач А.А. Психология развития профессионала: учеб. пособие I А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин, А.К. Маркова. М.: РАГС, 2000. І24 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала I Е.А. Климов. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЕК», І996. 400 с.

4. Кузнецов Ю.Г. Психология формирования основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: метод. пособие I Ю.Г. Кузнецов, А.А. Толмачев. М.: Высш. шк., І990. 56 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма I А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», І996. 308 с.

Кутузова Ольга Борисовна - Olga B. Kutuzova -

кандидат педагогических наук, преподаватель Ph. D., Teacher,

Самарского медицинского колледжа N. Lyapina Samara Medical College

имени Н. Ляпиной

Статья поступила в редакцию 12.02.12, принята к опубликованию 02.03.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.