Научная статья на тему 'Социально-философское осмысление гражданского образования'

Социально-философское осмысление гражданского образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хмелевская Светлана Анатольевна

В статье раскрываются философские проблемы, связанные с осмыслением гражданского образования. Подчеркивается неоднозначность этого термина, отсутствие четко сформулированных целей такого образования, их абстрактность и непоследовательность в применении на практике. В статье называются опасности, которые могут возникнуть при реализации гражданского образования, а именно: поглощение интересами государства интересов отдельной личности и гражданского общества в целом, перерастание патриотизма в национализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF CIVIL EDUCATION

In article reveals philosophical problems, associated with comprehension of civil education. Emphasizes ambiguity of this term, absence of clear objectives of such education, its abstractness and inconsistency in application on practice. In article referred dangers, which may be arise in implementation of civil education, namely: absorption by interests of state interests of individual and civil society in general, escalating of patriotism into nationalism.

Текст научной работы на тему «Социально-философское осмысление гражданского образования»

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

13. РАЗНОЕ

13.1. СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хмелевская Светлана Анатольевна, д-р филос. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Московский Государственный Университет им. М.В.Помоносова. Подразделение: философский факультет. E-mail: xmelevsk@mail.ru

Яблокова Наталия Игоревна, д-р филос. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный Технологический университет «СТАНКИН». Подразделение: кафедра философии

Аннотация: В статье раскрываются философские проблемы, связанные с осмыслением гражданского образования. Подчеркивается неоднозначность этого термина, отсутствие четко сформулированных целей такого образования, их абстрактность и непоследовательность в применении на практике. В статье называются опасности, которые могут возникнуть при реализации гражданского образования, а именно: поглощение интересами государства интересов отдельной личности и гражданского общества в целом, перерастание патриотизма в национализм.

Ключевые слова: государство; граждане; гражданское образование; гражданское общество; национализм; национальные интересы; патриотизм.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF CIVIL EDUCATION

Khmelevskaya Svetlana Anatolievna, Dr of philosophy, professor. Position: professor. Department: philosophical faculty. Place of employment: Moscow State University named after M. V.Lomonosov. E-mail: xmelevsk@mail.ru Yablokova Natalia Igorevna, Dr of philosophy, professor. Position: professor. Department: chair of philosophy. Place of employment: Moscow State Technological University «Stankin»

Annotation: In article reveals philosophical problems, associated with comprehension of civil education. Emphasizes ambiguity of this term, absence of clear objectives of such education, its abstractness and inconsistency in application on practice. In article referred dangers, which may be arise in implementation of civil education, namely: absorption by interests of state interests of individual and civil society in general, escalating of patriotism into nationalism.

Keywords: citizens; civil education; civil society; national interests; nationalism; patriotism; state.

Гражданское образование, как один из феноменов образовательных теории и практики, требует своего философского осмысления, задача которого - раскрыть сущность данного явления, показав его роль и значение в обществе, связав с иными феноменами социальной жизни.

Существует ряд проблем, относимых к гражданскому образованию, которые могут быть решены именно в рамках философского анализа. В первую очередь, это проблемы терминологического определения. Несмотря на то, что термин «гражданское образование» употребляется в ряде международных и российских нормативных актов и документов, введен в научный оборот, трудно считать его определение общепринятым.

Представляется, что такая неоднозначность появляется из-за полисемантичное™ понятия «гражданское». По меньшей мере, можно выделить ряд его значений: 1) формирование у индивида через образовательную деятельность гражданских качеств, то есть качеств, которые присущи ему как гражданину (подданному) государства и которые проявляются в его соответствующих правах, свободах и обязанностях; 2) формирование индивида как члена гражданского общества; 3) формирование его как личности, в системе ценностных ориентаций которой приоритет отведен личным (гражданским) правам, важнейшее из которых - право на жизнь; 4) получение образование через систему институтов гражданского общества. При этом во всех перечисленных случаях подразумевается, что речь идет о формировании активной жизненной позиции личности, когда полученные знания трансформируются в убеждения, ценностные ориентации, которые затем реализуются в деятельности и повседневном поведении людей.

В каждом из указанных значений акцент делается на тех или иных характерологических особенностях индивидов, которые необходимо сформировать в процессе образовательной деятельности. Однако в любом случае образование как целерациональная система должна исходить из определенной целевой направленности, базовой целью которой выступает формирование личности, обладающей теми или иными знаниями, умениями, навыками, качествами («интегративный образ личности»). Поэтому вторая важнейшая философская проблема гражданского образования - сформировать образ личности, на который должен быть нацелен процесс гражданского образования.

На наш взгляд, перечисленные выше подходы к трактовке гражданского образования можно объединить, выделив черты личности, которые необходимо сформировать в процессе такого образования. И эта личность должна, в первую очередь, разделять базовые ценности государства и гражданского общества. Данная задача представляется сложной с учетом, что в государстве и гражданском обществе должен быть достигнут консенсус по поводу фундаментальных ценностей, которые объединяют членов социума воедино. А это, в свою очередь, предполагает создание ситуации, когда политические, религиозные и даже социально-экономические противоречия уходят на задний план, на передний план выходят ключевые национальные интересы, которые в наибольшей мере артикулируются институтами публичной власти, а индивид, по словам Гегеля, «обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства»1. Но при этом и само государство должно воплощать «действительность нравственной идеи», «действительность конкретной свободы»1 2.

В отличие от ряда стран в Российской Федерации, на основании ее Конституции3, официально признается

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права /Пер. с нем. - М., 1990. -С.279.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - С.279, 286.

3 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). -21.01.2009; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

276

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Хмелевская С.А.

ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Яблокова Н.И.

идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. С одной стороны, это отрицает монополию той или иной идеологической доктрины, но с другой стороны, - именно в национальной идеологии излагаются базовые ценности, которые должны разделяться всеми гражданами данного государства. В общем плане ориентиры гражданского образования в России изложены в ее Конституции, а также в ряде нормативных актов и документов таких, как «Стратегия национальной безопасности до 2020 года»4, «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»5 и др.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, наша страна провозглашена как демократическое, правовое и социальное государство, а это значит, что в системе закрепленных и охраняемых публичной властью ценностей - ценности демократии, верховенства закона и выполнение государством его социальных обязательств перед гражданами. При этом человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), а его основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17). Все это, так или иначе, «укладывается в общую концепцию гуманизма, сложившуюся в российском обществе на конкретном этапе его развития, истоки которой следует искать в концепции естественного права»6 7. Таким образом, на законодательном уровне озвучены базисные ценности Российского государства. Знание данных ценностей и их закрепление в системе ценностных ориентаций россиян - одна из задач отечественного гражданского образования.

Однако следующая проблема состоит в том, что сформулированные в Конституции Российской Федерации ценностные ориентации не всегда приводят к их однозначному толкованию, как в законодательной, правоприменительной практиках, так и в гражданском обществе в целом и, прежде всего, в силу известной абстрактности формулировок. Опять же обратимся к статьям Конституции России. В частности, ст.7 установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но ни в одном из известных нам национальных нормативных правовых актов или документах не раскрывается, а каков этот достойный уровень жизни? Например, в «Государственной стратегии экономической безопасности» говорится не о достойном, а о приемлемом уровне жизни'. При этом непонятно, достойный - это и есть приемлемый уро-

4 См.: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 19.05.2009; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

5 См.: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2012. - №52. - Ст.7477; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

6 Цит. и подробнее см.: Хмелевская С.А. Современная российская теория права: поиски новых философских оснований //Философия, наука, образование - 2011. Труды кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Ежегодное издание. - М., 2012.

7 См.: Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 14.05.1996; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

вень жизни? Хотя далее здесь же говорится, что квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни. Опять-таки вопрос: о каком, собственно, уровне жизни идет речь? Абстрактность формулировок провозглашаемых ценностных ориентаций должна конкретизироваться в программных документах (стратегиях, доктринах и пр.), актах действующего законодательства, но, к сожалению, это происходит не всегда.

Российская Федерация ратифицировала множество международных договоров. Но целый их ряд, где закреплены международные стандарты в области социального обеспечения, не ратифицирован и, соответственно, не вошел в действующее национальное законодательство. В частности, речь идет о Конвенции №102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения»8. В связи с этим приведем выдержку из аналитического обзора экспертов в области социального обеспечения, которые провели сравнение действующей российской политики в области пособий по старости, и те положения, которые закреплены разделом V указанной Конвенции. «Предлагаемые в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации меры и представленная в ее развитие формула расчета трудовой пенсии по старости не приведут к установлению ее размера подавляющему большинству граждан на достаточном уровне, обеспечивающем достойную жизнь. Что касается коэффициента замещения, то он не достигает 40% и постепенно снижается до 26%, хотя должен быть постоянным для типичного получателя и составлять не менее 40% заработка»^ Таким образом, обеспечение достойного уровня жизни граждан нашей страны, которые де-факто отдали все силы на ее развитие, - пенсионерам, остается пока лишь благим пожеланием.

Кроме того, провозглашенные в Конституции России базовые ценности могут видоизменяться, например, в процессе законодательной, правотворческой в целом деятельности, порождая на практике неопределенность, противоречивость в их понимании. Например, как говорилось выше, человек, согласно Конституции Российской Федерации, провозглашен высшей ценностью, а это значит, говоря словами И.Канта, жизнь человека ни при каких обстоятельствах не должна использоваться в качестве способа правового решения проблемЮ. А теперь обратимся к национальному законодательству, в частности, к федеральным законам, которые, как принято считать, не могут противоречить базовым положениям нашей Конституции. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации11 нет прямого запрета на причинение смерти одному человеку для спасения нескольких. Также это относится и к ситуа-

8 См.: Конвенции №102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (вместе с «Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности») (заключена в Женеве 28.06.1952) //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. T.I. - Женева, 1991.

9 Цит. и подробнее см.: Аналитический обзор «Соответствие российского законодательства требованиям Международной организации труда» /Отв. ред.: Л.А.Чиканова //Консультант Плюс. -10.11.2014.

10 См.: Кант И. Соч. в шести томах. Т.4, ч.1. - М., 1965. - С.423, 427.

11 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (УК РФ) (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1996. - №25. - Ст.2954; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

277

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

ции при принесении в жертву меньшего числа людей для спасения большего. Искажение принципа абсолютной ценности жизни наблюдается и в Федеральном законе «О противодействии терроризму»12. В основу данного законодательного акта положен принцип выбора меньшего зла («отвлеченного добра»). В соответствии со статьями 7 и 8 этого Закона, «руководителю контртеррористической операции предоставляется право на умышленное причинение смерти неопределенно большому количеству граждан для предотвращения возможной гибели еще большего числа людей»13. Это определенно свидетельствует о состоявшемся в практике нашего законодателя переходе от признания абсолютной ценности жизни человека к ее относительной ценности.

Действительно, базовые нормативные правовые акты и документы закрепляют основные ценности нашего государства, которые должны стать неотъемлемой частью гражданского сознания и выступать как ориентир гражданского образования. Но при этом важно сделать так, чтобы вся система действующего законодательства, а также правотворческая и правоприменительная деятельности были пронизаны единой системой ценностей. Противоречивость или декларативность этой системы самым негативным образом может отразиться именно в гражданском образовании. Нет ничего губительнее для практики образования, как провозглашение одних ценностей и реализация на практике других.

Гражданское образование направлено на то, чтобы в каждом человеке выработать опору для государства. Безусловно, когда общество разобщено, в нем отсутствует патриотизм и господствуют эгоистические интересы - это не может не сказаться на надлежащем обеспечении национальной безопасности, обороноспособности государства. Отсюда следует важность гражданского образования. Но в таком образовании есть свои потаенные опасности.

В истории разных стран и народов мира неоднократно официально или неофициально ставились подобные цели перед образованием. Например, законодательство Ликурга предполагало именно такую модель образования, в которой все цели последнего были подчинены одной - подготовке воинов, готовых мужественно, бесстрашно сражаться за свое государство14. Конечно, формирование с помощью образования и воспитания граждан, преданных своему государству, готовых за него безоговорочно отдать свою жизнь, ценилось во все времена постольку, поскольку четко осознавалось, что без этого ни одно государство выжить не сможет. Но здесь скрывается опасность «поглощения» государством своих граждан. Они становятся для него лишь винтиками в публично-властной машине, которую Т.Гоббс называл чудовищным «Левиафаном»15. Опять же, на примере Спарты подобная ситуация особенно наглядна, так как даже право на жизнь ребенка определялось здесь советом старей-

12 См.: Федеральный закон Российской Федерации от

06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). - 10.03.2006; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

13 Плешаков А.М., Шкабин Г.С. «Коллизия жизней» при крайней необходимости и проблемы уголовной ответственности //Государство и право. - 2007. - №7. - С.71.

14 Подробнее см.: Плутарх. Ликург /Избр. жизнеописания. В 2 т. T.I. Пер. с древнегреч. - М., 1990.

15 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Гоббс Т. Соч. в двух томах. Т.2. - М., 1991.

шин (герусией). Вот почему для гражданского образования нужны четкие цели, направленные не только на поддержку жизненных интересов государства, но, прежде всего, жизненных интересов самих граждан и гражданского общества в целом.

Кроме того, гражданское образование подстерегает еще одна опасность. Это образование, в конечном итоге, направлено на воспитание граждан, готовых защищать национальные интересы государства, что имеет в своей основе идеи патриотизма. Однако патриотизм при соответствующих устремлениях власть предержащих можно направить в русло национализма, примеров чему немало во всемирной истории, в том числе и современной. И тогда на волне патриотизма, перерастающего в национализм, могут совершаться самые страшные злодеяния. Действенным средством противодействия такому положению дел могло бы служить построение образовательного процесса с учетом принципа уважения фундаментальных ценностей международного публичного права, которое основывается на признании и уважении суверенитета государств, их равноправии, невмешательстве в их внутренние дела, стремлении к мирному разрешению конфликтов и недопущении войн. Вместе с тем в реальном глобальном пространстве все чаще нарушаются нормы международного публичного права, отрицается равенство государств и народов в формировании и реализации мировой политики, а споры между ее субъектами решаются отнюдь не с помощью переговоров. Национализм же набирает силу, причем грань между ним и фашизмом (нацизмом) становится весьма подвижной. Используя гражданское образование, взращиваются идеи превосходства той или иной нации, ее исключительности, враждебности к внешнему окружению. Представляется, что это ложные, искаженные цели такого образования. В гражданском образовании, которое, действительно, проводится в демократическом, правовом государстве, национализма быть не должно, так как оно выстраивается на уважении к многонациональному миру, что вместе с тем не означает предательства или забвения национальных интересов.

Гражданское образование подразумевает не только овладение системой соответствующих знаний, но перед ним ставятся более сложные задачи, а именно способствовать превращению полученных знаний в убеждения, для чего требуется реализации ряда условий: согласованности целей образовательного и воспитательного процессов (в частности, гражданское образование должно опираться на патриотическое, трудовое, нравственное воспитание, формирование правовой культуры, культуры межнациональных коммуникаций); единства провозглашенных ценностей и практики их реализации (представляется, что наибольший урон гражданскому образованию приносит расхождение между провозглашенными ценностями и практикой повседневности, нередко данные ценности перечеркивающей); соединение знаний с умениями и навыками в деятельности по их реализации (через участие в государственном управлении, в институтах гражданского общества и пр.); информированности о явлениях и процессах, которые имеют место в стране; недопущения отчуждения между государством, с одной стороны, и граждан и гражданского общества, - с другой стороны.

Вместе с тем, воспринимая ту или иную систему ценностей, гражданское образование должно предполагать сохранение критичности по отношению к ним. В

278

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ Хмелевская С.А.

ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Яблокова Н.И.

противном случае можно сформировать из граждан послушное большинство, воспринимающее и поддерживающее любые идеи, исходящие от государства. В этой связи хотелось бы напомнить, что один из смыслов гражданского образование - формирование членов гражданского общества с активной жизненной позицией, неравнодушных к происходящему в отечественной и мировой истории. Поэтому представляется важным отметить, что гражданское образование - это, в первую очередь, соединение идей патриотизма с идеями демократических ценностей. Только на этой основе можно сформировать мыслящую личность, которая не из-за внушения, принуждения, а в силу собственного убеждения разделяет ценности государства и гражданского общества.

Гражданское образование не может быть единовременным процессом, оно должно строиться на непрерывной основе, реализовываться в течение всей жизни индивида. По сути, перед гражданским образованием ставится векторная цель - сплотить российское общество на базе общенациональных интересов, но для этого должна быть четкая и понятная формула национального интереса, которую бы разделяли, если не все, то большинство членов общества. Нынешняя политическая ситуация такова, что эскалация внешних нападок на Россию (санкции, жесткие публичные заявления высших должностных лиц многих государств Запада в ее адрес) заставляют россиян сплачиваться. Одновременно не хотелось бы, чтобы это сплочение происходило только под влиянием формирования «образа врага».

В заключение вновь обратимся к гегелевской «Философии права». В этой работе Гегель приводит слова пифагорейца, который на вопрос отца, каков лучший способ нравственно воспитать сына ответил: сделай его гражданином государства, в котором действуют хорошие законы16. К этому трудно что-либо добавить.

Список литературы

1. Конвенции №102 Международной организации

труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (вместе с «Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности») (заключена в Женеве

28.06.1952) //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Том

I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. -С.1055-1086.

2. Конституция Российской Федерации (принята все-

народным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от

30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

//Российская газета (федеральный выпуск). -

21.01.2009; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от

13.06.1996 №63-ФЗ (УК РФ) (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - №25. - Ст.2954; Консультант Плюс. -

10.11.2014.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 10.03.2006; Консультант Плюс. -

10.11.2014.

16 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - С.207.

5. Указ Президента Российской Федерации от

29.04.1996 №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (действующая редакция)

//Российская газета (федеральный выпуск). -

14.05.1996; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

6. Указ Президента Российской Федерации от

19.12.2012 №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (действующая редакция) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -№52. - Ст.7477; Консультант Плюс. - 10.11.2014.

7. Указ Президента Российской Федерации от

12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 19.05.2009; Консультант Плюс. -

10.11.2014.

8. Аналитический обзор «Соответствие российского

законодательства требованиям Международной организации труда» /Ответственный редактор:

Л.А.Чиканова //Консультант Плюс. - 10.11.2014.

9. Гегель Г.В.Ф. Философия права /Перевод с немецкого. Редакция и составление Д.А.Керимова и

B. С.Нерсесянца. Автор вступительной статьи и примечаний: В.С.Нерсесянц. - М.: Издательство «Мысль», 1990. - 524 с.

10. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Том 2. Научноисследовательское издание. Составитель, редактор издания, автор примечай В.В.Соколов. Перевод с латинского и английского Я.Федорова, А.Гутермана. - М.: Издательство «Мысль», 1991. - 656 с.

11. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1.

- М.: Издательство «Мысль», 1965. - 544 с.

12. Плешаков А.М., Шкабин Г.С. «Коллизия жизней» при крайней необходимости и проблемы уголовной ответственности //Государство и право. - 2007. - №7. -

C. 64-71.

13. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 томах. Том I. Перевод с древнегреческого /Составление, вступительная статья, примечания М.Томашевской. -М.: Издательство «Правда», 1990. - 592 с.

14. Хмелевская С.А. Современная российская теория права: поиски новых философских оснований //Философия, наука, образование - 2011. Труды кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Ежегодное издание /Под редакцией В.А.Шапошникова.

- М.: ООО «МЭЙЛЕР», 2012. - С.372-386.

Literature list

1. Convention №102 of International labour organization «About minimum norms of social providing» (together with «International standard industrial classification all branches of economic activity») (concluded in Geneva 28.06.1952) //Conventions and recommendations, adopted by International labour conference. 1919-1956. Volume I. - Geneva: International labour office, 1991. - P.10551086.

2. Constitution of Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, as amended by Laws of Russian Federation on amendments to Constitution of Russian Federation from 30.12.2008 №6-FCL and from 30.12.2008 №7-FCL) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -21.01.2009; Consultant Plus. - 10.11.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Criminal code of Russian Federation from 13.06.1996 №63-FL (CCRF) (current edition) //Collection of legislation

279

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

of Russian Federation. - 1996. - №25. - St.2954; Consultant Plus. - 10.11.2014.

4. Federal law of Russian Federation from 06.03.2006 №35-FL «About opposition to terror-ism» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 10.03.2006; Consultant Plus. - 10.11.2014.

5. Decree of President of Russian Federation from

29.04.1996 №608 «About state strategy of economic security of Russian Federation (Main positions)» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -14.05.1996; Consultant Plus. - 10.11.2014.

6. Decree of President of Russian Federation from

12.05.2009 №537 «About Strategy of national security of Russian Federation until 2020» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 19.05.2009; Consultant Plus. - 10.11.2014.

7. Decree of President of Russian Federation from 19.12.2012 №1666 «About Strategy of state national policy of Russian Federation until 2025» (current edition) //Collection of legislation of Russian Federation. - 2012. -№52. - St.7477; Consultant Plus. - 10.11.2014.

8. Analytical review «Conformity of Russian legislation to demands of International labour organisation» /Managing editor: L.A.Chikanova //Consultant Plus. - 10.11.2014.

9. Hegel G.W.F. Philosophy of law /Translation from German. Revision and preparation: D.A.Kerimov and V.S.Nersesyants. Author of introductory article and notes: V.S.Nersesyants. - M.: Publishing house «Thought», 1990. - 524 p.

10. Hobbes T. Works in two volumes. Volume 2. Scien-

tific-researching publication. Compiler, editor, author of notes V.V.Sokolov. Translation from Latin and English Y.Fedorov, A.Guterman. - M.: Publishing house

«Thought», 1991. - 656 p.

11. Kant I. Works in six volumes. Volume 4, part 1. - M.: Publishing house «Thought», 1965. - 544 p.

12. Pleshakov A.M., Shkabin G.S. «Collision of lives» when absolutely necessary and prob-lems of criminal responsibility //State and law. - 2007. - №7. - C.64-71.

13. Plutarch. Selecting biographies. In two volumes. Volume I. Translated from Greek /Compilation, introduction, notes - M.Tomashevskaya. - M.: Publishing house «Pravda», 1990. - 592 p.

14. Khmelevskaya S.A. Modern Russian theory of law: searches of new philosophical foun-dations //Philosophy, science, education - 2011. Proceedings of department of philosophy of natural faculties of philosophical faculty of MSU named after M.V.Lomonosov. Annual publication /Editor: V.A.Shaposhnikov. - M.: LLC «MAILER», 2012. -P.372-386.

280

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.