Научная статья на тему 'Об устранении ограничений гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли'

Об устранении ограничений гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СФЕРА ТОРГОВЛИ / ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шерин Василий Владимирович

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере торговой деятельности. Исследуется природа полномочий органов местного самоуправления на предмет установления прямых, а также косвенных ограничений гражданских прав в данной сфере регулирования общественных отношений. Автор, в частности, предлагает четко урегулировать порядок взаимоотношений между органами публичной власти и физическими и юридическими лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шерин Василий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ELIMINATION OF RESTRICTIONS OF CIVIL RIGHTS OF BUSINESS SUBJECTS IN SPHERE OF TRADE

In article analyses the problems of juridical regulation in sphere of trade activity. Explores the nature of the powers of local self-government for the establishment of direct and indirect restrictions of civil rights in the sphere of regulation of social relations. Author, in particular, proposed clearly regulate the order of relationship between public authorities and individuals and juridical entities.

Текст научной работы на тему «Об устранении ограничений гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли»

2.4. ОБ УСТРАНЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

Шерин Василий Владимирович, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

Место работы: Международный Академический

Институт

2266262@mail.ru

Аннотация: статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере торговой деятельности. Исследуется природа полномочий органов местного самоуправления на предмет установления прямых, а также косвенных ограничений гражданских прав в данной сфере регулирования общественных отношений. Автор, в частности, предлагает четко урегулировать порядок взаимоотношений между органами публичной власти и физическими и юридическими лицами.

Ключевые слова: ограничение гражданских прав;

органы местного самоуправления; субъект предпринимательской деятельности; сфера торговли; торговая деятельность.

ABOUT ELIMINATION OF RESTRICTIONS OF CIVIL RIGHTS OF BUSINESS SUBJECTS IN SPHERE OF TRADE

Sherin Vasily Vladimirovich, senior lecturer of chair of civil-law disciplines

Place of employment: International Academic Institute.

2266262@mail.ru

Annotation: in article analyses the problems of juridical regulation in sphere of trade activity. Explores the nature of the powers of local self-government for the establishment of direct and indirect restrictions of civil rights in the sphere of regulation of social relations. Author, in particular, proposed clearly regulate the order of relationship between public authorities and individuals and juridical entities.

Keywords: business subject; local self-governments;

restriction of civil rights; sphere of trade; trade activity.

Ограничения гражданских прав, устанавливаемые органами местного самоуправления, безусловно, неоднородны. Они имеют специфику, в зависимости от различных факторов объективного и субъективного характера. На них оказывают влияние и расстановка политических сил в государстве и применительно к конкретной местности, и подходы местных публичных властей к решению социально-экономических проблем, и местные особенности жизнедеятельности населения, и многие другие моменты. Однако наибольшее воздействие на содержание этих ограничений оказывает, на наш взгляд, специфика тех сфер деятельности, в которых данные ограничения устанавливаются. Основанием такого заключения является практика регулирования органами местного самоуправления торговой деятельности на подконтрольных им территориях.

Основы регулирования местными публичными властями общественных отношений в торговой сфере заложены подп.10 п.1 ст.14, подп.18 п.1 ст.15, подп.16 п.1 ст.16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о МСУ)1, которыми к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено создание условий для обеспечения жителей соответствующих муниципальных образований услугами предприятий и организаций сферы торговли. Указанные положения Закона о МСУ, в принципе, позволяют органам местного самоуправления прямо и опосредованно регулировать гражданско-правовую активность в сфере торговли. Учитывая же отсутствие четкого определения компетенции муниципальных органов применительно к осуществлению различных видов присущих муниципальным образованиям функций, органы местного самоуправления через положения статей 14-16 Закона о МСУ получили возможность устанавливать, в частности, административные ограничения торговой

деятельности.

Прежде всего, местные публичные власти в отдельных случаях осуществляют допуск к осуществлению торговли и отдельных ее разновидностей. Так, согласно п.4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 №65 «О свободе торговли»2, предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений. Поскольку под органами исполнительной власти в данном нормативном правовом акте подразумеваются именно исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, то данные органы, соответственно, получили право определять места, в которых торговая деятельность может осуществляться. Отталкиваясь от данного положения, органы местного самоуправления стали принимать такие нормативные правовые акты в сфере торговли, как правила (положения, схемы и т.п.) размещения объектов мелкорозничной (нестационарной) торговли на территории соответствующих муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов). Наглядный пример в этом отношении -Положение о порядке размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденное Решением Совета депутатов от 02.03.2006 №19/6 «Об утверждении Положения о

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 08.10.2003; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 №65 «О свободе торговли» (действующая редакция) //Ведомости

Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской

Федерации (Ведомости СНД и ВС РФ). - 1992. - №6. - Ст.290; Справочно-поисковая система (СПС) «Консультант Плюс». -

25.07.2013.

порядке размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Одинцовского муниципального района Московской области» . В преамбуле данного нормативного правового акта отмечено, что он принят в соответствии с Указом Президента России от 29.01.1992 №65 «О свободе торговли». Следует подчеркнуть, что аналогичные акты и документы органов местного самоуправления, принятые согласно обозначенному Указу Главы нашего государства, достаточно жестко ограничивали и ограничивают гражданские права субъектов гражданско-правовых отношений. Корректно утверждать, что на их основе органы местного самоуправления нередко де-факто осуществляют лицензирование мелкорозничной торговли на территориях управляемых ими муниципальных образований.

Еще целый ряд прямых и косвенных ограничений торговой деятельности органами местного самоуправления предусмотрен Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»4. Так, в соответствии с п.3 ст.4 указанного Федерального закона, рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном

законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации. Статьи 5-9 данного Федерального закона определяют порядок получения соответствующего разрешения, в том числе документы, необходимые для его получения, срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения, основания отказа в выдаче разрешения, его содержание, порядок продления, приостановление срока действия, переоформления и аннулирования.

Полномочия ограничительно-разрешительного

характера органам местного самоуправления предоставляет и Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой

деятельности в Российской Федерации»5. Так, ч.3 ст.10 указанного Федерального закона предусмотрено утверждение органом местного самоуправления

3 См.: Положение о порядке размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденное Решением Совета депутатов от 02.03.2006 №19/6 «Об утверждении Положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Одинцовского муниципального района Московской области» //Новые рубежи. -05.04.2006.

4 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -10.01.2007; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

5 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.12.2009; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Наряду с выше обозначенными прямыми ограничениями гражданско-правовой активности граждан и организаций в сфере торговли, органы местного самоуправления часто идут на ограничение сложившихся в торговле цен. В соответствии с абз.2 п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской

Федерации (ГК РФ)6, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Одновременно Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»7 не предусматривает участия органов местного самоуправления в регулировании цен, предоставляя соответствующие права только Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, органы местного самоуправления, так или иначе, осуществляют такое регулирование.

Например, Постановлением Главы администрации г. Вичуги от 03.10.2003 №570 «О торговых надбавках и наценках на продукцию, реализуемую в общественном питании при общеобразовательных школах, в дошкольных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных учебных заведения» установлен предельный уровень торговых надбавок и наценок для предприятий общественного питания при общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, профтехучилищах, средних

специальных учебных заведениях (при реализации хлеба и хлебобулочных изделий - до 5%; при реализации фруктов - до 10%; при реализации товаров перепродажи - до 15%; при реализации товаров собственного производства - до 50%)8

Согласно Решению муниципального собрания Сокольского муниципального района от 13.03.2008 №420 «О регулировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое», утвержден предельный уровень рентабельности к себестоимости продукции при формировании розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям,

товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным

специализированным кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребности граждан в жилье, в

6 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от

30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от

26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (действующая редакция) (ГК РФ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

7 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от

07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 16.03.1995; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

8 См.: Постановление Главы администрации города Вичуги от

03.10.2003 №570 «О торговых надбавках и наценках на

продукцию, реализуемую в общественном питании при

общеобразовательных школах, в дошкольных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных учебных заведения» //Вичугские новости. - 23.10.2003.

размере до 15% на территории Сокольского

муниципального района9.

Постановлением администрации Гаврилово-

Посадского района Ивановской области от 08.12.2009 №351-п «О государственном регулировании цен (тарифов) для организаций муниципальной формы собственности на территории Гаврилово-Посадского муниципального района» установлены предельные торговые надбавки и наценки для организаций

муниципальной формы собственности при реализации продуктов детского питания - до 15%, на продукты, реализуемые в общественном питании при общеобразовательных школах, - до 55%10

Целый ряд косвенных ограничений, которые в соответствии с действующим законодательством могут устанавливать органы местного самоуправления, касается содержания торговой деятельности. Так, Федеральный закон Российской Федерации «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления регулируют время работы рынков (всех торговых предприятий) (п.2 ст.14), определяют количество торговых мест, предоставляемых для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальном рынках и товаропроизводителям на сельскохозяйственных рынках (п.1.1 ст.15, п.2 ст.16), документы, представляемые лицами, претендующими на получение торговых мест на рынках (п.5 ст.15).

Соответствующие требования устанавливаются и в отношении иных субъектов торговой деятельности. В частности, многочисленные требования вводятся применительно к владельцам объектов мелкорозничной торговли. В качестве примера можно привести Положение о порядке размещения и организации работы объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 22.12.2009 №230 «Об утверждении

Положения о Порядке размещения и организации работы объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Барнаул»11. В числе установленных им требований - обязанность устанавливать объекты мелкорозничной торговой сети на твердые виды покрытия, размещать вывески, на которых отражать:

9 См.: Решение муниципального собрания Сокольского муниципального района от 13.03.2008 №420 «О регулировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое» //Официальный вестник (Приложение к газете «Сокольская правда»). - 19.03.2008.

10 См.: Постановление администрации Гаврилово-Посадского района Ивановской области от 08.12.2009 №351-п «О государственном регулировании цен (тарифов) для организаций муниципальной формы собственности на территории Гаврилово-Посадского муниципального района» //Сельская правда. -12.12.2009.

11 См.: Положение о порядке размещения и организации работы объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 22.12.2009 №230 «Об утверждении Положения о Порядке размещения и организации работы объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Барнаул» //Вечерний Барнаул. - 2010. - №14.

для юридического лица - фирменное наименование, место нахождения, режим работы объекта мелкорозничной торговой сети; для индивидуального предпринимателя - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа, режиме объекта мелкорозничной торговой сети (пункты 4.1-4.6 Положения). Положение вводит требования о постоянном нахождении на каждом объекте мелкорозничной торговой сети таких документов, как договоры аренды земельного участка; заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; журналы учета мероприятий по контролю, ветеринарные заключения, личные медицинские книжки работников; документ о регистрации контрольно-кассовой техники, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством она не применяется, а также книга отзывов и предложений, а также документы, указывающие источник поступления товара, подтверждающие качество и безопасность продукции (пункты 5.1 -5.4.5 Положения).

Сложно оценить целесообразность и эффективность указанных ограничений. Однако, похоже, они не в полной мере соответствуют требованиям федерального законодательства. Как известно, согласно п.3 ст.55 Конституции Российской

Федерации12 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому любые ограничения торговой деятельности должны вводиться только федеральным законодательством. Установление таких ограничений органами местного самоуправления, на наш взгляд, является нарушением выше обозначенного конституционного принципа.

Анализ деятельности органов местного самоуправления указывает еще на одну проблему правового регулирования соответствующих

общественных отношений, а именно: отсутствие

всеобъемлющего законодательного регулирования вопросов осуществления государственных и муниципальных (публично-властных) функций. Вероятно, с принятием федеральных законов Российской Федерации от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и

муниципальных услуг»13 и от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»14 ситуация здесь несколько

12 См.: Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12.12.1993. Действующая редакция. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2013.

13 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.07.2010; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

14 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного

улучшилась. Вместе с тем многие моменты, не связанные, собственно, с деятельностью по предоставлению государственных и муниципальных услуг и контрольно-надзорной деятельностью остались не урегулированными. На наш взгляд, решению выше обозначенной проблемы может поспособствовать разработка и принятие Федерального закона Российской Федерации «Об административной процедуре», который, так или иначе, урегулирует соответствующие аспекты взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами, в том числе в сфере торговли.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от

30.11.1994 №51 -ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (действующая редакция) (ГК РФ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; СПС «Консультант Плюс». -

25.07.2013.

2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12.12.1993. Действующая редакция. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2013. - 63 с.

3. Положение о порядке размещения и организации работы объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 22.12.2009 №230 «Об утверждении Положения о Порядке размещения и организации работы объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Барнаул» //Вечерний Барнаул. - 2010. - №14.

4. Положение о порядке размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденное Решением Совета депутатов от 02.03.2006 №19/6 «Об утверждении Положения о порядке размещения объектов мелкорозничной торговли на территории Одинцовского муниципального района Московской области» //Новые рубежи. - 05.04.2006.

5. Постановление администрации Гаврилово-Посадского района Ивановской области от 08.12.2009 №351-п «О государственном регулировании цен (тарифов) для организаций муниципальной формы собственности на территории Гаврилово-Посадского муниципального района» //Сельская правда. - 12.12.2009.

6. Постановление Главы администрации города Вичуги от

03.10.2003 №570 «О торговых надбавках и наценках на продукцию, реализуемую в общественном питании при общеобразовательных школах, в дошкольных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных учебных

заведения» //Вичугские новости. - 23.10.2003.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от

07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 16.03.1995; СПС «Консультант Плюс». -

25.07.2013.

8. Решение муниципального собрания Сокольского

муниципального района от 13.03.2008 №420 «О

регулировании цен на топливо твердое, топливо печное бытовое» //Официальный вестник (Приложение к газете «Сокольская правда»). - 19.03.2008.

9. Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 №65 «О свободе торговли» (действующая редакция) //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного

контроля (надзора) и муниципального контроля» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -30.12.2008; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

Совета Российской Федерации. - 1992. - №6. - Ст.290; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

10. Федеральный закон Российской Федерации от

26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.12.2008; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 10.01.2007; СПС «Консультант Плюс». -

25.07.2013.

12. Федеральный закон Российской Федерации от

06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 08.10.2003; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

13. Федеральный закон Российской Федерации от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -30.07.2010; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

14. Федеральный закон Российской Федерации от

28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 30.12.2009; СПС «Консультант Плюс». - 25.07.2013.

Reference list:

1. Civil Code of Russian Federation. Part 1 from 30.11.1994 №51-FL. Part 2 from 26.01.1996 №14-FL. Part 3 from

26.11.2001 №146-FL. Part 4 from 18.12.2006 №230-FL (current edition) (CC RF) //Rossiyskaya gazeta (federal issue).

- 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; RRS «Consultant Plus». - 25.07.2013.

2. Constitution of Russian Federation. Adopted by the popular vote (referendum) 12.12.1993. Current edition. Official text. The publication of the Administration of President of Russian Federation. - M., 2013. - 63 p.

3. Decree of administration of Gavrilovo-Posad district of Ivanovo region from 08.12.2009 №351-d «On state regulation of prices (tariffs) for organizations of municipal ownership in Gavrilovo-Posad municipal district» //Rural true. - 12.12.2009.

4. Decision of municipal assembly Sokolsky municipal district from 13.03.2008 №420 «On regulation of prices for solid fuel, domestic heating oil» //Official gazette (Supplement to newspaper «Sokolskaya truth»). - 19.03.2008.

5. Decree of President of Russian Federation from 29.01.1992 №65 «On freedom of trade» (current edition) //Bulletin of Congress of People's Deputies and Supreme Soviet of Russian Federation. - 1992. - №6. - St.290; RRS «Consultant Plus». -

25.07.2013.

6. Federal law of Russian Federation from 28.12.2009 №381-FL «On basis of state regulation of trade in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.12.2009; RRS «Consultant Plus». - 25.07.2013.

7. Federal law of Russian Federation from 06.10.2003 №131-FL «On general principles of local self-government in Russian Federation» (Law on LSG) (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 08.10.2003; RRS «Consultant Plus». -

25.07.2013.

8. Federal law of Russian Federation from 27.07.2010 №210-FL «On organization of public and municipal services» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.07.2010; RRS «Consultant Plus». - 25.07.2013.

9. Federal law of Russian Federation from 26.12.2008 №294-FL «On protection of the rights of juridical entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control» (current edition) //Rossiyskaya gazeta

(federal issue). - 30.12.2008; RRS «Consultant Plus». -

25.07.2013.

10. Federal law of Russian Federation from 30.12.2006 №271-FL «On retail markets and on amendments to the Labour Code of Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 10.01.2007; RRS «Consultant Plus». -

25.07.2013.

11. Regulation on order of placement and organization of objects small retail network in the city of Barnaul, approved by Decision of Barnaul City Council from 22.12.2009 №230 «On approval of Regulation of Procedure of placement and organization of objects small retail network in the city of Barnaul» //Evening Barnaul. - 2010. - №14.

12. Regulation on procedure of placement objects of retail trade in Odintsovsky municipal district of Moscow region, approved by Board of Deputies from 02.03.2006 №19/6 «On approval of Regulation of Procedure of placement objects of retail trade in Odintsovsky municipal district of Moscow region» //New frontier.

- 05.04.2006.

13. Resolution of Government of Russian Federation from

07.03.1995 №239 «On measures to streamline state regulation of prices (tariffs)» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 16.03.1995; RRS «Consultant Plus». -

25.07.2013.

14. Resolution of Head of city administration Vichuga from

03.10.2003 №570 «On retail mark-ups and mark-ups on products sold in food service at schools, in kindergartens, vocational schools, specialized secondary schools» //Vichuga news. - 23.10.2003.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензию статья В. В. Шерина посвящена мало изученной теме - анализу проблем правового регулирования в сфере торговой деятельности на местном уровне. Автор подробно исследовал полномочия органов местного самоуправления на предмет установления прямых, а также косвенных ограничений гражданских прав субъектов предпринимательства в соответствующей области общественных отношений, и, в конечном итоге, предлагает более четко урегулировать складывающиеся здесь взаимоотношения между органами публичной власти и физическими и юридическими лицами посредством разработки и принятия Федерального закона Российской Федерации «Об административной процедуре». Статья В. В. Шерина основана на обобщении значительного нормативноправового, эмпирического материала, она заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих рецензируемых научных юридических журналах.

Кандидат юридических наук,

кандидат исторических наук,

профессор кафедры

гражданского права и процесса

Московского государственного

областного социально-гуманитарного института

В. Н. Огнев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.