Научная статья на тему 'Социально-философский аспект исследования антиценности "коррупция" (на материале русского и китайского языков)'

Социально-философский аспект исследования антиценности "коррупция" (на материале русского и китайского языков) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
338
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / АНТИЦЕННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ / AXIOLOGY / BASIC VALUES / ANTI-VALUE / CORRUPTION / DYNAMICS OF VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пэй Цайся

Цивилизационные сдвиги изменяют представления людей о ценностях жизни, с которыми тесно связаны глобальные проблемы цивилизации. Ценности фундаментально определяют познавательные процессы, влияя на формирование интересов, мотивов и целей деятельности индивида. поэтому в социологии и философии всё большее значение придается ценностному аспекту научного познания базовых этнических понятий. Данная статья выявляет специфику исследования антиценности «коррупция» / «腐败» в аксиологии философии, а также определение ее места в структуре ценностей в русской и китайской культурах. Автор работы раскрывает специфику социальной ситуации, в которой активируются коррупционные явления, и подчеркивает задачу лингвиста диагностировать характер актуального отношения людей к коррупции с помощью свободного ассоциативного эксперимента. Главные методы исследования исторический и сравнительный анализ, ассоциативный эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-philosophical research of the anti-value "corruption" (a contrastive analysis of Russian and Chinese languages)

Civilizational shifts change people's ideas about the values of life, which are closely related to the global problems of civilization. Values fundamentally determine the cognitive processes, affecting the formation of interests, motives and goals of each individual. Therefore, in sociology and philosophy an ever greater importance is attached to the value aspect of scientific knowledge of basic ethnic concepts. The article reveals the specificity of the study of the anti-valuecorruption” / “腐败” in the axiology of philosophy, and defines its place in the structure of values in Russian and Chinese cultures. The author of the article reveals the distinctive social features of a situation in which corruption is activated, and underlines the task of a linguist to diagnose the nature of people's current attitude to corruption with the help of a free associative experiment. The main research methods are historical and comparative analysis, associative experiment.

Текст научной работы на тему «Социально-философский аспект исследования антиценности "коррупция" (на материале русского и китайского языков)»

УДК 316.752

Пэй Цайся

аспирант каф. общего и сравнительного языкознания МГЛУ; тел.: +79636392225

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТИЦЕННОСТИ «КОРРУПЦИЯ» (на материале русского и китайского языков)

Цивилизационные сдвиги изменяют представления людей о ценностях жизни, с которыми тесно связаны глобальные проблемы цивилизации. Ценности фундаментально определяют познавательные процессы, влияя на формирование интересов, мотивов и целей деятельности индивида. поэтому в социологии и философии всё большее значение придается ценностному аспекту научного познания базовых этнических понятий. Данная статья выявляет специфику исследования антиценности «коррупция» / «ЖЙ> в аксиологии философии, а также определение ее места в структуре ценностей в русской и китайской культурах. Автор работы раскрывает специфику социальной ситуации, в которой активируются коррупционные явления, и подчеркивает задачу лингвиста - диагностировать характер актуального отношения людей к коррупции с помощью свободного ассоциативного эксперимента. Главные методы исследования - исторический и сравнительный анализ, ассоциативный эксперимент.

Ключевые слова: аксиология; базовые ценности; антиценность; коррупция; динамика ценностей.

Pei Caixia

Postgraduate student of the Department of General, and Comparative Linguistics MSLU; teL.+79636392225

SOCIO-PHILOSOPHICAL RESEARCH OF THE ANTI-VALUE «CORRUPTION» (a contrastive analysis of Russian and Chinese languages)

CiviLizationaL shifts change peopLe's ideas about the vaLues of Life, which are cLoseLy reLated to the gLobaL probLems of civiLization. VaLues fundamentaLLy determine the cognitive processes, affecting the formation of interests, motives and goaLs of each individuaL. Therefore, in socioLogy and phiLosophy an ever greater importance is attached to the vaLue aspect of scientific knowLedge of basic ethnic concepts. The articLe reveaLs the specificity of the study of the anti-vaLue "corruption" / Ш" in the axioLogy of phiLosophy, and defines its pLace in the structure of vaLues in Russian and Chinese cuLtures. The author of the articLe reveaLs the distinctive sociaL features of a situation in which corruption is activated, and underLines the task of a Linguist - to diagnose the nature of peopLe's current attitude to corruption with

the heLp of a free associative experiment. The main research methods are historical, and comparative anaLysis, associative experiment.

Key words: axioLogy; basic vaLues; anti-vaLue; corruption; dynamics of vaLues.

1. Базовые ценности и антиценности культуры: аксиологический аспект

Ценностное отношение человека к миру - это первооснова, конститутивное ядро характера человека и как индивида, и как представителя рода. Истоки учения о ценностях берут начало в философии, в недрах которой оно зародилось еще во времена Античности. Начиная с идей Платона и Аристотеля, это учение развивалось в рамках различных философских и социальных концепций до середины XIX в., когда сформировалось особое философское течение - аксиология, исследующая теорию ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в бытии человека и структурой ценностного мира, а также связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиология выявляет состав основных ценностей и антиценностей, определяет их природу, показывает их роль в жизни людей, устанавливает пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему их миру.

Ценности в повседневном бытии людей - это то, что характеризуется особой, предпочитаемой людьми значимостью, которая определяет их деятельность. Ценность - не свойство, а отношение между мыслью и действительностью, отражающее связь между значимым для человека объектом и потребностями индивида. По мнению В. В. Гречаного, ценность - это понятие, служащее для обозначения объекта в его отношении к субъекту оценки. Природа аксиологически нейтральна, и как ценность она актуализируется лишь в контексте человеческой деятельности в конкретно-исторических условиях его развития [Гречаный 1989]. Деятельность человека невозможна без ценностей; есть только различные по содержанию, качеству, общности, уровню организации, иерархии, доминированию, степени интенсивности ценности и различные способы их интерпретации и языкового выражения [там же].

Выделяют четыре типа ценностных ориентаций, связанных с представлением о «предпочтительной значимости»: 1) индивидуальная

значимость - ориентация на самого себя; 2) ориентация на ближайшее окружение, когда значимость возникает как отношение между индивидами; 3) ориентация на всю сферу межгрупповых интересов между людьми, значимость - слава, престиж, власть, богатство; 4) ориентиры универсально значимые, имеющие родовой смысл, - истина, добро, справедливость, вера, красота [там же]. Все многообразные ценности, условно объединенные в названные группы, могут быть материальными и духовными (мораль, наука, религия, представление о смысле жизни и т. д.). Качественные отличия духовных и предметных ценностей заключается в следующем: 1) материальные ценности количественно ограничены, духовные бесконечны; 2) материальные ценности истощаются, духовные приумножаются; 3) производство материальных ценностей обезличено, духовных - индивидуально; 4) материальными ценностями можно обладать, не создавая их, духовные ценности должны всякий раз заново создаваться индивидом в себе самом - в противном случае их бытие прекращается; 5) материальные блага легко отчуждаются от человека под действием личностных и внешних факторов, духовные ценности могут быть утрачены только по воле индивида.

Поскольку ценности отражают деятельностное отношение человека к миру, их система принципиально динамична. Так, для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни; в Средние века ценности связывались с божественной сущностью; эпоха Возрождения предпочла ценности гуманизма; в Новое время особую ценность приобретают наука и новые общественные отношения.

Ценности фундаментально определяют познавательные процессы, влияя на формирование интересов, мотивов и целей индивида, помогают обобщать положительный и негативный познавательный опыт.

В человеческой истории уже с древних времен на первый план выдвигались три типа ценностей: добро, красота и истина. В умах теоретиков они представляли идеальную, цельную триаду, определяя единство моральных (добро), эстетических (красота) и познавательных (истина) ценностей. Они составляют основу нравственных принципов разных культур, причем последние могут отдавать предпочтение разным ценностям.

Например, главными ценностями современной американской культуры являются эгалитаризм, личные достижения и действия, активность и эффективность, «американская мечта» об экономическом процветании и успехе, самостоятельность и независимость, либерализм и капитализм, готовность к риску [Вивер 1997].

На образ жизни и сознание китайского этноса серьезное влияние оказало конфуцианство, основополагающими принципами которого являются любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека. В современном Китае стержневая концепция социалистических базовых ценностей сжато и концентрированно сформулирована, установлены самые основные ценностные составляющие. Представлены они были впервые в ноябре 2012 г. в Отчетном докладе ЦК на XVIII съезде Коммунистической партии Китая. Набор из двенадцати ценностей состоит из трех групп. Ценности государства: богатство и сила, демократия, цивилизация, гармония; ценности общества: свобода, равенство, справедливость, правовое правление; ценности человека: патриотизм, преданность делу, честность, дружественность (russian.china.org.cn/ china/China_Key_Words/2014-11/18/content_34206316.htm).

В 2000 г. в России был осуществлен проект «Томская инициатива», который явился важной социальной инициативой, выявившей основные векторы развития современной России на основе определения базовых ценностей россиян. Опросы данного проекта строились с учетом двух критериев ценностей: «лично для себя» и «для страны». Согласно итогам, «для себя лично» предпочитаются ценности доверие, достаток, дружба, здоровье, покой, семья, смысл жизни, уважение к родине. Отвергаются болезни, жестокость, зависть, лень, одиночество, подлость, хамство. Для страны чаще выбираются: власть, внимание к людям, законность, мир, могущество, независимость, равенство, сотрудничество, стабильность, наиболее неприемлемы: беззаконие, безработица, взятоничество, война, вырождение, загрязнение, непрофессионализм, порабощение, разобщенность [Смирнов 2001].

Исследователи выделяют следующие ценности: 1) нейтральные, отражающие нейтральное отношение к реалиям, включенным в процессы деятельности; 2) положительные, выражающие отношение к предметам и явлениям, способствующим благополучию человека;

3) антиценности, выражающие негативное отношение человека к объектам деятельности и оказывающие неблагополучное воздействие на его жизнь. Антиценности ориентированы не на укрепление и развитие социума, а на его ослабление [Багдасарян 2012]. Ценности и антиценности образуют оппозиции: добро - зло, прекрасное - безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы. Исследуемое нами понятие «коррупция» входит в группу антиценностей.

2. Место антиценности «коррупция» в структуре ценностей

Коррупция (от лат. corrumpere 'растлевать', лат. corruptio 'подкуп, продажность; порча, разложение; растление') - термин, обычно обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам (ru-wiki. org/wiki/Коррупция). Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств (ru-wiki.org/wiki/Коррупция). Международная организация «Transparency International» применяет, на наш взгляд, более лаконичное и точное толкование: преступное использование должностных полномочий в личных целях [Муравьев 2012].

Опираясь на современные русские толковые словари [Ожегов 2010, Евремова 2000, Кузнецов 2000], определим основные признаки коррупции: незаконное обогащение должностных лиц с использованием своих полномочий. А обогащение тесно связано с материальными ценностями.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Если не принимать во внимание психологические особенности

личностей коррупционеров, то главным «объективным» стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб экономике государства и препятствует экономическому росту и развитию общества в целом. Из-за такого масштабного ущерба, власть каждой страны уделяет большое внимание борьбе с коррупцией. Почти во всех странах коррупция уголовно наказуема.

Проблема коррупции актуальна во многих аспектах, поскольку она начинает становиться частью культуры и нормой общечеловеческих отношений: субъекты коррупции в погоне личной выгодой разрушают моральные нормы и законы общества. Коррупция проявляется в обыденной жизни носителей культуры, во власти, постепенно становясь признаком «социальной атмосферы» [Лон Пинчуань 2014]. Такого рода «патология» общества - следствие отсутствия ценностей, которые бы способствовали здоровому развитию общества. Разрушение системы ценностей, утрата ценностных ориентиров имеет своим следствием кризисные явления в культуре и социуме [Москвина 2015].

Типичным примером одной из неподкупных стран стал Сингапур. Благодаря эффективной системе борьбы с коррупцией правительства, Сингапур стал наименее коррумпированной страной в Азии и одним из самых развитых государств мира. Его основатель, премьер-министр Ли Куан Ю сказал: «Мы не смогли бы преодолеть наши трудности и препятствия, если бы подавляющее большинство населения Сингапура не вдохновлялось конфуцианскими ценностями» [Тавровский 2014]. Он подчеркивает важность базовых ценностей народа: «если у нас есть только богатая материальная жизнь и превосходная наука, а нет духовной сплоченности, то наша страна очень опасна» (Ли Куан Ю 2015. URL : xw.qq.com/cmsid/RUS2015082003334204).

3. Сравнительная характеристика антиценности «коррупция» / «Ш» в русской и китайской культурах

В силу неодинаковости культур антиценность «коррупция» проявляется и функционирует в русской и китайских культурах по-разному.

Коррупция в России имеет мощные историко-культурные корни. В разные века цари, реформаторы и простые люди в один голос сетовали на испорченность чиновников. Благодаря таким писателям, как Н. В. Гоголь и М. Е. Салтыков-Щедрин, российские чиновники снискали сомнительную мировую славу.

Появление коррупции на Руси относится к IX-X вв. Первоначально коррупция для чиновников на Руси была легальным видом деятельности, государственные чиновники, наместники и воеводы жили за счет «кормлений», т. е. направление князем своих наместников и воевод в провинции без их денежного содержания, но с огромными полномочиями. Предполагалось, что население и будет «кормить» наместников, что, естественно, приводило к чудовищным взяткам и другим злоупотреблениям [Григорьева 2015]. Принятие денег (взяточничество) лишь со временем приобрело отрицательный оттенок и стало уподобляться «лихоимству», «подкупу», «коррупции», «совращению» и т. д. [Schattenberg 2005].

На протяжении всей истории царской России борьба с коррупцией велась с переменным успехом. С одной стороны, принимались новые законы, ужесточались наказания, особенно в сфере оборонных заказов. С другой стороны, аппарат чиновников рос и требовал на свое содержание всё больше средств.

В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. По информации главы администрации Президента, указанными комиссиями только за 2009 г. было выявлено более 1300 нарушений, привлечено к дисциплинарной ответственности 214 человек, по 29 материалам информация направлена в правоохранительные органы. Аналогичные комиссии начинают создаваться в регионах, а также на муниципальном уровне [Проблема коррупции в современной России 2015].

В середине июля 2010 г. глава государства публично признал, что антикоррупционная политика последних лет «почти не дала результатов» [Интерфакс 2010]. Динамика индекса восприятия коррупции (далее ИВК) в России такова: с 2010 по 2017 гг. - 154, 143, 119, 136, 127, 133, 131, 135 [Индекс восприятия коррупции URL]. Многие исследователи объясняют коррумпированность российского общества

традиционными причинами: нестандартностью пути государственного развития и географическими особенностями [Проблема коррупции в современной России 2015]. По этому поводу В. Путин еще в 2002 г. заявил, следует менять отношение к коррупции общества в целом, в воспитательной сфере, в экономике. Кроме того, необходимо принять сознательные административные решения, укрепить правоохранительные органы и провести судебную реформу (pasmi. ru/archive/176660/).

В последнее время правительство России уделяет большое внимание проблеме коррупции. В июне этого года Президент России В. Путин подписал Указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг. [Президент России. URL : kremlin.ru/acts/ news/57905].

Понятие коррупции в Китае во многом тоже находится под влиянием традиции, сложившейся давно, и это то, чего явно стоит избегать [Кадырбаев 2014]. Коррупция возникла в последний период первобытного общества и усилена долгим феодальным обществом Китая. Фактически история падения и упадка династий является историей коррупции [Лон Пинчуань 2014]. Взяточничество во времена династического Китая хоть и считалось постыдной и вредной привычкой, но было чрезвычайно распространено. На практике это означало, что чиновники всех эшелонов власти требовали от своих подчиненных и простых жителей дополнительную плату на разные нужды. Нередко за выполнение одной услуги чиновники взимали плату несколько раз.

До Синьхайской революции 1911 г. коррупция государственного аппарата маньчжурской династии была притчей во языцах. К этому моменту китайская государственность исчерпала себя, а коррупция охватила все слои общества. Основная коррупционная схема, которая появляется в это время, - работа посредников между европейцами и местными жителями [Кадырбаев 2014].

В 1949 г. после образования Китайской народной республики, в силу полной национализации производства роль чиновничества сильно возросла. Несмотря на марксистскую риторику, коррупция не исчезла, а преступные сообщества продолжили свое существование.

В настоящее время в Китае очень строго наказывают за преступление коррупционного характера, что следует из Уголовного Кодекса Китая. 11 марта 2018 г. на 1-й Сессии ВСНП 13-го созыва общим

голосованием был принят проект поправок к Конституции КНР. Большую их часть занимал раздел, касающейся учреждения нового государственного органа по борьбе с коррупцией - Государственной надзорной комиссии (далее ГНК). Учреждение нового антикоррупционного органа, наделенного особыми полномочиями, и закрепление его статуса в Конституции страны подчеркивает чрезвычайную важность этого направления работы. Создание ГНК является обязательным требованием для укрепления централизованного и единого руководства антикоррупционной работой со стороны КПК [Чжоу Лэй 2018].

Работа правительства по искоренению коррупции позволила сформировать базовые социалистические ценности, глубоко проникшие в работу государственных служащих и сознание людей. Реформирование государственной системы надзора и контроля - это результат обобщения эффективного опыта, наработанного в процессе строгого внутрипартийного управления в период после XVIII Съезда КПК. В этой сфере Китай продолжит практику «кадрового самоочищения и самообновления».

Таким образом, коррупция в России и Китае имеет мощные историко-культурные корни и, растлевая власть, тормозит развитие общества. Власти обеих стран уделяют большое внимание борьбе с этим антиобщественным явлением, однако в России уровень коррупции оценивается как недопустимо высокий, а в Китае падает с каждым годом благодаря постоянной антикоррупционной политике правительства. Сегодня в России, коррупция, по данным социологов, меньше осуждается обществом, принимается как неизбежность, чему в немалой степени способствуют пробелы в правовом воспитании населения, а также усилия некоторых политиков и высокопоставленных чиновников узаконить соответствующие отношения в качестве неотъемлемого элемента государственной службы [Голованова 2002].

Таким образом, в представленной социальной ситуации задача лингвиста - помочь диагностировать характер актуального отношения людей к коррупции. Сделать это можно, выявляя психологически актуальные ассоциативные связи исследуемого понятия. Наиболее эффективным способом их обнаружения является ассоциативный эксперимент, позволяющий выявлять глубинные связи лексемы, обозначающей данное понятие, с другими. Ассоциативно-вербальные

связи, смоделированные на основе экспериментальных данных, позволяют судить и о степени «влияния» той или иной ценности в сознание индивида. Интегрируя индивидуальные данные, исследователь может смоделировать реальную значимость той или иной ценности для определенной лингвокультуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Багдасарян В. Э. Высшие ценности Российского общества. М. : Научный эксперт, 2012. 73 с.

Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / под ред. В. Б. Устьянцева.

М. : Логос, 2005. 192 с. Вивер Г. Р. Американские культурные ценности. Kokusai Bunka Kenshu, 1997. URL : mognovse.ru/rsr-amerikanskie-kuleturnie-cennosti (дата обращения 04.10.2018).

Голованова К. В. Коррупция: дипломная работа / Московский гуманитарно-экономический институт, 2002. URL : cinref.ru/razdel/05500urisprudencia/ 07/74768.htm (дата обращения 05.10.2018). Гречаный В. В. Аксиологический аспект философии : автореф. ... канд. философ. наук. Ленинград, 1989. 32 с. Григорьева Е. О. История коррупции в России - культурологический анализ URL : velikayakultura.ru/neozhidannaya-kultura/kulturnyie-osnovaniya (дата обращения 09.04.2018). Знакомство с Китаем с помощью ключевых слов. URL : russian.china.org.cn/

china/China_Key_Words (дата обращения 10.04.2018). Кадырбаев А. Ш. Коррупция в Китае находится под влиянием традиции. Информационно-аналитическое агентство Восток России, 27 марта 2014 г. URL : www.eastrussia.ru/material/korruptsiya_v_kitae_nakhoditsya_pod_ vliyaniem_traditsii/ (дата обращения 08.04.2018). Коррупция. URL : ru-wiki.org/wiki/Коррупция (дата обращения 04.10.2018). Москвина И. К. Понятие «Культурная ценность»: философско-культуро-логические аспекты // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. Т. 210. С. 237-245. Муравьев Ю. А. Понятие коррупции в уголовном законодательстве ФРГ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 23 (656). С. 98-106. (Юридические науки). Проблема коррупции в современной России. URL : www.allbest.ru/ (дата обращения 08.04.2018). Смирнов Л. М. Базовые ценности и «антиценности» современных Россиян // Томская инициатива. Базовые ценности Россиян. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с.

Сотни миллионов за взятку? 2010. URL : www.interfax.ru/russia/145275. (дата обращения 05.10.2018).

Тавровский Ю. В. Конфуцианство - основа реформ Дэн Сяопина, Чан Кайши и Ли Куан Ю 2014. URL : history.wikireading.ru/415185 (дата обращения 26.09.2018).

Индекс восприятия коррупции // Трансперенси интернешнел России. URL : transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения 09.04.2018).

Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг. 2018. URL : kremlin.ru/acts/news/57905

Что Путин говорил о коррупции народу за последние 17 лет. URL : pasmi.ru/ archive/176660/

Чжоу Лэй. Китайская модель борьбы с коррупцией // Китай. № 4. Апрель 2018. С. 30-32

Susanne Schattenberg. Культура коррупции, или К истории российских чиновников // Неприкосновенный запас, 2005, Вып. 4 (42). URL : magazines. russ.ru/nz/2005/42/sh4-pr (дата обращения 06.04.2018).

Ш^Ш^ШЪШМ'В 2015. URL : xw.qq.com/cmsid/RUS2015082003 334204 (дата обращения 26.09.18). ШШ ШШВШ2014:

№ ШВДТУ. 1-4К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.