Научная статья на тему 'Социально-экономический анализ теневой экономики в современной России'

Социально-экономический анализ теневой экономики в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3204
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
легальная и теневая экономика / деформации рыночного механизма / налоговой системы / денежно-кредитной системы / социальной сферы / вытеснение конкурентов с рынка / развитие коррупции / legal and shadow economy / distortions of market mechanism / tax system / monetary and credit system / social sphere / squeeze of competitors from market / corruption development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мациевский Николай Станиславович

Рассмотрены причины возникновения теневых экономических отношений в российской экономике. Показано, что теневая деятельность участников рынка приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям для государства и общества: деструктивно влияет на режим конкуренции, деформирует рыночный механизм, налоговую и денежно-кредитную системы, оказывает негативное воздействие на состояние государственных финансов. Теневые процессы вызывают значительные деформации структуры потребления и условий воспроизводства рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author studies the reasons of the origin of shadow economic relations in the Russian economy and shows that shadow activity of market participants leads to negative social and economic consequences for the state and the society: it destructively influences competition, distorts market mechanism, tax and monetary and credit systems, and it also has negative influence on the state of public finances. Shadow processes cause considerable distortions of the consumption structure and the conditions of labor-power reproduction.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический анализ теневой экономики в современной России»

УДК 330.11+330.13+338.556 ББК У01

Н.С. МАЦИЕВСКИЙ

кандидат технических наук, доцент Томского политехнического университета

e-mail: nsm@tpu.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассмотрены причины возникновения теневых экономических отношений в российской экономике. Показано, что теневая деятельность участников рынка приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям для государства и общества: деструктивно влияет на режим конкуренции, деформирует рыночный механизм, налоговую и денежно-кредитную системы, оказывает негативное воздействие на состояние государственных финансов. Теневые процессы вызывают значительные деформации структуры потребления и условий воспроизводства рабочей силы.

Ключевые слова: легальная и теневая экономика; деформации рыночного механизма, налоговой системы, денежно-кредитной системы, социальной сферы; вытеснение конкурентов с рынка; развитие коррупции.

N.S. MATSIEVSKY

PhD in Engineering, Associate Professor, Tomsk Polytechnic University e-mail: nsm@tpu.ru

SOCIOECONOMIC ANALYSIS OF SHADOW ECONOMY IN MODERN RUSSIA

The author studies the reasons of the origin of shadow economic relations in the Russian economy and shows that shadow activity of market participants leads to negative social and economic consequences for the state and the society: it destructively influences competition, distorts market mechanism, tax and monetary and credit systems, and it also has negative influence on the state of public finances. Shadow processes cause considerable distortions of the consumption structure and the conditions of labor-power reproduction.

Keywords: legal and shadow economy; distortions of market mechanism, tax system, monetary and credit system, social sphere; squeeze of competitors from market; corruption development.

Рост теневой экономики в Российской Федерации достиг гипертрофированных масштабов. Глава Федеральной службы государственной статистики А. Суринов в январе 2010 г. заявил, что «примерно пятая часть российской экономики находится сейчас в тени» [2, с. 6]. Эти официальные данные серьезно расходятся с данными других экспертов. По некоторым оценкам, доля теневой экономики составляет 25-50% в ВВП России [3; 4]. Таким образом, речь идет уже не об отдельной небольшой теневой сфере, а о многолетнем практическом теневом биз-

несе сотен и тысяч российских предприятий и причастности к теневому образу жизни целых отраслей экономики, таких, например, как рыболовство, сельское хозяйство, строительная индустрия и др.

Цель данной работы заключается в том, чтобы достоверно установить, к каким социальным и экономическим последствиям приводит наличие теневой экономики в российском обществе.

Главная задача теневой экономической деятельности состоит в извлечении доходов, которые невозможно получить в соответс-

© Н.С. Мациевский, 2011

твии с действующим законодательством страны. Извлечение этих доходов и есть форма разрешения противоречий между интересами государства и отдельных субъектов рынка, не имеющих возможности реализовать свои интересы в процессе легальной экономической деятельности или же не желающих это делать открыто [7]. Таким образом, теневая активность проявляется на стадии возникновения отношений между юридическими или физическими лицами и органами государственной власти. Многие ученые полагают, что наличие теневой экономики является показателем неэффективности экономической политики государственных органов и избыточного регулирования. Кроме того, возникновение теневой экономики представляет собой реакцию агентов, чрезмерно обремененных государством и склонных к формированию оппозиции [10].

По мнению специалистов Всемирного банка, теневая экономика в значительной степени отражает резервы роста российской экономики в будущем, но она же и ограничивает использование этих резервов. Теневая деятельность способствует реальному росту экономики, пусть даже это и не подтверждается статистически [8]. Теневые производители не платят налоги или существенно занижают суммы налоговых выплат, что делает их цены гораздо более привлекательными для потребителей, а доходы выше. Следовательно, теневой сектор продает потребителям больше товаров и оказывает больше услуг по меньшим ценам по сравнению с легальной экономикой. Таким образом, обязанность уплаты чрезмерных налогов можно считать первой причиной ухода предпринимателей в теневой бизнес. Количество фирм, которые смогли узаконить свою деятельность и занижают величину своих налоговых выплат, значительно [6].

Зарегулированность и сложность процедур регистрации и получения всех необходимых разрешительных документов считается второй причиной ухода предпринимателей в тень. В теневом секторе занятие бизнесом предоставляет больше свободы в организационном и налоговом плане. Необходимо подчеркнуть, что теневой сектор экономики имеет «паразитарный» характер, так как, не делая налоговых отчислений в бюджеты

государства, он пользуется при этом большинством общественных благ [там же].

Третья весомая причина ухода фирм в тень — несоответствие размера налоговых выплат количеству и качеству общественных благ, создаваемых государством. Многие участники теневого бизнеса согласились бы честно платить налоги при условии, что эти суммы пойдут на развитие страны, обеспечение социально незащищенных и слабозащищенных слоев населения, а не на содержание неоправданно громоздкого аппарата управления, что бюджетные средства будут использоваться по назначению [там же].

Теневая экономическая деятельность российских предприятий имеет отрицательные социально-экономические последствия для государства и для общества в целом. Негативные последствия теневых процессов проявляются в том, что постепенно деформируются социальные и экономические институты и устои общества [1; 5-7].

Наличие теневой экономики приводит к деформации рыночного механизма, которая оказывает деструктивное влияние на режим конкуренции — ключевого и основополагающего условия функционирования экономики рынка. Эффективность работы предприятий теневого бизнеса намного выше эффективности деятельности легально существующих предприятий, что связано с неуплатой предприятиями теневого сектора налогов и занижением их сумм. В результате такие предприятия получают серьезные конкурентные преимущества по сравнению с работающими в легальном секторе экономики.

Среди других конкретных форм теневой экономической деятельности, существенно снижающих эффективность рыночного механизма, необходимо выделить злоупотребления доминирующим положением на товарных и финансовых рынках, незаконное использование авторских прав, интеллектуальной собственности [7]. С помощью промышленного шпионажа, коммерческого подкупа заинтересованных лиц в нарушение антимонопольного законодательства устанавливается монопольный контроль над рынками и сферами деятельности. Способность предприятий-монополистов посредством контроля над ценами вытеснять конкурентов с рынка и даже разорять их создает

чрезвычайно серьезную угрозу. Опасность представляют также недобросовестная деятельность специальных лоббистских групп и сопутствующая ей коррупция в органах государственной власти.

Политика сокрытия доходов деформирует налоговую систему страны, не обеспечивает достаточных налоговых поступлений в бюджеты. Теневой образ жизни многих предприятий позволяет им уклоняться от уплаты налогов, что приводит к увеличению налоговых отчислений у законопослушных налогоплательщиков. Таким образом, сложившаяся ситуация стимулирует сокрытие доходов от налогообложения, при этом усиливается дифференциация доходов и все большее количество населения вовлекается в теневые отношения.

Развитие теневой занятости способствует вытеснению официально работающих из легальной экономики в теневую сферу. В результате этого объемы производимой готовой продукции в отраслях легальной экономики становятся все меньше, что также вызывает снижение налоговых поступлений [7]. Поэтому высокий уровень налогов, уплачиваемых законопослушными налогоплательщиками, является также следствием возрастания теневой активности субъектов российской экономики.

Теневая деятельность отрицательно влияет на состояние государственных финансов, на формирование доходных и расходных статей местного, регионального и федерального бюджетов. Сокращается государственный бюджет и деформируется его структура. Причем теневой сектор как бы постоянно воспроизводит благоприятную для себя среду, так как сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования его расходных статей, таких как государственное и муниципальное управление, здравоохранение, национальная оборона, образование, правоохранительная система и др. Особенно это ощущается в условиях кризиса, когда охрана законных интересов и прав всего населения, особенно неимущих и слабозащищенных слоев, должна быть гарантирована [там же].

В недавнем прошлом резкое сокращение государственных расходов поставило в тяжелое положение ведущие российские предприятия военно-промышленного комплекса,

оставшиеся без государственных заказов, а также других отраслей тяжелой промышленности, на которых широко применялись высокие технологии и работали наиболее квалифицированные кадры. Невыполнение бюджетом своих обязательств явилось важнейшей причиной возникновения кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Предприятия в связи с ухудшившимся финансовым положением, с отсутствием оборотного капитала вынуждены были прибегнуть к использованию противоправных и незаконных стратегий выживания. Прямой вклад бюджетных долгов в сумму чистой задолженности российской экономики составил 24%, а с учетом отдаленных результатов, когда 1 р. вовремя не выплаченных средств породил 6-7 р. неплатежей, прошедших по всей цепочке экономических отношений, явился причиной двух третей всех неплатежей в стране [9].

Теневая экономика оказывает отрицательное воздействие на денежнокредитную систему страны. Неучтенные государственной статистикой денежные потоки, а также невозможность осуществлять контроль за их поступлением и структурой создают дополнительные трудности в планировании объемов денежной эмиссии. Деформация денежно-кредитной системы искажает структуру платежного оборота, способствует увеличению инвестиционных рисков, стимулирует инфляционные процессы, деформирует денежно-кредитные отношения. Нарушаются права кредиторов вследствие злоупотреблений заемным капиталом, объявляются ложные банкротства предприятий и банков, совершаются мошеннические действия с субсидиями [5]. Наносится моральный и финансовый ущерб финансовым и кредитным институтам, собственникам, акционерам, инвесторам, вкладчикам, государству и обществу в целом. Теневой сектор использует банки и другие финансовые институты для отмывания незаконно полученных доходов, осуществляет незаконные манипуляции с валютой на национальном и международном уровнях. Такие действия оказывают пагубное влияние на величину и динамику обменных курсов валют, на состояние отдельных российских коммерческих банков и банковской системы страны в целом.

Теневая экономическая деятельность значительно влияет на макроэкономическую политику государства. Решения на макроуровне принимаются исходя из данных официальной статистики. Если она не учитывает часть ВВП, произведенного теневым бизнесом, то эффективность экономических решений правительства снижается. Деформация макроэкономической политики проявляется при макроэкономическом регулировании экономики. Например, если темпы роста теневой экономики выше, чем легальной, а этот факт не отражается в статистической отчетности, то правительство может стимулировать экономический рост в государстве, увеличивая объем предложения денег и воздействуя, таким образом, на совокупный спрос. Возрастание денежной массы в экономике предусматривает снижение нормы процента при проведении Центральным банком РФ политики «дешевых денег» и увеличение государственных расходов, в то время как никакой необходимости в этом нет. В результате реализации такой ошибочной политики произойдут повышение темпов инфляции и «перегрев» экономики [7].

Теневая экономическая активность приводит к деформации инвестиционных процессов, которая проявляется в замедлении экономического роста. В теневом секторе редко создаются новые производства, так как основной смысл теневой деятельности заключается в получении максимальной прибыли в предельно сжатые сроки. Значительная часть прибыли, полученной в данном секторе, вывозится за рубеж, вследствие чего российское государство лишается инвестиционных ресурсов и источников доходов. Российская Федерация теряет необходимый для воспроизводства основных фондов и последующих инвестиций капитал [там же]. По мнению некоторых исследователей, инвестиционный кризис легальной экономики происходит на фоне инвестиционного подъема в теневом бизнесе, который достиг фантастических размеров [4]. Большое количество потенциальных потребителей с невысокими доходами стремится удовлетворять свой спрос за счет «теневых» товаров и услуг, поэтому потребности в дополнительных инвестициях в легальную экономику не возникает.

Теневая экономическая деятельность вызывает значительные деформации со-

циальной сферы. Деформация структуры потребления представляет собой закономерное следствие несправедливого перераспределения доходов, приватизации государственной собственности, расширения рынков нелегально производимых товаров и услуг. Прежде всего доходы теневого сектора направляются в те отрасли экономики, где контроль со стороны государства ослаблен и за счет существующих пробелов в российском законодательстве за короткий промежуток времени можно получить высокие доходы при незначительных расходах.

Реально сложившаяся структура потребления способствует тому, что узкая прослойка людей присваивает колоссальные доходы при обнищании огромной массы населения России. По сути, национальный доход государства перераспределяется в пользу элитных групп населения, и это происходит в настоящее время, когда российское общество нуждается в более справедливом распределении накопленных ресурсов [7].

Теневые экономические явления отрицательно воздействуют на условия воспроизводства необходимой рабочей силы в легальной экономике. Предприятия теневой сферы повышенной заработной платой могут привлекать более квалифицированную рабочую силу и не заботиться о ее воспроизводстве. В силу сложившихся обстоятельств официально работающим предприятиям гораздо труднее привлекать квалифицированных рабочих и при этом обеспечивать их переучивание и обучение. Оборотная сторона получения наемными работниками в теневом бизнесе таких относительно высоких доходов заключается в нарушении их прав, невыполнении условий трудовых контрактов, несоблюдении норм техники безопасности [5; 7]. Система организации нелегальной работы позволяет работодателям бесконтрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для начального периода становления капитализма.

Теневая экономическая деятельность наносит серьезный вред экологии нашей страны. Официально никем и нигде не учитывается отрицательное влияние такой деятельности на состояние окружающей среды. Меры по защите экосистемы не принимаются, необходимые платежи в бюджеты и внебюджетные фонды за пользование

национальными природными ресурсами не вносятся. В некоторых исследованиях показано, что окружающей среде России предприятиями теневой экономики причиняется колоссальный вред [7]. Следствием браконьерской ловли рыбы в Каспийском море рыбаками пяти соседних государств — России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана — стало существенное уменьшение популяции осетровых. Еще более катастрофические последствия имеет нелегальная вырубка лесов, которая осуществляется без проведения мероприятий по их восстановлению [там же].

Существование теневой экономики — одна из главных причин коррумпированности российского общества. Являясь в сущности противозаконным и противоправным, теневой бизнес способствует значительному росту преступности в нашем государстве, в том числе преступности организованной. Он вынужден выплачивать криминальным структурам часть своих доходов в виде определенной дани. Таким образом, теневые отношения служат источником финансирования преступной деятельности, в частности такого опасного ее проявления, как терроризм.

Значительное развитие теневых экономических процессов в России привело к тому, что сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на характере международных экономических отношений с бизнес-сообществом многих стран мира. Иностранные инвесторы с большой неохотой соглашаются вкладывать деньги в экономику развивающегося государства, в котором теневые отношения распространяются и на предприятия с участием иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы не желают попадать в зависимость от криминальных структур, имеющих большое влияние в обществе, и работать под их контролем, в условиях, когда не соблюдаются основополагающие нормы, законы и правила, регламентирующие правовые и экономические отношения между всеми субъектами рынка и государством.

Теневые процессы не ограничились только экономикой, а затронули почти все сферы жизни в России. Масштабы морально-нравственного ущерба, нанесенного обществу в связи с вынужденным участием в теневой экономике, огромны. В 90-х гг. XX столетия для подавляющей части населения произошла полная смена фундаментальных ценностей и ориентиров, теневой образ жизни стал привычным явлением, авторитет государства в глазах всего общества был значительно подорван. Немалое число трудоспособных граждан страны, вынужденно поправ моральные и нравственные нормы, вступило на незаконный и преступный путь.

Серьезная опасность заключается в том, что и само государство имеет непосредственное отношение к теневым процессам. В результате слияния властных структур и капитала сформировались олигархические структуры, контролирующие ведущие сырьевые отрасли российской экономики и имеющие возможность влиять на деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов в нашей стране. Согласно данным, публикуемым в ежегодных отчетах международной организации «Transparency International», по индексу коррупции Россия входит в восьмой десяток из сотни стран мира. В исследованиях уровня коррумпированности, проведенных Всемирным банком, Россия поставлена на 47-е место из 50 стран. По некоторым подсчетам, прямые потери консолидированного бюджета Российской Федерации вследствие развития коррупции составляют около 20 млрд дол. в год.

Система неформальных отношений становится главным камнем преткновения на пути реализации реформ, направленных на модернизацию российской экономики и улучшение предпринимательского климата в стране. Представители привилегированных элитных групп и коррумпированные государственные служащие, по сути, остаются сильными противниками проводимых правительством реформ, в которых очень нуждаются российское государство и общество.

Список использованной литературы

1. Гамза В.А. Что такое российская теневая экономика и как с ней бороться // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы Всерос. науч. конф. М., 2007. С. 168-177.

2. Евсейчук Д. Экономика уходит в «тень» // Томская неделя. 2010. № 4. 29 янв.

3. Колесников С. Теневая экономика: как ее считать [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://b-news. narod.ru/economy/invest-ssftrrgg.htm (дата обращения: 15.01.2010).

4. Косалс Л.Я. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 59-80.

5. Латов Ю.В. Экономика вне закона // Очерки по теории и истории теневой экономики [Электронный ресурс] / Моск. обществ. науч. фонд. 2009. URL: http: //www.krugosvet.ru/articles/103/1010314/1010314a1. htm (дата обращения: 17.12.2009).

6. Пескова Д.Р. Теневая экономика и экономический рост — определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы Всерос. науч. конф. М., 2007. С. 360-374.

7. Потокина С.А. Институциональные формы и методы нейтрализации «теневой» экономики в России: дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2003.

8. Рюль К. Теневая экономика отражает резервы роста / / Коммерсант. 2002. № 213. 11 нояб. С. 13-15.

9. Шмелев Н.П. Неплатежи — проблема номер один российской экономики // Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 27-31.

10. Schneider F., Enste D.H. Shadow economks: sizes, causes and consequences // Journal of economic literature. 2000. № 38. P. 77-114.

Bibliography (transliterated)

1. Gamza V.A. Chto takoe rossiiskaya tenevaya ekonomika i kak s nei borot'sya // Gosudarstvennaya politika protivodeistviya korruptsii i tenevoi ekonomike: materialy Vseros. nauch. konf. M., 2007. S. 168-177.

2. Evseichuk D. Ekonomika ukhodit v «ten'» // Tomskaya nedelya. 2010. № 4. 29 yanv.

3. Kolesnikov S. Tenevaya ekonomika: kak ee schitat' [Elektronnyi resurs]. 2009. URL: http://b-news.narod. ru/economy/invest-ssftrrgg.htm (data obrashcheniya: 15.01.2010).

4. Kosals L.Ya. Tenevaya ekonomika kak osobennost' rossiiskogo kapitalizma // Voprosy ekonomiki. 1998. № 10. S. 59-80.

5. Latov Yu.V. Ekonomika vne zakona // Ocherki po teorii i istorii tenevoi ekonomiki [Elektronnyi resurs] / Mosk. obshchestv. nauch. fond. 2009. URL: http: //www.krugosvet.ru/articles/103/1010314/1010314a1.htm (data obrashcheniya: 17.12.2009).

6. Peskova D.R. Tenevaya ekonomika i ekonomicheskii rost - opredelenie napravlenii vzaimovliyaniya // Gosudarstvennaya politika protivodeistviya korruptsii i tenevoi ekonomike: materialy Vseros. nauch. konf. M., 2007. S. 360-374.

7. Potokina S.A. Institutsional'nye formy i metody neitralizatsii «tenevoi» ekonomiki v Rossii: dis. ... kand. ekon. nauk. Tambov, 2003.

8. Ryul' K. Tenevaya ekonomika otrazhaet rezervy rosta // Kommersant. 2002. № 213. 11 noyab. S. 13-15.

9. Shmelyov N.P. Neplatezhi — problema nomer odin rossiiskoi ekonomiki // Voprosy ekonomiki. 1997. № 4. S. 27-31.

10. Schneider F., Enste D.H. Shadow economics: sizes, causes and consequences // Journal of economic literature. 2000. № 38. P. 77-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.