Научная статья на тему 'Социально-экономические и правовые проблемы создания малого инновационного предприятия в вузе'

Социально-экономические и правовые проблемы создания малого инновационного предприятия в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATIVE ACTIVITY / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степченко И. Г.

Государство поставило задачу необходимости формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей процесс коммерциализации результатов. Решая данную задачу, при создании малых инновационных предприятий, вузы столкнулись с рядом проблем. В данной статье автором предпринята попытка проанализировать некоторые из них и предложить пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степченко И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the state is to create a national innovative system which will connect science with the sphere of education and business. It will logically lead to the process of commercialization of the results. While realizing this task higher educational establishments are confronted with a number of problems. This article deals with the analysis of some of these problems. And the author suggests the ways of their solving.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и правовые проблемы создания малого инновационного предприятия в вузе»

УДК - 378.1:338:34

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ВУЗЕ

И.Г. Степченко

Государство поставило задачу необходимости формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей процесс коммерциализации результатов. Решая данную задачу, при создании малых инновационных предприятий, вузы столкнулись с рядом проблем.

В данной статье автором предпринята попытка проанализировать некоторые из них и предложить пути их решения. Ключевые слова: инновационная деятельность, малое инновационное предприятие

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

В Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 года (Письмо Минобрнауки России от 22.02.2011 №13-91) подчёркивается роль именно университетов, как активных участников не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Речь идёт о так называемой модели глобального научно-исследовательского университета (global research university). В числе принципиальных особенностей этой модели называются формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий; развитие малого инновационного предпринимательства.

Развитие и внедрениелюбой инновации требует адекватного анализа текущей ситуации.

С момента подписания Федерального закона № 217, разрешившего бюджетным вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия, прошло два года. По данным Центра исследований и статистики науки [4] к настоящему времени в базе данных 1048 предприятий, которые, как считают сами вузы, соответствуют 217-ФЗ. Но реально, после проверки всех документов, под действие закона попадает около трети из них. В чём причина? Что нужно сделать, чтобы закон заработал на полную мощность? Эти и другие вопросы обсуждаются регулярно на семинарах, форумах, конференциях, курсах повышения квалификации и находятся в центре внимания Совета по инновационной деятельности и наукоёмким технологиям.

Актуальность данного вопроса действительно оправдана, так как на практике при создании малых инновационных предприятий возникает целый ряд проблем, несмотря на то, что Рособразованием разработаны и разосланы по вузам методические рекомендации по созданию МИП.

При проведении нашего исследования, в теоретическом аспекте, мы обратили внимание и проанализировали наиболее часто поднимаемые и обсуждаемые вопросы в данном проблемном поле. Вместе с тем, следует заметить, что частные проблемы, о которых пойдёт речь, вытекают из тех системных проблем, которые характерны для дальнейшего формирования инновационной системы России, отвечающего новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны. Вот некоторые из них: это наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные результаты научно -технической деятельности; отсутствие развитой нормативно-правовой (законодательной) базы для осуществления инновационной деятельности; отсутствие общей координации финансируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти НИОКР; неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот; ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями и ряд других проблем, на которых сделан акцент в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Минобрнауки 15.02.2006г.) Детализация таких общих проблем, конечно, имеет место при создании малых инновационных предприятий.

К их числу относится отсутствие глубины понимания целей создания таких предприятий при вузах, особенно на начальных этапах, сразу после принятия закона.

Не секрет, что в большинстве своём «в общественном сознании, и в особенности, во внутривузовской среде, по-прежнему, доминирует укрепившееся в течение многих десятилетий представление об университетах, как об учреждениях, традиционная роль которых заключается в осуществлении образовательной деятельности и выполнении научных исследований. Как известно, престиж университетского статуса традиционно основывался на сочетании известных академических свобод со строгими научными методами, а также на коллегиальном подходе к решению проблем» [3;3].

Сказывается также отсутствие опыта работы в данном направлении у самих вузовских работников. Например, нет кадров, способных к созданию, подготовке нормативной документации и регистрации в

органах власти малого инновационного предприятия. Возглавлять инновационное предприятие должен человек активный, умеющий работать на рынке, обладающий бизнес-компетенциями.

Проблемы при создании малого инновационного предприятия (далее - МИП) у вуза возникают также на стадии бизнес-проекта. Создание бизнес-плана - важнейший этап при организации такого хозяйственного общества. Собственно, это основа всей дальнейшей деятельности. И если охарактеризовать сам проект не составляет особого труда, то порядок применения передовых технологий и современных методов управления, описание преимуществ (причём реальных) перед другими существующими аналогами, результаты проработки различных стратегий МИП требуют от разработчиков не только больших временных затрат, но и профессионализма, дальновидности, креативности.

Основой деятельности хозяйственного общества является уставный капитал. Согласно Федеральному закону № 217-ФЗ доля вуза в уставном капитале акционерного общества должна составлять более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одну треть. Это делает невозможным применение льготного налогового режима в виду отсутствия законодательной базы по упрощённой форме налогообложения данных хозяйственных обществ.

Вузы, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, в уставный капитал МИП вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые сохраняются за вузом и не передаются третьим лицам. Вуз должен также учитывать, что он вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале созданного хозяйственного общества только с предварительного согласия государственных органов, в ведении которых находится это образовательное учреждение.

Пока чётко не определён порядок внесения вузом своего вклада в уставный капитал. Усложнено распоряжение этим вкладом.

Актуален вопрос аренды площадей и оборудования, особенно уникального, для продолжения дальнейших исследований и совершенствования характеристик нематериального актива (объекта интеллектуальной собственности). «Аренда имущества вуза проводится по конкурсу, следовательно, МИП наравне с другими участниками должно участвовать в нём на равных условиях, что не гарантирует ему возможность заключения договора аренды на выгодных условиях» [1; 90]. Но главное, что делает такие проекты непривлекательными для инвесторов - МИП не попадают под действие упрощённой системы налогообложения. «Бизнес под постоянным контролем - ущербная практика» [2].

Пути решения проблем при создании МИП обсуждались на инновационном форуме в г. Томске. В своём выступлении директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ Александр Наумов отметил, что вопросы поддержки деятельности малых инновационных предприятий нужно решать на законодательном уровне. Прежде всего, это касается введения упрощённой системы налогообложения; установления для МИПов налоговых каникул в течение первых двухтрёх лет работы; наделение вузов и НИИ правом предоставлять в аренду МИПам на льготной основе помещений и оборудования в бизнес-инкубаторах, технопарках, центрах коллективного пользования, временно неиспользуемого имущества и помещений без проведения конкурсов и аукционов [там же]

Ещё одно существенное препятствие, можно даже сказать, основная проблема для работы МИПов при вузах - недостаток финансирования на ранних этапах жизненного цикла, необходимой материальнотехнической базы и квалифицированных специалистов. На уровне государства, в настоящее время, оказывают финансовую поддержку инновационным проектам такие организации как Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития, Венчурный инновационный фонд. Вполне понятно, что финансовые возможности названных учреждений весьма ограничены. Вместе с тем, существующая с 2003 года программа СТАРТ в рамках Фонда содействия осуществляет так называемое «посевное» финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития и сам Фонд поддерживает малые предприятия, находящиеся преимущественно уже на стадии коммерческого выпуска продукции.

На уровне области в рамках ведомственной целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» (2010-2012годы) разработано Положение (от 16.11.10 №1154) о порядке предоставления субсидии начинающим малым инновационным компаниям. Для победителей конкурса выделенные средства являются хорошим подспорьем для открытия предприятия.

Одна из проблем, которая существует, также, в самих вузах - это отсутствие результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов (лицензий, патентов), что препятствует формированию учредительных вкладов при создании МИП.

Незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости, также можно отнести к числу острых вопросов. Стимулом спроса со стороны крупного бизнеса может стать внесение поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих налоговые льготы для крупных компаний, которые закупают продукцию МИПов. Сложно говорить о эффективности сектора малого предпринимательства в условиях, когда крупная промышленность не заинтересована в инновациях.

Одним из путей решения проблемы неопределённое™ относительно спроса на создаваемую МИПами продукцию, стимулирования развития приоритетных отраслей могло бы быть создание на региональном уровне центра внедрения инноваций, центров коллективного пользования высокоспецифичным оборудованием. Опыт других вузов и пока ещё небольшой опыт работы центра коллективного пользования в нашем университете достаточно наглядно демонстрирует существенную отдачу от применения технологий «коллективного пользования».

Проблема «возможности бюджетных учреждений иметь на праве собственности результаты интеллектуальной деятельности» также должна быть решена. Как зарегистрировать ноу-хау в области методики преподавания, повышения квалификации, т.е. в образовательной деятельности и, в частности, гуманитарных науках? Для конкуренции отечественных изобретений на международном рынке инноваций необходимо получение международных охранных документов, что в свою очередь влечёт значительные расходы и это тоже проблематично. В основном РИД не стоят на балансе образовательного учреждения, не урегулирован вопрос их постановки на баланс.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать несколько предложений.

Необходимо своевременно вносить поправки в действующее законодательство (Гражданский кодекс, Закон о науке и др.).

Поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ должны легитимизировать получение дивидендов бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности (получение генерального разрешения казначейства на получение дивидендов и изменение Уставов самих бюджетных учреждений).

Целесообразно и желательно увеличение размеров финансирования фондов, поддерживающих инновационные компании и привлечение к участию частных инвесторов и региональные бюджеты.

На региональном уровне должны быть созданы центры по трансферу технологий. Работа созданного в Брянском госуниверситете такого центра, возглавляемого д.б.н., профессром Нам И.Я. является наглядным примером стимулирования динамичной, инновационной и предпринимательской активности в вузах и НИИ. В настоящее время в университете на стадии разработки и оформления находится документация на открытие ещё двух малых предприятий.

На уровне университета должны быть организованы курсы повышения квалификации для сотрудников инновационных компаний и субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе международные стажировки. Помимо этого должна быть организована целевая подготовка специалистов в вузе (магистерские программы, программы по развитию инновационного бизнеса в рамках НИИ). Важно вести в вузах разъяснительную работу о том, как работать с реестром учёта и ведения результатов научнотехнической деятельности, в котором регистрируются объекты интеллектуальной собственности. На ближайшую перспективу защита прав и интересов хозяйственного общества вуза должна состоять из комплекса мер организационного и правового характера.

Перечисленные проблемы естественны и в большинстве случаев объяснимы, так как соответствующее законодательство данной инновационной системы ещё только формируется. Главное, что принятие этого закона позволит решить проблему коммерциализации разработок в вузах с привлечением малого бизнеса.

Часть конкретных проблем можно, скорее всего, будет решить и без внесения поправок в закон, а путём принятия «внутренних» документов.

Таким образом, современные исследования и инновационная деятельность в вузах, вчастности - создание МИП, - это не только возможность привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса. Для реализации этой возможности необходимо системное решение обозначенных проблем на государственном уровне как социально-экономического, так и правового характера.

The aim of the state is to create a national innovative system which will connect science with the sphere of education and business. It will logically lead to the process of commercialization of the results. While realizing this task higher educational establishments are confronted with a number of problems.

This article deals with the analysis of some of these problems. And the author suggests the ways of their solving.

The key word: innovative activity, small innovative enterprise

Список л итературы:

1. Болотова Е.Л. Малое инвестиционное предприятие - коммерческая организация в вузе// Администратор образования. 2010. №23. С. 86-92.

2. Инновациям нужно дать зелёный свет// Наукоград. - № 12 [электронный ресурс]// режим доступа: http:// :izdania.pressoboz.ru/naukograd-2010/nauki-12-]

3. Трансфер и коммерциализация технологий в высших учебных заведениях: Методические рекомендации// Авторы составители: Ю.Н. Воробьёв, Д.К. Нургалиев, Н.Г. Рыжов, М.Ю. Шестопалов. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. 86с.

4. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге [электронный ресурс]// Режим

flocTyna:http:// www.strf.ru/ material. aspx? Catalogld=223@ d-

5. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент: учебник для вузов, 6-е изд., СПб: Питер, 2008.443с.

Об авторе

Степченко И.Г. - аспирант Брянского государственного университета имени академика

И.Г. Петровского, bryanskgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.