Научная статья на тему 'Проблемы развития малых инновационных предприятий при вузах и нормативно-правовое регулирование их деятельности'

Проблемы развития малых инновационных предприятий при вузах и нормативно-правовое регулирование их деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1703
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / LEGISLATION / MANAGEMENT / INSURANCE / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Лариса Николаевна, Молчанова Анна Александровна

В статье выявлены проблемы нормативно-правового регулирования деятельности малых инновационных предприятий, созданных при участии вузов. Определены необходимые условия оптимизации деятельности малых инновационных предприятий. Предложен комплекс мер по совершенствованию законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисоглебская Лариса Николаевна, Молчанова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges of small innovative university enterprises development and the legal regulation of their activities

The article presents problems of the legal regulation of small innovative enterprises established with the participation of different universities. The necessary conditions for optimizing the activity of small innovative enterprises. The set of measures for developing the legislative base is offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малых инновационных предприятий при вузах и нормативно-правовое регулирование их деятельности»

Л. Н. Борисоглебская, А. А. Молчанова

Проблемы развития малых инновационных предприятий при вузах и нормативно-правовое регулирование их деятельности

В статье выявлены проблемы нормативно-правового регулирования деятельности малых инновационных предприятий, созданных при участии вузов. Определены необходимые условия оптимизации деятельности малых инновационных предприятий. Предложен комплекс мер по совершенствованию законодательной базы.

The article presents problems of the legal regulation of small innovative enterprises established with the participation of different universities. The necessary conditions for optimizing the activity of small innovative enterprises. The set of measures for developing the legislative base is offered.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, законодательство, управление, страховые взносы, налогообложение.

Key words: small innovative enterprises, legislation, management, insurance, taxes.

Развитие экономики, основанное на интеллектуальном ресурсе, является наиболее обоснованным в современных условиях, так как обеспечивает при минимуме материальных затрат максимальную отдачу на вложенный капитал. Одним из основных направлений стратегии развития государства, в современных глобализирующихся условиях является формирование интеллектуального потенциала населения, позволяющего создавать инновационную экономику.

Особое место в системе инновационной экономики принадлежит малым предприятиям. Практически неоспоримым фактом считается, что мелкий наукоемкий бизнес наиболее эффективен в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки. Поэтому поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особый интерес. На практике предоставление государством средств малым инновационным предприятиям осуществляется на основе конкурсного отбора, возвратности, срочности, платности и обеспеченности.

Малые инновационные предприятия (МИП) - это интеллектуальный потенциал, гибкий и удобный инструмент для возвращения РФ статуса передовой в технологическом отношении державы.

© Борисоглебская Л. Н., Молчанова А. А., 2013

105

Именно малые предприятия являются объектом пристального внимания руководителей венчурных компаний, которые внимательно следят за процессом естественного отбора на рынке.

Финансовая нестабильность, изменчивость законов и отсутствие системы подготовки специалистов для работы в условиях рынка создают неблагоприятные условия для развития малых российских инновационных предприятий, решение которых требует применения современных технологий управления и маркетинга, приближения производства к нуждам рыночного потребления [4].

Следует выделить факторы, препятствующие выходу российских малых инновационных предприятий (МИП) на международные рынки, такие как: макроэкономические препятствия; недостаток организаторских и деловых компетенций; различия в культуре и практике деловых отношений.

В августе 2009 г. вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее 217-ФЗ), дающий право бюджетным научным организациям и высшим учебным заведениям создавать малые инновационные предприятия [2].

Выделим основные проблемы, связанные с развитием МИП и нормативно-правовым регулированием их деятельности.

По данным Центра исследований и статистики науки средняя стоимость прав на использование РИД, вносимых в уставный капитал (УК) вузом, составляет 27 тыс. р. Соответственно, средний размер УК малого инновационного предприятия составляет 65 тыс. р., в то время как почти половина (49,21 %) предприятий имеют УК в интервале от 10 до 20 тыс. р. Рассчитывать, что этих средств хватит даже на начальный этап развития инновационного бизнеса, не приходится.

Суммарная стоимость прав на РИД, выявленных в вузах и внесённых в УК компаний, на сегодняшний день примерно равняется 7 млн р. Соответственно, общая сумма, которую готовы вложить учредители - потенциальные инвесторы, примерно на уровне 10 млн р. на всю страну.

На рисунке показано распределение долей между участниками инновационных компаний, физическими и юридическими лицами. На долю юридических лиц, не являющихся вузами, приходится сумма в размере 3 млн р., а ведь именно им законодатель и отводит роль потенциальных инвесторов [5].

Рисунок. Соотношение физических и юридических лиц по доле от уставного капитала организации

Защита объектов интеллектуальной собственности. Большинство объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в вузе не имеют правовой защиты или вообще никак не оформлены и не поставлены на баланс. Те вузы, которые обеспечили формальную защиту своих ОИС, не имеют возможности отслеживать процесс использования своих РИД третьими лицами и в случае необходимости пресекать незаконное их использование, особенно за рубежом. Такая ситуация позволяет практически любым участникам хозяйственной деятельности извлекать прибыль из ОИС, созданных в вузе без его участия, что и происходит на практике.

Поскольку вузы рассчитывали получить дополнительное госбюджетное финансирование на создание малых предприятий, технопарков, центров трансфера технологий и иной инновационной инфраструктуры, они создали реестр интеллектуальной деятельности.

Заслуга данного закона в том, что он инициировал процесс создания потенциально коммерциализуемых ОИС в вузе. Если раньше вуз не был серьезно озабочен коммерческим использованием результатов своей научной деятельности, то сейчас существует реальный интерес иметь в вузе несколько инновационных направлений с коммерческим уклоном. Такой интерес стимулируется, прежде всего, со стороны государства, которое начало выделять

значительные средства на поддержку малого инновационного предпринимательства в высшей школе.

Другим положительным эффектом от введения закона является частичное решение кадрового вопроса в вузе. У выпускников появляется возможность начать собственное дело, которое может стать продолжением их научной деятельности в вузе.

На сегодняшний день те предприятия, которые созданы в рамках закона № 217-ФЗ, для инвестора не представляют интерес. Пройдёт 3-5 лет, и небольшая их часть (5-7 % от общего количества данных компаний) при активной финансовой поддержке со стороны государства и технической, кадровой и имущественной поддержке со стороны вуза докажут свою жизнеспособность и начнут зарабатывать на инновациях. Именно тогда они и станут представлять интерес для потенциального венчурного инвестора. Возможна ситуация, когда инвестор будет стремиться выкупить весь пакет акций (долей), принадлежащий вузу в наиболее, с его точки зрения, перспективных предприятиях.

В рассмотренной ситуации вуз при активной поддержке государства превращается сам в венчурного инвестора, поддерживающего инновационные проекты, находящиеся на ранней стадии своего существования.

Большинство МИП, созданных при участии вуза, так или иначе не оправдают возложенные на них обязательства. Поэтому законодателю нужно предусмотреть упрощённую схему по «переориентации» таких компаний на коммерциализацию других ОИС, имеющихся в распоряжении вуза, например, посредством внесения изменений в соответствующие разделы Устава организации, в которых говорится о целях и задачах компании.

Следующая проблема - кадровый вопрос, связанный с руководством компанией, продвижением инновации на рынок. Прежде всего, этим вопросом занимаются создатели объектов интеллектуальной собственности (ОИС), что не всегда оправдано. Авторы ОИС могут не владеть определёнными навыками в сфере ведения бизнеса. В том случае, если автор инновационной разработки самостоятельно занимается её продвижением на рынок, он тратит на этот процесс большую часть своего рабочего времени [5]. Поэтому актуальным является создание команд по коммерциализации.

В рамках 217-ФЗ вуз не может «легализовать» с ними свои сложившиеся отношения. «Отказываться» от этих предприятий вузу не интересно, поскольку такие компании уже фактом своего существования доказали свою экономическую устойчивость, имеют хороший набор коммерческих контрактов, а главное, огромный опыт по ком-

мерциализации инноваций, но на финансовую поддержку со стороны государства таким предприятиям в сложившемся правовом пространстве рассчитывать не приходится [2].

МИП отличает от других коммерческих организаций определённая ограниченная правоспособность. Их коммерческая деятельность заключается «в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)» (ст. 1 закона № 217-ФЗ) [2].

К особенностям правового статуса МИП следует отнести то, что вне зависимости от размера доли вуза данные предприятия могут быть признаны малыми или средними предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Наличие статуса малого предприятия позволяет им пользоваться гарантиями и льготами, предоставляемыми государством, а также принимать участие в программах, ориентированных на субъекты малого бизнеса, например, в программе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере.

Закон № 217-ФЗ предусматривает возможность внесения в качестве вклада в уставные капиталы МИП прав использования строго определенных результатов интеллектуальной деятельности, а именно: программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Однако многие вузы не имеют перечисленных объектов, а имеют, например, объекты авторского права (произведения и т. д.). Кроме того, большинство научных и учебных заведений не располагают надлежащим образом оформленными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

В соответствии со ст. 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации в ряде случаев результаты интеллектуальной деятельности, а также переход права на них подлежат обязательной государственной регистрации. Соответствующие юридические процедуры требуют определенных затрат, которые не всегда могут быть произведены учреждениями, создающими инновационное предприятие [1].

Особенно необходимо отметить проблему отсутствия правового механизма по предоставлению МИП помещений и оборудования ву-

за на льготных условиях. Важность этого вопроса заключается в том, что вся технология функционирования бизнес-инкубаторов и технопарков, занимающихся поддержкой и «взращиванием» инновационных малых компаний, построена именно на предоставлении им помещений и оборудования на льготных условиях. Вполне логично предположить, что подобную роль по поддержке МИП и должны взять на себя вузы, тем более что сама инновационная деятельность данных МИП неразрывно связана с научными направлениями вуза. Также в ряде случаев вуз обладает уникальным дорогостоящим оборудованием, которое крайне необходимо для успешного развития и функционирования подобных МИП.

В настоящее время порядок сдачи в аренду недвижимого и движимого имущества установлен распорядительными документами Минфина и Минобрнауки и регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ. Сдача в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством (проведение конкурсных процедур, согласование с Министерством образования и науки) занимает несколько месяцев (около полугода). В связи с этим, у вуза уже изначально отсутствует возможность предоставить даже юридический адрес для учреждаемого хозяйственного общества на стадии регистрации. Также, учитывая конкурсную процедуру процесса сдачи в аренду помещений, вуз не гарантирован от того, что помещения, которые планировалось предоставить МИП, займёт коммерческая организация, далёкая от инновационной деятельности, но предложившая большую арендную плату.

Закон № 217-ФЗ призван решать определенные проблемы, связанные с развитием инновационного бизнеса, вовлечением вузов в практическое применение и внедрение результатов интеллектуальной деятельности, трудоустройством студентов и молодых специалистов. При создании МИП бюджетные научные и образовательные учреждения столкнулись с проблемами нормативно-правового обеспечения, определяющего механизм создания, функционирования и ликвидации малого инновационного предприятия, а также систему мер государственной и муниципальной поддержки его деятельности.

Практическая реализация положений закона № 217-ФЗ в значительной мере зависит от соответствия существующего нормативноправового обеспечения поставленным целям и задачам в вопросе развития МИП.

Нормативно-правовое обеспечение реализации закона № 217-ФЗ на момент его принятия было несовершенно, и на практике были выявлены недостатки в правовых нормах и коллизии.

Однако в настоящее время решена большая часть таких проблем. С января 2011 г. МИП разрешено применять упрощенную систему налогообложения после внесения поправок в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. Упрощена процедура аренды имущества МИП у вузов-учредителей после поправок в Федеральные законы № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Теперь МИП могут арендовать имущество без конкурсов и аукционов на льготных условиях. Поправки в Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обеспечили МИП льготы по страховым взносам. По сравнению с общеустановленным совокупным тарифом отчислений в социальные фонды в размере 30 % указанная категория плательщиков применяет пониженные тарифы (табл. 1) [3].

Таблица 1

Тарифы страховых взносов для хозяйственных обществ при вузах, %

Название фонда 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.

Пенсионный фонд РФ 8 13 20

Фонд социального страхования РФ 2 2,9 2,9

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 4 5,1 5,1

Совокупный тариф 14 21 28

Особый характер обложения страховыми взносами связан с выполнением МИП двух обязательных условий: 1) осуществление НИОКР и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности; 2) применение упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, в федеральном законодательстве определена государственная поддержка МИП через налоговые механизмы и обложение страховыми взносами. Однако на региональном уровне имеет место проблема выделения особого налогового статуса хозяйственных обществ при вузах в рамках установления пониженных ставок единого налога для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» (табл. 2).

Таблица 2

Ставки единого налога по УСН для малых инновационных предприятий при вузах в 2013 г. (на примере отдельных регионов)

Субъект РФ Ставка, %

Объект «доходы» Объект «доходы, уменьшенные на величину расходов»

Калужская обл. 6 15

Санкт-Петербург 10

Республика Татарстан 10

Самарская обл. 10

Тюменская обл. 5

Республика Мордовия 5

По результатам анализа данных табл. 2 можно сделать следующие выводы.

В некоторых случаях пониженная ставка универсальна и не зависит от вида деятельности (Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область). Адресное льготирование МИП при вузах в отношении основного вида деятельности «практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)» предусмотрено только в Республике Мордовия. В этом случае ставка составляет 5 %. В Самарской области ставка 10 % применяется по виду деятельности «научные исследования и разработки».

Дальнейшему динамичному развитию МИП при вузах препятствуют все еще остающиеся недостатки в правовых нормах в сфере применения закона № 217-ФЗ.

Хозяйственные общества, созданные по Федеральному закону № 217-ФЗ могут быть созданы в виде ООО и АО. После принятия Федерального закона № 217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения столкнулись с некоторой коллизией, которая заключается в противоречии данного закона со ст. 2 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности. Однако на хозяйственные общества, созданные по Федеральному закону № 217-ФЗ, наложены ограничения в плане выбора вида деятельности. По-

112

скольку в законе сказано, что деятельность данных хозяйственных обществ может заключаться только в практическом применении (внедрении) РИД.

Данное ограничение не позволяет бизнесу быть диверсифицированным, что снижает финансовую устойчивость и конкурентоспособность, а также делает хозяйственное общество более уязвимым в сравнении с конкурентами. Целесообразно снять ограничения на деятельность хозяйственных обществ, созданных по закону № 217-ФЗ, или предусмотреть, чтобы их деятельность, заключающаяся в практическом применении (внедрении) РИД, была основной, но не единственной.

Следует отметить о существовании у МИП проблемы, связанной со спецификой ранних стадий жизненного цикла инновационного бизнеса. В этом случае начальные финансовые ресурсы учредителей расходуются на финансирование НИОКР, создание прототипа, маркетинговые исследования, управленческие нужды и т. д. В среднем данные вложения окупятся не ранее чем через полтора года работы МИП. Именно поэтому требуется правовой инструмент, позволяющий снизить налоговую нагрузку на МИП и сделать начальные стадии жизненного цикла более привлекательными для инвестирования.

П ^ V

В российской практике в целях стимулирования инновационноинвестиционной активности предприятий используется инвестиционный налоговый кредит, позволяющий изменить сроки уплаты налогов.

Для МИП актуальность инвестиционного налогового кредита снижает тот факт, что на первых этапах деятельности данные предприятия в основном выбирают в качестве налогового режима упрощенную систему налогообложения. Для МИП, использующего общую систему налогообложения, инвестиционный налоговый кредит действительно позволяет снизить налоговую нагрузку. Следует отметить, что по общей системе налогообложения работает значительно меньшее число МИП - только те, что не попали под критерии упрощенной системы налогообложения.

Поэтому целесообразно для МИП законодательно закрепить возможность получения на начальных стадиях жизненного цикла налоговых каникул, т. е. полного освобождения от уплаты налога (налогов) на определенный период времени, независимо от используемой системы налогообложения. Внесение указанных изменений даст инновационной деятельности огромный толчок и подтолкнет бюджетные научные и образовательные учреждения к созданию новых перспективных проектов по продвижению своих РИД.

Существует ещё ряд организационных вопросов, таких как необходимость внесения изменений и дополнений в уставы научных и образовательных учреждений и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым подведомственны данные учреждения, которые также препятствуют скорой и эффективной реализации данного федерального закона.

Рекомендации органам законодательной и исполнительной власти.

На уровне Правительства РФ:

• разработать меры налоговой поддержки для малых инновационных предприятий, размещаемых в установленном порядке на территории технопарков и бизнес-инкубаторов, включая установку налоговых каникул;

• разработать нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее возможность использования малыми инновационными предприятиями, созданными с участием Вузов, объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, в том числе площадей и оборудования.

На уровне Министерства образования и науки РФ:

• разработать и принять положения по созданию и функционированию центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и других аналогичных организаций инновационной инфраструктуры вузов, занимающихся поддержкой деятельности хозяйственных обществ.

На уровне Министерства экономического развития РФ:

• в рамках ведомственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотреть разработку научнометодического обеспечения деятельности объектов инновационной инфраструктуры вузов.

На уровне Высших учебных заведениях:

• содействовать созданию молодежной инновационной инфраструктуры в рамках вуза с предоставлением организационной материально-технической и информационной поддержки;

• предусмотреть выделение офисных производственных площадей для организаций молодежной инновационной инфраструктуры на условиях льготного или безвозмездного использования;

• проводить конкурсы инновационных проектов среди студентов, аспирантов и молодых ученых вуза.

Таким образом, системный подход к решению обозначенных проблем позволит создать необходимые условия и добиться определённой эффективности как в части расходования средств государственной поддержки, так и с точки зрения оптимизации деятельности малых инновационных предприятий в целом.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4: федеральный закон от 18.12.2006 № 230-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

2. Митрофанов А.С. Малые инновационные предприятия при вузах - первые результаты действия федерального закона № 217-ФЗ // Инновации. -2010. - № 9.

3. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

4. Скурихина Т.Г., Франк И.А., Скурихина А.М. Правовые проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах // Инновации. - 2012. - № 1.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ (принят ГД 24 июля 2009 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.