Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты уровня жизни населенияв Республике Адыгея'

Социально-экономические аспекты уровня жизни населенияв Республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / REPUBLIC OF ADYGHEA / LABOR MARKET / EMPLOYMENT OF POPULATION / TARGET PROGRAMS / LEVEL OF SOCIAL AND ECONOMIC COMFORT OF POPULATION LIVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туова Тамара Гиссовна, Мельникова Тамара Николаевна

Рассматриваются современные проблемы занятости и уровня жизни населения, а также рынка труда Республики Адыгея в условиях санкций. Особое внимание уделено исследованию и обновлению банка данных о численности безработных, их структуре, возможностях службы занятости населения в разрешении вопросов скрытой безработицы и предоставления услуг населению в трудоустройстве молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Туова Тамара Гиссовна, Мельникова Тамара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic aspects of living standards in the Republic of Adyghea

This paper is devoted to modern problems of living standards of the population of the Republic of Adyghea, employment and labor market in Adyghea in conditions of sanctions. The publication focuses on the research and updating the bank of data on the number of unemployed in the republic, their structure, the possibilities of the employment service in resolving the issues of hidden unemployment and the provision of employment services to young people.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты уровня жизни населенияв Республике Адыгея»

УДК [330.59+330.567.2/4] (470.621) ББК 65.04-94 (2Рос.Ады) Т 84

Туова Тамара Гиссовна

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии факультета естествознания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593936, e-mail: tamaratuova@yandex.ru Мельникова Тамара Николаевна

Доцент, кандидат географических наук, доцент кафедры географии факультета естествознания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593936, e-mail: melnikova-agu@mail.ru

Социально-экономические аспекты уровня жизни населения

в Республике Адыгея

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются современные проблемы занятости и уровня жизни населения, а также рынка труда Республики Адыгея в условиях санкций. Особое внимание уделено исследованию и обновлению банка данных о численности безработных, их структуре, возможностях службы занятости населения в разрешении вопросов скрытой безработицы и предоставления услуг населению в трудоустройстве молодежи.

Ключевые слова: Республика Адыгея, рынок труда, занятость населения, целевые программы, уровень социально-экономической комфортности проживания населения.

Tuova Tamara Gissovna

Associate Professor, Candidate of Geography, Associate Professor of Geography Department of Natural Science Faculty, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593936, e-mail: tamaratuova@yandex.ru Melnikova Tamara Nikolaevna

Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Geography Department of Natural Science Faculty, Adyghe State University, Professor of the Russian of Natural Sciences, Maikop, ph. (8772) 593936, email: melnikova-agu@mail.ru

Social and economic aspects of living standards in the Republic of Adyghea

Abstract. This paper is devoted to modern problems of living standards of the population of the Republic of Adyghea, employment and labor market in Adyghea in conditions of sanctions. The publication focuses on the research and updating the bank of data on the number of unemployed in the republic, their structure, the possibilities of the employment service in resolving the issues of hidden unemployment and the provision of employment services to young people.

Keywords: Republic of Adyghea, labor market, employment of population, target programs, level of social and economic comfort of population living.

Введение

Качественные и количественные изменения, происходящие в современном обществе, обусловленные развитием рыночной экономики в нашей стране, создают экономические и социальные проблемы. Социальные проблемы - наиболее острые и актуальные. Как правило, анализ социальных проблем связывают с понятием уровня жизни населения.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, отражающая уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения, условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. Систематизации концепции и подходов к определению уровня жизни населения, исследованию различных его сторон, методик его оценки посвящено большое количество работ как у нас в стране, так и за рубежом (см., например, [1-5] и цитированную в них литературу). Что касается индикаторов уровня жизни, то их перечень выведен и утвержден Организацией Объединенных Наций - это рождаемость, смертность и продолжительность жизни, санитарно-гигиеническая обстановка, количество потребляемого продовольствия, жилищные условия, качество образования и культуры, уровень занятости, условия труда, баланс доходов и расходов, цены для потребителей, состояние транспортной инфраструктуры, рекреационная система, уровень социального обеспечения, права и свободы людей.

В настоящее время существуют различные рейтинговые агенства, анализирующие уро-

вень жизни населения. Одни из наиболее удачных, на наш взгляд, рейтингов составляет агентство Legatum Prosperity Index (https://www.prosperity.com/). При подсчете данных оно ориентируется не только на общегосударственные показатели, но и на качество жизни самого населения, принимая во внимание уровни зарплат, образовательную систему, соотношение цен в государстве и реального материального положения среднестатистического гражданина. В 2017-2018 гг., по данным агентства, Россия в мировом списке занимает 61 место при общем количестве в 142 пункта, расположившись между Шри-Ланкой и Вьетнамом. Аналитики отмечают, что лучше всего дела в России состоят с образованием: по результатам, которые показали регионы страны, она занимает 26 место в рейтинге (для сравнения, в 2012 году она занимала 27 место).

Анализируя социальные аспекты населения России за последние два года санкцион-ного режима со стороны европейских государств и США, можно отметить два направления влияния состояния экономики страны на уровень жизни людей: экономическая составляющая благосостояния людей и связанный напрямую с ней рынок труда, предоставляющий это благосостояние. Первоначальное признание безработицы как необходимого явления, играющего роль социального прессинга, обуславливающего повышение трудовой активности, сменилось более осторожным и взвешенным подходом, характеризующим не только положительные, но и отрицательные аспекты данного экономического явления.

Важное место занимают вопросы уровня жизния, связанные с региональными особенностями. Различные моменты регионального развития рассмотрены в [5] и [6]. В каждом регионе рынок труда обладает определенной специфичностью, чертами, свойственными только ему.

Материалы и методы

Материалом для исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики по России и Республики Адыгея, материалы годового отчета Роспотребнад-зора по Республике Адыгея. Основные методы исследования - статистический, сравнительно-географический. При определении комфортности проживания в Республике Адыгея была использована методика Римашевской Н.Н. [5].

Результаты и их обсуждение

Уровень жизни и комфортности проживания населения в Адыгее зависит от социально-экономического развития Республики. В майских указах президента России В.В. Путина за 2018 год четко определяются национальные цели развития страны на шестилетний период. И одним из направлений в социальной сфере является обеспечение роста реальных доходов граждан и пенсионного обеспечения выше инфляции. Эти направления и их реализация затрагивают региональные бюджеты. Особое внимание в указах уделено демографическим проблемам: продолжительности жизни россиян (повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и 80 лет к 2030 году) [7].

Анализ статистических данных по численности населения Республики Адыгея показывает тенденцию ее незначительного повышения (табл. 1.).

Таблица 1

Численность населения Республики Адыгея за 2005-2017 гг.

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Численность населения, тыс. человек 443,3 439,8 439,9 442,5 444,4 446,4 449,2 451,5 453,3

Из общей численности - население в трудоспособном возрасте, тыс. человек 263,3 259,0 258,6 257,8 256,6 256,0 253,7 251,6

Число родившихся на 1000 человек населения 9,4 12,3 12,4 12,0 11,5 12,7 12,9 12,0 10,6

Число умерших на 1000 человек населения 14,5 13,6 13,5 13,3 12,6 13,0 12,5 12,9 12,6

Естественный прирост, убыль (-) на 1000 человек населения -5,1 -1,3 -1,1 -0,7 -0,9 -0,3 +0,4 -0,9 -2,0

Источники: Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2017: Стат. сб. Росстат. М., 2017. 751 с. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (данные РОССТАТа)

Число родившихся на 1000 человек населения в 2018 году (январь-март) составляет 9,9% по сравнению с 2017 годом (январь-март) (10,4%). В то же самое время число умерших в 2018 году (январь-март) составляет 12,8% против 14,5% в 2017 году (январь-март) [8].

Другим важным показателем уровня жизни населения является безработица. Необходимость формирования механизма регулирования рынка труда, адекватного в условиях экономического и финансового кризиса, требует детального изучения сферы занятости населения в республике. Современное состояние регионального рынка труда Республики Адыгея характеризуется достаточно высоким уровнем безработицы (см. табл. 2). Следует отметить то обстоятельство, что в настоящее время в республике практически нет данных, дающих представление о реальных размерах скрытой безработицы, ее причинах в условиях кризиса. Поэтому в открытых статистических источниках нельзя найти таких данных.

Таблица 2

Общая численность безработных по методологии МОТ в Республике Адыгея

(в среднем за год), тыс. человек

Год 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Тыс. чел. 26,2 19,1 17,2 16,5 16,6 17,3 17,7 18,2 17,5

Проценты 13,0 9,3 8,4 8,1 7,9 8,6 8,8 9,0 8,7

По данным статотдела по Республике Адыгея, с января 2017 г. проводится выборочное обследование рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше (до 2017 г. - в возрасте 15-72 лет). По итогам первого квартала 2018 г. численность рабочей силы (экономически активного населения) составила 200520 человек, или 44,3% от общей численности населения республики, в их числе 182735 человек, или 91,1% рабочей силы, были заняты в экономике и 17785 человек (8,9%) не работали, но активно ее искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные) [8].

По данным Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея, на конец апреля 2018 г. численность безработных составила 2243 человека и увеличилась на 2,1% к соответстующему периоду 2017 г. Статус безработного получили 411 человек. Значения характеристик трудоустройства безработных были на 15,2% ниже, чем в апреле 2017 г. и составили 112 человек. На снижение безработицы повлияла государственная программа в области содействия занятости населения. В поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан реализуется программа - содействие самозанятости безработных граждан. По данным центра занятости населения, в 2017 году доля граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, составила 8,0% (в 2016 году - 13,2%) [9].

Современный этап развития России характеризуется формированием абсолютно нового хозяйственного механизма - интегрального рынка, важным элементом которого является рынок труда. Определить однозначно содержание категории «рынок труда» чрезвычайно трудно в силу ее многомерности, тем более что рынок труда как экономическая и географическая категория долгое время рассматривался в нашей стране как явление, присущее лишь капиталистическому обществу. Поэтому, несмотря на кажущуюся очевидность понятия рынка труда, до сих пор нет однозначного его определения.

Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

В большинстве случаев происходит совмещение двух не идентичных понятий - рынок труда и рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы - это один из прочих факторов производства, которому присущи и на котором действуют законы рынка ресурсов. Рабочая сила здесь воспринимается лишь как способность к труду, как необходимый элемент производства, при этом ее носитель выступает только лишь в качестве продавца, предлагающего имеющийся у него товар. Для покупателя важным является лишь товар - рабочая сила, а не ее продавец. Таким образом, рабочая сила представляет собой один из многих прочих товаров, при покупке которого во внимание принимается лишь целесообразность и экономическая выгода сделки [10].

На рынке труда рабочая сила и ее носитель неразделимы. Разграничение двух понятий «рынок рабочей силы» и «рынок труда» позволяет выделить подход к определению категории рынка труда: «... рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу...» [11, с. 145].

Следует отметить, что с вопросами трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений сталкивается подавляющее большинство наших граждан. Несмотря на позитивные изменения, обусловленные снижением уровня безработицы, сохраняется актуальность улучшения условий труда, создания новых качественных и высокотехнологичных рабочих мест, характеризующихся высоким уровнем безопасности и снижением рисков на производстве.

Переход к рынку сопровождается ростом безработицы. Рост числа безработных в условиях кризиса наблюдается везде в России, но он особенно высок в Северо-Кавказском, Северном, Западно- и Восточно-Сибирском районах, на Дальнем Востоке.

Создание условий для эффективной экономики и комфортной социальной сферы, обеспечение свободы выбора рода деятельности и профессии, занятости населения, снижение уровня безработицы - вот основные тенденции развития любой территории России. Вовлечение людей в трудовую деятельность должно сопровождаться их удовлетворенностью в работе и получением дохода, обеспечивающего достойные условия жизни работнику и членам его семьи. Реализация данной цели требует от всех субъектов рынка труда (работников, работодателей и государства) сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в труде и пользоваться его результатами [12].

Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда.

Приоритеты государственной политики в сфере предотвращения роста напряженности на рынке труда, создания людям с ограниченными возможностями условий для полноценного труда нашли отражение в государственной программе Республики Адыгея от 7 ноября 2013 года № 255 «Содействие занятости населения на 2014-2020 годы», государственной программе от 19 мая 2016 года № 81 «Доступная среда на 2016-2020 годы», Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года.

Реализуемые в рамках указанных программ основные мероприятия объединяют все инструменты государственной политики занятости населения как на среднесрочный, так и на долгосрочный периоды планирования. Предотвращению роста напряженности на рынке труда способствует трудоустройство инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

К числу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, позволяющих стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе следует отнести организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальную адаптацию и психологическую поддержку безработных граждан.

Реализация республиканских программных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, содействию занятости населения позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда. Это хорошо видно из таблицы 2.

В тоже время в Республике Адыгея существует ряд проблем, связанных с решением вопросов трудоустройства инвалидов: низкая мотивация инвалидов трудоспособного возраста к трудоустройству, недостаточное количество и низкое качество рабочих мест, подходящих для трудоустройства инвалидов, незаинтересованность работодателей в приеме на работу инвалидов.

Острым вопросом является региональный молодежный рынок. Молодежь Республики Адыгея - один главных факторов, определяющий состояние трудового потенциала региона. Учитывая тот факт, что выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных общеобразовательных учебных заведений имеют меньший опыт работы, положение молодых людей на рынке труда значительно ухудшается в период экономического спада. Именно в это

время государство должно уделять наибольшее внимание формированию молодежного рынка труда. В частности, организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования должна быть направлена на удовлетворение потребностей в приобретении опыта и навыков работы, необходимых для закрепления на рабочем месте.

Данные по Республике Адыгея за 2017 год показывают, что численность несовершеннолетних граждан, приступивших к временным работам в свободное от учебы время, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,8% и составила 2141 человек (в январе-декабре 2016 года было 2004 человека).

Наличие рабочего места еще не гарантирует трудоустройство молодого специалиста, так как работодатели часто выставляют как одно из существенных требований - наличие опыта работы и стажа выпускников. По новому трудовому законодательству есть квотирование, но оно касается инвалидов, детей-сирот. Поэтому было бы полезно внедрять альтернативные практики квотирования для молодежи, когда работодателям выгодно брать выпускников на работу. Это могла быть, в частности, система налоговых льгот со стороны муниципальных органов власти для работодателей.

Органы власти и законодатели в регионах делают определенные шаги в направлении улучшения трудоустройства молодежи. Например, впервые за всю историю Молодежного парламента депутаты Госсовета-Хасэ Адыгеи приняли закон «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея», внесенный на рассмотрение Молодежным парламентом. Речь идет о господдержке волонтерского движения. Согласно закону любая молодежная общественная организация или волонтерское движение могут внести на рассмотрение комитета социально значимый проект и получить административную и финансовую поддержку [13].

Очевидно, что граждане стремятся работать в тех отраслях экономики, где выше заработная плата. При этом возникает определенный дисбаланс в развитии отраслей народного хозяйства. На сырьевую направленность рынка труда и экономики в целом России указывает рисунок 1. Поэтому возникает проблема несбалансированности в рынке труда. Например, при имеющейся высокой безработице среди молодежи существует высокая потребность в молодых кадрах в российских школах. В нашей республике это тоже один из проблемных вопросов, особенно - обеспеченность районных школ молодыми педагогами. Низкая заработная плата начинающего трудовую деятельность педагога не способствует качеству подготовки обучающихся, что в конечном итоге влияет на качество рабочей силы.

Добыча сырой нефти и природного газа 131682

Производство табачных изделий

Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и др,

Деятельность вспомогательная в сфере финансовых услуг и страхования

Проиводство кокса и нефтепродуктов

Деятельность по обслуживанию зданий и территорий

Производство текстильных изделий Производство кожи и изделий из кожи Производство мебели Производство одежды ^^ 19396

Рис. 1. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по Российской Федерации в первом полугодии 2018 г. (рублей).

Справочно: в целом по РФ зарплата составила 42555 рублей (данные Росстата)

К важным показателям уровня жизни населения относятся заработная плата, реальные доходы и комфортность проживания [5]. Представленные данные на рисунках 2 и 3 показывают снижение заработной платы и реальных доходов населения за последнее десятилетие как в целом по России, так и по ее округам и регионам.

140 120 100

80 -1-т-,-,-,-,-,-

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

—♦— Российская Федерация -й- Республика Адыгея

- * - Южный федеральный округ __ Краснодарский край

Рис. 2. Сравнительная динамика реальных доходов населения (в процентах к предыдущему году)

Л

V

V %Г)

—Российская Федерация

—■— Республика Адыгея

* -Ф - Краснодарский край 1 1 1 1 \ t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Год -1-

2001 2003 2005 2007 200В 2011 2013 2015 2017

Рис. 3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников за 2000-2017 гг. (прямая - линия тренда)

Расчет уровня комфортности проживания населения в Республике Адыгея, проведенный по методике учета социально-экономических показателей [5] говорит о низкой оценке и объективно отражает сложившуюся ситуацию за последний период экономического санкци-онного кризиса (табл. 3).

Таблица 3

Показатели оценки уровня социально-экономической жизни населения

в Республике Адыгея

Показатели Оценка по 5-балльной шкале

1. Денежные доходы 2

2. Рынок труда (занятость и безработица) 3

3. Прожиточный минимум и уровень бедности 3

4. Демографические показатели 2

^р, = (2 + 3 + 3 + 2) : 4 = 2,5 (балла).

Заключение

Санкционные условия негативно отразились на уровне жизни населения Республики Адыгея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятость населения на рынке труда в Адыгее невысокая, требуется структурирование экономики не в сторону сферы услуг, а обновления, развития промышленности и сельского хозяйства. Это позволит создать вакантные места для работы.

Механизм трудоустройства молодых педагогических кадров по месту жительства возможен в форме договора, который администрации районов заключат со студентами педагогических специальностей. В этом случае администрации предоставляют студенту социальные выплаты: это могут быть дополнительные стипендии для иногородних, оплата общежития или практики в период учебы. В свою очередь, студент по окончании образования обязан

отработать в школе муниципального образования от трех до пяти лет.

Состояние трудового потенциала Республики Адыгея указывает на необходимость управления процессами формирования и использования регионального трудового потенциала на новой основе, включающей регионализацию профессионального образования, новую семейную политику, создание условий культуры и отдыха, бытового и жилищно-коммунального обслуживания, обеспечение согласования между интересами человека, образовательных учреждений, домохозяйств, предприятий, органов трудоустройства и органов местной власти.

Примечания:

1. Уровень жизни и социальная реальность: мониторинг перемен: монография / А.А. Шабунова, М.В. Морев, А.И. Россошанский, Г.В. Белехова. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 122 с.

2. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики и методы оценки: монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 592 с

3. Moskowitz M. Standard of Living. The Measure of the Middle Class in Modern America. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004. 320 pp.

4. Shammas C. Standard of Living, Consumption, and Political Economy Over the Past 500 Years. Handbook of the History of Consumption. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 210-225.

5. Римашевская Н.М. Региональные особенности уровня и качества жизни: монография. ИСЭПН РАН. М.: М-Студио, 2012. 392 с.

6. Каримов А. Современные социально-экономические аспекты уровня жизни народов Башкортостана // Ватандаш (Соотечественник). 2011. № 1. С. 4. URL: http://vatandash.ru/archive.php?num=172

7. Майский указ президента РФ В.В. Путина 2018 г. URL: http://tass.ru/politika/5182019

8. Росстат Республики Адыгея. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsd stat/ru/statistics/adgStat

9. Государственная служба занятости населения Республики Адыгея // Информационный бюллетень за январь-декабрь 2017. 22 с. URL: http://zanad.m/Czn/Page/?menuItemId=ac13c480-203e-47f9-bcf2-3ab8dd46a63b

10. Туова Т.Г., Туова Б.Р. Географо-экономические особенности динамики и структуры безработицы в Республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Естественно-математические и технические науки. 2012. Вып. 1 (98). С. 163-172. URL: http://vestnik.adygnet.ru

11. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2008. 1472 с.

12. Кочуров Б.И. Оценка комфортности проживания населения в России // География в школе. 2006. № 6. С. 25.

13. О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея»: закон Республики Адыгея от 01.12.2017 № 99 // СПС КонсультантПлюс. М., 2018.

References:

1. Living standards and social reality: monitoring of changes: monograph / A.A. Shabunova, M.V. Morev, A.I. Rossoshansky, G.V. Belekhova. Vologda: ISERT RAS, 2015. 122 pp.

2. Zherebin V.M. Romanov A.N. Living standards of the population: main categories, characteristics and methods of estimation: monograph. M.: SRC INFRA-M, 2015. 592 pp.

3. Moskowitz M. Standard of Living. The Measure of the Middle Class in Modern America. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004. 320 pp.

4. Shammas C. Standard of Living, Consumption, and Political Economy Over the Past 500 Years. Handbook of the History of Consumption. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 210-225.

5. Rimashevskaya N.M. Regional peculiarities of standard and quality of living: monograph. ISEPN RAS. M.: M-Studio, 2012. 392 pp.

6. Karimov A. Contemporary social and economic aspects of living standards of the people of Bashkortostan // Vatandash (Compatriot). 2011. No. 1 P. 4. URL: http://vatandash.ru/archive.php?num=172

7. May decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin 2018. URL: http://tass.ru/politika/5182019

8. Rosstat of the Republic of Adyghea. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsd stat/en/statistics/adgStat

9. State service of employment of the population of the Republic of Adyghea // The Newsletter for January-December 2017. 22 pp. URL: http://zanad.ru/Czn/Page/?menuItemId=ac13c480-203e-47f9-bcf2-3ab8dd46a63b

10. Tuova T.G., Tuova B.R. Geographic and economic features of the dynamics and structure of unemployment in the Adyghea Republic // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Natural-Mathematical and Technical Sciences. 2012. Iss. 1 (98). P. 163172. URL: http://vestnik.adygnet.ru

11. The Big Economic Dictionary / ed. by A.N. Azrili-yan. 7th ed., enlarged. M.: Institute for New Economics, 2008. 1472 pp.

12. Kochurov B.I. Assessment of comfort of living of the population in Russia // Geography at School. 2006. No. 6. P. 25.

13. On Amendments to the Law of the Republic of Adyghea On State Support of Youth in the Republic of Adyghea: Law of the Republic of Adyghea from 01.12.2017 No. 99 // SPS ConsultantPlus. M., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.