11. Разное
11.1. СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ОВЦЕВОДСТВЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ
Дьяченко И.Л., к.б.н., доцент Филиала РГУ в г.Дедовск Контакты автора: d742d@ yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена социально-экономическим преобразованиям в овцеводстве. Исследуются объемы производства продукции овцеводства в различных формах хозяйствования. Оценивается актуальность крупнотоварного овцеводства. Ключевые слова: многоукладная экономика,
структурные преобразования в овцеводстве, формы хозяйствования
SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF STRUCTURAL TRANSFORMATIONS IN SHEEP BREEDING AND THEIR INFLUENCE ON ITS DEVELOPMENT
Djachenko I.L., Cand.Biol.Sci., the senior lecturer of Branch RGU in Dedovsk
Annotation: Article is devoted social and economic transformations to sheep breeding. Volumes of output of production of sheep breeding in various forms of managing are investigated. The urgency крупнотоварного sheep breeding is estimated.
Keywords: multistructure economy, structural
transformations, managing forms
Развитие овцеводства необходимо рассматривать с учетом процессов, происходящих в реформировании народного хозяйства.
На эффективность производства продукции овцеводства значительное влияние оказали организационно-экономические преобразования, связанные с формированием многоукладной экономики, начатые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.1991г.1, которые связаны с процессом разгосударствления сельскохозяйственных предприятий, сменой форм собственности, и приватизацией земли.
Смена форм собственности привела к освобождению государственных органов от многих административных функций хозяйствования. Произошел переход от планового управления в сфере производства, распределения и обмена к договорным рыночным отношениям с сохранением за государством некоторых
1 Указ президента РФ «О неотложный мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». //Российская газета.1991,29 декабря.
функций экономического регулирования между отраслями и управлением федеральной и муниципальной собственностью.
Уход государства от регулирования экономических отношений через смену форм собственности и хозяйствования не привел к улучшению экономики сельского хозяйства и овцеводства. Достижение роста производства и повышение его эффективности без достаточных инвестиций не оправдались.
Впервые годы реформы (1992-1995 гг.) поголовье овец сократилось с 50,2 млн голов до 20 млн голов или в 2,1 раза, посевная площадь сократилась с 117,7 до 102,5 млн га или на 13%.
При открытости рынка продовольствия в условиях, когда государство фактически отказалось от защиты товаропроизводителей, при сокращении капитальных вложений в АПК, скачек диспаритета цен, монополизм перерабатывающих и агросервисных предприятий, привели к системному кризису аграрного сектора экономики. Реализации идеи разрушения крупнотоварного производства и массовое создание крестьянских (фермерских) хозяйств, неадекватность экономического курса его действительным условиям бизнеса явились одной из основных причин экономического кризиса аграрного сектора страны, ухудшения использования земельных ресурсов.
Социально-экономические преобразования при проведении аграрной реформы призваны усилить интересы работников к высокопроизводительному труду, и могли быть средством повышения эффективности производства и рациональном использовании земли. Вместе с тем, формирование многоукладной экономики, основанной на разрушении крупнотоварного производства не способствовали росту эффективности овцеводства.
Анализ развития овцеводства показывает, что в общей структуре поголовье овец и коз за 1990-2010 гг. сократилось с 72,3 до 19,8%. За эти годы доля поголовья в крестьянских (фермерских) хозяйствах возросла на 28,8%, хозяйств населения с 27,7 до 51,4%. (Таблица 1).
Таблица 1
Структура поголовья овец и коз по категориям хозяйств (%)
Показатели 1990 г. 1995г. 2000г. 2005 г. 2010г.
Сельскохозяйственные предприятия 72,3 48,2 30,6 23,0 19,8
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприятия 3,9 5,9 24,5 28,8
Хозяйства населения 27,7 47,9 63,5 52,5 51,4
Произошли коренные изменения в структуре производства скота и птицы на убой и шерсти. В 1990г. доля производства мяса к общему объему в сельскохозяйственных предприятиях составила 75,2%; в 2010 г., она сократилась до 58%, шерсти соответственно с
75.5 до 20%. За эти годы удельный вес в хозяйствах населения возрос соответственно с 24,8 до 38,7% и
24.5 до 53,7%, в крестьянских (фермерских) хозяйст-
Дьяченко им. СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОВЦЕВОДСТВЕ
вах за 1995-2010 годы доля производства мяса увеличилась с 1,5 до 3,3%, шерсти с 4,5 до 26,3% . (Таблица 2).
Таблица 2
Структура производства мяса и шерсти по категориям хозяйств (%)
Показатели 1990г. 1995г. 2000г. 2005 г. 2010г.
Сельскохозяйственные предприятия
Скот и птица на убой 75,2 49,9 40,3 46,2 58,0
Шерсть 75,5 52,6 37,5 29,9 20,0
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприятия
Скот и птица на убой 1,5 1,9 2,4 3,3
Шерсть 4,5 5,4 20,4 26,3
Хозяйства населения
Скот и птица на убой 24,8 48,6 57,9 51,4 38,7
Шерсть 24,5 42,9 57,1 55,1 51,7
Сфера деятельности государственных и казенных хозяйств включает в себя производство сельскохозяйственной, в т.ч. овцеводческой продукции, прежде всего для государственных нужд, проведение государственной политики в области селекции и ведение племенного овцеводства, внедрение передовых технологий, проведение опытно-экспериментальных работ и научных исследований, подготовку кадров, осуществление карантинно-ветеринарных и других работ, имеющих большое значение для страны и регионов.
В ходе социально-экономических преобразований при формировании многоукладной экономики, реорганизации колхозов и совхозов роль и место государственного сектора в сельском хозяйстве оказалось неопределенным. Отсутствие четко сформулированной политики в отношении государственных сельскохозяйственных предприятий, правовая нестабильность и серьезные недостатки в законодательстве в отношении регулирования взаимоотношений органов исполнительной власти и предприятий государственного сектора, принципов их функционирования и сегодня создают неблагоприятные условия для их деятельности. С этим связан высокий уровень спада производства продукции овцеводства.
Исходя из задач модернизации производства наиболее важными функциями государства, на наш взгляд, при производстве продукции овцеводства для этой группы предприятий следует считать:
- осуществление государственной политики в области инвестиций с высокотехнологичным и наукоемким производством продукции на базе опытнопроизводственных, учебно-опытных хозяйств;
- стимулирование развития племенной работы по формированию стада животных с высокой продуктивностью ;
- формирование новых типов кормления, адекватных задачам рационального использования генетического потенциала;
- совершенствование комплексных систем по обеспечению ветеринарного контроля животных, получения продукции высокого санитарного качества и охране населения от болезней для человека и животных;
- работа по подготовке кадров высшей и средней квалификации, а также рабочих массовых профессий.
Кризис сельскохозяйственного производства в России всех форм собственности и хозяйствования, как показывает анализ, объясняется, прежде всего, негативным воздействием экономической среды (диспаритет цен, нерациональная налоговая и финансовокредитная политика, неразвитость рыночной инфраструктуры и др.), а также уходом государства от экономически обоснованного регулирования и управления процессами производства, переработки и реализации продукции. Социально-экономические структурные преобразования в овцеводстве за годы аграрной реформы способствовали созданию смешанной экономики.
Обоснованным представляется вывод А.Г. Зельдера, утверждающего что «сложившееся кризисное состояние в отрасли, приведшее к производственной неустойчивости в сельском хозяйстве - это результат целого ряда факторов, в том числе скоротечной трансформацией форм хозяйствования и форм собственности.» 2
Таким образом, насаждение новых форм хозяйствования административными мерами не дало положительных результатов. В сельском хозяйстве произошел резкий спад производства. Сегодня этот процесс несколько стабилизировался. В целом наиболее эффективными являются крупнотоварные сельскохозяйственные организации, обладающие достаточно высоким уровнем материально-технических ресурсов, опытными кадрами руководителей и специалистов.
В овцеводстве, как и в целом в сельском хозяйстве необоснованным является противопоставление различных форм хозяйствования, преувеличение роли мелкотоварного производства, стремление разрушить крупнотоварное производство. Отечественная и зарубежная практика свидетельствует о том, что эффективность производства зависит не столько от форм собственности, сколько от экономических отношений, систем финансирования, материально-технического обеспечения и управления, от использования работниками производственной продукции.
Крупное производство обладает несомненными преимуществами перед мелкими. Такие хозяйства лучше используют мощную высокопроизводительную технику, новые технологии. Располагая производственными ресурсами, в этих хозяйствах меньше затраты труда и средств на единицу продукции. Вместе с тем, в силу территориальных особенностей в овцеводстве целесообразно развитие мелкотоварного производства, которое должно занимать определенную нишу среди отраслей животноводства.
Список литературы:
1.Указ президента РФ «О неотложный мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».//Российская газета. 1991, 29 декабря.
2 Зельдер А.Г. Устойчивое развитие аграрного сектора и приоритеты /Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности .-2006.-№6.-С17-20.
2. Зельдер А. Г. Устойчивое развитие аграрного сектора и приоритеты /Экономика сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности.-2006.-№6.-С.17-20.
References:
1. The decree of the president of the Russian Federation «About urgent measures on land reform realization in RSFSR».//Russian paper. 1991, 29 December.
2. Zelder A.G. Sustainable development of agrarian sector and priorities / economy agricultural and overworking promyshlennosti. - 2006. № 6. - S. 17-20.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Дьяченко И.Л. «Социально-экономические аспекты структурных преобразований в овцеводстве».
Статья Дьяченко И.Л. затрагивает вопросы социально - экономических преобразований в овцеводстве, связанных с процессом разгосударствления сельскохозяйственных предприятий, сменой форм собственности, и приватизацией земли. Автором статьи показано, что кризис сельскохозяйственного производства в России всех форм собственности и хозяйствования объясняется, прежде всего, негативным воздействием экономической среды (диспаритет цен, нерациональная налоговая и финансово - кредитная политика, неразвитость рыночной инфраструктуры и др.), а также уходом государства от экономически обоснованного регулирования и управления процессами производства, переработки и реализации продукции.
Автором изложены наиболее важные функции государства при производстве овцеводческой продукции, которые, по мнению автора могут обеспечить модернизацию производства и решение социально - экономических проблем в овцеводстве.
Статья посвящена актуальным вопросам модернизации овцеводческого производства, носит конструктивный характер и может быть рекомендована к публикации в открытой печати.
Филиал РГСУ в г.Дедовске, доцент,
к.э.н. Т. А. Михайлова