Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия'

Социально-экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1157
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ECONOMIC EFFECT / РЫНОК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / MARKET OF THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ТЕМАТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / THEMATIC CLUSTERS / КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ / CREATIVE CLUSTERS / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Герцберг Лора Яковлевна

В статье рассматриваются проблемы сохранения историко-культурного наследия, отмечается, что в условиях дефицита бюджетного финансирования необходимо большее привлечение частных инвестиций, в том числе за счет развития рынка ценной недвижимости. Приводятся мероприятия, которые необходимо осуществить для развития цивилизованного рынка ценной недвижимости и сохранения наследия. Рассматриваются составляющие социального и экономического эффекта от сохранения наследия: повышение качества городской среды, культурное и духовное воспитание жителей, повышение образованности, формирование патриотизма, увеличение налогооблагаемой базы, доходы от продажи и сдачи объектов в аренду, развитие туризма и смежных с ним отраслей и др. Приводятся примеры формирования тематических кластеров как формы государственно-частного и муниципально-частного партнерства по сохранению наследия (Коломна, Казань, Москва). В заключении содержатся выводы, характеризующие шаги, которые должны быть предприняты на государственном уровне с целью сохранения историко-культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Герцберг Лора Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic aspects of preservation of the historical and cultural heritage

The article deals with the issues of preservation of the historical and cultural heritage, it notes that under the conditions of the budgetary funding deficit it is necessary to attract more private investments, develop the market of valuable real estate. It proposes urgent measures necessary for development of the civilized market of valuable real estate and preservation of the heritage. It considers components of the social and economic effect of the heritage preservation: increasing taxable base, sale and leasing of the objects, development of tourism and related industries, etc. There are given example s of the formation of thematic clusters as a form of the state-private and municipal-private partnership in preservation of the heritage (Kolomna, Kazan, Moscow). In the conclusion there are proposed steps that should be taken at the state level for the purpose of preserving the historical and cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия»

Герцберг Л.Я.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Историко-культурное наследие отражает идентичность тер-р итории, его сохранение и реставрация повышают качество городской среды, оказывает влияние на самосознание жителей в части духовного воспитания, образованности, формирования патриотизма. Несмотря на исключительную социальную значимость сохранения наследия, государство не уделяет должного внимания решению этой проблемы, не выделяет необходимых финансовых средств. Для привлечения частных инвестиций к решению проблемы необходимы аргументы экономической эффективности сохранения наследия.

С экономической точки зрения объекты историко-культурного наследия — это ценные объекты недвижимости, использование которых связано с определенными ограничениями. Они имеют различную стоимость за исключением особо ценных объектов, не поддающихся стоимостной оценке.

Рыночная стоимость объектов наследия зависит не только от их художественной и историко-культурной ценности, но и от физического состояния, возможностей коммерческого использования, ограничений в использовании

По данным РАН, состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное, 70% из них нуждается в срочных мерах по спасению. В соответствии с данными Научного и проектного института реконструкции исторических городов, разработки и внедрения прогрессивных строительных систем (ИНРЕКОН), если не принять срочные меры, то в ближайшие 10-15 лет погибнет большая часть ценной исторической среды, большая часть усадебных комплексов превратится в руины. Ежегодные утраты составляют 150-200 памятников [1].

Согласно Федеральной целевой программе «Культура России» (раздел III «Культурное наследие России»)1, наибольший удельный вес (65-70%) в мероприятиях, обеспечивающих сохранение наследия, приходится на реставрационные работы. Средняя стоимость реставрации квадратного метра по разным источникам составляет 3,5-4,5 тыс. руб. По данным опроса государственных ор-

1 Федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)» (утв. постановле-

нием Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186). — Режим доступа^Ир:/Дсрки!Шга.ги/

ганов охраны объектов культурного наследия 52-х субъектов РФ, общая площадь зданий и сооружений, отнесенных к объектам Федерального культурного наследия, требующих реставрации, составляет 9 млн. кв. м. Таким образом, только по этим регионам можно говорить о потребности финансирования реставрационных работ в сумме порядка 300 млрд. руб. [2]. Общий объем инвестиций, необходимых в настоящее время для восстановления памятников, оценивается в среднем на уровне 1000 долл. США за 1кв. м, т.е. в целом по России, на территории которой расположены около 180000 памятников общей площадью около 300 млн. кв. м, требуется около 300 млрд. долл. США [3]. Это больше, чем бюджет России 2016 года, который составляет около 16 трлн. руб. (213 млрд. долл. США), в том числе на культуру выделено 0,6%, т.е. 1,2 млрд. руб.

На подпрограмму «Сохранение, использование, популяризация историко-культурного наследия» — около 1,8 млрд. руб. (23-24 млн. долл. США). Примерно такая же сумма в долларовом исчислении ежегодно выделялась в предыдущие годы. Так, за период с 2001 г. по 2005 г. в целом из государственного бюджета было потрачено 4,4 млрд. руб. (110 млн. долл. США, в среднем в год 22 млн. долл. США)2.

Кроме этого финансирование осуществляется из региональных, местных бюджетов, привлекаются средства инвесторов, частные пожертвования. Однако в сумме они покрывают незначительную часть необходимых затрат. Даже в таком городе, как С-Петербург, финансиро-

2 Там же.

вание по всем источникам составляет 4% от требуемого3.

Недостаток бюджетных средств для сохранения наследия — проблема не только России, но и европейских стран. Ее решению способствует развитие рынка ценной недвижимости, который может формироваться за счет приватизации объектов историко-культурного наследия, продажи их в частную собственность, продажи права долгосрочной аренды этих объектов. Передача 1 млн. м2 зданий-памятников в частную собственность при условии выполнения новыми собственниками охранных обязательств, стимулирует проведение реставрационных работ на этих объектах объемом примерно 2,5-3 млрд. руб., активизацию реставрационной отрасли, увеличение производства строительных материалов, создание дополнительно не менее 50 тыс. рабочих мест. При этом общий объем налоговых отчислений в бюджет по различным основаниям может составить от 500 до 1000 млн. руб. [2].

В Европейских городах количество объектов историко-культурного наследия, находящихся в частной собственности, составляет около 50%, в России — не более 15-20%. Этот факт свидетельствует, о недостаточности участия частного бизнеса в решении проблемы сохранения наследия, что в определенной мере обусловлено тем, что государство не может в полной мере обеспечить его сохранность при продаже в частную собственность.

3 Петербургская стратегия сохранения культурного наследия (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681). — Режим доступа: gov.spb.ru/.../peterbur-gskaya-strategiya-sohraneшya-kulШrnogo-naslediya.

Для развития цивилизованного рынка ценной недвижимости в России необходимо предварительно провести следующие мероприятия:

• сформировать информационный банк объектов историко-культурного наследия, проведя их регистрацию на базе государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей необходимость включения объектов в реестр и определяющей ограничения в их использовании;

• установить границы земельных участков ценного наследия, осуществить их кадастровую съемку и включить в земельный кадастр;

• разработать градостроительную стратегию сохранения историко-культурного наследия, составной частью которой является определение ограничений и обремене-ний в использовании территорий, связанных с сохранением ценного наследия;

• сформировать перечень рыночных объектов ценной недвижимости;

• создать механизм привлечения средств частных инвесторов, внебюджетных фондов на реконструкцию и сохранение объектов историко-культурного наследия;

• усовершенствовать систему управления наследием с целью правомочного обеспечения жесткого контроля за соблюдением требований охраны наследия. В этом отношении интересен опыт Франции, где контроль осуществляется на основе мониторинга проданных памятников независимыми специалистами (профессиональной элитой ABF), разработана законодательная база со шкалой ответственности за нарушения, используется про-

грессивная система штрафов и наказаний вплоть до отчуждения собственности. Наряду с этим применяется система государственных льгот.

Все рыночные операции должны осуществляться на основе составления охранных договоров купли-продажи, аренды с инвестором.

Следует законодательно закрепить необходимость разработки градостроительной стратегии сохранения наследия в документах территориального планирования. Однако в Градостроительном кодексе особенности градостроительной деятельности на территориях с исторической застройкой культурного наследия не нашли должного отражения. Задачей стратегии является согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий, определение возможных направлений использования наследия как ценного социально-культурного и экономического ресурса.

С целью развития рынка ценной недвижимости государство должно стимулировать привлечение частных инвестиций при обеспечении гарантии и контроля за сохранением объектов. Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности следующих стимулов:

• налоговые льготы вплоть до замораживания налогов,

• снижение продажной цены, в том числе до символических показателей при продаже руинирован-ных объектов,

• снижение цен на покупку права долгосрочной аренды,

• предоставление льготных ссуд, кредитов на покупку, грантов. Размер и характер стимулов зависит от объема и стоимости мероприя-

тий по сохранению объектов историко-культурного наследия, ожидаемой коммерческой выгоды от их использования. Например, объекты, которые долго не могли быть отреставрированы в Москве, выставляются на конкурс по стартовой цене 1 руб. за 1 кв. м аренды, что позволило увеличить приток частных инвестиций. Гарантиями сохранения наследия являются заключаемые охранные договора, содержащие ограничения и требования к использованию объектов наследия, и государственный контроль за их соблюдением.

Объем средств, необходимых для сохранения наследия, характеризует масштаб проблемы, однако не менее значимым ее аспектом является эффективное использование наследия как важнейшего ресурса развития экономики.

Социально-экономический эффект от сохранения историко-культурного наследия связан, в том числе, со стимулированием туризма, который влечет за собой развитие гостиничного бизнеса, пищевой промышленности, здравоохранения, производства сувенирной продукции, дорожно-транспортной инфраструктуры, повышение уровня благоустройства поселений.

В настоящее время туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса, на его долю приходится до 7% мирового капитала, а в крупных европейских столицах(Париж, Лондон) доходы этой отрасли составляют 50% и более. В России доходы от туризма не превышают 3-4% совокупных доходов городов [4].

Важность и масштабность проблемы сохранения историко-культурного наследия требуют системного подхода к ее решению, который предполагает:

• координацию усилий всех организаций, прямо или косвенно связанных с решением проблемы (органы охраны памятников; структуры, занимающиеся вопросами градостроительства и архитектуры, экономического развития, экологии, имущественного комплекса; юридические службы и т.д.), а также разных слоев населения;

• комплексное финансирование мероприятий по охране наследия путём координации поступлений из бюджетов всех уровней власти и частных инвестиций;

• активное развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Партнерство государственных и

муниципальных органов власти с частным бизнесом является эффективной формой привлечения частных инвестиций для решения проблемы сохранения наследия.

В качестве партнеров государства могут выступать физические лица; юридические лица всех форм собственности, как отечественные, так и зарубежные. Например, мероприятия по сохранению уникального исторического архитектурного комплекса Музея-усадьбы Гончаровых «Полотняный завод» осуществляются на основе соглашения между Калужской областью в лице Министерства экономического развития области и закрытым акционерным обществом Инвестиционная компания «Аль-пинэкс» (Австрия) (2012 г.). Планируется использовать этот памятник в качестве литературного отеля, создать на территории усадебного комплекса туристический центр для организации культурных мероприятий, отдыха, развлечений и иной деятельности [5].

В рамках партнерства применяются разные способы инвестирования, наиболее распространенный — концессионное соглашение. Суть его состоит в том, что частный инвестор (концессионер) за свой счет осуществляет мероприятия, необходимые для сохранения наследия, далее он эксплуатирует объект в течение определенного срока, покрывая затраты и получая прибыль, но собственником остается государство4. Такая схема использована для сохранения «Полотняного завода».

Финансирование мероприятий по сохранению ценного наследия в рамках государственно-частного партнерства может осуществляться через участие в особой экономической зоне. Например, в рамках формирования региональной экономической зоны туристско-рекреационного типа «За-донщина» в Липецкой области проводятся реставрационные работы по восстановлению первоначального исторического облика поместья декабриста Н.Н. Муравьева-Карского, строительство объектов на месте разрушенных строений, входивших в состав усадьбы [5].

С целью законодательного обеспечения государственно-частного партнерства Правительство Московской области приняло в 2013 г. Постановление «Об утверждении порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области», которое определило условия привлечения средств

4 Федеральный закон № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2010.

частных инвесторов и механизм распределения финансовой нагрузки между государством и частным партнером.

В рамках государственно-частного партнерства органы власти зачастую выполняют чисто организационные функции, инициируя проведение мероприятий. Например, в г. Выкса Нижегородской области сохранение усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых, который объединяет памятники архитектуры, истории, культуры, связанные со становлением Выксы как одного из центров металлургической промышленности России, осуществлялось за счет средств Объединенной металлургической компания (ОМК), в состав которой входит ОАО «Выксун-ский металлургический завод», имеющий заводской музей на территории комплекса [5].

Своеобразной формой государственно-частного партнерства является сотрудничество государства с религиозными организациями для сохранения культовых учреждений. Например, по инициативе Правительства Тульской области за счет благотворительных средств сформирована экспозиция музея Матроны Московской, построено основное здание дома-музея, проведены ландшафтные работы.

Инновационным механизмом сохранения наследия являются творческие кластеры — пространственная концентрация компаний, занятых производством и эксплуатацией интеллектуальной собственности в области архитектуры, изобразительного искусства, дизайна, музыки, моды, антиквариата, кино- и видеопроизводства, рекламы и др.

За последнее время в Европейских странах зарегистрированы и

действуют более 200 творческих кластеров, и количество их постоянно увеличивается. Творческие кластеры являются важным инструментом ре-витализации не только городов, но и целых регионов. В качестве примера можно привести Рурскую область в Германии, которая после прекращения деятельности шахт и военных предприятий превратилась в депрессивную зону с постоянно убывающим населением. Государство вложило более 500 млн. евро в создание современной инфраструктуры, перепланировку комплекса шахтных построек. В результате был сформирован крупнейший в Европе культурно-образовательный кластер, на территории которого ежегодно происходит несколько тысяч культурных мероприятий. Это привело к тому, что население начало возвращаться [6].

Другой пример: промышленные города Великобритании — Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд. По инициативе правительства исторические промышленные кварталы были превращены в творческие кластеры, производящие интеллектуальный продукт: компьютерные, мультимедийные технологии, дизайн [7]. Зарубежный опыт сохранения наследия в депрессивных городах свидетельствует, о том, что в России сейчас самое время на государственном и муниципальном уровнях создавать условия для активизации такой деятельности.

В настоящее время в России существует небольшое количество творческих кластеров, преимущественно в Москве и С-Петербурге. Все они являются результатом частной инициативы, не поддерживаются государственными и муниципальными органами власти, поэтому их создание не имеет такого масштабного характера, как, за рубежом. Как пра-

вило, они позволяют сохранить отдельные промышленные объекты, повысить качество среды на прилегающих к ним территориях.

Первые творческие кластеры возникли в Москве в 2005 г. — Центр творческих индустрий «Фабрика» на Бауманской, Центр дизайна ARTPLAY на Сыромятнической набережной (предоставляет площадки архитектурным и дизайнерским компаниям, а также для проведения выставок). В 2007 г. открылся кластер «Винзавод» — центр современного искусства, который объединил множество галерей, в 2009 г. — творческий кластер дизайн-завод «Флакон» (ст. метро Дмитровская) на базе переоборудования бывшего Хрустального завода имени Калинина. На его территории находятся офисные и ивент-площади в стиле лофт. Арендаторы — рекламные, ивент-агентства, студии дизайна, видео производства и др. [8].

Известны и другие творческие кластеры: в Москве — Арт-Стрелка, в Санкт-Петербурге — «Этажи».

Кроме того, в России существует положительный опыт сохранения исторического наследия путем формирования тематических кластеров с использованием бренда наследия. Примером может служить масштабный коммерческий брендовый проект, который реализуется в подмосковном городе Коломна (2008-2020 годы). Его цель — сохранение исторической среды и повышение качества жизни в исторических кварталах. Экономическую основу проекта создают 20 брендовых бизнес-цепочек, таких как «Коломенский кремль», «Коломенская пастила», «Коломенский калач», «Коломенские травные чаи», «Деньга коломенская», «Коломенский горшок», «Лажечников», «Пильняк», «Коломенская репа», «Коломенская верста», музей-рези-

денция «Арт-коммуналка» и др. 8 из них уже реализованы и функционируют. Проект интегрирует ресурсы около 200 малых и средних предприятий [5].

Идея создания тематических кластеров разной направленности в зависимости от исторической функции кварталов на основе комплексного подхода к сохранению и развитию территории исторической застройки заложена в проекте государственно-частного партнерства между мэрией Казани и инвестиционной группой компании АВС.

Тематические кластеры поддерживаются региональными и муниципальными властями в рамках государственно-частного партнерства в культуре. Очевидно, что такой же поддержки заслуживают стихийно возникающие творческие кластеры.

Основоположник кластерной теории Портер М. считал, что государственные власти должны поддерживать существующие и возникающие кластеры, но не пытаться их создавать. Однако успех Германии и Англии в области ревитализации территорий на основе создания творческих кластеров опровергает эту точку зрения. На сегодняшний день в каждом графстве Великобритании существуют локальные муниципальные программы поддержки творческих индустрий. В Лондоне, например, есть специальный орган в мэрии, агенство «The London Development Agency», которое занимается изучением творческого потенциала территорий [9].

В Северо-Западном регионе Англии политику развития творческих индустрий осуществляет специальное правительственное Северо-Западное агентство развития (North West Development Agency). Оно работает в тесном сотрудничестве с неза-

висимыми некоммерческими организациями, которые ведут конкретную работу с творческими кластерами на местах.

Россия богата памятниками истории и культуры, имеет огромный творческий и интеллектуальный кадровый потенциал — ресурсы, необходимые для развития творческих кластеров как средства сохранения историко-культурного наследия, повышения качества среды проживания, развития экономики, формирования культурного имиджа страны. Использование этих ресурсов должно стать задачей государственной и муниципальной политики. Для примера: более половины туристов въезжают в Рязанскую область с целями знакомства с культурно-познавательным потенциалом региона. В регионе располагается 47 музеев, более 800 памятников архитектуры, среди которых интерес для туристов представляют усадебные, монастырские и церковные комплексы, памятники археологии и другие. [10. С. 43-44].

Резюмируя выше изложенное, следует отметить, что историко-культурное наследие — важный, недооцененный в России ресурс социально-экономического развития поселений. Сложность и масштабность проблемы сохранения историко-культурного наследия, сопряженной с огромными финансовыми затратами, требует для своего решения системного подхода, составной частью которого является стимулирование рынка ценной недвижимости и обеспечение жесткого контроля за соблюдением требований охраны памятников, переданных в частную собственность или аренду.

Системный подход предполагает совершенствование научно-информационного, правового обеспечения развития рынка, разработку финан-

сово-экономических механизмов привлечения частных инвестиций, развитие государственно-частного и муни-ципально-частного партнерства как перспективных форм сотрудничества в области сохранения ценного историко-культурного наследия, государственную поддержку возникающих на

основе частной инициативы творческих кластеров как важнейшего механизма сохранения памятников и регенерации исторических промышленных территорий, более активное развитие тематических кластеров на основе использования бренда историко-культурного наследия.

Литература

1. Сохранение культурного наследия в Российской Федерации // IT- проект. 2007. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tvoystart.ru/upload/iblock/.../ 48b8cdd78300d00c29a1ecd94d9dc1fe.doc.

2. Работкевич А.В. Некоторые вопросы сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2005. — № 1(22). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http ://dpr.ru/j ournal/j ournal_17_6.htm.

3. Грибовский С.В., Лахин Ю.Ю. Оценка зданий-памятников // Оценочная деятельность в Российской Федерации: Федеральный справочник. — 2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://smao.ru/information/analytics/858.

4. Северьянова А. М. Экономические аспекты сохранения объектов недвижимости культурного наследия // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/ mn2013/section096.html.

5. Государственно-частное партнерство в сфере культуры: Успешные проекты регионов России. — М: Министерство культуры РФ. 2015. — 109 с.

6. Шубенцева Е.А. Образование творческих кластеров как один из методов регенерации регионально-промышленных территорий // Архитектон: известия вузов. — 2012. — № 38.

7. Манюк А. Творческие кластеры Великобритании. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/issledovania.html/moscow_clusters.html/maniuk.html.

8. Королева М. Н. Творческие кластеры Москвы // Искусство кино. — 2015. — № 2.

9. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. — 2005. — № 4(25).

10. Шилина О.А. Оценка развития туристской инфраструктуры Рязанской области // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2016. — № 2. — С. 44-50.

Bibliography

1. Sokhraneniye kul'turnogo naslediya v Rossiyskoy Federatsii [Preservation of the cultural heritage in the Russian Federation]. IT project 2007. Available at: http://tvoystart.ru/-load/iblock/.../48b8cdd78300d00c29a1ecd94d9dc1fe.doc.

2. Rabotkevich A.V. Nekotoryye voprosy sokhraneniya ob"yektov kul'turnogo naslediya narodov Rossiyskoy Federatsii [Some issues of preserving the objects of cultural heritage of the peoples of the Russian Federation]. Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoye reguliro-vaniye [Real Estate and Investments. Legal Regulation]. 2005. No 1 (22). Available at: http://dpr.ru/journal/journal_17_6.htm.

3. Gribovsky S.V., Lakhin Yu.Yu. Otsenka zdaniy-pamyatnikov [Valuation of buildingsmonuments]. Otsenochnaya deyatel'nost' v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy spravochnik

[Valuation Activity in the Russian Federation. Federal handbook] 2008. Available at: http://smao.ru/information/analytics/858.

4. Severyanova A.M. Ekonomicheskiye aspekty sokhraneniya ob"yektov nedvizhimosti kul'turnogo naslediya [Economic aspects of preserving the real estate objects of the cultural heritage]. Molodezh' i nauka: sbornik materialov IKH Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii, posvyashchennoy 385-letiyu so dnya osnovaniya g. Krasno-yarska [Youth and Science. Proceedings of the IX All-Russian scientific and technical conference dedicated to the 385th anniversary of the foundation of Krasnoyarsk]. Available at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section096.html.

5. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo v sfere kul'tury: Uspeshnyye proyekty regionov Rossii [State -Private Partnership in the Sphere of Culture: Successful Projects of Russian Regions]. Moscow. Ministerstvo kul'tury RF [RF Ministry of Culture]. 2015. 109 p.

6. Shubentseva E.A. Obrazovaniye tvorcheskikh klasterov kak odin iz metodov regeneratsii regional'no-promyshlennykh territoriy [Formation of creative clusters as one of the methods for regeneration of regional industrial territories]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Arkhitekton: Bulletin of Higher Educational Establishments]. 2012. No 38.

7. Manyuk A. Tvorcheskiye klastery Velikobritanii [Creative clusters in Great Britain]. Available at: http://www.cpolicy.ru/issledovania.html/moscow_clusters.html/maniuk.html

8. Koroleva M.N. . Tvorcheskiye klastery Moskvy [Creative clusters in Moscow]. Iskusstvo kino [The Art of Cinema]. 2015. No 2.

9. Gnedovsky M. Tvorcheskiye industrii: politicheskiy vyzov dlya Rossii [Creative industries: political challenge for Russia]. Otechestvennyye zapiski [HomelandNotes]. 2005. No 4(25).

10. Shilina O.S. Ocenka razvitija turistskoj infrastruktury Rjazanskoj oblasti [Evaluation of the development of the tourist infrastructure of the Ryazan region] Nauchnoe obozrenie. Serija 1. Jekonomika i pravo [Scientific Review. Series 1. Economics and Law]. 2016. No. 2. Р. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.