Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент развития туристско-рекреационного потенциала исторических городов'

Государственно-частное партнерство как инструмент развития туристско-рекреационного потенциала исторических городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / исторические города / историческое поселение / туризм / туристско-рекреационный потенциал / туристско-рекреационный кластер / развитие городов Российской Федерации. / public-private partnership / historical towns / historical settlement / tourism / tourist and recreational potential / tourist and recreational cluster / urban development of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копысова Анастасия Александровна, Воротников Александр МихайЛович

В настоящее время проблема сохранения национальной идентичности выступает важнейшим вопросом, требующим особого внимания в контексте социально-экономического развития России. Обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия и облика исторических поселений требует совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры. Одним из таких значительных инструментов становится государственно-частное партнерство, способное к эффективному развитию культурно-познавательного туризма, событийных мероприятий, маркетинга и брендинга территорий; оптимизации местных, региональных, межрегиональных и федеральных каналов продвижения; созданию механизмов по ремонту фасадов зданий исторически ценных градоформирующих объектов. В статье рассматривается нормативно-правовая база в данной сфере, существующие проблемы использования механизма государственно-частного партнерства, примеры российского и зарубежного опыта. Авторы исследуют возможности создания кластеров, выделяют перспективы и выгоды сотрудничества государства и частного сектора в туристско-рекреационной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE HISTORICAL TOWNS TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL

Currently, the problem of preserving national identity is the most important issue that requires special attention in the context of socio-economic development of Russia. Ensuring an integrated approach to the preservation of cultural and historical heritage and the appearance of historical settlements requires improving the organizational, economic and legal mechanisms for the development of culture. One of such significant tools is public-private partnership, capable of effective development of cultural and educational tourism, event events, marketing and branding of territories; optimization of local, regional, interregional and Federal channels of promotion; creation of mechanisms for repair of facades of buildings of historically valuable city-forming objects. The article discusses the legal framework in this area, the existing problems of using the mechanism of public-private partnership, examples of Russian and foreign experience. The authors explore the possibility of creating clusters, highlight the prospects and benefits of cooperation between the state and the private sector in the tourism and recreational industry.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития туристско-рекреационного потенциала исторических городов»

заоч. науч.-практ. конф., посвящ. юбилею заслуж. работника высшей школы Российской Федерации и Чувашской Республики Ю.П. Леванова (30 мая 2015 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. С. 111-114.

References

1. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon RF ot 28.06.2014 g. № 172-FZ (red. ot 23.06.2016 g.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc (data obrashche-niya: 17.10.2018).

2. GavrilovaM.V. Aktual'ny'e problemy' sovre-mennoj regional'noj e'konomiki [Current problems of a modern regional economy] // Sostoyanie i perspektivy' razvitiya gosudarstva i obshchestva v usloviyakh modernizatsii: dialog nauki i praktiki: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary': ChKI RUK, 2015. S. 102-105.

3. NikolaevaA.N.,RassanovaO.E. Teoreticheskie aspekty' social'no-e'konomicheskogo razvitiya regiona [Theoretical aspects of the socio-economic development of the region] // E'konomika i uprav-lenie v kontekste reindustrializatsii: teoriya i prak-

tika: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Cheboksary : ChKI RUK, 2016. S.174-179.

4. Ofitsial'ny'j portal organov vlasti Chuvashskoj Respubliki. URL: http:// http://www.cap.ru/page/ republic (data obrashcheniya: 16.10.2018).

5. Rassanova O.E., Nikolaeva A.N., Fedo-rov A.S. Sovremenny'e tendentsii social'no-e'kono-micheskogo razvitiya regiona [Current trends in the socio-economic development of a region] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 4 (30). S. 56-61.

6. Remeslova A.N., Rassanova O.E. Strate-gicheskij podkhod k upravleniyu social'no-e'kono-micheskim razvitiem munitsipal'nogo obrazovaniya [Strategic approach to managing the socio-economic development of a munitsipality] // E'konomika, pravo i upravlenie: teoriya, metodologiya i praktika: sb. materialov Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf., posvyashch. yubileyu zasluzh. rabotnika vy'sshej shkoly' Rossijskoj Federatsii i Chuvashskoj Respubliki Yu.P. Levanova (30 maya 2015 g.). Cheboksary': ChKI RUK, 2015. S. 111-114.

КЛЯЖЕВА Светлана Александровна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: klyazheva@ mail.ru.

ФАРАФОНОВА Ксения Васильевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: farafonovars4@ mail.ru.

KLYAZHEVA, SvetlanaAlexandrovna - Undergraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: klyazheva@mail.ru.

FARAFONOVA, Ksenia Vasilyevna - Undergraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: farafonovars4@ mail. ru.

УДК 338.48

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ

А.А. Копысова, А.М. Воротников

В настоящее время проблема сохранения национальной идентичности выступает важнейшим вопросом, требующим особого внимания в контексте социально-экономического развития России. Обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия и облика исторических поселений требует совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры. Одним из таких значительных инструментов становится государственно-частное партнерство, способное к эффективному развитию культурно-познавательного туризма, событийных мероприятий, маркетинга и брендинга территорий; оптимизации местных, региональных, межрегиональных и федеральных каналов продвижения; созданию механизмов по ремонту фасадов зданий исторически ценных градоформирующих объектов. В статье рассматривается нормативно-правовая база в данной сфере, существующие проблемы использования механизма государственно-частного партнерства, примеры российского и

зарубежного опыта. Авторы исследуют возможности создания кластеров, выделяют перспективы и выгоды сотрудничества государства и частного сектора в туристско-рекреационной индустрии.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; исторические города; историческое поселение; туризм; туристско-рекреационный потенциал; туристско-рекреационный кластер; развитие городов Российской Федерации.

A.A. Kopysova, A.M. Vorotnikov. PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE HISTORICAL TOWNS TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL

Currently, the problem of preserving national identity is the most important issue that requires special attention in the context of socio-economic development of Russia. Ensuring an integrated approach to the preservation of cultural and historical heritage and the appearance of historical settlements requires improving the organizational, economic and legal mechanisms for the development of culture. One of such significant tools is public-private partnership, capable of effective development of cultural and educational tourism, event events, marketing and branding of territories; optimization of local, regional, interregional and Federal channels of promotion; creation of mechanisms for repair of facades of buildings of historically valuable city-forming objects. The article discusses the legal framework in this area, the existing problems of using the mechanism of public-private partnership, examples of Russian and foreign experience. The authors explore the possibility of creating clusters, highlight the prospects and benefits of cooperation between the state and the private sector in the tourism and recreational industry.

Keywords: public-private partnership; historical towns; historical settlement; tourism; tourist and recreational potential; tourist and recreational cluster; urban development of the Russian Federation.

Международная хартия по охране исторических городов ИКОМОС (Вашингтон, 1987 г) [1] определила принципы, способы и методы деятельности, присущие делу охраны исторических городов. Согласно Хартии меры, необходимые для защиты, консервации и реставрации исторических городов, должны способствовать их непрерывному развитию и гармоничной адаптации к современной жизни.

В современном мире дискуссии между сторонниками деятельности в сфере культуры, ориентированной на получение прибыли (частной) и деятельности при поддержке правительства (государственной) по-прежнему остры. Государственное вмешательство остается распространенным явлением в области культуры, так как коллективный аспект наследия подразумевает коллективную ответственность, поддерживающуюся представителями сообщества. По мнению экономистов, рыночная система более эффективна с точки зрения распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции. Однако в области культуры и мероприятий по сохранению наследия такие условия существуют редко [11].

В этом актуальном направлении новым механизмом развития территорий исторических поселений становится государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). ГЧП является одним из механизмов, который позволяет исправлять нарушения, обусловленные механизмами свободного рынка. Эффективность в распределении ресурсов и капитала или равный доступ к основным ресурсам являются важными аспек-

тами. Для обеспечения равного общего доступа к культурным ценностям государственные органы должны принимать активное участие в управлении культурным историческим наследием. Градоначальники могут выступать в различных качествах: как собственники и «смотрители» наследия, в качестве менеджеров, отвечающих за проведение культурных мероприятий, как сборщики местных налогов, в качестве источника государственных субсидий или налоговых льгот, а также как инициаторы и лица, ответственные за реализацию правовых норм. Участие федеральных, региональных или муниципальных органов власти в области управления историческим наследием определяется соответствующими расходами местных бюджетов (местного потребления и инвестиций) или, наоборот, освобождением от уплаты налогов.

В последние годы наблюдается тенденция уменьшения роли государства в ряде отраслей, что создает потенциал для развития частной инициативы. Однако реализация инфраструктурных проектов невозможна при полном отсутствии поддержки и контроля государства. Поэтому осуществление радикальной экономической реформы в нашей стране ставит вопрос о необходимости создания кластеров с использованием механизма государственно-частного партнерства.

В последнее время прилагалось немало усилий для создания нормативной правовой базы в рамках реализации инвестиционной модели развития. Приняты важнейшие законы о стратегическом планировании, муниципально-

частном партнерстве (далее - МЧП) и ГЧП. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [4] сохранение исторических поселений рассматривается как комплексная практическая деятельность, которая, опираясь на законодательные положения, местную политику и профессиональную практику, осуществляется на локальном уровне как составная часть местного самоуправления.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6] активизация использования механизмов государственно-частного партнерства, содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению историко-культурного наследия страны определены в качестве основных направлений модернизации российской экономики. Немаловажную роль в решении этих задач играют институты развития. С целью активизации инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях уже создано или находится в процессе формирования немало новых институтов развития. Все они предлагают использование различных механизмов ГЧП.

Вступление в силу Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] предоставило дополнительные возможности по использованию механизма ГЧП для целей сохранения культурного наследия, поскольку предусматривает возможность возникновения у инвестора права частной собственности на объект соглашения. Согласно ст. 7 закона объектами соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве являются объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения.

Важнейшим направлением ревитализации исторической среды является развитие культурно-познавательного туризма. В связи с этим к нормативной базе, регулирующей деятельность ГЧП в данной области, относится законодательство в сфере туризма. Его можно подразделить на несколько уровней: федеральный (федеральные законы [3; 5]); Правила оказания услуг по реализации туристского продукта; постановление Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452; Классификация средств размещения; региональный и местный уровни.

Несмотря на фиксацию городов с ценной историко-культурной средой в разнообразных перечнях и наличие отдельных государственных программ по их возрождению, эффективный комплексный подход, который смог бы обеспечить сохранение и регулируемое развитие этих городов, в том числе повышение экономической эффективности использования территории, инвестиционной и туристической привлекательности, до сих пор отсутствует.

В рамках реализации Стратегии государственной культурной политики до 2030 г. [7] предусмотрен ежегодный мониторинг исторических поселений федерального значения. В настоящее время в большинстве исторических поселений не разработаны и не утверждены типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства [10].

За последние десятилетия в исторических центрах городов накопился ряд проблем, связанных с недостаточным бюджетным финансированием работ по сохранению объектов культурного наследия, разрушением памятников, увеличением числа ветхих и аварийных зданий, износом инженерной инфраструктуры, оттоком населения из малых и средних городов, уплотнением ткани городских центров крупных городов и разрушением сложившегося архитектурного облика.

По мнению авторов, существующие программы, в том числе по кластерному развитию, не решают задач исторических поселений в комплексе. Разрозненность реализации инвестиционных проектов без общей концепции также не позволяет выработать единый подход в брендировании и продвижении туристского продукта территории и не отвечает политике развития и сохранения исторических поселений как драйвера развития внутреннего въездного туризма.

В связи с этим необходимо выработать подходы, объединяющие все существующие механизмы сохранения объектов культурного наследия, историко-градостроительной среды, обеспечивающей туристскую инфраструктуру, а также взаимодействие различных уровней бюджета и внебюджетных источников.

Взгляд на возможность использования механизма ГЧП в ревитализации исторической среды предлагает Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года [8], утвержденная Минкультуры России в 2017 г. Она разработана в целях развития культурной политики в

отношении исторических поселений и создания территориально-организационной модели управления. Концепция определяет приоритеты государственной политики в области сохранения своеобразия населенных пунктов в процессе их развития в соответствии с рядом нормативных актов и опирается на комплексный подход.

Целью Концепции является подготовка предложений по формированию комплекса мер по сохранению и развитию исторических поселений. Под развитием исторической городской среды понимается прежде всего общественный договор и система рационального администрирования, в том числе обоснование принимаемых решений, мониторинг и оптимизация эффектов. В целом конечной целью проектов сохранения и развития исторических поселений являются широкие возможности для экономического развития, улучшения качества жизни для жителей исторических городских центров и сохранения культурного наследия, что способствует росту дохода. В то же время конкретные программы восстановления должны обязательно соответствовать особенностям каждого города. Для того чтобы быть успешными, они могут включать в себя следующие компоненты [4]:

- отнесение участков к исторически ценным и создание норм и правил, которые стимулируют обновление городов и рост местных доходов, а также способствуют смене целевого назначения архитектурного наследия путем его реконструкции;

- механизмы финансирования модернизации общественной инфраструктуры и поддержки мер по восстановлению частного жилья;

- механизмы финансирования для поддержки общего экономического развития наследия территории.

При использовании механизма ГЧП инвестором в рамках продамяных меропрюстий на конкурсной основе подготавливаются и формируются основные инвecтициннныe площ^/^-ки, в том числе включающие в себя объекты культурного наследия и историко-градостро-ительной среды, разрабатывается финансово-экономическая модель с конкретными прогнозами по реализации, что позволяет минимизировать риски по неэффективному использованию средств бюджета, которые направляются на реализацию программных мероприятий.

Существует три вида договоров государственно-частного партнерства, используемых в проектах, связанных с историческими г^иян лениями и малоиспользуемыми территориями культурного наследия: восстановление-эксплуатация-передача (ROT); строительство-восста-

новление-эксплуатация-передача (BROT); восстановление-аренда-передача (RLT). В большинстве случаев эти проекты реализуются с помощью проектной компании (SPV), которая обычно представляет собой консорциум финансовых учреждений и частных компаний, ответственных за все виды деятельности ГЧП, в том числе координацию финансирования и предоставления услуг [4].

Ключом к успеху в активизации инициатив городской ревитализации является формирование инвестиционного партнерства с частным сектором. Само собой разумеется, что соответствующие экономические стимулы, такие как освобождение от налога на имущество и пересчета коэффициента полезной площади застройки, которые способствуют эффективному перепрофилированию исторических зданий, являются необходимыми условиями для успешного ГЧП. Менее очевиден, но не менее важен, тот факт, что политика территории и конкретных проектов должна отвечать бюджетным ограничениям граждан и предприятий, функционирующим в настоящее время в исторических городских районах, в то же время популяризируя коммерческую направленность сохранения и развития.

В частности, проекты на основе частной концепции (строительство-эксплуатация-передача, строительство-эксплуатация-владение, строительство-финансирование-передача), вероятно, представляют собой наиболее удачный подход, при условии, что они могут быть изменены с учетом конкретных требований градостроительной инициативы.

За последние два десятилетия предпринимались многочисленные успешные проекты по ревитализации наследия городской исторической среды на основе государственно-частного партнерства. Среди отличных зарубежных приоеров - Ханой (Вьетнам)^ Джакарта (Индонезия); Манила (Филиппины); Сальвадор-де-Байя(Бразилия); Эдинбург (Шотландия); Гент (Бельгия); Верона (Италия); Эльмина (Гана).

| 250 1

1 200"

I 8 150 -

■О ¡5

Ь м 100 -

Е 50 -

о-

Ü 02000 2009

Рис. 1. Влияние программы привлечения капиталанастоиxостьнедвижиxости в историческом центре Кито

Хорошим кейсом, по мнению авторов, мо-

жет служить проект ревитализации города Кито (Эквадор). В историческом центре стоимость старых невоостанавливаемых построек увеличилась в досять раз в течение десятилетия в связи с мощный эффекоом программы капитальных вложений, как показано нарис. - [5].

В Кито росударственнрму институту, который занимается вопросхми сохранения и развития исторического ядра города, - Empresadel Centra Hi-torico de (Quito (ECHM) - удалось привлечь часеные ирвестиции в проекты совместного финансировения для решения самых сложных вопросов, виияющих на исторический центр города. Частные инвесторы ресра-ботали собственные проекты, опиррющиеся не крупные инвестиции в общественную инфраструктуру, общественную безопасность и сохранение культурного нреледия, оеуществ-ляемые ECHQ. Соотношение инвестиций в историпоский центр Кито демонстрируется на рис. 2 [8].

Эти данные свидетельствовали о том, что опыт Сыл успешен в облости координации действий между различными заинтересованными сторонами, а также о привлечении частного финансирования для кпммерческих составляющих проекта. Однако за явным успехом последовало резкот сокращение инвестиций (болео чем в 10 раз х — 008?! г.)) как с чатоной схо-роны, так и са стороны государства. Проблемы, вызвтвшио такой эффект, могут быеь полтзным опытом для Рнавии. Вх-первых, из-за бурного роста исторического ядри горсда за последнии

пять лет цены на собственность в центре резко возросли, отпугнув инвесторов. Во-вторых, некоторые проекты вызвали отрицательные внешние эффекты, связанные с шумом, работающими допоздна заведениями и негативно отражающиеся на жизни местных жителей и рынке жилья в целом.

Этот пример указывает на несовершенство государственных механизмов управления, основной задачей которых является нахождение баланса интересов нескольких сторон с целью обеспечения долгосротной устойчивонти прот цесса сохранения городской среды на основе ревитализации культурного наследия. Также он предполагает необходимость создания и поддержки социализированных учртждений по управлению подобными программами, требующими территориальной направленное™ и сложного набора навыков тля прооедения множества взаимосвязснных мороприятнИ, тртбу-ющих теснооо сотрудничества государотва с частным сектором.

Успешный отенественный ыпыт интерпретации материального и нематериаленоге наследия хасактеуен для городе Коломна Московской области. Сформированный в результате проекта комплексного развития оерритории творческий кластер емкостью около доухетт малых и средних компаний, в том числе на основе государ-ственно-оентного партнерства, ссгодня включает три крупных взаимосвязанных модуля: музейный кварсол, творческие иидуттрии и туристскую инфраструктуру. Ртботе с городской

Contributions 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Subtotal

Туре from Projects by type

Housing Municipal 34 97 169 16 20 44 380

Private 19 20 51 16 20 44 170

Office Municipal 6 4 5 - 19 28 62

Private 6 3 5 - 19 28 61

Commerce Municipal 13 1,195 29 - 416 28 1,681

Private 12 5 19 - 27 28 91

Parking Municipal 3 27 81 11 13 17 152

Private 3 21 9 11 13 17 74

Number of projects

Project Municipal 13 35 22 19 19 24 132

proposals

Private 10 29 20 17 17 24 117

Building Municipal 11 17 12 9 13 13 75

permits

Private 8 11 10 7 11 13 60

Surface sq. Municipal 11,445 19,679 21,615 13,384 14,779 7,871 88,773

meters

Private 2,228 4,962 8,000 5,612 8,608 7,871 37,312

Investment

Investment Municipal 735,024 848,163 938,221 1,165,866 1,110,631 - 4,797,905

US$

Private 146,328 393,042 890,151 587,200 1,404,395 1,446,770 4,867,886

Рис. 2. Инвестиции в Кито (2000-2005 гг.)

средой Коломны включает различные просветительские практики работы с местным населением. Благодаря эффективно работающим на объектах отреставрированных зданий экономическим моделям, у населения появляется интерес к наследию как хозяйственному ресурсу, что повышает его капитализацию.

В рамках развития социально-культурной инфраструктуры, в том числе с использованием государственно-частного и муниципаль-но-частного партнерства, в городе Азов также ведутся работы по развитию туристской инфраструктуры, исторических туристических маршрутов, благоустройству.

Администрацией города Кяхта на протяжении последних лет в рамках муниципально-частного партнерства реализован ряд проектов в сфере издательской деятельности. Наиболее значимые из них: путеводитель «Златокипящая Кяхта» (красочно иллюстрированное издание об истории и современности г. Кяхта, о сохранившихся памятниках истории и архитектуры, об уникальной коллекции Кяхтинского краеведческого музея им. академика В.А. Обручева), альманах об истории города «Кяхтинская старина», книга «НеобыЧАЙная Кяхта» (об истории становления и развития кяхтинской чайной торговли, о Кяхте как культурном центре Забайкалья XIX в.), комплект подарочных открыток «Песчаная Венеция» (история и современность г Кяхта - города на границе России), буклет «Парад планет» (об известных исторических и научных деятелях, оставивших значимый след в истории г Кяхта). В 2016 г издан уникальный путеводитель «По улицам Кяхты исторической» (о памятниках истории, сохранившихся на территории г. Кяхта, с краткой исторической характеристикой по каждому из них). Был подготовлен и издан фотоальбом «Храмы Бурятии» [10].

Россия - страна малых городов. В определенной степени российскую провинцию можно назвать «туристическим клондайком». Считается, что возрождение России начинается с возрождения провинции, в первую очередь малых исторических городов, что тесно связано с активной политикой государства, направленной на обеспечение необходимых условий для выполнения этой задачи. Сегодня одно из наиболее популярных направлений внутреннего туризма - красочные туры по малым историческим городам, например популярный маршрут «Золотое кольцо России». Ввиду большого потенциала индустрии развитие туристского кластера может принести выгоду и государственному, и частному секторам. Этим вызвана разработка стратегий, воп-

лощающихся в целевых программах различного уровня.

Принимая во внимание сохранность историко-культурного наследия и стратегию развития внутреннего и въездного туризма, направленную на повышение инвестиционной привлекательности территорий, диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест, наиболее правильным будет вовлечение исторических поселений в туристский оборот. Для решения данной задачи необходимо привлечение частных инвестиций и средств федерального бюджета. Разрозненность реализации инвестиционных проектов без общей концепции также не позволяет выработать единый подход в брендировании и продвижении туристского продукта территории и не отвечает политике развития и сохранения исторических поселений как драйвера развития внутреннего въездного туризма.

В связи с этим эффективным механизмом для развития исторических поселений может служить механизм муниципально-частного партнерства, созданного на территории поселения, с субсидированием отдельных мероприятий (создание благоприятной городской среды) за счет средств федерального бюджета. Туристские кластеры создаются путем объединения организаций соответствующей направленности, при этом они могут представлять собой разные формы собственности. Поскольку механизм ГЧП функционирует на основе «расщепления прав собственности», соответственно, и в туристской индустрии могут прослеживаться процессы перераспределения прав собственности, которые носят добровольный характер. Благодаря этому механизму развиваются благоприятные условия для эффективного функционирования объектов партнерства, рационального управления и использования ресурсов.

Государственные органы, лидирующие производители, поставщики, исследовательские центры, институты науки, представители делового сообщества пользуются кластером как платформой для взаимодействия, т.е. кластер выполняет функцию интеграции в рамках ГЧП с участием основных субъектов инновационного процесса, формирования инвестиционного климата и особой институциональной среды [9]. В настоящее время риски инвестирования кластеров, в том числе и туристических, в большинстве случаев несет венчурный сектор, остальные инвесторы (фонды, корпоративные структуры и др.) процесс финансирования запускают уже после создания и в ходе функционирования кластера, в результате чего возрастает роль органов власти.

Поскольку риск является источником получения прибыли, основная задача участников кластера - не отказ от рисков, а выбор таких решений, которые обеспечивают максимально возможную степень управления ими. Следовательно, риски при формировании турист-ско-рекреационных кластеров разделяются в соответствии с полномочиями участников, а часть рисков перераспределяется между ними. Федеральному и региональному уровню присуще брать на себя риски по изменениям законодательства, принятию решений о реализации проектов, праве собственности на объект, а также риски, связанные с региональным рынком труда. Частный уровень управляет рисками проектирования, строительства, эксплуатации, пусконаладочных работ, отклонения от графика, финансирования и окупаемости вложенного капитала. Можно сказать, что в целях эффективной кооперации некоторые риски подлежат перераспределению. Это риски, связанные с форс-мажорными ситуациями, ущербом окружающей среде, получением необходимых лицензий и разрешений и использованием объекта.

Данный механизм представляется эффективным ввиду необходимости создания новых туристических маршрутов на территориях исторических поселений, затрагивающих основные важные аттракторы города, видовые точки, памятники истории и культуры, развития гостиничного и торгового функционала, благоустройства дорог, реставрации прилегающих к маршруту домов. Экономика региона может получить серьезный импульс в инновационном развитии благодаря большей инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных зон, их быстрым срокам окупаемости. Совместное развитие компаний и инвесторов, под управлением инициатора государственно-частного и муниципально-частного партнерства, которые объединены территорией, инфраструктурой и прочими характеристиками, позволяет наилучшим образом оптимизировать процесс ревитализации исторической среды и с большей пользой распределять средства на развитие исторических поселений.

Несмотря на существующие правовые и организационные пробелы, можно назвать удачные примеры создания кластеров при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

функционировании механизма ГЧП: это ту-ристско-рекреационный кластер «Белокури-ха» и автотуристский кластер «Золотые ворота», функционирующие в Алтайском крае. Проект «Белокуриха» специализируется на санаторно-курортном лечении, срок его реализации - 2011-2018 гг., общая плановая стоимость кластера составляет 7,7 млрд руб. [9]. Кластер «Золотые ворота» имеет целью создание и развитие туристской и транспортной инфраструктуры города Бийск. Планируемые сроки строительства - 2010-2018 гг., общая стоимость составляет около 1,3 млрд руб. В таблице показано распределение финансирования кластеров по их источникам [9].

Также в 2016 г. в целях комплексного развития и сохранения исторического поселения города Касимов за счет средств Рязанской области разработана концепция «Туристско-ре-креационный кластер «Касимовский». Концепцией предусматривается создание музейного пространства с приспособлением объектов культурного наследия, в том числе связанных с татарской культурой, и ландшафтов, проработано развитие имеющихся и создание новых туристических маршрутов. Для реализации данной Концепции предложено использовать механизм муниципально-частного партнерства, разрабатывается комплекс мер по реорганизации городской среды и организации туристических маршрутов, разрабатывается единая политика брендирования территории. Уже началась реставрация усадебного комплекса, который станет гостиницей.

Эффект от реализации создания туристско-рекреационного кластера «Касимовский» заключается в следующем:

- увеличение отреставрированных объектов культурного наследия,

- создание новых объектов культуры (увеличение на 10 точек показа),

- создание современной туристической инфраструктуры, увеличение туристического потока в 11 раз (до 350 тыс. туристов в год),

- увеличение числа занятых в туристической отрасли (на 2500 человек);

- экономический эффект, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней,

- развитие транспортной, инженерной, водной инфраструктуры.

Источники финансирования туристско-рекреационных кластеров Алтайского края, млн руб. (2015 г.)

Проекты Федеральный бюджет в % от общего объема Региональный бюджет в % от общего объема Муниципальный бюджет в % от общего объема Внебюджетные источники в % от общего объема

«Белокуриха» 1913,0 26,9 208,3 2,9 130,2 1,8 4886,0 68,4

«Золотые ворота» 346.0 25,5 30,55 2,25 30,55 2,25 948,0 70,0

Концепция создания туристко-рекреаци-онного кластера «Касимовский» содержит комплексное аналитическое исследование, анализ территории исторического поселения 13 целях создания инвестиционного проекта, направленного на повышение туристской привлекательности и развитие туризма, а также документацию о муниципально-частном партнерстве в целях организации и контроля за реализацией комплексного развития исторического поселения города Касимов. Структура и источники финансирования проекта представлены на рис. 3 [8]. Таким образом, в перечне потенциальных источников бюджетного софинансирования рассматривается ФЦП «Развитие культуры и туризма (2013— 220220 годы)», ФЦП «Развитие транспортной системы в Российской Федерации (2010-2020 годы)», ФЦП «Развитие культуры и туризма 2013-2020 годы», государственная программа Рязанской области «Развитие культуры и туризма на 2015-2020 годы», муниципальная программа города Касимов «Благоустройство муниципального образования на 2016-2018 годы», муниципальная программа города Касимов «Развитие культуры города Касимов на 2015-2020 годы», приоритетный щюект по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской ср ды».

Все это позволяет рассматривать туризм как основной драйвер реви ализации истори-

ческой среды, а Касимов - как пиеотный проект для реализации мероприятий по развитию и сохранению исторических поселений! федерального значения, в рамках которого» сформированы основные площадки, включающие в себя объекты культурного наследия, исторические ландшафты, создана финансово-экономическая модель, подготовлен комплекс мер по реорганизации городской среды и организации туристических маршрутов, сформирована единая политикабрендирования территории.

Таким образом, совместные проекты государственного и частного сек оров на основе ГЧП в туристско-рекреационной индустрии позволяют развивать новаторские формы проектного финансирования, стимулируя частную инициативу и имплементацию новых механизмов упра ления в государственных органах. Развитие кластеров создает взаимовыгодную ситуацию для всех субъектов партнерства: государство получает в зможность создать благоприятные условия для развития исторической среды параллельно с повышением деловой активности территорий, которые обладают высоким инновационным и производственным потенциалом; частный инвестор имеет высокие гарантии возврата инвестиций, широкий к уг возможностей для получения кредитов под проекты от российских и зарубежных финансовых организаций; общество как онеч-ный потребитель имеет достойные условия для отдыха и рекреации.

Строительство отелей, ресторанов, причального комплекса, трассы табакинга, аэродрома малой авиации, марины яхт (Частные инвестиции, МЧП) 1,5 млрд рублей

Инвестиции в строительство объектов инфраструктуры туризма (Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего въездного туризма") 0,5 млрд рублей

Дноуглубление под причальный комплекс, содержание фор ватера (Федеральная целевая программа "Реки России") 250 млн рублей

Реставрация объектов культурного наследия федерального значения (Федеральная целевая программа "Культура России") 0,8 млрд рублей

Разработка документов территориального планирования (Бюджет муниципального образования) б млн рублей

Реставрация объектов культурного наследия регионального значения, строительство и развитие инфраструктуры (Бюджет Рязанской области) _0,2 млрд рублей_

Благоустройство городской

среды, восстановление историко-градостроительной среды, создание и развитие туристической инфраструктуры

1 млрд рублей

Рис. 3. Структура и источники финансирования туристко-рекреационного кластера «Касимовский»

К тому же совместные проекты позволяют урезать расходы на создание необходимой инфраструктуры, улучшают качество предоставляемых услуг, увеличивают финансовые потоки, сохраняют и развивают культурное и природное наследие региона.

В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, заметно меняются представления о методах и подходах к сохранению исторической городской среды. Причиной изменений является объединение трех подходов (экономического, социального и экологического), характеризующих понятие устойчивого развития. В настоящее время растет необходимость интеграции задач сохранения наследия в процессы городского развития и обновления. Сегодня для выполнения этой цели все больше привлекается механизм ГЧП, в том числе на уровне официального включения в стратегические документы.

Без сомнения, остается значительной и будет существовать в будущем оппозиция к сохранению и восстановлению исторических поселений. Земельные собственники, спекулянты, строительные компании, государственные учреждения и даже отдельные правительственные чиновники часто имеют личную заинтересованность в сносе и реконструкции вместо сохранения и восстановления, видя «модернизацию» более желательной, чем адаптивную ревитали-зацию архитектурного наследия. Тем не менее движение в противоположном направлении растет, что подтверждает долгосрочные выгоды для общества традиций и исторической преемственности, занимающих достойное место в общем контексте повсеместной модернизации.

Для развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства предлагается рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в виде снижения ставки по налогу на имущество организаций, земельному налогу, налогу на прибыль организаций, а также установление льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками. Кроме того, в целях возмещения части капитальных и (или) текущих затрат, связанных с восстановлением исторической среды, предлагается рассмотреть возможность предоставления субсидии субъектам инвестиционной деятельности, реализующим проекты на территориях исторических поселений.

Учитывая, что финансовые средства, необходимые для ремонта объектов историко-градостроительной среды, не предусмотрены ни государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на

2013-2020 годы, ни Федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)», ни иными субсидиями из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, для реализации комплексных проектов на территориях исторических поселений Концепцией [8] предлагается создание Фонда «Исторические поселения России», работающего по аналогии с Фондом развития промышленности Российской Федерации и предоставляющего целевые займы на конкурсной основе, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Использование механизма ГЧП в проектах ревитализации исторической среды, по нашему мнению, чрезвычайно перспективно для России. Во-первых, в краткосрочном плане - это создание отдельных привлекательных общественных пространств и объектов инфраструктуры с высоким качеством среды в пилотных проектах на территориях исторических поселений. Во-вторых, в среднесрочной перспективе - это формирование нескольких центров притяжения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в го-родах-миллионниках Юга, Поволжья и Сибири. В-третьих, в долгосрочном горизонте - это сокращение оттока экономически активного населения из средних и малых исторических поселений за счет выравнивания качества среды в населенных пунктах разного масштаба и создание условий для горизонтальной миграции.

Список литературы

1. Международная хартия по охране исторических городов ИКОМОС: утв. на VIII Генеральной Ассамблее ИКОМОС. Вашингтон, 1987.

2. О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_182660 (дата обращения: 20.04.2018).

3. О защите прав потребителей: федер. закон от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 18.04.2018 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _ LAW_305 (дата обращения: 22.04.2018).

4. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федер. закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _ LAW_37318 (дата обращения: 23.04.2018).

5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (дата обращения: 22.04.2018).

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до —0—0 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 166—-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: —3.04.2018).

7. Стратегия государственной культурной политики до —030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от —9.0—.—016 г. № 3—6-р, в соответствии с решением коллегии Минкультуры России от —8.09.2016 г. № 13. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: —2.04.2018.

8. Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до —030 года: утв. Министерством культуры Российской Федерации 31.10.2017 г. URL: https://www.mkrf.ru (дата обращения: —5.04.2018).

9. Ахметшина Э.Р., Зульфакарова Л.Ф. Ту-ристско-рекреационный кластер - оптимальный объект для реализации механизма государственно-частного партнерства // Вестник экономики, права и социологии. —016. № 3. С. 13-16. URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: —5.04.—018).

10. Мониторинг исторических поселений федерального значения. —016. URL: http://rosrest. com/wp-content (дата обращения: —5.04.—018).

11. Licciardi G., Amirtahmasebi R. Economics of uniqueness: investing in historic city cores and cultural heritage assets for sustainable development // The World Bank. Urban Development Series. Vol. 300. Doi: 10.1596.

12. SteinbergF. The Potential for Urban Renewal in Ha Noi, Jakarta, and Manila // Mandaluyong City. Phil.: Asian Development Bank. —008. Vol. —13.

References

1. Mezhdunarodnaya khartiya po okhrane istoricheskikh gorodov IKOMOS: utv. na VIII General noj Assamblee IKOMOS. Vashington, 1987.

—. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipalno-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federatsii i vnesenii izmenenij v otdeFny'e zakonodatelnye akty' Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 13.07.2015 g. № 2—4-FZ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660 (data obrashcheniya: —0.04.—018).

3. O zashchite prav potrebitelej: feder. zakon ot 07.02.199— g. № —300-1 (red. ot 18.04.2018 g.).

URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_305 (data obrashcheniya: 22.04.2018).

4. Ob ob'ektakh kul'turnogo naslediya (pamyat-nikakh istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 25.06.2002 g. № 73-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37318 (data obrashcheniya: 23.04.2018).

5. Ob osnovakh turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 24.11.1996 g. № 132-FZ (red. ot 18.04.2018 g.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 (data obrashcheniya: 22.04.2018).

6. Kontseptsiya dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pra-vitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 17.11.2008 g. № 1662-r. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 23.04.2018).

7. Strategiya gosudarstvennoj kul'turnoj politiki do 2030 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 29.02.2016 g. № 326-r, v sootvetstvii s resheniem kollegii Minkul'tury' Rossii ot 28.09.2016 g. № 13. URL: http://base.garant.ru (data obrashcheniya: 22.04.2018).

8. Kontseptsiya po razvitiyu istoricheskikh poselenij, podderzhke i populyarizatsii kul'turny'kh i turistskikh vozmozhnostej, razvitiyu e'konomiki kul'turnogo naslediya na period do 2030 goda: utv. Ministerstvom kul'tury' Rossijskoj Federatsii 31.10.2017 g. URL: https://www.mkrf.ru (data obrashcheniya: 25.04.2018).

9. Akhmetshina E\R., Zulfakarova L.F. Tu-ristsko-rekreacionny'j klaster - optimal'ny'j ob'ekt dlya realizacii mexanizma gosudarstvenno-chast-nogo partnerstva [Tourist and Recreation Cluster as an Optimal Facility to Implement Mechanisms of Public-Private Partnership] // Vestnik e'konomiki, prava i sociologii. 2016. № 3. S. 13-16. URL: https:// cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 25.04.2018).

10. Monitoring istoricheskikh poselenij fede-ral'nogo znacheniya. 2016. URL: http://rosrest.com/ wp-content (data obrashcheniya: 25.04.2018).

11. Licciardi G., Amirtahmasebi R. Economics of uniqueness: investing in historic city cores and cultural heritage assets for sustainable development // The World Bank. Urban Development Series. Vol. 300.

12. SteinbergF. The Potential for Urban Renewal in Ha Noi, Jakarta, and Manila // Mandaluyong City. Phil.: Asian Development Bank. 2008. Vol. 213.

КОПЫСОВА Анастасия Александровна - студент. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: kopusnastya@gmail. com.

ВОРОТНИКОВ Александр Михайлович - кандидат химических наук, PhD (экономика), доцент кафедры государственного регулирования экономики. Институт общественных наук Рос-

сийской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: vdep14@yandex.ru.

KOPYSOVA, Anastasia Alexandrovna - Student. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: kopusnastya@gmail.com.

VOROTNIKOV, Alexander Mikhailovich - Candidate of Science (Chemistry), PhD (Economics), Associate Professor of the Department of State Regulation of Economy. Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: vdep14@yandex.ru.

УДК 658.8:004.4

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА CRM-СИСТЕМ

Л.В. Марабаева, Е.Г. Кузнецова, И.В. Волгина

Рассмотрены предпосылки и преимущества внедрения CRM-систем в российской бизнес-практике, осуществлена оценка теоретических, методических и практических аспектов их использования. Раскрыты аспекты управления бизнесом на основе цифровой трансформации. Выявлены ключевые тенденции развития национального рынка CRM-систем (широкое распространение «Clouds On-premise», комплексных решений и поддержки омниканальности, повышение гибкости и скорости изменений, развитие мобильности CRM-систем и отраслевая экспертиза, синергия CRM и BPM в результате развития управления бизнес-процессами компаний, цифровая трансформация отношений с клиентами) и дана их характеристика.

Проведен анализ условий использования основных CRM-решений и их влияния на конкурентные возможности компаний. Систематизированы результаты экспертных оценок состояния и динамики российского рынка CRM-систем, выявлены ключевые факторы его функционирования и обоснованы выводы о перспективах и направлениях развития с учетом потребительских предпочтений.

Ключевые слова: CRM-система; клиентская база; партнеры; управление взаимоотношениями с потребителями; бизнес; CRM-инструменты; конкурентное преимущество.

L.V. Marabaeva, E.G. Kuznetsova, I.V. Volgina. MODERN TRENDS OF THE RUSSIAN MARKET OF CRM-SYSTEMS

The article considers the prerequisites and advantages of implementing CRM-systems in the Russian business practice. The key trends in the development of the national market for CRM systems have been identified (the widespread on-premise use of Clouds, comprehensive solutions and support for omni-channel, increased flexibility and speed of change, the development of CRM mobility and industry expertise, the synergy of CRM and BPM as a result of the development of business process management, digital transformation of relations with customers) and their characteristics are given.

An analysis of the conditions for using the main CRM-solutions and their influence on the competitive capabilities of companies is carried out. The results of expert assessments of the state and dynamics of the Russian market for CRM-systems are systematized and conclusions about perspectives and directions of its development are substantiated, taking into account consumer preferences.

Keywords: CRM-system; customer base; partners; customer relationship management; business; CRM-tools; competitive advantage.

Сегодня большинство руководителей компаний начинают понимать, что только одной оптимизацией рабочих процессов конкурентных преимуществ не достичь. Это актуально и для производственной сферы, и для сферы услуг, где конкурентоспособность зависит не столько от качества продукта, сколько от совершенства механизма взаимодействия с клиентами или потребителями услуг.

В данном контексте приоритетной становится персональная работа с потребителями, что невозможно сделать, не имея единой выверенной базы данных о клиентах. С этой целью все большее распространение получают CRM-системы, позволяющие эффективно управлять взаимоотношениями с клиентами через организацию учета контактов и партнеров, автоматизацию рутинных процессов работы с клиентской базой и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.