Научная статья на тему 'Социальная защищенность как характеристика качественного состояния гражданского общества: философский аспект'

Социальная защищенность как характеристика качественного состояния гражданского общества: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГО / БЫТИЕ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саратовцева Марина Александровна

В статье анализируется социальная защищенность как качественная характеристика гражданского общества. Обозначены особенности гражданского общества, произведен историко-философский анализ его формирования от античной эпохи до современности, выявлены тенденции его развития во взаимосвязи с социальной защищенностью. Обоснована необходимость социально-фило-софского осмысления социальной защищенности в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защищенность как характеристика качественного состояния гражданского общества: философский аспект»

УДК 09.00.11; + 02.41.11

Саратовцева Марина Александровна

ассистент кафедры теории и практики социальной работы Пензенского государственного университета marishka_2289@mail.ru Marina A. Saratovtseva

аssistant chair of Ae Theory and Practice of Social Work

Penza State University

marishka_2289@mail.ru

Социальная защищенность как характеристика качественного состояния гражданского общества: философский аспект

Social security as a characteristic of the qualitative state of civil society: the

philosophical aspect

Аннотация. В статье анализируется социальная защищенность как качественная характеристика гражданского общества. Обозначены особенности гражданского общества, произведен историко-философский анализ его формирования от античной эпохи до современности, выявлены тенденции его развития во взаимосвязи с социальной защищенностью. Обоснована необходимость социально-философского осмысления социальной защищенности в современном обществе.

Ключевые слова: социальная защищенность, гражданское общество, государство, социум, социальная деятельность, благо, бытие, субъект деятельности

Annotation. The article analyzes the social security as a qualitative characteristic of civil society. Marked features of civil society, produced historical and philosophical analysis of the formation of civil society from ancient times to the present, the tendencies of its development in relation to social protection. The necessity of social and philosophical understanding of social protection in modern society.

Keywords: social security, civil society, the state, society, social activities, the benefit being, stakeholder

Социальная защищенность в современном обществе является предметом многих дискуссий и теоретических исследований. Являясь необходимым элементом функционирования любого развитого государства, а также средством, обеспечивающим стабильность общества, социальная защищенность представляет определенную подсистему, непрерывно воспроизводящую субъектов социального процесса через условия их жизнедеятельности.

Остается открытым вопрос о том, откуда берется представление о социальной защищенности как в конкретно-содержательном смысле, так и в философском. Парадоксальная ситуация заключается в том, что социально защищенный человек способен жить в таком обществе, в котором процессы организации и регулирования общества способствуют социальному порядку.

^временная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуя, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. Реализация потребностей, интересов человека возможна в том случае, если общество представляет единый организм.

Социальная защищенность существует в обществе с сильной социальной структурой, динамикой. Вышесказанное свойственно гражданскому обществу, формирование которого обусловлено социально-экономическими, политическими переменами в обществе, а также проблемой социальной защищенности человека, общества в целом.

Так, финский исследователь К. Урпонен в своем материале делает исторический срез формирования гражданского общества и генезиса данного понятия от античной эпохи, через эпоху Просвещения до настоящих дней. Он отмечает, что «дефиниции «гражданского общества» варьируются в зависимости от времени и пространства, а также автора определения» [8, с. 25] При всем многообразии определений гражданское общество во многом определяется государством, его характером и властными отношениями, тесно переплетается с общественной практикой и ее структурами, а также с вопросами повседневной жизни граждан.

Формирование гражданского общества повышает уровень человеческого потенциала, социальной защищенности человека, поскольку его структуры близки к потребностям каждого конкретного человека и способны чутко, разнообразно реагировать на запросы и решать задачи по нахождению баланса и распределению социальной справедливости.

Социальную философию как область знания интересуют вопросы социальной защищенности как характеристики качественного состояния гражданского общества. Проблема социальной защищенности человека связана с проблемой защищенности общества и государства, его социальной защитой.

В социальной философии задача гражданского общества состоит в формировании и представлении интересов человека, защите его прав. Государство для обеспечения социальной защищенности человека должно заботиться об издании соответствующих законов, действующих в интересах как отдельного человека, так и общества.

Гражданское общество выполняет следующую функцию для обеспечения социальной защищенности человека:

- выступает в качестве уровня защищенности интересов человека, общества; является определенным состоянием объектов безопасности, при котором они способны противодействовать угрозам и преодолевать опасности;

- представляет достаточность системы мер предотвращения угроз и преодоления опасностей (обычно применяется к высоко организованным социальным объектам и является качественной характеристикой эффективности управления);

- является качественной характеристикой стабильности и устойчивого развития социальной системы [7, с. 59].

Возрождение концепции гражданского общества связано с его динамикой, непрерывным движением социальных процессов, что способствовало усилению динамики жизни человека, его социальной незащищенности. Существующий ряд концепций, взглядов на гражданское общество, точнее, его формирование, взаимообусловленность с социальной защищенностью осуществилось достаточно давно, что выразилось в различных подходах к его определению.

Современные подходы к концепции гражданского общества уходят идейными корнями к философским и философско-правовым учениям. Так, во взглядах древнегреческих философов Древнего Рима мы находим различие между «публичным правом» и «гражданским правом», обществом политическим и обществом гражданским. Потребность в разработке понятия «гражданское общество» становится востребованной с возникновением общества граждан. Формирование товарно-денежных отношений, политического общества и государства для защиты собственности и поддержания упорядоченности рыночных отношений конституировали и элементы того, что позже развернулось в гражданское общество.

Для античной философии характерна постановка проблемы взаимосвязи социальной защищенности с хозяйственными и политическими отношениями в обществе. Защищенность трактовалась в тот период времени как защита государства и его граждан от многочисленных угроз.

По Аристотелю, государство представляет общение, всякое общение организуется ради какого-либо блага, всякая деятельность имеет ввиду предполагаемое благо; все общения стремятся к тому или иному благу, к высшему из всех благ стремится общение, являющееся важным; общение называется государством, общением политическим [1, с.234]. Занимаясь деятельностью, человек надеется на предполагаемое благо, поскольку общение сводится не только к развитию общества, складыванию социальных отношений, а также к стремлению общества к тому или иному благу.

Аристотель пишет: «Государство существует не ради существования, а ради благой жизни» [1, с. 235]. Стремление отдельного человека, общества к благам говорит о стремлении общества быть социально защищенным, поскольку наличие тех или иных благ предоставляет возможность иметь права, обязанности, различать правоту и ложность суждений, тем самым человек является социально защищенным от произвола.

Теоретическое осмысление гражданского общества и его практическое применение, особенно среди мыслителей шотландского Просвещения, в полной

3

мере относятся к XVIII веку, когда принципиальное значение имеет категория "цивилизованное общество". В данное время А. Фергюсон определил гражданское общество как состояние цивилизованности и как следствие прогресса цивилизации [9, с. 157]. При этом термин "гражданское общество" имел также экономический подтекст, поскольку цивилизованность противопоставлялась обществам, в которых не было частной собственности (варварским государствам).

В рамках классической республиканской традиции, связанной с именами Ш. Монтескье, А. Смита, И. Канта, Д. С. Милля, А. де Токвиля гражданское общество наряду с цивилизованностью соотносится также с гражданством или гражданственностью, характеризующей роль индивида в качестве гражданина -члена определенного сообщества, находящегося во взаимоотношениях с государством. Гражданин, как правило, не только пользуется принадлежащими ему правами, но и несет определенные обязательства перед обществом [3, с. 4547; 6, с. 37-38].

Наиболее развернутый анализ понятия и практики гражданского общества, его взаимодействия и соотношения с государством дает Г.В.Ф. Гегель, рассматривающий его как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства.

В "Философии права" он пишет: "Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференции оно предполагает государство, которое, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное» [2, с. 434]. «Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Если государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеют в виду лишь определение гражданского общества» [2]. В современном обществе большинство специалистов по государственному праву не сумели прийти к другому воззрению на государство. В гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него ничто.

Гегель выделяет три функции гражданского общества: опосредование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда, а также удовлетворение потребностей всех остальных; защита собственности посредством правосудия; предотвращение в социальных системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций [2, с.441]. Связывая гражданское общество с социальной структурой, он отмечает, что если первым базисом государства является семья, то вторым - сословия. Этот второй базис важен, потому что частные лица, хотя и эгоистичны, вынуждены обращаться к другим. Гегелю удается выявить и проследить диалектическую связь между индивидуальной свободой и взаимозависимостью людей и сословий в обществе, указать на важнейшую роль государства в процессе гармонизации интересов в обществе. В конечном

4

счете, такой анализ дает возможность преодолеть примитивное противопоставление свободы и необходимости, эгоизма и солидарности, а также обозначить тенденции формирования социальной защищенности в гражданском обществе.

На связь содержания категории "гражданское общество" с производственными отношениями, социальной защищенностью и экономическим развитием указывал К. Маркс. В предисловии "К критике политической экономии" он писал: "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей ХУШ века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии" [5]. Развитие в XX веке таких социально-экономических прав, как право на создание профсоюзов, на ведение коллективных переговоров с работодателями, а также развитие государства всеобщего благосостояния можно считать новым важным этапом в процессе формирования современного гражданского общества, для которого характерен высокий уровень социальной интеграции. Современные либеральные концепции гражданского общества восходят к политическим теориям нарождающейся буржуазии, нашедшим отражение, в частности, в работах Дж. Локка. Человек рассматривается в них как имеющий естественные права, а государство - как нечто формируемое вследствие соглашения индивидов для охраны их прав. Для определения такого типа общества иногда применяется термин "цивилизованный". Цивилизованное общество как пространство свободной деятельности индивидов, не объединенных общей целью, выступает в качестве сферы, находящейся вне государства или даже вне отношений с государством [4, с.567]. При этом гражданское общество является определяющим фактором создания социальной защищенности в государстве.

Анализ вышеизложенных подходов позволяет сделать вывод о возможности рассмотрения социальной защищенности как характеристики качественного состояния гражданского общества, исходя из социально-содержательной компоненты понятия «социальная защищенность»:

Во-первых, социальная защищенность в контексте современного гражданского общества представляет социальную цель. В данном случае защищенность совпадает с целью устойчивого развития общества, направленного на обеспечение безопасного существования всех составляющих его социальных субъектов.

Во-вторых, социальная защищенность - социальное состояние. Данная форма дает возможность количественной оценки реального уровня безопасности на основании уже выработанных качественных критериев, определяющих основные параметры допустимых пределов защищенности.

Литература:

1. Аристотель Политика. / Пер. А.И. Доватура, Ф.Х. Кессиди. - М.: Изд.дом «Вилъямс», 1983. - 832 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

3. Кант И. Критика способности суждения: сочинения в 6 т. Т. 5. М.: Прогресс, 1985. - С. 25, - С. 37.

4. Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1987. - С. 567.

5. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Государственное издательство политической литературы. -1959. - Т. 13.

6. Монтескье Ш. О духе законов / Н. Брагинская. - 2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Изд-во «ЭКСМО-ПРЕСС», 1995. - С. 37-38.

7. Социальная безопасность: Монография / Д.В. Зеркалов. - 2-е изд.-М.: Основа, 2012. - С. 59.

8. Урпонен К. Понятие гражданского общества и условия его функционирования // Социальная работа и гражданское общество. - СПб.: Науч. мир, 2006. - С. 37- 38.

9. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Мюрберг И.И. - М.: РОССПЭН, 2000. - 391 с.

Literature :

1. Aristotle Policy . / Per. AI Dovatur , FH Cassidy . - M.: Izd.Dom ""Williams", 1983 . - 832p.

2. GWF Hegel Philosophy of Law . - 2nd ed . , Pererab.i additional. - M.: Thought, 1990 . - 524p .

3. I. Kant, Critique of Judgment : 6 works in 5 vols . Moscow: Progress Publishers, 1985 . - P. 25, P. 37.

4. J. Locke Works : in 3 vols 2 . - M: Thought, 1987. - P. 567.

5. Marx Critique of Political Economy / / Marx Engels Collected Works . -Moscow: State Publishing House of Political Literature . -1959. - T. 13.

6. S. Montesquieu The Spirit of Laws / N. Bragin . - 2nd ed . , Rev . and additional.. - M.: Publishing house "" EKSMO PRESS "", 1995 . - P. 37-38 .

7. Social Security: Monograph /DVMirror. - 2nd ed. - M. : Base , 2012 . -

P. 59.

8. Urponen K. The concept of civil society and the conditions of its operation // Social Work and civil society. - St. Petersburg. : Scientific . world in 2006. - Page 37 - 38 .

9. A. Ferguson Experience the history of civil society / Per. from English. MyurbergII - M.: ROSSPEN, 2000 . - 391 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.