Научная статья на тему 'Историко-философский анализ как основа теоретико-методологического изучения социальной защищенности'

Историко-философский анализ как основа теоретико-методологического изучения социальной защищенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
654
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / SOCIAL SECURITY / GOVERNMENT / MORALITY / AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саратовцева М. А.

В статье дан историко-философский анализ социальной защищенности как феномена общества; выявлены особенности развития и становления социальной защищенности. В статье обоснована необходимость теоретико-философского осмысления социальной защищенности как феномена государственно-правового и духовно-нравственного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and philosophical analysis as the basis of theoretical and methodological study of social protection

The article analyzes social protection as a phenomenon of a society. There exposed the features of the social protection development and evolution. The article substantiates the necessity of theoretical and philosophical understanding of social protection as a phenomenon of legitimating, spiritual and moral character.

Текст научной работы на тему «Историко-философский анализ как основа теоретико-методологического изучения социальной защищенности»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 101.1.: 02.41.41

историко-философский АНАЛИЗ КАК ОСНОВА ТЕОРЕТИКОметодологического изучения социальной защищенности

© М. А. САРАТОВЦЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,

Кафедра социологии и теории социальной работы e-mail: fssr@bk.ru

саратовцева М. А. - Историко-философский анализ как основа теоретико-методологического изучения социальной защищенности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. с. 117-120. - В статье дан историко-философский анализ социальной защищенности как феномена общества; выявлены особенности развития и становления социальной защищенности. В статье обоснована необходимость теоретико-философского осмысления социальной защищенности как феномена государственно-правового и духовно-нравственного характера. Ключевые слова: социальная защищенность, государство, нравственность, общество.

Saratovtseva M. A. - Historical and philosophical analysis as the basis of theoretical and methodological study of social protection // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. i V. G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 117-120. - The article analyzes social protection as a phenomenon of a society. There exposed the features of the social protection development and evolution. The article substantiates the necessity of theoretical and philosophical understanding of social protection as a phenomenon of legitimating, spiritual and moral character.

Keywords: social security, government, morality, and society.

Процессы глобальных перемен, происходящие в современном обществе, определяют потребность обратиться к проблемам общественного благополучия, а именно - социальной защищенности общества. При рассмотрении этого феномена, во-первых, учитывается социальная защищенность как таковая, когда значимо присутствие не только экономических, но и политических, социальных факторов. Во-вторых, высокий темп глобальных процессов сопровождается факторами социальной дезорганизации, что приводит к снижению уровня социальной защищенности общества в целом.

Понятие социальной защищенности включает в себя не только юридическое содержание, связанное с пониманием ее как совокупности мер по защите интересов общества и государства, но и с возможностью удовлетворения жизненно важных потребностей, являясь основой взаимодействия человека и социума, критерием психосоциального самочувствия людей.

С развитием общественных отношений изменяется взгляд общества на его защиту. На определенном этапе необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественных потребностей иметь в государстве систему законов, различных прав, в том числе и социальных, свобод и интересов, которые дадут возможность раскрытия общественного потен-

циала, сохранения благополучия людей. Сущность социальной защищенности как таковой является результатом не только действия механизмов социальной защиты, но и многомерного социального бытия во взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами.

Существование такой многоаспектной области исследования, как социальная защищенность общества, обусловливает необходимость ее философско-исторического осмысления в качестве неотъемлемой составляющей, которая способствует преодолению внутренних противоречий в обществе, его социальной структуре.

Изучение тенденций развития социальной защищенности предполагает историко-философского анализ, который дает возможность рассмотреть историческое становление социальной защищенности в обществе как его основной характеристики. Ее исследование направлено на объяснение стремления людей в разные времена к благополучной жизни, развитию социума, изменения сознания.

С социально-философской точки зрения осмысление феномена социальной защищенности означает необходимость выяснить источник становления социальной защищенности, а также раскрыть смысл и значимость данного феномена для мыслителей разных исторических эпох.

Теоретико-методологические представления философов о формировании феномена социальной защищенности общества были разнообразны. историкофилософский анализ феномена социальной защищенности можно условно осуществить по двум линиям. Представители первой, государственно-правовой, Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, рассматривают государство как условие идеальной жизни в обществе. Вторая линия - духовно-нравственная, представлена взглядами таких ученых, как М. Монтень, Т. Мор, Ф. Бэкон, которые рассматривают общество с точки зрения развития и формирования его потенциальных возможностей, при гармоничном влиянии разума и познания на общество.

Такая классификация философских взглядов имеет определенные формальные признаки, по которым социальная защищенность исследуется как феномен общественного развития. изучением особенностей становления социальной защищенности в обществе при условии сформированного идеального государства занимался Аристотель. Его работа «Политика» представляет собой исследование государства как высшей формы общения между людьми.

В рамках государства существует целая система социальных отношений со своими особыми целями и путями развития. Наличие социальной защищенности в обществе, по Аристотелю, проявляется в общении людей в целях какого-либо блага. Занимаясь деятельностью, человек надеется на предполагаемое благо, поэтому общение сводится не только к развитию общества и складыванию социальных отношений, но и к стремлению общества к тому или иному благу.

Аристотель пишет: «Государство существует не просто ради существования, но скорее ради благой жизни» [1, 155]. Стремление как отдельного человека, так и общества в целом к благам говорит о стремлении общества быть социально защищенным, поскольку наличие тех или иных благ предоставляет возможность иметь права и обязанности, различать правоту и ложность суждений, тем самым человек становится защищенным от произвола. «Ясно, - утверждает Аристотель, - что государство не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. Все это необходимо должно быть, чтобы создавалось государство, но пока есть только это, государство еще не возникает. Оно возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни» [1, 243].

Человек своей природой призван жить сообща, в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Человек социально защищен, если воспитывается в справедливом государстве, при наличии хороших законов. как пишет Аристотель, «человек по природе - существо государственное. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина - совершенность его государства» [1, 243-244].

В учении Аристотеля подтверждается социальность человека, его социальные права и свободы, гарантируется удовлетворение его базовых жизненных потребностей. он решает проблему социальной защищенности, рассматривая ее в неразрывной связи с благополучием общества и государства. «Если отдельный человек не способен вступить в общение, он уже не составляет элемента государства. Следовательно, кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан...» [1, 128]. От того, насколько прочны социальные связи в обществе, сильны государственные законы, зависит жизнь человека.

Социальная защищенность общества по Аристотелю заключается в устойчивости социальных связей между людьми, в справедливом государстве, в стремлении людей к идеальному государству. Стремление человека и общества в целом к благам говорит о желании человека и общества быть социально защищенным, поскольку наличие тех или иных благ предоставляет возможность иметь права и обязанности. Однако желание человека обладать определенным набором благ порождает эгоистические настроения потому, что человек ориентируется на личное благо.

Аристотель утверждает, что социальная защищенность в обществе наступает в тот период, когда «общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существует ради каждого объекта» [1, 128130]. В данном случае государство выступает не просто средством регуляции общественной жизни с помощью законов, но и средством обеспечения безопасности, а поэтому социальной защищенности.

Социальная защищенность по Аристотелю наступает при построении идеального государства без разрушения существующего. Такое государство представляет собой строй, который окажется приемлемым и гибким для общества. По Аристотелю социальнозащищенное общество представляет собой такую систему, где поставлена задача улучшения государственного строя, в котором истинный политический деятель не должен упускать из виду «не только абсолютной наилучшей формы, но и формы, относительно наилучшей при соответствующих обстоятельствах» [1, 129]. Поэтому Аристотель видит причины социальной незащищенности в неустойчивости государственных законов, в лишении человека его прав и свобод, в отсутствии свободы выбора, его внутренних страхах и переживаниях.

Рассмотрение государственно-правовых аспектов феномена социальной защищенности присутствует в трудах Г. В. Ф. Гегеля, в которых выявляется соотношение государства и гражданского общества. В «Энциклопедии философских наук» Гегель пишет о государстве и как об «обладающей самосознанием нравственной субстанции», и как о «соединении принципа семьи и гражданского общества» [3, 350].

По мнению Гегеля, «государству присуща та внутренняя форма, которая отражает внутреннее развитие. Государство есть внутреннее государствен-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ►►►»

ное право; отдельный индивидуум в его отношении к другим отдельным индивидуумам - внешнее государственное право» [3, 254-257]. Социальная защищенность общества заключается в государстве с его внутренним и внешним правом. Так как по Гегелю «законы выражают определения содержания объективной свободы» [3, 351], то неотъемлемой составляющей социально защищенного общества становится государство с разветвленной сетью законов, функций государственной власти.

Гегель пишет: «конституция есть расчлененность функций государственной власти. Она содержит в себе определения того, каким способом разумная воля частично доходит до сознания и понимания самой себя. Она есть существующая справедливость как действительность свободы в развитии ее разумных определений» [3, 351-352]. Социальная защищенность общества представляет собой возможность удовлетворения потребностей людей в общественной связи; это гражданское общество, в котором труд человека приводит к увеличению производства; это безусловная зависимость от общественной связи. Само умение, становясь механическим, делает возможным замену человеческого труда машиной, что ускоряет процесс производства в несколько раз, увеличивая динамику возникших общественных связей.

Сущность государства по Гегелю заключается в разумности человеческой воли. С другой стороны, всегда проявляет себя субъективное стремление «индивидуума» к благу, в «котором каждый прежде всего заботится о себе, но которое имеет, однако, и безусловно всеобщую сторону - охранять семью и руководить гражданским обществом» - пишет Гегель [3, 351].

В свою очередь, благополучие гражданского общества зависит от системы государственных законов, наличия морального сознания, свойственного человеку при реализации его субъективных устремлений. «Привычка как отдельного человека, так и общества к нравственному означает наличие в обществе права выбора» - пишет Гегель в «Философии духа» [3, 345]. Следование нравственным нормам, обязанностям не ограничивает свободу человека и общества, а значит не посягает на его защиту. Напротив, это «подчинение» освобождает человека от совершения в обществе «бесплодной рефлексии по поводу должного» [3, 369].

Таким образом, возможность социальной защищенности по Гегелю заключается в государстве, поскольку полностью социально защищенным человек становится в государстве, которое позволяет отдельному человеку воплотить в себе разумное начало, почувствовать себя истинным социально защищенным гражданином общества, имеющим свои права и свободы.

Принцип детерминизма, положенный в основу понимания к. Марксом феномена социальной защищенности, заключает в себе мысль о том, что «производство непосредственно материальных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения,

искусство и даже религиозные представления людей, из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» [5, 125].

Социальная защищенность, по Марксу, заключается в наличии в обществе производственных отношений с оптимальным сочетанием индивидуальных и общественных интересов. В этом случае социальная защищенность выражается в продвижении человеческого потенциала, отсутствии отчуждения человека от средств производства, от трудовой деятельности.

Теоретико-методологические подходы к пониманию социальной защищенности обнаруживают себя в работах М. Монтеня, Т. Мора, Ф. Бэкона в тех случаях, когда они исследуют общество с духовнонравственной стороны. В своих работах данные философы обращают особое внимание на духовную составляющую жизни общества и человека: разум и волю человека, его душевные качества. Так, Монтень в своей книге «Опыты» дает человеку совет вслушиваться в природу. Он пишет об этом так: «Наиболее верное средство для человека, помогающее преодолевать стоящие перед ним трудности - умеренность, которая позволяет избегать уничтожающих человека крайностей, позволяет ему существовать в тех пределах, которые поставлены самой природой» [6, 127-129].

излишняя самоуверенность человека, пренебрежение мерами и установками способствуют столкновению человека с крайностями и затруднениями, превращающими жизнь в борьбу за собственную социальную защищенность.

Монтень пишет: «Мудрецы затратили немало усилий, чтобы предостеречь нас от ловушек наших страстей и научить нас отличать истинные, полновесные удовольствия от таких, к которым примешиваются заботы» [6, 135]. Наслаждению, как и любой вещи, свойственны в качестве присущих ему свойств различного рода противоречия. Весь вопрос в том, как найти разумное противоречие; как понять самому человеку, что он из массы противоречий должен выбрать то, которое будет способствовать его социальной защищенности в будущем.

Этические воззрения Монтеня на проблему социальной защищенности заключаются в его идее «душевно гибкого человека». Он пишет: «Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление - мощный и полноценный способ самопознания; «я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром. Расширять кругозор, будить свою мысль, чтобы загружать собственный ум, а не память» [6, 233].

Человек социально защищен, если он душевно гибок, свободен: неподатливость и негибкость душевного склада заставляют человека быть разборчивым по отношению к людям, как бы просеивать их через сито.

Утопические воззрения на рациональную организацию человеческого общества и способы достижения благоденствия представлены в работе Томаса Мора «утопия». Мор полагал, что «для людей все счастье или же его важнейшая доля. Счастье человека

заключается в получении им удовольствия и наслаждения. Однако истинное счастье «только в честном и благородном наслаждении» [4, 135]. Поэтому стремление к добродетели и в конечном итоге к «высшему благу» приводит человека к получению удовольствия.

По мнению Мора человек социально защищен, если в своем стремлении к удовольствию достигает его. удовольствие Мор определяет как «всякое движение и состояние тела и души, пребывая в которых под предводительством природы человек наслаждается» [4, 156]. Наличие в его жизни духовных удовольствий обусловливает социальную защищенность во всех его сферах. Они становятся средством для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческого общества в целом, делая его социально защищенным.

При рассмотрении социальной защищенности общества Мор рассматривает ее под углом духовной свободы человека. В отличие от Аристотеля, напрямую идентифицирующего зависимость наличия социальной защищенности в обществе от государства с его законами, Мор пишет о всеобщей справедливости, радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства и братства.

Социальная защищенность, таким образом, приобретает в его учении духовно-нравственный характер, когда свобода человека, нравственные отношения становятся теми факторами, которые способствуют формированию благополучного общества.

Фрэнсис Бэкон, продолжая духовнонравственную линию, подчеркивал, что цель научного познания не в созерцании природы, не в постижении Бога, а в принесении пользы и выгоды человечеству. По Бэкону, социальная защищенность заключается в познании человеком самого себя, в обретении им свободы мышления. «Наука - не самоцель, ею нужно заниматься не ради забавного времяпрепровождения, не ради любви к дискуссиям и не ради того, чтобы прославить свое имя. Она должна принести пользу человеческому роду, утвердив новое представление о реальности» [2, 167].

Познавая причины и скрытые силы всех вещей, человек познает самого себя, обретая свободу мыш-

ления, чувствуя себя полноценным членом общества. Только истинное знание дает возможность понять скрытые силы всех вещей. В социально защищенном обществе, по мнению Бэкона, происходит просветление людей, приобщение их к важнейшим достижениям науки и техники; утверждается право человека на счастье, свободу, развитие и просветление своих способностей.

исследование феномена социальной защищенности с помощью историко-философского анализа способствует раскрытию конкретных аспектов взаимоотношений человека и общества. Теоретикометодологическое изучение социальной защищенности предполагает исследование истоков и причин ее возникновения. Философское осмысление развития и становления социальной защищенности как феномена общества происходило, как в контексте государственно-правовых, так и из духовнонравственных взглядов.

для приверженцев государственно-правовых взглядов характерно рассмотрение социальной защищенности в ее имманентной связи с государством с сильной системой законов, гарантированными социальными правами и свободами. В другом случае социальная защищенность рассматривается, исходя из духовного и нравственного начал в человеке, через выявление факторов, способствующих развитию социально защищенного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Политика / Пер. А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. 1983, 832 с.

2. Бэкон Ф. Сочинения. М., 1977-1978.

3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т. 3. 471с.

4. Мор Т. Утопия / Пер. Д. Ф. Кудрявцева. М., 1987.

5. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. Т. 13.

6. Монтень де М. Опыты // Сочинения. М.: Мысль, 1978. Т. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.