Научная статья на тему 'Социальная политика как фактор формирования справедливых общественных отношений'

Социальная политика как фактор формирования справедливых общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
330
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дыльнова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается процесс становления гражданского общества в современной России в рамках функционирования принципа социальной справедливости, воздействия его на все стороны жизнедеятельности общества и, прежде всего, на формирование справедливых общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика как фактор формирования справедливых общественных отношений»

русских и других славян, китайцев и корейцев как эволюционных соперников. Этот путь указан еще Мальтусом и опробован Гитлером, еще более он усовершенствован современными глобалистами.

Подводя итоги вышеизложенному, мы можем сделать следующие выводы:

во-первых, глобализм есть частная идеология в рамках евроцентризма, однако она концентрирует в себе его суть в наиболее жесткой и рафинированной форме, это, по сути, его апофеоз. Глобализм есть идеология социального паразитизма, возведенного в принцип, и обладающая 11ланетарными амбициями;

во-вторых, его идейным ядром является культ сверхчеловека, обосновывающий право узкой прослойки людей на эксплуатацию всех ресурсов планеты и отчужденного труда, воли и интеллекта человечества;

в третьих, глобализм как идеология стремится оправдать новый мировой порядок, напоминающий по своей структуре систему апартеида, суть которого в разделении мирового сообщества государств на «постиндустриальное ядро» и сырьевую полупериферию и периферию. Причем многие индустриальные страны предполагается демодернизировать и переструктурировать в соответствии с новой архитектурой мирового разделения труда, параллельно сократив численность их населения до такого уровня, чтобы его хватило лишь на поддержание инфраструктуры по вывозу сырья, а также хранения и утилизации отходов мирового рынка;

в четвертых, по утверждению апологетов и классиков глобализма, это идеология кочевников, представляющих собой слой сверхбогатых людей-кос-мополитов, способных свободно передвигаться через все национальные границы, и удовлетворять свои изысканные потребности в любой ее точке. Все это становится возможным благодаря электронным средствам массовой коммуникации, которые могут выступать инструментом преодоления герметичных

УДК 316.334.3(470+571)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СПРАВ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Т. В. Дыльнова

Саратовский государственный университет,

кафедра социологии молодежи Е-таН: DylnovGV@info.sgu.ru

В статье рассматривается процесс становления гражданского общества в современной России в рамках функционирования принципа социальной справедливости, воздействия его на все стороны жизнедеятельности общества и, прежде всего, на формирование справедливых общественных отношений.

национальных законодательств и осуществлять «монетарный грабеж» их общественного богатства, а также средством разрушени я менталитета народов с традиционной кулыурой, с помощью идеологической агрессии.

Примечания

‘ См.: Вс гплерстайн Э. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. М., 1999: АтталиЖ. Линии горизонта. М., 1999; Кастельс Э. Информационная эпоха. М.. 2001.

2 См.: Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

3 См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.. 1995.

4 См.: Аттали Ж. Линии горизонта. М., 1999.

5 См.: Панарин А.В. Искушение глобализмом. М., 2000. С. 3.

6 В 1973 г. по инициативе Д. Рокфеллера и Д. Франклина была создана Трехсторонняя комиссия, в нее вошли представители злит Европы, США и Японии для разработки экономических и политических стратегий глобального масштаба.

' См.: Мартин Г, Шуман П. Западня глобализации. М., 2002. С. 399.

3 См.: Панарин А.В. Указ. соч. С. 250.

9 См.: Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм - эдипов комплекс интелегенции. М., 2002. С. 226.

!0 Мартин Г., Шуман П. Указ. соч. С. 327.

11 Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм... С, 212.

12 Зиновьев А.А. Логическая социология. Экономика. Идеология // Социально-гуманитарное знание. 2002. № 6. С. 219,

13 См.: Гобино Ж. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 1999.

См.: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 1999. С. 563.

15 См.: Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм ... С. 176.

16 См.. Зиновьев А.А. Смута. М., 1995. С. 277.

T.V. Dyinova

The paper examines the process of forming civil society in modern Russia within the framework of social justice principle which has an influence on all aspects of social life and primarily on the forming of fair social relations.

© T.B. Дыльнова, ZQ08

Становление гражданского общества в современной России - весьма сложный, многогранный и противоречивый процесс, испытывающий воздействие различных факторов и условий как внутреннего, так и международного характера. Особое значение имеет принцип социальной справедливости, который, с одной стороны, является базовым в системе ценностей нового общества, а, с другой стороны, социальная справедливость выступает как предпосылка формирования новых общественных отношений. Все это предполагает особый подход к пониманию места и роли социальной справедливости в современных условиях.

Одним из способов реализации социальной справедливости выступает разработка и осуществление социальной политики, которая основывается на взаимодействии государства и общества. В самом общем виде социальную политику можно рассматривать как руководство функционированием и развитием социальной сферы, включающей в себя целый комплекс социальных отношений и процессов, связанных с положением людей в обществе: уровень благосостояния, обеспеченность жильем и работой, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и многое другое.

Социальная сфера, имеющая сложную структуру, выступает своеобразным элементом (механизмом) взаимодействия между экономической и политической подсистемами общества. В своем функционировании она воспроизводит их определенное единство и взаимопроникновение через призму деятельности социальных общностей и организаций.

В широком смысле всякое политическое воздействие на социальную сферу принято называть социальной политикой. В более узком, собственном, смысле слова социальная политика имеет свой специфический предмет, метод, свои направления, по которым она реализуется. Социальная политика охватывает деятельность органов власти, направленную на регулирование положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества, а ее функции заключаются в согласовании долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с интересами общества как целостности1. При этом кроме материальных интересов социальная политика должна учитывать политические и духовные интересы.

Другими словами, социальная политика обеспечивает динамичное и устойчивое развитие общественной системы в целом. Таким образом, она затрагивает широкий диапазон таких понятий, как социальное согласие, консенсус, партнерство, стабильность и справедливость общественных отношений. В правовом государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека и реализации принципа социальной справедливости.

В связи с этим следует отметить, что понятия социальной справедливости и социальной политики объективно взаимосвязаны. Они связаны прежде всего в историческом отношении. С самого момента возникновения государства как политического института его деятельность имела социальную направленность, то есть была нацелена на уменьшение напряженности внутри общества посредством реальной благотворительности или путем демагогических обещаний.

Изначально социальным может считаться все то, что характеризует социум, то есть любое общество, в отличие от отдельных индивидов (в этом смысле термин «социальный» идентичен термину «общественный»). В более узком значении это слово употребляется для характеристики взаимоотношений между классами, слоями и группами населения в едином обществе или государстве.

Следует подчеркнуть значение именно этого аспекта для современного российского общества, поскольку в сложных условиях модернизации особую важность приобретает вопрос о выработке и построении стратегии так называемой «сильной» социальной политики, обеспечивающей не только поддержку «слабых», социальную «благотворительность», но и стабильный экономический рост. При этом следует учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего характеристики социальной политики бывшего социалистического государства уже не срабатывают: в условиях перехода к рыночной экономике кардинальным образом изменяется роль государства в решении социальных проблем, все большая нагрузка ложится на негосударствен ные источники финансирования и, в первую очередь, на самого гражданина.

Затем нельзя не видеть и того, что в условиях сокращения бюджетных средств, выделяемых на социальные расходы, и снижения бесплатно предоставляемых государством социальных гарантий социальная политика современной России сводится к функции амортизации последствий экономических реформ, «латания дыр», что во многом обедняет содержание и функциональные возможности социальной политики.

И, наконец, особое значение для России как федеративного государства имеет разработка механизмов взаимодействия федерального, регионального и местного уровней по вопросам обеспечения социального мира и стабильности. Ясно, что осуществление принципа социальной справедливости - это целостный процесс, который должен охватывать всю систему общественных отношений, независимо от региональных и иных различий.

Анализ современного состояния России позволяет утверждать, что с началом рыночных реформ произошло превращение прежнего строго регламентированного общества в хаотическую сумму личностей, испытывающих потребность в идентификации2. Поэтому роль государства как субъекта социальной политики состоит в том, что-

бы помочь каждому человеку в осознании своего места в социальной структуре современного общества. Тем самым око в то же время формирует и объект своей социальной политики.

В современных условиях России взаимодействие государства и социальных групп, общностей, то есть субъекта и объекта, представляется в виде стремления гармонизировать свои взаимоотношения. Данный процесс осуществим через обнаружение и сознательное принятие государством мер по разрешению противоречий как между и внутри социальных групп, так и между группами и государством в целом, особенно если учесть тот факт, что с началом перехода к рыночной экономике противоречия эти возросли.

Все это вместе взятое и обусловило актуализацию вопроса о формировании социальной направленности рыночной экономики и разработке на этой основе адекватной социальной политики. Эти вопросы широко обсуждаются на официальном и неофициальном уровнях. «Камень преткновения» все видят в том, что на Западе социальная экономика формируется как результат и итог более или менее нормального и «плавного» развития капитализма, а в нашей стране становление ее идет в условиях преодоления глубокого структурного кризиса. В этом плане социальная политика определяется как система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между различными социальными группами населения для повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны.

Социальная структура современного российского общества характеризуется крайней социальной неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих внутри социальных групп и между ними, гак и на уровне сомоосознания личностью своего места в системе социальной иерархии. Эти процессы идут по двум направлениям: с одной стороны, путем «размывания» традиционных социальных групп, с другой стороны, путем становления новых видов межгрупоовой интеграции - по формам собственности, уровню доходов, степени вовлеченности во властные структуры.

Преимущественно государство формирует нормативную шкалу оценивания социальной позиции, занимаемой человеком в обществе, ранжируя различные виды человеческой деятельности и степени их вознаграждения. Несоответствие социального статуса и его оценки государством всегда воспринимается индивидом как несправедливость, что усиливает его стрессовую реакцию и дестабилизирует состояние общества в целом, поэтому процесс этот должен контролироваться государством и учитываться при постановке задач социальной политики.

В применении к социальной политике определение «социальная» употребляется часто в значении «социально справедливая» (этот же смысл имеет и термин «социализм», изначально означавший социально справедливое общество). О какой же справедливости идет речь применительно к современному весьма противоречивому обществу и особенно к рыночному хозяйству с его жесткими правилами конкуренции? Социальная справедливость обычно идентифицируется с равенством, что не добавляет этому термину определенности, так как равенства людей не может быть ни в биологическом, ни в материальном, ни в культурном смыслах.

В принципе, под социальной справедливостью можно понимать равный доступ всех к каким-либо благам или видам деятельности, независимо от их материального и общественного положения. Все демократические права, в том числе и столь желанная свобода, отмечал Р. Дарендорф, останутся недостижимыми, «пока каждому человеку не будет обеспечен доступ ко всему разнообразию жизненных шансов в нашем сложном обществе»3.

Р. Дарендорф относится к числу тех проницательных исследователей, которые указывали на противоречивость процесса демократизации общества, становления свободной рыночной экономики. Распространение политических прав на широкие слои населения, свобода частной инициативы и конкуренции, способствуя разрешению многих вековых противоречий, порождают, в свою очередь, новые конфликты. Между тем именно социальная справедливость может послужить тем связующим звеном, которое способно объединить различные слои населения, и мощным стабилизатором, препятствующим нарастанию социальных конфликтов. По мнению ряда исследователей, минимальным уровнем стабильности является достижение такого состояния общества, когда большинством его членов признаются общие правила решения проблем. Проблемы разъединяют людей, но общий порядок и общие «правила игры» считаются справедливыми.

Рассмотрим некоторые основные пути реализации социальной справедливости в системе социальной политики. Было бы заблуждением считать объектом этой политики лишь обездоленные, лишенные возможности трудиться слои населения. Социальная политика имеет более широкий диапазон - в поле ее действия находятся и трудоспособные граждане, по той или иной причине лишенные работы. Иными словами, речь идет о такой острой социальной проблеме, как безработица.

Безработица - не просто потеря работы, это существенное социально-психологическое явление, чреватое многочисленными негативными последствиями. К ним исследователи относят алкоголизм, невротизацию населения, рост агрессивности, семейных конфликтов, самоубийств и

2.4

Научный отдел

т.д. Короче говоря, безработица служит концентрированным выражением несправедливости, существующей в обществе.

Все это имеет не только негативные экономические, но и весьма пагубные социальнопсихологические последствия. Формируются слои (страты) населения, которые уже сознательно не хотят трудиться, даже если есть возможность получить работу. Безработица является фактором криминализации общества, упадка нравов, дискредитации существующего политического режима.

В условиях становления рыночной экономики в России безработица характеризуется более сложным механизмом формирования, своеобразием форм проявления. Российская безработица вызвана структурно-регрессивным спадом производства в условиях разрушения экономического пространства и прежних механизмов функционирования хозяйства при медленном формировании новых механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденция к росту безработицы подкреплялась инвестиционным кризисом и кризисом неплатежей.

Политико-правовые представления о справедливости, отражая суть экономических отношений, наиболее ярко находят свое выражение в нормах права, исходящих от государства, со стороны законодателя. Однако этот принцип справедливости в виде воли, возведенной в закон, не всегда и не во всех случаях совпадает с представлениями о справедливости отдельной личности, отдельных социальных групп и слоев населения. Иными словами, речь должна идти об идеальном: о возможности совпадения представлений о справедливости со стороны государства, органов законодательной власти и участников общественных отношений.

Справедливость как понятие ныне активно используется в программных документах политических партий, общественных движений. Во многих случаях это понятие применяется для обоснования политико-экономических и правовых задач в сфере занятости населения, в предвыборных обещаниях кардинально изменить (как правило, улучшить) положение в области трудовых отношений.

Справедливость как оценочное понятие, применяемое к анализу отношений занятости, выражает, таким образом, отношение человека, социального слоя, политической партии к таким социальным явлениями, как занятость и безработица. Однако нравственная оценка реальных, экономических, политических, правовых явлений и фактов в условиях современного российского общества характеризуется существенными особенностями, вызванными эпохой бурных социально-экономических преобразований.

Узловая проблема современного общественного развития России - обеспечение социальной направленности экономических реформ, проведение курса на соблюдение интересов всех социальных групп как трудоспособных, так и нетрудоспособных.

Это, несомненно, будет способствовать расширению социальной базы осуществляемых преобразований, включению новых групп и слоев населения в процесс реформирования. Эффективность реформирования общества обеспечивается тогда, когда в процесс преобразования вовлечены все основные общности и организации, когда большинство членов общества адаптированы к социальной реальности. Наглядным показателем такой адаптации и осознания общности базовых интересов выступает развитие социального партнерства.

Социальное партнерство - одно из центральных понятий в системе современной социальной политики, направленной на формирование справедливых и гуманных общественных отношений. Не углубляясь в детальную характеристику этого сложного общественного явления, отметим, что социальное партнерство представляет собой эффективный механизм достижения и упрочения общественного согласия, баланса интересов работников, работодателей, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений. Оьо предполагает осознание различными социальными группами необходимости поиска и достижения гражданского мира и консенсуса на основе взаимных договоров и соглашений.

Итак, социальную справедливость нельзя понять ни как формальную категорию, ни как застывшее отношение абсолютного добра, устанавливаемого какими-то надыстори чески ми, сверхчеловеческими силами. Неверно полагать, что можно построить такое общество, где все отношения между людьми будут регулироваться сверху, из центра, на основании высших принципов справедливости. В процессе формирования справедливых и гуманных общественных отношений необходимо развивать активность всех социальных субъектов, в том числе и региональных сообществ.

Примечания

1 Лайкам К Модели социальной политики // Общество и экономика. 2000. № 8. С. 32-37.

2 Покровский Н.Е. Российское общество на путях глобализации // Человек и современный мир. М., 2002. С. 31-33.

3 Дарендорф Р. Справедливость без оков зависимости // Социс. 1990. № 6. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.