Научная статья на тему 'Социальная мобильность в контексте социоисторической переходности'

Социальная мобильность в контексте социоисторической переходности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кураев И. Ю.

В статье анализируются процессы вертикальной и горизонтальной социальной мобильности в обществах переходного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная мобильность в контексте социоисторической переходности»

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРЕХОДНОСТИ

© Кураев И.Ю.*

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, г. Комсомольск-на-Амуре

В статье анализируются процессы вертикальной и горизонтальной социальной мобильности в обществах переходного типа.

Без анализа и учета исторического прошлого человека и человеческого общества невозможен не только прогноз его отдаленного будущего или его сегодняшнего в недалекой перспективе, но затруднен качественный анализ его сегодняшнего настоящего. Именно поэтому необходимость социальной ретроспективы уже давно не вызывает сомнения. Современное общечеловеческое общество находится в процессе диалектического перехода на новый виток исторического развития. Как отражается социоисторический переход на социальных процессах, в частности, процессе социальной мобильности? Попытка ответа на этот вопрос представлена автором статьи.

Проблема переходного общества и государства ставится в науке уже в третий раз [1]. Интерес к данному вопросу обостряется, как правило, после спада волны изменений и обусловлен необходимостью переосмысления тех трансформаций, которые пережило общество.

Переходное общество, представляющее собой эклектичную смесь старого и нового, порядка и хаоса, с неизменностью активизирует все социальные процессы (не редко буквально взрывая общество), в том числе и процессы социальной мобильности.

В истории человеческого общества можно выделить четыре социои-сторических перехода:

- антропосоциогенез (период формирования человека как вида и становления общества как специфически человеческого объединения);

- эпоха неолитической революции и перехода к традиционному (аграрному) обществу;

- переход от традиционного (аграрного) общества к модернизированному (в других концепциях - индустриальному, промышленному, капиталистическому и т.д.) обществу;

- переход от модернизированного общества к постмодернизирован-ному (постиндустриальному, постэкономическому, информационному и т.д.) обществу.

* Аспирант кафедры Философии и социальных наук.

Данное выделение отражает, на наш взгляд, следующие наиболее сущностные социоисторические черты переходного периода (общества переходного типа):

- глобальность перехода, детерминированная общими законами движения и развития, обязательность смены старого конечного качества с одновременным становлением нового для большинства человеческих обществ (т.е. через такого рода переходы проходит большинство (если не все) общества;

- отмирание старой системы общечеловеческих ценностей (духовных и материальных), возникновение и функционирование новой с одновременной реструктуризацией старой, характеризующееся их временным сосуществованием;

- наличие старых и новых государственных и общественных структур, тенденций и явлений, находящихся в состоянии постоянно меняющейся пропорции;

- складывание новой социальной стратификации на основе нарождающихся в обществе иных экономических, политических, культурных отношений;

- возникновение и функционирование новых социальных групп, из которых в перспективе складываются самостоятельные социальные слои (классы и т.д.).

Общества в момент перехода могут находиться на одной ступени развития, но ступень эта иногда находится в разных для общечеловеческого развития временных периодах. В действительности в одном историческом времени находятся разные по уровню развития человеческие общества. Так, в относительно недавнем историческом прошлом на стадии первобытного присваю-щего хозяйства находились Тасманийцы. Сегодня аборигены Австралии, южной Америки, Океании живут на границе присвающего и производящего хозяйства, законсервированные, таким образом, в стадии перехода к традиционному обществу. Переход к модернизированному обществу также совершался не одномоментно и однолинейно. Образно говоря, к финишу каждое общество приходит по-своему, в свое, отведенное ему историей, время.

Поскольку в реальности социальная картина общества, находящегося на стадии любого из перечисленных переходов достаточно сложна, возникает необходимость облегчить процесс анализа, учитывая только основные, самые главные моменты, в целях упрощения опуская детали, не искажающие при этом общей картины.

Вышесказанное делает необходимым использование некой идеальной модели (идеального типа по М. Веберу) общества переходного периода, в рамках которой становится возможным исследование процессов социальной мобильности. В свою очередь использование такой модели, на наш взгляд, дает возможность получить обобщенное представление о социальной мобильности для данного переходного этапа развития общества.

Исследовалось два основных типа социальной мобильности, характеризующиеся по направленности перемещения в социальном пространстве: вертикальная и горизонтальная.

Под вертикальной мобильностью здесь понимается совокупность восходящих и нисходящих социальных перемещений одновременно в трех системах стратификации: профессиональной, экономической и политической.

Под горизонтальной - территориальные перемещения (иначе географическая мобильность) и горизонтальные социальные перемещения в пределах класса, слоя (страты).

При рассмотрении каждого переходного общества отмечается волнообразный цикл интенсивности вертикальной мобильности. На начальной стадии перехода идет нарастание процессов вертикальной социальной мобильности, спустя некоторое время оно достигает своего пика, потом наблюдается снижение интенсивности вертикальной мобильности. При сравнительном рассмотрении каждого переходного общества выявляются некоторые отличия в волне. Так, в первом переходном периоде волна интенсивности социальной мобильности невысока и не имеет ярко выраженной вершины, в отличие от второго, четвертого и, особенно, третьего социоисторического перехода.

Меняется ширина волны и ее подножия, смещенность вершины волны от центра к начальной или конечной границе перехода (при условии, конечно, что каждый переход равняется одной и той же величине, независимо от его исторической протяжности).

Волна интенсивности вертикальной мобильности в обществе первого переходного периода достигает своего пика только к концу перехода. До этого времени речь идет об атропосоциогенезе, т.е. становлении человека и общества. Социальная мобильность (в ее традиционном понимании) в связи с отсутствием социальной структуры как таковой по понятным причинам ограничена. Только к концу переходного периода, с появлением неандертальца и кроманьонца, первого человеческого общества, есть место социальной мобильности. Тем не менее, пока диапазон вертикальной мобильности ограничивается относительной простотой общества, а вертикальная мобильность - статусом вождя, шамана, искусного воина и т.д.

В обществе второго переходного периода картина усложняется. По сравнению с предыдущим переходным периодом увеличивается диапазон вертикальной мобильности. Появляются новые социальные статусы и роли. Выстраивается социальная пирамида. Интенсивность вертикальной мобильности обоих направлений растет медленно и на протяжении всего переходного периода не отличается особыми масштабами. А к моменту появления первых протогосударств она, находясь на стадии снижения своей интенсивности, уже достигает минимума в этом переходе. Наблюдается смещение волны от центра, а с обеих ее сторон - незначительные подножия.

Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется общество третьего переходного периода. Во-первых, высота волны вертикальной мобильности в абсолютном значении превышает все остальные три волны; во-вторых, она имеет заметные подножия как до, так и после спада волны; в-третьих, смещена от центра к концу переходного периода. Пик волны вертикальной мобильности приходится на так называемый «век революций», характеризующийся тем, что он «перетряхнул» переходное общество сверху донизу, а также выдвинул на мировую арену новые социальные классы и «задвинул» старые.

Наконец, общество четвертого переходного периода, перехода к пост-модернизированному обществу, начавшемуся в послевоенное время.

На наш взгляд, пик интенсивности вертикальной мобильности четвертого переходного периода пришелся на его первое десятилетие. После чего наблюдается длительный спад интенсивности, представляющий собой довольно значительное подножие волны. Особенностью данного переходного общества можно считать его незавершенность, что не дает возможности представить полную картину процесса. Всплеск социальной мобильности в постсоветской России, в целом, не меняет общей картины, а именно: продолжающееся снижение интенсивности вертикальной социальной мобильности.

Таким образом, в каждом из четырех социоисторических перехода наблюдается последовательный рост интенсивности вертикальной мобильности в начале переходного периода, далее - через пик волны - к концу переходного периода идет постепенное снижение интенсивности вертикальной социальной мобильности.

В целом подтверждается сделанное еще П.А. Сорокиным утверждение, что «интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности изменяется от ... одного периода времени к другому (изменения во времени и пространстве). В истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности»[2, с. 392]. Что, собственно говоря, у нас и вышло.

При общем взгляде на географическую мобильность отмечается рост ее интенсивности от периода к периоду. Так, например, интенсивность горизонтальной географической мобильности растет от первого переходного периода к последнему, изменяется форма ее проявления: от пищевой и территориальной миграции до путешествий, обусловленных любопытством индивида и его стремлением к получению новой информации о мире. Оказывает влияние продолжающийся процесс урбанизации. А с развитием средств коммуникации и транспорта разница в скорости горизонтального перемещения, скажем кроманьонца и современного жителя планеты, становится просто огромной.

Если речь идет о горизонтальной социальной мобильности по «этажам» социального здания, то можно отметить, что наиболее часто происходит

перемещение в профессиональной плоскости. Как правило, речь идет о смене профессионального занятия в границах одного класса или страты. Так в дописьменном обществе, например, все земледельцы в минуты опасности становились воинами. Сегодня в области профессионального горизонтального перемещения наиболее активна молодежь. Она склонна чаще менять вид своей профессиональной деятельности, что обуславливается поиском ею своего места в жизни и в профессии.

Говорить о горизонтальной мобильности в политической и экономической плоскости с определенной долей уверенности можно лишь с третьего переходного периода. Должно сформироваться определенное количество позиций, имея в виду которые можно бы было говорить о каком-либо диапазоне горизонтальной мобильности в данных плоскостях.

В целом, объемы горизонтальной мобильности превышают объемы вертикальной мобильности, но соотношение в каждом отдельно взятом социо-историческом переходе разное. Наблюдается постепенное изменение в пользу горизонтальной мобильности. Наиболее наглядно это проявилось в последнем социоисторическом переходе. Здесь общий уровень социальной мобильности достигает 70-80 % населения, но почти 70 % всех социальных перемещений - это горизонтальная мобильность.

Список литературы:

1. Галтунг И. Теория малых групп (исследование проблемы соответствия) // Социально-политический журнал. - 1998. - № 2.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. - М., 1992.

3. Глезерман Г.Е. О законах общественного развития. - М., 1960.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15-ти тт. Т. 15: Стратификация и мобильность. - М., 2007.

ПРОСТРАНСТВО ЧАСТИЦ И СИСТЕМЫ ОТЧЕТА

© Плахотнюк Д.В.*

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

Как происходит процесс рождения частиц? Для объяснения этого процесса вовсе не следует придумывать отдельных и специальных законов и принципов вполне можно объяснить при помощи уже установленных принципов специальной теории относительности Эйнштейна. Так, при встрече фотона со статической частицей или ее полем происходит создание парадоксальной ситуации. Выходом из этой ситуации

* Преподаватель кафедры Философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.