Научная статья на тему 'Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению'

Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1339
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / SOCIALIZATION / PREPARATION FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Екатерина Анатольевна

Статья посвящена изучению особенностей социализации и социально-психологической адаптации детей к школе. Рассмотрены задачи и механизмы социализации, критерии школьной зрелости, уровни социально-психологической адаптации детей к школе, возможные трудности и проблемы при подготовке детей к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мельникова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization of senior preschoolers at the stage of their preparation for school education

The article is devoted to studying of peculiarities of socialization and children's psycho-social adaptation to school. Tasks and mechanisms of socialization, criteria of school ripeness, levels of children's psycho-social adaptation to school, possible difficulties and problems in children's preparation for school education are considered.

Текст научной работы на тему «Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению»

Литература

1. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. - 1995. - № 3. - С. 116.

2. Быков Е.В., Исаев А.П., Королева Ю.Г., Ходас В.В., Чипышев А.В., Федосеева Н.Г., Личагина С.А. Современные прогрессивные модели и концепции, направленные на укрепление здоровья учащихся: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2002. - С. 96-99.

3. Дорожнова К.П. Физическое развитие школьников г. Горький. - Горький: Волго-Вятское изд-во, 1975. - 87 с.

4. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 342 с.

5. Харитонов В.И., Аминов Р.Х., Плотников В.М., Фазылова А.В. Факторный анализ и его структура в физическом развитии детей 6-10-летнего возраста // Образование, здравоохранение, физкультура и спорт. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - С 16-20.

Лимаренко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой теории, методики и медико-биологических основ физического воспитания филиала Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске. E-mail: olga limarenko@mail.ru

Романова Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теории, методики и медико-биологических основ физического воспитания филиала Иркутского государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске.

Limarenko Olga Vladimirovna, candidate of pedagogical science, head of department of theory, methodology and medical-biological bases of physical education, branch of Irkutsk State Pedagogical University in Ust-Ilimsk. E-mail: olga limarenko@mail.ru

Romanova Svetlana Vladimirovna, candidate of biological science, assistant professor of department of theory, methodology and medical-biological bases of physical education, branch of Irkutsk State Pedagogical University in Ust-Ilimsk.

УДК 373.2

ЕА. Мельникова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Статья посвящена изучению особенностей социализации и социально-психологической адаптации детей к школе. Рассмотрены задачи и механизмы социализации, критерии школьной зрелости, уровни социально-психологической адаптации детей к школе, возможные трудности и проблемы при подготовке детей к школьному обучению.

Ключевые слова: социализация, подготовка к школе.

Е.А. Me/’m'Aova

SOCIALIZATION OF SENIOR PRESCHOOLERS AT THE STAGE OF THEIR PREPARATION FOR SCHOOL EDUCATION

The article is devoted to studying of peculiarities of socialization and children’s psycho-social adaptation to school. Tasks and mechanisms of socialization, criteria of school ripeness, levels of children’s psycho-social adaptation to school, possible difficulties and problems in children’s preparation for school education are considered.

Key words: socialization, preparation for school.

Понятие «социализация» (от лат. socialis - общественный) представляет собой процесс овладения индивидом определенной системой знаний, норм, ценностей, образцов поведения и культуры, присущей отдельной социальной группе и обществу в целом. Социализация позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Процесс социализации является предметом исследования социальной педагогики, психологии и социологии. Теоретические и методологические основы социализации разработаны в трудах Л.А. Никитиной, Л.И. Новиковой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика и др.

Социализация личности - сложный, длительный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. Существуют различные подходы к выделению этапов социализации: по ведущему виду деятельности, ведущему институту социализации, возрастной периодизации и т.д.

Таким образом, социализация - это двусторонний процесс: с одной стороны, человек в процессе социализации изменяется, усваивает социальный опыт, погружаясь в систему социаль-

ных связей, с другой - сами социальные связи могут изменяться за счёт активных действий этого человека.

При проведении исследования мы опирались на возрастную периодизацию, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастными стадиями жизни человека, и рассматривали дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет) и т.д. Именно в этот период происходит формирование основных психических функций и элементарных форм общественного поведения, именно с периодом детства связаны первичные стадии социализации.

А.В. Мудрик выделяет общие задачи для каждого возраста. Невозможность реализации этих задач на том или ином возрастном этапе либо задерживает развитие человека, либо делает его неполным.

Естественно-культурные задачи. Они предполагают достижение на каждом возрастном этапе определённого уровня физического и сексуального развития и носят конкретноисторический характер, так как у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности и различные темпы полового созревания.

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностные, культурно-этические. Они предполагают усвоение человеком определенных знаний, умений и навыков и его посильное участие в жизни общества. Эти задачи определяются уровнем его развития, общества в целом и ближайшим окружением каждого конкретного человека.

Социально-психологические задачи. Они предполагают формирование самосознания человека, его самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Социализация осуществляется через ряд универсальных социально-психологических механизмов и различных социальных институтов, выступающих в роли таких механизмов социализации, как семья, ДОУ, школа, УДО и т.д.

Традиционный механизм социализации - это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему окружению, путём подражания, внушения, воздействия и т.п.

Институциональный механизм - это взаимодействие человека с различными специализированными (созданными для осуществления функции социализации) и неспециализированными (выполняющими эту функцию попутно) организациями и учреждениями.

Стилизованный механизм социализации - это усвоение человеком совокупности норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей и обусловливающих определенный стиль жизни этой группы (субкультуру).

Межличностный механизм социализации - это процесс взаимодействия человека со значимыми для него лицами, авторитетами (на разных возрастных этапах это могут быть родители, учителя, друзья и др.).

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, самоанализ, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов одновременно, но их процентное соотношение на разных возрастных этапах различно. На первых стадиях социализации главенствующая роль принадлежит традиционному механизму, но с поступлением ребенка в школу на первый план может выходить институциональный механизм социализации.

И вполне вероятно, что в связи с этим новым положением у ребенка могут возникать некоторые трудности и проблемы различного характера. Прежде всего, происходит смена режима сна и питания; смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени. Возрастает объем интеллектуальной нагрузки. Возрастает время, проводимое без активного движения. На уроках ребёнок сидит за партой, а на перемене часто не может организовать свой отдых: непривычно высокий уровень шума и толчея смущают его, он предпочитает вообще не покидать класс на это время или просто не знает, чем себя занять.

Появляется необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками. Происходит смена стиля общения со взрослым. Учитель не ориентирован на заботу, защиту и установление личных контактов вовсе не из-за душевной черствости. Задача учитель - давать знания, а не опекать, но ребенок не может осознать это сразу и на новом месте на первых порах ощущает себя беспомощным и одиноким.

С этим связана и трудность при необходимости полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете, при самостоятельной организации своего рабочего места.

Первоклассник должен быстро освоить условные сигналы, которые в жизни дошкольника встречаются крайне редко: звонок на урок и на перемену, указатели на стенах и т.п.; должен научиться адекватно реагировать на эти сигналы, а также понимать, что сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции необходимо не только в момент обнаружения такого сигнала.

В разные периоды развития отечественной психологии выдвигались различные критерии определения готовности детей к школе. Так, в качестве главного условия школьной зрелости рассматривалась способность ребенка выделить для себя учебное содержание и отделить его от внешней стороны школьной жизни, потому что многих дошкольников школа привлекает, прежде всего, своими формальными аксессуарами: новые учебные принадлежности, своеобразные правила поведения и т.п. (А.Г. Венгер, К.Н. Поливанова).

Л.С. Выготский первым сформулировал мысль о том, что готовность к школе определяется уровнем развития у детей интеллектуальных процессов, прежде всего, умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления. Одним из критериев школьной зрелости может быть овладение определенным количеством умений, знаний и навыков, необходимых для оптимального усвоения школьной программы (А. Анастази).

Основными показателями благоприятной социализации будущего первоклассника являются формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Необходимо учитывать, что в период адаптации к школе некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости - явления вполне допустимые, как и достаточно низкий уровень и неустойчивость работоспособности в первые четыре недели.

Социализация на этом этапе может протекать двояко. Л.С. Выготский первым отметил отрицательные и положительные проявления детской потребности «быть наравне со взрослыми». С одной стороны, во время «кризиса старшего дошкольного возраста» ребенок испытывает острый интерес к взрослому обществу, напускает на себя вид «бывалого», манерничает, «встревает» в разговор, делает выводы из услышанного. С другой стороны, он начинает вникать в семейные заботы и проблемы, помогает старшим, принимает посильное участие в делах, способен отложить игру, если нужна его помощь в каком-то семейном деле.

Для старших дошкольников и младших школьников характерно также стремление к состязательной совместной деятельности со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте их больше всего радует возможность совместной игры в процессе обучения. Теперь им интересно сравнивать себя и сверстников, пытаться искать причины поражения и учиться на ошибках. В отличие от взрослых младшие школьники действительно способны целенаправленно учиться у более опытного, на «чужих» ошибках.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента социально-личностной готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что психологическая готовность к школе - целостное, интегративное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Кроме того, причинами личностносоциальной неготовности могут быть не только сам ребенок, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растет и развивается.

В результате сделанной Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академией ранговой оценки медико-социальных факторов, оказывающих влияние на фор-

мирование патологии, было установлено более 30 факторов риска. Большинство из этих факторов риска является управляемыми или частично управляемыми (В.К. Юрьев, Г.И. Куценко и др.).

Особенно неблагоприятно на развитии детей сказываются воспитание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, пьянство одного или обоих родителей, безнадзорность. Но бывают случаи и прямо противоположные: когда ребенку уделяется очень много внимания, он тоже может оказаться неподготовленным к школе. Как правило, это дети, выросшие в атмосфере гиперопеки, в окружении взрослых, почти без контактов со сверстниками. И самым трудным для такого ребенка в школе будет именно общение и контакт со сверстниками, необходимость считаться с мнением и желанием других, подчиняться каким-либо требованиям, а не только своему желанию. Преодолеть подобные трудности непосредственно перед поступлением в школу очень нелегко (М.М. Безруких и др.).

Все вышесказанное свидетельствует о том, что серьезного внимания со стороны взрослых требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации. Правда, выделяемые ребенком игровые и не только цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны, а удержание этих целей в значительной степени определяется трудностью задания и длительностью его выполнения. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. Но старший дошкольник уже способен соподчинять мотивы своего поведения, а это очень важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития волевой готовности к обучению в школе (Я. Коломинский). Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. После овладения речью слово становится для дошкольников не только средством общения, но и средством организации поведения. Следовательно, нравственные мотивы поведения по своему воздействию должны стать более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные, потребности.

Значительному числу неготовых детей щадящий режим подготовительных групп при ДОУ и УДО позволяет укрепить здоровье, подготовиться к школе, в дальнейшем учиться таким детям будет гораздо легче.

Специфика подготовки к школе в условиях УДО определяется возможностью приобретения детьми социального опыта, отличного от семейного, или опыта, полученного в детском саду. Учреждения дополнительного образования располагают разнообразием социальных связей и богатой социокультурной средой, это стимулирует социализацию дошкольников в процессе подготовки их к школьному обучению.

Социально-педагогическая деятельность на занятиях по подготовке к школе осуществляется по следующим направлениям:

- формирование готовности личности к систематическому обучению в школе,

- создание широкого общекультурного, эмоционально значимого для ребенка фона для освоения содержания общего стандарта образования,

- подготовка дошкольников к жизни в условиях предстоящих социальных перемен, связанных с поступлением в школу,

- подготовка к самостоятельному решению проблемных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта,

- предметная ориентировка ребенка в базисных видах деятельности (ценностноориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической),

- компенсация отсутствующих в детсадовском или семейном воспитании учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, искусство, психологию и др.),

- развитие задатков, способностей, интересов личности,

- социальное и личностное самоопределение, содействие в выборе индивидуального образовательного пути.

Учреждения дополнительного образования реализуют образовательные программы по подготовке к школе, ориентируясь на социальное становление ребенка. Воспитание «будущего школьника» в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка 5-7 лет к самому себе, окружающему миру, своему месту в этом мире, своей новой роли в

жизни этого мира. Ребёнок является субъектом собственного самопознания, саморазвития, самореализации и сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута.

УДО создает условия для свободного волеизъявления личности, ориентируется на индивидуальные запросы каждого, но в то же время позволяет личности приобщиться к общечеловеческим ценностям, к мировой культуре, способствует формированию целеположения, стратегии собственного развития, самореализации и самоутверждению.

Исследование места и роли учреждения дополнительного образования в стимулировании социализации ребёнка в процессе подготовки его к школе позволяет сделать следующие выводы:

1. Основной задачей общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация детей, так как именно в период детства складываются основные структуры личности. Учреждение дополнительного образования не просто организует деятельность своих учеников, а предоставляет им возможность действия и взаимодействия, поддерживая их самостоятельность. В результате они осваивают и присваивают социально, личностно и духовно значимые жизненные позиции.

2. Социализация старших дошкольников при поступлении в школу происходит постепенно, в течение длительного времени; социальная готовность не может возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте ей не уделялось достаточного внимания. Воспитательный процесс в УДО представляет собой планомерно организованную систему педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности - интеллектуальные, физические, эстетические, трудовые, социальные, нравственные, духовные. Это позволяет сформировать у дошкольников не только интерес к внешней стороне учебы, то есть к походу в школу, школьным принадлежностям, правилам поведения в школе, но и, что гораздо более ценно, интерес к содержанию занятий, стремление стать учеником, выполнять установленные правила поведения, иметь конкретные права и обязанности.

3. Учреждения дополнительного образования обладает своим комплексом программ, организуя, предоставляя каждому ребенку свой вариант образования в культуре, свои возможности для жизненного самоопределения. Эти программы предполагают развитие познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его в процессе совместной деятельности к общечеловеческим ценностям и возведение базиса личностной культуры.

4. Учреждения дополнительного образования можно рассматривать как наиболее оптимальный стимул социализации, так как они позволяют не только полнее использовать возможности обязательных обучающих программ, но и компенсировать их односторонность и унифицированность, а значит, расширяют возможность социализации.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982.

2. Бодалев А.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях. - М.: Педагогика, 1991.

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собрание сочинений. - М., 1982. - Т.4.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

6. Ермолова Т.В. Готовность к школе. - М., 1996.

7. Как подготовить ребенка к школе. - Тула: Арктоус, 1996.

8. Коломинский Я. Личностная готовность ребенка к школе. - Минск, 1996.

9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарика, 2006.

10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Педагогика, 1997.

11. Никитина Л.Я. Теоретические основы совершенствования педагогических технологий в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.

12. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Состояние репродуктивного здоровья мальчиков Санкт-Петербурга // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2001. - №5.

Мельникова Екатерина Анатольевна, НОУ Гуманитарного центра Ирины Собяниной, консультант (г. Москва). E-mail: melnikova-eka@vandex.ru.

Mel’nikova Ekaterina Anatolievna, primary educational establishment Humanitarian center of Irina Sobyanina, consultant (Moscow). E-mail: melnikova-eka@v andex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.