Научная статья на тему 'Социальная компетентность ребёнка - дошкольника как важнейшая составляющая личностной готовности к обучению в школе'

Социальная компетентность ребёнка - дошкольника как важнейшая составляющая личностной готовности к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL EDUCATION / SOCIALIZATION / TRAINING CHILDREN FOR SCHOOL / PRESCHOOL CHILDREN / SOCIAL COMPETENCE OF A PRESCHOOL CHILD / SOCIAL DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ / РЕБЁНОК-ДОШКОЛЬНИК / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов В.Ф.

В статье применительно к дошкольному возрасту анализируется понятие «социализация личности», в котором выделяется поведенческий компонент как необходимая составляющая подготовки ребёнка к школе. Автор формулирует на основе исследований Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.А. Лабунской, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона проблемы дошкольной социализации. Дифференцируя детей дошкольников на «домашних» и посещающих детский сад или другие дошкольные учреждения, автор указывает на важнейший компонент социализации общение как со взрослыми, так и с ровесниками, без которого значительно затруднено формирование готовности к школьному обучению. В статье рассматривается необходимость создания условий для формирования социальной компетентности дошкольника как важнейшей составляющей личностной готовности к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимов В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPETENCE OF A PRESCHOOL PUPIL AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PERSONAL READINESS TO LEARN AT SCHOOL

In the article in relation to preschool age the author examines a concept of “socialization” that emphasizes the behavioral component as an essential component of making a child ready to go to school. The author formulates problems of preschool socialization, which are based on research of L. S. Vygotsky, L. I. Bozhovich, V. A. Labunskaya, D. I. Feldstein, E. Erickson. The author indicates the most important component of socialization, which is communication with adults and with peers, without which is important for all categories of preschool children: children who don't attend any preschools, who attend kindergartens or other preschool organizations. The author proves that the lack of communication with older generation greatly hampers the formation of readiness for schooling. The paper discusses the need to create conditions to form social competence of preschool children as the most important component of personal readiness to school education.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность ребёнка - дошкольника как важнейшая составляющая личностной готовности к обучению в школе»

развитие их стохастической культуры. Для этого в ходе многочисленных статистических испытаний с монетами, кубиками, карточками с цифрами и буквами детей знакомят с понятием относительной частоты появления события, которое также принято называть статистической вероятностью появления события. Необходимо, чтобы дети уяснили разницу между статистическим и классическим определениями вероятности события и то, что на практике наблюдение за статистическими испытаниями и статистическая вероятность являются основными способами вычисления приближённого значения вероятности события.

Работа с детьми на этом этапе должна сопровождаться решением задач такого типа: 1) При подбрасывании монеты 100

Библиографический список

раз герб выпал 51 раз. Найдите относительную частоту выпадения герба. 2) По мишени было произведено 10 выстрелов и зарегистрировано 8 попаданий. Какова относительная частота попадания в мишень? 3) При испытании партии из 100 лампочек 2 лампочки оказались бракованными. Какова относительная частота покупки исправной лампочки из такой партии?

В заключение отметим, что предлагаемый нами методический подход по развитию элементов стохастической культуры был апробирован при обучении математике учащихся начальных классах МОУ СОШ № 34 города Махачкалы и показал в процессе проведённой нами опытно-педагогической работы свою дидактическую и развивающую эффективность.

1. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. Москва, 1908.

2. M. Kac & J. Logan. in Fluctuation Phenomena, eds. E.W. Montroll & J.L. Lebowitz. North-Holland, Amsterdam, 1976.

3. Nelson E. Quantum Fluctuations. Princeton University Press, Princeton, 1985.

4. Царева С.Е. Вероятностно-статистическая пропедевтика в математическом образовании младших школьников. Начальная школа. 2010; 4: 29-34.

5. Тонких А.П. Стохастика в начальной школе: пособие для учителей начальных классов. Москва, 2013. References

1. Laplas P.S. Opyt filosofii teorii veroyatnostej. Moskva, 1908.

2. M. Kac & J. Logan. in Fluctuation Phenomena, eds. E.W. Montroll & J.L. Lebowitz. North-Holland, Amsterdam, 1976.

3. Nelson E. Quantum Fluctuations. Princeton University Press, Princeton, 1985.

4. Careva S.E. Veroyatnostno-statisticheskaya propedevtika v matematicheskom obrazovanii mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2010; 4: 29-34.

5. Tonkih A.P. Stohastika vnachal'nojshkole: posobie dlya uchitelej nachal'nyh klassov. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 10.03.16

УДК 373.29

Efimov V.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Primary and Preschool Education, GGTU (Orekhovo-Zuyevo, Russia), Е-mail: profefim53-1953@km

SOCIAL COMPETENCE OF A PRESCHOOL PUPIL AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PERSONAL READINESS TO LEARN AT SCHOOL. In the article in relation to preschool age the author examines a concept of "socialization" that emphasizes the behavioral component as an essential component of making a child ready to go to school. The author formulates problems of preschool socialization, which are based on research of L. S. Vygotsky, L. I. Bozhovich, V. A. Labunskaya, D. I. Feldstein, E. Erick-son. The author indicates the most important component of socialization, which is communication with adults and with peers, without which is important for all categories of preschool children: children who don't attend any preschools, who attend kindergartens or other preschool organizations. The author proves that the lack of communication with older generation greatly hampers the formation of readiness for schooling. The paper discusses the need to create conditions to form social competence of preschool children as the most important component of personal readiness to school education.

Key words: preschool education, socialization, training children for school, preschool children, social competence of a preschool child, social development.

В.Ф. Ефимов, д-р пед. наук, доц., проф. каф. начального и дошкольного образования ГГТУ, г. Орехово-Зуево, Е-mail: profefim53-1953@km

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕБЁНКА - ДОШКОЛЬНИКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В статье применительно к дошкольному возрасту анализируется понятие «социализация личности», в котором выделяется поведенческий компонент как необходимая составляющая подготовки ребёнка к школе. Автор формулирует на основе исследований Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.А. Лабунской, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона проблемы дошкольной социализации. Дифференцируя детей дошкольников на «домашних» и посещающих детский сад или другие дошкольные учреждения, автор указывает на важнейший компонент социализации - общение как со взрослыми, так и с ровесниками, без которого значительно затруднено формирование готовности к школьному обучению. В статье рассматривается необходимость создания условий для формирования социальной компетентности дошкольника как важнейшей составляющей личностной готовности к школьному обучению.

Ключевые слова: дошкольное образование, социализация личности, подготовка детей к школе, ребёнок-дошкольник, социальная компетентность ребёнка-дошкольника, социальное развитие.

В настоящее время проблема социализации личности остается актуальной для педагогической науки и практики. Это касается и системы дошкольного образования. Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальных навыков - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

На современном этапе развития системы дошкольного образования важнейшей задачей становится целенаправленное формирование эффективных социальных навыков (компетенций), обеспечения условий для полноценного и продуктивного взаимодействия с окружающими - взрослыми и сверстниками. Однако можно отметить следующие проблемы в решении данных вопросов.

Во-первых, в существующих программах и технологиях дошкольного образования не находят достаточного освещения

вопросы формирования социальной компетентности в рамках подготовки к обучению в школе. Во-вторых, развитие (недоразвитие) социальной готовности к школе напрямую сказывается на формировании полноценной учебной деятельности в начальной школе. В-третьих, проблема качественной подготовки детей к школе, способствующей выравниванию стартовых возможностей детей, становится значимой тем более, что сегодня предлагаются различные формы такой подготовки: это и предшкольное образование, и дополнительное образование на базе ДОУ и средних общеобразовательных школ, курсы и т. д. В-четвертых, семья является важнейшим институтом социализации, т. к. развивает у ребёнка способность к совместной деятельности в детском сообществе, навыки взаимодействия с окружающими взрослыми людьми, что способствует эффективной адаптации к жизнедеятельности различных социальных групп [1].

В то же время проблема социализации ребёнка дошкольного возраста не нова. Вопросы социализации личности нашли отражение во многих научных трудах и исследованиях таких авторов, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Лабунская, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др. В качестве оптимальных условий для воспитания социального поведения личности у данных авторов можно назвать следующие: осознание возрастных особенностей ребёнка (Л.С. Выготский); среда межличностного общения (Л.И. Божович); формирование представлений о нормах и правилах поведения в обществе (Е.Н. Шиянов); совместная деятельность взрослых и детей (В.А. Лабунская); приобщение к ценностям культуры (Д.И. Фельдштейн).

И, тем не менее, в решении проблемы эффективной социализации личности старшего дошкольника, возникает много вопросов, так как дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в социальный институт образования, является его начальным этапом, рассматривает проблемы развития и решает вопросы ранней социализации детей.

С детьми, не охваченными системой дошкольного образования, всё обстоит гораздо сложнее. Процесс социализации идёт достаточно трудно, а ведь дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в социальный мир, который рассматривается как «врастание в человеческую культуру». Неадаптированность личности в обществе приводит к необратимым негативным процессам как для человека, так и для общества.

Содержание и технологии дошкольного образования модернизировались ещё в контексте Концепции дошкольного воспитания [2], ориентируя дошкольные образовательные организации на воспитание у детей-дошкольников ценностей познания, ценностей переживания и ценностей преобразования, а также создание широкой среды социальных взаимодействий как способа постижения ценностей культуры и личности. Но проблемы формирования социальной компетентности, социального поведения старшего дошкольника в существующих программах дошкольного образования не находят достаточного освещения, особенно в рамках формирования готовности к школьному обучению.

Проблема подготовки детей к школе не исчерпывается формированием у них определенных знаний, умений и навыков, это многокомпонентный аспект. В качестве одного из компонентов рассматривается и формирование отношений с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребёнка, его потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, сверстниками, широты социальных контактов, иными словами - социального поведения.

Необходимо отметить, что от решения проблемы развития социальной компетентности старшего дошкольника зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения еще в условиях ДОУ [3], так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Социальная компетентность как составляющая личностной готовности к обучению в школе представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему социальному миру и к самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Данный компонент готовности включает в себя формирование у детей старшего дошкольного возраста таких качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Ребёнок приходит в школу, в первый класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими

детьми, необходимы умения войти в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, умение уступать, отстаивать свою правоту, а иногда и защищаться.

Таким образом, социальная компетентность предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детского сообщества, наличие развивающихся способностей справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. И, конечно, необходимо отметить, что важнейшим достижением дошкольного детства как возрастного периода, является осознание ребёнком своего социального «Я», формирование «внутренней социальной позиции». Ребёнок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди окружающих, и тем, каковы его реальные возможности в этом мире взрослых людей. Он стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для себя самого, но и для других людей деятельность, в данном случае, учебную.

Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребёнка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. При этом развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого адекватные возрасту психолого-педагогические условия (образовательный процесс, предметно-развивающая пространственная среда).

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который, по высказываниям Л.С. Выготского, рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Что же мы понимаем под социальным развитием? Социализация - это «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений». Тогда социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребёнок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных трех компонентах.

Приведём пример. Ребёнок добился того, чтобы сверстники, которые ранее его отвергали, приняли в своё детское сообщество, в свои игры. У него сразу же изменились социальные качества - он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: «я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр.» Его социальные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения со сверстниками, обращения с предметами, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.

В процессе социального развития происходит присвоение ребёнком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта. Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой - отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», самоидентификацией, раскрытием творческих потенциалов личности.

Социальное развитие личности осуществляется в процессе любой детской деятельности (учебной, игровой, художественно-продуктивной, трудовой). В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации.

В силу специфики развития психических процессов и функций самоидентификация дошкольника возможна на уровне эм-

патии (сопереживания), возникающего в ходе отождествления себя со сверстниками и другими взрослыми людьми.

Эффективность социального развития как результата социализации обусловлена действием различных факторов. Если мы говорим о педагогике, то важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, ее воспроизведение, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребёнка позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

Как отмечает Г.А. Романова, эффективность достижения планируемых результатов (уровней результатов и эффектов развития социокультурной компетентности) определяется качественной диагностикой исходного уровня развития данного феномена, умело подобранным инструментарием отслеживания промежуточных результатов, что позволяет вносить своевременные коррективы в общую деятельность и в программу личностного развития каждого ребёнка.

Важно отметить тщательную разработку этапа целепола-гания, предусматривающего реализацию определённых требований к постановке планируемых результатов, промежуточных целей и задач, в том числе: диагностичность, доступность (реальная достижимость), конкретность, осознанность и осознава-емость с точки зрения полезности для всех и для каждого, постоянное усложнение целей и задач, преемственность в системе общих целей [4].

Развитие социальных навыков - важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социальный опыт приобретается ребёнком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Библиографический список

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребёнок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте трудно переоценить.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики. Так, например,

- системный подход, позволяющий рассматривать процесс социализации как сложную систему со своей структурой, внешними и внутренними функциями, этапами развития;

- аксиологический подход, способствующий выявлению ценностно-смысловых ориентиров в системе формирования социокультурной компетентности обучающихся;

- антропологический подход, позволяющий рассматривать процессы формирования социально значимых качеств и свойств личности через многообразие социокультурных детерминант педагогического процесса;

- деятельностный подход, отражающий следующие характеристики: субъектный характер деятельности, где воспитанник выступает не только объектом организуемой и управляемой деятельности, но и субъектом творческой самодеятельности; развивающий характер деятельности; постоянно усложняющийся характер деятельности; перцептивно-коммуникативный характер деятельности; творческий характер деятельности; индивидуально-коллективный характер деятельности; социально значимый характер деятельности [5; 6].

И тогда основная цель дошкольного образования должна отвечать требованиям начальной школы - предоставление условий каждому ребёнку для наиболее полного проявления его возможностей и способностей, обеспечения развития всех компонентов готовности к школьному обучению, в том числе, социальной готовности, а именно: формирование навыков и привычек для адаптации к новой среде, к новой деятельности и к её условиям. От полноценности проживания дошкольного детства во многом зависит благополучие и успешность человека не только в начальной школе, но и во всей его жизни.

1. Зайцева И.А. Семья ценностная основа социальной адаптации. Москва, Начальная школа. 2014; 1: 29 - 32.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 163-р.

3. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников ДОУ. Москва, 2014.

4. Романова Г.А. Проблемы социализации детей и подростков в каникулярный период. LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken, Germany, 2014.

5. Романова Г.А. Социокультурная компетентность как фактор профилактики развития девиаций поведения обучающихся в условиях инклюзивного образования. Инициативы XXI века. 2014; 4: 92 - 94.

6. Ефимов В.Ф. Гуманизация образовательной среды как условие личностно-ориентированного образования. Начальная школа. Москва, 2007; 11: 3 - 7.

References

1. Zajceva I.A. Sem'ya cennostnaya osnova social'noj adaptacii. Moskva, Nachal'naya shkola. 2014; 1: 29 - 32.

2. Koncepciya Federal'noj celevojprogrammy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 fevralya 2011 goda № 163-r.

3. Danilina T.A. Social'noe partnerstvo pedagogov, detej iroditelej: posobie dlya prakticheskih rabotnikov DOU. Moskva, 2014 .

4. Romanova G.A. Problemysocializaciidetejipodrostkovvkanikulyarnyjperiod. LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken, Germany, 2014.

5. Romanova G.A. Sociokul'turnaya kompetentnost' kak faktor profilaktiki razvitiya deviacij povedeniya obuchayuschihsya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Iniciativy XXI veka. 2014; 4: 92 - 94.

6. Efimov V.F. Gumanizaciya obrazovatel'noj sredy kak uslovie lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Nachal'naya shkola. Moskva, 2007; 11: 3 - 7.

Статья поступила в редакцию 03.03.16

УДК 378

Isaeva M.B., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Humanitarian-Pedagogical University n. a. V. M. Shukshin

(Biysk, Russia), Е-mail: marina-1.68@mail.ru

CULTURAL TRAINING OF A FUTURE SOCIAL EDUCATOR AND EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST. The article presents a model of cultural training of a future social educator and educational psychologist in the higher education system and revelas some trends of development of the educational process in a pedagogical university, deducing it to a cultural level. Cultural training of a social pedagogue and a school psychologist has the following components: axiological, technological or procedural, cognitive or socio-cognitive and managerial-regulatory components. These components are characterized as complementary components by the author and are a basis for the cultural training of future social educators and educational psychologists.

Key words: culturological training, pedagogical culture, social and cultural development.

М.Б. Исаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени В.М. Шукшина», г. Бийск, Е-mail: marina-1.68@mail.ru

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В статье представлена модель культурологической подготовки будущего социального педагога и педагога-психолога в системе высшего образования и тенденции развития учебного процесса в педагогическом вузе, выводящие его на культурологический уровень. Культурологической подготовке социального педагога и педагога-психолога присущи следующие компоненты: аксиологический, процессуальный или технологический, когнитивный или социально-познавательный и управ-ленческо-регулятивный. Выделенные взаимодополняемые компоненты являются основой культурологической подготовки будущего социального педагога и педагога-психолога.

Ключевые слова: культурологическая подготовка, педагогическая культура, социокультурное развитие.

Культурологической подготовке социального педагога и педагога-психолога присущи следующие компоненты: аксиологический, процессуальный или технологический, когнитивный или социально-познавательный и управленческо-регулятивный. Выделенные нами взаимодополняемые компоненты являются основой культурологической подготовки будущего социального педагога и педагога-психолога.

Аксиологический компонент связан с постижением смысловых ценностей философии культуры и образования. Педагогическая деятельность в современных условиях ориентируется на творческое основание многообразного философско-миро-воззренческого арсенала человечества, его истории, на педагогическую интерпретацию человека, обладающего «вселенским сознанием». Отсюда вытекает определение места социального педагога и педагога-психолога в социально-природном контексте в качестве носителя своеобразной культуры существования в мире, в обществе, включенном не только в глобальные, земные, но и вселенские, космические процессы.

Аксиологический компонент культурологической подготовки выделяется нами в связи с тем, что человек постоянно находится в ситуации нравственной, эстетической, мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности определяется направленностью личности на осмысление, признание и актуализацию общечеловеческих ценностей.

По мнению ряда исследователей (А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, В.А. Малахов, Л.П. Разбегаева, В.П. Тугаринов и др.) обращение к духовным ценностям, созданных человечеством, их нравственное осмысление и составляет сущность культуры. Таким образом, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей. В последние годы проблема ценностей рассматривалась в работах С.Ф. Анисимова, В.А. Блюмкина, М.В. Демина, С.Г. Дроб-ницкого, А.З. Здравомыслова, Н.С. Розова, Л.П. Разбегаевой, Л.Н. Столовича, Н.З. Чавчавадзе и др.

Аксиологическая функция культурологической подготовки осуществляется при наличии ряда уровней: высшим из них являются нормы морали. Конечно, они изменяются в ходе истории и от народа к народу. Однако по мере роста духовной культуры, развития средств массовой коммуникации, сокращения расстояний и неизмеримого усиления контактов и взаимообменов между народами, растет осознание каждым жителем Земли своей индивидуальности, национальной идентификации и, одновременно, своей принадлежности ко всему человечеству.

Аксиологический компонент обеспечивает творческое содержание культурологической подготовки. Процесс присвое-

ния будущим социальным педагогом и педагогом-психологом выработанных педагогических ценностей происходит на лич-ностно-творческом уровне. В частности, в исследованиях по научному творчеству отмечается, что ученый, распредмечивая существующее знание, вскрывает метод деятельности создателя данной теории и одновременно опредмечивает свой способ мышления [1]. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, то есть личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности [2].

Саморазвитие таких качеств, как доброта, порядочность, способность к ответственному поступку, толерантность, эмпатия, любовь к детям составляют основу основ культурологической подготовки будущего социального педагога и педагога-психолога. Именно поэтому в нашем исследовании аксиологический компонент культуры занимает особое место в модели культурологической подготовки.

Когнитивный компонент отражается в таких функциях, как систематизация информации на единой концептуальной основе и единой логике. Взаимодействие категорий «образование» и «информация» представляется существенным, так как именно информация может быть использована в образовательных системах как средство манипуляции человеком либо как средство обеспечения свободы действий и субъективных проявлений. Когнитивный компонент предполагает также учет принципа историзма в оценке предметов и явлений действительности и проявляет себя в таких функциях как аналитический характер мышления, творческий подход к изучаемому знанию, критичность в восприятии информации.

Когнитивный компонент заключается в углубленных знаниях о культуре, о процессах культурного развития общества и личности, о культурно-историческом опыте своего народа, своей истории. К когнитивному компоненту культурологического развития относится также изучение жизненного и творческого опыта педагогов-новаторов, великих педагогов, таких, как В.А. Сухом-линский, А.С. Макаренко и др.

Когнитивный компонент предполагает целеполагание, перспективы и проекты человеческой деятельности. В структуре духовного производства когнитивная функция выполняет следующие цели: производство новых знаний, норм, ценностей, ори-ентаций и значений; накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; процесс коммуникации, обеспечивающий знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; социализацию общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.