Научная статья на тему 'Социализация дошкольников в процессе продуктивной деятельности'

Социализация дошкольников в процессе продуктивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1748
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EXPERIENCE / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONS / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRODUCTIVE ACTIVITY / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Ю. Н.

Социализация детей, постижение общественных отношений вопрос сложный и многоаспектный, наклaдывающий особую ответственность на педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор полагает, что эффективным средством успешной социализации дошкольников является продуктивная деятельность, которая в силу своей привлекательности и творческого начала способствует естественному обогащению социального опыта детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of childrens socialization, their comprehension of social relations is difficult and multidimensional. It imposes a special responsibility on teachers of preschool educational institutions. The author argues that productive activity is an effective instrument of successful preschoolers socialization because due to its attractiveness and creative nature it contributes to the natural enrichment of preschool childrens social experience.

Текст научной работы на тему «Социализация дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I Ю. Н. Соловьева

Аннотация. Социализация детей, постижение общественных отношений -вопрос сложный и многоаспектный, накладывающий особую ответственность на педагогов дошкольных образовательных учреждений. Автор полагает, что эффективным средством успешной социализации дошкольников является продуктивная деятельность, которая в силу своей привлекательности и творческого начала способствует естественному обогащению социального опыта детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, взаимоотношения, продуктивная деятельность, социальный статус.

Summary. The issue of children's socialization, their comprehension of social relations is difficult and multidimensional. It imposes a special responsibility on teachers of preschool educational institutions. The author argues that productive activity is an effective instrument of successful preschoolers' socialization because due to its attractiveness and creative nature it contributes to the natural enrichment of preschool children 's social experience.

Keywords: socialization, social experience, relations, productive activity, social status.

Современное общество с его демократическими тенденциями, склонностью к нововведениям и преобразованиям предъявляет к ребенку дошкольного возраста особые требования. Многие из них связаны с процессом социализации, который представляет собой многоаспектный процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.

Дошкольный возраст в этом отношении можно охарактеризовать как уникальный. По оценкам отечественных ученых - В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. - в период дошкольного детства ребенок проходит огромный путь в своем разви-

тии: знания, представления, социальные навыки стремительно актуализируются, разворачиваются, неуклонно расширяются и пополняются. В социально-психологическом плане дошкольники проживают период интенсивного усвоения образцов поведения, обусловленных тем, что «ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим лицам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям» [1, с. 226].

Продуктивная деятельность является одним из социально-педагогических факторов развития личности ребенка

111

1 / 2011

Преподаватель

!ЕК

112

дошкольного возраста. Все виды продуктивной деятельности, связанные с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, органичны самой природе ребенка, психо-физиологическим особенностям детей данного возраста.

Считаем необходимым отметить, что главной задачей обучения различным видам продуктивной деятельности является не только формирование специальных умений и навыков, но и развитие гармоничной личности дошкольника, обладающей гибким, интегрирующим, творческим мышлением, актуализация возможности адекватного восприятия и преобразования окружающей действительности, подготовке к жизни в социуме.

Само содержание продуктивной деятельности является очень привлекательным для детей дошкольного возраста. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, художественное конструирование, дизайн) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств, способствует успешной социализации ребенка в обществе.

Воспитательно-образовательная работа педагога по социальному развитию детей средствами продуктивной деятельности, по нашему мнению, должна строиться с учетом следующих принципов:

• учет закономерностей развития продуктивной деятельности: от простого - к сложному, от общего - к частному;

• актуализация социальной направленности продуктивной деятельности при отборе содержания и способов обучения;

• тесная взаимосвязь продуктивной деятельности с различными видами детской деятельности.

Следуя перечисленным принципам, при организации продуктивной деятельности дошкольников, педагогу удается соподчинить изобразительные и социальные задачи воспитания. В контексте вышеупомянутой педагогической системы на первом этапе становления продуктивной деятельности, работа педагога направлена на воспитание такой важнейшей социально-познавательной эмоции как интерес, далее происходит формирования образов восприятия, в процессе организуемых педагогом обследований и наблюдений. В результате, создавая продукты труда, дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств.

Во время организованной образовательной деятельности у дошкольников складываются умения вариативно использовать разнообразные изобразительные средства, материалы для воплощения своего замысла.

Дети старшего дошкольного возраста создают не просто полезные, но и красивые выразительные предметы на основе имеющихся представлений, знаний и практического опыта. Даже самую простую поделку из бумаги дети украшают декоративными элементами: рамку для фотографий - бросовым и природным материалом, флористические композиции - бусинами, атласными лентами и кружевами. Ценность использования различных материалов во время занятий продуктивной деятельностью заключается в том, что они являются ключом, открывающим безграничные возможности детского воображения, выявляют конструктивные особенности ма-

Преподаватель |_

1 / 2011

териалов, определяют влияние формы, цвета, размера на качество поделки. Элементарная игрушка, сувенир приобретает выразительность, оригинальность, что характерно для художественного изделия. Работа педагога направлена на становление у детей социально-значимых мотивов продуктивной деятельности, а также внутренних и внешних стандартов качества. Дошкольники переживают эстетическое удовольствие от положительных результатов собственной деятельности, что способствует развитию чувств личностной значимости, повышает самооценку ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что образовательная среда детского сада социальна по своей сути. Ее создают, во-первых, люди, непосредственно окружающие ребенка-дошкольника в детском саду - это педагоги и сверстники. Кроме того, среда наполнена различными предметами и вещами, без которых не возможна активная деятельность детей. По мнению Т. С. Комаровой, предметно-развивающая эстетически организованная среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной творческой деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений, в то же время среда должна учитывать интересы и потребности, его возрастные и индивидуальные особенности [2, с. 20].

Важными условиями для полноценной социализации ребенка-дошкольника можно считать воспитательно-образовательные возможности социума дошкольного учреждения и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и

безболезненно через преемственность поколений. По нашему мнению, семья и детский сад, как первичные социальные воспитательные институты, способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а во взаимодействии и гармоничном дополнении друг друга. Продуктивная деятельность способствует взаимодействию ДОУ и семьи. Формы организации такой деятельности многообразны: это выставки совместных работ детей и родителей (рисунки, фитокомпозиции, поделки из природного материала), украшение интерьера, посвященные определенным событиям, праздникам, проведение фестивалей творчества.

По утверждению В. Б. Хозиева, продуктивная деятельность сравнительно недавно выступает в качестве объекта повышенного интереса социальных педагогов и психологов, в ряду наиболее перспективных направлений неслучайно называется организация и психологическое сопровождение развертывания продуктивной деятельности [3, с. 167].

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях как средству нравственного воспитания и социального развития. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной

113

1 / 2011

Преподаватель

!ЕК

114

деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Направленность воспитания в совместной продуктивной деятельности должна иметь ориентацию ребенка на партнеров, на осознания себя как члена некой общности, что позволяет детям налаживать взаимоотношения в процессе взаимодействия. По мнению А. В. Мудрика [4, с. 138], организация группового взаимодействия предполагает включение членов коллектива в процесс выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, реализации намеченного, анализа проделанной работы. Нами отмечено, что продуктивная деятельность способствует ослаблению деструктивных форм поведения, преодолению негативных отношений, конфликтов и благотворно влияет на воспитание социально-личностных качеств дошкольников. Познавая цену своих усилий, приобретая опыт изобразительного взаимодействия при создании коллективных работ, дети становятся более сдержанными, внимательными, аккуратными, начинают бережнее относиться к продуктам своей деятельности, предметам рукотворного и природного мира. Проводя дошкольников по этапам постепенного формирования продуктивной деятельности, педагогам удается перевести мотивы и потребности в иной социально и эстетически значимый уровень.

Социальный опыт, приобретаемый детьми дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности, может оцениваться по следующим критериям:

• самооценка (оценка личностью себя, своих возможностей, способно-

стей, личностных качеств и места среди людей);

• социальный статус (положение в системе межличностных отношений и мера влияния на других членов определенной группы);

• представления детей о способах и нормах социального взаимодействия;

• социальная компетентность (сознательное применение определенных норм и правил поведения в обществе);

• сотрудничество (совместная деятельность нескольких участников для достижения общей цели).

Мы полагаем, что организация продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, разработанные критерии оценки социального опыта способствуют успешной социализации и интеграции дошкольников в среду начальной школы, готовят почву для дальнейшего усвоения и воспроизводства детьми общественно-исторического опыта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

2. Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда ДОУ Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.

3. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 167 с.

4. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 202 с. I

Преподаватель

ЕК

1 / 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.