6. Сластенин, В. А., Беловолов В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Сластенин,
B. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 11.-С. 117-130.
7. Павлов В. И. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей [Текст] /В. И. Павлов // Сибирский педагогический журнал. — 2010. —
C. 139-147.
8. Колесникова, И. А. Образование как саморазвитие личности [Текст]
/ И. А. Колесникова // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации. Отв. редактор Тарасов СВ., М.: Педагогика, 1996.
9. Наурызбаева, Р. Н. Воспитательный потенциал казахских народных сказок в развитии художественно-творческой деятельности воспитанников [Текст]
/ Р. Н. Наузырбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. - С. 329-339.
10. Санабаев, У. К. Педагогические основы воспитания патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД РК: автореф... канд. дис., Караганда, 2004.
11. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль // М.: Прогресс, 1973.
12. Нарибаев, К. Научные и нормативно-правовые основы реформирования высшего образования [Текст] / К. Нарибаев //Образование. - 2008. - № 1 (37).
УДК 378.01
Соловьева Юлия Николаевна
Ведущий специалист отдела дошкольного образования, управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Solovyeva Julia Nikolaevna
Leading specialist of pre-school education sector of Department of education, Yoshkar-Ola city, [email protected]
SOCIAL QUALITIES FORMATION MODEL OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN PRODUCTIVE ACTIVITIES
В условиях современного социума возникает жизненно-важная потребность в формировании нового типа личности - активного человека с высокоразвитым творческим потенциалом, способного к быстрому принятию
решений, гармонично взаимодействующего с окружающими, конструктивно решающего возникающие проблемы.
С самого начала своей жизни ребенок включен в социальное взаимодействие. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
К проблеме раскрытия сущности и структуры явления социализации, механизму формирования социальных качеств личности обращались ученые: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Т. В. Антонова, Т. А. Репина.
A.B. Мудрик определяет механизм социализации как «социальнопсихологические воздействия среды,...непосредственно способствующие интериоризации внешних групповых норм и ценностей» [3, с. 147].
Социализации детей старшего дошкольного возраста в современном воспитательно-образовательном процессе протекает противоречиво. Причинами не всегда успешной социализации дошкольников являются: кризис общества, разрушение семейных отношений, ослабление нравственноэстетического воспитания.
Анализ материалов педагогического опыта, доказывает, что на шестом году жизни ребенок способен руководствоваться в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей. А. А. Рояк анализирует возникновение деструктивных взаимоотношений у дошкольников: конфликтные ситуации, отсутствие желания сотрудничать являются показателями низкого уровня развития социализации. В исследованиях Р. С. Буре, А. П. Усовой установлено, что в различных видах деятельности создаются возможности для формирования между детьми положительных взаимоотношений.
Мы выявили, что педагоги дошкольных образовательных учреждений осознают обязательность руководства социальным развитием дошкольников во многих направлениях педагогической деятельности. В ходе проводимого нами исследования из 100% респондентов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, 86% считают значимыми взаимоотношения, возникающие между детьми в процессе занятий продуктивной деятельностью, 93% поощряют общение детей на таких занятиях.
В развитии социальных качеств дошкольников и навыков общественного поведения в художественно-продуктивной деятельности, воспитатели чаще полагаются на самостоятельность детей, не предавая должного внимания созданию специальных условий, внедрению определенных форм работы и взаимосвязи с семейным социумом. Только 22% педагогов высказали свое мнение о необходимости организации педагогических условий, спо-
собствующих формированию социальных качеств дошкольников и взаимодействию с родителями в данном направлении деятельности.
Включение в педагогический процесс разнообразных занятий художественно-продуктивной деятельностью, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в оформлении помещения детского учреждения, наполняет жизнь детей новым смыслом. «Создавая обстановку эмоционального благополучия, вызывая чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками, художественно-продуктивная деятельность объединяет всех общими переживаниями творческого свершения»[2, с. 101].
Продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности. Она, безусловно, влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешной социализации.
Мы полагаем, что одним из путей оптимизации процесса социализации, является создание модели формирования социальных качеств дошкольников в художественно-продуктивной деятельности. Экспериментальная работа по созданию и апробации данной модели позволила определить условия осуществления воспитательно-образовательного процесса способствующие развитию у детей социальных качеств через «погружение» в художественно-изобразительную, творческую деятельность и практику формирования общественного поведения в ней.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ
Модель формирования социальных качеств детей 5-6 лет в продуктивной деятельности
Данная модель включает в себя взаимосвязанные аспекты: цель, задачи, подходы формирования социальных качеств и педагогические условия организации, методы, формы и виды продуктивной деятельности.
Рассматривая более подробно данную концептуальную модель формирования социальных качеств, мы выделяем основные структурные компоненты.
Цель и задачи формирования социальных качеств детей старшего дошкольного возраста, обусловлены требованиями российского общества, предъявляемыми к воспитанию подрастающего поколения, которое должно отличаться свободой, ответственностью, чувством собственного достоинства, уважением к другим, умением совершать выбор, воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Единое воспитательное пространство дошкольного учреждения, семьи, других социальных объектах с которыми взаимодействует ребенок, базируется на взаимосвязанных подходах, которые должны учитывать педагоги при работе с детьми дошкольного возраста.
Аксеологический подход, позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и культуре. Продуктивная деятельность предполагает знакомство ребенка с различными видами декоративно - прикладного искусства, которое является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных формах, «все содержание культуры, доступное ребенку, включается в процесс формирования его сознания преимущественно через художественно-игровую самодеятельность» [1, с. 69].
Гуманистический подход, предполагает признание личностного начала в ребенке, как одного из важнейших аспектов социального развития. Признавая самоценность периода дошкольного детства, педагоги формируют представления у детей о нормах гуманности: умение удовлетворять свои потребности на занятиях, сочетая с интересами сверстников, обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости, воспитывают доброжелательность, корректируют проявления негуманного, негативного поведения.
Антропологический подход, позволяет учитывать различные особенности личностного развития дошкольников, их природные склонности повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников в продуктивной деятельности. Антропологический подход вооружает педагогов и родителей знанием о них самих и об окружающих людях. В свое время К.Д. Ушинский говорил о том, что «...воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в единстве общего, особенного и отдельного» [4].
Комплексный подход, предполагает взаимосвязь всех компонентов педагогической системы. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, возможность передать свои переживания в художественно-продуктивной деятельности в детском коллективе и самостоятельно.
Деятельностный подход, позволяет определить взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Его использование в педагогическом процессе позволяет ребенку осознать себя субъектом деятельности, комфортно чувствующим себя в детском обществе. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъективности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, а ребенок, способный выбирать, оценивать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Средовой подход, тесно переплетается с деятельностным и предполагает решение задач организации образовательного пространства, как средства социального развития личности ребенка. Для развития социальных качеств дошкольников необходимо чтобы предметно-пространственная среда была эстетически организована, вариативна, динамична. Она должна включать разнообразные компоненты, способствующие занятиям различными видами продуктивной деятельности и взаимодействию друг с другом.
Центральное место в предложенной нами модели занимают социальноличностные качества дошкольников: самооценка, социальный статус, социальное взаимодействие, социальная компетентность, сотрудничество.
Эти качества проявляются во взаимодействии со сверстниками во время продуктивной деятельности, постепенно усложняющейся по своей структуре.
Модель предполагает различные виды продуктивной деятельности: детский дизайн, декорирование, бумагопластика, коллаж. Данные виды деятельности очень привлекательны для детей дошкольного возраста. Результатом здесь является готовый продукт: поделка, сувенир, украшения созданные руками ребенка. Художественно-продуктивная деятельность социальна по своей сути, т.к. выбор тематики изготовления различных поделок соотносится с общественными событиями, такими как подготовка к праздникам, дням рождения и т.д. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию в работе разнообразного декоративного, изобразительного, бросового материала, а также правильно организованных творческих заданий.
Формирование социальных качеств дошкольников, согласно данной модели, осуществлялось с детьми старшего дошкольного возраста образовательных учреждений г. Йошкар-Олы на основе:
- специально разработанных занятий (циклы занятий «Страна Мастери-лия»). Данные занятия предполагают парную, подгрупповую, коллективную организацию работы детей, способствующую развитию целому спектру межличностных взаимоотношений;
- планирования специальных контрольных занятий, на которых использовались ситуации проявления социальных качеств;
Большое значение на этапе формирующего эксперимента придавалось развитию социальных отношений дошкольников посещающих студии, кружки творчества в дошкольных образовательных учреждениях. Здесь наиболее полно использовался высокий потенциал клубных форм творческого и социального развития детей. Дети, имеющие низкую самооценку или незначительный социальный статус в коллективе сверстников, посещая студии и кружки, участвуя в проектах «Ярмарка творчества», «Декорации спектаклей делаем сами», попадали в специально организованную ситуацию успеха, имели возможность ощутить себя частью коллектива и занять достойное место в детском социуме.
Комплекс педагогических условий реализации данной модели предполагает единое воспитательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи. По нашему мнению, семья и детский сад как первичные социальные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Для достижения необходимого уровня социализации ребенка-дошкольника необходимо, чтобы между ним, педагогом и родителем не возникало пропасти непонимания, важно, чтобы их интересы находились в одной социальной плоскости. Были использованы разнообразные формы организации совместной деятельности ДОУ и семьи: это выставки совместных работ детей и родителей (рисунки, тематические выставки поделок из природного материала) и др.
Наибольшую сложность у педагогов вызывала организация самостоятельной деятельности дошкольников. В процессе самостоятельной деятельности ребенок сам определял цели, задачи, находил средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих социальных и воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность, самоорганизации поведения на основе самоконтроля. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления и художественный опыт, который ребенок приобретает в организованной образовательной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста, где реализовалась данная модель, активно проявляли желание самостоятельно закрепить полученный ранее опыт: без помощи взрослого выбирали тематику предстоящих поделок, композиций, заранее определяли кому они будут дарить свои изделия, действовали самостоятельно, уверенно. Существенное значение для развития и обогащения этой деятельности имело правильно организованное косвенное руководство воспитателя. В ходе реализации данной модели, мы отмечали, что художественно-продуктивная деятельность часто имела синтетический характер. Дети могли одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, изготавливать поделки и произносить вслух известные им стихи. Такое соединение различных видов деятельности давало ребенку
возможность полнее мобилизовать свой художественный опыт, проявлять приобретенные социальные качества.
Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками, т.к. критерии самооценки напрямую зависят от взрослого и принятой системы воспитательной работы. На контрольном этапе исследования видна большая положительная динамика самооценки (на 23%). Процесс повышения самооценки, формирующийся в ходе продуктивной деятельности, развил у ребенка способность оценивать по достоинству партнеров в труде, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав.
Социальный статус и положение в группе сверстников на контрольном этапе исследования повысился на 14% (при исходном 58%). От воспитателя требовалась большая работа, которая была направлена на регулирование детских взаимоотношений, создание в группе общей благотворной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в группе разными детьми.
Уровень социального взаимодействия у дошкольников на заключительном этапе исследования составил (76%) в сравнении с констатирующим этапом - (55%). Состояние у детей стало более спокойное, миролюбивое. В ходе эксперимента обнаружили, что старшие дошкольники оказывают помощь своим сверстникам по собственному желанию. В детском коллективе укрепились дружеские взаимоотношения, дети стали проявлять большую заботу друг о друге.
В дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
В ходе исследования прослеживалась недостаточная сформированность социальной компетентности у детей, которая приводит к проблемам адаптации к новым условиям существования, а именно к систематическому обучению. (Динамика не значительная - 11%)
Уровень сотрудничества также повысился, но на контрольном этапе были выявлены дети с низким уровнем взаимодействия, которые отличаются изолированностью отношений, имеют замкнутый характер общения, стараются держаться в отдалении от коллектива (7%). У большинства дошкольников уровень взаимодействия повысился на (18%). Это помогло некоторым детям проявить себя, показав лидерские способности, чувство товарищества и взаимовыручки, желание заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах.
Результаты нашей экспериментальной деятельности по внедрению, предлагаемой нами модели, позволили заключить:
- применение данной модели на практике создает особые условия для развития социализации детей старшего дошкольного возраста;
- реконструкция организованной образовательной деятельности и внедрение разнообразных форм работы по формированию социальных качеств дошкольников в продуктивной деятельности способствовала переходу от стихийности и не целенаправленности к относительной устойчивости и динамике развития этих качеств;
- расширяя круг общественных интересов детей, ведя их к заинтересованности содержанием общественной жизни, к совместной работе со сверстниками, взрослыми, родителями, выводя на новый уровень их взаимоотношения, через занятия художественно-продуктивной деятельностью, развивается целый спектр социальных качеств дошкольников;
Таким образом, данные полученные нами в ходе опытноэкспериментального исследования, позволили сделать вывод о педагогической целесообразности модели для обеспечения развития социальных качеств детей старшего дошкольного возраста в художественно-продуктивной деятельности.
Библиографический список
1. Коган, Jl. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, - 1984. - 252 с
2. Комарова, Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников М.: Педагогическое общество России, 2008 - 128 с.
3. Мудрик, A.B. Социальная педагогика М.: Издательский дом «Академия», 2000.- 192 с.
4. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. - 528 с.