Научная статья на тему 'Социализационная и жизненная траектории: интерпретации и механизм движения'

Социализационная и жизненная траектории: интерпретации и механизм движения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
966
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / МЕХАНИЗМ / ЖИЗНЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ ТРАЕКТОРИЯ / SOCIALIZATION / COURSE OF LIFE / MECHANISM / VITAL TRAJECTORY / SOCIAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нятина Наталья В.

В статье анализируется взаимосвязь социализации личности с жизненными траекториями. Целью данной работы является изучение особенностей социологического изучения социализационных и жизненных траекторий. Цель достигается при решении следующих задач: рассмотрение теоретических подходов к пониманию социализационной траектории; анализ соотношения жизненной и социализационной траекторий и описание особенностей механизма социализационной траектории. Жизненная траектория человека обусловлена социальной дифференциацией общества; от того, к какой социальной страте он относится, имеет ли возможность влиять на поведение и сознание других людей, зависят многие аспекты личностного развития: социальные отношения, социальное продвижение, включение в определенные, в том числе закрытые, социальные группы и др. При анализе жизненной траектории исследователь должен учитывать различные основания социальной дифференциации. В статье анализируется специфика социализационной траектории. Социализационная траектория представляет собой графическое изображение развития личности, которое отражает влияние адаптивных и дезадаптивных практик и меру институционального сопровождения. Исходными точками для анализа процесса социализации выступают личность и социальное пространство, в котором реализуется социальное взаимодействие. При построении социализационной траектории изучение происходит извне: анализируются особенности личности, ее способности, установки и цели развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATSIONAL AND VITAL TRAJECTORIES: INTERPRETATIONS AND MECHANISM OF THE MOVEMENT

The article features the interrelation of personal socialization and vital trajectories. The purpose of this work is to analyze how socializational and vital trajectories are studied in sociology. The objectives are achieved by addressing the following tasks: consideration of theoretical approaches to understanding of socializational trajectory; analysis of the ratio of vital and socializational trajectories and description of features of the mechanism of a socializational trajectory. The vital trajectory of a person is defined by the social differentiation of society. Many aspects of personal development (social relations, social advance, inclusion in the certainsocial groups, including closed ones, etc.) depend on the social stratum he belongs to and the fact whether the person has an opportunity to influence behavior and consciousness of other people influence. While analyzing a vital trajectory, the researcher has to consider various bases of social differentiation. The article states specifics of socializational trajectory. A socializational trajectory is a graphic representation of development of the personality that reflects the influence of both adaptive and maladaptive practices and the measure of institutional maintenance. The starting points for the analysis of the process of socialization are the personality and the social space in which social interaction is implemented. When creating a socializational trajectory, studying happens from the outside: features of the personality, his or her ability, affirmations and the purpose of development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социализационная и жизненная траектории: интерпретации и механизм движения»

УДК 316.73

СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ И ЖИЗНЕННАЯ ТРАЕКТОРИИ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ И МЕХАНИЗМ ДВИЖЕНИЯ

Наталья В. Нятина1' @

1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ kozeeva_n@mail.ru

Поступила в редакцию 17.05.2017. Принята к печати 26.06.2017.

Ключевые слова: социализация, жизненный путь, механизм, жизненная траектория, социализацион-ная траектория.

Аннотация: В статье анализируется взаимосвязь социализации личности с жизненными траекториями. Целью данной работы является изучение особенностей социологического изучения социализационных и жизненных траекторий. Цель достигается при решении следующих задач: рассмотрение теоретических подходов к пониманию социализационной траектории; анализ соотношения жизненной и социализационной траекторий и описание особенностей механизма социализационной траектории. Жизненная траектория человека обусловлена социальной дифференциацией общества; от того, к какой социальной страте он относится, имеет ли возможность влиять на поведение и сознание других людей, зависят многие аспекты личностного развития: социальные отношения, социальное продвижение, включение в определенные, в том числе закрытые, социальные группы и др. При анализе жизненной траектории исследователь должен учитывать различные основания социальной дифференциации. В статье анализируется специфика социализационной траектории. Социализационная траектория представляет собой графическое изображение развития личности, которое отражает влияние адаптивных и дезадаптивных практик и меру институционального сопровождения. Исходными точками для анализа процесса социализации выступают личность и социальное пространство, в котором реализуется социальное взаимодействие. При построении социализационной траектории изучение происходит извне: анализируются особенности личности, ее способности, установки и цели развития.

Для цитирования: Нятина Н. В. Социализационная и жизненная траектории: интерпретация и механизм движения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 1. С. 34 - 38.

Социализация представляет собой динамично развивающийся процесс. В ходе нее личность постепенно усваивает требования общества, приобретая значимые для социального взаимодействия характеристики сознания и поведения. Однако следует учитывать, что социализация - это не только пассивное усвоение внешне транслируемых норм и правил, но и использование уже сформировавшихся установок и предпочтений.

Впервые о возможности графического представления процесса социализации написал отечественный социолог Е. В. Де Роберти. В работе «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909 г.) он пишет, что социализация или обобществление - это процесс, который представляется неизвестной величиной, к рассмотрению которой стремятся социологи, моралисты, психологи, все исследователи центральной области надорга-нических явлений. Согласно схеме, которую предлагает Е. В. Де Роберти, морализация или социализация органической особи соответствующим союзом или группой совершается в двух последовательных, непосредственно примыкающих друг к другу стадиях эволюции. В первой, докультурной, если не доисторической, - соединение людей или органическая множественность - род, племя - переходит в более высокое, надорганическое единство - общину, гражданственность; и одновременно с этим органическое единство (эгоизм, паразитизм) стремится превратиться в социальную множественность

(сначала в форме группового эгоизма и группового паразитизма, узкого патриотизма и жесткой эксплуатации одной общественной группой всех других, - а затем в форме настоящего альтруизма, кооперации, солидарности). Во второй, культурной и вполне исторической, стадии происходит медленная дифференциация главных общественных факторов, и обнаруживается - из скрытого или потенциального состояния переходит в явное -управляющий ими закон тесного и неизменного соотношения [1, с. 151].

Социализация - разнонаправленный процесс. Так, односторонний или строго индивидуальный опыт личности, по мнению социолога, может быть графически изображен одной линией, которая связывает между собою в группах ощущений, возникающих в сознании одинокого субъекта, некоторые общие или сходные точки. Такая линия всегда коротка, она часто уклоняется в сторону (патологические и дезадаптивные состояния и т. п.), она может неожиданно и быстро обрываться естественной смертью человека. Наоборот, разносторонний или коллективный опыт образует огромную сеть линий, перекрещивающихся во всех направлениях и соединяющих двойным путем (через переход от одного сознания к неопределенному числу других сознаний и через обратное возвращение от последних к первому). Индивидуальный опыт социализации снова и снова может наблюдаться с различных точек зрения. Эта сеть огром-

на, но ее размеры или занимаемая ею площадь всегда находятся в прямом отношении с возрастом личности или с интенсивностью культуры, начертавшей ее главные линии и поддерживающей и охраняющей их, не терпящей их перерыва, не перестающей умножать их числа.

П. А. Сорокин утверждает, что человека невозможно рассматривать как автономную независимую величину, так как он живет в обществе и не является самодостаточным. Прежде всего, каждый человек зависит от Других, он не может сам делать все. Развитие общественной жизни привело к тому, что каждая личность специализируется в какой-либо одной профессии: одна - в земледелии, другая - в сапожном деле, третья - в кузнечном, четвертая - в столярном, пятая - в деле обучения и т. д. При таком разделении труда каждый из нас не может сам все выполнять для себя и постоянно принужден обращаться к другим людям в ходе социализации [2, с. 176]. Поведение и жизнь людей взаимозависимы в той или иной мере. Каждое крупное событие, совершающееся в одной части общества, так или иначе отражается на жизни другой. П. А. Сорокин рассматривает процесс социализации во взаимосвязи с революционным воздействием на личность. Например, стихийные коренные преобразования не социализируют, а биологизируют людей, так как не увеличивают, а уменьшают свободу, материальное и духовное состояние всех страт общества.

Вопрос общения, взаимного влияния людей друг на друга занимает одно из центральных мест в социологической теории В. М. Бехтерева. Характеризуя роль общения и его влияния на социализацию, социолог рассматривает общение как «механизм осуществления совместной деятельности и формирования ее коллективного субъекта, условие сохранения и распространения индивидуального опыта, передачи его потомству, обеспечения исторической преемственности общественных ценностей» [3, с. 7]. Общение у Бехтерева выступает как средство объединения людей в группы, условие социализации личности. Характеризуя роль общения в развитии и формировании личности, В. М. Бехтерев писал: «различные личности находятся в различных условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания, что также не лишено громадного значения в отношении будущего развития каждой данной личности» [3, с. 7]. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется социализация личности. Социолог подчеркивал, что люди, выросшие в общении с более разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с теми людьми, круг общения которых более ограничен.

Социальную роль общения В. М. Бехтерев рассматривал на примере таких видов общения, как подражание и внушение. В ходе первичной социализации на первое место выходит подражание. Если не будет подражания, значит не может быть и личности как общественной особи. Первый индивидуальный опыт, основанный на подражании, является основой для сохранения культурных форм и образцов.

Неопозитивисты утверждают, что человек постоянно оказывает воздействие на социальную среду. Однако такое влияние может иметь разрушительные формы: сопротивление или противодействие, совершенно неиз-

вестное в области органической жизни. Постоянные соприкосновения или столкновения человека со средой дают начало длинному ряду явлений, не имеющих ничего общего с процессами, обыкновенно описываемыми под именем приспособления организма к внешним условиям. Субъект, наоборот, определяя свои отношения к внешней среде, оказывает на нее сильное и глубокое действие, имеющее целью приспособить ее к его многообразным и постоянно растущим потребностям.

Движение социализационной траектории зависит от сложных социальных и психологических фактов: идей, верований, чувствований, характера, умственных навыков и т. п. Так, традиция, воспитание, подражание создает фундамент личностных диспозиций и влияет на направление траектории.

Жизненный путь всегда обусловлен исторически. Социально-политические трансформации, темп внешних преобразований влияют на развитие личности. Даже если личность имеет устойчивые политические убеждения, в период стихийных изменений может произойти их деактуализация и, соответственно, обновление. В процессе жизненного пути человек усваивает определенные элементы существующей культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

Одним из первых исследователей, который рассматривал соотношение жизненного пути и траектории, был Б. Г.Ананьев. Он утверждал, что жизненный путь не является лишь траекторией жизни личности, он обязательно развивается с учетом творческого развития субъекта [4, с. 37].

Французский ученый П. Бурдье утверждает, что «траектория» более узкое понятие, по сравнению с биографией. Если биографию мы понимаем как некоторую «объективную» последовательность событий, про которую неизвестно - обладает ли она цельностью или, напротив, аморфна, то «траектория» выступает в виде конкретной формы, цельной, осмысленной и обусловленной, в которую рассказчик (главное действующее лицо) по своему произволу облекает объективный материал биографии в осмысленное единство и для исследователей, и для действующих индивидов [5, с. 75 - 77].

П. Бурдье утверждает, что изучение жизненной траектории основывается на автобиографическом рассказе, который всегда в той или иной мере обосновывается стремлением наделить описываемые события смыслом, выявить их причину, показать взаимосвязи. Отдельные события и этапы жизни - «точки» жизненной траектории - обладают преемственностью друг по отношению к другу и являются взаимно проясняющими частями единого целого - человеческой жизни.

В точных науках траектория представляется как график, точки которого отражают след движения объекта в некотором выбранном пространстве признаков-оснований. Подобно тому как траектория физического тела может быть ясным образом описана в пространственных и временных координатах, жизненный путь человека фиксируется в координатах институциональных, т. е. тех, которые создаются социально значимыми и институционально различимыми событиями: рождением, обучением, браком, работой и т. п. Выбор системы отсчета во многом определяется тематикой исследования.

Жизненные траектории могут быть типичными (динамической характеристикой объектов, сходным образом меняющихся во времени). В таких траекториях построение заранее определяется: намечаются типичные ключевые события, которые происходят в жизни многих людей (рождение, посещение учебных заведений, включение в определенные социальные группы, вступление в брак и др.). Речь в данном случае идет о потоке событий. Второй способ построения траектории: когда исследователь изучает не какую-то фактическую траекторию, а идеальную траекторию как общий принцип. Примером из области естественных наук является «баллистическая траектория» - воображаемая кривая или даже совокупность кривых, отражающих общий принцип, стоящий за движением бесконечного многообразия реальных или виртуальных объектов в гравитационном поле. В общественных науках этот принцип может быть сформулирован не в виде общего закона, а в виде некоторой смысловой конструкции (например: аскетизм, маргинальность, перфекционизм, эскапизм и т. д.). Этот тип называется «траектория как принцип». Также «траектория» может выступать как абстрактная модель, не имеющая конкретного смыслового воплощения и не сводимая к жизненному пути человека. Данный подход широко применяется в исследовательских практиках социологических и экономических исследований. В этих случаях анализируются закономерности статистически усредненного влияния одних событий и факторов жизни людей на другие, разнесенные по времени [6].

Понятие «социализационная траектория» относится к числу сравнительно новых в социологической науке. Его появление применительно к изучению социализации различных возрастных групп обусловлено и развитием науки, и запросами практики. Социализационную траекторию современные социологи предлагают рассматривать в нескольких срезах [7]:

- влияние внешней среды;

- субъектность;

- диспозиция личности в процессе социализации.

А. И. Ковалева социализационную траекторию определяет как временную динамику результативности социализации индивида, включающую адаптацию к социальным нормам и их интернализацию [8, с. 114]. Важным преимуществом именно такой интерпретации социализационной траектории является возможность ее графического представления. Для каждого жизненного этапа существует некий показатель результативности социализации, и совокупность этих двух показателей образует точку в двумерном пространстве.

Алгоритм построения социализационной траектории основывается не на статических состояниях, а на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути, причем основные характеристики измеряются во времени.

С. А. Чернышев классифицирует социализационную траекторию по различным основаниям: по формам общения (авторитарная, толерантная, демократичная, конформистская и др.); по отношению к действительности (идеалистическая, негативистская); по ориентации на различные сферы жизнедеятельности [9, с. 243].

Механизм движения социализационных траекторий остается малоизученной темой. Л. Л. Шлак механизм раскрывает как взаимосвязанную совокупность средств, с

помощью которых приводится в действие и самореализуется адаптивный потенциал субъекта и направляется к цели функционирование системы «адаптант-адаптирую-щая среда» [10, с. 75].

На социальное перемещение личности влияют ее способности, установки и цели развития, особенности социальной среды и совокупность ситуаций, которые непосредственно и косвенным образом влияют на социализацию.

Механизм социализационной траектории может отражать поступательное движение, когда личность последовательно и планомерно осваивает социальные практики. Он реализуется в условиях стабильного социально-политического развития и отсутствия противоречивых требований со стороны социальной среды. Данный механизм требует от личности проявлений инициативности, толерантности, внимательности к притязаниям со стороны внешнего мира, «маневременности» в поведении и принятием наставничества со стороны ин-ституциализированных субъектов.

Динамическое движение актуализируется в период резких социальных изменений, характеризуется ломкой привычных, принятых представлений субъекта. Для личности последствия в данном случае противоречивы. Она может двигаться вперед, преодолевая ступени социальной лестницы, однако отсутствие мобилизационного потенциала и рассогласование с явлениями внешнего порядка могут провоцировать дезадаптивные практики.

С. А. Чернышев на основании исследования социализации подростков утверждает, что вектор социализационной траектории субъекта состоит из семи относительно самостоятельных этапов:

1) выделение системы субъектов социализации;

2) анализ социокультурных условий социализации, которые представляют собой возможные социальные ресурсы для успешной социализации;

3) определение факторов социализации, к которым относится взаимодействие личности с различными социальными группами;

4) возможные социокультурные ситуации, в которых оказывается личность;

5) новообразования, которые происходят в субъектном мире;

6) потребность личности в самоопределении;

7) жизненные притязания личности [11, с. 153].

Вектор движения социализационных траекторий отражает направление социального движения личности в ходе социального взаимодействия и под воздействием условий и факторов социальной среды. Вектор движения обладает следующими свойствами: отражает вариативность социального развития личности (согласования/рассогласования взаимодействия с социальной средой), показывает скорость движения с учетом анализа внешних факторов, учитывает степень институционального вмешательства в случае социального продвижения с учетом внешнего сопротивления.

При изучении социализационной траектории необходимо учитывать следующие особенности:

- социальная активность личности на различных жизненных циклах неодинаковая, внешние факторы могут уступать внутренним, формируя ответственность за собственные действия;

- человеческая деятельность изменяет социальное пространство, воплощаясь в объектах культуры;

- общественная, групповая, субъективная и личностная регуляция жизни, планирование жизненного пути происходят с пониманием естественных сроков жизни;

- человек может одновременно выступать субъектом социальных воздействий, реализуя социальную регуляцию, и объектом воздействий со стороны социальных институтов.

Социализационная траектория обусловлена событиями, которые наполняют жизненный путь человека [12]. Жизненная и социализационная траектории - два взаимосвязанных процесса, они непосредственно отражают ключевые вехи развития личности с учетом воз-

растного цикла. Социализационная траектория отражает результативность социального взаимодействия личности в процессе совместного существования, жизненная траектория представляет событийность пути человека во взаимосвязи с возрастными особенностями.

Социализационная траектория отражает индивидуальный опыт социального взаимодействия личности. Данная линия может быть различна в зависимости от возраста, событийности жизненного пути, жизненных притязаний и потребностей. Графическое представление социализации отражает соотношение освоенного уровня социальности с социализационными нормами как эталонами социализированности в конкретной социально-исторической ситуации.

Литература

1. Де Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. СПб.: Алетейя, 2008. 496 с.

2. Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. М.: Наука, 1994. 560 с.

3. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. 400 с.

4. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. 134 с.

5. Бурдье П. Биографическая иллюзия / пер. с фр. Е. Ю. Мещеркиной // ИНТЕР: ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2002. № 1. С. 75 - 84.

6. Куракин Д. Траектория, форма жизни и единство жизненного пути: к уточнению понятия траектории в поведенческих науках. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/04/01/1096719190/Tpaeктopия%252c%20фopмa%-20жизни%20и%20единство%20жизненного%20пути%20%2528антр.%20семинар%2529.р^ (дата обращения: 05.05.2017).

7. Богданова В. В. Траектории социализации как социологический феномен // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 70 - 74.

8. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: норма, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109 - 115.

9. Чернышев С. А. Сравнительный анализ ориентаций подростков и их родителей на социальное окружение // Аналитика культурологии. 2009. № 15. С. 243 - 247.

10. Шпак Л. Л. Социокультурная адаптация в совестском обществе. Философско-социологические проблемы. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1991. 232 с.

11. Чернышев С. А. Социализация подростков в траекторном измерении // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 152 - 154.

12. Галкина Д. В. Социализации подростков в контексте пространственно-временной динамики социализационного процесса // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 1(46). С. 248 - 252.

SOCIALIZATSIONAL AND VITAL TRAJECTORIES: INTERPRETATIONS AND MECHANISM OF THE MOVEMENT

Natalia V. Nyatina1' @

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ kozeeva_n@mail.ru

Received 17.05.2017. Abstract: The article features the interrelation of personal socialization and vital

Accepted 26.06.2017. trajectories. The purpose of this work is to analyze how socializational and vital tra-

jectories are studied in sociology. The objectives are achieved by addressing the following tasks: consideration of theoretical approaches to understanding of socializa-Keywords: socialization, course of tional trajectory; analysis of the ratio of vital and socializational trajectories and delife, mechanism, vital trajectory, social scription of features of the mechanism of a socializational trajectory. The vital trajectory. trajectory of a person is defined by the social differentiation of society. Many aspects

of personal development (social relations, social advance, inclusion in the certainso-cial groups, including closed ones, etc.) depend on the social stratum he belongs to and the fact whether the person has an opportunity to influence behavior and consciousness of other people influence. While analyzing a vital trajectory, the researcher has to consider various bases of social differentiation. The article states specifics of socializational trajectory. A socializational trajectory is a graphic representation of development of the personality that reflects the influence of both adaptive and maladaptive practices and the measure of institutional maintenance. The starting points for the analysis of the process of socialization are the personality and the social space in which social interaction is implemented. When creating a sociali-zational trajectory, studying happens from the outside: features of the personality, his or her ability, affirmations and the purpose of development are analyzed.

For citation: Nyatina N. V. Sotsializatsionnaia i zhiznennaia traektorii: interpretatsiia i mekhanizm dvizheniia [Socializatsional and Vital Trajectories: Interpretations and Mechanism of the Movement]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 1 (2017): 34 - 38. (In Russ.)

References

1. De Roberti E. V. Novaia postanovka osnovnykh voprosov sotsiologii [New statement of the main questions of sociology]. Saint-Petersburg: Aleteiia, 2008, 496.

2. Sorokin P. A. Obshchedostupnyi uchebnik po sotsiologii. Stat'i raznykh let [The public textbook on sociology. Articles of different years]. Moscow: Nauka, 1994, 560.

3. Bekhterev V. M. Izbrannye rabotypo sotsial'noipsikhologii [Chosen works on social psychology]. Moscow: Nauka, 1994, 400.

4. Anan'ev B. G. Lichnost', sub"ekt deiatel'nosti, individual'nost' [Personality, subject of activity, identity]. Moscow: Di-rekt-media, 2008, 134.

5. Bourdieu P. Biograficheskaia illiuziia [Biographic illusion]. Transl. Meshcherkina E. Iu. INTER: INTERaktsiia. IN-TERv'iu. INTERpretatsiia = INTER: INTERaction. INTERview. INTERpretation, no. 1 (2002): 75 - 84.

6. Kurakin D. Traektoriia, forma zhizni i edinstvo zhiznennogo puti: k utochneniiu poniatiia traektorii v poveden-cheskikh naukakh [Trajectory, life form and unity of a course of life: to specification of a concept of a trajectory of behavioural sciences]. Available at: https://www.hse.ru/data/2015/04/01/1096719190/TpaeKTopnH%252c%20$opMa%20®H3HH-20H%20eAHHCTBO%20®H3HeHHoro%20nyTH%20%2528aHTp.%20ceMHHap%2529.pdf (accessed 05.05.2017).

7. Bogdanova V. V. Traektorii sotsializatsii kak sotsiologicheskii fenomen [Socialization trajectories as sociological phenomenon]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, no. 1 (2009): 70 - 74.

8. Kovaleva A. I. Kontseptsiia sotsializatsii molodezhi: norma, otkloneniia, sotsializatsionnaia traektoriia [Concept of socialization of youth: norm, deviations, sotsializatsionny trajectory]. Sotsiologicheskie issledovaniia = Sociological studies, no. 1 (2003): 109 - 115.

9. Chernyshev S. A. Sravnitel'nyi analiz orientatsii podrostkov i ikh roditelei na sotsial'noe okruzhenie [Comparative analysis of orientations of teenagers and their parents to a social environment]. Analitika kul'turologii = Analytics culturolo-gists, no. 15 (2009): 243 - 247.

10. Shpak L. L. Sotsiokul'turnaia adaptatsiia v sovestskom obshchestve. Filosofsko-sotsiologicheskie problemy [Soci-ocultural adaptation in sovestsky society. Philosophical and sociological problems]. Krasnoiarsk: Izd-vo Krasnoiarskogo universiteta, 1991, 232.

11. Chernyshev S. A. Sotsializatsiia podrostkov v traektornom izmerenii [Socialization of adolescents in the trajectory dimension]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, no. 3 (2011): 152 - 154.

12. Galkina D. V. Sotsializatsii podrostkov v kontekste prostranstvenno-vremennoi dinamiki sotsializatsionnogo protsessa [Socialization of adolescents in the context of theory of space & time dynamics of socialization process]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta = Messenger of the North Caucasian federal university, no. 1(46) (2015): 248 - 252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.