Научная статья на тему 'Состояние, тенденции и структура краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта'

Состояние, тенденции и структура краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
722
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЖИ ГРУЗОВ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК / СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИКА И СТРУКТУРА КРАЖ ГРУЗОВ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И КОЛИЧЕСТВО КРАЖ ГРУЗОВ / THEFT OF GOODS IN FREIGHT TRANSPORT / THE STATE / THE DYNAMICS AND STRUCTURE OF THE THEFT OF GOODS / THE PREVALENCE AND THE NUMBER OF THEFTS OF CARGO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов Вячеслав Александрович, Некрасов Александр Петрович

Дается анализ состояния, тенденций и структуры краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Приводятся статистические данные МВД России, делаются выводы о распространенности и количестве данных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Некрасов Вячеслав Александрович, Некрасов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the state of the dynamics and structure of the theft of goods in freight transport committed in railway transport. The authors cite the Russian Interior Ministry statistics, draw conclusions about the prevalence and the number of these crimes.

Текст научной работы на тему «Состояние, тенденции и структура краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 5 (296).

Право. Вып. 35. С. 87-89.

В. А. Некрасов, А. П. Некрасов

СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И СТРУКТУРА КРАЖ ГРУЗОВ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОВ,

СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Дается анализ состояния, тенденций и структуры краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Приводятся статистические данные МВД России, делаются выводы о распространенности и количестве данных преступлений.

Ключевые слова: кражи грузов в сфере грузовых перевозок, состояние, динамика и структура краж грузов, распространенность и количество краж грузов.

Преступность как негативное социальное явление принято учитывать по зарегистрированным фактам преступлений, выявленным лицам, их совершившим, и возбужденным уголовным делам, что составляет основу единого учета преступлений. Кражи грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, являются частью общей преступности и поэтому рассматриваются в ее структуре.

В 2011 г. органами внутренних дел рассмотрено 24,61 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, что на 3,1 % больше, чем за двенадцать месяцев 2010 г. Почти по каждому двенадцатому сообщению (8,1 %) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 1982,4 тыс. уголовных дел, что на 9,2 % меньше показателя за аналогичный период 2010 г. Зарегистрировано 2404,8 тыс. преступлений (на 8,5 % меньше, чем за аналогичный период 2010 г.). Рост регистрируемых преступлений отмечен в семи субъектах РФ, снижение — в 76 субъектах.

Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 250,73 млрд р., что на 4,4 % меньше аналогичного показателя прошлого года. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сократился с 26,0 % в 2010 г. до 25,3 %. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (49,3 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи (1038,6 тыс.). Почти каждое третье (40,7 %) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое пятое (20,1 %) — лицами в состоянии алкогольного опьянения, каждое восемнадцатое (5,5 %) — несовершеннолетними или при их участии. Организованными группами или преступными сообществами совершено

16,9 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (20,3 %), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий снизился с 5,9 % в 2010 г. до 5,2 %1.

Приведенная статистика свидетельствует о достаточно серьезной проблеме. Несмотря на то, что цифры указывают на некоторое снижение количества преступлений и некоторых других показателей, вызывает опасение рост рецидивной преступности, что напрямую отражается на количестве краж чужого имущества.

Относительно анализа и учета преступлений

В. Э. Эминов отмечал, что познание преступления, всех его признаков необходимо для разработки профилактических мер. Поэтому криминологическая характеристика — исходный этап для оптимизации процесса разработки и реализации мер профилактики преступлений2.

А. И. Долгова3 указывала на то, что данные о преступности всегда сопоставляются с потребностями того, кто делает анализ, с тем, какие цели он при этом преследует и какую информацию желает получить. Если речь идет о повышении эффективности предупреждения преступности, то в первую очередь анализируются те ее характеристики, которые отражают особенности порождения преступности социальной средой. В то же время данные о наиболее распространенных способах совершения преступлений приобретают особое значение в процессе совершенствования деятельности по раскрытию преступлений.

Таким образом, изучение состояния, динамики и структуры преступности является основным направлением в деятельности по ее предупреждению. Данная деятельность заключается в осуществлении полноценного и объективного анализа полученных данных, на основе которых производится профессиональный прогноз развития криминогенной обстановки в рассматриваемой сфере.

Профессиональный прогноз — это основа для выработки и принятия решений об организации работы по профилактике совершения краж грузов. Криминологическое прогнозирование — функция и вид профессиональной деятельности, имеющие научную основу. Криминологическое прогнозирование представляет собой аналитический процесс, в ходе которого на основе полной и достоверной информации о состоянии преступности выявляются причины и условия, закономерности, проблемы, делается прогноз ее развития и разрабатываются управленческие решения.

Главной целью прогнозирования как составной части системы профилактики краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, является упреждающая ориентация на возможные изменения криминогенной обстановки. Под прогнозом понимается оценка будущего состояния какого-либо явления, основанная на научном познании закономерностей его развития4. Необходимость в прогнозе вызывается профессиональной потребностью. Прогнозирование предполагает процесс научного предсказания будущего состояния прогнозируемого объекта, которое осуществляется на основе анализа его прошлого и настоящего, систематического (непрерывного) получения научно обоснованной информации относительно перспективного периода.

Объектом прогнозирования в сфере профилактики краж грузов являются криминальные явления и процессы, динамика их развития и влияния на состояние оперативной обстановки.

Отсутствие профессиональных прогнозов и соответственно непринятие управленческих решений обусловлено недостатком необходимой информации. Руководители и сотрудники правоохранительных органов должны быть профессионально подготовлены в плане знания видов и объемов информации целевого назначения. Невыполнение указанной деятельности создает условия для развития появившегося негативного явления в виде роста количества краж грузов.

Прежде всего, при анализе состояния, динамики и структуры краж грузов, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, следует уяснить, какие именно деяния следует к таковым относить.

Итак, железнодорожным транспортом считается вид транспорта, выполняющий перевозки

пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторовагонной тяги5.

Уставом железнодорожного транспорта РФ регламентировано, что грузом признается объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контей-нерах6.

Указанный нормативно-правовой акт также дает определение железнодорожных путей — ими считаются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

Таким образом, кражи грузов следует считать совершенными на объектах железнодорожного транспорта, если совершено тайное хищение объекта, принятого в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах по железнодорожным путям, расположенным на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и выдаче грузов, грузобагажа и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также на железнодорожных путях, соединяющих такие станции в момент движения грузового состава.

Подводя итоги 2011 г., МВД РФ констатировало факт увеличения количества краж грузов, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Количество таких преступлений возросло на 8,4 % (с 3079 до 4312)7. Указанная негативная тенденция прослеживается с 2004 г.: по результатам этого года, рост рассматриваемых преступлений составил 13,4 %; в следующем 2005 г.— 4,8 %, в 2006 г.— 12,9 %, в 2007 г.—

4,9 %, в 2008 г.— 7,5 %. Незначительное снижение их количества отмечалось в 2009 г. (-13,8 %), однако уже в следующем 2010 г. рост краж грузов возобновился и составил 5,8 % (данные за 2011 г. указаны в начале статьи).

Особо тревожная криминальная обстановка в сфере краж грузов при грузовых перевозках сложилась в Северо-Западном федеральном округе (там количество таких краж увеличилось на 20,3 %), а также в Приволжском (16,4 %), Сибирском (13,5 %), Уральском (14,2 %)

и Дальневосточном (0,6 %) федеральных округах. Незначительное снижение количества таких преступлений отмечено в Центральном (уменьшилось на 1,7 %), Южном (9,7 %), СевероКавказском (7,9 %) федеральных округах.

Приведенные данные позволяют утверждать

о достаточно сложной криминальной обстановке в сфере грузовых перевозок и о наличии недостатков в профилактике преступности в данной отрасли железнодорожного транспорта.

По результатам анализа территориальной распространенности краж грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, автором установлено, что наибольшее количество таких краж совершено в Сибирском (828 преступлений), Уральском (794), Приволжском (793), Центральном (649) и Северо-Западном (457) федеральных округах.

Криминальность в сфере грузовых перевозок в Сибирском регионе можно объяснить самой большой протяженностью железных дорог и при этом низким уровнем их защищенности. Тревожная криминальная обстановка в Приволжском, Северо-Западном, Уральском и Центральном округах обусловлена экономическим развитием данных регионов страны. Через их территории проходят важнейшие транспортные артерии страны и основной вал грузоперевозок.

Менее всего распространены кражи грузов на железнодорожных объектах Северо-Кавказского (290 преступлений), Дальневосточного (174) и Южного (102) федеральных округов. Такие показатели можно объяснить наименьшей протяженностью железных дорог и объемами перевозимых грузов.

В структуре данной преступности преобладают кражи металлов (в 2011 г. зарегистрировано 2189 таких преступлений, что на 8,4 % больше, чем в предыдущем году), менее распространены кражи нефтепродуктов и ГСМ (157 преступлений, что больше на 16,5 %) и продовольственных товаров, спиртных напитков (69 преступлений, то есть больше на 109 %). В результате анализа

структуры краж грузов автором выявлена негативная тенденция — увеличение тайного хищения продовольственных товаров и спиртных напитков. Кроме того, автор отмечает, что при стабильном росте количества краж в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, их раскрываемость снижается. Так, в 2011 г. остались нераскрытыми 1013 краж грузов (больше на 7,7 %, чем в предыдущем году), 50 краж грузов в крупных размерах (+108,3 %), 333 кражи металлов (+2,5 %), 26 краж продовольственных товаров и спиртных напитков (+23,8 %).

Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что принимаемые меры по противодействию кражам грузов в сфере грузовых перевозок, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, недостаточно эффективны и нуждаются в совершенствовании. Особую актуальность предупреждение таких краж приобретает в настоящее время, в период реформирования правоохранительной системы, в частности подразделений МВД РФ на транспорте. Именно в данный период необходимо разработать рекомендации по совершенствованию мер профилактики рассматриваемого вида хищений.

Примечания

1 См.: Преступность и правонарушения (20062010) : стат. сб. М., 2012.

2 См.: Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, 2009.

3 Криминология : учеб. для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

С. 101.

4 См.: Кабанов, П. А. Политическая преступность в России: взгляд в прошлое без прогноза на будущее // Рос. юрид. журн. 2008. № 3. С. 85.

5 См.: Большая энциклопедия транспорта : в 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / гл. ред. Н. С. Конырев. М., 2003. С. 11.

6 См.: Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. 13 янв. № 2. Ст. 170.

7 См.: Преступность и правонарушения (2006-2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.