Научная статья на тему 'Кражи грузов, совершаемые на участках Северо-Кавказской железной дороги'

Кражи грузов, совершаемые на участках Северо-Кавказской железной дороги Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / КРАЖА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗЫ / СТАНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кукушкина Полина Сергеевна

В статье рассматриваются кражи грузов из подвижного состава, совершенные на участках Северо-Кавказской железной дороги с начала 90-х гг. прошлого столетия по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кукушкина Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кражи грузов, совершаемые на участках Северо-Кавказской железной дороги»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343

КРАЖИ ГРУЗОВ, СОВЕРШАЕМЫЕ НА УЧАСТКАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

©2011 Кукушкина П.С.

Дагестанский государственный университет

В статье рассматриваются кражи грузов из подвижного состава, совершенные на участках Северо-Кавказской железной дороги с начала 90-х гг. прошлого столетия по настоящее время.

The author of the article consider the freights thefts from rolling stocks, made on the North-Caucasian railway sites since the beginning of 90s of the last century till nowadays.

Ключевые слова: преступность, кража, железнодорожный транспорт, грузы, станции.

Keywords: criminality, theft, railway transport, freights, stations.

Криминальная ситуация,

складывающаяся в современном российском обществе, в последние годы продолжает оставаться достаточно сложной, она оказывает негативное воздействие на все сферы общественного развития, в том числе и на железнодорожный транспорт, который является одной из важнейших отраслей экономики страны.

С каждым годом растет количество преступлений против собственности, в частности, краж. Так, количество краж в 2009 г. составило около 40% от всех зарегистрированных преступлений, 0,3% из которых приходится на кражи грузов, совершаемые на объектах транспорта, в том числе железнодорожного [3].

Железнодорожный транспорт

является одной из самых привлекательных сфер для преступного элемента, поскольку на его объектах сосредоточивается большое количество товарно-материальных ценностей -грузов и багажа. Ежегодно железными

дорогами страны перевозится грузов на миллиарды рублей. К примеру, общая выручка ОАО «Российские железные дороги» в 2009 г. составила 1 трлн 50 млрд 157,9 млн рублей [7].

Следует отметить, что ранее не проводилось исследование преступности именно на Северо-Кавказской железной дороге, в том числе и хищений грузов из подвижного состава, мер ее предупреждения, в связи с чем данная проблема сегодня приобретает особую актуальность. Мы полагаем, в подобных условиях требуется криминологическое исследование данного вида

преступлений, взаимосвязанное со спецификой самого железнодорожного транспорта и Северо-Кавказской железной дороги.

Северо-Кавказская железная дорога пролегает по южным регионам России, охватывая территорию от Каспийского моря на востоке до Черного и Азовского морей на западе. Дорога проходит по Ставропольскому и Краснодарскому

краю, Ростовской области, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии,

Карачаево-Черкесии, Адыгее, Ингушетии, Чечне, Дагестану и Калмыкии.

Северо-Кавказская железная дорога играет важную роль в экономике нашей страны, она включает в себя 403 станции, 6311,4 км эксплуатационной длины железнодорожных путей обеспечивают перевозку грузов и обслуживание пассажиров в 11-ти регионах Российской Федерации.

Кражи грузов совершаются из его подвижного состава. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

железнодорожный подвижной состав -это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав [6]. Снизить риски от хищений, краж и нападений на всех этапах, начиная от хранения и заканчивая передачей груза получателю, поможет глубокое

понимание ситуации, рассмотрение конкретных примеров из печальной практики. Так, установлено, что в конце 80-х - начале 90-х гг. подавляющее количество краж грузов совершалось из крытых вагонов и контейнеров, так как именно в крытых вагонах и контейнерах перевозится наиболее ценное

имущество. Запорные устройства и пломбы также не отличались особой прочностью, в результате применение некоторого физического усилия

обеспечивало преступникам доступ к

грузу. Данное обстоятельство является

актуальным и в наше время. Это подтверждается и выводами некоторых исследователей [2. С. 17].

В начале 1990-х гг. в России регистрировалось свыше 66 тыс. таких преступлений, и они являлись самыми распространенными преступлениями на данном виде транспорта [1. С. 12]. Аналогичное положение дел

складывалось и на Северо-Кавказской железной дороге. Ужасающие масштабы

кражи грузов из подвижного состава в этот период имели место на Махачкалинском участке Северо-Кавказской железной дороги. Ежемесячно в производстве

следователей следственного отдела Махачкалинского ЛУВДТ находилось до 50 уголовных дел, возбужденных по материалам о недостачах груза, выявленных в ходе комиссионной проверки или выдачи груза. Причем треть их была возбуждена по ч. 4 ст. 89 УК РСФСР (хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи; кража, совершенная особо опасным рецидивистом или в крупных размерах) или ст. 93-1 УК РСФСР (хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах). Подавляющее большинство уголовных дел данной категории оставалось нераскрытым.

Значительная часть уголовных дел направлялась в соответствии со ст. 132 УПК РСФСР (152 УПК РФ) по подследственности в ЛОВД на ст. Гудермес (Чеченская Республика), так как вагоны и контейнеры прибывали на ст. Махачкала-сортировочная за пломбами и с актами общей формы ст. Гудермес, составленными на обнаружение коммерческого брака подвижного состава. Похищались различные грузы: от

продуктов питания до запасных частей на автотранспорт, в том числе продукция импортного производства.

На наш взгляд, основной причиной происходившего послужил развал СССР и, как следствие, экономические

трудности, последовавшие за ним. Экономика страны пошатнулась,

производственный комплекс перестал функционировать - предприятия закрывались одно за другим, миллионы людей остались без работы и средств к существованию. Шансы на новое трудоустройство у большинства

населения были ничтожно малы. Именно экономические проблемы в стране и вызвали взрывной рост краж, в том числе и краж грузов из подвижного состава.

Как правило, кражи грузов совершаются в вечернее или в ночное

время, поскольку темное время суток облегчает злоумышленникам

проникновение к месту сосредоточения товарно-материальных ценностей

(товарные дворы, станционные парки, контейнерные площадки), совершение преступления, а также позволяет скрыться с места преступления. Самыми распространенными способами

совершения подобных преступлений явились: срыв запорных устройств с дверей вагонов и контейнеров, крышек люков цистерн, проруб стен, потолка или пола вагона, проруб стен контейнеров, проникновение через открытые двери или люки вагона.

На Махачкалинском участке Северокавказской железной дороги в 90х годах широкое распространение получили кражи грузов, совершенные путем проруба стен контейнеров, иногда контейнеры с прорубленными потолками и стенами прибывали на ст. Махачкала-сортировочная совершенно порожними. В те годы случаи, когда на грузовые составы на Г розненском участке

железной дороги совершались

вооруженные нападения, не были редкостью. Грузовые поезда во время стоянок на перегонах или шедшие на малой скорости подвергались нападению групп вооруженных бандитов, после чего вскрывались вагоны, контейнеры и

состав разграблялся.

Грузовые поезда, сформированные на станциях Северо-Кавказской железной дороги (Новороссийск, Армавир и др.), следовавшие в Республику Дагестан с такими грузами, как мука, сахар, сопровождались сотрудниками

Махачкалинского ЛУВДТ. Имели место случаи, когда работникам милиции, сопровождавшим данные грузовые поезда, при прохождении Грозненского участка железной дороги приходилось вступать в настоящий бой с бандитами. По этой причине движение грузовых поездов через ст. Гудермес сначала было сокращено, а затем и вовсе прекращено.

Положение, сложившееся в Чеченской Республике с начала 90-х годов, по существу лишило Российскую

Федерацию жизненно важной магистрали, связывающей страну с

государствами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока. Это привело к длительному перерыву транзита грузопотоков, направлявшихся не только из России, но и стран Европы, что нанесло громадный экономический ущерб нашей стране.

Кроме того, длительная транспортная блокада поставила в крайне тяжелое положение Республику Дагестан, прямые потери которой за этот период составили 5,8 трлн рублей. Единственным, наиболее надежным выходом из создавшегося положения, являлось строительство новой железнодорожной линии Кизляр - Карланюрт, которая, минуя Чеченскую Республику, соединила Дагестан с другими регионами России [4]. С введением новой железнодорожной линии объем перевозок грузов возрос в несколько раз, фактов краж грузов стало значительно меньше.

В настоящее время ситуация изменилась. Согласно статистическим данным МВД РФ, в 2003 г. удельный вес краж чужого имущества от общего количества зарегистрированных

преступлений составил 41,75%, а удельный вес краж грузов от общего количества совершенных краж чужого имущества составил около 0,3%. Данный показатель к 2005 г. снизился до 0,2% , на этом же уровне остался и в 2006-2007 гг. Однако в 2008 г. удельный вес краж грузов в общем количестве краж чужого имущества составил уже 0,3% и примерно на этом же уровне сохранился в 2009 г. [3].

Динамику спада совершения таких преступлений в 2006-2007 гг. и роста с 2008 г. можно наблюдать и на участке оперативного обслуживания УТ МВД России по СКФО. Так, например, в ЛУВДТ на ст. Ростов-главный в 2006 г. зарегистрировано 20 краж грузов, в 2007 г. этот показатель снизился до 13. С 2008 г. наблюдается рост совершения данного вида преступлений, и количество зарегистрированных краж составило 17, а в 2009 г. их число возросло до 25. Аналогичная ситуация сложилась на станциях Шахтная и Лихая [5].

По данным УТ МВД России по СКФО на участке Северо-Кавказской железной

дороги в 2009 г. к уголовной ответственности за хищения грузов было привлечено 286 человек. Среди привлеченных к уголовной

ответственности 8% -

несовершеннолетние, 32,5% - лица в возрасте от 18 до 30 лет, 48% - лица от 30 до 50 лет, 11,5% - лица старше 50 лет. Чаще всего кражи грузов совершаются лицами, не имеющими

постоянного источника доходов, т.е. не занятыми никакой общественно-полезной деятельностью.

Одной из особенно опасных тенденций сегодняшней преступности на железнодорожном транспорте является рост преступлений, совершаемых

работниками самого железнодорожного транспорта, что составляет в период с 2006 по 2009 гг. 7% от всех хищений, зарегистрированных на участках СевероКавказской железной дороги.

Причин совершения указанных

преступлений несколько. Это и общесоциальные причины, которые характерны как для всей преступности в целом, так и для железнодорожного транспорта в том числе (экономическая нестабильность в обществе, низкий уровень доходов большей части населения, социальные конфликты,

духовный кризис, правовой нигилизм и т.д.), и специфические причины, присущие именно кражам грузов, совершаемым на участках Северо-Кавказской железной дороги (недостатки в организации

погрузочно-разгрузочных работ в товарных дворах и подъездных путях предприятий, нечеткое взаимодействие различных предприятий

железнодорожного транспорта между собой и др.). Изучение причин и условий рассматриваемых преступлений должны быть использованы при организации и проведении профилактической работы на железнодорожном транспорте.

Предупредительные меры,

направленные на предотвращение и пресечение краж грузов, совершаемых, в том числе и на участках СевероКавказской железной дороги, должны быть ориентированы и на обеспечение достойного уровня жизни населения, на стабилизацию экономических отношений,

поскольку чем более развита страна экономически, чем выше уровень благосостояния населения, тем ниже уровень преступности в целом и преступлений против собственности, в частности.

Среди конкретных мер

общесоциального предупреждения, на наш взгляд, должны быть меры по совершенствованию и обновлению парка подвижного состава железнодорожного транспорта, который достаточно устарел, что ведет к его систематическим поломкам и простоям, чем нередко пользуются злоумышленники. Поэтому необходимо использование на железнодорожных магистралях новых, отвечающих высоким техническим требованиям, грузовых вагонов, локомотивов.

Также необходимо совершенствовать систему сигнализации, внедрение устройств, контролирующих работу локомотивных бригад. Системы сигнализации и связи на перегонах и железнодорожных станциях должны быть надежно защищены металлическими ящиками и запорными устройствами, препятствующими проникновению к ним злоумышленников.

Большое значение с точки зрения обеспечения сохранности перевозимых грузов является их транспортировка в надлежащей таре, поскольку наиболее часто грузы похищаются в небольших количествах из сломанных контейнеров или упаковочных ящиков во время стоянок составов на крупных грузовых станциях.

Важное направление в

предупреждении рассматриваемых преступлений - это осуществление воспитательной и правовой работы в трудовых коллективах предприятий железнодорожного транспорта, поскольку нередко субъектами данных

преступлений становятся сами же работники железнодорожного

транспорта.

Следственная и судебная практика, отдельные исследования показывают, что в последние годы в целом сокращается количество краж грузов на участках Северо-Кавказской

железнодорожной дороги. Этому, в частности, способствуют обеспечение более эффективной охраны перевозимых грузов со стороны грузоотправителей, надлежащая охрана грузов в станционных парках, профилактические мероприятия,

проводимые органами внутренних дел на транспорте.

Примечания

Но, несмотря на принимаемый комплекс мер, данная проблема существует и сегодня. В подобных условиях требуется дальнейшее криминологическое исследование краж грузов, совершаемых на данном виде транспорта с целью разработки мер по их предупреждению и снижению их количества.

1. Варыгин Л. Н. Кражи грузов, совершаемые на железнодорожном транспорте и их предупреждение (криминологические проблемы): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 2. Меркулов Л. М. Методика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте. Автореферат кандидата юридических наук. Н. Новгород, 2005. 3. Общие сведения о состоянии преступности по данным МВД РФ за 2003-2009 гг. 4. Постановление Правительства РФ от 9.10.1996 г. № 1186 «Об ускоренном строительстве железнодорожной линии Кизляр - Карланюрт». 5. Статистические данные штаба Управления транспортом МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу за 2006-2009 гг. 6. Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 115-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ). 7.

http://rzd.ru/isvp/public/rzd7STRUCTllREJ 0=508448.

Статья поступила в редакцию 29.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.