Научная статья на тему 'Состояние сети школьных музеев Кемеровской области на начало XXI века (2000-2012 годы)'

Состояние сети школьных музеев Кемеровской области на начало XXI века (2000-2012 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАСПОРТИЗАЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / НАЗВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ / SCHOOL MUSEUMS / KEMEROVO REGION / CULTURAL EDUCATIONAL ACTIVITY / CERTIFICATION / EXPOSITION / NAMES OF SCHOOL MUSEUMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонов Евгений Евгеньевич, Мкртчян Аревик Мисаковна

Статья посвящена актуальной проблеме развитию сети школьных музеев в Кемеровской области. Авторы приводят характеристику школьных музеев, описывают их количественное соотношение и особенности культурно-образовательной деятельности. Особое значение имеют данные о количестве школьных музеев, которые позволяют проследить их представленность в рассматриваемом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF THE NETWORK OF SCHOOL MUSEUMS OF KEMEROVO REGION IN THE BEGINNING XXIst CENTURY (2000-2012)12Regional Centre for Children and Youth Tourism and Excursions

The role of school museums steadily increases in modern educational process. In work of any school museum there are features. They gain big recognition as the establishments which are engaged in patriotic education of younger generation. In the territory of the Kemerovo region school museums appeared in the 50th of the XX century. Now it is the extremely difficult to restore completely history of school museums as systems as didn’t remain uniform data on development of museums in concrete regions. In the Kemerovo region communication between station of young naturalists (now the regional center of children’s and youthful tourism and excursions) which supervises their work is historically traced. Emergence of school museums is closely connected with active development of tourism, namely with carrying out local history actions of various level. In the 1960th. forums, meetings and seminars at which organizers share experience including on the basis of examples from school museology are held. In the 1970th the new stage in their development, connected with carrying out tourist and local history actions within the country (for example, expeditions “My Fatherland” and “My Homeland is the USSR”) and certification of all museums begins. At the end of the XXth century, work of school museums was directed on increase of the general level of exposition and excursion work that was system of their work which, in many respects, remained in at the present stage of activity. In the 1980s the quantity of school museums increases that is connected with increase in number of tourist and local history actions. For 1990 in the territory of the Kemerovo region 450 school museums are. Because of crisis in the early nineties many museums were closed that is connected with that they were put in self-survival conditions. At the beginning of the XXth century they endure a stage of revival during which many new museums open. Revival and mass development of school museums is explained by interest of the government of the Russian Federation in their development as they play an important role in younger generation development. The form of work of school museums of the Kemerovo region is typical, not having differences from other regions. His head is responsible for work of a museum, attracting an asset and council of a museum. Coordinates work of school museums territorial administrations of education and the instructive-methodological centers, often with support of establishments of additional education. Each city of the Kemerovo region in which work of school museums is carried out, has the plan of work and an autonomy. For 2011 384 school museums in the territory of the Kemerovo region are. As a whole development of school museums of the Kemerovo region is directed on opening at least one museum at each school. School museums represent a uniform network, having analysed which we came to a conclusion that level of their work increases that shows prospect of further development.

Текст научной работы на тему «Состояние сети школьных музеев Кемеровской области на начало XXI века (2000-2012 годы)»

13. Pokrovskij, A. «Zeljonaja» jenergetika kak simvol novogo jekonomicheskogo cikla [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://podrobnosti.ua/analytics/2010/12/23/741768.html

14. Pol Makkartni napisal pis'mo v podderzhku Pussy Riot [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://lenta.ru/news/2012/08/16/mamunia/

15. Pravitel'stvo Danii stavit cel' k 2050 godu polnost'ju otkazat'sja ot ispol'zovanija uglja, nefti i gaza [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.oilru.com/news/204901/

16. Prezidentskie vybory vo Francii - 2012 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://top.rbc.ru/ story/629386.shtml

17. Sadyhova A. A. Osnovnye koncepcii i podhody k ponimaniju islamizacii i reislamizacii v otechestvennoj i zarubezhnoj nauke [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.pandia.ru/text/77/151/6720.php

18. Sineckij S. B. Kul'turnaja politika XXI veka: ot precedenta Istorii k proektu Budushhego: monografija. -Cheljabinsk: Jenciklopedija, 2011. - 288 s.

19. Sozdateli fil'ma «Nevinnost' musul'man» prigovoreny v Egipte k smerti [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.news-egypt.ru/sozdateli-filma-qnevinnost-musulmanq-prigovoreny-v-egipte-k-smerti.html

20. Stepovik M. Merkel' schitaet neadekvatnym prigovor po delu Pussy Riot [Elektronnyj resurs], [E. Zhukov - redaktor]. - Rezhim dostupa: http://www.dw.de/%D0%BC%D0%B5%D1%80% D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D00/o B5%D1%82-%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B00/oD1% 82%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0% BE%D1%80-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%83-pussy-riot/a-16176069-1

21. Feller V. Arabskaja neft': scenarij krizisa 2009-2020 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// vf.narod.ru/scenario/arab/arab2.htm

22. Flier A. Ja. Kul'turologija 20-11: avtorskij sb. jesse i st. - M.: Soglasie, 2011. - 560 s.

23. Francija razvernula politicheskuju bor'bu protiv hidzhaba [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://islam-today.ru/article/8797/

24. Shvecija planiruet stat' pervoj stranoj, kotoraja polnost'ju otkazhetsja ot nefti [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://press.try. md/item.php?id=70100

25. Red Hot Chili Peppers aktivno podderzhali Pussy Riot na gastroljah v Rossii [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://piter. tv/event/na_koncerte_hot_chillli_p/

УДК: 069:001.12:371.65(571.17)

Е. Е. Леонов, А. М. Мкртчян

СОСТОЯНИЕ СЕТИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА НАЧАЛО XXI ВЕКА (2000-2012 ГОДЫ)

Статья посвящена актуальной проблеме - развитию сети школьных музеев в Кемеровской области. Авторы приводят характеристику школьных музеев, описывают их количественное соотношение и особенности культурно-образовательной деятельности. Особое значение имеют данные о количестве школьных музеев, которые позволяют проследить их представленность в рассматриваемом регионе.

Ключевые слова: школьные музеи, Кемеровская область, культурно-образовательная деятельность, паспортизация, экспозиция, названия школьных музеев.

E. E. Leonov, A. M. Mkrtchyan

CONDITION OF THE NETWORK OF SCHOOL MUSEUMS OF KEMEROVO REGION IN THE BEGINNING XXIst CENTURY (2000-2012)

The role of school museums steadily increases in modern educational process. In work of any school museum there are features. They gain big recognition as the establishments which are engaged in patriotic education of younger generation. In the territory of the Kemerovo region school museums appeared in the 50th of the XX century. Now it is the extremely difficult to restore completely history of school museums as systems as didn't remain uniform data on development of museums in concrete regions. In the Kemerovo region communication between station of young naturalists (now - the regional center of children's and youthful tourism and excursions) which supervises their work is historically traced. Emergence of school museums is closely connected with active development of tourism, namely with carrying out local history actions of various level. In the 1960th. forums, meetings and seminars at which organizers share experience including on the basis of examples from school museology are held. In the 1970th the new stage in their development, connected with carrying out tourist and local history actions within the country (for example, expeditions "My Fatherland" and "My Homeland is the USSR") and certification of all museums begins. At the end of the XXth century, work of school museums was directed on increase of the general level of exposition and excursion work that was system of their work which, in many respects, remained in at the present stage of activity. In the 1980s the quantity of school museums increases that is connected with increase in number of tourist and local history actions. For 1990 in the territory of the Kemerovo region 450 school museums are. Because of crisis in the early nineties many museums were closed that is connected with that they were put in self-survival conditions. At the beginning of the XXth century they endure a stage of revival during which many new museums open.

Revival and mass development of school museums is explained by interest of the government of the Russian Federation in their development as they play an important role in younger generation development. The form of work of school museums of the Kemerovo region is typical, not having differences from other regions. His head is responsible for work of a museum, attracting an asset and council of a museum. Coordinates work of school museums territorial administrations of education and the instructive-methodological centers, often with support of establishments of additional education. Each city of the Kemerovo region in which work of school museums is carried out, has the plan of work and an autonomy. For 2011 384 school museums in the territory of the Kemerovo region are.

As a whole development of school museums of the Kemerovo region is directed on opening at least one museum at each school. School museums represent a uniform network, having analysed which we came to a conclusion that level of their work increases that shows prospect of further development.

Keywords: school museums, Kemerovo region, cultural educational activity, certification, exposition, names of school museums.

Школьные музеи играют важную роль в современном образовательном процессе. Их значение возрастает в связи с увеличением интереса к их коллекциям и формам работы. Работа любого школьного музея имеет свои особенности. Помимо поисковой работы каждый музей выбирает направление деятельности самостоятельно. Это может быть как работа краеведческого направления широкого профиля, так и внутренняя краеведческая деятельность (поиск информации по истории своей школы). За последние годы школьные музеи получают всё большее признание как учреждения, занимающиеся патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Школьные музеи на территории Кемеровской области появились в XX веке. И историческое развитие школьных музеев в Кузбассе проходило в тех же хронологических рамках,

что и школьных музеев России, переживая синхронные по всей стране периоды спада и развития. Сохранилось немного документальных свидетельств о начальном этапе развития школьных музеев в Кемеровской области. Отдельные факты об образовании музеев можно разыскать только в самих учреждениях.

В Кемеровской области исторически сложилась связь между музеями образовательных учреждений и областной станцией юных туристов (ныне - Областной центр детского и юношеского туризма). В летописи этого учреждения дополнительного образования и обнаружилось немало интересных деталей, раскрывающих историю школьных музеев.

Известно, что массовый рост школьных музеев начался во второй половине 50-х годов XX века. Особенно активно образование школьных музеев шло в начале 1960-х годов и было связано с проведением Всесоюзных, Всероссийских и местных краеведческих мероприятий [14, с. 15-16].

В Кемеровской области на этом этапе обнаруживается тесная связь краеведения и туризма. Так, ранние упоминания о школьных краеведческих музеях и Ленинских комнатах встречаются в записях о проведении семинаров туристских организаторов. На одном из семинаров, проведённом в ноябре 1963 года по итогам туристского лета, «были доведены до туристских организаторов условия конкурса на лучший школьный краеведческий музей, Ленинскую комнату» [4, с. 20]. В рамках этих традиционных семинаров туристские организаторы области делились опытом работы в школьных краеведческих музеях и уголках, проводились смотры на лучший школьный музей, обсуждалась роль школьных уголков и музеев в учебно-воспитательном процессе. В августе 1969 года проводился самостоятельный форум «Друзья ветра и солнца», который был посвящён только школьным музеям. Эта же запись позволяет делать выводы о том, какие существовали разновидности школьных музеев в то время: краеведческие музеи, музеи боевой славы, историко-мемориальные музеи, музеи трудовой и уже тогда - шахтёрской славы. Помимо этого в отдельную категорию выделялись Ленинские комнаты [4, с. 38].

Образование новых школьных музеев также было связано с туризмом. Так, в одной из записей отмечается, что в 1964 году, после проведения Всекузбасских олимпийских игр по туризму, в школах городов Прокопьевска, Киселёвска, Анжеро-Судженска и других были созданы краеведческие уголки [4, с. 21-22].

Новый виток в развитии школьных музеев также связан с массовыми туристско-краеведческими мероприятиями в стране: экспедициями «Моё Отечество», «Моя Родина -СССР» и т. д., проводившимися в 70-е годы. В рамках третьего этапа экспедиции «Моя Родина - СССР» в 1977 году отдельно ставился вопрос о «расширении сети школьных музеев и улучшении их деятельности» [4, с. 54]. В Кемеровской области открываются новые музеи, в середине 1970-х годов начинает проводиться массовая паспортизация. Многие школьные музеи получили в то время свои первые свидетельства и звания музея образовательного учреждения и сохраняют их до сих пор.

К концу XX века в школьных музеях Кемеровской области сложилась система работы, которая была направлена на повышение уровня экспозиционной и экскурсионной работы. Именно эта система была положена в основу будущего развития сети школьных музеев области.

На 1990 год по Кемеровской области насчитывалось 450 школьных музеев [9, с. 1-35]. В 1990-е годы школьные музеи пережили очень сложный период. Общероссийская сме-

на ориентиров сказалась на общем состоянии школьных музеев, которые были поставлены в условия самовыживания. Многие из них вынуждены были прекратить своё существование в этот период.

В последние годы XX века школьные музеи возрождаются. Период 1997-2001 годов условно можно назвать стадией возрождения школьных музеев. В это время начинается массовое открытие школьных музеев по всей Кемеровской области. Например, в г. Кемерово за 4 года было открыто 15 школьных музеев [15, с. 3-152].

Такой подъём школьного музейного дела объясняется заинтересованностью правительства РФ в развитии патриотического воспитания, в том числе и на базе музеев образовательных учреждений. Развитие школьных музеев в качестве приоритетного направления послужило стимулом к их массовому открытию и последующему развитию.

С начала XXI века наблюдается тенденция увеличения количества музеев не только в г. Кемерово, но и на территории всей Кемеровской области. В 2006 году насчитывается 360 школьных музеев, в 2007 году - 393 музея и 25 музейных комнат [9, с. 1-35].

К концу 2010 года на территории Кемеровской области, по данным Департамента образования и науки Кемеровской области, насчитывается 410 школьных музеев в 884 школах, 22 музейных уголка и 22 музейные комнаты [9, с. 1-35]. Количество школьных музеев составляет 46,3 % от общего количества школ области. Из 410 школьных музеев: 50 % - комплексно-краеведческие, 20 - историко-краеведческие, 13 % - военно-исторические [7, с. 1-72]. Кроме того, около 10 % музеев находится не в школах, а в других образовательных учреждениях: детских садах, школах-интернатах, учреждениях дополнительного образования [7, с. 1-72]. К 2011 году их насчитывается 372 (см. табл. 1). На 1 января 2012 года на территории Кемеровской области 384 музея, 86 музейных уголков, залов, комнат, в том числе 1 виртуальный музей и 1 выставочная экспозиция, паспортизировано из них 287 музеев [9, с. 1-35].

Из всего количества паспортизированных музеев на конец 2010-2011 учебного года присвоены имена выдающихся соотечественников 86 музеям, из которых 54 музея представляют г. Кемерово и 32 - города Кемеровской области [10, с. 1-30]. На начало 2011 года в школьных музеях Кемеровской области хранится более 193 тыс. экспонатов основного фонда и более 86 тыс. экспонатов научно-вспомогательного фонда [9, с. 1-35].

Форма работы школьного музея в Кемеровской области является типичной и особых отличий от работы школьных музеев других регионов не имеет. Формирует и организует работу школьного музея руководитель, который привлекает обучающихся к работе в составе актива музея и различным краеведческим мероприятиям школьного, территориального и областного уровней.

Координируется работа школьных музеев территориальными управлениями образования и инструктивно-методическими центрами при поддержке специалистов различных учреждений дополнительного образования: домов детского творчества, центров дополнительного образования детей и др. Общая координация работы со школьными музеями по Кемеровской области осуществляется областным центром детского и юношеского туризма и экскурсий (далее ОЦДЮТЭ). Именно на методический отдел этого учреждения возлагаются обязанности по паспортизации школьных музеев, организации методической помощи руководителям музейных объединений, проведению областных семинаров и мероприятий для педагогов, изучению и обобщению опыта работы музеев образовательных учреждений.

В каждом городе и районе разрабатывается свой план мероприятий работы с музеями, предусматривающий проведение семинаров и конференций для педагогов, организацию краеведческой и исследовательской работы школьников, различные массовые мероприятия на базе школьного музея. Существуют различные формы организации работы с руководителями школьных музеев: методические объединения (например, городское методическое объединение руководителей школьных музеев в г. Анжеро-Судженске, методическая гостиная для руководителей школьных музеев г. Мыски), тематические и обучающие семинары, круглые столы (круглый стол «Формы работы школьного музея» в Промышленновском районе, круглый стол «Успехи и затруднения руководителей школьных музеев и музейных уголков» в Яшкинском районе). Семинары охватывают все стороны деятельности школьного музея. Некоторые из них носят информационный характер (например, подготовка к паспортизации, обмен опытом патриотической и др. работы). Распространены и семинары практические, обучающие. Они также имеют разные формы (семинар-практика, семинар-учёба) и посвящены разным проблемам (экскурсионная деятельность, поисковая работа, экспозиционная деятельность). Существуют и такие необычные формы обучения руководителей школьных музеев, как мастер-классы, например, мастер-класс «Рабочая методика проведения экскурсии в школьном музее» (Топкинский район), мастер-класс «Технология проведения музейного праздника» (Яшкинский район). Также к числу наиболее распространённых мероприятий относятся конкурсы, презентации, смотры и смотры-конкурсы школьных музеев и уголков. Они проводятся, как правило, 1-2 раза в год (в г. Киселёвске - раз в три года) и имеют своей целью не только выявление лучшего школьного музея, но и оценку деятельности музеев в целом, по итогам смотров нередко музеи направляются на паспортизацию или присвоение какого-либо звания. Помимо этого во многих территориях устраиваются различные акции и дни открытых дверей.

Проводятся различные мероприятия и для активистов школьных музеев. В первую очередь это различные слёты и конкурсы по разным направлениям: поисковому (Городской конкурс краеведческих находок в г. Прокопьевске), экскурсионному (конкурсы экскурсоводов проводятся практически во всех территориях), экспозиционному (Городской конкурс рисунков на лучшую военную экспозицию в г. Прокопьевске), конкурс буклетов «Наш музей» (г. Мариинск). Проводятся олимпиады - городская олимпиада по основам музейного дела для активистов музеев образовательных учреждений города Киселёвска, городская олимпиада юных музееведов и экскурсоводов в г. Кемерово, муниципальный конкурс музееведов «Я родился в Кемеровском районе».

Как уже говорилось выше, школьные музеи организуют исследовательскую деятельность обучающихся. Соответственно, существует довольно большой комплекс мероприятий, во время которых эта исследовательская деятельность проводится и затем представляется. К первым можно отнести поисковые акции и мероприятия (по сбору информации), встречи с участниками каких-либо исторических событий, с писателями, художниками и т. д., в том числе и весьма оригинальные, например, историческая реконструкция (историческая реконструкция захоронения и обнаружения Елыкаевского клада «Тайны Елыкаевского клада» в Кемеровском районе). К числу вторых относятся слёты, форумы, краеведческие конференции и чтения, краеведческие викторины, открытые уроки и лекции, проводимые активистами школьных музеев.

Помимо этого существует комплекс мероприятий на областном уровне, проводимый областным центром детского и юношеского туризма и экскурсий. В качестве примера мас-

совых мероприятий можно привести ежегодный семинар для руководителей школьного музея. В рамках семинаров рассматриваются различные аспекты деятельности музеев образовательных учреждений (вопросы учёта и хранения экспонатов, подготовка к паспортизации, поисково-собирательская работа), происходит обмен опытом музейных педагогов. ОЦДЮТЭ неоднократно проводил конкурсы на лучшую организацию работы школьных музеев по патриотическому воспитанию учащихся. В рамках конкурса школьные музеи области предоставляли материалы, портфолио, презентации по своей деятельности и достижениям. Также областной центр организует и проводит областной этап паспортизации.

Мероприятия по паспортизации централизованно возобновились с 2008 года с целью лучшего регулирования деятельности музеев. Паспортизация проходит ежегодно в два этапа: городской (районный) - с октября по январь и областной - с марта по май. Результаты этих мероприятий и дают основную информацию о состоянии школьных музеев, особенностях их функционирования, их проблемах и достижениях. Музеи, успешно прошедшие областную паспортизацию, представляются к присвоению звания «Музей образовательного учреждения» с вручением соответствующего свидетельства. Данная процедура осуществляется Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения (ФЦДЮТиК) г. Москвы. Музеи, получившие свидетельства в советское время, сохраняют их за собой.

Однако не на всей территории Кемеровской области процесс паспортизации проходит одинаково. В г. Киселёвске с 1990-х годов паспортизацию школьных музеев проводят самостоятельно, автономно, передавая все документы в Москву напрямую, минуя областной центр.

Также, помимо присвоения звания «Музей образовательного учреждения», в ряде районов и городов существует практика присвоения других званий на муниципальном уровне: «Народный музей» (г. Кемерово, Новокузнецк, Юрга, Киселёвск), «Отличный школьный музей» (гг. Юрга, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Прокопьевск, Киселёвск), «Школьный музей» (г. Юрга, Беловский район, Кемеровский район, Юргинский район, Мариинский район), «Отличный музей» (Новокузнецкий район), «Лучший школьный музей» (Кемеровский район).

В экспозиционной работе школьных музеев Кемеровской области имеются свои особенности. Основной экспозицией для школьного музея является история образовательного учреждения. Помимо этого практически во всех музеях общеобразовательных учреждений существуют экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне и ветеранам. Нередко оба этих раздела (история школы и история военная) тесно связаны между собой. Военная тематика остаётся популярной и в определённой степени востребованной, потому что возрождённые в конце XX века школьные музеи не просто сосредоточились на прошлом учреждения, но и на внутренних проблемах развития. Поэтому школьные музеи собирают и хранят информацию о выпускниках, в том числе о тех, которые служили в армии, были участниками локальных военных конфликтов.

То, что около половины школьных музеев находится не в городах, а в сельских районах, также накладывает свой отпечаток на специфику их работы и выбор тем для экспозиций. Во многих образовательных учреждениях сёл и деревень появляются экспозиции, посвящён-ные русскому крестьянскому быту. Это напрямую связано с доступностью предметов, которые могут стать экспонатами. Кроме того, в школьном музее в сельской местности с большей

вероятностью появится экспозиция «История села», чем масштабная экспозиция «История города» - в музее городской школы.

Особый интерес вызывает специфика названий школьных музеев Кемеровской области (было проанализировано около 300 названий):

• 61 музей имеет в своём названии слова «школьный музей», «музей истории ОУ», «музей ОУ»;

• 53 музеям присвоено имя какого-либо выдающегося соотечественника;

• в 50 случаях в названии музея присутствует сочетание «музей боевой, трудовой, школьной славы» (в том числе музей афганской славы, музей славы воинов-интернационалистов и музей участников локальных войн);

• 33 музея носят название «Память»;

• в 16 случаях встречается «музей истории отрасли хозяйства, сферы деятельности, предприятия» (в том числе, народного образования и истории пионерии и комсомола);

• 16 музеев отражают в своём названии историю села, района, города, края;

• 16 музеев носят название «Исток»;

• 14 названий указывают на национальную культуру (в том числе, русскую культуру и крестьянский быт);

• в 13 случаях в названии употребляется слова «Кузбасс», «Кемерово», «Россия», «Сибирь», название населённого пункта;

• в 12 названиях присутствуют слова «малая Родина», «Родина»;

• 12 музеев носят имя какого-либо боевого подразделения;

• в названии 11 музеев присутствуют слова «искусство» и «культура»;

• в 8 названиях встречается слово «Поиск»;

• названия 8 музеев посвящены природе родного края и естественным наукам;

• в 6 названиях употребляются слова «наследие», «поколение», «семья»;

• 5 музеев носят название «Музей шахтёрской славы»;

• 4 музея носят название «Вехи истории» или «Это нашей (школьной) истории строки»;

• в 3 названиях упоминается краеведение;

• в 3 названиях встречается слово «подвиг»;

• в 3 названиях присутствует слово «патриот»;

• 2 музея носят название «Отечество» [3].

Таким образом, можно отметить, что школьные музеи Кемеровской области развиваются, о чём свидетельствует уровень их работы, который прослеживается через участие в семинарах и различных конкурсах. Именно на базе школьных музеев в образовательных учреждениях организуется значительная часть исследовательской и краеведческой работы. Школьные музеи Кемеровской области представляют собой единую сеть, проследив особенности которой, можно сделать вывод, что специфика работы соответствует требованиям к музеям образовательных учреждений. Это значит, что они имеют перспективу дальнейшего развития.

В заключение стоит отметить, что школьные музеи в Кемеровской области развиваются, следуя принципу «музей в каждой школе» (несмотря на то, что показатель количества музеев в школах не достиг максимального уровня). Это показывает интерес к музеям в образовательных учреждениях, а также желание местных властей следовать традициям развития малых музеев в каждом регионе.

Таблица 1

Количественный состав школьных музеев Кемеровской области (по данным ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий»)

Территория Количество музеев

Анжеро-Судженский городской округ 11

г. Белово 15

Беловский район 14

г. Берёзовский 3

Гурьевский район 7

Ижморский район 5

Калтанский городской округ 3

г. Кемерово 68

Кемеровский район 16

г. Киселёвск 20

Крапивинский район 7

Краснобродский городской округ 1

г. Ленинск-Кузнецкий 10

Ленинск-Кузнецкий район 7

Мариинский район 11

г. Междуреченск 7

г. Мыски 6

г. Новокузнецк 46

Новокузнецкий район 9

г. Осинники 6

г. Полысаево 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Прокопьевск 22

Прокопьевский район 10

Промышленновский район 10

г. Тайга 5

г. Таштагол 12

Тисульский район 3

г. Топки 7

Тяжинский район 8

Чебулинский район 2

г. Юрга 14

Юргинский район 4

Яйский район 6

Яшкинский район 8

Итого 384

Литература

1. Горбунов В. С. Школьные музеи г. Кемерово в 1998-1999 учебном году // Вестник воспитания: офиц. справ.-инф. издание НМЦ. - Кемерово, 1999. - № 2. - С. 40-46.

2. Горбунов В. С. Школьный музей и воспитание патриотизма // Воспитание школьникоев. - 2007. -№ 5. - С. 3-21.

3. Евтушенко С. В. Школьные музеи Москвы: перспективы развития // Материалы научно-практических семинаров музейных работников по теме «Музей и дети» в гг. Москве и Сыктывкаре 1995 года. - М., 1996. - С. 110-121.

4. История музейного дела в СССР: сб. ст. - М., 1957. - 192 с.

5. Леонов Е. Е. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 17, ч. 2. - С. 39-49.

6. Леонов Е. Е., Тараканов А. В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 21. - С. 64-74.

7. Летопись областной станции юных туристов и общества юных краеведов-путешественников «Кузбасс» со дня его образования (Кемерово). - 72 с.

8. Музей и школа: пособ. для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко и др.; сост. Э. А. Павлюченко; под общ. ред. Т. А. Кудриной. - М., 1985. - 224 с.

9. Отчёт Департамента образования и науки Кемеровской области о состоянии сети школьных музеев Кемеровской области за 2010 г. - Кемерово, 2011. - С. 1-35.

10. Отчёт управления образования г. Кемерово о состоянии сети школьных музеев г. Кемерово за 2009-2010 учебный год. - Кемерово, 2011. - С. 1-30.

11. Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - 166 с.

12. Положение о школьном музее // Преподавание истории в школе. - М., 1975. - № 2. - С. 12-14.

13. Свод музеев образовательных учреждений Кемеровской области 2010-2011 учеб. год. -Кемерово: ОЦДЮТЭ, 2011. - 60 с.

14. Туманов В. Е. Школьный музей: метод. пособие. - М., 2002.

15. Школьное музееведение: метод. мат-лы в помощь руководителям школьных музеев / авт.-сост. В. С. Горбунов; под ред. Н. А. Черновой. - Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2004. - I ч. - 164 с.

16. Школьные музеи г. Кемерово: Путеводитель. - Юрга, 2008. - 152 с.

17. Яхно Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства [Электронный ресурс] // Информационный портал конференций, 20.01.2008. - Режим доступа: http: // www.den-za-dnem.ru/page.php/article=53 (дата обращения: 20.03.2009).

Literatura

1. Gorbunov V. S. Shkol'nye muzei g. Kemerovo v 1998-1999 uchebnom godu // Vestnik vospitanija: ofic. sprav.-inf. izdanie NMC. - Kemerovo, 1999. - № 2. - S. 40-46.

2. Gorbunov V. S. Shkol'nyj muzej i vospitanie patriotizma // Vospitanie shkol'nikov. - 2007. - № 5. -S. 3-21.

3. Evtushenko S. V. Shkol'nye muzei Moskvy: perspektivy razvitija // Materialy nauchno-prakticheskih seminarov muzejnyh rabotnikov po teme «Muzej i deti» v gg. Moskve i Syktyvkare 1995 goda. - М., 1996. - S. 110-121.

4. Istorija muzejnogo dela v SSSR: sb. st. - M., 1957. - 192 s.

5. Leonov E. E. Istoricheskij aspekt pojavlenija i razvitija shkol'nyh muzeev v Rossii: periodizacija, problemy, osobennosti raboty // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. - 2011. - № 17, ch. 2. - S. 39-49.

6. Leonov E. E., Tarakanov A. V Osobennosti metodiki provedenija jekskursij // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv: zhurnal teoreticheskih i prikladnyh issledovanij. -2012. - № 21. - S. 64-74.

7. Letopis' oblastnoj stancii junyh turistov i obshhestva junyh kraevedov-puteshestvennikov «Kuzbass» so dnja ego obrazovanija (Kemerovo). - 72 s.

8. Muzej i shkola: posob. dlja uchitelja / E. G. Vanslova, A. K. Lomunova, Je. A. Pavljuchenko i dr.; sost. Je. A. Pavljuchenko; pod obshch. red. T. A. Kudrinoj. - M., 1985. - 224 s.

9. Otchjot Departamenta obrazovanija i nauki Kemerovskoj oblasti o sostojanii seti shkol'nyh muzeev Kemerovskoj oblasti za 2010 g. - Kemerovo, 2011. - S. 1-35.

10. Otchjot upravlenija obrazovanija g. Kemerovo o sostojanii seti shkol'nyh muzeev g. Kemerovo za 2009-2010 uchebnyj god. - Kemerovo, 2011. - S. 1-30.

11. Ocherki istorii muzejnogo dela v Rossii. - M., 1960. - 166 s.

12. Polozhenie o shkol'nom muzee // Prepodavanie istorii v shkole. - M., 1975. - № 2. - S. 12-14.

13. Svod muzeev obrazovatel'nyh uchrezhdenij Kemerovskoj oblasti 2010-2011 ucheb. god. - Kemerovo: OCDJUTJE, 2011. - 60 s.

14. Tumanov, V E. Shkol'nyj muzej: Metod. posobie. - M., 2002.

15. Shkol'noe muzeevedenie: metod. mat-ly v pomoshh' rukovoditeljam shkol'nyh muzeev / avt.-sost. V. S. Gorbunov; pod red. N. A. Chernovoj. - Kemerovo: MOU DPO «NMC», 2004. - I ch. - 164 s.

16. Shkol'nye muzei g. Kemerovo: Putevoditel'. - Jurga, 2008. - 152 s.

17. Jahno Ju. B. Shkol'nyj muzej kak sostavljajushhaja otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva [Jelektronnyj resurs] // Informacionnyj portal konferencij, 20.01.2008. - Reshim dostupa: http://www. den-zadnem.ru/page.php/article=53 (data obrashhenija: 20.03.2009).

УДК 008

И. И. Горлова, Т. В. Коваленко

ДУХОВНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье проанализированы проблемы духовного неравенства в контексте прикладных задач культурной политики, измерение которого возможно через сочетание статистических и социологических количественных методов.

Теория и практика культурной политики, определяющей состояние системы культуры в обществе, является действенным механизмом решения проблемы духовного неравенства, которое, наряду с неравенством материальным, представляется одной из наиболее актуальных проблем текущего социокультурного развития. Современный уровень культурологических исследований эмпирического порядка позволяет измерять и диагностировать проблему неравенства с использованием единообразных индексов, отражающих гносеологический, творческий, аксиологический, коммуникативный и эстетический потенциалы человека, получившие общее название «социально-нравственный потенциал личности».

Последнее стало концептуальным основанием исследования 5 регионов Российской Федерации, проведенного сотрудниками Государственного института искусствознания в 90-х годах ХХ века. Приведенный в настоящей статье анализ сведений респондентов - 679 жителей городов Юга Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.