Научная статья на тему 'Исторический аспект создания школьных музеев г. Кемерово и их современное состояние'

Исторический аспект создания школьных музеев г. Кемерово и их современное состояние Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
704
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ЭТАПЫ / ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПОИСКОВАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / SCHOOL MUSEUMS / STAGES / PROBLEMS OF SCHOOL MUSEUMS / STUDY OF LOCAL LORE / SEARCH WORK / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонов Евгений Евгеньевич

Статья посвящена истории создания и современному состоянию школьных музеев г. Кемерово. Автор предлагает выделить в истории школьных музеев шесть этапов и характеризует особенности каждого этапа, включая будущие перспективы развития сети школьных музеев г. Кемерово.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted history of creation and a current state of school museums Kemerovo. The author suggests to allocate six stages in the history of school museums and characterizes features of each stage, including the future prospects of development of a network of school museums Kemerovo.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект создания школьных музеев г. Кемерово и их современное состояние»

УДК 069.016(571.17)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Г. КЕМЕРОВО И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Е. Е. Леонов

HISTORICAL ASPECT OF CREATION OF SCHOOL MUSEUMS KEMEROVO AND THEIR CURRENT STATE E. E. Leonov

Статья посвящена истории создания и современному состоянию школьных музеев г. Кемерово. Автор предлагает выделить в истории школьных музеев шесть этапов и характеризует особенности каждого этапа, включая будущие перспективы развития сети школьных музеев г. Кемерово.

Article is devoted history of creation and a current state of school museums Kemerovo. The author suggests to allocate six stages in the history of school museums and characterizes features of each stage, including the future prospects of development of a network of school museums Kemerovo.

Ключевые слова: школьные музеи, этапы, проблемы школьных музеев, краеведение, поисковая работа, исследовательская работа.

Keywords: school museums, stages, problems of school museums, study of local lore, search work, research work.

Школьные музеи России в последние десятилетия приобретают всё большую значимость. Они являются не только важным звеном в культурнообразовательном и историческом развитии социально развитой личности, но и приобщают юное поколение к сохранению историко-культурного наследия. В связи с актуализацией развития школьных музеев в современных условиях и проанализировав исторический аспект их деятельности, мы предлагаем выделить свою периодизацию в истории школьных музеев г. Кемерово. Актуальность предложенной периодизации заключается в том, что ранее весь исторический этап школьных музеев не предлагалось выделить в качестве разделения по этапам.

Историю школьных музеев г. Кемерово можно условно разделить на несколько этапов:

1. 1960 - 1970-е гг. - «Становление».

2. 1980-е гг. - «Развитие».

3. Начало 1990-х гг. - «Угасание».

4. 1997 - 2001 гг. - «Возрождение».

5. 2001 - 2008 гг. - «Расцвет».

6. 2008 г. - н. в. - «Движение».

Первый этап связан с появлением школьных музеев в г. Кемерово, что можно охарактеризовать как этап становления. Создание первых музеев при школах в этот период не случайно. В это время перед школьными музеями стояла непростая проблема

- определение направления поисково-

исследовательской деятельности и выбор профиля. Школьные музеи на этом этапе постепенно начинают строиться по отраслевому принципу. Школьные музеи в этот период имели следующие профили: исторический, краеведческий, естественнонаучный, литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества. Также школьным музеям было необходимо обеспечить полноту коллекций в соответствии с выбранным профилем. Музеи стремились обеспечить тематическую полноту коллекции, однако здесь была явная проблема - неумение или нежелание проводить серьёзную поисковую и исследовательскую работу. Это приводило

к тому, что многие музеи строились преимущественно на тиражируемом материале, то есть материале, который был типовым для многих музеев соответствующего профиля [7, с. 117].

В г. Кемерово в этот период открываются такие музеи:

- 10 ноября 1968 г. - в школе № 4 им. А. В. Сарыгина, заслуженного лётчика-испытателя СССР;

- 1 сентября 1970 г. - в школе № 16;

- 29 октября 1970 г. - в школе № 5;

- 12 мая 1974 г. - в школе № 31;

- 26 мая 1975 г. - в школе № 89;

- 1 сентября 1976 г. - в школе № 12;

- 19 февраля 1979 г. - в школе № 89 [13, с. 3 -

152].

В это время музеи при школах только начинают усиливать работу по развитию истории внутри школы и приобщению к ней обучающихся. Руководителями музеев становятся энтузиасты, что было характерно не только для этого времени. Отсутствие специалистов в работе школьных музеев прослеживалось на протяжении всего исторического развития [8, с. 65].

В это время школьные музеи начинали приобретать популярность, к ним появляется интерес. Хотя очевидно и то, что появление школьных музеев в г. Кемерово не является фактом уникальным и вызвано лишь «музейным бумом» по всей стране. Поэтому музеи при школах в отдельно взятом регионе не выделялись на фоне развития школьных музеев по стране в целом. Они находились в своеобразном состоянии поиска своего места в «музейном мире». Важно было понять - для чего они нужны? Что требуется от школьного музея? На осознание этого ушло несколько лет, что вполне очевидно, поскольку этап осознания протекал гораздо сложнее этапа развития.

К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев - четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующими структуру музейной сети страны [7, с. 119 - 120]. В г. Кемерово это время можно условно назвать этапом развития. Этот этап логически наступил после завершения процесса осознания роли школьных музеев. Стало очевидно место музея в жизнедеятельности страны - школьный музей был призван занять место в качестве звена по воспитанию исторического самосознания, также влиять на социализацию школьников. Перед музеем ставилась задача не только воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, но приобщать любовь к истории и краеведению, что раньше не бралось за основу. В это время в г. Кемерово появляются музеи в школах №№ 44, 24, 74, 11, 18 [13, с. 3 - 152].

Однако в начале 1990-х гг. школьные музеи пережили серьёзный кризис (этап угасания), который вытекал из ситуации в стране. Хотя кризис не коснулся крупных музеев, которые продолжали открываться и развиваться по всей стране. Школьные музеи от политической ситуации пострадали гораздо сильнее. Многие из них просто закрывали, а экспонаты выбрасывали или выкрадывали. Коснулось это и музеев школ г. Кемерово. Тем не менее в это время открывается несколько новых музеев, которые сумели пережить волну кризиса. Это музеи школ №№ 19, 54, 55 [13, с. 3 - 152]. Новые школьные музеи в этот период открывались благодаря действиям энтузиастов, которые за счёт собственных усилий искали пути для продолжения краеведческой работы в рамках школьной системы образования.

За последние годы, в связи с повышением роли гражданского и патриотического воспитания в становлении личности, усилился интерес к работе школьных музеев, которые выступают как хранители памяти и истории родного края. Однако за последние десятилетия, под влиянием новых моделей построения структуры воспитания подрастающего поколения, школьные музеи были частично вытеснены за пределы единой модели влияния на социализацию исторического самосознания личности, закладываемую в школе и, в частности, в школьном музее.

Во второй половине 1990-х гг. школьные музеи в г. Кемерово переживают этап возрождения. В этот период, который условно можно выделить 1997 - 2001 гг., открывается много новых музеев в школах. За 4 года было открыто более 15 музеев в школах всех районов города [13, с. 3 - 152].

Хотя к 1998 г. в г. Кемерово осталось лишь 15 школьных музеев. Это музеи школ №№ 4, 5, 11, 12, 16, 18, 24, 26, 31, 44, 50, 54, 60, 74, 89 [13, с. 3 -152]. А по данным на 1 сентября 1998 г., в городе насчитывается уже 17 музеев [12, с. 3]. За период в четыре года в деятельности школьных музеев наметился баланс, которого не наблюдалось за все предыдущие годы.

К этому времени в городе был взят курс за популяризацию роли школьных музеев и их воссоздание как единого звена по работе с историкокультурным наследием. Такая политика привела к появлению ряда новых музеев при школах. За два года (период 1998 - 1999 гг.) в школах города открываются новые музеи. Это музеи школ №№ 49, 55, 71, 90, 96, 70, 15, 94, 34, 42, 48, 35, 99 [13, с. 3 -152].

Все музеи города имеют разные профили:

- военно-исторические (музеи школ №№ 4, 5,

12, 16, 26, 44, 50, 54, 60, 74, 89);

- краеведческие (музеи школ №№ 11, 35);

- народного быта и культуры (музеи школ №№ 48, 49, 55);

- истории школы, народного образования и детских организаций (музеи школ №№ 42, 94, 90, 99, 71, 15, 96, 70, 34, 31 [13, с. 3 - 152].

Несмотря на указанный перечень профилей школьных музеев, они не ограничиваются им в своей деятельности. В каждом музее, по возможности, есть экспозиции по истории школы и Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

К началу XXI в. школьными музеями города был проделан огромный объём работы, накоплен богатейший опыт военно-патриотического и гражданского воспитания. Большое значение имеют традиционные мероприятия, которые проводятся во всех школах города. Стоит заметить, что в школах, где есть музеи, работа по проведению гражданско-патриотических мероприятий носит более системный характер. К традиционным мероприятиям по гражданско-патриотическому воспитанию в эти годы относятся:

- месячник защитников Отечества;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;

- праздники, посвященные знаменательным датам Великой Отечественной войны;

- уроки мужества;

- викторины и др. [5, с. 40 - 41].

Коллектив каждой школы и активисты музеев,

используя традиционные формы гражданско-патриотического воспитания, вносят в них особенности своей школы, что помогает внедрить новые черты в работу по повышению чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Период 2001 - 2008 гг. смело можно назвать этапом расцвета в истории школьных музеев г. Кемерово. За 7 лет было открыто около 40 новых школьных музеев [13, с. 3 - 152].

На 1 сентября 2003 г., по данным Управления образования, в городе насчитывалось 54 школьных музея, а к 9 мая 2005 г., 60-летию Победы, музеи были открыты практически во всех общеобразовательных учреждениях. За период 2000 - 2005 гг. созданы и функционируют музеи в следующих образовательных учреждениях:

- в общеобразовательных школах - 73 музея;

- в учреждениях дополнительного образования - 8 музеев;

- в дошкольных образовательных учреждениях - 8 мини-музеев.

Однако школьные музеи имеют и ряд проблем. В конце XX - начале XXI вв. наиболее отчётливо стоят две проблемы:

1. Проблема кадров. К этому времени не определен статус руководителя школьного музея и оплата его труда. Обязанности руководителя школьного музея возлагаются на педагога дополнительного образования.

2. Проблема финансирования музея. Школьные музеи практически не получают средств на сохранение экспонатов в надлежащем состоянии и развитие экспозиционной работы.

С начала XXI в. уделяется больше внимания методической подготовке руководителей школьных музеев, для которых организовываются курсы по повышению образовательного уровня в музейном деле. В 2000 и 2001 гг. были организованы курсы под общим названием «Школьный музей в системе воспитательной работы в школе» [12, с. 5 - 6].

Курсы способствовали обновлению экспозиции музеев, правильному оформлению музейной документации, учёту и хранению школьных музеев. Всем музеям был выдан паспорт на 10 лет, в котором подробно отражена характеристика музея. На основе паспортизации была составлена городская картотека школьных музеев. Каждый год руководители музеев получают рекомендации по планированию на новый год с учётом всех юбилейных дат и памятных дней России [12, с. 5 - 6].

Большую роль в организации функционирования школьных музеев играет методическая учёба руководителей школьных музеев и учёба актива. Именно с начала XX в. начинается практика семинарских занятий. Проходили семинары-практикумы на базе лучших школьных музеев под общей темой: «Формы работы школьного музея». За период 2003

- 2008 гг. было проведено 30 таких семинаров.

Школьные музеи по-настоящему превратились в центры патриотического воспитания в школах города. В своей работе музеи используют разнообразные формы работы: экскурсии, конференции, круглые столы, праздники, уроки мужества, конкурсы, викторины, встречи с ветеранами, предметные уроки на базе музея.

Например, за 2002/03 учебный год (пик развития школьных музеев города) школьными музеями было проведено [12, с. 5 - 6] (табл.).

С 2007 г. в городе в результате реструктуризации школ были закрыты некоторые учебные заведения, что привело и к ликвидации в них музеев. В разные годы были закрыты школы №№ 14, 47, 4. Экспонаты музеев закрытых школ были переданы в другие школьные музеи. Так, например, экспонаты музея школы № 47 переданы на хранение в музей школы № 65, а музея школы № 4 - в музей школы № 10.

Таблица

Вид культурнообразовательной деятельности Проведено Участвовало

Экскурсий более 1200 более 30 тыс.

Конференций 04 более 15 тыс.

Праздников 30 более 14 тыс.

Уроков мужества 20 более 22 тыс.

Конкурсов, викторин 50 более 42 тыс.

Встреч 20 более 42 тыс.

Предметных уроков 12 более 10 тыс.

В 2008 г. начинается новый период в истории школьных музеев. Этот период можно назвать этапом движения. В это время происходит смена кадрового состава сотрудников по работе со школьными музеями, что неизбежно привело к смене ориентиров. Был учтён положительный и отрицательный опыт прежних лет, основанный на мнениях самих руководителей школьных музеев и специалистов музейного дела, что привело к изменению программы по патриотическому воспитанию (программа по гражданскому и патриотическому воспитанию «Я -Кемеровчанин») и форме проведения городских массовых мероприятий.

На 1 сентября 2008 г. в городе, по данным Управления образования, насчитывается 73 школьных музея. Определился основной профиль школьных музеев - историко-краеведческий. Экспозиции всех музеев состояли из трёх основных разделов -история школы, военная история, краеведение. Это придавало комплексный характер всей поисковособирательской, фондовой и экскурсионно-

просветительской деятельности музея.

Главной особенностью этого периода является формирование системы школьных музеев города. Система прослеживается и в работе музеев. Появляются планы семинарских занятий на весь учебный год, планы работы каждого школьного музея являются важным аспектом деятельности для руководителя музея. К работе со школьными музеями привлекаются специалисты музейного дела города, которые проводят семинарские занятия с руководителями этих музеев и участвуют в проведении всех крупных мероприятий: конференциях, смотрах,

олимпиадах и др.

С 2009 г. возобновляется система проведения семинаров-практикумов для руководителей школьных музеев. Частично меняется тематика проведения таких занятий. С января по май 2009 г. было проведено четыре семинарских занятия:

- понятие «музей», «школьный музей». Основные признаки школьного музея;

- нормативно-правовые основы деятельности школьного музея;

- научно-фондовая работа музея. Формы и виды поисково-исследовательской работы;

- экспозиционно-выставочная деятельность музея.

В 2009 - 2010 учебном году тематика семинарских занятий осталась прежней. За год было проведено четыре семинарских занятия по тем же темам, что объясняется проблемой текучки кадров руководителей школьных музеев, в результате чего было принято решение повторного воспроизведения тем прежних семинаров.

С 2009 г. были внесены изменения в общегородской план проведения крупных городских мероприятий и в саму форму их проведения. С этого времени в основе единой программы общегородских мероприятий основными считаются:

- Олимпиада юных музееведов и экскурсоводов (проводится 1 раз в 2 года, чередуется с конференцией «Я - Кемеровчанин»; декабрь);

- Конференция «Я - Кемеровчанин» (проводится 1 раз в 2 года, чередуется с Олимпиадой юных музееведов и экскурсоводов; декабрь);

- Смотр-конкурс школьных музеев (1 раз в 3 года; март);

- Сбор активистов школьных музеев (каждый год; апрель/май);

- Слёт активистов школьных музеев (1 раз в 5 лет; апрель/май) [1], [2].

В 2009 г. частично были внесены изменения в положение о проведении Олимпиады юных музееведов и экскурсоводов (IV Городская Олимпиада юных музееведов и экскурсоводов «Равняемся на Героев Победы»). В основе Олимпиады - командная соревновательная система, содержащая в себе прохождение за время четырёх станций: экскурсионную, экспозиционную, поисковую, фондовую [1], [2].

В 2010 г. были внесены изменения в проведение конференции «Я - Кемеровчанин» (IV Городская поисково-краеведческая конференция «Я - Ке-меровчанин»). Были повышены требования к выступающим и предоставленным ими работам, в составе жюри были специалисты музейного дела, кандидаты наук и преподаватели вузов, заслуженные работники культуры РФ, аспиранты и студенты специальности «Музейное дело и охрана памятников». Изменения коснулись как требований, так и формы проведения, где изменены названия секций. На конференции было представлено четыре секции: «Страницы истории города», «История образования», «Родословие», «Музейное дело». Требования были максимально приближены к Всероссийской конференции, чтобы лучше подготовить участников к максимально сложным условиям выступления [3], [4].

В г. Кемерово к январю 2010 г., по данным Управления образования, насчитывается 71 школьный музей. Из них 8 носят звание «Народный музей» и 32 - звание «Отличный музей».

К 2010 году школьные музеи г. Кемерово накопили огромный опыт работы по всем направлениям гражданско-патриотического воспитания. Благодаря активной, целенаправленной поисково-исследовательской работе, сегодня в музеях хранится более

15 тысяч подлинных материалов, имеющих историческую ценность, отражающих историю народного образования города, историю предприятий. Это и предметы народного быта, культуры, произведения работников искусства города, экспонаты, отражающие этнографию края, археологию, геологию, флору и фауну Кузбасса. Все они в совокупности имеют огромное значение в воспитании и обучении подрастающего поколения, потому что «музей правомерно считать институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включающим экскурсовода и посетителя в субъект-объектные отношения, реализующим свои образовательновоспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества». В школьном музее знания приобретаются апостериори, поэтому эффективность ассонансного воздействия экспозиционной архитектоникой на подсознание социально грамотной личности является весьма важной особенностью в работе любого музея.

В 2010/2011 учебном году вновь были внесены изменения в план проведения семинарских занятий. По новому плану работы считается необходимым провести восемь семинарских занятий и два мастер-класса в один учебный год. По статистике это наибольшее количество семинарских занятий. В предыдущие годы семинары проводились на базе лучших школьных музеев. С 2010/2011 учебного года было решено проводить семинарские занятия на базе лучших музеев города, представители которых проводят семинарское занятие по определённой заранее теме, и на базе лучших школьных музеев города. По плану на текущий учебный год перечень семинарских занятий включает в себя следующие темы:

- экскурсионная деятельность школьных музеев;

- фондовая работа школьного музея;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эстетика оформления экспозиции;

- экспозиционно-выставочная деятельность

музея;

- музейно-образовательная программа;

- экскурсионная работа. Этикетаж в музее;

- нормативно-правовые основы деятельности школьного музея. Документация музеев;

- история музейного дела.

Мастер-классы будут проведены по следующим темам:

- заполнение инвентарной книги в школьном

музее;

- методика проведения экскурсий.

В 2011/2012 учебном году планируются очередные изменения в проведении городских массовых мероприятий. Конференция «Я - Кемеровчанин» станет ежегодной и будет проводиться в апреле, а сбор активистов школьных музеев будет ликвидирован как форма. Это позволит сконцентриро-

вать больше внимания на подготовку участников конференции, победители которой отправляются на областную туристско-краеведческую конференцию «Живи, шахтёрская земля!», а наиболее интересные работы рекомендуются для выступления на Городской научной конференции «Балибаловские чтения».

По данным Управления образования, на 1 января 2011 г. в г. Кемерово насчитывается 68 школьных музеев, из них 8 носят звание «народный музей» и 34 - звание «отличный музей», 30 школьным музеям присвоены имена выдающихся соотечественников.

По сравнению с концом XX в., развитие школьных музеев г. Кемерово по-прежнему имеет ряд проблем:

1. Проблема кадров. Несмотря на прошедшее десятилетие, в работе школьных музеев не удалось полностью решить эту проблему. Даже с учётом выделения ставки руководителя школьного музея, проблема должной оплаты труда остаётся не решённой. В результате этого возникает проблема с привлечением кадров для работы в школьных музеях.

2. Проблема финансирования. Школьные музеи не имеют чёткой базы финансирования, несмотря на то, что требования к их работе остаются повышенными, требующими немалых финансовых затрат.

3. Проблема привлечения специалистов музейного дела. Проблема, которая не возникала так остро в прежние годы. На современном этапе к работе со школьными музеями привлекаются специалисты музейного дела, однако финансовая сторона вопроса за проделанный объём работы остаётся открытой.

Мы выделяем три наиболее острые проблемы в работе школьных музеев, хотя помимо указанных проблем есть немало трудностей, препятствующих качественной работе школьных музеев. Несмотря на все трудности, опыт показывает, что в работе школьных музеев г. Кемерово за последние годы наметились сдвиги в положительную сторону. Школьные музеи г. Кемерово на сегодняшний день представляют собой единую систему, объединённую через курирующую организацию - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной», работа которой соединена с Управлением образования г. Кемерово. Особенность системы не нова, поскольку форма курирующей работу школьных музеев организации представляется наиболее эффективной. Через единую головную систему осуществляется не только контроль за работой каждого школьного музея, но и за формой работы с активом школьного музея, эффективность которой показывает участие музеев в городских массовых мероприятиях.

Такая форма работы школьного музея является чрезвычайно важной, поскольку в ней, в отличие от других музеев, превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Через экскурсионно-просветительскую

деятельность «музей... позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора: во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры; во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителя. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление».

Таким образом, можно отметить, что школьные музеи г. Кемерово развиваются быстрыми темпами. Небывалый рост числа школьных музеев объясняется заинтересованностью местных властей в патриотическом воспитании молодёжи. Именно музеи выполняют функции воспитания и пропаганды знаний.

Из истории культурно-образовательной деятельности школьных музеев г. Кемерово мы выделяем наиболее важные особенности:

— на начальном этапе становления и развития школьные музеи были направлены на образовательный процесс;

— деятельность школьных музеев зависит от политики и идеологии государственной власти и местного административно-хозяйственного управления;

— школьные музеи играют важное значение в подготовке специалистов в области музейного дела и смежных профессий;

— темпы и уровень развития школьных музеев зависит от специфики региона;

— школьные музеи на современном этапе сделали качественный шаг вперёд, о чём свидетельствуют результаты их культурно-образовательной деятельности и темпы развития.

Источники

1. Положение о проведении III Городской

Олимпиады юных музееведов и экскурсоводов. -Кемерово, 2007.

2. Положение о проведении IV Городской

Олимпиады юных музееведов и экскурсоводов

«Равняемся на Героев Победы». - Кемерово, 2009.

3. Положение о проведении III Городской поисково-краеведческой конференции «Я - Кемеровчанин». - Кемерово, 2008.

4. Положение о проведении IV Городской поисково-краеведческой конференции «Я - Кемеровчанин». - Кемерово, 2010.

Литература

5. Горбунов, В. С. Школьные музеи г. Кемерово в 1998 - 1999 учебном году [Текст] / В. С. Горбунов // Вестник воспитания. Официальное справочноинформационное издание НМЦ г. Кемерово. - 1999.

- № 2. - С. 40 - 46.

6. Горбунов, В. С. Школьный музей и воспитание патриотизма [Текст] / В. С. Горбунов // Вос-

питание школьников. - Кемерово, 2007. - № 5. -С. 3 - 21.

7. Евтушенко, С. В. Школьные музеи Москвы: перспективы развития [Текст]: материалы научно -практических семинаров музейных работников по теме «Музей и дети» в гг. Москве и Сыктывкаре 1995 г. / С. В. Евтушенко. - М., 1996. - С. 110 - 121.

8. История музейного дела в СССР: сборник статей [Текст]. - М.: Роскультиздат, 1957. - 192 с.

9. Музей и школа: пособ. для учителя [Текст] / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко и др.; сост. Э. А. Павлюченко; под общ. ред. Т. А. Кудриной. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.

10. Очерки истории музейного дела в России [Текст]. - М.: Сов. Россия, 1960. - 166 с.

11. Положение о школьном музее [Текст] // Преподавание истории в школе. - М., 1975. - № 2. -С. 12 - 14.

12. Школьное музееведение: методические материалы в помощь руководителям школьных музеев [Текст] / сост. В. С. Горбунов; под ред. Н. А. Черновой. I ч. - Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2004. -164 с.

13. Школьные музеи г. Кемерово: путеводитель [Текст]. - Юрга: Новая типография, 2008. - 152 с.

14. Яхно, Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства / Ю. Б. Яхно [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.den-za-dnem.ru/page.php/article=53 (дата обращения: 20.03.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.