Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы инвестирования в Республике Крым'

Состояние, проблемы и перспективы инвестирования в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь Александр Петрович, Швабий Иван Иванович

В статье рассматриваются вопросы современного состояния инвестиций в основные отрасли экономики Республики Крым. Выделены основные проблемы, связанные с привлечением новых инвестиций и разработаны рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности и обеспечению стабильного экономического развития полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы инвестирования в Республике Крым»

УДК 330.322

Бондарь Александр Петрович,

к.э.н., доцент,

кафедра государственных финансов и банковского дела,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Швабий Иван Иванович,

студент направления подготовки «Экономика»,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь.

Bondar Alexander,

Ph.D in Economics, associate professor, Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol. Shvabiy Ivan,

student of «Economics» specialization, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

STATE, PROBLEMSAND PROSPECTS OF INVESTMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье рассматриваются вопросы современного состояния инвестиций в основные отрасли экономики Республики Крым. Выделены основные проблемы, связанные с привлечением новых инвестиций и разработаны рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности и обеспечению стабильного экономического развития полуострова.

Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции, программа социально-экономического развития, инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат, Республика Крым.

The article considers the current state of investment into the main economy industries of the Crimea Republic. The main problems associated with attracting new investments were revealed and the recommendations for improving investment attractiveness and ensuring stable economic growth of the peninsula were developed.

Keywords: investment, foreign direct investment, the program of social and economic development, investment attractiveness of the region, the investment climate, the Republic of Crimea.

ВВЕДЕНИЕ

Крымский полуостров является инвестиционно-привлекательным регионом по ряду причин. В первую очередь это выгодное геополитическое расположение на пересечении торговых путей между западными и восточными странами. Активная каботажная торговля позволит привлекать дополнительные инвестиции в развитие портовых городов, что в свою очередь даст возможность портам Крыма принимать туристов с международных морских рейсов.

Так же следует отметить благоприятный климат полуострова. При высоком уровне развития рекреационного комплекса, Крым может стать конкурентоспособным курортом на мировой арене. Важное место занимает и сельское хозяйство. За счет большого количества солнечных дней на полуострове необходимо развивать виноделие, садоводство и растениеводство.

Вопросы привлечения и дальнейшего развития инвестиций в Республике Крым достаточно широко рассматриваются российскими учеными-экономистами. Так, особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации раскрыты Е.И. Воробьевой [1], оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым в сравнении с другими регионами страны осуществлена в статье [2], привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма исследовали Ю.Н. Воробьев [3] и Е.С. Котлярова [3], трудности, повлиявшие на инвестиционную активность банковского сектора полуострова в переходный период,

87

рассмотрены в работах [4, 5], перспективные направления инвестиций в розничную торговлю крымского региона выявлены О.С. Каращук [6].

Несмотря на активность ученых, проблема привлечения инвестиций в Республику Крым в условиях введенных санкций полностью не решена. Крымский регион имеет свой уникальный инвестиционный климат, который необходимо рассматривать с учетом существующих особенностей и исторических предпосылок. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является анализ состояния инвестиций в Республике Крым, выявления основных проблем привлечения инвестиций и разработка возможных направлений повышения инвестиционной привлекательности полуострова.

РЕЗУЛЬТАТЫ

16 марта 2014 года Республика Крым стала новым субъектом Российской Федерации. Данный интеграционный процесс обусловил изменение логистики, законодательной и нормативно-правовой базы, экономической направленности региона. Вектор развития полуострова претерпел изменения. Наряду с рекреационным центром стран СНГ, Крым становится важным сельскохозяйственным регионом, а также местом базирования современной военно-морской базы черноморского флота, что требует создания необходимой инфраструктуры и формирования обслуживающих отраслей экономики.

По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2014 года ВРП Крымского региона составил 192 млрд. руб., или 98 тыс. руб. на душу населения. К сожалению, ВРП Республики Крым за 2014 г. Росстатом будет объявлен только в марте 2016 года [7]. Сравнив данный показатель со средним значением по России — 454 тыс. руб. [8], можно сделать вывод, что Республика Крым и город Севастополь относятся к категории отстающих регионов Российской Федерации. Следовательно, приоритетной задачей для правительства и ученых Крыма становится преобразование дотационного состояния полуострова в самодостаточный регион.

Для достижения поставленной цели необходимы многочисленные финансовые вложения, модернизация основных производственных фондов и повышение квалификации рабочей силы за счет государственных и частных инвестиций.

Основным источником инвестиционного потенциала со стороны государства следует выделить Федеральную Целевую Программу «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», принятую в августе 2014 года. Общий объём финансирования должен составить 681,2 млрд. руб., из которых 23,1 млрд. руб. — внебюджетное финансирование [9].

Основные задачи программы социально-экономического развития Крыма:

• устранение ограничений транспортной и инженерной инфраструктуры. В первую очередь, речь идет о постройке Керченского моста для транспортного соединения с материковой частью России, так как это единственный способ товародвижения, не зависящий от погодных условий;

• повышение качества энергоснабжения региона. Актуальной проблемой является энергетическая зависимость полуострова от Украины. Острая нехватка электроэнергии нарушает стабильность функционирования всех отраслей экономики Крыма;

• развитие социальной сферы и обеспечение межнационального согласия. Реконструкция основных объектов здравоохранения и образования дадут возможность повысить общий уровень жизни населения и создание собственной высококвалифицированной рабочей силы.

В период с января по сентябрь 2015 года в экономику Республики Крым вложено 18,5 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что на 7,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Это обусловлено снижением объемов ввода в эксплуатацию индивидуального жилья на 72,6%, в то время как затраты населения на строительство собственного жилья составили более 30% от общего объема инвестиций.

На конец 2013 года общий объём капитальных инвестиций в Республику Крым составил 60,4 млрд. руб., что на 14% меньше аналогичного показателя за 2012 год. Это вызвано, преимущественно, снижением объёма выданных кредитов банками и других видов займов в 2 раза.

Основную часть капитальных инвестиций (50,1%) в 2013 году направили в развитие промышленности, общий уровень которых уменьшился на 46,5% по сравнению с 2012 годом. Так же заметно снизилось в 2014 году освоение капитальных инвестиций в промышленные активы. По итогам трех кварталов 2014 года, суммарный объем инвестирования в основной капитал предприятий промышленности равен 1,9 млрд. руб., что равно 8,4% аналогичного показателя 2013 года.

88

Машины, оборудование,

транспорт и хозяйственный инвентарь; 38,5

Здания (кроме жилых) и сооружения; 37,1

Рис. 1. Структура инвестиций в основной капитал в Республике Крым за январь-сентябрь 2015 года, в % (Составлено авторами по данным [10]).

Неотъемлемой частью инвестиционного развития любого региона являются прямые иностранные инвестиции.

На протяжении 2010-2013 годов наблюдался постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма и по состоянию на конец 2013 года они составили 1608,9 млн. долл. Наибольшие темпы прироста объема иностранных инвестиций были зафиксированы в 2011 г. (на 43,0% или на 350,7 млн. долл.). В 2013 году прирост объёма прямых иностранных инвестиций составил лишь 9,9% или 145,2 млн. долл.

Преимущественно прямые инвестиции в Крымский регион поступали из офшоров (около 40%). Так, в 2013 году из Кипра поступило 426 млн. долл., Виргинских островов — 146,3 млн. долл., Белиза — 37,0 млн. долл.

На протяжении 2014 г. произошло резкое сокращение прямых иностранных инвестиций, вызванное объективными причинами переходного периода в Республике Крым, как нового субъекта Российской Федерации.

Так, в 2014 году в Крым инвестировали всего 15,7 млн. долл. из 8 стран мира: Гернси — 8,6 млн. долл., Виргинских островов — более 4 млн. долл., Франции — 21,5 тыс. долл., Узбекистана, Белоруссии, Кипра, Белиза и Турции. Из них, 35% средств направлены в организации, осуществляющие деятельность с недвижимостью, 27% — на предприятия по временному размещению [7].

Важным субъектом инвестиционной деятельности выступают коммерческие банки. На начало 2014 г. на территории полуострова функционировало около 180 финансово-кредитных учреждений и около 1000 отделений [4, с. 114]. Приостановление, а потом закрытие украинскими банками своих отделений в Крыму, привело к кризисным проявлениям в функционировании всей финансовой системы полуострова. Несмотря на все трудности переходного периода, в Республике Крым на протяжении 2014 г. удалось сформировать вполне самодостаточную сеть кредитных организаций и завершить интеграцию банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации. Так, на 01.01.2015 г. в Крымском Федеральном округе было зарегистрировано 519 кредитных организаций и их внутренних структурных подразделений [11].

Общая сумма кредитов, выданных банками Крыма на конец 2013 года составляла 64,4 млрд. руб. Сумма привлеченных депозитов превышала сумму выданных кредитов на 24,8 млн. руб. В период с 2011 по 2013 года дебетовое сальдо демонстрировало рост за счет ежегодного существенного увеличения объема вкладов прочего сектора экономики, в который входит и население полуострова. Большую часть в кредитном портфеле по Крыму занимают нефинансовые корпорации. За 2013 год объем выданных им кредитов равен 39,2 млрд. руб., что составляет 60,9%. Преимущественно кредиты выдавались для предприятий промышленного производства (67,4%) и компаниям оптовой и розничной торговли (13%) [12].

В Крымском Федеральном округе на 01.01.2015 г. кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям-резидентам и физическим лицам-резидентам, составили 6,5 млрд. руб., тогда как привлеченные вклады физических лиц — 28,8 млрд. руб. То, что только 22,5%

89

по итогам 3 кв. 2014 года 15.3 млрд руб.

2,32 2

3,2

17,7

□ Пр омышленность

Ш Строительство

□ Деятельность гостиниц и ресторанов

■ Государственное управление

□ Сельское, лесное и рыбное хозяйство

■ Охрана здоровья и социальная помощь

□ Транспорт и связь

□ Операции с недвижимым имуществом

□ Оптовая и розничная торговля

□ Предоставлние прочих видов услуг

по итогам 2013 года 60,4 млрд руб.

1,6 1

2,4-ц^ | , 1,9

6,2

50,1

Рис. 3. Структура капитальных инвестиций в Республике Крым по видам экономической деятельности (Составлено авторами).

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200

1608,9

1463,7

1166,3

815,6

0

2010 2011 2012 2013

Рж. 4. Динамика прямых иностранных инвестиций, млн. долл. США (Составлено авторами по данным [7]).

привлеченных средств населения размещается на территории полуострова, говорит о возможном потенциале роста инвестиций в экономику Крыма за счет внутренних источников.

Рассмотрим наиболее инвестиционно-привлекательные отрасли Крыма.

Во-первых — это рекреационный сектор. По данным министерства курортов и туризма Республики Крым на 2014 год в Крыму насчитывалось 825 коллективных средств размещения туристов. Было зарегистрировано порядка 5 тыс. мини-гостиниц и индивидуальных гостевых домов, а также действовало около 14,5 тысяч квартиросдатчиков. Однако общий уровень качества предоставляемых услуг считается низким при высоком уровне цен, что не позволяет Крыму быть конкурентно способным курортом на мировой арене [13].

Второй важной отраслью полуострова является сельское хозяйство. Благодаря выгодным климатическим условиям и особенностям рельефа в Крыму имеется возможность выращивать сор-

91

та винограда, необходимые для производства высококачественных видов вин. Так же следует отметить, что развитое растениеводство позволит импортировать сырье для передовых производителей парфюмерии.

В-третьих — инфраструктура, как основа для социального развития региона. Если рассматривать Крым, как активного участника каботажной торговли и морского туризма, то развитая инфраструктура является основой для восстановления полноценной деятельности грузовых и гражданских портов. К тому же, развитие логистики положительно повлияет и на промышленность региона. Крым специализируется на пищевой промышленности и для успешной реализации производимого товара необходима хорошая связь между всеми торговыми точками полуострова, так как самые большие затраты у производителей идут на преодоление геопространства.

Анализ основных источников инвестиционных возможностей Крымского федерального округа указывает на трудности вхождения инвестиций в регион, что ограничивает потенциальный экономический рост.

Ключевыми проблемами привлечения инвестиций в Республику Крым являются:

• Высокий уровень политических и экономических рисков, как для российских, так и для иностранных инвесторов.

• Отсутствие систематизированной и актуальной информации для потенциальных инвесторов, что приводит к низкому уровню заинтересованности для вложения капитала.

• Низкий уровень осведомленности юридических лиц, действующих на территории Крыма, о стимулирующих факторах: субсидиях, налоговых льготах, технологической помощи.

Проведя анализ поставленной проблемы, нами были разработаны следующие рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Республики Крым:

• Активная социальная реклама об инвестиционных государственных и международных программах. Это позволит крымским предпринимателям вести прибыльную деятельность и провести модернизацию устаревшего оборудования.

• Развитие инвестиционного страхования. Данный пункт необходим для гарантий инвесторам, которые готовы вкладывать свой капитал в развитие полуострова, однако не уверены в возврате их инвестиций.

• Жесткий контроль движения привлеченных денежных средств. Для того, чтобы инвестиционные программы имели положительный результат, необходимо предотвращать попытки хищения предоставленных денежных средств и проводить проверки их целевого назначения.

• Доступность законодательной и нормативно-правовой базы. Четкость регламентации законодательства Республики Крым и Российской Федерации является важным условием для избегания конфликтов, связанных с ошибочным пониманием законов со стороны иностранных инвесторов.

• Содействие в стабилизации сложной геополитической ситуации, связанной с имплементаци-ей территории Крыма в состав Российской Федерации. Активное участие в международных переговорах и снятие ответных ограничений может улучшить политическую обстановку в мире, что в свою очередь приведет к частичному или полному снятию санкций с Республики Крым.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудности переходного периода в Республике Крым привели к заметному сокращению инвестиций в экономику полуострова. Введенные санкции западными странами существенно ограничили возможности по привлечению прямых иностранных инвестиций. В этих условиях усиливается роль государства в расширении и стимулировании внутренних инвестиций, как за счет бюджетных средств, так и частного капитала.

Реализация Федеральной Целевой Программы «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности полуострова позволят Республике Крым стать высокоразвитым субъектом Российской Федерации на основе целенаправленной и контролируемой модернизации экономики региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева Е.И. Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности / Е.И. Воробьева//Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №3. — С. 6-11.

2. Адаменко A.B. Факторы развития инвестиционной деятельности в Республике Крым / A.B. Адаменко, А.О. Каминская // Инновационная наука. — 2015. — №12-1. — С. 19-23.

3. Воробьев Ю.Н. Иностранные инвестиции в Республику Крым: преимущества и основные способы привлечения / Ю.Н. Воробьев, Е.С. Котлярова // Альманах современной науки и образования. — 2015. — №6. — С. 43-46.

92

4. Бондарь А.П. Этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации / А.П. Бондарь // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №3. — С.114-121.

5. Бондарь А.П. Институциональные аспекты интеграции Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации / А.П. Бондарь, С.Ю. Колодий // Друкеровский вестник. — 2015. — №3. — С. 174-182.

6. Каращук О.С. Инвестиции в розничную торговлю и их роль в развитии экономики региона: на примере Республики Крым // Крымский научный вестник. — 2015. — № 5. — С. 88-97.

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts /crimea/ ru/statistics/ (дата обращения 14.01.2016).

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 15.01.2016).

9. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года №790 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: government.ru/media/ files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf (дата обращения 14.01.2016).

10. Министерство экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/rus/info.php?id=613652 (дата обращения 14.01.2016).

11. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru/publ/?prtid=nadzor (дата обращения 15.01.2016).

12. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cbr.ru/ statistics/?PrtId=pdko_sub (дата обращения 15.01.2016).

13. Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=617786 (дата обращения 14.01.2016).

14. Трансформащя дiяльностi банюв та небанювських кредитно-фшансових установ в умовах фшансово! глобалiзацil: монографiя / О.П. Бондар, У.Р. Байрам, С.В. Землячов, Г.П. Кондрашова, Л.В. Нечипорук, 1.Л. Огородник, К.А. Ягупова та шт.; За заг. редакщею О.П. Бондаря — Омфе-рополь: «Оджакъ», 2012. — 246 с.

15. Селиванова А.А. Оценка инвестиционной привлекательности регионов АР Крым для строительной деятельности (за 2003-2007 гг.) / А.А. Селиванова, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2009. — №1 (2). — С. 82-92.

Статья поступила в редакцию 28 января 2016 года

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.