Научная статья на тему 'Факторы развития инвестиционной деятельности в Республике Крым'

Факторы развития инвестиционной деятельности в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
825
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А.В., Каминская А.О.

В данной статье рассматривается Республика Крым, как объект для вложения отечественных и зарубежных инвестиций. Проведён краткий экономический анализ важнейших экономических показателей региона, сравнение его с другими регионами Российской Федерации. Указаны плюсы и минусы Республики Крым для инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы развития инвестиционной деятельности в Республике Крым»

саморегулируемой организации аудиторов является обязательным. Создание такого рода некоммерческой организации ущемляет независимость аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так как у данной организации достаточно широкий круг полномочий. К их числу относятся установление стандартов аудиторской деятельности, которые наряду с положениями федерального закона становятся обязательными для исполнения аудиторами. Такого рода жесткий контроль может привести к монополизации данного рынка и уходу средних компаний с рынка.

Введение единого квалификационного аттестата заменило лицензию. Хотя закон и предусматривает, что аттестаты, полученные до 1 января 2011 года не подлежат обмену, на практике это не реализуется. Среди списка обязательных требований при приеме на работу многие работодатели указывают наличие аттестата нового образца. Тем самым для аудиторов, не получавших единый аттестат, ограничивается сфера применения своих навыков.

Решить данную проблему можно путем закрепления в федеральном законе равного допуска к осуществлению аудиторской деятельности всех лиц, получивших аттестат независимо от времени его получения. А чтобы не допустить снижения квалификационного уровня аудиторов можно проводить своего рода курсы повышения квалификации, которые могут быть организованы саморегулируемой организацией аудиторов.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что правовое регулирование аудиторской деятельности в нашей стране осуществляется на достаточно высоком уровне по сравнению с предыдущими попытками. Однако все же существуют определенные неурегулированные моменты и недостатки, которые требуют тщательного анализа. В связи с усложнением отношений в данной сфере, постоянно вносятся изменения в действующее законодательство. Аудиторская деятельность имеет важное значения для государства с рыночной системой экономики. Она позволяет осуществлять независимый контроль, подтверждает достоверность финансовой отчетности, дает возможность оценивать экономические решения и прогнозировать их последствия. Поэтому регулирование данной деятельности должно быть качественным и эффективным.

Список использованной литературы:

1. Рубан Л.С., Седых Н.В. Финансовая отчетность в условиях инфляции. В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях. 2013г. С. 130-132.

2. Федеральный Закон от 30.12.2008г. № 307 (в ред. от 01.12.2014г.) « Об аудиторской деятельности » // СПС Консультант Плюс

© Авакян А.С., Петренко А.С., 2015

УДК - 330

А.В.Адаменко, студент 4 курса, направление подготовки «экономика предприятий и организаций»

А.О.Каминская Ассистент кафедры экономики предприятия «Крымский Федеральный университет им. В.И.Вернадского» Институт экономики и управления, Симферополь, Республика Крым, Россия

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация

В данной статье рассматривается Республика Крым, как объект для вложения отечественных и зарубежных инвестиций. Проведён краткий экономический анализ важнейших экономических показателей

региона, сравнение его с другими регионами Российской Федерации. Указаны плюсы и минусы Республики Крым для инвесторов.

Ключевые слова

Республика Крым, инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономическое развитие.

Исходя из задач, поставленных перед экономикой России, инновационное развитие регионов является важным составляющим элементом успешного развития экономики, требующим значительных инвестиционных вложений.

На современном этапе от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем. Инвестиции являются основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом [1].

Чтобы привлечь крупных инвесторов, регион должен обладать инвестиционной привлекательностью, иметь в наличии интересные высокорентабельные инновационные проекты и потенциал, который позволит эти проекты реализовать.

Такой регион остро нуждается в объективной оценке параметров его инвестиционной привлекательности с позиций инновационного развития.

Главными факторами, определяющими уровень инвестиционной привлекательности Республики Крым и города федерального значения Севастополь, являются состояние экономики субъектов и государственная экономическая политика. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»[2].

Крымский Федеральный округ включает в себя 18 городов, 57 посёлков городского типа и 981 село. Население Крыма, по данным на 1 января 2014 года, составляет 1 млн. 967,2 тыс. человек. В том числе экономически активное население составляет 966,2 тыс. человек, или менее 50% общей численности населения. Городское население - 1233,5 тыс. чел. (63 %), сельское - 733,7 тыс. чел. (37 %). В республике проживают около 130 этнических групп, наибольшими из которых являются русские, украинцы и крымские татары [3].

Территория Республики Крым составляет - 26,1 тыс. км2 (0,15 % территории России). Протяженность: с запада на восток - 360 км, с севера на юг - 180 км. Площадь поверхности полуострова около 27 тыс. км2, из которых 72 % — равнина, 20 % — горы и 8 % — озера и другие водные объекты. Крайние точки: на юге - мыс Сарыч; на западе - мыс Прибойный; на востоке - мыс Фонарь [3].

Республика Крым богата полезными ископаемыми: железной рудой, горючим газом, минеральными солями, строительным сырьём. Но в первую очередь Крым славится своими рекреационными ресурсами: мягким климатом, наличием двух морей, лечебными грязями и живописными пейзажами. Это создаёт хорошую базу для ведения инвестиционной деятельности.

Всем известно, что для каждого потенциального инвестора регион имеет различную степень привлекательности. Ведь каждый инвестиционный проект по-своему уникален, и имеет слабые и сильные стороны своего развития, которые во многом зависят от возможностей и рисков данного региона.

Рассматривая регион для дальнейшего инвестирования в его развитие, потенциальный инвестор первым делом смотрит на социально-экономическое положение данного региона. А социально-экономическое положение Крымского Федерального округа характеризуется следующими показателями:

Таблица 1 - Показатели социально-экономического развития Республики Крым (составлено по данным [5])

Показатель Республика Крым Город федерального значения Севастополь Среднее значение по всем субъектам России

Объем валового регионального продукта в 2012 году, млрд. руб. 171,1 38 624

Объем валового регионального продукта на душу населения в 2012 году, тыс. руб. 87,1 99,4 348,6

Объем промышленной продукции (работ, услуг) по итогам 2013 года, млрд. руб. 103,5 15,7 498,5

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году, млрд. руб. 60,3 9,4 159,7

Величина инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году, тыс. руб. 30,7 24,3 90,3

Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2013 году, руб. 11400 12400 29960

Уровень общей безработицы в 2013 году, по методологии МОТ, % 5,8 5,9 5,5

Уровень зарегистрированной безработицы в 2013 году, % 1,6 0,6 1,2

Доля теневого сектора в экономике, % 30 30 20

Показатели Крымского Федерального округа значительно ниже среднероссийских. Такое экономическое положение можно объяснить тем, что в период с 1991 года Крым получал недостаточное финансирование от государства, а так же страдал от теневой экономики.

В период с 2010 по 2013 гг. инвестиции в основной капитал в России осуществлялись в среднем на 10 % за счёт средств федерального бюджета и на 7,7 % за счёт средств бюджетов субъектов федерации [4]. В Крымском федеральном округе участие государства было значительно ниже, как это видно из следующей таблицы.

Таблица 2

Динамика доли бюджетных средств в капитальных инвестициях (составлено по данным [4])

Года 2010 2011 2012 2013 в среднем

Россия федеральный бюджет 10 10,1 9,7 10 10

бюджет субъекта федерации 8,2 7,9 7,1 7,5 7,7

Республика Крым гос. бюджет 10,1 5,6 4,2 1,9 5,5

местный бюджет 8,2 5,5 2,4 1,7 4,5

город Севастополь гос. бюджет 1,7 4,3 3,9 1,4 2,8

местный бюджет 4,6 7,2 7 6,7 6,4

Не смотря на это, инвестиционная привлекательность Крымского Федерального округа для иностранных инвесторов является достаточно высокой. Об этом свидетельствует показатель прямых иностранных инвестиций (ПИИ), который составляет в среднем 6% относительно уровня России. Динамика ПИИ на душу населения представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика ПИИ на душу населения (составлено по данным [4 )

Года 2009 2010 2011 2012 2013 2014

В Россию 3542 2938 3787 4056 5816

В Республику Крым 10544 11155 12262 18708 23840 30215

В город Севастополь 13474 12746 11914 13581 13040 18318

Показатель ПИИ на душу населения Республики Крым (23840 руб. или 747 долл.) в 2013 году более, чем в 4 раза превышает российский уровень (5816 руб. или 182 долл.) и находится на уровне между показателем Москвы (854,7) и Калужской области (668 долл.). ПИИ на душу населения города федерального значения Севастополь составил в 2013 году 13040 руб. или 409 долл. и оказался близок к уровню Тульской области (433,5 долл.).

В Крымском Федеральном округе основными отраслями экономики являются: промышленность, транспорт, торговля, строительство, логистика, социальные услуги и гостиничный бизнес.

Более 95 % всех предприятий в округе относятся к малому бизнесу - это малые и микропредприятия, на их долю приходится почти 42 % реализованной продукции в Севастополе и 19,3 % продукции Республики Крым. На долю средних предприятий приходится 58,2 % занятых в Севастополе и 50,7 % занятых в Республике Крым, при этом на средние предприятия Севастополя приходится 49,4 % реализованной продукции и 61,4 % реализованной продукции приходится на средние предприятия Республики Крым [4].

Как сообщает Министерство экономического развития Крыма, во втором квартале 2014 года 70 % инвестиций было направлено на строительство и реконструкцию отелей и гостиниц. 15 % инвестиций было направлено на создание условий для работы риэлтерских компаний. Санаторно-курортному лечению было выделено 12 %. Остальные инвестиции были направлены предприятиям Симферополя, Черноморского, Белогорского и Бахчисарайского районов.

Государство, помимо инвестирования малого и среднего бизнеса, заинтересовано в сохранении и улучшении туристических объектов. Так, в период с 2015 по 2020 года, Севастополь получит 11,4 миллиарда рублей на совершенствование туристической инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы.

Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым (без оценки Севастополя), проведённая агентством «Эксперт РА» в апреле 2014 года, отнесло республику к самой многочисленной категории с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей. Такой потенциал показывает занимаемую регионом долю на общероссийском рынке, а так же риски, с которыми могут столкнуться инвесторы в процессе своей деятельности. По методике рейтинга потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Крым охарактеризован в рейтинге с пониженными абсолютными показателями и очень низкими показателями на душу населения [4].

Следует упомянуть и о рисках, которым подвергается Республика Крым:

- нестабильность социально-политической обстановки в приграничных регионах Украины;

- риски, связанные с международным сотрудничеством;

-недостаточная обеспеченность региона электроэнергией, водой и продовольствием;

- отсутствие стабильного железнодорожного и автомобильного сообщения с материковой частью России;

- слаборазвитый промышленный комплекс;

- коррупция.

Чтобы способствовать стабильному и многочисленному потоку инвестиций в Республику Крым, необходимо минимизировать такие риски.

Не смотря на это, в Республике Крым уже сейчас успешно реализуются инвестиционные проекты в различных отраслях экономики. Зарубежные инвесторы активно интересуются положением дел в регионе, и готовы в скором времени приступить к реализации своих инвестиционных проектов. Так, китайские бизнесмены заинтересованы в строительстве дорог, портов, и прочих инфраструктурных объектов. Турецкие инвесторы нацелены на создание промышленных парков и жилищных комплексов. Французы готовы вкладывать деньги в развлечения и отдых граждан. Министерство экономического развития Крыма призывает к открытости, и выражает готовность к сотрудничеству, как с отечественными, так и с зарубежными инвесторами.

Список использованной литературы

1. Наливайченко Е.В. Инвестиционные качества ценных бумаг предприятий Крыма / Е.В.Наливайченко // Вопросы экономических наук, № 3 (май 2014 г.), Москва, 2014. - С. 56-59.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020года".

3. География Крыма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://krymology.info/index.php (дата обращения: 10.11.2015)

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: статистическая информация -Режим доступа: /URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/ (дата обращения: 10.11.2015)

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат) [Электронный ресурс]: статистическая информация - Режим доступа: /URL; http://gosstat.crimea.ru/ukosvod1.php (дата обращения: 10.11.2015)

© Адаменко А.В., Каминская А.О., 2015

УДК33

Адамкулова Чинара Усенбековна, к.э.н., профессор, Кыргызский Национальный Университет chadamkulova@gmail .com

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

В статье освящены современные тенденции процесса интернационализации высшего образования в международном образовательном пространстве, отражены проблемы процессов глобализации в системы высшего образования Кыргызстана. Отмечены перспективы развития образования в результате интернационализации высшего образования. В данной статье проделана попытка по изучению процесса глобализации в образовании на примере КР, также выявлены как положительные, так и негативные тенденции этого вопроса. Анализируется процесс с одной стороны, ведущий к росту внимания к качеству образования и с другой стороны, указываются негативные факторы такого процесса, как - сокращение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.