84
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2:616-08-039.57-07/08(571.64)
Е.Д. Никулина
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сахалинская областная больница (г. Южно-Сахалинск)
Ключевые слова: организация здравоохранения, Сахалинская область, консультативная поликлиника.
Консультативная поликлиника Сахалинской областной больницы выполняет важные задачи по организации специализированной консультативной медицинской помощи больным из районов области и является связующим звеном между муниципальным здравоохранением, областной больницей и федеральными клиниками. При плановой мощности 270 посещений в смену поликлиника ежегодно обеспечивает более 70 тысяч посещений жителями Сахалинской области. Учреждение располагает пансионатом на 28 мест. В своей деятельности консультативная поликлиника руководствуется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 6 от 13.01.1995 г. «Об утверждении положений о республиканской больнице и о медицинском диагностическом центре» и соответствующим приказом департамента здравоохранения администрации Сахалинской области № 43 от 27.03.1995 г.
Консультативная поликлиника работает по пятидневной рабочей неделе. На приемы к специалистам существует предварительная и текущая запись. Приемы организованы преимущественно в первой половине дня, что обусловлено максимальной обращаемостью пациентов именно в эти часы (по прибытии транспорта из районов), удобством проведения (утром, натощак) лабораторных, ультразвуковых, эндоскопических и рентгенологических обследований, необходимостью решения вопросов о госпитализации и смежных консультациях именно в первой половине дня.
Прием в поликлинике ведется по 26 специальностям, в том числе осуществляются единственные в области консультации специалистов: нейрохирурга, ангиохирурга, челюстно-лицевого и торакального хирургов, аллерголога, гематолога, эпилептолога, сурдолога, офтальмолога глаукомного кабинета. Организованы и работают пункты ушного и глазного протезирования. Восемь кабинетов — гематологический, ревматологический, эндокринологический, пульмонологический, кардиологический, неврологический, офтальмологический, отоларингологический — входят в состав созданных на базе больницы специализированных центров, что позволяет решать вопросы взаимозаменяемости врачей, улучшает пре-
емственность между поликлиникой и стационаром. На базе центров работают школы для больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой, артериальной гипертензией. Успешно функционирует кабинет диабетической стопы. Созданы и ведутся регистры больных сахарным диабетом, регистры лиц, подвергшихся воздействию радиации. Реализуются программы бесплатного лекарственного обеспечения сахароснижающими препаратами, бесплатного обеспечения санаторно-курортным лечением льготных категорий населения.
Специалистами консультативных приемов проводится отбор пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных видах медицинской помощи, осуществляется динамическое наблюдение тяжелых групп больных, в том числе перенесших пересадку донорских органов. При ежегодно уменьшающейся численности населения области отмечается стойкая тенденция к росту посещений консультативной поликлиники, что, вероятно, объясняется сложившейся в последние годы негативной тенденцией сокращения штатов и оттока кадров в системе здравоохранения районов (табл.).
В этих условиях приоритетными направлениями деятельности консультативной поликлиники являются обеспечение доступности медицинской помощи для населения, повышение качества специализированной медицинской помощи, улучшение материально-технической базы. С целью увеличения доступности специализированной консультативной помощи населению области за последние 5 лет принят ряд организационных мер:
1) увеличено количество дней на предварительную запись,
2) выделены дополнительные телефонные номера для заочной записи жителей районов,
3) проводится резервирование талонов на приемы для жителей отдаленных северных и Курильских районов,
4) четко сформулированы требования по порядку направления пациентов из районов, утвержденные департаментом здравоохранения,
5) налажена работа диагностических служб по обеспечению быстрого выполнения необходимых исследований,
6) начата автоматизация рабочих мест регистраторов в рамках реализации персонифицированного учета
Таблица
Частота посещений консультативной поликлиники Сахалинской областной больницы в 2004—2006 гг.
Год Численность населения области Количество
всего взрослое посещений
2004 538080 422527 72 115
2005 532393 421477 73 176
2006 526235 419872 75 551
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
85
амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной гражданам по программе обязательного медицинского страхования.
Но в настоящее время проблема загруженности приемов и большой очередности к врачам-консуль-тантам сохраняется, следовательно, нужны новые механизмы по повышению доступности специализированной помощи. Одним из таких механизмов является более спланированное регулирование потоков больных. С этой целью необходимо внедрение сетевой автоматизированной системы в регистратуре для записи на приемы с созданием базы данных и электронных амбулаторных карт, введение квотированных приемов для районов области с указанием специалиста-консультанта, даты и времени приема.
Создание единой информационной компьютерной системы в больнице в целом позволит проследить путь пациента от регистратуры до момента выписки из отделения или завершения консультации, а также широко использовать возможности компьютеризации для грамотного, качественного анализа амбулаторно-поликлинической помощи, для оформления всей необходимой документации на пациента, составления и распечатки таблиц и графиков приемов и т.д., для составления аналитических форм статистической отчетности в удобном автоматизированном режиме.
Важным моментом в повышении качества специализированной медицинской помощи населению области является улучшение материально-технической базы консультативной поликлиники, которая в настоящее время не отвечает требованиям для учреждений данного типа. Запланированное в 2007 г. пе-
ремещение консультативной поликлиники в новый корпус позволит:
• объединить всех специалистов в едином блоке,
• ввести новые специализированные виды приемов,
• расширить объемы хирургических амбулаторнодиагностических исследований (включая пункци-онные биопсии различных органов),
• оснастить кабинеты современным оборудованием (это невозможно реализовать в настоящее время из-за несоответствия площадей санитарным нормам),
• территориально приблизить поликлинику к стационару и диагностическим службам,
• радикально улучшить условия для сотрудников и пациентов.
Таким образом, решение вышеперечисленных задач позволит повысить доступность и качество специализированной лечебно-диагностической помощи жителям региона.
Поступила в редакцию 27.04.2007.
STATE AND WAYS OF PERFECTION OF THE SPECIALIZED HELP IN THE SAKHALIN AREA E.D. Nikulina
Sakhalin Regional Hospital (Yuzhno-Sakhalinsk)
Summary — The article is devoted to the organization of work of the consultant polyclinic of the Sakhalin regional hospital. At scheduled capacity of 270 visits the polyclinic annually provides more than 70 thousand visits to the inhabitants of the Sakhalin area. The polyclinic has a sanatorium on 28 beds. Consultations are provided on 26 specialties. Eight rooms are the part of the specialized centers created on the basis of hospital that allows to solve the schedule questions, improves the continuity between the polyclinic and the hospital. In a final part of the article the ways of improvement of material base, increase of availability and quality of specialized medical help in the region are shown.
Pacific Medical Journal, 2007, No. 3, p. 84—85.
УДК 613.6:614.23.25:725.512
М.В. Бектасова, А.А. Шепарев, Е.В. Ластова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСЛОВИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Владивостокский государственный медицинский университет
Ключевые слова: медицинский персонал, гигиена труда, заболеваемость.
Архитектурно-планировочные решения размещения учреждений здравоохранения и их инженерно-техническое оснащение играют существенную роль в создании определенных условий труда для
работы медицинского персонала и обеспечения производственного процесса [7]. Большинство лечебно-профилактических учреждений г. Владивостока находятся в приспособленных зданиях, помещениях. Только 29,2% из них построены по типовому проекту, и внутренняя планировка здесь исключает возможность внутрибольничных инфекций, обеспечивает покой и оптимальные гигиенические условия для лечения больных, соответствуют требованиям действующих нормативных документов по набору и площадям помещений [2].
80,0% учреждений здравоохранения Владивостока локализуются в черте города. Только 20,3% лечебно-профилактических учреждений расположены в пригородной зоне, с соблюдением разрывов от селитебной территории не менее 500 м. 10,9% участков больничных учреждений удалены от железных дорог, скоростных автомагистралей и линий электропередач. 70,5% лечебно-профилактических учреждений, как правило, размещены на красной линии застройки, территории данных учреждений