Научная статья на тему 'Сохраним воду чистой'

Сохраним воду чистой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1914
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вырвина Кристина Андреевна, Ермакова Юлия Владимировна

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоящими призывами, обращёнными ко всему человечеству и к каждому из людей. Планета Земля, её природа материки и океаны, зелёный и животный мир дом человечества. В наши дни обострились экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека (загрязнение воды, воздуха, продуктов питания, мусор). Все мы, ныне живущие в ответе за природу перед нашими потомками, перед историей. Чтобы сохранить природу на Земле, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологических знаний, экологической культуры мы закладываем в детском саду первом звене непрерывного образования. В 2015 учебном году наш детский сад «Снежинка» участвовал в программе «ЭкоШкола Зеленый флаг» по теме «Чистая вода». Коллектив МБДОУ, воспитанники, родители активно включились в эту работу. Какие мы поставили перед собой цели? • Внести свой небольшой вклад в освобождение воды от загрязнения. • Пропагандировать идею экономии воды. (Акции, выпуск листовок, плакатов, проведение семинаров для жителей поселка). • Осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды. • Выявить утечку чистой воды и провести контроль практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды. • Развивать у детей интерес исследовательской деятельности. • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. • Передавать социальный опыт в сфере влиянии воды на все живое. В реализации программы «Чистая вода» мы выполнили семь важных шагов: Шаг 1. «Создание экологического совета». В него вошли дети подготовительной группы, родители, поддерживающие политику бережного отношения к природе, воспитатели группы, администрация поселка. Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации». Исследование экологической ситуации проводилось по следующим направлениям: выявление зон экологической опасности; поход к роднику на территории нашего поселения; проверка расхода воды, нет ли утечки воды в помещениях ДОУ; выборочная проверка состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды в жилых домах нашего поселка. Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на водные ресурсы и окружающую среду». В план включены следующие мероприятия: Проведение экологической акции 500 «Сохраним воду чистой». Создание альбома «Мир воды». Составление схемы «Круговорот воды в природе». Создание памятки «Что почитать детям о воде». Составление картотеки опытов с водой, проведение опытов. Составление памятки «Правила поведения на воде». Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Изготовление плакатов, природоохранных знаков в защиту рек и воды « Мы реки, моря, океаны в обиду не дадим». Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке б мы». Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды». Конкурс рисунков «Как человек использует воду». Экологическая беседа «Вода вокруг нас». Круглый стол «Как мы бережем воду дома». Шаг 4. «Мониторинг и оценка». Периодический контроль за деятельностью ДОУ осуществляет совет наблюдателей, который состоит из представителей организаций-партнеров. 21 мая 2015 года состоялась конференция, в которой участвовали все члены наблюдательного совета. Мы обсудили выполнение нашего плана действия. Все участники конференции отметили высокий уровень и эффективность проведенных мероприятий и реализации плана. Было высказано ряд предложений и рекомендаций, которые будут учтены при разработке плана на следующий год. Шаг 5. «Включение экологической тематики в воспитательно образовательный процесс». Тема воды была включена в годовой план работы на 2014 2015 учебный год. В ходе реализации программы «Чистая вода» с детьми был проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов «Знакомство со свойствами воды», «Путешествие капельки», «Вода вокруг нас», «Водоем и его жители», «Берегите воду». Проводились наблюдения за снегом и водой, как лёд превращается вводу, морозные узоры, дождь, облака. Осуществлялись обзорные экскурсии на водоём. Нами проводилась экспериментально исследовательская деятельность опыты: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»; «Вода не имеет формы»; «Вода прозрачная»; «Лёд это твёрдая вода». На занятиях ИЗО ребята рисовали рисунки по данной тематике. Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество». 1. Проведение районного семинара воспитателей детских садов. (Сентябрь; включение в программу «Эко-школа «Зеленый флаг» 5 образовательных учреждений Брянского района) 2. Проведение обучающего семинара для воспитателей и учителей Брянского района, г. Брянска, г.Дятьково. 3. Публикации в «Брянской учительской газете». 4. Общее родительское собрание. 5. Сотрудничество: • Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского • БОО «Альянс общественных инициатив «Пересвет»» • Областной эколого-биологический центр. Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса». Нашей группой разработаны экологические заповеди: 1. Выключайте воду, когда чистите зубы. 2. Краны водопровода всегда плотно закрывай. 3. Смерть каждого ручья перерастет в беду моря. Каждый новый километр сотворенной человеком пустыни угроза океану и плодородным землям за многие тысячи километров от нее. 4. Сохраняйте родники и реки такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей, внуков и внуков наших внуков. 5. Заботьтесь о чистоте вод. Помните, вода самое большое богатство на планете, но и самое прихотливое. 6. Приходите на экскурсии к воде пешком и с любовью. Не оставляйте после себя никаких следов, кроме следов ног. Ведите себя так, как в гостях. 7. Не загрязняйте воду нефтепродуктами, особенно при мытье транспорта. 8. Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица. 9. В больной Природе нельзя оставаться здоровым. 10. Без использования природных богатств обойтись сегодня трудно. Используй их умно. Взял из природы компенсируй ей чем-то. 11. Соблюдай в природе «правила культурного поведения». Требуй этого от других, разъясняй необходимость их соблюдения. Результаты реализации проекта «Сохраним воду чистой!». 1. формирование представлений детей о природном объекте воде; 2. формирование познавательного интереса; 3. обогащение словарного запаса; 4. воспитание бережного отношения к воде; 5. привнесение результатов работы в группе в домашние условия; 6. получение знаний детьми о пользе и свойствах воды; 7. расширение у детей кругозора, появление интереса к экспериментальной деятельности; 8. формирование умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению; 9. формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения; 10. появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков. Результаты показали, что в ходе нашего проекта у детей расширились знания о воде, дети познакомились с причинами загрязнения воды, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Отношения родителей и детей стали более близкими, доброжелательными. Родители больше стали уделять внимание к здоровью своих детей, применяя в этом закаливающие водные процедуры. Практическая значимость проекта «Сохраним воду чистой!» заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает! Дети узнают, что без воды невозможна жизнь на Земле. Дети смогут объяснить различные состояния воды в природе (снег, град, иней, туман). Дети поймут, что загрязнять окружающую природу нельзя!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохраним воду чистой»

Сохраним воду чистой

Вырвина Кристина Андреевна, Ермакова Юлия Владимировна

МБДОУ детский сад "Снежинка" Брянского района

Ключевые слова:

экологическое воспитание, экологическая культура, развитие

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоящими призывами, обращёнными ко всему человечеству и к каждому из людей. Планета Земля, её природа - материки и океаны, зелёный и животный мир - дом человечества. В наши дни обострились экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека (загрязнение воды, воздуха, продуктов питания, мусор). Все мы, ныне живущие в ответе за природу перед нашими потомками, перед историей. Чтобы сохранить природу на Земле, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологических знаний, экологической культуры мы закладываем в детском саду - первом звене непрерывного образования.

В 2015 учебном году наш детский сад «Снежинка» участвовал в программе «ЭкоШкола Зеленый флаг» по теме «Чистая вода». Коллектив МБДОУ, воспитанники, родители активно включились в эту работу.

Какие мы поставили перед собой цели?

• Внести свой небольшой вклад в освобождение воды от загрязнения.

• Пропагандировать идею экономии воды. (Акции, выпуск листовок, плакатов, проведение семинаров для жителей поселка).

• Осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды.

• Выявить утечку чистой воды и провести контроль практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

• Развивать у детей интерес исследовательской деятельности.

• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

• Передавать социальный опыт в сфере влиянии воды на все живое.

В реализации программы «Чистая вода» мы выполнили семь важных шагов:

Шаг 1. «Создание экологического совета». В него вошли дети подготовительной группы, родители, поддерживающие политику бережного отношения к природе, воспитатели группы, администрация поселка.

Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации». Исследование экологической ситуации проводилось по следующим направлениям: - выявление зон экологической опасности; - поход к роднику на территории нашего поселения; - проверка расхода воды, нет ли утечки воды в помещениях ДОУ; - выборочная проверка состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды в жилых домах нашего поселка.

Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на водные ресурсы и окружающую среду». В план включены следующие мероприятия: Проведение экологической акции

«Сохраним воду чистой». Создание альбома «Мир воды». Составление схемы «Круговорот воды в природе». Создание памятки «Что почитать детям о воде». Составление картотеки опытов с водой, проведение опытов. Составление памятки «Правила поведения на воде». Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Изготовление плакатов, природоохранных знаков в защиту рек и воды « Мы реки, моря, океаны в обиду не дадим». Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке б мы». Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды». Конкурс рисунков «Как человек использует воду». Экологическая беседа «Вода вокруг нас». Круглый стол «Как мы бережем воду дома».

Шаг 4. «Мониторинг и оценка». Периодический контроль за деятельностью ДОУ осуществляет совет наблюдателей, который состоит из представителей организаций-партнеров. 21 мая 2015 года состоялась конференция, в которой участвовали все члены наблюдательного совета. Мы обсудили выполнение нашего плана действия. Все участники конференции отметили высокий уровень и эффективность проведенных мероприятий и реализации плана. Было высказано ряд предложений и рекомендаций, которые будут учтены при разработке плана на следующий год.

Шаг 5. «Включение экологической тематики в воспитательно - образовательный процесс». Тема воды была включена в годовой план работы на 2014 - 2015 учебный год. В ходе реализации программы «Чистая вода» с детьми был проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов «Знакомство со свойствами воды», «Путешествие капельки», «Вода вокруг нас», «Водоем и его жители», «Берегите воду». Проводились наблюдения за снегом и водой, как лёд превращается вводу, морозные узоры, дождь, облака. Осуществлялись обзорные экскурсии на водоём. Нами проводилась экспериментально - исследовательская деятельность - опыты: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»; «Вода не имеет формы»; «Вода прозрачная»; «Лёд - это твёрдая вода». На занятиях ИЗО ребята рисовали рисунки по данной тематике.

Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество».

1. Проведение районного семинара воспитателей детских садов. (Сентябрь; включение в программу «Эко-школа «Зеленый флаг» 5 образовательных учреждений Брянского района)

2. Проведение обучающего семинара для воспитателей и учителей Брянского района, г. Брянска, г.Дятьково.

3. Публикации в «Брянской учительской газете».

4. Общее родительское собрание.

5. Сотрудничество:

• Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

• БОО «Альянс общественных инициатив «Пересвет»»

• Областной эколого-биологический центр.

Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса». Нашей группой разработаны экологические заповеди:

1. Выключайте воду, когда чистите зубы.

2. Краны водопровода всегда плотно закрывай.

3. Смерть каждого ручья перерастет в беду моря. Каждый новый километр сотворенной человеком пустыни - угроза океану и плодородным землям за многие тысячи километров от нее.

4. Сохраняйте родники и реки такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей, внуков и внуков наших внуков.

5. Заботьтесь о чистоте вод. Помните, вода - самое большое богатство на планете, но и самое прихотливое.

6. Приходите на экскурсии к воде пешком и с любовью. Не оставляйте после себя никаких следов, кроме следов ног. Ведите себя так, как в гостях.

7. Не загрязняйте воду нефтепродуктами, особенно при мытье транспорта.

8. Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица.

9. В больной Природе нельзя оставаться здоровым.

10. Без использования природных богатств обойтись сегодня трудно. Используй их умно. Взял из природы — компенсируй ей чем-то.

11. Соблюдай в природе «правила культурного поведения». Требуй этого от других, разъясняй необходимость их соблюдения.

Результаты реализации проекта «Сохраним воду чистой!».

1. формирование представлений детей о природном объекте воде;

2. формирование познавательного интереса;

3. обогащение словарного запаса;

4. воспитание бережного отношения к воде;

5. привнесение результатов работы в группе в домашние условия;

6. получение знаний детьми о пользе и свойствах воды;

7. расширение у детей кругозора, появление интереса к экспериментальной деятельности;

8. формирование умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению;

9. формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения;

10. появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков. Результаты показали, что в ходе нашего проекта у детей расширились знания о воде, дети познакомились с причинами загрязнения воды, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Отношения родителей и детей стали более близкими, доброжелательными. Родители больше стали уделять внимание к здоровью своих детей, применяя в этом закаливающие водные процедуры.

Практическая значимость проекта «Сохраним воду чистой!» заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.

Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает! Дети узнают, что без воды невозможна жизнь на Земле. Дети смогут объяснить различные состояния воды в природе (снег, град, иней, туман). Дети поймут, что загрязнять окружающую природу нельзя!

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. 2006. "Экологические занятия" учебное пособие для дошкольников. М.

2. Куликовская И.Э. 2005. «Детское экспериментирование». М.

3. Николаева C.Н. 2010. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.

4. ОбуховаЛ.А. 2006. "Экологическое воспитание", Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. Воронеж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.