Научная статья на тему 'Экологическая культура воспитателя детского сада'

Экологическая культура воспитателя детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3044
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Ольга Александровна

Формировать осознанное гуманное отношение к природе нужно с дошкольного детства, когда закладываются основы человеческой личности. Особая роль в экологическом образовании подрастающего поколения в этот период отводится педагогу дошкольного образовательного учреждения. Чуткое и бережное отношение к природе, элементарное знание ее законов, умения правильно взаимодействовать с ней и любить все живое сформируются у детей настолько, насколько правильно воспитатель сможет выстроить работу по экологическому воспитанию в своей группе, заинтересовав не только детей, но и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура воспитателя детского сада»

■ ■ ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

О. А. Зыкова, аспирантка лаборатории психолого-педагогических основ развивающего образования Института психолого-педагогических проблем детства РАО

Экологическая культура воспитателя детского сада

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является воспитанным, развитым и образованным...».

А. Дистервег 1

Формировать осознанное гуманное отношение к природе нужно с дошкольного детства, когда закладываются основы человеческой личности. Особая роль в экологическом образовании подрастающего поколения в этот период отводится педагогу дошкольного образовательного учреждения. Чуткое и бережное отношение к природе, элементарное знание ее законов, умения правильно взаимодействовать с ней и любить все живое сформируются у детей настолько, насколько правильно воспитатель сможет выстроить работу по экологическому воспитанию в своей группе, заинтересовав не только детей, но и их родителей.

Интересно в этом плане исследование Т. А. Марковой. Для выявления зависимости между уровнем экологической воспитанности детей и уровнем эколого-педагогической готовности воспитателей ею было проведено их сопоставление с помощью корреляционного анализа. Была обнаружена интересная закономерность. Дети одного возраста характеризовались различным отношением к природе в зависимости от экологической культуры воспитателя и его педагогической квалификации. Выводом данного исследования стало следующее: «...чем выше уровень культуры отношения к природе педагога, чем глубже он осознает значимость экологического воспитания детей и владеет технологией данной работы, тем успешнее осуществляется формирование ценностного отношения детей к природе»2.

С. Н. Николаева, чья позиция нам близка, рассматривает совокупное понимание феномена экологической культуры: как знание

1 Дистервег А. Избранные педагогические произведения. - М., 1956. - С. 47.

2 Маркова Т.А. Педагогические условия формирова-

ния экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -С.-Пб., 1999. - С. 98.

основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; как стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; как выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей - все это составляющие экологической культуры. Она охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности»3.

С. Н. Николаева считает, что носителем экологической культуры является такой педагог (речь идет о дошкольном образовании), который понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, имеет гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры.

Проводя исследования компонентов экологической культуры дошкольных педагогов на практике, мы предположили, что у нее будет три компонента:

• гражданский (наличие знаний, осознанного отношения и реальных действий в области экологических проблем планеты, страны, территории своего места проживания);

• родительский (понимание, насколько значимым является привитие любви и бережного отношения к природе у своих собственных детей);

• профессионально-педагогический (владение методиками и конкретными технологиями экологического воспитания).

Всесторонне изучая педагогическую деятельность воспитателей, мы исследовали, насколько педагог осведомлен о существующих экологических проблемах, на какой - пассивной или активной - позиции он стоит в их решении, осознает ли значимость своей роли как

3 Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении (теоретические основы методики). - Монография. - М., 2005. - С. 238.

62

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

члена общества, родителя, педагога, насколько глубоко владеет знаниями по основам экологии, методикой экологического воспитания дошкольников, а также уровень его педагогических умений. Применяя такие методы, как интервью, анкетирование, наблюдение за педагогическим процессом во время специально организованной и свободной деятельности с детьми, анализ документации в течение двух лет, мы проанализировали работу 30 педагогов дошкольников г. Москвы. Анализ полученных данных в итоге позволил выделить четыре типа стратегий работы педагога с детьми.

1. «Формальная». Педагоги формально соглашаются с тем, что экологическое воспитание значимо для подрастающего поколения. Однако на практике приоритетным и личностно значимым оно для них не является. Педагог рассказывает детям, что нужно бережно относиться к природе, однако своим примером подобного отношения не демонстрирует. Педагог, следующий формальной стратегии, не считает, что каким-то образом может повлиять на решение экологических проблем, к природе у него преобладает потребительское отношение. Несмотря на то что эти педагоги иногда хорошо знакомы с методикой экологического воспитания, занятия проходят «сухо» и неэмоционально, не затрагивают сердца детей. Все три компонента (гражданский, родительский, профессионально-педагогический) развиты недостаточно.

Из 30 педагогов 7 человек действовали в соответствии с формальной стратегией.

2. «Информативная». Педагоги осуществляют скорее «экологическое информирование», а не экологическое воспитание. Отличительным свойством этой стратегии является то, что педагоги стараются дать детям как можно больше знаний об окружающем мире, приоритетом для них является количество информации, которую усвоил ребенок. Но, к сожалению, эта

информация не является системной, взаимосвязанной и последовательной. Для педагогов характерны внешние мотивы: дети много знают, следовательно, они экологически воспитаны. Однако экологическая культура предполагает наличие не только знаний, но и осознанного отношения к объектам природы, желание и умение взаимодействовать с животными и растениями, потребность в общении с природой. Недостаточно развиты родительский и гражданский компоненты, а нацеленность на передачу лишь только знаний не дает должного результата в экологическом воспитании.

В соответствии с данной стратегией действовали 4 человека.

3.«Закрытое воспитание экологической культуры». У педагогов, действующих в соответствии с этой стратегией, гражданский и родительский компоненты хорошо развиты. У собственных детей они воспитывают любовь и бережное отношение к природе, участвуют в мероприятиях по благоустройству территории детского сада, по месту жительства, в экологических акциях, сами трепетно относятся к природе. Но педагогические умения по передаче дошкольниками своих знаний и отношения к природе у них не развиты. Часто занятия проходят сумбурно и непродуманно, порой педагог не справляется с дисциплиной, не всегда может заинтересовать экологической тематикой. Дошкольники у этих педагогов часто неплохо взаимодействуют с природой, бережно к ней относятся, но объяснить необходимость бережного отношения часто не могут. Эти педагоги открыты для работы по повышению уровня экологической культуры. Ведь научить воспитателя методическим приемам передачи знаний куда проще, чем привить ему любовь и интерес к тому, что ему личностно незначимо.

В соответствии со стратегией закрытого воспитания действовали 12 человек (40%).

4.«Открытое воспитание экологической культуры». У данных педагогов хорошо развиты все компоненты: гражданский, родительский, педагогический. Эти педагоги не только владеют методикой экологического воспитания, широким спектром знаний о природе, но и сами эмоционально переживают экологи че-ские проблемы, пытаются решить их на своем уровне, осознают свою значимость в роли носителя экологической культуры для воспитанников. У этих воспитателей более глобальный взгляд на процессы, происходящие на планете, чем у педагогов других типов. Они оптимистичны - уверены, что исправить ситуацию

63

ЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

можно, если каждый будет следить за самим собой, не нарушать экологического равновесия. Дети в группах этих воспитателей не только обладают знаниями, но и проявляют любовь, бережное отношение и заботу к природе.

Мы обнаружили 7 человек, следующих этой стратегии.

Проводя данное исследование, у нас возникла идея организации сетевого объединения педагогов-дошкольников по проблеме экологического воспитания. В течение 2009-2010 учебного года была организована серия ежемесячных семинаров-практикумов, целью которых являлось повышение экологической грамотности педагогов дошкольных учреждений, обогащение их педагогического опыта в данной области и обмен опытом между педагогами дошкольных учреждений района Южное Бутово г. Москвы.

На вводном семинаре участников познакомили с целью, задачами, тематикой предстоящих мероприятий. Представители дошкольных учреждений района Южное Бутово ответили на вопросы анкеты, которая помогла

скорректировать последовательность, структуру и содержание семинаров-практикумов. По мнению педагогов, наиболее значимыми факторами повышения уровня экологического воспитания в их учреждениях являются обогащение развивающей среды учреждения, повышение квалификации педагогов в области экологического воспитания и наличие в детском саду специалиста-эколога. Кроме того, значимым для педагогов выступает методическое обеспечение процесса экологического воспитания. Меньшее значение педагоги придали желанию (собственному и руководства учреждения) осуществлять данный процесс.

При планировании тематики и содержания семинаров учитывались запросы участников. После системно-структурной разработки каждый семинар представлял собой погружение в одну из тем экологического воспитания дошкольников и состоял из трех частей:

• основы экологии;

• методика экологического воспитания;

• практическая часть.

Ф

Месяц Экологическая теория Методика экологического воспитания Практическая часть

Сентябрь Экология как наука. «Организм + среда» - главная формула экологии Наблюдение - метод чувственного познания природы Просмотр видеофильма по циклам наблюдений, его анализ. Обучение правильному наблюдению (наблюдение за животным)

Октябрь Ведущие понятия экологии Создание экологической тропинки и педагогическая работа на ней Просмотр видеозаписи экскурсии по тропинке. Коллективное создание паспорта экологической тропинки

Ноябрь Приспособленность животных и растений к среде обитания Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Календари природы Создание календаря природы для своей возрастной группы

Декабрь Что такое популяция? Игра как метод экологического воспитания. Просмотр занятий: игра-путешествие; игровая обучающая ситуация. Анализ занятий

Январь Что такое экосистема? Занятия по ознакомлению с окружающим миром Экология Просмотр занятия, его анализ

Февраль Среды жизни живых существ Роль экспериментирования в формировании экологической культуры Просмотр занятий (средняя и подг. группы, их анализ)

Март Экологический подход к жизни комнатных растений Практическая деятельность детей в экологическом воспитании: выращивание растений в группе Составление календаря наблюдений за растением

Апрель Биосфера - глобальная экосистема Экологические праздники. Досуги. Викторины Просмотр досуга, его анализ

Май Человечество в биосфере Работа с семьей по экологическому воспитанию детей. Метод проектов Составление проектов для родителей

Ф

64

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Таблица иллюстрирует содержание семинаров по экологическому воспитанию.

Занятия строились не только на лекционном изложении актуального материала, но и на дискуссиях, обсуждениях, обмене опытом между педагогами. Чередование активной и пассивной деятельности, современные методики и творческие находки, научная основа и использование мультимедийного оборудования (слайд-шоу, видеофильмы, снятые на базе данного дошкольного учреждения), а также обязательная практическая часть позволили участникам семинаров глубоко погрузиться в каждую тему.

Все встречи проходили тепло и творчески. Изюминка у каждого занятия была своя: наблюдение за настоящим кроликом, бегающим по комнате; экскурсия для педагогов по экологической тропинке детского сада с выполнением заданий Старичка-лесовичка; знакомство с дидактическими играми, где в роли ведущих и объясняющих правила выступали дети; возможность поэкспериментировать с водой и воздухом; самостоятельное составление календарей природы и др. Почти каждая встреча сопровождалась показом открытых занятий. Так занятие, посвященное игре в экологическом воспитании, началось с просмотра игры-путешествия в Арктику в подготовительной группе, игровой обучающей ситуации «Уроки Жалейкина» в старшей группе, затем педагогам было предложено присесть за столы с ребятами старших и подготовительных групп. Дети учили гостей разным дидактическим играм по экологической тематике, затем играли в эти игры с ними. После этого последовало теоретическое изложение материала: как игра может применяться в экологическом воспитании, какие типы игр здесь используются, какие принципы необходимо соблюдать, чтобы игра стала не только развлечением, но и благотворно повлияла на формирование начал экологической культуры

малышей. Далее педагогам было предложено придумать свои игры-путешествия, игровые обучающие ситуации, дидактические игры по экологическому воспитанию. Работа шла в подгруппах. Участники рассказали о своих играх, обосновали, как игра будет влиять на детей данного возраста. В заключении участники семинарского занятия прослушали небольшое сообщение по основам экологии, иллюстрируемое схематическими изображениями.

На заключительном этапе семинара вновь был проведен опрос педагогов, посещавших данные занятия. На вопрос: «Помогли ли вам семинары в организации процесса экологического воспитания? Если да, то как?», все участники единогласно ответили, что занятия не прошли бесследно: «нас постоянно подстегивали на творческие дела!», «узнала много нового и взяла на вооружение очень интересные идеи, что можно сделать, как и когда», «появилось большое желание сделать что-то в детском саду, озеленить участок», «я стала более квалифицировано объяснять детям информацию о погодных явлениях, растениях, поняла, с чего начинать и что за чем следует» и т. д.

Интересно, что занятия оказали влияние не только на воспитателей, но косвенно и на среду детского сада. На вопрос: «Изменилось ли за этот год что-то в эколого-развивающей среде вашего учреждения? Если да, что было сделано?», большинство воспитателей дали утвердительный ответ. В детских садах начали создавать экологическую тропинку, поменяли отношение к уходу за комнатными растениями, организовали мини-поле, засеяли огород или мини-огородики на участке каждой группы, вместе с детьми посадили цветы на клумбах, организовали живой уголок, приобрели демонстрационный материал, сделали календари наблюдений своими руками и т. п. Некоторые воспитатели пожелали самостоятельно подготовить открытые занятия с детьми по намеченной теме, которые были включены в общие мероприятия. ■

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.