Научная статья на тему 'Сохранение культурного наследия российских немцев на территории Западной Сибири'

Сохранение культурного наследия российских немцев на территории Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
404
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / ПРАЗДНИКИ / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / MUSEUM / SPIRITUAL HERITAGE / ETHNIC CULTURE / TRADITION / CEREMONY / CONFESSIONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бармин В. В.

В статье рассматриваются проблемы сохранения духовного наследия российских немцев, проживающих не территории Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION SPIRITUAL HERITAGE OF RUSSIAN-GERMAN WHO LIVES IN THE WESTERN TERRITORY OF SIBERIA

These article deals with the problems of preservation of spiritual heritage of Russian-German who lives in the western territory of Siberia.

Текст научной работы на тему «Сохранение культурного наследия российских немцев на территории Западной Сибири»

Библиографический список

1. Бондарко, Л.В. Интерференция звуковых систем. / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая // Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1987.

2. Большая советская энциклопедия С.И. Брук, В.В. Иванов. - М., 1978. - Т.30.

3. Никрошкина, С. В. Экспериментальное исследование универсального иконизма. Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: Материалы 3 Международной конференции (Бийск,14 октября - 15 октября 2008 г.).

4. Лингвистический энциклопедический словарь Советская энциклопедия, 1990.

5. Hinton, L. Sound symbolism. // Hinton L., Nichols J., Ohala J.J. - Cambridge University Press, 1994.

Статья поступила в редакцию 17.03.09

УДК 008 (571.1)

В.В. Бармин, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: vad310@yandex.ru СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В статье рассматриваются проблемы сохранения духовного наследия российских немцев, проживающих не территории Западной Сибири. Ключевые слова: духовное наследие, этнокультура, традиции, обряды, праздники, конфессиональные особенности.

Вопрос сохранения культуры российских немцев является одним из факторов сохранения российской культуры, которая формировалась и развивалась под воздействием исторических и социальных процессов в тесном взаимодействии культур соседствующих народов.

Процесс взаимопроникновения культур весьма сложен, даже если он затрагивает народы, соседство которых сложилось исторически в течение веков вследствие территориальной близости. Особенность культуры российских немцев в том, что она формировалась и сохранялась вдали от культуры исконной немецкой, отделенная территориально, окруженная неродственными культурами народов, вынужденно взаимодействуя с ними.

Лингвистические, культурные, обрядовые, конфессиональные и другие отличия делали культуру российских немцев довольно пестрой, многообразной и выделяющейся на общем фоне нашего многонационального государства. Эти черты определяют особый интерес культурологов, этнологов, музееведов и др. к данной проблеме. Вне всякого сомнения, культура народа, который на протяжении веков смог сохранить свою самобытность, оставаясь органичной частью культуры российской, переживая вместе с россиянами самые тяжелые периоды истории, не может не привлекать к себе внимания.

Вместе с тем, сегодня вопрос сохранения культурного наследия немецкого народа обостряет сложный процесс глобализации. На общем фоне процесса универсализации, нивелирования культур претерпевают изменения представления об истории, духовной культуре, особенностях быта, традициях народа, судьба которого так сильно связана с судьбой России. Как уже отмечалось выше, на протяжении сотен лет немецкое население, проживая на территории России, сохраняло язык, историю, культуру своего народа, однако процессы глобализации и урбанизации могут стереть настоящий образ немецкой деревни и портрет её жителя. Уже на пороге XIX века многие исследователи, которые занимались проблемами российских немцев, заявляли, что большая часть российских немцев давно эмигрировала в Германию, а те, кто остались, ассимилировали и называют себя русскими.

Наше исследование посвящено как раз методам и формам сохранения культурного наследия российских немцев, проживающих на территории Западной Сибири, где существуют два места компактного проживания (Алтайский край, с. Гальбштадт и Омская область, с. Азова) и где процессы, стирающие «культурные границы», еще не так сильны.

Ответ на вопрос, что такое культурное наследие российских немцев, нам дает ряд законодательных актов и документов. В соответствии с актами международного права Ч. 4 ст. 15 правовая система РФ включает в себя принципы и нормы международного права, а также и международные договоры.

В РФ действует Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятая на XVI сессии ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. В ст. 1 этого документа употребляется термин «культурное наследие», под которым понимаются:

- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

- достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии [1].

Данный перечень свидетельствует о том, что термин «культурное наследие» включает в себя материальную составляющую жизнедеятельности народа.

Необходимо добавить, что в ст. 3 «Основ законодательства РФ о культуре» [2] от 9 октября 1992 г. законодатели используют термин «культурные ценности». Под ними понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Следовательно, помимо материальных, термин «культурное наследие» включает в себя и духовные ценности. Таким образом, мы в своей статье, исследуя вопрос о материальном наследии, можем говорить о том, что оно свидетельствует о наличии наследия нематериального, то есть духовного.

Материальное наследие российских немцев ярко представлено в сельских и районных музеях, упоминание о которых, к сожалению, редко встречается в научной и публицистической литературе. Несмотря на это, в конце XX века исследователи-музееведы отмечают рост количества краеведческих музеев: «Если за сорок послевоенных лет число музеев в Сибири увеличилось с 47 до 100, то только за десять лет реформ с 1985 по 1995 г. их количество достигло 245» [3, с. 107]. Исследователи связывают это явление, прежде всего, с «общественными потребностями, которые, по мере ослабления тоталитарного режима и адекватного роста самосознания (в т.ч. национального, этнокультурного, исторического), привели к изменениям в институциональной инфраструктуре культуры» [3, с. 107].

Музейный комплекс на территории Западной Сибири, посвященный тематике российских немцев слабо представлен в научной литературе и Интернет-ресурсах. Публикаций о музеях российских немцев единицы, а это более десяти музеев, которые сегодня являются центрами культурнообразовательной и культурно-просветительской работы, патриотического и эстетического воспитания населения, главным образом, молодежи. Почти все музеи или музейные уголки освещают более чем столетнюю историю пребывания немцев на территории Западной Сибири.

Музеи на территории Западной Сибири, чьи экспозиции посвящены истории и культуре российских немцев, условно можно классифицировать по наибольшему их скоплению, то есть в местах компактного проживания российских немцев:

1. музеи Азовского немецкого национального района;

2.музеи Немецкого национального района в Алтайском

крае;

3.музей Российско-Немецкого дома г. Барнаула;

4. частные коллекции, отдельные экспозиции в государственных музеях, музейные уголки в школах и домах культуры.

Историю и деятельность, например, музеев Азовского немецкого национального района, можно показать на основе материалов экспедиции, которая проходила в период с 23 по 29 июля 2009 года по Азовскому немецкому национальному району Омской области. Сбор материала проводился в селах Пришиб и Александровка. Проводил экспедицию МУК "Горьковский историко-краеведческий музей", директор Адам Я.В.

Азовский районный музей образован в 2001 году. В его состав входят 3 отделения, которые располагаются в селах: Александровка, Пришиб и Трубецкое.

Музей в селе Азово расположен на втором этаже районного Дома культуры, где хранится более чем столетняя

Из выше приведенной таблицы (Таблица 1.) видно, что посещаемость музея растет с каждым годом, увеличивается количество культурно-массовых мероприятий проводимых музеем, из чего мы можем заключить, что необходимость в учреждениях такого типа растет, как растёт и их значимость.

Не меньший интерес представляет музей, открытый в 1966 году в с. Пришиб.

Организатор и первый руководитель музея, Пустовая Светлана Федоровна. С 1979 года Пустовая С.Ф. преподавала в местной средней школе историю и обществознание. Со своими учениками она создала краеведческий кружок «Следопыт», который начал собирать материал по истории села. Сначала был создан небольшой уголок в кабинете истории, а затем собранные материалы заняли пространство фойе школы. Вскоре им было предоставлено отдельное помещение в соответствии с принятым решением о создании сельского музея.

Последнее третье отделение Азовского районного музея было открыто в 2004 г. в селе Трубецкое. Заведующая музеем, Светлана Викторовна Вайс, провела большую работу по сбору, обработке и изучению материала, представленного в музее. Музей расположен в здании школы в двух залах. Первый зал посвящен истории села и выдающимся личностям: комбайнерам, председателям колхозов, учителям, агрономам и т.д. Во втором зале представлены этнографические материалы, в основном, предметы быта, одежда, орудия труда и т. д.

история района. Большая часть экспонатов посвящена немецкой культуре и истории этого народа с момента издания манифеста Екатериной II в 1763 году. Фонд № 1 полностью посвящен истории и культуре российских немцев Азовского района и состоит из 133 предметов. Музейные работники предлагают следующие содержательные экскурсии: «Так начиналась Азовская земля», «Азовский район в 20-30 гг. XX в.», «Участие Азовчан во Второй мировой войне», «Репрессии 30-50-х годов», «Азовский немецкий национальный район», «Российские немцы: история и современность». Однако, если в Азовском районном музее экспозиционный зал составляет по площади около 30 квадратных метров, то в отделениях более 100. Такие размеры позволяют сделать экспозиции более насыщенными, вариативными и вместить большее число экспонатов. Учитывая этот факт, возрастает интерес к сельским музеям, поскольку они обладают большей информативностью и представлены большим количеством редких экспонатов.

Например, одним из таких музеев является музей с. Александровка. В 1993 году А.К. Вормсбехером, в то время работавшем учителем истории, была подготовлена экспозиция общественного музея, посвященная истории села. Осенью того же года музей был передан в ведение районного отдела культуры.

Александровский музей размещен в трех залах. Первый зал посвящен хозяйству и быту немецкой семьи в Сибири. Во втором зале сделан экскурс в историю села, где представлены документы, литература, жизнеописания односельчан. В третьем зале представлены картины А. К. Вормсбехера, посвященные истории и культуре российских немцев.

В настоящее время он носит имя одного из своих организаторов А. К. Вормсбехера, общественного деятеля, художника, уважаемого односельчанами.

Таблица 1

Работа, проводимая в музеях Азовского района, рассчитана на людей всех возрастов, но особое внимание уделяется молодежи, школьникам и дошкольникам.

Традиционны уроки по истории, где используются экспонаты, научно-вспомогательные материалы из фондов музея. Подобные уроки проводятся по темам: «Роль

российских немцев в истории России», «Культура и быт России в конце XIX - начале XX веков», «История школьного образования в Азовском районе», «История наших предков» и другие. В школах читаются лекции, посвященные тем или иным памятным датам, проводятся тематические экскурсии по экспозициям музеев. Материал научно-вспомогательного фонда Азовского районного музея используется при написании научных работ школьниками и учащимися других образовательных учреждений.

При музее в с. Азово работает Совет, который оказывает методическую помощь отделениям, школьным музеям, музейным уголкам.

В настоящий момент Азовский районный музей находится по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, с. Азово, ул. 1 Мая, 19. Директор музея -Соколова Юлия Александровна.

С формальной точки зрения, музеи в селах Азовского района не во всём отвечают сегодняшним требованиям музейного дела, однако они созданы самими жителями сел, и это говорит об их необходимости, особенно сегодня, когда значительная часть немецких семей переехала в Германию.

История немецкого народа в России - это часть истории государства Российского. Следовательно, необходимо приложить все усилия для поддержания музейных учреждений, для сохранения находящихся здесь фондов.

В Музеях и музейных уголках Немецкого национального района (райцентр с. Гальбштадт) в Алтайском крае также накоплен значительный материал, свидетельствующий о существовании материальной и духовной культуры российских немцев.

На сегодняшнем этапе районный музей только начинает формироваться и проходит стадию оформления документации, однако уже выделено специальное помещение, сделан ремонт и завезена мебель.

К сожалению, приходится констатировать, что сельские и колхозные музеи Немецкого национального района в Алтайском крае еще не были предметом специального изучения исследователей. В то же время, этнографические экспедиции, организованные этнологическим центром при Барнаульском государственном педагогическом университете (теперь Алтайская государственная педагогическая академия АлтГПА), позволили собрать богатый этнографический материал, на основе которого организована выставка, посвященная истории и культуре российских немцев в музее исторического факультета академии .

Третий, нами определенный, музейный комплекс, посвященный истории и культуре российских немцев, составляют частные коллекции, отдельные выставки в государственных музеях, музейные уголки в школах и домах культуры. Их экспозиции содержат ответы на вопросы широкой аудитории: откуда взялись немцы на территории Западной Сибири, что это за народ, в чем своеобразие его истории, культуры.

Ярким примером частного музея является мемориальный музей Николая Антоновича Дюбеля, бывшего главы колхоза им. Чапаева в с. Побочино Одесского района Омской области. Владельцами музея сегодня являются жители с. Побочино Владимир Алексеевич и Валентина Николаевна Кайковы. Музей был образован 6 июня 2004 года (6 июня 2009 года

музею исполнилось 5 лет). Изначально музей, как и во многих других селах, планировали создать в школе. Однако из-за разногласий с руководством школы эти планы реализовать не удалось. В результате, супруги Кайковы организовали музей у себя дома по адресу ул. Чапаева 40.

Сегодня музей содержится исключительно за счет владельцев и помощи односельчан. Экспонаты музея расположены в трех комнатах (залах). Первая комната посвящена жизни и деятельности Н.А. Дюбеля и его семьи. Во второй и третьей комнатах находятся экспонаты, связанные с бытом и культурой российских немцев. По большей части, это книги, национальные костюмы, музыкальные инструменты (баян, аккордеон), вышивки с элементами немецких узоров и т.д.

Таким образом, вопрос сохранения культурного наследия российских немцев, проживающих на территории Западной Сибири, является на сегодняшний день весьма актуальным. Совершенно очевидно, что без сохранения культуры российских немцев, как впрочем, культуры любого этноса, проживающего на территории России, невозможно восстановление цельного полотна культуры нашего многонационального государства. Это тем более важно, что музеи российских немцев в большинстве случаев были созданы самими носителями культуры.

Нам представляется, что необходимо сделать все возможное для поддержания инициативы российских немцев в сохранении своей культуры и истории, в том числе, и посредством музеев, так как они неотделимы от истории и культуры России.

Необходимо исследовать фонды музеев истории российских немцев на территории Западной Сибири для составления сводного каталога и написания истории формирования музейного дела в регионе. Важно осветить опыт создания музеев российских немцев как наглядный пример, поскольку он является уникальным с точки зрения самоорганизации народа по сохранению своей истории и культуры.

Библиографический список

1. Об охране Всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО от 16 ноября 1972 г. // Приданов, С.А. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование / С.А. Приданов, С.П. Щерба. - М., 2002.

2. Основы законодательства РФ о культуре // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.

3. Труевцева О.Н. Локальные музеи и освоение этнокультурного наследия // История и культура немцев Алтая. (по материалам этнографических экспедиций) / под общ. ред. М. А. Демина, В.И. Матиса. - Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 1999. - Выпуск 1.

Статья поступила в редакцию 17.11.09

УДК 72.03:76

Е.Г. Дьячкова, аспирант АГУ, г. Барнаул, E-mail: l_diatshkova@mail.ru АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ В РОССИИ

В статье отражена недостаточная разработанность вопроса изменения характера изображения архитектурных чертежей XVIII - начала XX веков; показаны характерные особенности архитектурных чертежей периода становления и расцвета архитектурной графики в России; проанализированы изменения функций и характера начертания чертежа в рассматриваемый временной период.

Ключевые слова: архитектурная графика, чертеж, эскиз, фасад, план, раскраска, масштаб, антураж.

За весь период существования архитектурной графики накоплен большой литературный материал, содержание которого связано с различными вопросами. Нашли отражение такие вопросы, как задачи, палитра средств изображения и виды архитектурной графики, периодизация этапов ее развития как средства выражения проектных замыслов. По этим направлениям наибольший интерес представляют труды Зайцева К.Г., Кудряшева К.В., Степанова П.Г.

Николаев И. С., используя большой исторический материал, показал характер графических изображений и инструментарий в различные исторические эпохи.

В исследовательских работах Бугаевой Н.И. рассматриваются вопросы происхождения и развития архитектурной графики.

Группой исследователей Седовым В., Дудиной Т., Никитиной Т., Седовой И. представлены и проанализированы неопубликованные ранее образцы архитектурной графики раннего и развитого русского барокко.

При достаточно разностороннем рассмотрении архитектурной графики в литературе, мало разработанным остается вопрос изменения характера изображения архитектурных чертежей XVIII - начала XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.