Научная статья на тему 'Музей как объект туристического маршрута'

Музей как объект туристического маршрута Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1202
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / МУЗЕЙ / МУЗЕИ СИБИРИ / МУЗЕИ НОВОСИБИРСКА / ТУРИСТ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / НАСЛЕДИЕ / АРХИТЕКТУРА СИБИРИ / МИКРОСКОП / БЕРЕСТА / А.Д. КРЯЧКОВ / НОВОНИКОЛАЕВСК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Альмухаметова Анастасия Васильевна, Новикова Ольга Николаевна

Статья описывает основные и наиболее интересные музеи Новосибирска. Музей рассматривается как объект, привлекательный для посещения туристам. Кроме того, авторы подчеркивают значимость музеев как культурных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A museum is an object of a tour route

The article describes the main and most interesting museums of Novosibirsk. The museums are considered to be attractive objects for tourists. Besides, the authors underline significance of the museums as cultural objects.

Текст научной работы на тему «Музей как объект туристического маршрута»

А, В. Альм у хам стока, ОН, Новикова, г. Новосибирск Музей как объект туристического маршрута

Музеи обладают подлинными источниками и культурными ценностями, которые создают эффект непосредственного контакта с первоисточником, вызывают эмоциональный отклик. Музей традиционно воспринимается как храм для сбережения уникальных свидетельств развития культуры, ее высших образцов и ценностей [6, с, 36].

Одновременно с этим с копна XIX века происходит преобразование музеев из храмов пауки и искусства, замкнутых в своем внутреннем мире, в доступное средство и место общения всех и каждого с миром культуры. Музей как «проводник в чужую культуру» воспитывает культуру чувств, уважительность в зрителе, взращивая умение видеть мир глазами дру-[от, Умение слышал,, видеть, понимать иное - идеалы красоты других эпох, другие стили, другой уклад, другие ритмы жизни и чувство времени -необходимо современному человеку дтя формирования духовных и эстетических ориентиров и правильной жизненной позиции. Приобщение к культурному наследию места, включенность в местную культуру выступает необходимым условием формирования локальной культу рной идентичности. Несомненно» что значимую роль в данном процессе иг рает музейное сообщество [5, с. 204],

Музеи Сибири неразрывно связаны с теми изменениями юродской культурной среды, которые свидетельствовали о превращении крупных сибирских центров (Иркутска, Томска, Омска, позже Новониколаевска) н «областные культурные гнезда» [6]. Традиции сибирских музеев уходят корнями в XVIII в. Их собрания начинались с естествен но-научных коллекций: образцов минералов, бабочек, окаменевших остатков древних Обитателей планеты, многие из которых на сегодняшний момент уникальны, как, например, коллекция птичьих яиц Красноярского музея. Практически нее истори но-краеведческие музеи Сибири к середине 1980-х гг. имели археологические собрания [7, с. 116 -117]. Богатейшая коллекция древних каменных изваяний и писаниц Южной Сибири, древней бронзы, эстампов наскальных рисунков хранятся в Минусинском и Хакасском музеях,

Одновременно с естественнонаучными и археологическими коллекциями формировались и этнографические собрания. Их характерная черта - стремление сохранить культурное наследие коренных народов

-5-

Сибири. Уникальные образцы этнической культуры ненцев, ханты, манен. коми, селькупов собраны Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким 01Сружными музеями. Музейные фонды содержш ценные образцы различных религиозных культов, атрибуты шаманизма [7. с. 166]. Русские этнофафические коллекции содержатся практически во всех краевых и областных музеях. Имеются в сибирских музеях также интересные собрания различных бытовых предметов.

Одним из перспективных направлений деятельности музеев на современном этапе является проектная деятельность, направленная на организацию и развитие связей между различными группами местного сообщества [I, с. 189]. Среди музеев города Новосибирска, которые могул претендовать па гзту функцию, можно отметить:

Новосибирский государственный краеведческий музей. Основан в 1920 г, как Центральный народный музей г. Но во-Николаевс ка. В настоящее время Новосибирский краеведческий музей является одним из крупнейших музеев Сибири. Фонды музея насчитывают более 150 тыс. единиц хранения. В их числе произведения прикладного искусства, живописи. графики, скульптуры, нумизматическая, археологическая и тгно-фафическая ноллеюши, материалы фототеки и архивного отдела.

В архиве музея большую ценность представляют материалы по истории революционного периода в Сибири, материалы перелета в 1937 п через Северный полюс и Америку, архив и мемориальные предметы сибирского зодчего А.Д. Крячкова* новосибирских ученых. Также ценны коллекция графических рабсп о переселенцах в Сибири художника Б. Смирнова, коллекция плакатов периода гражданской войны, восстановительного периода и Великой Отечественной войны, коллекция фотографий ученого П.П. Хороших, отражающих быт и культуру народов Крайнего Севера.

Му юн истории архитектуры Сибири своим появлением обязан Сергею Николаевичу Баландину (1930 2004), доктору архитектуры, ветерану труда, почетному академику РААС11, заслуженному архитектору РФ. автору книг и синей по архитектуре 11овосибмрска. Театра оперы и балета, трудов о каменном и деревянном зодчестве, о выдающихся архитекторах Сибири.

Фондами музея являются вещественные и изобразительные источники: бережно сохраненные курсовые, дипломные, конкурсные проекты, начиная с 1924 г.; мемориальные предметы, относящиеся к архео-

-6-

догии, архитектуре Сибири, деревянному зодчеству; чертежи, рисунки, ТЫСЯЧИ фотографий^ негативов, груды нескольких поколений сибирских архитекторов, педагогов и выпускников архитектурной школы Сибири, сформированные а тематические коллекции. Особый интерес представляет архив сибирского архитектора Л.Д. Крячвова, переданный С.Н, Баландину для Музея истории архитектуры Сибири.

В трех за-1 ах музея собраны материалы по архитектуре, искусству, истории, археоло! ип Сибири. В первом зале находятся материалы по истории архитектурного образования в Сибири. Во втором зале представлены экспозиции по деревянному зодчеству; истории образования Повопнтла-евска-НоЕЮснбирска, культовой архитектуре Сибири, истории проектирования и строительства Театра оперы и балета. Экспозиции третьего зала посвящены педагогам-основа!елям архитектурной шкапы Сибири.

Весь архив музейного собрания и 1995 г. был передан профессором С.Н. Баландиным в образованный л 1989 к вуз Новосибирский государственны и архитектурный институт, который «вырос» из архитектурного факультета НИСИ им. В.В. Куйбышева (Н1 АСУ) Сегодня это Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия.

Выставочный центр СО РАН находится в Академгородке. Здесь представлены научные разработки сибирских ученых, как новейшие, гак и более ранних периодов. В выставочном центре можно увидеть разделы из всех областей науки, гаких как экология, медицина, машиностроение, | орное дело и строительство, энергообеспечение, приборостроение, компьютерное моделирование, агропромышленность, химические техноло-I ии. а также раздел о самом крупном озере мира — Байкале.

Один из разделов центра посвящен редким видам зверем в Сибири, например, здесь можно узнать о гом, что для приобретения красивого окраса меха лисы и норки этих животных одомашнивали, что в неволе получить просто невозможно, Гакже ученым удалось одомашнить лису за семь поколений, в результате она стала похожа на собаку.

В одной из экспозиций - реконструированная мумия, найденная археологами па плато Укок Горного Алтая. ЕЗ данный момент мумия вместе е предметами одежды и быта скифских времен хранится в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока при Институте археологии и этнографии СО РАН.

Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока знакомит с направлениями научной деятельности Института археологии

-7-

и этнографии СО РАН, Она включает шесть ииюв. Пять посвящены археологическим исследованиям территории Евразии и построены но хронологическому принципу. В экспозиции раскрываются проблемы адаптации человека на разных территорию^ вопросы технологии обработки камня в разные исторические периоды. Экспонируемые материалы свидетельствуют о высокой материальной и духовной культуре л ревне го населення Сибири. Шестой зал — этнографический.

В музее пределавлены предметы памятников Восточной, Западной Сибири и Дальнего Востока, материалы уникальных памятников екпф-екоіі эпохи «замерзших» могил Горного Алтая. Также в 'экспозицию включены материалы мирового уровни мумии,одежда, убранство коня, предметы вооружения, погребальные сооружения. Дополняют экспозицию предметы скифских1 культур Сибири и предметы синхронных культур Дальнего [Зое гока.

Новосибирским государственный художественный музей основан 7 января 1957 г и открылся для посетителей 27 декабря 1958 г. Музей обладает собранием икон XV] начата XX в. Здесь предстаатены иконы Московской и Строгановской школы. І Іоволжья, Украины, Урала и С Сибири. Особый раздел составляют народные иконы, найденные экспедициями на территории Новосибирской области (Сузунский и Колыванский районы). Коллекция насчит ывает более 500 икон и позволяет проследить иконографическое разнообразие и художественные особенности русской иконы на протяжении четырех веков.

Лучшими в экспозиции музея, посвященной живописи Х(Х В., МОЖНО считать работы Д.П Левицкого, В.А, Тропинина, И.М. Прянишникова, \\.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.Я. Головина, З.П. Серебряковой,Н.И. Машкова, ПР. Фальки, П.П. Кончаловского, Ф.К. Юона, Н.К. Рериха. Раздел кі-рубежного искусства включает слепки с ант ичной скульптуры, графические произведения и картины европейских мастеров XVI XX вв. (Д. ван Эвердинтена, Г, Робера, неизвестного мастер» круга Н. І Іуссена и портрет «Дамы в виде Флоры», приписываемый ученику Рембрандта II Масу) [4], В музее представлены картины XX в., в і ом числе искусство Совет ского союза и зарубежное искусство.

Музей проводит экскурсии для посетителей, которые позволяют познакомиться с коллекцией, с наиболее ценными экспонатами и вспомнить основные вехи в развитии русского искусства XVI-XX вв,

С кифская кулыури кулыура, принадлежащая античным народам скифам.

Музей города Новосибирска открылся 1 марта 2010 г. Городской музей задумывали создать ешс в 1943 г. — к 50-летию нашего города, но по понятным причинам этого не произошло. Музей находится в здании-памятнике истории регионального значения («Дом Ю.В. Кондратюка»), построенном в 1924 г. Здесь с 1927 по 1930 гг, работал один из основоположников российской и мировой космонавтики Юрий Кондратюк (Александр Шаргей). Именно сюда Кондратюк принес весь тираж своей книги ^Завоевание межпланетных пространству, которая поставила сто и ряд великих исследователей космоса. Экспозиции и фонды «Мемориального музея имени Ю.В. Кондратюка» етапи основой для формирования Музея города.

Четыре зала на 1-м этаэке здания оснащены мультимедийным оборудованием. Выставки и другие мероприятия музея сопровождаются показом фильмов и слайд-шоу, используется ретро-аппаратура: музыкальная шкатулка XIX в., советская радиола, киноаппараты и др. Музей города Новосибирска активно занимается просветительской деятельностью, организует выездные выставки и другие культурно-образовательные проекты. В залах Музея города можно проводить различные совместные выставки из фондов малых музеев, посвящая их конкретному юбилею, сфере городской жизни (культура, медицина, торговля и т.п.). отдельным историческим событиям, почетным гражданам и заслуженным людям [2]. В музее ежемесячно проводятся гостиные, на которых встречаются старожилы, исследовагели-краеведы, экскурсоводы и все, кому интересна история города.

Поезд-музЁЙ. В новосибирском метрополитене ходит необычный поезд. Fro стены знакомят пассажиров е вехами истории города. Здесь фотографии старого города, основные вехи истории по годам, а также имена многих деятелей, таких как Н.М. Тихомиров, Р.И. Эйхе и др. Каждый вагон посвящен определенной эпохе в истории порода и страны. Такой поезд-музей имеет большое социальное значение для города, так как люди в мегаполисе в силу своей занятости не всегда могут найти время для изучения интересных им моментов в истории города. Поезд-музей позволяет познакомиться с главными момен тами истории даже во время поездки до работы и обратно*

Периодическая выставка: «Диво под микроскопом». На выставке представлены работы Новосибирского мастера-миниатюриста В.М. Анискина. Размерь! экспонатов измеряются миллиметрами и микрона—9—

ми, а разглядеть их можно только в микроскоп. Среди 'экспонатов композиции - выполненные на срезе маковых и рисовых зернышек, яблочных и виноградных косточек, на срезе человеческою или конского волоса. Среди работ ставших классикой, караван верблюдов в ишльном ушке, настоящая лодкованная блоха и надписи на волосе. Деревянное яйцо высотой 11 мм, которое оклеено бересгяным узором, шахматный столик из скорлупы грецкого ореха с фигурками из серебра и золота (общий размер композиции не превышает спичечной головки), точные копии орденов, размеры которых не превышают 2 мм, 31 самолетик на срезе макового зернышкам

ВЛ1 Анискин уже представлял свои работы за границей, в том числе га Чехии, Литве и во Франции* а также на международной выставке «Экспо-2010» в Шанхае. Инструменты для работы он придумывает и изобретает сам; их также можно увидеть на выставке. Сам мастер говорит о своей работе: «Инструмент во время работы держу пальцами. Биение сердца мешает работе, поэтому особо тонкую работу приходится делать между ударами сердца».

Выставка обладает культурной ценностью в связи со своей уникальностью подобных микроминиатюристов в мире только 11, из них 5 россияне. Таком редкий вид искусства и мастерства представляет несомненный интерес для туристов,

Музей «Сибирская береста» - единственный музей современного искусства по бересте. Музей был открыт 27 июня 2002 г. в з дани и-памятнике архитектуры на улице Горького, впоследствии появилось еще одно помещение, на улице Свердлова. В экспозиционных залах музея проводятся выставка: мастеров народ!юго и художественных искусств. Музей «Сибирская бсресга» является единственным в мире экспозиционно-выставочным центром, обладающим уникальной коллекцией предметов декоративно-прикладного творчества и произведений современного искусства из бересты [3]. Коллекции работ представлены в нескольких залах: Сказок и Мифов; Зал Ситуаций; Зал Таинства; ансамбли скульптур и украшений можно увидеть в Большом зале; Берестяной Шаман и другие интересные вещи располагаются в зале Преданий,

В музее проводятся тематические экскурсий:

• Славя некая мифология в берестяных изделиях сибирских мастеров.

• Сказочные образы в бересте (Баба Яга, Медведь, Волшебная Утка и др,).

• Бытовые сценки в берестяных ску. 1Ь[пурах* расьфываюшцх мировоззрение древних славян.

• Древо суеверий (Домовой, Кикимора, Леший и др.),

• История шаманизма в Сибири.

Городские музёи обладают особой социальной и культурной ценностью, так как хранят память об истории и жизненном укладе многих поколений, проживающих па территории Новосибирска и области. Благодаря богатству фондов и качественным экспозициям музеи являются ключевыми туристическими объектами и составляют историко-культурный потенциал для развития туризма в Сибирском регионе.

Научный руководитель — : д-р пед. наук, проф. Т.В. Сидорина

Литература

1. Бычкова. И.И. Роль музея в восстановлении региональной культурно-исторической памяти / И.И. Бычкова // Музейные ценности в современном обществе: материалы международной научном конференции. — Омск; Омский гое. историко-краеведческий музей, 2008. -С. 189.

2. Музей города Новосибирска [Электронный ресурс]. Режим доступ а: Ьцр: //\у$№. Ш - п кк. ш/пшкеит/о- т П7ее.

3. Музей «Сибирская береста» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьир: //ш шеи т-Ъег езга, ш.

4. Новосибирский государственный художественный музей [Электронный ресурс]. Режим доступа; Кир ://\у wwTisarlnuiseum.ru/ history.htm.

5. Остапенко* С.С. «...Увидать мир глазами другого»: психологопедагогические аспекты музейной педагогики / С.С. Остапенко // Современный музей в культурном пространстве Сибири. - Новосибирск: ПОЛИГРАФ, 2009. - С. 204,

6. Проблемы музееведения и народная культура. Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1999. — С. 36.

7. Труевцева, О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века / 0.11. Труевцева. - Томск: Изд-во Том, ун-га, 2000.

-И-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.