Научная статья на тему 'Согласование внутренних и мировых цен на сырьевые продукты в стратегии экономического развития России'

Согласование внутренних и мировых цен на сырьевые продукты в стратегии экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
751
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапир Жак

В статье рассматривается вопрос о том, как в современной российской экономике должны соотноситься внутренние и экспортные цены на базовые ресурсы газ, нефть, нефтепродукты, металл, лесоматериалы, химическую продукцию, зерно. Показывается взаимосвязь между уровнем внутренних цен на сырье и процессами индустриализации. Подчеркивается необходимость проведения согласованной промышленной политики, нацеленной на более быстрое развитие перерабатывающих и обрабатывающих отраслей. Делается вывод о том, что различные меры косвенного регулирования внутренних цен на базовые ресурсы являются для России естественным элементом разумной стратегии экономического развития. Рассматриваются возможные практические действия по сдерживанию роста внутренних цен на сырье и первичную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Согласование внутренних и мировых цен на сырьевые продукты в стратегии экономического развития России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Жак Сапир

СОГЛАСОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ И МИРОВЫХ ЦЕН НА СЫРЬЕВЫЕ ПРОДУКТЫ В СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В статье рассматривается вопрос о том, как в современной российской экономике должны соотноситься внутренние и экспортные цены на базовые ресурсы - газ, нефть, нефтепродукты, металл, лесоматериалы, химическую продукцию, зерно. Показывается взаимосвязь между уровнем внутренних цен на сырье и процессами индустриализации. Подчеркивается необходимость проведения согласованной промышленной политики, нацеленной на более быстрое развитие перерабатывающих и обрабатывающих отраслей. Делается вывод о том, что различные меры косвенного регулирования внутренних цен на базовые ресурсы являются для России естественным элементом разумной стратегии экономического развития. Рассматриваются возможные практические действия по сдерживанию роста внутренних цен на сырье и первичную продукцию.

Введение. Российский экспорт состоит в основном из сырьевых продуктов и продуктов первичной переработки. Однако ситуация в экспортирующих отраслях очень различна. В энергетическом экспорте (нефть, газ) она весьма отличается от сложившейся в экспорте сельхозпродукции и продуктов первичной переработки (прокат черных металлов, алюминий и продукты базовой химии, используемые для производства минеральных удобрений).

Обычно Россию описывают как страну-экспортера сырья, не замечая, как правило, указанных различий. Тем не менее именно эти различия делают невозможным успешное проведение единой политики по отношению ко всем отраслям-экспортерам. Никакая экспортная политика унифицированных тарифов или унифицированных цен сама по себе не может решить проблем, порожденных структурными факторами. Для России характерны ситуации, когда разница между внутренними и экспортными ценами велика. В одних случаях внутренние цены ниже (в энергетике), в других - намного выше (металлопродукция). Такое положение дел породило идею о том, что Россия субсидирует некоторые виды своего экспорта. В то же время для России неблагоприятна ситуация, когда часть доходов от экспорта сырья достается другим странам (хорошо известный пример - экспорт Россией лесного сырья с последующим ввозом в страну мебели из того же сырья).

Разрыв в ценах усугубляется из-за структурных особенностей некоторых отраслей. Концентрация и монополизация - это зачастую неизбежные явления (особенно в черной и цветной металлургии), потому что в ряде отраслей доходность напрямую определяется эффектом масштаба. Это обстоятельство порождает картельные действия, и обычный ответ на них - те или иные виды ценового регулирования (введение предельной цены (price-cap) и другие методы).

Еще одно усложнение - проблема относительных цен на торгуемые (tradable) товары. Обычно можно говорить о том, что цены на сырье все время снижаются по отношению к ценам на продукты с высокой степенью переработки. Поэтому лишь очень немногие страны, как показала история, смогли добиться долгосрочного роста, развивая только сырьевые отрасли. Страны, которые можно указать в качестве подобного примера, это государства с относительно малой численностью населения (Канада, Австралия, страны Персидского Залива).

Правда, в последние годы тенденция некоторого удешевления сырья стала менее очевидной, так как рост цен на некоторые сырьевые товары ускорился из-за их относи-

тельной нехватки. Два наиболее очевидных примера - это цены на углеводороды и зерно. Тем не менее даже в этих случаях высокая волатильность (подвижность) мировых цен, спровоцированная спекуляциями на товарных рынках (за счет секьютеризации и развития деривативов - производных финансовых инструментов, - привязанных к сырьевым сделкам), оказывала очень сильное негативное влияние на развитие стран-экспортеров. Поэтому можно уверенно говорить о том, что более диверсифицированная структура экспорта (сырье плюс продукты переработки этого сырья) поможет снизить волатильность экспортных доходов и упрочить экономическую стабильность страны-экспортера.

Существует дополнительный аргумент в пользу развития масштабной перерабатывающей и обрабатывающей промышленности в России - наличие высокообразованного населения. При этом следует учитывать, что развитие сектора услуг не сможет обеспечить стране достаточного числа рабочих мест с высокой зарплатой. Даже если создавать сектор финансовых услуг, где доля высокооплачиваемых рабочих мест велика, это не решит проблемы, так как этот сектор отличается очень высокой территориальной концентрацией и неспособен обеспечивать развитие регионов страны.

С этой точки зрения развитие масштабной перерабатывающей промышленности -единственное решение задачи, в рамках которой высокая занятость обеспечивается рабочими местами с достойной зарплатой.

Ниже приведены варианты, которые могут позволить России и более интенсивно развивать собственную промышленность, и получать максимум преимуществ от своего экспортного потенциала. Вначале проанализирована ситуация с относительными ценами и ценовой волатильностью на мировых рынках, дефицитом некоторых видов сырья и превращением некоторых товарных рынков в финансовые. Затем рассмотрены логика ценообразования и дилемма индустриального развития. В заключение обсуждаются меры, которые должна предпринять Россия для развития перерабатывающей и обрабатывающей промышленности.

Классическая проблема «относительных цен» и ее эволюция в последние годы. Сырье и продукты первичной переработки, экспортируемые из России, в основном сосредоточены в рамках семи отраслей, производящих: природный газ, нефть и нефтепродукты, черные металлы (включая прокат), цветные металлы, продукты базовой химии и минеральные удобрения, лесоматериалы, зерно.

На двух рынках (газ и зерно) внутреннее потребление (спрос) намного превышает объем экспорта. Что касается роста экспорта цветных и черных металлов, то он во многом был связан с резким сокращением масштабов российской промышленности. Лес и нефть - это пример «классического» российского экспорта, поскольку эти товары экспортировались еще до Первой мировой войны.

Динамика мировых цен и мировых рынков перечисленных выше продуктов сильно различается. Здесь следует обратить внимание на проблему относительных цен (рис. 1а) и проблему высокой волатильности цен (рис. 1Ь), которые характерны для последних лет. Сейчас уже ясно, что цены, быстро «взлетев» вверх после того, как в течение десятилетий оставались очень низкими, способствовали сдвигу добычи сырья во все более труднодоступные регионы. А долговременный тренд снижения относительных цен на сырье, кажется, проявился примерно в 2004-2005 гг.

Однако постоянное увеличение торговли опционами и деривативами породило серьезную нестабильность рыночных цен (рис. 2). Это связано с практикой «оуєі-Ьє-соиПег»і (внебиржевых рынков).

Контракты «over-the-counter» (OTC) — это двусторонние контракты, в рамках которых две стороны договариваются о том, на каких условиях конкретная сделка будет оплачена в будущем. Они обычно заключаются напрямую между инвестиционным банком и клиентом. Форварды и свопы были первыми примерами подобных контрактов. Сейчас эти контракты очень быстро внедряются на товарных рынках. В части деривативов эти контракты заключаются по правилам Международной Ассоциации свопов и деривативов.

Долл. США

Рис. 1а. Цена барреля нефти в американских долларах 2009 г.

Источник: Международное Энергетическое Агентство (ІЕА).

Рис. 1b. Значения индекса GSCI (2005 г. = 100%): сельскохозяйственное сырье (пшеница, какао-бобы, кофе, хлопок, кукуруза, соя, сахар); энергетические товары (нефть, газ); промышленные металлы (алюминий, медь, никель, свинец)

Источник: Standard & Poors andBNP-Parisbas.

Деривативы очень активно внедрялись на товарных рынках. Чистый объем деривативов, привязанных к сырьевым рынкам через внебиржевые контракты «over-the-counter», с 1998 по 2006 г. возрос в 14 раз. Число контрактов с фьючерсами и опционами также очень быстро увеличивалось в период с 2004 по 2007 г. В конце периода наблюдается огромное расхождение между объемом торгуемых деривативов (фьючерсов и опционов) и физическим объемом реально продаваемых биржевых товаров. В 2005 г. соотношение между первым и вторым составляло 30:1 [1]. Такое большое различие между финансовой активностью и фактической торговлей резко усилило волатильность товарных рынков. Этот феномен - часть общего процесса развития рынка деривативов. Однако он оказал особо сильное влияние на товарные рынки [2].

Если сопоставить ситуацию с относительными ценами (выраженными как соотношение цен на сырье и цен на продукты с высокой степенью переработки) и степень волатильности этих цен, то получим следующий график, показывающий различия для основных товаров российского экспорта (рис. 3).

■м -

12 -1D А

a J о J

4 J

2 J

о X¡

=1.Н

а) фьючерсные контракты и опционы, выпущенные в обращение на товарных биржах, число контрактов, млн., дек. 1993 - март 2009 г.

D«.-- Ьж Dw.- См.: Os-tj: Dk Dw.- Obv Dst Ок? Jurt S>№ UH 50 IJJ □ i i¡2 es o¡- сь oe or üh щ

б) количество выпущенных в обращение деривативов, в основе которых лежат продажи промышленных товаров, трлн. долл., дек. 1998 - дек. 2008 г.: золото; другие драгоценные металлы;

□ прочие товары

Рис. 2. Быстрый рост контрактов с использованием деривативов

с;мш

1'#ГГЧНН

«и (1J

я

Н

О

IJiij-ío dumküb лчл\

fflllllzm

J inilicr

Степень волатильности цен

Рис. 3. Волатильность цен:

Gas (1) - структура предложения сохранится;

Gas (2) - будут быстро расти доли сжиженного газа (LNG) и сланцевого газа

Разница между двумя видами товаров очевидна. Цена на одни товары относительно более высока, но и волатильность этих цен высока. Относительные цены на другие товары ниже, волатильность цен на них - также ниже.

Это обстоятельство делает целесообразным более глубокую переработку большей части первичного сырья с тем, чтобы либо повысить относительную цену на продукт, либо избежать излишней волатильности цен. Только когда сырьевой товар попадает в зону (см. рис. 3) (высокие относительные цены и низкая волатильность), развитие производств по его переработке не выглядит предпочтительным.

Необходимость развития отраслей перерабатывающей промышленности является очевидным приоритетом политики России. Однако интенсивность этой политики может быть различной в зависимости от конкретной ситуации с сырьем и полуфабрикатами.

Несомненно, что цены на энергоресурсы в обозримом будущем должны быть вы-

2 гр

сокими и расти в сравнении с ценами на другие товары . Тем не менее динамика цен на нефть и газ несколько различается. Цены на нефть характеризуются явно восходящим трендом. В отношении природного газа есть вероятность того, что развитие добычи сланцевого газа окажет понижающее воздействие на цены. Хотя новые оценки экологического ущерба, связанного с эксплуатацией скважин для сланцевого газа, и влияние ядерного инцидента в Японии (влекущего за собой замедление развития атомной электроэнергетики в некоторых странах) ставят этот понижательный тренд под сомнение. В то же время с развитием рынка для сжиженного газа спотовые цены предположительно будут больше влиять на рынок, провоцируя повышенную волатильность и контрактных цен.

Восходящий ценовой тренд до некоторой степени будет компенсировать потери от волатильности цен на оба этих сырьевых товара. Высокая волатильность делает спотовые цены не самым лучшим индикатором для прогнозирования долгосрочной ценовой динамики [3], и поэтому даже некоторые профессионалы частично признают свою неспособность предсказывать движение цен [4]. Но если бы цены можно было бы устанавливать в рамках долгосрочных контрактов, учитывающих маржинальные (предельные) издержки производства, нефть и газ вполне могли бы попасть в зону (см. рис. 3).

Однако поскольку экспорт нефти и газа из России будет продолжаться, оставаясь при этом важным фактором благополучия страны, вопрос о соотношении внутренних цен и цен мирового рынка сохраняет свою актуальность. Нефть и газ используются как населением, так и промышленностью. В настоящее время принудительное сохранение внутренних цен на уровне ниже мировых - это, несомненно, важный фактор, обеспечивающий благоприятные условия для развития промышленности (за счет пониженных как прямых затрат на энергию, так и косвенных затрат на заработную плату, которая невелика из-за относительно небольших затрат домохозяйств на потребление энергии). Иностранные государства воспринимают такое положение дел как способ субсидирования промышленности. В то же время, если политика пониженных по отношению к мировым внутренних цен будет согласована и на будущее, важно, чтобы она применялась и к другим видам углеводородов, в том числе к нефтепродуктам.

Что касается лесоматериалов, черных и цветных металлов, продуктов базовой химии и зерна, то в этих сферах ситуация складывается существенно иначе. Необходимость более широко использовать эти продукты на внутреннем рынке очевидна. Относительные цены на эти продукты достаточно низки, и в обозримом будущем быстрого их роста не ожидается. В то же время ценовая волатильность нарастает, по крайней мере, на рынке зерна (рис. 4).

Для России было бы важно наилучшим образом использовать все перечисленные выше сырьевые ресурсы. Это снова заставляет задуматься о соотношении внутренних и внешних цен.

В этой связи следует четко различать отрасли с высоким уровнем концентрации производства, обусловленным техническими причинами (базовая химия, черные и цветные металлы), и отрасли, где эффект масштаба не настолько высок, чтобы способствовать монополизации сектора (производство лесоматериалов и зерна).

В рамках первого сценария, который весьма вероятен, возможно появление картельных действий, стимулирующих рост внутренних цен выше уровня, который приемлем для национальной перерабатывающей промышленности. Подобная ситуация уже имеет место в черной металлургии, где цены на прокат сильно возросли. Можно вспомнить аналогичную ситуацию в Южно-Африканской Республике, где большая часть металлур-

2 Это является результатом увеличения спроса на фоне экономического роста и замедления развития атомной энергетики, а также исчерпания некоторых нефтяных и газовых месторождений, приводящего к смещению разведки и добычи в более отдаленные территории.

гии была приватизирована концерном Миттал. Вследствие приватизации цены на прокат повысились больше чем на 30%, что оказало дестабилизирующее воздействие на автомобильную промышленность ЮАР3 [5]. Такое развитие событий надолго прервало попытки Южной Африки развивать свою собственную промышленность [6].

%

Период

м

<

ь

CQ

<

ь

м

<

ь

CQ

<

ь

М

<

Рис. 4. Ценовая динамика некоторых видов сельхозпродукции — пшеница; — кофейные бобы; -♦- какао-бобы; -ж- сахар

Источник: UNDP и Всемирный Банк

Таким образом, сюжет о соотношении внутренних и внешних (мировых) цен очень важен при разработке любой стратегии развития. Цены на биржевые товары могут стать частью «пузырей», связанных со стоимостью активов, и привести к чрезмерному укреплению национальной валюты как в номинальном, так и в реальном измерении. Само движение этих цен сейчас крайне непредсказуемо и может разрушить любую долгосрочную политику. Цены на биржевые товары следует регулировать, и чтобы поддерживать национальную промышленность, и чтобы ограничить волатильность цен, которая ставит под угрозу экономическое и социальное равновесие во многих странах (что можно наблюдать сейчас в арабских странах). Процессы дерегулирования, которые осуществлялись Международным валютным фондом и Европейским Союзом, оказались болезненной ошибкой и принесли выгоду, кажется, только спекулянтам.

Логика цен и дилемма индустриализации. Влияние слишком высоких внутренних цен на сырье и первичные продукты может значительно ослабить стимулы к развитию национальной промышленности [7].

Проблема цен на энергию весьма серьезна, особенно для таких расположенных в северных широтах стран, как Россия. Цены на энергию оказывают непосредственное существенное влияние на работу черной и цветной металлургии, а также на транспорт, который в свою очередь определяет деятельность целого ряда других отраслей. Кроме того, цены на энергию оказывают сильное влияние на функционирование химической и обрабатывающей промышленности.

Косвенным образом цены на энергию влияют на размер заработной платы (и следовательно, на рентабельность промышленности), потому что затраты на энергию являются частью потребления домохозяйств.

3

Simon Roberts был тогда ассоциированным профессором Университета Витватерстранда (Йоханнесбург, ЮАР), а Нимрод Зальк — был директором группы по стратегической эффективности государственного Департамента торговли и промышленности (DTI, Претория, ЮАР).

Цены на другие виды первичных продуктов оказывают влияние на следующие технологические цепочки:

Отрасли обрабатывающей промышленности Черные металлы - Производство автомобилей

Транспортное оборудование Судостроение

Электротехническая промышленность Строительство Цветные металлы - Производство автомобилей

Аэрокосмическая промышленность Базовая химия - Фармацевтика и биотехнологии

Сельское хозяйство Зерно - Пищевая промышленность

Лесоматериалы - Строительство

Производство мебели Судостроение.

Рост цен на базовые материальные ресурсы увеличивает издержки и снижает норму прибыли, делая менее привлекательным развитие крупной национальной промышленности. В этих условиях остается только одна возможность поддерживать отечественные обрабатывающие отрасли - ограничивать доступ импорта на внутренние рынки посредством высоких таможенных тарифов. Тарифы, конечно, необходимы, когда отрасль находится на стадии «детства» или когда только накапливает опыт. Однако затем высокие тарифы очевидно ограничивают приток нужного экспорта и должны снижаться.

Таким образом, нет сомнений в том, что удержание внутренних цен на сырье на как можно более низком уровне является необходимым условием создания жизнеспособной национальной промышленности в России.

Эффективность рынка не может поддерживаться только за счет конкуренции в тех случаях, когда стремление к получению эффекта масштаба приводит к созданию крупных предприятий. Процесс конкуренции, который теоретически сохраняет цены на низком уровне, часто искажается в отраслях, где норма прибыли под воздействием эффекта масштаба растет или не уменьшается с ростом масштаба предприятий. В результате эффекта масштаба крупные предприятия становятся более прибыльными, чем малые. Это обстоятельство повышает «барьеры входа» на некоторые рынки, делая их не вполне конкурентными, стимулируя монополизацию. Между тем любые попытки разрушить подобную монополию за счет законодательных норм ведут к снижению экономической эффективности. Это классический случай так называемого «провала рынка» (market failure).

Если рынок предрасположен к монополии (или олигополии), цены на нем оказываются намного выше, чем на конкурентном рынке. Добиваясь эффективности рынка, важно решить ключевой вопрос о дисциплинированном поведении крупных предприятий. Сейчас общепризнано, что это более предпочтительный способ решения ценовой проблемы, чем принудительная демонополизация [8] (табл. 1).

Регулирование может включать в себя целый ряд инструментов (табл. 1) - от предельных цен до разного рода предельных налогов на производителя [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует однако различать случаи, когда конкуренция ограничена техническими причинами (зависимость от эффекта масштаба), что требует ценового регулирования, и когда проблемы могут решаться за счет развития конкуренции (лесоматериалы, зерно). Во втором случае низкий уровень развития переработки, скорее, объясняется недостаточными инвестициями в отрасль и высокими трансакционными издержками. Здесь установление ценовых дифференциалов многого не даст, а развитие переработки должно стимулироваться за счет решения застарелых проблем, связанных с инвестиционными процессами (снижение процентных ставок, укрепление прав собственности и снижение бюрократических издержек).

Таблица 1

Возможные инструменты управления ценами

Предельный (маржинальный) налог в ситуации, когда имеется сильный монополист.

Этот метод, хотя и критиковался в 1960-е годы [9], до сих пор может быть эффективен в тех случаях, когда стоит задача заставить предприятие снизить цену, которую оно до того увеличило за счет своего влияния на рынок (market power). Если цена, навязанная предприятием (p*), выше мировых цен (p), размер предельного налога должен быть следующим:

t = b(p*-p), где b > 1 Предельный (маржинальный) налог в более общей ситуации.

Этот метод применим к слабым монополистам, навязывающим цены, включающие ренту, но не превышающие мировые.

Рассмотрим монополиста, чья цена равна p*, а объем производства - Y, для чего нужна рабочая сила (L) с зарплатой (w) и капитальные затраты (к), при цене на капитал (pK) и средней прибыли на единицу выпуска п*.

В этом случае:

р* = u*/y + w(L/Y) + pK (к/Y). (1)

Если предположить, что производительность труда (Y/L) равна 1, а часть капитала (K) используется в конце периода (t), уравнение (I) можно записать так:

р* = n*/Y + w(1/1) + pK(aK/Y). (2)

Если цена мирового рынка p равна цене внутреннего рынка в результате использования слабым монополистом своего рыночного влияния, должны выполняться соотношения p > p* и п > п*. Ставка предельного налога t в этом случае должна быть функцией от разницы между p и p*:

t = b(p-p*), где 0<b<1. (3)

С объема продукции (Y), продаваемой на внутреннем рынке, монополист должен, таким образом, выплачивать следующий суммарный налог:

T = bY (p-p*). (4)

Предельные цены (price caps), используемые в ситуации слабой конкуренции Этот метод состоит в прямом принуждении предприятия к снижению своих цен, если уровень этих цен ведет к потере производительности. Этот метод использовался в Великобритании по отношению к компаниям-операторам телефонной связи.

Обязательный объем продаж Производитель берет на себя обязательство продавать на внутреннем рынке часть своей продукции по фиксированной цене, не превышающей мировую. Однако этот метод требует очень точного прогнозирования объемов внутреннего спроса на продукт с регулируемой ценой._____________________

Для преодоления негативных эффектов, вызванных монополистическим давлением крупных предприятий сырьевого сектора, нужна комплексная промышленная политика. Крайне важна согласованная и последовательная политика по превращению России из страны - экспортера преимущественно сырья, в экспортера товаров с высокой степенью переработки. При этом нельзя ограничиваться решением только проблемы соотношения внутренних и мировых цен.

Развитие перерабатывающих отраслей зависит, главным образом, от трех групп факторов, которые сыграли крайне важную роль в процессе роста восточноазиатских экономик [11] (табл. 2; рис. 5).

Перечисленные меры нацелены на:

- снижение издержек на единицу продукции и на одного занятого, чтобы повысить рентабельность и ослабить зависимость промышленности от господдержки;

- рост объемов выпуска и уровня производительности;

- увеличение числа занятых и числа предпринимателей с целью создания дееспособного сообщества инновационно-ориентированных предприятий.

Комбинация различных мер должна обеспечить значительное улучшение инвестиционного климата, а также разработку специальной квалификации для развития перерабатывающих отраслей на уровне как предприятий, так и предпринимателей. Промышленная политика чаще давала ограниченные результаты, так как согласование мер этой политики выполнялось только частично [12]. Поэтому очень важно понимать, что синергический эффект достигается при одновременном выполнении всех трех перечисленных выше направлений промышленной политики.

Таблица 2

Обеспечение согласованного влияния (синергии) принимаемых государством мер

Контроль за издержками (Cost Based Interventions)

Внутренние цены

Уровень обменного курса/Ставка процента Политика регулирования сетевых монополий (электроэнергия/водоснабжение/канализация)

Стоимость капитала Конкурентная политика

Импортные пошлины и барьеры входа на рынок

Меры по повышению технологического уровня промышленности (Industrial Upgrading Interventions)

Целевое финансирование отраслей Увеличение компетенций в ключевых отраслях Промышленно-ориентированное развитие инфраструктуры Инновации

Повышение мультипликативного эффекта мер господдержки Регулирование стандартов и качества

Меры по вовлечению в развитие периферийных зон экономики (Inclusion Base Interventions)

Поддержка трудоемких отраслей Развитие малого бизнеса

Меры по региональному (пространственному) развитию__________________

Y/L

Notes: С = Cost per unit of Production; L = No. of Workers; E = No. of Entrepreneurs; Y = Output Рис. 5. Взаимосвязь различных мер промышленной политики

Особенно следует подчеркнуть важность проведения этой политики в рамках регионального развития.

Необходимо тщательно продумать финансовые аспекты промышленной стратегии государства. Промышленная политика является относительно бюджетоемкой. Государство несет расходы в процессе как прямого бюджетного инвестирования, так и предоставления субсидий. Переход от экономики сырьевого экспорта к промышлен-

ной экономике должен быть постепенным с тем, чтобы избежать серьезных деформаций. В этой связи важно учитывать следующее:

- Поддержка стабильных экспортных потоков, особенно в случае экспорта сырья, должна осуществляться так, чтобы минимизировать ущерб развитию национальной перерабатывающей промышленности. Это имеет непосредственное отношение к нефтегазовому экспорту. Экспортные доходы должны способствовать повышению энергоэффективности российской экономики в ближайшие годы, так как пока эта энергоэффективность очень низка.

- Сохранение ставки банковского процента на относительно низком уровне. Конечно, сейчас через кредиты финансируется только около 11% всех инвестиций4. Но роль условий кредитования гораздо шире, поскольку они определяют финансирование материального оборота в различных секторах экономики. В частности, объем капиталообразующих инвестиций связан со ставкой процента, видимо, через отрицательный коэффициент корреляции (рис. 6).

Фактические процентные ставки и рост величины основного капитала

кредитам, выдаваемым предприятим нефинансового сектора

Рис. 6. Текущая процентная ставка и рост инвестиций в основной капитал

Примечание: График построен по месячным данным в период с июня 2006 г. по декабрь 2010 г. Значение текущих процентных ставок равно следующей величине: ставка ЦБ России минус накопленная инфляция за предшествующие 12 мес.

Источник: Расчеты CEMI-EHESS по данным ЦБ России.

Важно понимать, что иногда текущие процентные ставки должны быть отрицательными (ниже уровня инфляции), если действительно есть стремление стимулировать инвестиционные процессы. Известно, что именно так обстояли дела в России перед началом кризиса 2008 г. Мощный «скачок» ставок, ставший следствием кризиса, повлек за собой резкое падение инвестиций (рис. 7).

Таким образом, проблема внутренних цен на сырье и продукцию первичного передела (экспортные товары, commodities) не может быть решена обособленно, вне глобального подхода к экономическому развитию.

По данным Росстата — 11,8% в 2008 г. и 10,3% в 2009 г.

Проблема провалов рынка очень важна в данном контексте, так как ее решение требует усиленного регулирования и четкой государственной политики. Но эта политика не должна игнорировать другие важные аспекты, в том числе вопросы налогообложения и перераспределения доходов. В некоторой степени регулирование цен на экспортные товары является специфической формой политики перераспределения доходов. Эта ценовая политика должна быть адаптирована таким образом, чтобы стать частью всеобъемлющей политики развития. Это подразумевает разработку стратегии развития, учитывающую постоянно повторяющиеся провалы рынка, которые проявляются и в ценовой сфере, и в процентных ставках, и в процессах, связанных с финансированием инвестиций.

%

Период

Рис. 7. Номинальный и реальный уровень ставки кредитного процента для нефинансовых предприятий

— ставка процента по годовым кредитам для нефинансовых предприятий, в рублях

— уровень накопленной инфляции за 12 месяцев; -О- реальная процентная ставка

Источник: Расчеты СЕМ1-ЕИЕ88 по данным ЦБ России.

Элементы стратегии развития для России. Важность общего контекста (реальная ставка процента). Для проблемы соотношения внутренних и мировых цен важным фактором является уровень реальной процентной ставки по кредитам в стране. Низкие внутренние цены на сырье не обеспечивают эффекта, если реальный обменный курс национальной валюты является завышенным, разрушая конкурентоспособность недавно созданных отраслей промышленности. Для России ситуация осложняется чрезвычайно масштабным экспортом сырья (влекущим за собой громадное положительное сальдо внешней торговли) и постепенным дерегулированием внутреннего валютного рынка (рис. 8).

20 25 30 35 40 45 50

Рис. 8. Номинальный и реальный обменный курс руб./долл.

Источники: ЦБ России, Департамент труда США и СЕМ-ЕИЕ88

номинальный обменный курс

реальный обменный курс (скорректированный)

реальный обменный курс

Однако стабилизация реального обменного курса невозможна в экономике с полной финансовой открытостью. Этот очевидный вывод был сделан Дэни Родриком в нескольких работах, опубликованных в течение ряда лет [13]. Совсем недавно даже МВФ пришел к пониманию того, что когда финансовые рынки неспокойны, а уровень спекуляций очень высок, нужны некоторые элементы контроля за перетоками капитала [14].

Потребность в регулировании, нацеленным на предотвращение возможной спекулятивной игры как на повышение, так и на понижение курса, для российского валютного (рублевого) рынка очень велика. Подобное регулирование в конце 2010 г. применялось такими странами, как Бразилия, Южная Корея и Тайвань. Регулирование обменного курса позволит Центральному Банку России определять процентные ставки, не привязывая их к текущей ситуации на валютном рынке. Целью такой политики является стабильность обменного курса.

Разумеется, Центробанку России необходимо предотвращать любые спекуляции против рубля. Однако повышение процентных ставок - это крайне неэффективный инструмент для этих целей. На наш взгляд, применение контроля за перетоками капитала - более адекватный способ борьбы со спекуляциями [15].

Проблема борьбы с переоценкой рубля также очень важна. Использование Центробанком России обменного курса в качестве инструмента борьбы с инфляцией дает разумное объяснение политике укрепления рубля. Однако здесь следует отметить, что это не слишком эффективный инструмент, который, кроме того, оказывает крайне разрушительное воздействие на реальный сектор.

С этой точки зрения, большей поддержки, на наш взгляд, заслуживает комбинированная политика стимулирования конкуренции в одних отраслях и государственного регулирования в других (где провалы рынка значительны), считая ее наилучшим инструментом борьбы с инфляционным давлением.

Каким должно быть соотношение между внутренними и мировыми ценами? Это соотношение должно быть разным применительно к разным видам сырья. Для нефти и газа с их большим потенциалом повышения номинальных цен это соотношение должно быть меньше единицы и сохраняться примерно на современном уровне. Некоторые меры регулирования должны применяться к продуктам нефтепереработки (дизельное топливо) с целью снижения цен, сильно влияющих на издержки транспорта и сельского хозяйства. Если на рынке происходит картелизация, влекущая за собой разрушительное использование рыночного влияния, то целесообразно применение маржинального налога или обязательных поставок по сниженным ценам (см. табл. 1).

Соотношение внутренних и мировых цен на черные и цветные металлы должно быть снижено и не превышать единицы. Для достижения этой цели можно использовать метод предельных цен или другие способы. С учетом ситуации в перерабатывающих отраслях, возможно, наилучший уровень для соотношения внутренних и мировых цен - 0,85-0,9. То же соотношение применимо в базовой химии, где, по нашим рекомендациям, лучше использовать маржинальный налог (см. табл. 1). Для производства лесоматериалов и зерна проблема уровня внутренних цен менее важна, чем целенаправленная политика по развитию переработки сырья.

Необходимость наилучшего использования природных ресурсов с целью стабилизации доходов государственного бюджета. В сложившейся ситуации очень важно решение проблемы непроизводительного использования первичных ресурсов. Следует предпринять принципиальные усилия для экономии нефти и газа в промышленности и инфраструктурных отраслях. Известно, что эти потери очень значительны, и по большей части связаны с тем, что в советское время энергоэффективность не была приоритетом, и потому имел место дефицит инвестиций в энергосбережение.

Поскольку нефть и газ обеспечивают существенную часть доходов госбюджета (через так называемый «экспортный налог»), важно поддерживать размер экспортного потока вплоть до тех пор, пока его не начнет замещать экспорт товаров с высокой степенью переработки.

Цена не должна использоваться как стимул для сбережения первичных ресурсов (так как эластичность потребления по ценам является низкой, в основном по техническим причинам). Но должны быть другие регулирующие меры, решающие эту проблему, например, создание и развитие инвестиционных фондов, которые будут специализироваться на энергосбережении. Эти фонды должны инвестировать деньги в меры по повышению энергоэффективности и выплачивать частичную компенсацию за сэкономленные нефть и газ (которые затем могут быть проданы на мировых рынках).

Повышение энергоэффективности должно относительно снизить внутреннее потребление в ближайшие годы без снижения темпов роста российской промышленности, и это также позволит максимизировать доходы от экспорта. Это важная цель, поскольку эти доходы пока будут играть значимую роль в стабилизации и увеличении доходов российского бюджета.

Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Привлечение ПИИ должно быть одним из приоритетов политики развития. При этом следует, однако, понимать, что ПИИ неоднородны. Необходимо четко разграничивать ПИИ, которые осуществляются крупными предприятиями (транснациональными корпорациями - ТНК), и ПИИ, приходящими от малых и средних предприятий обрабатывающей сферы (малого и среднего бизнеса - МСБ). Для предприятий МСБ проблема трансакционных издержек (и издержек на преодоление бюрократических барьеров) более существенна, чем для ТНК. При этом необходимо принимать во внимание, что МСБ имеет очень большой потенциал в части развития обрабатывающих производств и инноваций в сфере переработки сырья.

Если инвестиции, осуществляемые ТНК, обычно обусловлены их интересом к емкости российского рынка, потенциалом российского экспорта и низкими издержками, то инвестиции МСБ наряду с интересом к низким издержкам, как правило, привязаны к различным специальным программам. Проблема высоких трансакционных издержек затрагивает и ТНК, но по отношению к объему их инвестиций эти издержки относительно невелики. С этой точки зрения трансакционные издержки могут рассматриваться как фиксированный налог, взимаемый вне зависимости от размера предприятия или размера его инвестиций. С пропорциональной точки зрения это делает нагрузку на предприятия МСБ более высокой, чем на ТНК.

Привлекая инвестиции ТНК следует использовать, как сказано выше, аргументы низких внутренних цен и растущего рынка (как внутри России, так и за рубежом).

Привлекая инвестиции МСБ, необходимо также иметь в виду развитие жизнеспособного сектора обрабатывающей и перерабатывающей промышленности в России. Для создания стимулов, нацеленных на развитие сектора МСБ, важно:

- резервировать в каждой программе, финансируемой из бюджета, квоту для предприятий МСБ;

- создать гарантийный фонд для ПИИ, осуществляемых иностранными предприятиями МСБ;

- стимулировать прямые российские инвестиции в зарубежные малые и средние предприятия в их родных странах с целью последующего прихода этих предприятий в Россию.

Литература

1. Bank for International Settlements // Semi-annual OTC Derivative Statistics. Basel. December 2006.

2. Bank for International Settlements // BIS Quarterly Review, vol.26 (June 2008).

3. Alquist R. and Kilian L. What Do We Learn from the Prices of Crude Oil Futurs // Journal of Applied Econometrics, vol.25, No4, 2010.

4. Davies P. What's the Value of an Energy Economist. Speech delivered to the International Association for Energy Economics. Welinngton, New Zealand, November 2007.

5. Roberts S. and Zalc N. Addressing Market Power in a Small, Isolated, Resource-based Economy: the Case of Steel in South Africa. Centre on Regulation and Competition. 3rd International Conference. 7-9 September 2004.

6. Department of Trade and Industry (DTI), Accelerating Growth and Development — the Contribution of an Integrated Manufacturing Strategy. Pretoria, 2002.

7. Fine B., Rustormjee R. The Political Economy of South Africa // From Mineral-Energy Complex to Industrialization. London, Hurst & Company, 1996.

8. Chandler A., Amatori F., and Hikino T., (Eds). Big Business and the Wealth of Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

9. Ж.Сапир. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. 2004, № 6.

10. Amsden A. The Rise of the “Rest”: Challenge to the West from Late-Industrializing Economies. NY/Oxford: Oxford University Press, 2004.

11. Chang H.J. The Political Economy of Industrial Policy, Macmillan, London, 1995; Rodrik D. Industrial Policy for the Twenty-First Century. John F.Kennedy School of Development, Cambridge (USA), 2004.

12. Rodrik D. The Real Exchange Rate and Economic Growth: Theory and Evidence. Harvard, Cambridhe (USA), mimeo, 2007; Rodrik D., Subramanian A. Why Did Financial Globalization Disappoint? Harvard, Cambridhe (USA), mimeo, 2008.

13. Ostry J.D. and al. Capital Inflows: the Role of Controls, IMF Staff Position Note. SPN/10/04, February 19, 2010, IMF, Washington DC.

14. Sapir J. What Should Russian Monetary Policy Be in Post-Soviet Affairs. Vol.26, No 4, October-December 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.