Научная статья на тему 'Содержательная и методическая стороны подготовки учителя к использованию средств обучения в будущей профессиональной деятельности'

Содержательная и методическая стороны подготовки учителя к использованию средств обучения в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / DIDACTIC SYSTEM / MEANS OF TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS / USING OF MEANS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибун Е. Н.

В работе представлена схема, состоящая из качественной, количественной, сущностной и прикладной сторон изучения студентами педагогического вуза средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе средней школы; охарактеризованы элементы содержания образования, составляющие средства обучения; описана процедура реализации схемы изучения средств обучения студентами педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial AND METHODICAL SIDES IN THE STRUCTURE OF PREPARATION of the teacher FOR USING OF tutorials in THE FUTURE PROFESSIONAL WORK

In the is presented work the scheme consisting of the qualitative, quantitative, intrinsic and applied sides of studying by students of pedagogical high school tutorials and the technique of their using in teaching and educational process of high school; are characterized the elements of the content of the education, making tutorials; is described the procedure of realization of the scheme of studying of tutorials by students of pedagogical high school

Текст научной работы на тему «Содержательная и методическая стороны подготовки учителя к использованию средств обучения в будущей профессиональной деятельности»

УДК 378

Е.Н. Шибун, ассистент каф. физики АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: shen_biysk@mail.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СТОРОНЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе представлена схема, состоящая из качественной, количественной, сущностной и прикладной сторон изучения студентами педагогического вуза средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе средней школы; охарактеризованы элементы содержания образования, составляющие средства обучения; описана процедура реализации схемы изучения средств обучения студентами педагогического вуза.

Ключевые слова: дидактическая система, средства обучения, профессиональная подготовка студентов, использование средств обучения.

Современная школа требует от педагогов специальной подготовки в области использования интерактивных технологий, активных методов обучения, а также разнообразных средств обучения. Одним из компонентов профессиональной подготовки учителя к использованию средств обучения в педагогическом процессе являются предметные знания о средствах обучения и методике их использования в учебновоспитательном процессе.

Рассмотрим, как эта подготовка велась в педагогических вузах на примере физико-математического факультета Бий-ского государственного педагогического института им. В.М. Шукшина.

В прошлых десятилетиях эта подготовка велась в рамках курса «Технические средства обучения» и была ориентирована в основном на техническую составляющую, методике же использования средств обучения в учебном процессе отводилось гораздо меньше времени.

Когда вуз был преобразован в педагогический университет, знания о средствах обучения студенты получали преимущественно в ходе изучении дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения предмету», являвшейся отдельной дидактической единицей дисциплины «Теория и методика обучения предмету».

В настоящее время, после очередного преобразования вуза в академию образования, в ходе подготовки будущих учителей физики на физико-математическом факультете учебная дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения физике» организована таким образом, что студенты изучают средства обучения и методику их использования в учебновоспитательном процессе по схеме, идентичной интегрированной модели учебного знания по физике [1]. Особенностью данной модели является то, что она может за счет своей унифицированной формы, сокращения количества элементов знания, подлежащих усвоению, способствовать эффективности формирования предметных и методологических знаний у студентов.

Схема изучения средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе включает качественный, количественный, сущностный и прикладной блоки. В каждом блоке выделены элементы знаний, описание которых приводится ниже.

Качественный блок состоит из следуютттих элементов:

• восприятие через органы чувств (внешний вид, вес, размеры, шум, запахи и пр.);

• анализ средства обучения (удобство эксплуатации, кем может использоваться и использовалось в учебновоспитательном процессе);

• констатация фактов и высказывание суждений единичного характера о средстве обучения и его использовании в учебно-воспитательном процессе (например, проецирование изображения, создание копии окружающей действительности, запись, воспроизведение, сохранение, изменение различной информации, и пр.; способы использования на лекциях, практических, лабораторных занятиях и пр., при проверке домашнего задания, для организации самостоятельной работы и пр.);

• классификация фактов;

• введение новых понятий (название средства обучения, определения характеристик);

• проведение обобщений (назначение средства обучения, где, когда, зачем использовать в учебно-воспитательном процессе);

• определение условий работы со средством обучения (затемнение, вспомогательные средства и пр.).

Количество и подбор отдельных действий, операций, методических приемов должны быть такими, чтобы на их основе можно было провести классификацию зафиксированных фактов, сделать обобщения и определить условия использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе.

Количественный блок состоит из следуютттих элементов:

• выявление основных эксплуатационных характеристик, влияющих на аудиовизуальное восприятие (фокусировка, разрешение, мощность и расположение динамиков и пр.);

• количественный анализ аудиовизуальной информации для изготовления дидактического материала, т.е. «азбука» представления аудио-, видео-, графического материала (количество объектов, расположение текста, линий, размеры объектов, частота кадра, уровень звука и т.д.);

• цветовое решение (дизайн объектов);

• частота и время использования с учетом возрастных особенностей.

Сутттностный блок использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе предполагает повторное описание фактов о способах использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе, которые были зафиксированы студентами, или подобные им взятые из различных источников информации. Далее следует проектирование (создание) урока и дидактического материла к нему, направленного на проверку следствий, выстроенных на основе выдвинутых гипотез о приемах использования средства обучения, разработанных в соответствии с ними моделей уроков.

Прикладной блок предполагает следуютттие элементы:

• негативное влияние средства обучения на учебновоспитательный процесс и его участников и способы борьбы с ним;

• педагогические возможности применения во внеурочной, внеклассной деятельности (домашний эксперимент, экскурсии, мероприятия, самостоятельная работа, выполнение творческих, проектных заданий и пр.);

• педагогические возможности на интегрированных уроках;

• психолого-педагогические возможности использования на уроках во время пауз или для начала урока (по окончанию урока) и пр.

Данная схема выражает общий подход к изучению и представлению любых средств обучения и их использованию в учебно-воспитательном процессе.

Работа студентов со схемой организуется преподавателем планомерно. Для начала преподаватель на лекционном занятии по дисциплине представляет схему. После чего характе-

ризует каждый входящий в блок элемент и на конкретном примере устно выстраивает схему рассматриваемого средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска и т.п.). Письменный вариант разработанной схемы является образцом для студентов. На следующем практическом (лабораторном) занятии актуализируются знания студентов о структуре схемы и порядке ее заполнения. После чего им предлагается образец краткого устного представления описанного с помощью схемы средства обучения (представление может осуществлять сам преподаватель или использовать видеофрагмент записанного представления хорошо успевающих студентов, причем эту запись студенты могут использовать для репетиции дома). Далее, для работы в группах по 45 человек, студентам предлагается с помощью схемы самостоятельно описать средство обучения, предложенное преподавателем (или по выбору студентов). Для ее построения студенты могут обращаться к информационным источникам (печатные издания, интернет), которые заранее должны быть подготовлены преподавателем, он, в свою очередь, также оказывает необходимую помощь. Дорабатывать тот или иной блок схемы и готовить представление описанного средства обучения студенты могут самостоятельно дома. На последующем занятии представители групп выступают с докладом, который может сопровождаться презентацией или отдельными изображениями об изученном средстве обучения. После чего следует обсуждение и анализ представленного средства обучения и самого выступления.

Профессиональную подготовку учителя к использованию средств обучения в учебно-воспитательном процессе современной школы можно вести по предложенной схеме не только в рамках специальной дисциплины одним преподавателем. Во главе с координатором группа преподавателей с помощью учебно-вспомогательного персонала (инженеры, лаборанты) может организовывать педагогический процесс, основанный на целенаправленной, поэтапной, совместной деятельности его участников в течение всего периода обучения на всех видах учебных занятий, предусматривающих необходимость и возможность использования различных средств обучения в модельном и реальном педагогическом процессе [2].

На качественном уровне изучение средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе можно вести на первом, втором курсах при обучении общепедагогическим дисциплинам. Студенты, наблюдая за деятельностью преподавателей, будут накапливать отдельные факты, касающиеся средств обучения и их использования на разных видах и этапах занятий. При этом преподавателям необходимо акцентировать внимание на используемых ими средствах обучения (название, основные характеристики, вспомогательные средства и пр.) в виде комментария. Одно из занятий или его часть нужно посвятить классификации собранных студентами фактов использования тех или иных средств обучения в учебно-воспитательном процессе.

Так, например, на занятиях по педагогике студентов знакомят с понятием средств обучения, их видами, функциями в учебно-воспитательном процессе, а также обозначают их роль и место в дидактической системе, знакомят с общими приемами использования разных видов средств обучения в педагогическом процессе. На дисциплине «Информатика» студенты

Библиографический список

накапливают предметные знания о программном и аппаратном обеспечении компьютера, а также в ходе лабораторных занятий они формируют практические умения работы с разнообразными программными средствами.

Далее изучение студентами средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе ведется в ходе деятельности преподавателей, направленной на демонстрацию и обсуждение дидактических материалов, изготовленных ими или другими педагогами, с точки зрения количественного анализа. Здесь же организуется обсуждение основных эксплуатационных характеристик, влияющих на восприятие, санитарно-гигиенических требований и требований безопасности при работе со средствами обучения.

Организовать такую деятельность можно также на младших курсах в ходе преподавания любых предметов в виде кратких отступлений, примеров, образцов. Например, в курсе «Психология» студентам разъясняются особенности восприятия информации человеком в процессе его познавательной деятельности. Для иллюстрации своих объяснений преподаватель активно использует разнообразные средства обучения и у него есть полная возможность для проведения обозначенной выше работы. Другой пример. В ходе практических (семинарских) занятий по информатике обсуждаются не только вопросы предметного характера, но и вопросы, связанные с достоинствами и недостатками различных программных средств, а также требованиями к их разработке.

Сущностный аспект изучения студентами средств обучения и их использования в учебно-воспитательном процессе можно реализовывать на третьем, четвертом курсах, например, на дисциплинах, касающихся методики обучения предмету. При рассмотрении методики обучения предмету на общем и частном уровнях, указывается значение каждого элемента дидактической системы, в том числе и средств обучения для изучаемого предмета. Студенты проектируют конкретные уроки по предмету, для этого преподаватели организуют условия, наиболее приближенные к реальному педагогическому процессу, используя для этого разнообразные средства обучения. На педагогических практиках студенты отрабатывают практические умения проводить уроки в соответствии с теми условиями, которые имеются в школе, при этом проявляя свои творческие способности.

Прикладной аспект изучения студентами средств обучения и их использования в учебно-воспитательном процессе может быть реализован в курсе дисциплин на старших курсах, а также во время работы над курсовыми и дипломным проектами при разработке уроков и воспитательных мероприятий по предмету. Немаловажное значение имеет умение работать со средствами обучения и для организации своей научной деятельности, и для создания конкретных образовательных продуктов. При этом студенты должны воспользоваться теми знаниями, умениями и навыками, которые они получили в процессе изучения различных дисциплин.

Получив вышеописанный опыт работы по изучению средства обучения и его использования в учебновоспитательном процессе, учитель в дальнейшем может таким же образом знакомиться с новым для него средством обучения, обретая разносторонние знания о нем.

1. Шаповалов, А.А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики. - Барнаул: Издательство БГПУ, 1999.

2. Шибун, Е.Н. Некоторые аспекты подготовки учителя современной школы к использованию средств обучения // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: РМНКО. - 2010. - №4 (23).

Статья поступила в редакцию 10. 02.11

Bibliography

1. Shapovalov, A.A. Constructive-projective activity in structure of professional training of the teacher of physics. - Barnaul. Publishing house BSPU, 1999.

2. Shibun, E.N. Some aspects of preparation of the teacher of modern school to using of tutorials // The world of science, culture, education. - Gorno-Altaysk: RMNKO. - 2010. - №4 (23).

Article Submitted 10.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.