Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки учителя современной школы к использованию средств обучения'

Некоторые аспекты подготовки учителя современной школы к использованию средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ФУНКЦИИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / DIDACTIC SYSTEM / MEANS OF TRAINING / TRAINING METHODS / PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS / FUNCTIONS / USING OF MEANS OF TRAINING / ELEMENTS OF THE CONTENT OF THE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибун Е. Н.

В работе описана организация в педагогическом вузе процесса подготовки учителя к использованию средств обучения в современной школе, в основе которой лежит целенаправленная, поэтапная, совместная деятельность участников педагогического процесса, определены их функции, охарактеризованы этапы этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MODERN SCHOOL TEACHER'S PREPARATION FOR USING OF MEANS OF TRAINING

There is a description of the organisation in the pedagogical institute of the process of the teacher's preparation for using of means of training in the modern school in this work. The purposeful, stage-bystage, joint activity of the participants of the pedagogical process underlies this organisation. Besides the stages of this activity are characterized and the functions of the participants of the pedagogical process are defined in this work.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки учителя современной школы к использованию средств обучения»

ков. Иными словами, это набор профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих содержание образования и способствующих становлению профессиональной компетентности будущего учителя. Компетентность - это сплав личностных характеристик специалиста и набора профессиональных компетенций.

Таким образом, под профессиональной компетентностью будущего педагога понимается интегральная характеристика, включающая профессионально-педагогические компетенции и профессионально значимые качества личности, обеспечивающие готовность выпускника к профессиональной деятельности и дальнейший профессиональный рост.

Библиографический список

1. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Изд. Центр " Академия", 2008.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

3. Oxford advanced learner's dictionary. A.S. Hornby. Oxford University Press, 2005.

4. Толковый словарь русского языка: в 3т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ООО "Издательство Апрель", ООО "Издательство АСТ", 2000. - Т.1.

5. Коджаспирова, ГМ. Словарь по педагогике / ГМ. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: "МарТ", 2005.

6. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд - во МГУ, 2003.

7. Хуторской, А.В. Современная дидактика. - М.: Высш. шк., 2007.

8. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10.

9. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., "Когито - Центр", 2002.

10. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. Шк., 1990.

11. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1993.

12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школьная пресса, 2002.

13. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно - модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - № 2.

14. Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. - Красноярск: КрасГу, 1998.

15. Веденский, В.Н. Модель профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10.

16. Проблемы качества образования. Компетентность человека - новое качество результата образования // Материалы XIII Всероссийского совещания. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн. 2.

17. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

18. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

19. Татур, Ю.Г Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

20. Ларионова, О.Г Компетентность - основа контекстного обучения // Высшее образование в России. - 2005. - № 10.

21. Торхова, А.В. Становление индивидуального стиля деятельности будущих учителей // Педагогика. - 2006. - № 8.

22. Горюнова, Е.Р Формирование профессиональной компетентности / Е.Р Горюнова, И.В. Жуков, С.А. Хачкинаян // Аккредитация в образовании. - 2007. - июль.

Статья поступила в редакцию 21.08.10

УДК 378

Е.Н. Шибун, ассистент кафедры физики АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: shen_biysk@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В работе описана организация в педагогическом вузе процесса подготовки учителя к использованию средств обучения в современной школе, в основе которой лежит целенаправленная, поэтапная, совместная деятельность участников педагогического процесса, определены их функции, охарактеризованы этапы этой деятельности.

Ключевые слова: дидактическая система, средства обучения, методы обучения, профессиональная подготовка студентов, функции, использование средств обучения, элементы содержания образования.

Для школы на любом этапе ее существования являются актуальными задачи активизации познавательной деятельности учеников, формирования у них глубоких и прочных знаний, предполагающих усвоение школьниками всех элементов содержания образования, развития их творческих способностей, воспитания здорового подрастающего поколения и т.п. Изменения, происходящие в современном обществе, отражающиеся в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании, определяют направление поиска решения этих задач. Успешное их решение зависит от многих факторов, в том числе от профессионально-педагогических знаний, общепедагогических навыков и умений учителя. Они проявляются в оптимальном выборе учителем технологии обучения, его способности ориентироваться на личностные характеристики ученика и учитывать их в учебно-воспитательном процессе, организации учебной деятельности с использованием активных методов обучения, таких как методы проблемного, программированного, интерактивного (коммуникативного) обучения [1]. Важными являют-

ся умения учителя сочетать комплекс образовательных, развивающих и воспитательных целей, отбирать соответствующее им содержание образования, выбирать оптимальные методы и формы обучения, приспосабливать хорошо известные методы обучения к современным условиям, а также подбирать средства обучения. В частности, многое зависит от того, насколько учитель методически грамотно может использовать в своей работе средства обучения.

Поскольку средства обучения являются одним из классических элементов любой дидактической системы, они остаются в центре внимания исследователей. Средствами обучения называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно [2]. Ввиду многообразия средств обучения существуют разные подходы к их классификации [2; 3; 4], но каждый из них так или иначе выделяет группу технических средств обучения. Как правило, под этим понятием в самом общем виде подразумевается совокупность аппаратных устройств и дидактических (программных) средств. В двад-

цатом веке подготовка учителя-предметника была ориентирована в основном на освоение им аппаратных средств обучения. В связи с разительными изменениями, произошедшими за последние 10 - 15 лет в самих средствах обучения, такая подготовка становится нецелесообразной. Учителю не обязательно быть знатоком в технической составляющей средств обучения. Выступая грамотным пользователем этих средств, он должен уметь отбирать, создавать и методически грамотно применять программные средства обучения. Исходя из этих позиций, как показывает анализ исследований в области средств обучения и методики их использования в педагогическом процессе [5; 6; 7; 8], недостаточно разработанной является проблема профессиональной подготовки учителя к использованию средств обучения в педагогическом процессе современной школы.

Одним из способов решения этой проблемы может быть организация такого педагогического процесса в педвузе, в котором подготовка учителя к использованию средств обучения в современной школе осуществляется на основе целенаправленной, поэтапной, совместной деятельности его участников в течение всего периода обучения на всех видах учебных занятий, предусматривающих необходимость и возможность использования различных средств обучения в модельном и реальном педагогическом процессе.

Целенаправленная деятельность предполагает наличие определенной цели у всех участников педагогического процесса: подготовить учителя к целесообразному использованию средств обучения в педагогическом процессе современной школы. Процесс подготовки учителя - это процесс его обучения в данном направлении, при котором должны "обеспечиваться все способы и уровни усвоения всех элементов содержания образования" [9, с. 94] (знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственный опыт). Поэтапность педагогического процесса выражается в движении от показа, предъявления образцов преподавателями, к их репродукции (воспроизведению) студентами, а от них к эвристике (совместной деятельности преподавателя и студентов по решению, задач, основанных на проблемных ситуациях), самостоятельности (творческому поиску) студентов. Совместная деятельность охватывает всех участников педагогического процесса, а не только отдельного преподавателя и студентов. Этими участниками являются: преподаватели (ассистенты, старшие преподаватели, доценты, профессора), студенты, учебно-вспомогательный персонал, координатор. Следует заметить, что преподаватели, принимающие участие в реализации такого педагогического процесса, независимо от того, какие дисциплины ведут и на какой кафедре работают, должны быть, прежде всего, заинтересованы в организации активной учебной деятельности студентов с использованием средств обучения. Учебно-вспомогательный персонал (инженеры, лаборанты), точнее, некоторые его представители, должны быть коммуникабельными, открытыми для оказания помощи остальным участникам в технической области (настроить мультимедийный проектор, отладить презентацию, произвести монтаж видеофильма и т.п.). Координатор является "ядром" всего рассматриваемого педагогического процесса, его инициатором, информирует всех участников, оказывает всестороннюю помощь (выполняет роль фасилитатора).

Для каждого участника педагогического процесса определены его основные и дополнительные функции, которые он реализует в образовательном процессе. Преподаватели реализуют основную функцию - обучение. Дополнительная функция определяется спецификой педагогического вуза, где деятельность каждого преподавателя выступает в качестве объекта педагогического анализа для студентов, как будущих педагогов. В качестве основной функции студента выступает то, что он является объектом обучения. В связи с этим при использовании средств обучения студент получает знания предметного характера, у него формируются умения применять эти знания. С другой стороны, он учится использовать средства обучения и реализовывать в педагогическом процессе те же функции, что и обучающий его преподаватель. Учебно-вспомогательный персонал, в силу

должностных обязанностей и обладания достаточно глубокими знаниями о техническом устройстве различных средств обучения, их программном обеспечении, а также владения знаниями о требованиях к созданию и использованию образовательных ресурсов, помогает преподавателю их разработать, а также организует подготовку, установку и обеспечение работоспособности средств обучения на занятиях у преподавателей. Кроме того, эта группа оказывает консультационную помощь студентам. Координатор педагогического процесса регулирует (координирует) деятельность каждого его участника, обеспечивает его необходимыми материалами, и вместе с тем, выполняет дополнительную для него функцию преподавателя, т.е. он также осуществляет процесс обучения. Это обучение осуществляется в рамках тех дисциплин, которые им ведутся. Это может быть любая дисциплина из образовательной области учебного плана или же дисциплина "Аудиовизуальные технологии обучения предмету". Она является одной из дидактических единиц более крупной дисциплины "Теория и методика обучения предмету", которая входит в блок общепедагогических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования 2005 года.

Для того, чтобы подготовка учителя к использованию средств обучения в современной школе была более эффективной, необходимо задействовать все функции участников педагогического процесса и наладить четкую взаимосвязь между ними.

Кроме того, этот педагогический процесс предполагает реализацию двух взаимосвязанных функций средств обучения. Одна функция средств обучения состоит в информационно-наглядной поддержке педагогического процесса, другая состоит в том, что средства обучения являются объектом изучения.

Как отмечалось выше, деятельность участников педагогического процесса по подготовке учителей к использованию средств обучения в современной школе является целенаправленной, совместной и поэтапной. Характеристика этих этапов приводится ниже.

Важно отметить, что координатор заранее проводит консультации, инструктаж с каждым преподавателем заинтересованной группы, с каждым членом учебно-вспомогательного персонала по организации такого педагогического процесса в вузе и обеспечивает их необходимыми учебно-методическими материалами.

Этап 1. П (показ)

Преподаватель, обеспечивая средствами обучения процесс преподавания своей дисциплины, реализует их основную функцию - информационно-наглядную, а демонстрируя способы (приемы) использования средств обучения на занятиях по преподаваемой дисциплине обеспечивает реализацию дополнительной функции - объекта изучения.

Студент, путем высказывания мнений о личностном восприятии информации, предъявленной преподавателем, оказывает содействие преподавателю, координатору. Вместе с тем он получает знания о средствах обучения (виды, функции, характеристики и т.п.), накапливает опыт их использования, наблюдая за деятельностью разных преподавателей на разных дисциплинах, и может фиксировать результаты своих наблюдений в специальной тетради для их дальнейшего анализа.

Учебно-вспомогательный персонал обеспечивает работоспособность средств обучения, используемых преподавателями на учебных дисциплинах. В силу своих возможностей создает необходимые, соответствующие требованиям, условия их использования. По просьбе преподавателя создает необходимые учебно-методические материалы, соответствующие дидактическим принципам.

Координатор организует взаимодействие участников педагогического процесса, обеспечивает их необходимыми материалами. Вместе с тем, координатор, так же как и преподаватель, реализует информационно-наглядную функцию средств обучения на своих дисциплинах. На занятиях по дисциплине "Аудиовизуальные технологии обучения предмету" он реализует и вторую функцию средств обучения, представляя их в качестве объекта изучения.

Этап 2. О (образец)

Преподаватель предъявляет образцы своей педагогической деятельности по использованию средств обучения, а также образцы созданных (или подобранных из источников информации) дидактических материалов. Делает к этому краткий комментарий, обращает внимание на то, как не нужно их использовать. Дает возможность студентам высказать мнение о его деятельности и представленных им материалах.

Студент анализирует предъявленные преподавателем образцы деятельности по использованию дидактических материалов, предъявленных с помощью аппаратных средств обучения.

Учебно-вспомогательный персонал осуществляет консультативную помощь преподавателям в создании дидактических материалов и их представлении с использованием аппаратных средств обучения. Обеспечивает необходимые условия для использования средств обучения.

Координатор регулирует деятельность участников педагогического процесса по созданию и предъявлению образцов, сам осуществляет процесс обучения. Анализирует созданные (подобранные в источниках информации) дидактические материалы, при необходимости корректирует их. На своих дисциплинах он также предъявляет образцы дидактических (программных) материалов, представляет требования к их созданию. Проводит контроль. Одним из способов осуществления контроля на этом этапе может быть сбор суждений студентов о средствах обучения и их использовании в педагогическом процессе, с последующим расчетом коэффициентов полноты выполненных заданий. Анализирует полученные результаты.

Этап 3. Р (репродукция)

Преподаватель организует деятельность студентов по созданию дидактических материалов в рамках тем дисциплины, аналогичных предъявленным образцам. Выделяет время на своей дисциплине для представления репродуктивной деятельности студентов по использованию аппаратных средств обучения и предъявляемых с их помощью дидактических материалов.

Студент разрабатывает дидактические материалы к теме дисциплины по образцу, который представил ранее преподаватель. Воспроизводит деятельность преподавателя по использованию конкретного средства обучения в рамках конкретной темы учебной дисциплины.

Учебно-вспомогательный персонал осуществляет консультативную помощь студентам в создании дидактических материалов и использовании средств обучения для их предъявления.

Координатор следит за выполнением этого этапа преподавателями, организует на своих занятиях мини-выступления студентов, фиксирует их на цифровую видеокамеру. Осуществляет контроль со стороны студентов путем проведения ими самоанализа своей деятельности. Анализирует, сравнивает и в дальнейшем обсуждает с преподавателями результаты их деятельности.

Этап 4. Э (эвристика)

Преподаватель организует частично-поисковую деятельность студентов по анализу и обсуждению разнообразных дидактических материалов и использованию аппаратных и программных средств для создания и предъявления материалов. Анализируются созданные школьными учителями и самими сту-Библиографический список

дентами ресурсы для уроков в период прохождения ими педагогической практики. Подвергаются анализу и фрагменты уроков (занятий в вузе). При необходимости могут быть организованы модельные проблемные ситуации.

Студент принимает активное участие в обсуждении, решает задачи, основанные на проблемных ситуациях.

Учебно-вспомогательный персонал оказывает помощь в создании и/или поиске необходимых видеоматериалов.

Координатор при необходимости решает организационные и другие вопросы, продолжает процесс обучения в рамках своих дисциплин. Проводит контроль. В качестве заданий студентам предлагается сделать анализ дидактического (программного) средства, предложенного преподавателем, на предмет соответствия его дидактическим принципам и требованиям к построению; произвести анализ условий, в которых проводятся занятия (уроки) с использованием аппаратных средств обучения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности при работе с аппаратными средствами обучения (преподаватель предлагает рассмотреть условия определенной аудитории факультета или кабинета в школе); проанализировать деятельность преподавателя (учителя) с точки зрения методики использования им средств обучения (эта деятельность может быть как реальной, так и смоделированной, представленной с помощью видеофрагмента). Полученные результаты обрабатываются с помощью методики расчета коэффициентов полноты выполнения заданий, определяются уровни знаний студентов в области средств обучения и их использования в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Этап 5. С (самостоятельность)

Преподаватель организует самостоятельную творческую деятельность студентов, предлагая им готовые нестандартные задания, или в период педагогической практики, давая задание создать ресурсы для уроков в школе. Для реализации этого этапа могут быть использованы такие виды деятельности студентов как создание курсового и дипломного проекта.

Студент апробирует в реальном или модельном педагогическом процессе созданные им материалы и производит самоанализ своей деятельности.

Учебно-вспомогательный персонал оказывает необходимые преподавателям и студентам консультации.

Координатор отслеживает деятельность преподавателей и студентов. Определяет уровень творческих умений студентов по определенным критериям, исходя из анализа сделанных видеозаписей, на которых студенты представляли своих уроки или их фрагменты. Осуществляет анализ выполнения этого этапа. Проводит итоговую срезовую работу среди студентов по выявлению предметных, методологических знаний, а также включает задание, подобное заданию второго этапа. Осуществляет анализ всей работы в целом, обсуждает его со всеми участниками педагогического процесса, намечает пути усовершенствования.

Таким образом, представлен общий подход подготовки учителя к использованию средств обучения в современной школе в результате целенаправленной, поэтапной, совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

2. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

3. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера; Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989.

4. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

5. Шахмаев, Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1973.

6. Коджаспирова, ГМ. Технические средства обучения и методика их использования: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / ГМ. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

7. Технические средства обучения в средней школе / Л.П. Прессман; под ред. Л.П. Прессмана. - М.: Педагогика, 1972.

8. Карпов, ГВ. Технические средства обучения: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / ГВ. Карпов, В.А. Романин. -М.: Просвещение, 1979.

9. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

Статья поступила в редакцию 07.07.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.