Пузиков О. П.
СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Современные тенденции развития военно-профессионального
образования определяют новые, достаточно высокие ориентиры в повышении эффективности профессиональной деятельности выпускников военных вузов. Потребность в осуществлении качественной подготовки в военном вузе курсантов, обладающих знаниями, умениями, необходимыми личностными качествами, способствующими выполнению командно-управленческой деятельности, определяют разработку системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза обусловлено социальным заказом, острой потребностью теории и практики военно-профессионального образования.
К компонентам системы формирования управленческо-прогностической компетенции, приводящим к результату, мы отнесли мотивационно-целевой, программно-технологический, информационно-аналитический, контрольно-диагностический и регулятивно-корректирующий. Каждый компонент решает специфическую цель, а совокупность целей всех компонентов позволяют решить генеральную цель -сформировать управленческо-прогностическую компетенцию курсантов военного вуза. При этом каждый компонент системы обладает собственной функциональной нагрузкой, внутренней завершенностью и логикой, а также внешними связями с остальными компонентами, дополняя и усиливая продвижение к результату функционирования системы.
Мотивационно-целевой компонент обеспечивает создание мотивационно-стимулирующей среды в образовательном процессе военного вуза, приводящей к осознанию мотивов и целей формирования управленческо-прогностической компетенции. Результатом компонента является мотивация достижения успеха как осознанная потребность быть
успешным руководителем, способным предвидеть и прогнозировать ситуации. Функции компонента: актуализационная, связанная с актуализацией научно-теоретических предпосылок формирования управленческо-прогностической компетенции, и побудительная, связанная с обеспечением формирования мотивов достижения успеха у курсантов.
Мотивационно-целевой компонент
Функции: актуализационная, побудительная
Задачи
актуализация процессов возникновения, осмысления и закреплений у курсантов потребностей, мотивов и целей 2 Стимулирование целеполагания, предвидения и осмысления желаемого результата деятельности
Формы: акутализационные (практика, самостоятельная научная работа, временные научные коллективы); побудительные (совместное творчество, тактико-специальные учения, игры)
Методы: убеждение, пример, разъяснение, личный пример, создание проблемно-поисковых ситуаций, демонстрация видеоэпизодов; анализ специально-профессиональной литературы и др.
Средства: видеофильмы, Интернет-сайты, реальная тактическая ситуация, учебно-методические пособия и др.
Мероприятия
Организация встреч с действующими командирами войсковых подразделений Аналитический просмотр художественных фильмов по проблеме Ознакомление с традициями военной службы (музей вуза, передвижные стенды) Решение управленческо-прогностических задач в реальных условиях
Рис. 1. Структура и содержательное наполнение мотивационно-целевого компонента
Задачи компонента: 1) актуализация процессов возникновения, осмысления и закреплений у курсантов потребностей, мотивов и целей; 2) стимулирование целеполагания, предвидения и осмысления желаемого результата деятельности. На рисунке 1 представлена структура и содержательное наполнение мотивационно-целевого компонента. Основным результатом является устойчивая мотивация достижения успеха у курсантов, которая выражается в наличии мотивов и цели формирования управленческо-прогностической компетенции, обоснованных задач и конкретных мероприятий по их достижению.
Программно-технологический компонент заключается в реализации программы формирования управленческо-прогностической компетенции,
включающей в себя технологию достижения цели в образовательном процессе военного вуза.
Функции: организационная, регламентирующая
Задача 1: обеспечение порядка достижения цели, последовательности этапов, программно-методического сопровождения Задача 2: организация процесса достижения цели функционирования системы
Блок 1
Ж
Блок 2
К
Формирование ценностно-смыслового отношения к деятельности управления и
прогнозирования
^^ ^^ —
Теоретическая подготовка курсантов
Блок 3
Практическая подготовка курсантов
Блок 4
зщ
Самостоятельная работа курсантов
Блок 5
Контроль и оценка сформированности компонентов компетенции
I____________________________________________1.
Когнитивно-смысловой компонент Деятельностно-проектировочный компонент Личнотсно-конативный компонент
Результат: управленческО-Прогностическая компетенция
Рис. 2. Структура и наполнение программно-технологического компонента
Результатом функционирования компонента являются сформированные компоненты управленческо-прогностической компетенции, выражающиеся в совокупности знаний, умений и опыта владения.
На рисунке 2 представлены структура и содержательное наполнение программно-технологического компонента.
Функции программно-технологического компонента: организационная -организация процесса достижения цели функционирования системы; регламентирующая - обеспечение порядка достижения цели, соблюдения последовательности этапов, применения форм, методов и средств. Задачи
компонента: 1) обеспечение порядка достижения цели, последовательности этапов, программно-методического сопровождения; 2) организация процесса достижения цели функционирования системы
Наполнение программно-технологического компонента заключается в организации достижения цели посредством программы и реализации технологии достижения цели. При разработке программы и ее содержания учитывались структура и содержание управленческо-прогностической компетенции, специфика образовательного процесса военного вуза нормативные требования к методическому обеспечению подготовки военнослужащих.
В основу программы положена технология достижения цели -формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза. Теоретической основой технологии стали труды В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Г.К. Селевко и др. на основании которых технология формирования представляется как система последовательно реализуемых блоков программы:
первый блок - формирование ценностно-смыслового отношения к деятельности управления и прогнозирования - акцентируется внимание на взаимосвязь управления и прогнозирования, выявление их влияния на эффективность профессиональной деятельности, происходит целенаправленное наблюдение в командно-штабной работе, проводится работа по выработке убеждения в применении приемов прогнозирования развития ситуации и поведения людей, формируется мотивация достижения успеха;
второй блок - теоретическая подготовка курсантов - происходит формирование знаний основ поиска, анализа и отбора информации, выделения главного и второстепенного, знание современных концепций и теорий управления, основ схематизации управления, моделирования ситуации, вариантов принятия решения, способов самооценки, самоанализа, развивается мотивация достижения успеха;
третий блок - практическая подготовка курсантов - формируются умения создавать положительную мотивацию, осуществлять целеполагание, планировать деятельность, обеспечивать ресурсами достижения цели, отрабатываются навыки поиска, отбора и анализа информации, осваиваются способы принятия решений, разрешения конфликтных ситуаций, проектировать варианты развития ситуаций, прогнозировать промежуточные и итоговые результаты, формируется эмоциональная стабильность;
четвертый блок - самостоятельная работа курсантов - формируются и закрепляются умения контролировать деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию, оценивать эффективность и адекватность принятых решений, формируется самостоятельность в принятии решений;
пятый блок - контроль и оценка сформированности компонентов компетенции - происходит сопоставление достигнутых результатов с критериями управленческо-прогностической компетенции, дается им оценка и выявляется уровень, формируется критичность (адекватность самооценки).
Таким образом, программно-технологический блок воплощает в себе непосредственно формирующую работу на основе технологии, включающей реализацию пяти блоков, направленных на формирование каждого компонента управленческо-прогностической компетенции курсантов.
Информационно-аналитический компонент заключается в актуализации, обновлении и поддержании информационно-аналитической среды в учебном процессе военного вуза.
На рисунке 3 представлена схема информационно-аналитического компонента системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза. Функции компонента -актуализирующая, связанная с подбором и предоставления актуальной информации по проблеме формирования управленческо-прогностической компетенции, и обогащающая, направленная на обновление информации по проблеме управления и прогнозирования. Задачи: 1) использование и периодическое обновление базы данных на внутренних Интернет-ресурсах
военного вуза; 2) включение в программы учебных дисциплин управленческого содержания заданий на систематизацию информации.
Информационно-аналитический компонент
ЭТ \ Входящая
нк—т
Анализ и1
\
-^ - Ю Щ
\ Размещение НО предоставление
! базы данных 'н!,
1,1---1 / 111---1,1---информации " ✓ 1/ V 1/ и V V ч
Нормативно-правовые документы; методические рекомендации, учебные пособия, научные исследования Составление картотеки, техническая поддержка в обработке информации, отбор актуальной информации Библиотека, фонды Интернет-ресурсов, электронные носители, музей вуза
\
/ /_
1/
информации
Открытое Интернет-
пространство; интрасеть, wi-fi -зоны
ч __ /'
- - .. - -- ,.
Проведение выставок, презентаций, конференций, семинаров
Обновление научно-исследовательской деятельности курсантов
Базы данных для аналитической, прогностической деятельности
курсантов
Разработка заданий на систематизацию информации для дисциплин профессионального цикла
Стендовая информация, музейные комплексы
I ч.
Рис. 3. Информационно-аналитический компонент системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза
Основу функционирования информационно-аналитического компонента образует логика движения информации: ее поступление извне (нормативно-правовые документы, методические рекомендации, учебные пособия, научные исследования), далее происходит ее анализ (составление картотеки, техническая обработка, отбор актуальной, второстепенной информации), размещение в базы данных (библиотека вуза, фонды Интернет-ресурсов, запись на электронные носители, передача в музей вуза) и предоставление информации (открытие доступа на Интернет-портале, в интрасети вуза, образование wi-fi зон для актуальной работы курсантов и преподавателей, проведение выставок, презентаций, конференций, семинаров, размещение информации на стендах вуза, в музейных комплексах, боевых листках взводов и т.п.).
Вся информация, поступившая и проанализированная, становится основой для обновления научно-исследовательской деятельности курсантов, образует базу данных для аналитической и прогностической деятельности, а также для разработки заданий на систематизацию информации дисциплин профессионального цикла.
Контрольно-диагностический компонент направлен на обеспечение управляемости процессом формирования управленческо-прогностической компетенции, проведения контроля и оценки достижений каждого курсанта.
На рисунке 4 представлена структура и содержательное наполнение контрольно-диагностического компонента.
Контрольно-диагностический компонент
Функции: диагностическая; контролирующая
Диагностические мероприятия
Подбор методов Обеспечение средствами Показатели Уровни
дагнятиш: диа1 нос1ики ' ДГКП ТП Г\-ГГГ1\Г1 компетенции кйМПйтВДШ
пжшойчешое ?»андарймрошны& ■-ШИМнйг- Низкий
тесиршний, ШйШойчииечейЫ!, «ЫШоШй Базовый
шяшрвмойр», набяЮденив>1{гд®1 шяы1эк8йеряны?хояейййб, компьютерное ■■дашьшешг-теоживовочныйт
оепеченже ■личШеЩйг-
кййЙЯИЙЙЫ®
\
Контролирующие мероприятия
Анализ результатов диагностики '
Сопоставление результатов с уровневыми значениями
Распределение результатов ► по уровневой шкале -
ООценка уровня сформированности компетенции
проведением контроля полученных результатов относительно критериев и уровней формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза. Задачи компонента: 1) сопоставление
промежуточных и итоговых результатов-достижений с нормативно заданными; 2) контроль состояния и функционирования системы по достижению цели и выполнению задач.
Диагностика и контроль формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза осуществляется одновременным выполнением диагностики, сопоставления результатов с уровневыми значениями, распределения курсантов по уровням сформированности управленческо-прогностической компетенции и принятием решения о проведении корректирующих мероприятий.
Полученные в ходе контрольно-диагностических мероприятий данные сопоставляются с уровнями сформированности управленческо-прогностической компетенции, и курсант определяется в соответствующую группу. Наличие групп с разными уровнями результатов дают возможность принять решение о проведении корректирующих мероприятий и регулирования процесса формирования.
Регулятивно-корректирующий компонент
Задача 1: осуществление Задача 2:
воздействий по приведению к 4__. корректировка
установленным программным промежуточных и
требованиям процесса итогового результатов
формирования в соответствии с
^критериями
ь„-=ткемнетенци» ■
Установление причинно-следственных связей в результатах управленческо-прогностической компетенции, проблемных моментов
Разработка способов корректирующих действий и их реализация в образовательном
процессе военного вуза
Оказание поддержки преподавателям и курсантам по коррекции и оценке управленческо-прогностической компетенции
;я в вочных
действий.
Функции компонента: регулирующая, направленная на регулирование процесса формирования управленческо-прогностической компетенции, согласования всех формирующих действий, разбор трудностей и их преодоление, обеспечение связи функционирования всех компонентов системы; корректирующая, связанная с осуществлением корректировки хода формирования и его результатов. Задачи: 1) осуществление воздействий по приведению к установленным программным требованиям процесса формирования; 2) корректировка промежуточных и итогового результатов в соответствии с критериями компетенции. На рисунке 5 представлена структура и наполнение регулятивно-корректирующего компонента.
Социальный заказ
"X
! « « к
о ч ^ о ^ (1} ^ о
«
<и
а
3 (Я В
Я И
<и
и О ^ 3 Й Н ° о з Е
а«
я <и « о
¡я 2 § § ^к а я
я 8 и Пр « Ь «« бо
о г <и д о Й Р и о и
Ви н о У С
V ц В о ^ о !? В !»
Цель: сформировать упр;
Структурно-содержательное управленческо-прогностической " р ■
компетенции "т~Ь/
курсантов военного вуза
1 В й я о
. , „ 0> (и ^ ^ но« Й и Й
й
ю о
И
о
я г
и о
ц - н
а о н
з к е
и с о
л е в
а е р ч н е в о т
н X ф л в а р н а с р
о п у
с у к
я и
о и и
нсси ц
>5 а н
г и ф со о р си т е
т и г
м
О р о
о к
о е фнч йеск
X 1? ы м о к с
—о X Т а р ч и
& £ & г о р п т с о н г о
С р п
ьные С ВВО
У
Содержание профессиональной подготовки курсанта военного вуза
Е
■д "
прогностическую компетенцию курсантов военшого вуза
Информационно-аналитический
компонент: обеспечение информационно-аналитической среды в учебном процессе военного вуза
Г ■
Системный подход
Программно-целевой подход
Компетентност-ный подход
1.
Контрол ьно-диа гностический
компонент: непрерывное осуществление контрольно-диагностических мероприятий по изучению хода и результатов формирования управленческо-
Регулятивно-корректирующий компонент:оперативная разработка и выполнение регулятивно-корректировочных действий
Р
ЕГ о
Е К
О О
^ а и
»о >>
О §
Д о Л О
5 ® к 3
о л К Ю о о о о и
о Й
л Й
§1
« В и 3 С о
П *
5
Й
£ О о
млс Й и у
О Й о
Н 5
о чд ¥ о и П
и
и Ь В >К 5 ®
3 о С и
б Р я
т И
а я л
¡в ^
I I £
§ я л я
к ж
I
к
У
Ж £
Ч
Рис. у. '-Система -формирования--правле| ко-про —ретич
Педагогические условия эф фективности функционирования системы: использование SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин базовой части; педагогическое сопровождение развития лидерских качеств у курсантов; имитация в образовательном процессе ситуаций «риска»
скои компетенции
Результат: управленческо-прогностическая компетенция курсантов военного вуза
Особенностью реализации компонента является оперативная работа по улучшению формирования управленческо-прогностической компетенции в образовательном процессе военного вуза. В процедуры функционирования компонента входят установление причинно-следственных связей в результатах управленческо-прогностической компетенции, проблемных моментов, разработка способов корректирующих действий и их реализация в образовательном процессе военного вуза, оказание поддержки преподавателям и курсантам по коррекции и оценке управленческо-прогностической компетенции. Все эти процедуры приводят к достижению результата - сформированной управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза.
Выполнение корректировочных мероприятий проводится на основе выяснения причины, вызвавших затруднение: консультативная поддержка в случае затруднений теоретического характера, формирующе-корректировочные воздействия - в случае затруднений практического характера, групповые разборы проблемы - в случае типичных ошибок в выполнении заданий в профессиональной подготовке курсанта.
Таким образом, система формирования управленческо-прогностической компетенции включает в себя мотивационно-целевой, программно-технологический, информационно-аналитический, контрольно-
диагностический и регулятивно-корректирующий компоненты (рис. 6) . Мотивационно-целевой компонент заключается в создании мотивационно-стимулирующей среды в образовательном процессе военного вуза, приводящей к осознанию мотивов и целей формирования управленческо-прогностической компетенции. Программно-технологический компонент состоит в реализации программы формирования управленческо-прогностической компетенции, включающей в себя технологию достижения цели в образовательном процессе военного вуза. Информационно-аналитический компонент обеспечивает актуализацию, обновление и поддержание информационно-аналитической среды в учебном процессе
военного вуза. Контрольно-диагностический компонент направлен на обеспечение управляемости процессом формирования управленческо-прогностической компетенции, проведения контроля и оценки достижений каждого курсанта. Регулятивно-корректирующий компонент заключается в оперативной разработке и выполнении регулятивно-корректировочных действий.
Литература:
1. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 271 с.Долгова, В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании [Текст] / В. И. Долгова. - М.: КДУ, 227 с.
2. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательство «Академия», 2005. - 226 с.
3. Панченко В. М. Теория систем. Методологические основы [Текст] / В. М. Панченко. - М.: МИРЭА, 1999. - 96 с.
4. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст] / Н. В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -2012. - № 15 - С. 34-36.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006. -576 с.
5. Шойгу С. К. Тезисы выступления Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу на международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности», 23-24 мая 2014 г. / С.К. Шойгу. -http://mil.ru/konf_evrodefence/konferencia.htm
6. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: Монография [Текст] / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
7. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / В. А. Якунин. - СПб.: Издательство «Полиус», 1998. - 609 с.