Научная статья на тему 'Содержание системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза'

Содержание системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / СТРУКТУРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ / ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ / КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ И РЕГУЛЯТИВНО-КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузиков Олег Петрович

В статье рассматривается структурно-содержательное наполнение разработанной автором системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузиков Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза»

Пузиков О. П.

СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Современные тенденции развития военно-профессионального

образования определяют новые, достаточно высокие ориентиры в повышении эффективности профессиональной деятельности выпускников военных вузов. Потребность в осуществлении качественной подготовки в военном вузе курсантов, обладающих знаниями, умениями, необходимыми личностными качествами, способствующими выполнению командно-управленческой деятельности, определяют разработку системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза обусловлено социальным заказом, острой потребностью теории и практики военно-профессионального образования.

К компонентам системы формирования управленческо-прогностической компетенции, приводящим к результату, мы отнесли мотивационно-целевой, программно-технологический, информационно-аналитический, контрольно-диагностический и регулятивно-корректирующий. Каждый компонент решает специфическую цель, а совокупность целей всех компонентов позволяют решить генеральную цель -сформировать управленческо-прогностическую компетенцию курсантов военного вуза. При этом каждый компонент системы обладает собственной функциональной нагрузкой, внутренней завершенностью и логикой, а также внешними связями с остальными компонентами, дополняя и усиливая продвижение к результату функционирования системы.

Мотивационно-целевой компонент обеспечивает создание мотивационно-стимулирующей среды в образовательном процессе военного вуза, приводящей к осознанию мотивов и целей формирования управленческо-прогностической компетенции. Результатом компонента является мотивация достижения успеха как осознанная потребность быть

успешным руководителем, способным предвидеть и прогнозировать ситуации. Функции компонента: актуализационная, связанная с актуализацией научно-теоретических предпосылок формирования управленческо-прогностической компетенции, и побудительная, связанная с обеспечением формирования мотивов достижения успеха у курсантов.

Мотивационно-целевой компонент

Функции: актуализационная, побудительная

Задачи

актуализация процессов возникновения, осмысления и закреплений у курсантов потребностей, мотивов и целей 2 Стимулирование целеполагания, предвидения и осмысления желаемого результата деятельности

Формы: акутализационные (практика, самостоятельная научная работа, временные научные коллективы); побудительные (совместное творчество, тактико-специальные учения, игры)

Методы: убеждение, пример, разъяснение, личный пример, создание проблемно-поисковых ситуаций, демонстрация видеоэпизодов; анализ специально-профессиональной литературы и др.

Средства: видеофильмы, Интернет-сайты, реальная тактическая ситуация, учебно-методические пособия и др.

Мероприятия

Организация встреч с действующими командирами войсковых подразделений Аналитический просмотр художественных фильмов по проблеме Ознакомление с традициями военной службы (музей вуза, передвижные стенды) Решение управленческо-прогностических задач в реальных условиях

Рис. 1. Структура и содержательное наполнение мотивационно-целевого компонента

Задачи компонента: 1) актуализация процессов возникновения, осмысления и закреплений у курсантов потребностей, мотивов и целей; 2) стимулирование целеполагания, предвидения и осмысления желаемого результата деятельности. На рисунке 1 представлена структура и содержательное наполнение мотивационно-целевого компонента. Основным результатом является устойчивая мотивация достижения успеха у курсантов, которая выражается в наличии мотивов и цели формирования управленческо-прогностической компетенции, обоснованных задач и конкретных мероприятий по их достижению.

Программно-технологический компонент заключается в реализации программы формирования управленческо-прогностической компетенции,

включающей в себя технологию достижения цели в образовательном процессе военного вуза.

Функции: организационная, регламентирующая

Задача 1: обеспечение порядка достижения цели, последовательности этапов, программно-методического сопровождения Задача 2: организация процесса достижения цели функционирования системы

Блок 1

Ж

Блок 2

К

Формирование ценностно-смыслового отношения к деятельности управления и

прогнозирования

^^ ^^ —

Теоретическая подготовка курсантов

Блок 3

Практическая подготовка курсантов

Блок 4

зщ

Самостоятельная работа курсантов

Блок 5

Контроль и оценка сформированности компонентов компетенции

I____________________________________________1.

Когнитивно-смысловой компонент Деятельностно-проектировочный компонент Личнотсно-конативный компонент

Результат: управленческО-Прогностическая компетенция

Рис. 2. Структура и наполнение программно-технологического компонента

Результатом функционирования компонента являются сформированные компоненты управленческо-прогностической компетенции, выражающиеся в совокупности знаний, умений и опыта владения.

На рисунке 2 представлены структура и содержательное наполнение программно-технологического компонента.

Функции программно-технологического компонента: организационная -организация процесса достижения цели функционирования системы; регламентирующая - обеспечение порядка достижения цели, соблюдения последовательности этапов, применения форм, методов и средств. Задачи

компонента: 1) обеспечение порядка достижения цели, последовательности этапов, программно-методического сопровождения; 2) организация процесса достижения цели функционирования системы

Наполнение программно-технологического компонента заключается в организации достижения цели посредством программы и реализации технологии достижения цели. При разработке программы и ее содержания учитывались структура и содержание управленческо-прогностической компетенции, специфика образовательного процесса военного вуза нормативные требования к методическому обеспечению подготовки военнослужащих.

В основу программы положена технология достижения цели -формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза. Теоретической основой технологии стали труды В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Г.К. Селевко и др. на основании которых технология формирования представляется как система последовательно реализуемых блоков программы:

первый блок - формирование ценностно-смыслового отношения к деятельности управления и прогнозирования - акцентируется внимание на взаимосвязь управления и прогнозирования, выявление их влияния на эффективность профессиональной деятельности, происходит целенаправленное наблюдение в командно-штабной работе, проводится работа по выработке убеждения в применении приемов прогнозирования развития ситуации и поведения людей, формируется мотивация достижения успеха;

второй блок - теоретическая подготовка курсантов - происходит формирование знаний основ поиска, анализа и отбора информации, выделения главного и второстепенного, знание современных концепций и теорий управления, основ схематизации управления, моделирования ситуации, вариантов принятия решения, способов самооценки, самоанализа, развивается мотивация достижения успеха;

третий блок - практическая подготовка курсантов - формируются умения создавать положительную мотивацию, осуществлять целеполагание, планировать деятельность, обеспечивать ресурсами достижения цели, отрабатываются навыки поиска, отбора и анализа информации, осваиваются способы принятия решений, разрешения конфликтных ситуаций, проектировать варианты развития ситуаций, прогнозировать промежуточные и итоговые результаты, формируется эмоциональная стабильность;

четвертый блок - самостоятельная работа курсантов - формируются и закрепляются умения контролировать деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию, оценивать эффективность и адекватность принятых решений, формируется самостоятельность в принятии решений;

пятый блок - контроль и оценка сформированности компонентов компетенции - происходит сопоставление достигнутых результатов с критериями управленческо-прогностической компетенции, дается им оценка и выявляется уровень, формируется критичность (адекватность самооценки).

Таким образом, программно-технологический блок воплощает в себе непосредственно формирующую работу на основе технологии, включающей реализацию пяти блоков, направленных на формирование каждого компонента управленческо-прогностической компетенции курсантов.

Информационно-аналитический компонент заключается в актуализации, обновлении и поддержании информационно-аналитической среды в учебном процессе военного вуза.

На рисунке 3 представлена схема информационно-аналитического компонента системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза. Функции компонента -актуализирующая, связанная с подбором и предоставления актуальной информации по проблеме формирования управленческо-прогностической компетенции, и обогащающая, направленная на обновление информации по проблеме управления и прогнозирования. Задачи: 1) использование и периодическое обновление базы данных на внутренних Интернет-ресурсах

военного вуза; 2) включение в программы учебных дисциплин управленческого содержания заданий на систематизацию информации.

Информационно-аналитический компонент

ЭТ \ Входящая

нк—т

Анализ и1

\

-^ - Ю Щ

\ Размещение НО предоставление

! базы данных 'н!,

1,1---1 / 111---1,1---информации " ✓ 1/ V 1/ и V V ч

Нормативно-правовые документы; методические рекомендации, учебные пособия, научные исследования Составление картотеки, техническая поддержка в обработке информации, отбор актуальной информации Библиотека, фонды Интернет-ресурсов, электронные носители, музей вуза

\

/ /_

1/

информации

Открытое Интернет-

пространство; интрасеть, wi-fi -зоны

ч __ /'

- - .. - -- ,.

Проведение выставок, презентаций, конференций, семинаров

Обновление научно-исследовательской деятельности курсантов

Базы данных для аналитической, прогностической деятельности

курсантов

Разработка заданий на систематизацию информации для дисциплин профессионального цикла

Стендовая информация, музейные комплексы

I ч.

Рис. 3. Информационно-аналитический компонент системы формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза

Основу функционирования информационно-аналитического компонента образует логика движения информации: ее поступление извне (нормативно-правовые документы, методические рекомендации, учебные пособия, научные исследования), далее происходит ее анализ (составление картотеки, техническая обработка, отбор актуальной, второстепенной информации), размещение в базы данных (библиотека вуза, фонды Интернет-ресурсов, запись на электронные носители, передача в музей вуза) и предоставление информации (открытие доступа на Интернет-портале, в интрасети вуза, образование wi-fi зон для актуальной работы курсантов и преподавателей, проведение выставок, презентаций, конференций, семинаров, размещение информации на стендах вуза, в музейных комплексах, боевых листках взводов и т.п.).

Вся информация, поступившая и проанализированная, становится основой для обновления научно-исследовательской деятельности курсантов, образует базу данных для аналитической и прогностической деятельности, а также для разработки заданий на систематизацию информации дисциплин профессионального цикла.

Контрольно-диагностический компонент направлен на обеспечение управляемости процессом формирования управленческо-прогностической компетенции, проведения контроля и оценки достижений каждого курсанта.

На рисунке 4 представлена структура и содержательное наполнение контрольно-диагностического компонента.

Контрольно-диагностический компонент

Функции: диагностическая; контролирующая

Диагностические мероприятия

Подбор методов Обеспечение средствами Показатели Уровни

дагнятиш: диа1 нос1ики ' ДГКП ТП Г\-ГГГ1\Г1 компетенции кйМПйтВДШ

пжшойчешое ?»андарймрошны& ■-ШИМнйг- Низкий

тесиршний, ШйШойчииечейЫ!, «ЫШоШй Базовый

шяшрвмойр», набяЮденив>1{гд®1 шяы1эк8йеряны?хояейййб, компьютерное ■■дашьшешг-теоживовочныйт

оепеченже ■личШеЩйг-

кййЙЯИЙЙЫ®

\

Контролирующие мероприятия

Анализ результатов диагностики '

Сопоставление результатов с уровневыми значениями

Распределение результатов ► по уровневой шкале -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООценка уровня сформированности компетенции

проведением контроля полученных результатов относительно критериев и уровней формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза. Задачи компонента: 1) сопоставление

промежуточных и итоговых результатов-достижений с нормативно заданными; 2) контроль состояния и функционирования системы по достижению цели и выполнению задач.

Диагностика и контроль формирования управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза осуществляется одновременным выполнением диагностики, сопоставления результатов с уровневыми значениями, распределения курсантов по уровням сформированности управленческо-прогностической компетенции и принятием решения о проведении корректирующих мероприятий.

Полученные в ходе контрольно-диагностических мероприятий данные сопоставляются с уровнями сформированности управленческо-прогностической компетенции, и курсант определяется в соответствующую группу. Наличие групп с разными уровнями результатов дают возможность принять решение о проведении корректирующих мероприятий и регулирования процесса формирования.

Регулятивно-корректирующий компонент

Задача 1: осуществление Задача 2:

воздействий по приведению к 4__. корректировка

установленным программным промежуточных и

требованиям процесса итогового результатов

формирования в соответствии с

^критериями

ь„-=ткемнетенци» ■

Установление причинно-следственных связей в результатах управленческо-прогностической компетенции, проблемных моментов

Разработка способов корректирующих действий и их реализация в образовательном

процессе военного вуза

Оказание поддержки преподавателям и курсантам по коррекции и оценке управленческо-прогностической компетенции

;я в вочных

действий.

Функции компонента: регулирующая, направленная на регулирование процесса формирования управленческо-прогностической компетенции, согласования всех формирующих действий, разбор трудностей и их преодоление, обеспечение связи функционирования всех компонентов системы; корректирующая, связанная с осуществлением корректировки хода формирования и его результатов. Задачи: 1) осуществление воздействий по приведению к установленным программным требованиям процесса формирования; 2) корректировка промежуточных и итогового результатов в соответствии с критериями компетенции. На рисунке 5 представлена структура и наполнение регулятивно-корректирующего компонента.

Социальный заказ

"X

! « « к

о ч ^ о ^ (1} ^ о

«

а

3 (Я В

Я И

и О ^ 3 Й Н ° о з Е

а«

я <и « о

¡я 2 § § ^к а я

я 8 и Пр « Ь «« бо

о г <и д о Й Р и о и

Ви н о У С

V ц В о ^ о !? В !»

Цель: сформировать упр;

Структурно-содержательное управленческо-прогностической " р ■

компетенции "т~Ь/

курсантов военного вуза

1 В й я о

. , „ 0> (и ^ ^ но« Й и Й

й

ю о

И

о

я г

и о

ц - н

а о н

з к е

и с о

л е в

а е р ч н е в о т

н X ф л в а р н а с р

о п у

с у к

я и

о и и

нсси ц

>5 а н

г и ф со о р си т е

т и г

м

О р о

о к

о е фнч йеск

X 1? ы м о к с

—о X Т а р ч и

& £ & г о р п т с о н г о

С р п

ьные С ВВО

У

Содержание профессиональной подготовки курсанта военного вуза

Е

■д "

прогностическую компетенцию курсантов военшого вуза

Информационно-аналитический

компонент: обеспечение информационно-аналитической среды в учебном процессе военного вуза

Г ■

Системный подход

Программно-целевой подход

Компетентност-ный подход

1.

Контрол ьно-диа гностический

компонент: непрерывное осуществление контрольно-диагностических мероприятий по изучению хода и результатов формирования управленческо-

Регулятивно-корректирующий компонент:оперативная разработка и выполнение регулятивно-корректировочных действий

Р

ЕГ о

Е К

О О

^ а и

»о >>

О §

Д о Л О

5 ® к 3

о л К Ю о о о о и

о Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л Й

§1

« В и 3 С о

П *

5

Й

£ О о

млс Й и у

О Й о

Н 5

о чд ¥ о и П

и

и Ь В >К 5 ®

3 о С и

б Р я

т И

а я л

¡в ^

I I £

§ я л я

к ж

I

к

У

Ж £

Ч

Рис. у. '-Система -формирования--правле| ко-про —ретич

Педагогические условия эф фективности функционирования системы: использование SWOT-анализа на практических занятиях в процессе изучения дисциплин базовой части; педагогическое сопровождение развития лидерских качеств у курсантов; имитация в образовательном процессе ситуаций «риска»

скои компетенции

Результат: управленческо-прогностическая компетенция курсантов военного вуза

Особенностью реализации компонента является оперативная работа по улучшению формирования управленческо-прогностической компетенции в образовательном процессе военного вуза. В процедуры функционирования компонента входят установление причинно-следственных связей в результатах управленческо-прогностической компетенции, проблемных моментов, разработка способов корректирующих действий и их реализация в образовательном процессе военного вуза, оказание поддержки преподавателям и курсантам по коррекции и оценке управленческо-прогностической компетенции. Все эти процедуры приводят к достижению результата - сформированной управленческо-прогностической компетенции курсантов военного вуза.

Выполнение корректировочных мероприятий проводится на основе выяснения причины, вызвавших затруднение: консультативная поддержка в случае затруднений теоретического характера, формирующе-корректировочные воздействия - в случае затруднений практического характера, групповые разборы проблемы - в случае типичных ошибок в выполнении заданий в профессиональной подготовке курсанта.

Таким образом, система формирования управленческо-прогностической компетенции включает в себя мотивационно-целевой, программно-технологический, информационно-аналитический, контрольно-

диагностический и регулятивно-корректирующий компоненты (рис. 6) . Мотивационно-целевой компонент заключается в создании мотивационно-стимулирующей среды в образовательном процессе военного вуза, приводящей к осознанию мотивов и целей формирования управленческо-прогностической компетенции. Программно-технологический компонент состоит в реализации программы формирования управленческо-прогностической компетенции, включающей в себя технологию достижения цели в образовательном процессе военного вуза. Информационно-аналитический компонент обеспечивает актуализацию, обновление и поддержание информационно-аналитической среды в учебном процессе

военного вуза. Контрольно-диагностический компонент направлен на обеспечение управляемости процессом формирования управленческо-прогностической компетенции, проведения контроля и оценки достижений каждого курсанта. Регулятивно-корректирующий компонент заключается в оперативной разработке и выполнении регулятивно-корректировочных действий.

Литература:

1. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 271 с.Долгова, В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании [Текст] / В. И. Долгова. - М.: КДУ, 227 с.

2. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательство «Академия», 2005. - 226 с.

3. Панченко В. М. Теория систем. Методологические основы [Текст] / В. М. Панченко. - М.: МИРЭА, 1999. - 96 с.

4. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст] / Н. В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -2012. - № 15 - С. 34-36.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006. -576 с.

5. Шойгу С. К. Тезисы выступления Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу на международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности», 23-24 мая 2014 г. / С.К. Шойгу. -http://mil.ru/konf_evrodefence/konferencia.htm

6. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: Монография [Текст] / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

7. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / В. А. Якунин. - СПб.: Издательство «Полиус», 1998. - 609 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.