Научная статья на тему 'Содержание модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных cил российской федерации'

Содержание модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных cил российской федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ВОЕННАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / КОМПОНЕНТ / ФУНКЦИИ / MODEL / MILITARY ENVIRONMENT / ADAPTATION / COMPONENT / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Александр Валерьевич

Современная Российская армия, как и любая другая силовая структура нуждается в высококлассных, организованных, ответственных, уверенных в себе специалистах. Младшие специалисты видов и родов войск на первоначальном этапе своего вхождения в военную среду нуждаются в адаптации к новым реалиям жизненного уклада, а профессионалы-контрактники к расширению своей специализации или переобучению на новые виды вооружения и военной техники. Для качественного перехода указанных категорий граждан из одной сферы деятельности в другую и в целях сведения к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на человека нами была разработана и апробирована модель военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contents of the cadets military adaptation model at the educational centres of the Armed Forces of the Russian Federation

Modern Russian army as every other power structure is in need of high quality, organized and responsible professionals. Junior specialists of all kinds and types of troops in the initial phase of their entry into the military environment need to adapt to the new realities of lifestyle, and professionals-contractors to expand their specialization or retraining for new types of weapons and military equipment. For the qualitative transition of the specified categories of citizens from one sphere of activity to another in order to minimize the adverse external and internal influences on humans, we developed and tested a model of military adaptation of cadets of the educational centres of the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Содержание модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных cил российской федерации»

5. Federal government standard of higher education in the direction of preparation 38.03.01 Economy (Undergraduate level). Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 12, 2015 № 1327. [in Russian].

Сведения об авторе: Абдрахимова Дина Исмагиловна,

аспирант,

кафедра математики и методики обучения математики, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: dianachel@mail.ru

Information about the author: Abdrakhimova Dina Ismagilovna,

Postgraduate student,

Department of Mathematics and Mathematics

Teaching Methods,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: dianachel@mail.ru

УДК 355с5 ББК 68.4(2)39

А.В. Васильев

содержание модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров вооруженных еил российской федерации

Современная Российская армия, как и любая другая силовая структура нуждается в высококлассных, организованных, ответственных, уверенных в себе специалистах. Младшие специалисты видов и родов войск на первоначальном этапе своего вхождения в военную среду нуждаются в адаптации к новым реалиям жизненного уклада, а профессионалы-контрактники — к расширению своей специализации или переобучению на новые виды вооружения и военной техники. Для качественного перехода указанных категорий граждан из одной сферы деятельности в другую и в целях сведения к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на ш человека нами была разработана и апробирована модель военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.

Ключевые слова: модель, военная среда, адаптация, компонент, функции.

A.V. Vasiliev

the contents of the cadets military adaptation model at the educational centres of the armed forces of the russian federation

Modern Russian army as every other power structure is in need of high quality, organized and responsible professionals. Junior specialists of all kinds and types of troops in the initial phase of their entry into the military environment need to adapt to the new realities of lifestyle, and professionals-contractors to expand their specialization or retraining for new types of weapons and military equipment. For the qualitative transition of the specified categories of citizens from one sphere of activity to another in order to minimize the adverse external and internal influences on humans, we developed and tested a model of military adaptation of cadets of the educational centres of the Armed Forces of the Russian Federation.

Key words: model, military environment, adaptation, component, functions.

0

ГО ü I- О

го S Ч о го о

Si

о

а.*

0 .Q

éê

1 ф

ф N о ^

m Œ Ё§

ст m

0 о

ф I s Ф

1 :т ГО

* з

О)

ю

Разрабатываемая нами модель воен-но-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ (ВС РФ) в самом обобщенном виде представляет собой «мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображает или воспроизводит объект (природный или социальный) и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [5]. Учитывая требования к построению моделей и представленные в научной литературе классификации моделей, а также задачи нашего исследования, считаем необходимым разработать модель педагогическую и структурно-функциональную.

Раскроем более подробно содержание разработанной нами модели военно-средовой адаптации курсантов учебного центра Вооруженных Сил РФ через характеристику каждого из компонентов.

Ресурсно-организационный компонент модели. Его основным назначением считаем сосредоточение и систематизацию всех ресурсов, необходимых для успешной военно-средовой адаптации курсантов в учебном центре ВС РФ.

Данный компонент в разработанной нами модели выполняет три основные функции: кумулятивную, логистическую и координационную. Кумулятивная функция обеспечивает концентрированное накопление необходимых и достаточных средств для осуществления продуктивной военно-средовой адаптации курсантов, логистическая - корректное распределение ресурсов и действий субъектов, а координационная - целесообразное упорядочение способов организации процесса военно-средовой адаптации курсантов.

Адаптационно-праксиологический компонент модели. Его основным назначением считаем осуществление целенаправленной военно-средовой адаптации £ курсантов в учебном центре ВС РФ. | Данный компонент в разработан-

го ной нами модели выполняет управленче-^ скую, программно-технологическую и транс-< ляционную функции, первая из которых

обеспечивает координацию процесса военно-средовой адаптации курсантов, вторая - его содержательное наполнение и способы осуществления в условиях современного учебного центра ВС РФ, а третья - установление связей для передачи в среду функционирования нашей модели данных об успешности адаптации, обмена информацией с военной средой о происходящих в ней изменениях и изменениях ее субъектов.

Адаптационно-праксиологический компонент модели имеет динамический характер и обеспечивает непосредственную реализацию процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров ВС РФ. Как мы уже указывали ранее, данный процесс предусматривает как адаптационные воздействия преподавателей учебного центра ВС РФ, так и активные действия самих курсантов.

Проанализировав современные научные исследования по проблеме адаптации [1] и ее педагогического сопровождения [3], мы пришли к заключению, что со стороны преподавателя, организующего и управляющего процессом военно-средовой адаптации курсантов, цикл адаптационных воздействий должен включать минимум пять основных этапов:

• диагностико-прогностический,

• мотивационно-установочный,

• информационно-коммуникативный,

• организационно-практический,

• корректирующий.

На диагностико-прогностическом этапе оценивается необходимость целенаправленной адаптации личности курсанта и построение перспективной индивидуальной программы адаптации, на мотивационно-установочном этапе - формируется мотив адаптации, обеспечивается осознание личностной потребности адаптироваться к условиям военной среды, на информационно-коммуникативном - передача первичных знаний, необходимых для понимания особенностей военной среды, а также демонстрация особенностей коммуникативного взаимодействия в ней, на

организационно-практическом - организация апробации и осуществления специфической для военной среды деятельности, учитывающей ее содержание, интенсивность, требования к качеству результата и др., к которой должен привыкнуть курсант в процессе подготовки в учебном центре ВС РФ, на корректирю-щем - осуществление коррекции недостатков, выявленных в ходе реализации индивидуальной программы адаптации.

Мониторинговый компонент модели. Данный компонент обеспечивает отслеживание эффективности процесса военно-средовой адаптации курсантов учебных центров ВС РФ и осуществление действий по своевременному устранению выявленных недостатков.

В структуре разработанной нами модели мониторинговый компонент выполняет оценочную, аналитическую и корректирующую функции. Оценочная функция позволяет, применяя современные методы диагностики, определять степень соответствия полученных результатов требуемым, аналитическая - интерпретировать данные диагностики и принимать по ним управленческие решения, а корректирующая - устранять выявленные недостатки.

В отношении методической стороны мониторинга по оценке результативности военно-средовой адаптации курсантов в учебном центре ВС РФ отметим, что нами предлагаются следующие диагностические методики: в рамках мировоззренческого направления - анализ личного дела курсанта, характеристик из школы, техникума, вуза, данных запросов в полицию, письменные опросы курсантов, анкетирование, тестирование; в рамках операционального - тестирование, наблюдение за деятельностью, общением, поведением курсантов, экспертиза; поведенческого - само- и взаимооценка, наблюдения, анкетирование, экспертиза, педагогический консилиум.

Таким образом, данный компонент модели, реализуемый на всем протяжении процесса военно-средовой адаптации, позволяет своевременно отследить

недостатки и предпринять меры по их устранению.

Схематично разработанная нами модель военно-средовой адаптации курсантов учебных центров ВС РФ приведена на рис. 1.

Модель военно-средовой адаптации курсантов учебных центров ВС РФ, построенная и представленная нами, как любая педагогическая модель обладает свойствами целостности, открытости, управляемости, гибкости, вариативности и др. В то же время ее содержание позволяет нам говорить о том, что наша модель обладает рядом особенностей, отличающих ее от других педагогических моделей. Так, ее отличительными особенностями, отмеченными в теоретической части исследования и подтвержденными в ходе практической апробации, мы считаем:

• устойчивость (способность сохранять структуру, связи между элементами и обеспечивать результат при отклонениях, вызванных изменениями внешней среды);

• интерактивность (обязательное взаимодействие всех субъектов; обеспечение функционирования модели только при их сознательной активности);

• универсальность (возможность реализации в учебных центрах ВС РФ любого профиля).

Корректное использование нашей модели требует учета как традиционных педагогических принципов [4] (научности, доступности, прочности, индивидуализированное™, наглядности и т.д.), так и специфических принципов, выявленных нами в ходе теоретического и эмпирического исследования (см. рис. 1).

Все специфические принципы мы разделили на две группы:

• принципы военно-средовой адаптации;

• принципы непосредственной реализации нашей модели как компонента процесса подготовки в учебном центре ВС РФ.

Принципы военно-средовой адаптации:

Я 5

р

л ^ I- о с >2

ГО ^ Ч о ГО о

'I! & ё I

V -О

О X X

О)

о ш

X

X

ф

и

о

5 -

ст со о о

Ф X ^ ф

х :т 5 х Я -о

О)

ю

О >.

о го

т

<

Рис. 1. Модель военно-средовой адаптации курсантов учебных центров

Вооруженных Сил РФ

• комплексности (обеспечение всесторонности адаптационного процесса);

• непрерывности (обеспечение неразрывности, постоянства адаптационных воздействий на личность при ее сознательной адаптивной активности);

• персонифицированности (ориентация на потребности, особенности адаптирующейся личности и ее жизненный опыт);

• соревновательности (построение любого взаимодействия на состязательных началах, стимулирующих саморазвитие личности, формирование волевых качеств, упорство в достижении цели).

Принципы реализации модели военно-средовой адаптации курсантов учебных центров ВС РФ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ресурсной обновляемости (в процессе реализации модели систематически должны обновляться ресурсы в соответствии с реальными условиями военной службы курсантов учебного центра ВС РФ);

• военно-ценностной ориентированности (наполнение модели должно соответ-

ствовать конъюнктуре военной сферы);

• совместимости (реализация модели не должна противоречить условиям функционирования учебного центра ВС РФ).

Таким образом, разработанная на основе системно-средового и деятель-ностно-аксиологического подходов модель военно-средовой адаптации курсантов учебных центров ВС РФ включает ресурсно-организационный, адаптационно-праксиологический и мониторинговый компоненты; предназначена для реализации в процессе подготовки и доподготовки по военно-учетным специальностям в учебных центрах Вооруженных Сил Российской Федерации; отличается устойчивостью, интерактивностью, универсальностью; требует учета специфических принципов военно-средовой адаптации (комплексности, непрерывности, персонифицированности, соревновательности) и принципов реализации модели (ресурсной обновляемости, военно-ценностной ориентированности, совместимости).

Библиографический список

1. Богомолов, А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М. Богомолов // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - C. 67-73.

2. Васильев, А.В. Военно-средовая адаптация курсантов учебных центров как педагогический феномен [Текст] / А.В. Васильев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015.- № 10.- С. 32-36.

3. Кравец, А.В. Социальная адаптация курсантов (на примере Новосибирского военного института внутренних войск) и ее последующая динамика при прохождении службы в войсках / А.В. Кравец, И.М. Карицкая // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - № 2(8). - С. 421-437.

4. Никулина, Н.Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки [Текст] / Н.Н. Никулина, М.Г. Давитян, С.Н. Шевченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 111. - С. 9861005. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/59.pdf.

5. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Издат. центр ИЭТ, 2013. - 112 с.

References

1. Bogomolov A. M. Personal adaptive potential in the context of system analysis. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 2008. № 1. P. 67-73. [in Russian].

2. Vasiliev A.V. The military-environmental adaptation of cadets of educational centers as a pedagogical phenomenon. Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. № 10. P. 32-36. [in Russian].

3. Kravets A.V., Karitskaya I.M. Social adaptation of students (on the example of Novosibirsk military Institute of internal troops) and its subsequent dynamics for service in the armed forces. Nauka i obrazovanie: sovremennyie trendy, 2015. № 2(8). P. 421-437. [in Russian].

4. Nikulina N.N., Davitian M.G., Shevchenko S.N. Systematic approach in pedagogy as a general methodological principle of science. Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University, 2015. № 111. P. 986-1005. Available at: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/59.pdf. [in Russian].

5. Novikov A.M. Pedagogy: dictionary of basic concepts. M.: Izdat. tsentr IET, 2013. P. 112. [in Russian].

Сведения об авторе: Васильев Александр Валерьевич,

старший преподаватель цикла эксплуатации (и ремонта), Учебный центр по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: alvasilev82@mail.ru

Information about the author: Vasiliev Aleksandr Valerievich,

Senior lecturer, Exploitation (and Maintenance) cycle, Training center for junior specialists of mechanized service, Chelyabinsk, Russia. E-mail: alvasilev82@mail.ru

ro x

s ^

го s го

3 od ш

(О ca о

S X

X

ф

H ф

Œ ф

m

<

УДК 372 ББК 74.102.13

Л.А. Веретенникова, Е.В. Шамарина сетевое взаимодействие в системе

дополнительного профессионального

образования современного педагогического университета

В статье обобщен опыт качественного развития системы дополнительного профессионального образования педагогического университета за счет использования потенциала сетевого взаимодействия, реализация которого осуществляется через проектную деятельность. Особое внимание уделяется принципам взаимодополнительности и мультипроектности в контексте реализации инновационных проектов Института дополнительного образования АлтГПУ.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, проектная деятельность, мультипроектность, взаимодополнительность, корпоративный университет.

L.A. Veretennikova, E.V. Shamarina

networking in further professional education

system of a modern pedagogical university

The article summarizes the experience of the qualitative development of further professional education of pedagogical university system using networking potential. It can be realized through the project activities. Special attention is paid to the complementarity and multi-project principles as part of the innovative projects implementation of the Institute of Further Education of the Altai State Pedagogical University.

Key words: networking, project work, multi-project, complementarity, corporate university, further professional education.

Сетевое взаимодействие как фено- процессов модернизации российского мен педагогической деятельности был образования и регламентирован в Феде-актуализирован в контексте реализации ральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.