Научная статья на тему 'Содержание работы по формированию учебнопознавательной компетенции младших школьников с нарушением интеллекта'

Содержание работы по формированию учебнопознавательной компетенции младших школьников с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-познавательная компетенция. / educational and cognitive competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Затирахина, С. А. Мусихина

В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятий учебно-познавательной компетенции. Описано содержание работы по изучению учебно-познавательных умений и навыков как структурных компонентов формирования данной компетенции у детей с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF WORK ON FORMATION OF EDUCATIONAL COGNITIVECOMPETENCEOFPRIMARY SCHOOL PUPILS WITH INTELLECTUAL DISABILITIESй

The article presents the analysis of existing approaches to the definition of the concepts of educational and cognitive competence. The article describes the content of the study of educational and cognitive skills as structural components of the formation of this competence in children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Содержание работы по формированию учебнопознавательной компетенции младших школьников с нарушением интеллекта»

РАЗДЕЛ III

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК.37.032

А.А. Затирахина, С.А. Мусихина Курганский государственный университет, Курган

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятий учебно-познавательной компетенции. Описано содержание работы по изучению учебно-познавательных умений и навыков как структурных компонентов формирования данной компетенции у детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция.

A.A. Zatyrakhina, S.A. Musikhina Kurgan state University, Kurgan

THE CONTENT OF WORK ON FORMATION OF EDUCATIONAL COGNITIVECOMPETENCEOFPRIMARY SCHOOL PUPILS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Abstract. The article presents the analysis of existing approaches to the definition of the concepts of educational and cognitive competence. The article describes the content of the study of educational and cognitive skills as structural components of the formation of this competence in children with intellectual disabilities.

Key words: educational and cognitive competence.

Междисциплинарные проблемы различных аспектов социализации детей с особыми образовательными потребностями становятся предметом исследований в специальной педагогике и специальной психологии (O.K. Агавелян, Л.И. Акатов, Л.И. Аксенова, H.H. Белопольская, Е.Л. Гончарова, М.А. Глазева, Е.А. Екжанова, О.В. Защиринская, Т.С. Зыкова, И.А. Коробейников, Е.С. Набойченко, В.В. Сабуров, Е.А. Стребе-лева, Л.М. Шипицына, A.M. Щербакова и др.).

По определению A.B. Хуторского, учебно-

познавательная компетенция - «это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элемент логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, в которые входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности (приобретение знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем)» [1].

В структуре образовательной компетенции обучающихся с нарушениями интеллектуального развития Е.А. Екжанова выделяет три тесно взаимосвязанных компонента:

- мотивационный: познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении познавательных задач. Свойственно стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру;

- когнитивный: уровень владения общеучебными знаниями достаточно низок, учащийся демонстрирует владение узко ограниченным набором способов и средств обработки информации, в малой степени владеет умениями приобретения новых знаний, их структурирования, обобщения и применения на практике;

- деятельностный: задание встречается с выраженным интересом, понимаются общая цель и содержание задания, работа в основном выполняется точно, если и допускаются отдельные ошибки, то при проверке замечаются и самостоятельно устраняются.

Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Ключевой характер учебно-познавательной компетентности проявляется в том, что она обязательно входит в остальные, и их овладение, эффективная реализация во многом зависят от познавательной составляющей [2,3].

Подводя итог, необходимо отметить, что учебно-познавательная компетенция является важным компонентом элементарной коммуникативной компетенции младших школьников, и этот компонент обеспечивает продуктивный характер учения, позволяющий достичь необходимый уровень способности к общению в доступных для младшего школьника условиях межкультурной

коммуникации. Имея сложную структуру, учебно-познавательная компетенция индивидуализирована, что проявляется в формировании не только универсальных для всех обучающихся знаний и нормативно-продуктивных умений, но и в присвоении школьниками индивидуально своеобразных учебных действий, формирующих неповторимый стиль их учебной деятельности.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны низкий уровень осознанности, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, объясняющаяся сильной их зависимостью от ситуации, затрудненность процесса опосредования, связанная с неумением поставить и осознать цель, нарушение смыслообразования. Особенно затруднено формирование широких социальных мотивов, так как здесь требуется высокий уровень обобщения [5].

Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние нужды человека в чем-либо. Будучи осознанными, они проявляются в форме мотивов поведения. Это побудительные силы мыслительной деятельности и поступков личности.

У детей с интеллектуальной недостаточностью недоразвита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Вместе с тем у них остаются сохранными адекватные органические потребности. Однако, с годами побудительная сила последних увеличивается. В результате снижения контролирующей функции мозга может наблюдаться гипертрофированность влечений: увеличение аппетита, неумеренность жажды, могут преждевременно развиваться сексуальные потребности. Вопрос о причинах этого явления еще недостаточно изучен, не выяснены основные факторы преждевременного развития элементарных влечений. Духовные же потребности развиваются у них замедленно. Такая дисгармоничность в развитии потребностей предопределяет и неполноценное развитие определенных личностных качеств [4].

Целью констатирующего этапа эксперимента является: изучение уровня сформированности учебно-познавательной компетенции у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во время их учебной деятельности.

Сопоставление полученных по всем компонентам данных позволяет констатировать доминирование детей с низким уровнем развития учебно-познавательной компетенции. При этом самые низкие результаты представлены мотивационным компонентом.

Результаты сформированности когнитивного компонента учебно-познавательной компетенции несколько выше. В основном у детей отсутствуют четко сформированные представления о живой природе, растительном и животном мире. Полученные данные свидетельствуют о расхождении между уровнем знаний, предлагаемых по

программе обучения и уровнем имеющихся реальных знаний.

По результатам обследования младших школьников на определение доминирования познавательного или игрового мотивов в аффек-тивно-потребностной сфере, половина учащихся выбрали игрушку и лишь три учащихся предпочли книгу познавательного содержания. Данные свидетельствуют о доминировании игровых мотивов, познавательные мотивы представлены у незначительного количества дошкольников.

На основании анализа протоколов можно сделать следующие выводы: действием моделирования владеют только два учащихся, остальные затрудняются в выполнении задания. Деятельность большинства детей характеризуется низким уровнем самоконтроля. Один учащийся смог исправить ошибки только после того, как на них указал педагог. Два ученика приняли учебную задачу частично, т.е. заинтересовались общей ситуацией, но не содержанием занятия. Половина детей отнеслись с безразличием не только к содержанию задания, но и к процессу работы. Два ребенка предъявляемое задание не поняли, а уловили лишь то, что нужно рисовать и раскладывать фигурки. Никто из этих детей самостоятельно справиться с заданием не смог.

Все этапы деятельности характеризуются низким уровнем самоконтроля, принимается лишь часть инструкций, в результате чего допускаются многочисленные ошибки, которые не замечаются и не исправляются. Ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносится полученный результат с заданным образцом.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается средний уровень развития мышления, выражающийся в несформи-рованности логически мыслить, обобщать, понимать связь событий и строить последовательные умозаключения; неразвитость произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомо-торной координации и тонкой моторики руки, недостаточное развитие произвольного поведения и речевого общения.

Занятия с детьми с недоразвитием интеллекта должны быть построены исходя из особенностей восприятия и определенных навыков детей. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющееся у ребенка на первых порах положительное отношение к обучению в школе. Для стимулирования познавательной активности нужно сохранить интерес детей к занятиям. Необходимо постоянно менять учебные ситуации и практические задания и использовать как основной методический принцип «многократное повторение», что необходимо для развивающего эффекта. Систематическое использование активных методов обучения младших школьников помогает повысить познавательную активность у обучающихся.

Таким образом, формирование учебно-познавательной компетенции является одним из важных факторов повышения уровня обученности у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирование учебно-познавательной компетенции в начальной школе позволит поднять уровень образования на более высокую ступень. Мы убедились, что современное образование имеет основания для изменения цели и задач педагогического процесса, которое заключается в переориентации со знаниевого на личностно-ориенти-рованный и компетентностный подходы, взаимно дополняющие друг друга. Компетентностный подход предусматривает формирование ключевых компетенций, которыми личность овладевает в процессе обучения и воспитания.

Список литературы

1 Ващенко Л. И. Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников через систему воспитательной работы (на примере организации совместных творческих дел /Л. И. Ващенко // Открытый урок РФ : [сайт]. - Текст : электронный. - URL: http:// festival.1september.ru/articles/587237 (дата обращения: 10.04.2018).

2 Витальева М. В. Структура и сущность учебно - познавательной компетенции / М. В. Витальева. - Текст : электронный // Социальная сеть работников образования : [сайт].- URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/struktura-i-sushchnost-uchebno-poznavatelnoi-kl (дата обращения: 10.04.2018).

3 Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования / С. Г. Воровщиков // Завуч. Управление современной школой.

- 2007. - № 6. - С. 81-103.

4 Захарова Т. В. Психолого-педагогические предпосылки развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности / Т. В. Захарова,

Н. О. Павлова. - Текст : электронный // Открытый урок РФ : [сайт]. - URL: https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82% D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/420007/(дата обращения: 10.04.2018).

5 Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников и младших школьников [Текст]/Е. А. Романова //Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 2 [Электронный ресурс] / http://www.paedagogia.ru/2010/40-02/120-romanova (дата обращения: 10.04.2018).

References

1 Vashchenko L. I. Formirovaniye uchebno-poznavatelnoy kompetentsii u mladshikh shkolnikov cherez sistemu vospitatel-noy raboty (na primere organizatsii sovmestnykh tvorcheskikh del / L. I. Vashchenko // Otkrytyy urok RF: [sayt]. - Tekst: elektron-nyy. - URL: http://festival.1september.ru/articles/587237 (data obrashcheniya: 10.04.2018).

2 Vitalyeva M. V. Struktura i sushchnost uchebno - pozna-vatelnoy kompetentsii/M. V. Vitalyeva. - Tekst: elektronnyy // Sotsialnaya set rabotnikov obrazovaniya : [sayt].- URL: http://ns-portal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ struktura-i-sushchnost-uchebno-poznavatelnoi-kl (data obrash-cheniya: 10.04.2018).

3 Vorovshchikov S. G. Uchebno-poznavatelnaya kompetent-nost shkolnikov: opyt sistemnogo konstruirovaniya /

S. G. Vorovshchikov//Zavuch. Upravleniye sovremennoy shkoloy. - 2007. - № 6. - S. 81-103.

1 Zakharova T.V. Psikhologo-pedagogicheskiye predposylki razvitiya kompetentnosti uchashchikhsya v sfere poznavatelnoy deyatelnosti/ T. V. Zakharova, N. O. Pavlova. - Tekst: elektronnyy // Otkrytyy urok RF: [sayt]. - URL: https://otkrytyyurok.rf/% D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/420007/ (data obrashcheniya: 10.04.2018).

2 Romanova E. A. Formirovaniye sotsialnykh i lichnostnykh kompetentsiy u sovremennykh doshkolnikov i mladshikh Shkolnikov [Tekst]/E. A. Romanova //Zhurnal nauchno-pedagogich-eskoy informatsii. - 2010. - № 2 [Elektronnyy resurs]/http://www. paedagogia.ru/2010/40-02/120-romanova (data obrashcheniya: 10.04.2018).

УДК 376.1

А.С. Крылова, Н.В. Рябова Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, Саранск

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье охарактеризована сущность универсальных учебных действий, показаны их виды. Охарактеризованы коммуникативные универсальные учебные действия, показаны их особенности у младших школьников с особыми образовательными потребностями, обучающимися в условиях инклюзивной практики.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, концепция, коммуникативные универсальные учебные действия, младшие школьники с особыми образовательными потребностями, инклюзивная практика.

A.S. Krylova, N.V. Ryabova

Mordovian state pedagogical institute named

after M.E. Evsevyeva, Saransk

TO THE STUDY OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Abstract. The article describes the essence of universal educational activities and their types are shown. The communicative universal educational actions are characterized, their features at younger schoolboys with the special educational needs which are trained in the conditions of inclusive practice are shown.

Key words: universal educational actions, concept, communicative universal educational actions, younger pupils with special educational needs, inclusive practice.

*Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.