Научная статья на тему 'К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников'

К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1984
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРЫ / ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIFICS OF COGNITIVE AND LEARNING ACTIVITY / FACTORS RELATED TO LEARNING / INTEGRATION OF COMPULSORY AND SUPPLEMENTARY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рослякова Светлана Васильевна

Представлены результаты теоретического анализа научных публикаций и исследований, посвященных изучению сущности и особенностей учебно-познавательной деятельности современных школьников; выделены факторы, влияющие на ее формирование и обусловленные ими проблемы; предложен путь организации учебно-познавательной деятельности на современном этапе развития школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS ON PUPILS’ COGNITIVE AND LEARNING ACTIVITY NOWADAYS

The paper presented results of conceptual review of research papers and studies examining the nature and specifics of pupils’ cognitive and learning activity nowadays; the study marked out factors affecting the conditioning of education and problems arising of; and suggested the way of handling cognitive and learning activities for the contemporary stage of

Текст научной работы на тему «К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников»

УДК 371.01,

РОСЛЯКОВА Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета roslyakova71@ mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ROSLYAKOVA Svetlana Vasilyevna, Candidate for Doctorate in Education, Associate Professor , Associate Professor at the Chair of Social Work, Education and Psychology, Chelyabinsk State University of Pedagogics, Chelyabinsk, Russia

ASPECTS ON PUPILS’ COGNITIVE AND LEARNING ACTIVITY NOWADAYS

Представлены результаты теоретического анализа научных публикаций и исследований, посвященных изучению сущности и особенностей учебнопознавательной деятельности современных школьников; выделены факторы, влияющие на ее формирование и обусловленные ими проблемы; предложен путь организации учебно-познавательной деятельности на современном этапе развития школьного образования.

Ключевые слова: особенности учебно-познавательной деятельности, факторы, отношение к учению, интеграция общего и дополнительного образования.

The paper presented results of conceptual review of research papers and studies examining the nature and specifics of pupils’ cognitive and learning activity nowadays; the study marked out factors affecting the conditioning of education and problems arising of; and suggested the way of handling cognitive and learning activities for the contemporary stage of

Key words: specifics of cognitive and learning activity, factors related to learning, integration of compulsory and supplementary training.

В последние десятилетия приоритетное, а часто и основное место в жизни школьников заняла учебно-познавательная деятельность: дети учатся в школе, после школы у репетиторов, дома, выполняя домашние задания. Процесс обучения занял практически все жизненное пространство большинства учеников. В связи с этим возникает ряд вопросов: Что из себя представляет учебно-познавательная деятельность современных школьников? Каковы ее характеристики и особенности на современном этапе развития образования? Какие факторы влияют на ее становление? Есть ли проблемы в организации этой деятельности в школе и с чем они связаны? Что необходимо учесть и предпринять для ее оптимизации в пользу будущего нынешних школьников?

Поиск ответов на данные вопросы является целью настоящей статьи. Анализируя и обобщая результаты научных исследований последнего десятилетия, мы попытаемся охарактеризовать основные черты, особенности, проблемы учебно-познавательной деятельности и предложить направление ее совершенствования.

Прежде всего отметим то, что современными учеными (А.Г. Асмолов [1], И.П. Подласый [2], В.А. Сластенин [3] и др.) сущность и структура учебно-познавательной деятельности рассматриваются в соответствии с идеями основоположников теории учебной деятельности

В.В. Давыдова [4], Д.Б. Эльконина [5] и др. Но на современном этапе развития образования ее понимание связано с проблемами социализации личности, за счет чего представление об учебно-познавательной деятельности расширяется и переходит с представления о ней как узконаправленном процессе получения знаний и освоения целостной нормативной структуры учебной деятельности к пониманию как пространства социального позиционирования школьников [1].

Рассмотрим основные характеристики учебно-познавательной деятельности, которые мы отметили в результате анализа психолого-педагогической литературы [2-8 и др.]: а) является одной из сторон процесса обучения, наряду с преподаванием - деятельностью учителя - и представляет собой деятельность обучающегося; б) сущность заключается в восприятии и овладении учеником научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей; в) результат - формирование новых форм поведения и деятельности, изменение ранее приобретенных на основе познания, упражнения и полученного опыта; г) специфика в том, что познавательная деятельность осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений, однако только в процессе обучения она приобретает четкое оформление: это процесс познания, управляемый педагогом, где ученик - субъект специально организованной деятельности; д) успех в деятельности зависит от осознания и овладения ее структуры в целостности компонентов, а также активности (учебно-познавательной мотивации) обучающегося.

До сих пор в науке не определились с названием деятельности школьника. Она именуется «учебной», «учебно-познавательной», «познавательной». Чаще всего в педагогических исследованиях встречается понятие «учебно-познавательная» деятельность. Как считает Ш.А. Амонашвили, деятельность ученика в школе следует характеризовать именно как учебно-

познавательную, так как она направлена на решение двух видов задач - учебных и познавательных. Причем специфика учебной деятельности, в отличие от познавательной, заключается в постижении учеником субъективно новых, уже открытых фактов и закономерностей действительности при помощи учителя, она всегда направляема и несамостоятельна, что обусловливает необходимость «усиления» познавательных задач, которые ребенок будет решать самостоятельно [7, с. 173-174].

Учебную и познавательную деятельность предлагают рассматривать как два взаимообусловленных вида деятельности: учебная деятельность «служит репродуктивной основой для собственно познавательных действий, а учебные цели, возникающие в процессе решения познавательной проблемы, носят служебный характер и призваны способствовать ее более эффективному решению» (С.Г. Воровщиков) [8, с. 387].

По мнению разработчиков новых школьных стандартов, учебная деятельность по сути шире познавательной: первая, являясь для школьников сферой жизнедеятельности, пространством не только познавательного, но и социального взаимодействия, включает в себя познание [1].

Обобщая сказанное об учебно-познавательной деятельности, мы составили собственную точку зрения относительно понимания ключевой деятельности учеников: в широком смысле она является для современных школьников самостоятельной сферой жизнедеятельности, в которой они позиционируют себя не только как субъекты данного вида деятельности, но и личностного становления и межличностного взаимодействия; в узком смысле она представляет собой деятельность школьника в процессе обучения, где ученик решает разные классы задач (учебные и познавательные), демонстрируя различную степень самостоятельности. Учебнопознавательная деятельность школьника особенна тем, что осуществляется под руководством учителя, объем помощи которого зависит от степени активности, самостоятельности и компетентности в ней школьников. От этого зависит и успешность учеников в познавательной деятельности.

На современном этапе развития общества в связи с изменениями, происходящими как в социуме, так и с человеком, исследователей волнуют проблемы организации учебнопознавательной деятельности обучающихся. Изучение работ А.Г. Асмолова [1], С.Г. Вершловского [9], О.Б. Даутовой [10], Д.И. Фельдшейна [11] и других авторов позволило сделать несколько заключений, касающихся особенностей реализации данного вида деятельности. Во-первых, характер её организации в настоящее время обусловлен прежде всего социокультурным и личностным факторами. Во-вторых, специфика подхода к учебнопознавательной деятельности в современных условиях связана с ориентацией в образовании на идею учить школьников учиться, освоением метапознавательных умений и навыков, которые обусловят готовность личности к «маневрированию» и успешному функционированию в информационном обществе и тем самым обеспечат реализацию ее потребностей.

Остановимся на характеристике факторов, влияющих на организацию учебнопознавательной деятельности. Первый заключается в том, что социокультурное пространство, в котором функционирует современный школьник, существенно изменилось и влияет на его развитие и жизнедеятельность. Сегодня отмечается появление качественно нового мира, в котором информация определяет скорость технических, технологических, культурных достижений. В научной литературе его характеризуют как постнеклассическую рациональность, постиндустриальное, информационное общество. Отмечается появление нового типа культуры, отличающейся: ориентацией на настоящее, на человека, на диалог; мозаичностью - отсутствием строгих границ между одним содержанием и другим; приоритетом рациональности мышления над ассоциативностью, метафоричностью; приоритетностью случая, прецедента над стабильностью (В. Гам) [12].

Фактор личностного развития выражается в том, что школьник под воздействием среды проявляет новые черты и характеристики. Названные социокультурные факторы стали причиной произошедших изменений в современном ребенке. Ссылаясь на работы Т.П. Авдуловой [13], С.Г. Вершловского [9], И.С. Илюшина [14], С.А. Лысиченковой [15], В.С. Собкина [16],

С.В. Тарсова [17], Е.М. Торшиловой [18], Д.И. Фельдштейна [11; 19] и других авторов, можно выделить ряд характеристик современных школьников, к которым относят:

- более свободное и независимое поведение и отношение к авторитетам, стремление высвободиться из-под чрезмерной опеки со стороны взрослых; стремление к реальной самостоятельности, которая представляется как свобода в самопознании, к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я»; желание занять благоприятное положение в школьном коллективе, закрепить свои позиции в детской субкультуре;

- демонстрируемая инфантильность, что отличает современных детей от предшеству-

ющих поколений;

- возросшие амбиции и самооценка, при этом способность понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, то есть способность к самоанализу, рефлексии;

- ярко выраженный скептицизм (происходит падение доверия к авторитетам учителя, родителей, традиционным источникам знаний);

- эрудированность; обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам; хорошая ориентация в постоянно меняющемся информационном пространстве и в новых технологиях;

- ориентация на успех, часто любой ценой; признание одними из важных умений - умения добиваться успеха, не вешать голову, не унывать в любых обстоятельствах и др.

Анализ работ последнего десятилетия позволил сделать вывод о том, что современная ситуация развития детей способствует: формированию, с одной стороны, самости, но в то же время и инфантильности; наличию широкой информированности при низкой способности к анализу, переработке и фильтрации информации, становлению у современных детей ориентации на достижение успеха в деятельности, на результат без интереса к содержанию самой деятельности.

Мы отметили, что наибольшую обеспокоенность исследователей вызывают трансформации в ценностных ориентациях современных школьников: наблюдается актуализация потребительства, рост безразличия к базовым ценностям [11]; негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций [19]; социально-культурные потребности отступают на задний план и становятся менее престижными, проявляется неверие в традиционные ценности, которые воспринимаются как относительные и необязательные для соблюдения, при абсолютизации индивидуальных ценностей [14].

Анализ исследований последних лет показал, что существенные изменения произошли в отношении школьников к учебно-познавательной деятельности [15; 20]. К числу основных проблем мы отнесли:

1. Проблему отчуждения от учебно-познавательной деятельности: отчуждение нарастает у учащихся по мере продвижения к старшим классам, причем наблюдается снижение мотивации учения у учащихся младших классов и даже при поступлении в школу (от 8-20% будущих первоклассников не проявляют желания учиться) [15].

2. Проблему прагматической ориентации в учебно-познавательной деятельности: учебно-познавательная деятельность весьма значима для будущего, но мало значима для настоящего реального микросоциального контекста отношений [20]. Прагматическая мотивация, связанная со снижением желания получить новые знания на фоне заметно повышающейся мотивации получения в будущем престижной работы, возрастает к 9-му классу, и в связи с этим учеба становится не целью, а средством для реализации будущих планов. Кроме того, последовательно от 7-го к 11-му классу снижается значимость целей «прочные знания» и «хорошая предпрофессиональная подготовка»: с возрастом увеличивается число школьников, указывающих на важность подготовки к обучению в вузе и приобретения опыта социального общения и взаимодействия (В.С. Собкин) [16].

3. Проблему прагматизации отношения к образованию в целом: высокая оценка школьниками роли образования как условия жизненного успеха. Проблема в том, что само получение образования рассматривается школьниками как «лифт», обеспечивающий возможность социального продвижения. Школьники в качестве синонимов понятию «успешность» рассматриваются «везучесть» и «удачливость» (каждый пятый выпускник), и только каждый третий выпускник считает, что жизненный успех зависит от качества образовательной подготовки, целеустремленности и наличия определенных личностных качеств (С.Г. Вершловский) [9].

Из сказанного можно заключить, что отношение к учебно-познавательной деятельности качественно меняется: от начальной школы к среднему звену отношение трансформируется с желания получить новые, прочные знания к представлению о школе и учебно-познавательной деятельности как ступеньке в успешное будущее, подготовительному этапу для получения «настоящего» образования. Отношение меняется с годами: чем взрослее становится ребенок, тем значимость содержания деятельности уступает место значимости ее результата. В этой ситуации школа и учебно-познавательная деятельность не рассматриваются как самодостаточная сфера жизнедеятельности школьника, как пространство самоопределения и самореализации ученика, как «важное для человека настоящее», которое ценно каждым днем и каждым приращением в этой деятельности.

Кроме того, в результате анализа современной научной литературы мы выделили проблемы, связанные с пониманием и реализацией сущности и структуры самой учебно-

познавательной деятельности [10]:

- проблема интеллектуализации процесса учения: ориентация на получение знаний, при этом в организации учебной деятельности не учитываются ее возможности как пространства для социального становления, взаимодействия, сотрудничества и общения. Школьники слабо владеют умениями планирования собственных действий, выстраивания коммуникации, работы в группе. Они не получают опыта применения собственных знаний;

- проблема несоответствия существующего в реальности учебного процесса произошедшим социкультурным и личностным трансформациям: чаще всего учебно-познавательной деятельностью управляет только педагог, он же ставит задачи и цели; между учениками и учителем выстраиваются отношения подчиненности (взрослый - ребенок); содержанием учебного процесса выступает предметное знание и, соответственно, основным результатом являются знания, умения, навыки; субъектами взаимодействия являются «педагог - класс»; культура урока - монологическая при доминантной роли учителя; использование в основном фронтальных форм обучения [10].

Вышеназванные проблемы имею свои последствия: учебно-познавательная деятельность не является личностно значимой, ценной для современного школьника, а он, как следствие, субъектом учебно-познавательной деятельности. Соглашаясь с мнением О.Б. Даутовой, а также разработчиков нового образовательного стандарта школьного образования, отметим, что причиной тому - традиционная система обучения, которая не отвечает запросам изменившегося общества и человека, его целям и потребностям.

В связи со сказанным следует заключить: изменения, произошедшие в социокультурном пространстве, современном школьнике повлияли на его отношение к учебно-познавательной деятельности, и это нельзя не учитывать. Причем в расчет следует брать как положительные, так и отрицательные трансформации, создавая оптимальные условия для развития первых и коррекции вторых.

Считаем, что в современных условиях развития школьников учебно-познавательная деятельность должна и признаваться как важная сфера их жизнедеятельности, в пределах которой они проводят значительную часть времени, и моделироваться педагогами не как узконаправленный процесс получения знаний, а как пространство, предоставляющее возможность для личностного становления, формирования ценностных ориентаций, личностных смыслов. Считаем особенно важным в настоящее время актуализировать воспитательный аспект в процессе становления учебно-познавательной деятельности.

В качестве предложений по изменению отношения школьников к учебнопознавательной деятельности и организации его в интересах ребенка, считаем важным поддержать идею об интеграции общего и дополнительного образования в рамках образовательного процесса школы, чтобы объединить сильные стороны, возможности каждого из них и создать для учеников познавательно-развивающую среду, стимулирующую инициативу и активность самого школьника. Такая среда позволит на основе выбора содержания и форм познавательной деятельности удовлетворять познавательные потребности и возможности на основе создания индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика.

Создание пространства на основе единения общего и дополнительного образования потребует согласования программ, интегративных образовательных технологий, системы единой диагностики достижений школьников в учебно-познавательной деятельности, новых форм работы с детьми и форм демонстрации ими своих достижений в деятельности, а также форм сопровождения школьника в интегрированном образовательном пространстве. Но в то же время этот путь решения проблем учебно-познавательной деятельности позволит, с одной стороны, актуализировать работу школы в соответствии с потребностями времени и современной личности, а с другой - получить ученикам возможность стать реальными субъектами познавательной деятельности, понять, что эта деятельность не только бесконечная учеба, но и возможность для саморазвития, самореализации в межличностном пространстве, получения опыта практической деятельности.

Ссылаясь на все выводы, сделанные в статье, попытаемся отметить новое, что удалось нам выявить и обозначить: 1) отметить ориентацию на уровне науки и практики в сторону необходимости признания учебной деятельности как сферы полноценной жизнедеятельности школьника, в которой он проходит процесс становления в качестве субъекта познавательной деятельности и личностного позиционирования; 2) на основе выделенных двух взаимообусловленных факторов - социокультурного и личностного - определить круг современных проблем, существующих в отношении к учебно-познавательной деятельности и понимании ее сущности; 3) определиться с ориентацией в решении проблемы организации учебно-познавательной деятельности, которая заключается в создании единого познавательно-развивающего простран-

ства в школе за счет интеграции возможностей общего и дополнительного образования, которое позволит предоставить школьнику возможность развиваться в качестве субъекта учебной деятельности и социального взаимодействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2003. Ч.1.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эмперич. психол. исслед.: учеб. пособие

для студ. вузов, обуч-ся по направл. и спец. психологи. - М.: Академия, 2004.

5. Эльконин ДБ. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

6. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004.

7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1984.

8. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.

9. Вершловский С.Г. Выпускник-2007 // Результаты исследования. URL: http://www.myshared.ru/slide/188536 (дата обращения 27.09.2013).

10. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании: ав-тореф. дисс. ... д-ра. пед. наук. - СПб, 2011.

11. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2.

12. Гам В.И. Стратегическое мышление как основа успеха // Народное образование. 2007. № 7.

13. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2010. № 4.

14. ИлюшинЛ.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования: монография. - СПб.: Издательство БАН, 2002.

15. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. 2012. № 4.

16. Собкин В.С. Трансформирование целей и мотивации учебы школьников // СоцИс: Социол. Исслед. - М. 2006. № 8.

17. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде: монография. - СПб.: Образование-Культура, 2001.

18. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: результаты социально-психологического исследования // Известия РАО. 2001. № 4.

19. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Проблемы современного образования, 2011. № 6. URL:

http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:109148/Source:default (дата обращения

7.04.2014).

20. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности: итоги социол. исслед. / [авт. коллектив: С.В. Дармодехин, В.Н. Архангельский, Г.М. Иващенко, Ю.И. Муратов]. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Kulturno-istoricheskaya sistemno-deyatelnostnaya paradigma proektirovaniya standartov shkolnogo obrazovaniya // Voprosy psikhologii. 2007. № 4.

2. Podlasyy I.P. Pedagogika. Novyy kurs: ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy, obuchayushchikhsya po ped. spets.: v 2 kn. - M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2005.

3. Slastenin V.A. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy: v 2 ch. - M.: VLADOS, 2003. CH.1.

4. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoret. i emperich. psikhol. issled.: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuch-sya po napravl. i spets. psikhologi. - M.: Akademiya, 2004.

5. Elkonin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. - M.: Pedagogika, 1989.

6. Pedagogika: uchebnik / pod red. L.P. Krivshenko. - M.: TK Velbi; Izd-vo Prospekt, 2004.

7. Amonashvili SH.A. Vospitatelnaya i obrazovatelnaya funktsiya otsenki ucheniya shkolnikov: eksperimentalno-pedagogicheskoe issledovanie. - M.: Pedagogika, 1984.

8. Vorovshchikov S.G. Vnutrishkolnoe upravlenie razvitiem uchebno-poznavatelnoy kompetentnosti starsheklassnikov: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2007.

9. Vershlovskiy S.G. Vypusknik-2007 // Rezultaty issledovaniya. URL: http://www.myshared.ru/slide/188536 (data obrashcheniya 27.09.2013).

10. Dautova O.B. Izmenenie uchebno-poznavatelnoy deyatelnosti shkolnika v sovremennom obrazovanii: avtoref. diss. ... d-ra. ped. nauk. - SPb, 2011.

11. Feldshteyn D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoy shkoly v usloviyakh znachimykh izmeneniy rebenka i situatsii ego razvitiya // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010. № 2.

12. Gam V.I. Strategicheskoe myshlenie kak osnova uspekha // Narodnoe obrazovanie. 2007. № 7.

13. Avdulova T.P. Podrostki v informatsionnom prostranstve // Psikhologiya obucheniya. 2010. № 4.

14. Ilyushin L.S. Obrazovatelnaya motivatsiya: teoriya i metodologiya issledovaniya: monografiya. - SPb.: Izdatelstvo BAN, 2002.

15. Lysichenkova S.A. Vliyanie osobennostey sovremennykh shkolnikov na ikh poznavatelnuyu motivatsiyu // Molodoy uchenyy. 2012. № 4.

16. Sobkin V.S. Transformirovanie tseley i motivatsii ucheby shkolnikov // SotsIs: Sotsiol. Issled. - M. 2006. № 8.

17. Tarasov S.V. SHkolnik v sovremennoy obrazovatelnoy srede: monografiya. - SPb.: Obrazovanie-Kultura, 2001.

18. Torshilova E.M. Sovremennye shkolniki: tsennostnye orientatsii, predpochteniya i vkusy: rezultaty sotsialno-psikhologicheskogo issledovaniya // Izvestiya RAO. 2001. № 4.

19. Feldshteyn D.I. Psikhologo-pedagogicheskaya nauka kak resurs razvitiya sovremennogo sotsiuma // Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2011. № 6. URL:

http://lib.mgppu.ru/0pacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:109148/Source:default (data obrashcheniya

7.04.2014).

20. Sovremennyy podrostok: problemy zhiznedeyatelnosti: itogi sotsiol. issled. / [avt. kollektiv: S.V. Darmodekhin, V.N. Arkhangelskiy, G.M. Ivashchenko, YU.I. Muratov]. - M.: Gos. NII semi i vospitaniya, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.