Научная статья на тему 'Содержание профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры'

Содержание профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ / ПРАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ И ЭЛЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / SPECIALIZED TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES / SPECIALIZED TRAINING PROGRAM / THEORETICAL / INSTRUCTING AND ELECTIVE COMPONENTS OF PROGRAM / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна

В статье раскрывается авторский подход к построению содержания профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры. Выполненные обобщение пакета документов по реформированию образования в общеобразовательной школе и анализ научных публикаций показали, что существует необходимость создания концепции и программы специализированной подготовки (профильного обучения) на старшей ступени общеобразовательной школы. Разработанная автором программа построена на основе ведущих положений модернизации системы общего среднего образования в целом и по физической культуре в частности. Приоритет отдан фундаментализации содержания образования, раскрытию и эффективному использованию общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Инновационную основу программы составляют взаимодействующие и находящиеся в структурном единстве подсистемы содержательного, программно-нормативного, методического, процессуального характера, позволяющие эффективно реализовать задачи формирования базовой физической культуры личности и профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры. Ее реализация позволяет эффективно решать задачи формирования базовой физической культуры личности и профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глущенко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of specialized training of high school students in physical education

The article deals with the author’s approach to organizing the specialized training of high school students in physical education. The summary of education reform documents at secondary school as well as the analysis of the scientific publications show that it is necessary to create concepts and specialized training programs at high school. The developed program is based on the leading modernization positions of the system of general secondary education in whole and physical education in particular. Priority is given to grounding the educational content, unlocking and effective applying of the educational potential of Physical Education. In terms of innovations, the program builds on interactive and structurally integrated subsystems of meaningful, regulatory, methodological, procedural nature that effectively perform the tasks of the basic personal physical education and specialized training of high school students in physical education. Its implementation allows one to meet the challenges of the formation of the basic physical culture of personality and specialized training of high school students in physical education.

Текст научной работы на тему «Содержание профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры»

УДК 373.6:37.037

https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.15

Глущенко Ирина Анатольевна

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогического образования Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Glushchenko Irina Anatolyevna

PhD in Education Science, Head of the Pedagogical Education Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

THE CONTENT OF SPECIALIZED TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION

Аннотация:

В статье раскрывается авторский подход к построению содержания профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры. Выполненные обобщение пакета документов по реформированию образования в общеобразовательной школе и анализ научных публикаций показали, что существует необходимость создания концепции и программы специализированной подготовки (профильного обучения) на старшей ступени общеобразовательной школы. Разработанная автором программа построена на основе ведущих положений модернизации системы общего среднего образования в целом и по физической культуре в частности. Приоритет отдан фундаментализации содержания образования, раскрытию и эффективному использованию общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Инновационную основу программы составляют взаимодействующие и находящиеся в структурном единстве подсистемы содержательного, программно-нормативного, методического, процессуального характера, позволяющие эффективно реализовать задачи формирования базовой физической культуры личности и профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры. Ее реализация позволяет эффективно решать задачи формирования базовой физической культуры личности и профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры.

Summary:

The article deals with the author's approach to organizing the specialized training of high school students in physical education. The summary of education reform documents at secondary school as well as the analysis of the scientific publications show that it is necessary to create concepts and specialized training programs at high school. The developed program is based on the leading modernization positions of the system of general secondary education in whole and physical education in particular. Priority is given to grounding the educational content, unlocking and effective applying of the educational potential of Physical Education. In terms of innovations, the program builds on interactive and structurally integrated subsystems of meaningful, regulatory, methodological, procedural nature that effectively perform the tasks of the basic personal physical education and specialized training of high school students in physical education. Its implementation allows one to meet the challenges of the formation of the basic physical culture of personality and specialized training of high school students in physical education.

Ключевые слова:

профильная подготовка старшеклассников, деятельность в области физической культуры, про-грамма профильной подготовки, теоретический, практико-методический и элективный компоненты программы, учебный план.

Keywords:

specialized training of high school students, physical education activities, specialized training program, theoretical, instructing and elective components of program, curriculum.

Процесс реформирования общего среднего образования в России, осуществляемый в рамках комплексной программы модернизации российской системы образования, в качестве одной из наиболее актуальных выдвигает проблему профильной подготовки старшеклассников. Свое место в этой системе должно найти и направление, обеспечивающее их подготовку к деятельности в области физической культуры [1].

Вместе с тем реальная действительность свидетельствует о том, что система общего среднего образования в области физической культуры к этому не готова. В частности, специально организованное предварительное исследование показало, что подавляющее большинство специалистов, начиная с тех, что работают в органах управления образованием, и заканчивая учителями физической культуры, не готовы к широкому внедрению профильной подготовки в области физической культуры, так как имеют об этой проблеме фрагментарное и смутное представление [2; 3; 4].

Обобщение пакета документов по реформированию образования в общеобразовательной школе, а также анализ научных публикаций показывают, что существует необходимость создания концепции специализированной подготовки (профильного обучения) на старшей ступени общеобразовательной школы.

Настоящее исследование было организовано и проведено на базе средней образовательной школы № 11 города Невинномысска Ставропольского края в 2006-2016 гг. Целями исследования явились разработка и экспериментальное обоснование программы профильного обучения старшеклассников с физкультурной направленностью. Ее реализация построена на основе ведущих положений модернизации системы общего среднего образования в целом и по физической культуре в частности. Приоритет отдан фундаментализации содержания образования, раскрытию и эффективному использованию общеобразовательного потенциала предметной области «Физическая культура».

Программа содержит в себе: цели, задачи, содержание учебного плана (профильный и элективный компоненты), набор рабочих программ, соответствующих учебному плану, организационно-методические указания, требования к уровню подготовки выпускников. Проблема целей профильной подготовки актуализируется индивидуальными потребностями личности, что в свою очередь нашло отражение в тематике и содержании курсов по выбору.

Программа предусматривает ознакомление с различными подходами к осуществлению комплексного воздействия на человеческий организм с целью его оздоровления и физического совершенствования. Обращается внимание на сущностные характеристики различных оздоровительных систем. Совокупность основ знаний, представленных в программе, призвана служить в качестве интеллектуальной основы самосовершенствования на протяжении всей жизни человека. Она на практике должна способствовать реализации такой системы оздоровительной и кондиционной тренировки организма, в основе которой лежит концепция: «Я сам себе тренер» [5; 6].

Эта деятельность реализуется на основе разработанного нами учебного плана профильной подготовки (табл. 1).

Таблица 1 - Учебный план про( )ильной подготовки

Содержание профильной подготовки Часы в год Часы в неделю Всего за два года обучения *

10-й класс 11-й класс 10-й класс 11-й класс

Профильный блок 170 170 5 5 340

Элективный блок 102 102 3 3 204

Педагогическая практика, проекты, исследовательская деятельность 34 34 1 1 68

Итого 306 306 9 9 612

* Продолжительность учебного года - 34 недели.

Возможности базисного учебного плана позволяют реализовать профильную подготовку в 10-11-х классах за счет федерального компонента и компонента образовательной организации в объеме 9 ч в неделю. Всего за два года обучения внедрение профильной подготовки составит 612 ч.

Теоретический и практико-методический компоненты программы призваны раскрыть роль физической культуры в жизни современного общества, содержание основных понятий теории физической культуры, общие основы теории тренировки организма, теории и методики развития отдельных физических качеств, принципиальные отличия методики оздоровительной и спортивной тренировки и др.

Элективный компонент программы представлен десятью элективными курсами разной направленности. Учащийся сам выбирает курсы, тем самым строит свою индивидуальную траекторию профильного обучения по физической культуре.

Особенности рассматриваемой программы следующие:

- Программа рассчитана на учащихся, у которых нет каких-либо особенных физических способностей, имеются отклонения в здоровье, и физически развитых школьников, т. е. для всех желающих учащихся, которые любят физическую культуру.

- Программа содержит большое многообразие средств, форм и специальных знаний по физкультурной деятельности, которые в дальнейшем способствуют развитию у школьников интересов и потребностей в занятиях физкультурной деятельностью.

- Образовательная направленность профильного теоретического курса «Физическая культура: основы знаний» способствует теоретическому и практическому осознанию учащимся влияния физической культуры на организм человека, а содержание элективных курсов позволяет более широко охватить спектр воздействия на организм и более масштабно раскрыть образовательную сторону предмета.

- Содержание каждого раздела программы строится по принципу «от общего (фундаментального) к частному (профилированному)», что является логически верным в освоении учащимися каждого учебного этапа.

Учебный план профильной подготовки учащихся 10-11-х классов основывается на базисном учебном плане. Исходя из него каждая школа формирует собственный учебный план. Общий объем нагрузки профильной подготовки старшеклассников составляет 612 ч - по 306 ч в 10-м и 11-м классах. Он формируется из объема нагрузки, запланированного на усвоение вариативного компонента базисного учебного плана.

Профильный компонент программы, состоящий из основного раздела «Основы знаний» (теоретического и инструктивно-методического курсов), направлен:

- на приоритетность образовательного аспекта, позволяющего достичь оптимального соотношения двигательного и интеллектуального компонентов физической культуры;

- ориентацию учащихся на развитие творческих способностей, использование приоритетных знаний, средств физической культуры в процессе повседневной жизнедеятельности;

- переход обязательных форм физкультурно-спортивной практики в процесс самосовершенствования, основанный на создании необходимости и сформированности устойчивой привычки самостоятельно заботиться о своем физическом состоянии;

- интеграцию основ знаний из различных областей науки, связанных с физической культурой, с целью формирования целостных представлений об этом социальном явлении, их генерализацию на основе фундаментальных научных идей, понятий, принципов, теорий.

Элективный компонент представлен в объеме 10 элективных курсов различной направленности.

В частности, курс «Олимпийское движение» имеет образовательную направленность, где основной целью выступает формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ истории олимпийского движения. Элективные курсы «Технико-тактическая и специальная физическая подготовка баскетболиста», «Технико-тактическая и специальная физическая подготовка волейболиста», «Туризм» имеют тренировочно-спортивную направленность, где основной целью является углубленное формирование практической деятельности школьника в изучаемой области.

Основная задача курсов состояла в повышении эффективности применения ранее изученных технических приемов и совершенствовании их в усложненных условиях.

Включенный в программу материал может повысить уровень физических качеств и способствовать развитию психомоторных способностей учащихся. Здесь необходимо учитывать состояние физической подготовленности школьника, решившего пройти тот или иной курс. При этом нельзя отказывать учащемуся по причине его низкой двигательной подготовленности. Учитель должен применить все свои знания и умения, работая с различно подготовленными учащимися, использовать на занятиях личностно ориентированный подход.

Курсы «Элементы общего и классического массажа», «Ритмическая гимнастика», «Атлетическая гимнастика», «Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий», «Общая физическая подготовка» имеют оздоровительную направленность. Их цель - научить более грамотно использовать средства, формы и методы занятий физическими упражнениями для улучшения состояния здоровья, снятия утомления, нервного напряжения.

Эти элективные курсы рекомендуются для учащихся, имеющих отклонения в здоровье, для тех, кто имеет организационные способности и склонности к проведению различных мероприятий физкультурной направленности, желающих расширить знания в этой области.

Элективный курс «Семейная физическая культура» обязателен для всех учащихся, а также для родителей. Его главной целью является формирование понимания того, что с помощью физической культуры можно избежать различных кризисных ситуаций в состоянии здоровья, что совместная деятельность родителей и детей, их общие интересы сплачивают семью, соблюдение здорового образа жизни гарантирует здоровое потомство.

В связи с этим актуальными становятся следующие задачи:

- формирование знаний о семейном досуге и умений его организации (родители + ребенок);

- расширение знаний о здоровом образе жизни;

- проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий вместе с родителями («Папа, мама, я», турпоходы и т. д.).

Элективный компонент, представленный в описываемой программе, выступает в роли «надстройки» и дополняет содержание профильного обучения, удовлетворяет индивидуальные потребности и желания, имеющиеся у школьников.

Школьникам отводится один час в неделю на исследовательскую, педагогическую и самостоятельную учебную деятельность. Школьники 10-11-х классов работают в качестве организаторов занятий по физической культуре с учащимися младшего школьного возраста. Научно-исследовательская деятельность представлена в форме реферативной работы. Руководителями работ выступали учителя физической культуры, которые разрабатывали тематику.

Таким образом, содержание программы профильной подготовки соответствует всем требованиям, которые выдвигает Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Ее реализация позволяет эффективно решать задачи формирования базовой физической культуры личности и профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры.

Ссылки:

1. Глущенко И.А. Система профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007.

2. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 53-58.

3. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 24-28.

4. Maslow A. Some Educational Implications of the Humanistic Psychology // Harvard Educational Review. 1968. Vol. 38, no. 4. P. 670-690.

5. Петьков В.А. Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 4 (129). С. 179-183.

6. Лукьяненко В.П., Глущенко И.А. Профильная подготовка старшеклассников. Что это такое? // Физическая культура в школе. 2007. № 4. С. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.